Технология деятельностного метода развития
презентация к уроку на тему

Замалеева Олеся Васильевна

Статья о деятельностном методе обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                Введение

Слайд 1.

В 80-е годы прошлого столетия в образовании появилось новое направление – «Деятельностное обучение». Иногда его называют «развивающее обучение». На протяжении двадцати лет это одно из ведущих направлений развития педагогической науки в России. Работа велась под руководством профессора П.Я.Гальперина и доцента И.И.Ильясова. Была разработана деятельностная методика организации учебного процесса, которая стала применяться ко всем учебным дисциплинам.
 «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…» - писал немецкий педагог-демократ XIX в.  Адольф Дистервег, чьи идеи значительно опередили время и являются актуальными для развития образования XXI века. 

Слайд 2.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. 

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам,  а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». 

   Слайд 3

Уметь учиться — это значит уметь выполнять и рефлектировать деятельность учения, или учебную деятельность. Поэтому учащиеся должны понимать, что такое учебная деятельность, какова ее роль, какие есть средства и способы освоения новых знаний, как следует взаимодействовать друг с другом и с педагогом, какова роль педагога, должны рефлектировать свой опыт пребывания в учебной деятельности. Именно в действии порождается знание. 

Технология деятельностного метода обучения и ее структура

        Построенная структура учебной деятельности включает в себя систему деятельностных шагов.

Структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:

Слайд 4.

1.Мотивация к учебной деятельности. Безусловно, одним из важнейших моментов является начало урока.  Цель: мотивировать (самоопределить) учащихся к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход ученика из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к деятельности на уроке.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Важно отметить, что, выполняя пробные учебные действия в системе, учащиеся привыкают к тому, что ошибка в учении никогда не является «криминалом», а лишь поводом подумать, что не получается, и исправить свою ошибку.

3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для выявления причины затруднения задаются вопросы типа:

  •  - Почему здесь возникло затруднение?
  • - Чем это задание отличается от предыдущих?

 В итоге на данном шаге учащиеся должны понять, «чего они не знают», какого знания им не хватает.

4. Построение проекта выхода из затруднения. Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели.

5. Реализация построенного проекта.  На данном этапе ученики действуют по плану, а учитель при необходимости направляет их с помощью наводящих вопросов. Однако важно, чтобы учитель фиксировал для себя возрастание их самостоятельности от урока к уроку. Таким образом, осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальную форму работы: предлагается применить новое учебное содержание в типовых условиях самостоятельно, затем выполнить самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. В завершение проводится рефлексия усвоения нового способа. Можно задать вопросы: - У кого возникли трудности? С чем они связаны? - Что удалось? - У кого все получилось? Молодцы!

8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе ребята выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Для этого подбираются такие  задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.        

Возможные вопросы:

  • -Какую задачу ставили на уроке?
  • -Удалось решить поставленную задачу?
  • -Каким способом?
  • -Какие получили результаты?
  • -Что нужно сделать ещё?
  • -Где можно применить новые знания?
  • -Что на уроке у вас хорошо получилось?
  • -Над чем ещё надо поработать?

    При системно-деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями: восприятие информации; анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации); запоминание (создание образа);  самооценка. 

Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

Слайд 5.

Вкратце, можно рассмотреть структуру уроков технологии деятельностного метода обучения следующим образом:

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент). Цель: включение учащихся в деятельность. « Хочу, потому что могу».

2. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений для «открытия нового».

3. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений и проговаривание целей урока. « Почему возникли затруднения?», « Чего мы ещё не знаем?»

Слайд 6.

4. Открытие новых знаний. Цель: построить проект выхода из затруднения, обсудить проект решения,составить алгоритм.

5. Первичное закрепление. Цель : Проговаривание нового, запись в виде опорного сигнала.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель : Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Слайд 7.

7. Рефлексия деятельности. Цель : осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка своей деятельности и всего класса. Вопросы : Какую задачу ставили? чем ещё нужно поработать?

8. Высказываемся все !

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я попробую…
  • Было трудно…

Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть её субъектом.

Слайд 8.

Ребенок учится лучше и научится большему, когда он изучает то, что соответствует его: интересам, потребностям и возможностям.

Этот метод осуществляется путём создания на уроках  проблемных ситуаций и, как следствие-необходимости проблемного диалога.

Использование деятельностного подхода и проблемно-диалогического метода обучения создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.

Заключение

Слайд 9.

В заключении хочу отметить, что технология деятельностного метода обучения способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление. Недаром существует великое множество цитат, в которых отображается концепция технологии деятельностного метода обучения.

Слайд 10.

Уверена, что  правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволяет оптимизировать учебный процесс, устраняет перегрузку ученика, предотвращает школьные стрессы, делает учёбу в школе единым образовательным процессом.

  • Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО, Москва 2007 г.
  • Петерсон Л.Г. Программа “Учусь учиться” Москва 2007 г.
  • Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/ А.Г. Асмолов // Практика образования.-2008.- №2.
  • Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология деятельностного метода

Слайд 2

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом

Слайд 3

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

Слайд 4

Структура уроков введения нового знания:

Слайд 5

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент). Цель: включение учащихся в деятельность. « Хочу, потому что могу». 2. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений для «открытия нового». 3. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений и проговаривание целей урока. « Почему возникли затруднения?», « Чего мы ещё не знаем?»

Слайд 6

4. Открытие новых знаний Цель: построить проект выхода из затруднения, обсудить проект решения,составить алгоритм. 5. Первичное закрепление. Цель : Проговаривание нового, запись в виде опорного сигнала. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель : Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Слайд 7

7. Рефлексия деятельности. Цель : осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка своей деятельности и всего класса. Вопросы : Какую задачу ставили? чем ещё нужно поработать? 8. Высказываемся все ! Сегодня я узнал… Было интересно… Я понял, что… Теперь я могу… Я попробую… Было трудно…

Слайд 8

Ребенок учится лучше и научится большему, когда он изучает то, что соответствует его:

Слайд 9

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л.Н.Толстой «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». А. Дистервег «Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить» Т . Эдисон

Слайд 10

«Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, он ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству» А. Дистервег