Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группы "масленица"
учебно-методический материал

Бубнова Анастасия Павловна
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЖРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ «ВОЛЖСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ТОПОЛЕК» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе: «НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК МАСЛЯНИЦА.» Подготовил воспитатель Группы «Светлячок»: Бубнова А.П. САМАРА 2020

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЖРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

«ВОЛЖСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР

ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ТОПОЛЕК»

Конспект НОД  по познавательному развитию в подготовительной группе:

                       «НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК МАСЛЯНИЦА.»

 

                                                                                 Подготовил  воспитатель

                                                                                 Группы «Светлячок»:

                                                                                 Бубнова А.П.

                                                                 

                                                                                 

                                        САМАРА 2020

Тема: НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК МАСЛЯНИЦА.

Цели:

  • продолжать знакомить с русскими народными праздниками;
  • прививать любовь и уважение к народным традициям;
  •  иметь представление о русских народных традициях;
  • значение и последовательность празднования масленицы;
  •  уметь инсценировать игровые песни и придумывать варианты движения в хороводе.

Материалы и оборудование: кукла Масленица; иллюстрации с изображением празднования Масленицы;

Ход: содержание организованной деятельности детей.

  1. Вводное слово воспитателя.

- Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу «делу время, потехи час», крестьяне отдыхали и развлекались в основном в праздничные дни. Одним из любимых народных праздников русских людей был и остается праздник Масленицы. Народное поверье гласит: плохо встретишь Масленицу – год худо будешь жить.

Широкая Масленица, ты с чем пришла?

С весельем да радостью

И со всякой сладостью,

С пирогами, с оладьями

Да с блинами горячими…

- Встречайте Масленицу! (Показываем куклу Масленицу.)

  1. Беседа на тему «Народные праздники на Руси. Масленица».

- Отгадайте загадки:

Белая, степенная, тепла боится.

Пока Масленицу не сожжешь – никуда не уйдет. (Зима.)

Круглый, а не колесо.

Горячий, а не солнце.

Не пирог, а есть можно. (Блин.)

- На вопрос, что такое Масленица, каждый наверняка ответит: «Это блины». Так оно и есть, но не только. Это целя неделя гуляний, игр, вкусных и обильных угощений. Это праздник прощания с зимой и встреча весны – один из наиболее ярких народных праздников, который проводится с особенным размахом. Проводам Зимы и встрече Весны придавалось важное значение. Даже было убеждение, что не потешишь Масленицу – «значит жить в горькой беде и жизнь худо кончить». Народ любил его и величал ласковыми словами: «честная Масленица», «веселая», «касаточка», «перепелочка», «переберуха», «ясочка».

Давайте исполним песню «Вот уж зимушка приходит».

- Вся неделя празднования Масленицы именовалась мясопуст, то есть полное воздержание от мясных кушаний, как подготовка к суровым дням Великого поста, который последует сразу за Масленицей и будет длиться семь недель, до самой Пасхи. Но люди еще в старину нашли выход: нельзя есть мясо, но ведь существует молоко, творог, сыр. Отсюда в народе эта неделя получила название «сырная неделя». Кроме того не воспрещается и рыба.

Давайте исполним песню «Со блинами, пирогами…»:

Прощай, наша Масленица,

Прощай, наша широкая.

Ты не в среду-то пришла

И не в пятницу.

Ты пришла в воскресенье,

Всю неделюшку веселье.


Ты пришла с добром,

С сыром, маслицем, яйцом.

Со блинами, пирогами

Да с оладушками.


Блины мазаные,

Шаньги масленые.

Мы катаемся с горы

От зари и до зари.

- Главным атрибутом этого праздника у русских всегда считались блины. Даже поговорки такие были: «Без блина не маслена, без пирога – не именинник». «Блин- символ солнца, красных дней хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей».

Как на масленой неделе

Из печи блины летели.

И сыр, и творог –

Все летело на порог!

Давайте споем песню «Ой, блины, блины…».

- Издавна сложился порядок проживания Масленицы. Смена забав и веселья в течение недели имела определенную последовательность, что закрепилось в названиях дней Масленицы.

Понедельник называли встречей. В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили в санях по деревне. Затем отвозили на самую высокую снежную гору, чтобы Масленица видела, откуда придет весна. Молодежь строила снежные горы, мастерила качели, веселилась, шутила, пела «величальные» песни в честь Масленицы.

Вторник – заигрыши. С утра парни приглашали девушек кататься с гор. Приглядывали невест. В самый лютый мороз девушки без рукавичек с горок катались, а будущие свекрови себе невесток выбирали: та, у которой руки теплые, доброй хозяйкой будет. В больших деревянных балаганах давали представления во главе с Петрушкой и Масленичным дедом.

На улицах попадались большие группы ряженых, которые разъезжали по знакомым домам и устраивали там веселые концерты.

Среда – лакомка. В этот день в каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины. Всюду появлялись шатры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.

Четверг именовали разгуломпереломом, широким четвергом: на этот день приходилась середина игр и веселья. Вся деревня лакомилась блинами. Круглый золотистый блин своей формой напоминал солнце. Славили крестьяне возрождение солнечных дней.

Пятница масленичной недели была известна как тещины вечера. Зятья приглашали на блины тещу.

Суббота – золовкины посиделки: молодые невестки принимали у себя родных.

Воскресенье – это проводы, прощеный день, которым завершается масленичный цикл. В прощеное воскресенье люди просили друг у друга прощения за нанесенные в течение года обиды. Это был день очищения и объединения людей.

Звучит пьеса «Проводы Масленицы» П.И. Чайковского.

В воскресенье «сударыню Масленицу» взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал «масленичный поезд»: целая вереница саней, сопровождавших Масленицу. За околицей устраивали большой костер. Зажигая ретуальный огонь в честь набирающего силу солнца, люди стремились приблизить огонь к солнцу, чтобы соединить земной и небесный огонь, тем самым ускорить наступление весны. Давали чучелу Масленицы блин, и «сударыня Масленицы» торжественно сжигалась на костре со словами: «Гори, блин, гори, Масленица!». Ритуальное сжигание чучела Масленицы тоже имело смысл: уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. Люди отмечали этот праздник зимы, чтобы поблагодарить ее за все хорошее, что она дала. В тоже время стужу гнали прочь, с нетерпение ожидая весны.

- Давайте споем песню «Ты прощай, прощай наша Масленица»:

Ты прощай. Прощай,

Наша Масленица!

Ты прощай, прощай,

Наша широкая!

Ты пришла в воскресенье,

Всю неделюшку веселье.

Ты пришла с добром,

С хмельным пивом и вином,

Со блинами, пирогами

Да с оладьями!

Мы катались с горы

От зари и до зари.

А сегодня в воскресенье

Наше кончилось веселье.

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица!





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе для детей с ЗПР " Путешествие в бумажную страну"

1.     Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека.2.     Познакомить детей с историей бума...

Конспект НОД (познавательное развитие) для детей с ограниченными возможностями здоровья старшей группы

Материал для формирования представления у детей об экологических сообществах: ручей, озеро, река, море, океан....

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому и познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в страну музыкальных инструментов»

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие....

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Друзья природы»

Цель:формировать основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде у детей..Задачи:Дать детям представление о планете Земля,2.Уточнить знания...

конспект по познавательному развитию "В гостях у сказки"

конспект занятия по ФЭМП для детей дошкольного возраста средней группы...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Логопедическая мозаикаБродилки«Проказы Бабы Яги»        Подготовили учителя – логопедыКравченко Ю.В.Шарова Н.В....