Технология деятельностного метода развития
презентация к уроку на тему

Замалеева Олеся Васильевна

Статья о деятельностном методе обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                Введение

Слайд 1.

В 80-е годы прошлого столетия в образовании появилось новое направление – «Деятельностное обучение». Иногда его называют «развивающее обучение». На протяжении двадцати лет это одно из ведущих направлений развития педагогической науки в России. Работа велась под руководством профессора П.Я.Гальперина и доцента И.И.Ильясова. Была разработана деятельностная методика организации учебного процесса, которая стала применяться ко всем учебным дисциплинам.
 «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…» - писал немецкий педагог-демократ XIX в.  Адольф Дистервег, чьи идеи значительно опередили время и являются актуальными для развития образования XXI века. 

Слайд 2.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. 

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам,  а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». 

   Слайд 3

Уметь учиться — это значит уметь выполнять и рефлектировать деятельность учения, или учебную деятельность. Поэтому учащиеся должны понимать, что такое учебная деятельность, какова ее роль, какие есть средства и способы освоения новых знаний, как следует взаимодействовать друг с другом и с педагогом, какова роль педагога, должны рефлектировать свой опыт пребывания в учебной деятельности. Именно в действии порождается знание. 

Технология деятельностного метода обучения и ее структура

        Построенная структура учебной деятельности включает в себя систему деятельностных шагов.

Структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:

Слайд 4.

1.Мотивация к учебной деятельности. Безусловно, одним из важнейших моментов является начало урока.  Цель: мотивировать (самоопределить) учащихся к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход ученика из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к деятельности на уроке.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Важно отметить, что, выполняя пробные учебные действия в системе, учащиеся привыкают к тому, что ошибка в учении никогда не является «криминалом», а лишь поводом подумать, что не получается, и исправить свою ошибку.

3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для выявления причины затруднения задаются вопросы типа:

  •  - Почему здесь возникло затруднение?
  • - Чем это задание отличается от предыдущих?

 В итоге на данном шаге учащиеся должны понять, «чего они не знают», какого знания им не хватает.

4. Построение проекта выхода из затруднения. Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели.

5. Реализация построенного проекта.  На данном этапе ученики действуют по плану, а учитель при необходимости направляет их с помощью наводящих вопросов. Однако важно, чтобы учитель фиксировал для себя возрастание их самостоятельности от урока к уроку. Таким образом, осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальную форму работы: предлагается применить новое учебное содержание в типовых условиях самостоятельно, затем выполнить самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. В завершение проводится рефлексия усвоения нового способа. Можно задать вопросы: - У кого возникли трудности? С чем они связаны? - Что удалось? - У кого все получилось? Молодцы!

8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе ребята выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Для этого подбираются такие  задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.        

Возможные вопросы:

  • -Какую задачу ставили на уроке?
  • -Удалось решить поставленную задачу?
  • -Каким способом?
  • -Какие получили результаты?
  • -Что нужно сделать ещё?
  • -Где можно применить новые знания?
  • -Что на уроке у вас хорошо получилось?
  • -Над чем ещё надо поработать?

    При системно-деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями: восприятие информации; анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации); запоминание (создание образа);  самооценка. 

Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

Слайд 5.

Вкратце, можно рассмотреть структуру уроков технологии деятельностного метода обучения следующим образом:

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент). Цель: включение учащихся в деятельность. « Хочу, потому что могу».

2. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений для «открытия нового».

3. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений и проговаривание целей урока. « Почему возникли затруднения?», « Чего мы ещё не знаем?»

Слайд 6.

4. Открытие новых знаний. Цель: построить проект выхода из затруднения, обсудить проект решения,составить алгоритм.

5. Первичное закрепление. Цель : Проговаривание нового, запись в виде опорного сигнала.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель : Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Слайд 7.

7. Рефлексия деятельности. Цель : осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка своей деятельности и всего класса. Вопросы : Какую задачу ставили? чем ещё нужно поработать?

8. Высказываемся все !

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я попробую…
  • Было трудно…

Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть её субъектом.

Слайд 8.

Ребенок учится лучше и научится большему, когда он изучает то, что соответствует его: интересам, потребностям и возможностям.

Этот метод осуществляется путём создания на уроках  проблемных ситуаций и, как следствие-необходимости проблемного диалога.

Использование деятельностного подхода и проблемно-диалогического метода обучения создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.

Заключение

Слайд 9.

В заключении хочу отметить, что технология деятельностного метода обучения способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление. Недаром существует великое множество цитат, в которых отображается концепция технологии деятельностного метода обучения.

Слайд 10.

Уверена, что  правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволяет оптимизировать учебный процесс, устраняет перегрузку ученика, предотвращает школьные стрессы, делает учёбу в школе единым образовательным процессом.

  • Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО, Москва 2007 г.
  • Петерсон Л.Г. Программа “Учусь учиться” Москва 2007 г.
  • Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/ А.Г. Асмолов // Практика образования.-2008.- №2.
  • Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология деятельностного метода

Слайд 2

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом

Слайд 3

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

Слайд 4

Структура уроков введения нового знания:

Слайд 5

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент). Цель: включение учащихся в деятельность. « Хочу, потому что могу». 2. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений для «открытия нового». 3. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений и проговаривание целей урока. « Почему возникли затруднения?», « Чего мы ещё не знаем?»

Слайд 6

4. Открытие новых знаний Цель: построить проект выхода из затруднения, обсудить проект решения,составить алгоритм. 5. Первичное закрепление. Цель : Проговаривание нового, запись в виде опорного сигнала. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель : Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Слайд 7

7. Рефлексия деятельности. Цель : осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка своей деятельности и всего класса. Вопросы : Какую задачу ставили? чем ещё нужно поработать? 8. Высказываемся все ! Сегодня я узнал… Было интересно… Я понял, что… Теперь я могу… Я попробую… Было трудно…

Слайд 8

Ребенок учится лучше и научится большему, когда он изучает то, что соответствует его:

Слайд 9

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л.Н.Толстой «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». А. Дистервег «Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить» Т . Эдисон

Слайд 10

«Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, он ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству» А. Дистервег


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока немецкого языка в технологии деятельностного метода

Методическая разработка урока немецкого языка в технологии деятельностного метода. Это урок  открытия нового знания (ОНЗ) на базовом уровне. Урок по теме «Времена года» рассчитан на учащихс...

Технология деятельностного метода обучения на уроках математики

Самой острой проблемой школы на сегодня я считаю, является снижение интереса учащихся к учению. Это ведет к росту неуспеваемости, падению качества знаний, умений и навыков, неудовлетворенности у...

Технология деятельностного метода обучения на уроках математики

Самой острой проблемой школы на сегодня я считаю, является снижение интереса учащихся к учению. Это ведет к росту неуспеваемости, падению качества знаний, умений и навыков, неудовлетворенности у...

Теоретические аспекты технологии деятельностного метода и ее применение в образовательном процессе

В статье дано краткое теоретическое описание технологии деятельностного метода. Перечислены различные варианты ее использования в практической деятельности на уроке и во внеурочное время....

«Технология деятельностного метода – инструмент эффективного развития способностей учащихся начальной школы»

Деятельностный метод обучения - это метод, при котором ребёнок не получает готовые знания, а добывает их сам в процессе собственной учебно - познавательной деятельности....

«Технология деятельностного метода – инструмент эффективного развития способностей учащихся начальной школы»

Деятельностный метод обучения - это метод, при котором ребёнок не получает готовые знания, а добывает их сам в процессе собственной учебно - познавательной деятельности....

Технологическая карта урока в технологии деятельностного метода с применением технологии формирующего оценивания.

Тип урока: урок общеметодологической направленности. Класс: 10. Тема: Логарифмические выражения. Технологии: формипующее оцениване и деятельностный метод....