Технология деятельностного метода развития
презентация к уроку на тему
Статья о деятельностном методе обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhn.deyatelnostnogo_metoda.doc | 52 КБ |
tekhnologirya_deyatelnostnogo_metoda.pptx | 429 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Слайд 1.
В 80-е годы прошлого столетия в образовании появилось новое направление – «Деятельностное обучение». Иногда его называют «развивающее обучение». На протяжении двадцати лет это одно из ведущих направлений развития педагогической науки в России. Работа велась под руководством профессора П.Я.Гальперина и доцента И.И.Ильясова. Была разработана деятельностная методика организации учебного процесса, которая стала применяться ко всем учебным дисциплинам.
«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…» - писал немецкий педагог-демократ XIX в. Адольф Дистервег, чьи идеи значительно опередили время и являются актуальными для развития образования XXI века.
Слайд 2.
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Слайд 3
Уметь учиться — это значит уметь выполнять и рефлектировать деятельность учения, или учебную деятельность. Поэтому учащиеся должны понимать, что такое учебная деятельность, какова ее роль, какие есть средства и способы освоения новых знаний, как следует взаимодействовать друг с другом и с педагогом, какова роль педагога, должны рефлектировать свой опыт пребывания в учебной деятельности. Именно в действии порождается знание.
Технология деятельностного метода обучения и ее структура
Построенная структура учебной деятельности включает в себя систему деятельностных шагов.
Структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:
Слайд 4.
1.Мотивация к учебной деятельности. Безусловно, одним из важнейших моментов является начало урока. Цель: мотивировать (самоопределить) учащихся к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход ученика из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к деятельности на уроке.
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Важно отметить, что, выполняя пробные учебные действия в системе, учащиеся привыкают к тому, что ошибка в учении никогда не является «криминалом», а лишь поводом подумать, что не получается, и исправить свою ошибку.
3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для выявления причины затруднения задаются вопросы типа:
- - Почему здесь возникло затруднение?
- - Чем это задание отличается от предыдущих?
В итоге на данном шаге учащиеся должны понять, «чего они не знают», какого знания им не хватает.
4. Построение проекта выхода из затруднения. Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели.
5. Реализация построенного проекта. На данном этапе ученики действуют по плану, а учитель при необходимости направляет их с помощью наводящих вопросов. Однако важно, чтобы учитель фиксировал для себя возрастание их самостоятельности от урока к уроку. Таким образом, осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальную форму работы: предлагается применить новое учебное содержание в типовых условиях самостоятельно, затем выполнить самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. В завершение проводится рефлексия усвоения нового способа. Можно задать вопросы: - У кого возникли трудности? С чем они связаны? - Что удалось? - У кого все получилось? Молодцы!
8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе ребята выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Для этого подбираются такие задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Возможные вопросы:
- -Какую задачу ставили на уроке?
- -Удалось решить поставленную задачу?
- -Каким способом?
- -Какие получили результаты?
- -Что нужно сделать ещё?
- -Где можно применить новые знания?
- -Что на уроке у вас хорошо получилось?
- -Над чем ещё надо поработать?
При системно-деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями: восприятие информации; анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации); запоминание (создание образа); самооценка.
Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
Слайд 5.
Вкратце, можно рассмотреть структуру уроков технологии деятельностного метода обучения следующим образом:
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент). Цель: включение учащихся в деятельность. « Хочу, потому что могу».
2. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений для «открытия нового».
3. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений и проговаривание целей урока. « Почему возникли затруднения?», « Чего мы ещё не знаем?»
Слайд 6.
4. Открытие новых знаний. Цель: построить проект выхода из затруднения, обсудить проект решения,составить алгоритм.
5. Первичное закрепление. Цель : Проговаривание нового, запись в виде опорного сигнала.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель : Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Слайд 7.
7. Рефлексия деятельности. Цель : осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка своей деятельности и всего класса. Вопросы : Какую задачу ставили? чем ещё нужно поработать?
8. Высказываемся все !
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я попробую…
- Было трудно…
Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть её субъектом.
Слайд 8.
Ребенок учится лучше и научится большему, когда он изучает то, что соответствует его: интересам, потребностям и возможностям.
Этот метод осуществляется путём создания на уроках проблемных ситуаций и, как следствие-необходимости проблемного диалога.
Использование деятельностного подхода и проблемно-диалогического метода обучения создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.
Заключение
Слайд 9.
В заключении хочу отметить, что технология деятельностного метода обучения способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление. Недаром существует великое множество цитат, в которых отображается концепция технологии деятельностного метода обучения.
Слайд 10.
Уверена, что правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволяет оптимизировать учебный процесс, устраняет перегрузку ученика, предотвращает школьные стрессы, делает учёбу в школе единым образовательным процессом.
- Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО, Москва 2007 г.
- Петерсон Л.Г. Программа “Учусь учиться” Москва 2007 г.
- Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/ А.Г. Асмолов // Практика образования.-2008.- №2.
- Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Структура уроков введения нового знания:
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент). Цель: включение учащихся в деятельность. « Хочу, потому что могу». 2. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений для «открытия нового». 3. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений и проговаривание целей урока. « Почему возникли затруднения?», « Чего мы ещё не знаем?»
4. Открытие новых знаний Цель: построить проект выхода из затруднения, обсудить проект решения,составить алгоритм. 5. Первичное закрепление. Цель : Проговаривание нового, запись в виде опорного сигнала. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель : Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
7. Рефлексия деятельности. Цель : осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка своей деятельности и всего класса. Вопросы : Какую задачу ставили? чем ещё нужно поработать? 8. Высказываемся все ! Сегодня я узнал… Было интересно… Я понял, что… Теперь я могу… Я попробую… Было трудно…
Ребенок учится лучше и научится большему, когда он изучает то, что соответствует его:
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л.Н.Толстой «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». А. Дистервег «Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить» Т . Эдисон
«Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, он ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству» А. Дистервег