Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Русский народный фольклор».
план-конспект занятия на тему

Бабажанова Людмила Авазовна

Идея  по приобщению детей к истокам народной культуры очень значима, она способствует  формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважению к труду и таланту мастеров. Организовывая и используя различные фольклорные формы  (частушки, потешки, сказки, переклички, и пр.) позволили привлечь к участию не только активных, но и пассивных, застенчивых детей. Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно – эстетического, нравственного, эмоционального развития, такое занятие способствуют и социальному развитию детей.

И поэтому, я думаю, что данное занятие может быть направленно на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_russkiy_folkler_v_st.gr_._otkr.zanyatie.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе

«Русский народный фольклор».

Цель НОД: Систематизировать знания детей о русском народном фольклоре и закрепить знание о русской народной сказке «Заюшкина избушка» через игровую деятельность.

Интеграция образовательных областей:

 «Познавательное развитие»,

 «Речевое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»,

«Физическое развитие».

Задачи НОД:

  1. Образовательный аспект:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры на специально организованных занятиях.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Вызвать желание с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать русскую народную сказку.

Способствовать  развитию свободного общения с взрослыми и детьми.

Развивать умение использовать все виды фольклора (сказки, загадки, хороводы)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Способствовать развитию интереса к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм.

Образовательная область «Речевое развитие»:

Обогащение словаря словами (посиделки, лучина, гжель, хохлома, дымковская, филимоновская, водяной, семеновская)

  1. Развивающий аспект:

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Способствовать развитию конструктивного творчества в процессе конструктивной деятельности.

Образовательная область «Речевое развитие»

Формировать умение слушать и участвовать в рассказе сказки.

  1. Воспитательный аспект:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Формировать социальные навыки

Вызвать желание помочь герою сказки

Способствовать развитию умения соблюдать в ходе игры элементарные правила.

Образовательная область «Физическая культура»

Обеспечить оптимальную двигательную активность детей при проведении НОД.

Способствовать сохранению здоровья детей путем использования здоровье сберегающих технологий.

Методы и приемы.

Наглядный: (показ, демонстрация)

Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, загадки, пояснения.

Игровой: Русские народные игры, драматизация.

Оборудование (атрибуты и материалы): костюмы-маски для драматизации сказки, платок для русской народной игры «Водяной», Домик для Зайчика и домик для Лисички, столы, краска, кисточки, салфетки, стаканчики непроливайка,  альбомные листы, образцы  русского народного промысла (Чайник росписи гжель, Солонка росписи хохлома, Барышня дымковской росписи, Лошадка филимоновской росписи, Матрешка семеновской росписи),  План-Плакат для составления описательного рассказа о филимоновской росписи.

Форма проведения:  Игра-путешествие.

Формы  организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательно-исследовательская

Исследования объектов окружающего мира

Коммуникативная

Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками

Художественное творчество

Рисование

Музыкальное

Восприятие музыкального произведения

Двигательная

Двигательная форма развития ребенка

Игровая

Игры с правилами, народные игры

Логика образовательной деятельности.

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Предлагает детям поприветствовать гостей

Выполняют действие

Предлагает детям встать в круг и поиграть в русскую народную игру «Водяной», проговаривает слова

«Водяной, водяной,

Что сидишь под водой,

Выйди хоть на чуточку, на одну минуточку,

Выйди хоть на целый час,

Все равно не знаешь нас»

Выполняют действия

Интересуется, какие виды русского народного творчества еще дети знают

Ответы детей

Предлагает отгадать загадки

Отгадывают загадки

Предлагает показать драматизацию русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Выполняют действия

Интересуется, какие виды народного промысла дети знают, предлагает рассмотреть  образцы.

Ответы детей

Предлагает по Плакату-плану рассказать о филимоновском промысле

Ответы детей

Предлагает детям стать мастерами художниками  филимоновского  промысла

Выполняют действия

Предлагает сыграть в Русскую народную игру «У Медведя во бору» , проговаривает слова:

«У медведя во бору, грибы, ягоды беру,

А медведь не спит и на нас рычит»

Выполняют соответствующие действия

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Русский народный фольклор».

Цель НОД: Систематизировать знания детей о русском народном фольклоре и закрепить знание о русской народной сказке «Заюшкина избушка» через игровую деятельность.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи НОД:

  1. Образовательный аспект:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры на специально организованных занятиях.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Вызвать желание с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать русскую народную сказку.

Способствовать  развитию свободного общения с взрослыми и детьми.

Развивать умение использовать все виды фольклора (сказки, загадки, хороводы)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Способствовать развитию интереса к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм.

Образовательная область «Речевое развитие»:

Обогащение словаря словами (посиделки, лучина, гжель, хохлома, дымковская, филимоновская, водяной, семеновская)

  1. Развивающий аспект:

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Способствовать развитию конструктивного творчества в процессе конструктивной деятельности.

Образовательная область «Речевое развитие»

Формировать умение слушать и участвовать в рассказе сказки.

  1. Воспитательный аспект:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Формировать социальные навыки

Вызвать желание помочь герою сказки

Способствовать развитию умения соблюдать в ходе игры элементарные правила.

Образовательная область «Физическая культура»

Обеспечить оптимальную двигательную активность детей при проведении НОД.

Способствовать сохранению здоровья детей путем использования здоровье сберегающих технологий.

Методы и приемы.

Наглядный: (показ, демонстрация)

Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, загадки, пояснения.

Игровой: Русские народные игры, драматизация.

Оборудование (атрибуты и материалы): костюмы-маски для драматизации сказки, платок для русской народной игры «Водяной», Домик для Зайчика и домик для Лисички, столы, краска, кисточки, салфетки, стаканчики непроливайка,  альбомные листы, образцы  русского народного промысла (Чайник росписи гжель, Солонка росписи хохлома, Барышня дымковской росписи, Лошадка филимоновской росписи, Матрешка семеновской росписи),  План-Плакат для составления описательного рассказа о филимоновской росписи.

Форма проведения:  Игра-путешествие.

Организационный момент:

Предложить детям поприветствовать гостей и сыграть в русскую народную игру «Водяной»

Водяной, водяной

Не сиди под водой,

Выйди хоть на чуточку

На одну минуточку.

Выйди хоть на целый час,

Все равно не

знаешь нас.

Воспитатель: А какие виды народного творчества вы еще знаете.

Дети: Песни, сказки.

Воспитатель: А как появились сказки? И почему они называются сказки, а не как не по другому?

Дети: Сказки появись на Руси очень давно. Раньше люди не умели, не читать, не писать и поэтому придумывали разные интересные истории и рассказывали друг другу на посиделках. А так как истории они сказывали, то и пошло название сказка от слова сказать.

Воспитатель: Раньше на Руси сказки не только рассказывали, но и показывали. А показывали сказки на Ярмарке. Зазывал народ на сказку Скоморох. Вот и нашу сказку гостей тоже приглашает Скоморох.

Скоморох:   Здравствуйте, ребята! А вот и я. Я – Петрушка веселый, забавный, смешной. Никакая на свете игрушка, никогда не сравнится со мной! (Звенит колокольчиком.) Ребята, а что вы здесь делаете? Зачем пришли? Дети: «Сказку посмотреть» А какую сказку знаете? (Нет.) А хотите узнать? А загадки мои отгадаете? (Да.)

     «Загадаю вам загадки. Ну, попробуй отгадать. Если верные отгадки. Сказка к вам придет сейчас!»

Загадки

                           Комочек пуха,                                          Хожу в пушистой шубе,

                           Длинное ухо,                                       Живу в густом лесу,

                           Прыгает ловко,                                      Хитра я и проворна,

                          Любит морковку. (Заяц)                        Зайчиков люблю. (Лиса) 

                                Серый, зубастый                                      Зимой спит,

                          По полю рыщет                                        Летом - ульи ворошит. (Медведь)

                          Телят, ягнят ищет. (Волк)

                          Это сторож дом охраняет                     Хвост с узорами,

                          На воров громко лает. (Собака)             Сапоги со шпорами. (Петух)

А вот еще загадка.

Зайку выгнала лиса…

Плачет зайчик: «Вот беда»

Волк, медведь и петушок

Помогали зайке. Вот.

Догадались вы, друзья,

Что это за сказка? Да! (Заюшкина избушка)

     Ну а мне пора, друзья, веселить других ребят. До свидания!

Ведущий:  Тише, тише, не шумите

                    Нашу сказку не спугните

                    Здесь бывают чудеса, где же прячется она?

                    Сказку мы сейчас расскажем,

                    И расскажем и покажем

                    Сказка эта, давайте громко скажем

                    «Заюшкина избушка»

Начинается представление

Ведущий:  Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайчика лубяная.

                    Пришла весна – у лисицы избушка-то и растаяла, а у зайчика стоит по-старому.

Лиса:   Заинька впусти меня погреться, моя избушка растаяла.

Заяц: Заходи, лисонька, погрейся, замерзла совсем.

Ведущий: Заинька впустил лису, а она его из избушки-то и выгнала.

                   Идет зайчик и плачет, а навстречу ему собаки.

    Собаки: О чем зайчик плачешь?

Заяц: Как мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная.

                      Пришла весна, у нее избушка растаяла –

                      Она попросилась ко мне погреться, да и выгнала меня.

Собаки: Не плачь, зайчик, мы ее выгоним.

Ведущий: Пошли к избушке.

Собаки :  Ав-ав-ав! Поди, лиса, вон!

Ведущий: А лиса им с печи.

Лиса:  Как выскочу, как выпрыгну – полетят клочки по закоулочкам!

Ведущий:  Собаки испугались и убежали. Идет зайчик и плачет, а навстречу ему волк.

Волк: О чем зайчик плачешь?

Заяц: Как мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная.

                      Пришла весна, у нее избушка растаяла –

                      Она попросилась ко мне погреться, да и выгнала меня.

Волк: Не плачь, зайчик, я ее выгоню.

Заяц:  Нет, волк, не выгонишь. Собаки гнали – не выгнали, и ты не выгонишь

Волк:  Нет, выгоню!

Ведущий: Пошли они к избушке. Волк как зарычит.

Волк:  Р-р-р! Поди, лиса, вон!

Ведущий: А она ему с печи.

Лиса:  Как выскочу, как выпрыгну – полетят клочки по закоулочкам!

Ведущий:  Волк испугался и убежал в лес.

                    Сел зайчик под кустик и плачет. Идет мимо медведь.

Медведь: О чем заинька плачешь?

Заяц: Как мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная.

                      Пришла весна, у нее избушка растаяла –

                      Она попросилась ко мне погреться, да и выгнала меня.

Медведь: Не плачь, зайчик, я ее выгоню.

Заяц:  Нет, медведь, не выгонишь. Собаки гнали – не выгнали, и ты не выгонишь.

Медведь:  Нет, выгоню!

Ведущий: Пошли к избушке. Медведь как заревет.

Медведь: Поди, лиса, вон!

Ведущий: А она ему с печи.

Лиса:  Как выскочу, как выпрыгну – полетят клочки по закоулочкам!

Ведущий:  Медведь испугался и ушел. Сидит зайка под кустиком и плачет.

                    Идет мимо петушок – золотой гребешок и косу на плече несет.

                    Увидел зайчика и спрашивает.       

Петух: Что ты, зайка, плачешь?

Заяц:  Как мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная.

                      Пришла весна, у нее избушка растаяла –

                      Она попросилась ко мне погреться, да меня из избушки-то и выгнала.

Петух:  Пойдем, я ее выгоню.

Заяц:   Нет, не выгонишь.

                       Собаки гнали – не выгнали, медведь гнал – не выгнал, волк гнал – не выгнал,

                       И ты не выгонишь.

Петух:  А я выгоню. Пойдем!

Ведущий: Пошли к избушке. Петух и запел.

Петух: Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечь! Ступай, лиса, вон!

Ведущий: А лиса испугалась и говорит.

Лиса:  Одеваюсь…

Ведущий:  Петух опять запел.        

Лиса Шубу надеваю…

Ведущий: Петух в третий раз, как закричит.

Петух: Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечь! Ступай, лиса, вон!       

 Ведущий: Она и выскочила из избушки, в лес убежала.

                   А зайчик с петушком стали жить-поживать в избушке.

     Ребята, вам понравилась сказка? Тогда громко похлопайте в ладоши. А как сказка называлась?

А какая лиса в этой сказке? (Хитрая …)

А зайчик? (Бедный, несчастный…)

А кто помог зайчику? (Петух) Каким он был? (Храбрым…)

Ребята, а что всегда побеждает зло? (Добро) Правильно!

Выходят артисты:

Артистами ребята побывали,

И сказку вам ребята, показали

Артисты, зрители – все были хороши,

Похлопаем друг другу от души!

Воспитатель: Предлагает подойти к стенду с  образцами русских народных промыслов и предлагает рассмотреть каждый образец и ответить к какому виду он относится.

Дети: Рассматривают и отвечают (гжель, хохлома, дымка, семеновская, филимоновская)

Воспитатель: Предлагает детям по плану рассказать о филимоноской игрушке.

Дети: Филимоновская игрушка появилась в деревне Филимонова. Игрушки и посуды делает ганчар из глины. Затем игрушку сушат в печи. Из печи игрушка выходит белая и удлиненной формы, так как глина имеет особое свойство и поэтому у животных получается  длинная шея, а у барышень длинный стан. Краску для разукрашивания игрушек и посуды делают особым способом, в специальный порошок добовляют яйца поэтому краска получается яркая и стойкая. Для разукрашивания игрушки используют  красный, зеленый, желтый, фиолетовый, сиреневый цвета. Узоры используют квадратики, полоски, крестики, солнышкообразные узоры. Женщины делают игрушки свистульки, а мужчины делают посуду. А разукрышивают все женщины.

Воспитатель: А теперь я предлагают стать вам русскими народными мастерами и разукрасить филимоновской росписью наших петушков и лошадок. (звучит русская хороводная мелодия).

Физминутка  

(русская народная игра «У медведя во бору»)

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит,

И на нас рычит.

Ведущий:  Постарались вы, ребята, верю, сказка очень рада.

                    В путь пора ей собираться и с ребятами прощаться.

                    К нам же сквозь пургу и вьюгу сказка новая спешит,

                    Вам подарит радость, встречи, вас она повеселит!

                    До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Новый год».

Новый год, это один из самых любимых  праздников с  белым,  пушистым снегом за окном, запахом елочной хвои, сверканием разноцветных игрушек и мишуры, с фейерверком,  подарками...

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе для детей с ЗПР " Путешествие в бумажную страну"

1.     Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека.2.     Познакомить детей с историей бума...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Друзья природы»

Цель:формировать основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде у детей..Задачи:Дать детям представление о планете Земля,2.Уточнить знания...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группы "масленица"

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЖРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ «ВОЛЖСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ТОПОЛЕК» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовитель...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Путешествие в королевство Математики!

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группена тему: «Путешествие в королевство Математики!Задачи:1.Продолжать учить  прямой порядковый счет в пределах 10; 2. Продолжать...

Итоговое занятие по теме проекта в старшей группе: «Русские народные игрушки»

Показать  разнообразие игрушек через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке. Дать представление о том, что в разных...

Презентация проекта в старшей группе: "Русская народная игрушка"

В презентации представлен фотоотчёт по работе над проектом в старшей группе: "Русская народная игрушка"...