Конспект НОД (познавательное развитие) для детей с ограниченными возможностями здоровья старшей группы
проект на тему

Степанова Наталия Олеговна

Материал для формирования представления у детей об экологических сообществах: ручей, озеро, река, море, океан.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

 Санкт-Петербургское государственное

 бюджетное учреждение для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

«Центр содействия семейному воспитанию №2»

Конспект НОД

(познавательное развитие)

для детей с ограниченными возможностями здоровья

старшей группы

Тема: «С голубого ручейка начинается река…»

Учитель-дефектолог: Степанова Наталия Олеговна

Санкт-Петербург

2017 год

Цель:

Сформировать представления у детей об экологических сообществах: ручей, озеро, река, море, океан.

  1. Общеобразовательные задачи:

- Расширить и уточнить предметные представления детей о животных, живущих в воде.      - Формировать навык элементарной классификации, развивать логическое мышление.

2. Коррекционные задачи:

- Развивать умение соотносить предметы по цвету, форме, Развивать умение соотносить предметы по цвету, форме, величине в различных видах деятельности.                                   - Учить ориентироваться в большом и малом пространстве.                                                     - Учить использовать в процессе познания окружающего все сохранные анализаторы.         - Целенаправленно развивать сенсорно - перцептивные, координационные способности.     - Развивать бинокулярное зрение, прослеживающую функцию глаза, сопряженную с движением руки.                                                                                                                               - Тренировать зрительное восприятие, память, активизировать связную речь детей.                     - Развивать умение определять эмоциональные состояния по характерным признакам.          - Продолжать формировать предметность восприятия в процессе работы с предметами в разных модальностях.

3. Оздоровительные задачи:

- Развивать ловкость и координацию движений, меткость и точность броска.

- Развивать силу мышц рук и ног.

- Тренировать конвергенцию, аккомодацию для снятия глазного напряжения и укрепления зрения.

- Продолжать учить детей правильному динамическому и статическому дыханию, способствующему стимулированию функционирования сердечно -сосудистой и дыхательной системы.

- Способствовать профилактике и коррекции плоскостопия.

4. Воспитательные задачи.

- Воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи, чувство поддержки, умение работать в коллективе.

- Воспитывать умение согласованно действовать при достижении командной цели, действовать по правилам и соблюдать их в процессе игры.

Оборудование:

  1. Технические средства обучения: музыкальный центр, DVD-плеер, ЖК-телевизор, микрофон, DVD-диск с записью мультфильма «В поисках Немо», д/ф «Океан».
  2. Спортивное оборудование, инвентарь: бревно; массажные подушки; гимнастические скамейки; палки и обручи; «тоннель»; сухой бассейн; баскетбольная корзина; мячи; модули и лента из оборудования «Альма».
  3. Демонстрационный материал: изображения животных, выполненных в разных модальностях, стол для игр с песком и водой, аквариум с рыбкой.
  4. Раздаточный материал: силуэт лягушек, игрушки животных, овалы, разные по величине, цвету, пособия по эмоциям.

Ход занятия:

Организационный момент:

Дети входят в зал и просматривают небольшой отрывок из мультфильма «В поисках Немо».

Педагог: Дети, вы узнали, из какого мультфильма отрывок мы сейчас посмотрели? Как зовут эту маленькую красную рыбку? Где живет Немо? С кем рыбка дружит? (Ответы детей).

В зале включается свет, на столе стоит аквариум с рыбкой Немо.

Педагог: А теперь Немо оказался в аквариуме, и мне кажется, он нам хочет что-то сказать.

Немо (голос из микрофона): Ребята, мне нужна ваша помощь. Меня поймали и посадили в стеклянную банку. Я очень скучаю по своим родным, помогите вернуться мне в океан, к себе домой.

Педагог: Ну что, ребята, поможем вернуться Немо в океан? Что такое океан? (Ответы детей).

Педагог: Ну, отправляемся в путь!

Дети вылавливают рыбку сачком из аквариума и помещают в контейнер. Звучит фонограмма с голосом вороны. Дети видят предметное изображение  вороны с конвертом.

Педагог: Ворона принесла конверт, давайте посмотрим, что в нем…  Да это карта! Она поможет нам начать путешествие к океану, где живет рыбка Немо.
Соотнесение по величине.

Звучит фонограмма, дети двигаются по бревну и приходят к ручью.

Педагог:  Быстрый маленький ручей выбегает из ключей,

По лесу петляет, хвостиком виляет.

Вот он поле пересек, вот нырнул под мостик…

Невозможно ручеек ухватить за хвостик!

Мы пришли к ручью. У ручья живут сороконожки. Они выползли из воды и хотят погреться на солнышке. У вас на руках надеты браслеты с цветным кругом. Выберите овалы такого же цвета, как круг на браслете, сосчитайте их. Подойдите к бревнышку с такой же цифрой. Узнайте, какое настроение у вашей сороконожки. А теперь выложите ее из овалов (от самого большого к самому маленькому) в том направлении, куда показывает стрелка. Сороконожки говорят, если мы проползем по тоннелю, то окажемся около озера.                Дети проползают по тоннелю к озеру, где их встречает лягушка.  Соотнесение по оттенкам.

Педагог:            Скачет лягушка, не рот, а ловушка                                   Попадут в ловушку и комар и мушка!

Лягушка (голос из микрофона): Здравствуйте, дети! Меня зовут Варвара!       А что это у вас за коробочка с рыбкой? (Ответы детей).

Лягушка: Мне тоже нужна ваша помощь! У меня разбежались лягушата. Помогите мне их собрать и рассадить на листики кувшинок.

Педагог: Ребята, нам надо найти лягушат и рассадить на листья кувшинок такого же оттенка зеленого цвета. Лягушонок будет сидеть у вас на ладони. Вы пройдете по «камушкам", наступая на них обеими ногами.                      Дети перенося лягушат, наступая на массажные подушки и следы под фонограмму.

Педагог: Молодцы, ребята! Посмотрите на Варвару, она так долго высматривала своих лягушат, что у нее устали глаза. Давайте покажем Варваре, как делать гимнастику для глаз.

Зрительная физкультминутка.

Любопытная Варвара смотрит влево,

Повернуть голову максимально влево

Смотрит вправо.

Затем вправо. Вдох-выдох. (Повторяется 2 раза в каждую сторону)

А потом опять вперед-

Вернуться в исходное положение

Тут немножко отдохнет.

Расслабить мышцы

Вот Варвара смотрит вверх

Поднять голову вверх

Дольше всех и дальше всех!

Посмотреть на потолок

Возвращается обратно-

Вернуться в исходное положение

Расслабление приятно!

Расслабить мышцы

А теперь посмотрим вниз-

Медленно опустить голову

Мышцы шеи напряглись!

Прижать подбородок к груди

Возвращаемся обратно-

Вернуться в исходное положение

Расслабление приятно!

Расслабить мышцы

Педагог: Смотрите, лягушка протягивает нам кувшинку. Здесь показан путь к реке, который лежит через мостик.                                                                   Дети проходят по «мостику»: наступают на гимнастические палки двумя ногами под фонограмму и оказываются около реки. Там их встречает Фея Реки.

Конструирование из модулей.

Фея: Здравствуйте, дорогие путешественники! Я – Фея Реки. Добро пожаловать на речные просторы. Много обитателей живет на реке. Вы узнали это животное? (Обращается внимание детей на картину с изображениями бобров). Это бобры, они строят домики – хатки. Подул сильный ветер, река разбушевалась и снесла домики. Поможем построить новые дома для бобров? Для этого нам поможет схема. Посмотрите, как расположены фигуры, поставьте каждую деталь так же, как на схеме.                            Педагог объясняет расположение фигур на схеме, дети рассматривают схему из цветных модулей и собирают «домики-хатки».

Фея:   Бобры вам очень благодарны за новые хатки. Дети, куда вы идете с этой маленькой рыбкой? (Ответы детей).

Фея:   Река впадает в море, а море в океан. Мы пойдем вдоль реки и выйдем к морю. Но сначала помогите поймать в реке рыбу. Подберите пару к каждой рыбе и положите в ведро. (Дети подбирают пары рыб). Волна реки поможет дойти моря.                                                                                                                       Дети встают в ленту из оборудования «Альма» и двигаются вперед, подходят к столу для игр с песком и водой.

Развивающая игра «Кто на суше, кто в воде».                                                           На столе имеются 2 набора игрушек (обитателей воды и суши).

Фея:  Посмотрите, животные и обитатели воды перепутались между собой. Поможем им отправиться туда, где они живут. Узнайте и назовите их.                   Дети классифицируют сухопутных и морских животных и помещают их в емкости с песком и водой.

Фея: Молодцы, вы справились! Мы отправляемся в путь и поплывем на лодке. (Дети становятся друг за другом). Возьмем в руки весла, начинаем дружно грести!                                                                                                                          Море волнуется! Передо мной бьется о берег волна за волной.                      Эта волна не очень сильна, а эта волна сильнее слона!                                  Дети имитируют весельную греблю и переходят в спортивный зал, их встречает морской пират.

Пират: кто нарушил мой покой? Кто устроил шум и вой?                                Из моих владений прочь! А не то наступит ночь!                                            Захочу, и вас к утру всех с лица земли сотру!

Фея: На команды не сердись, а получше разберись. Посмотри ты на ребят, они помочь тебе хотят!

Пират: Вам устрою состязанье я на ловкость и метанье! Ключ от сундука найдете, к океану вы пройдете!

Эстафета «Доберись до ключа».                                                               Участники делятся на две команды по два человека. По сигналу первые игроки каждой команды начинают эстафету.

1 задание:   проползти на четвереньках по тоннелю

2 задание: метание мячей в цель

3 задание: перепрыгивание из обруча в обруч.

4 задание: пройти змейкой между кеглями с тяжелым мешочком на голове.                  Вторые игроки команды проделывают те же задания. Оказавшись у сухого бассейна вчетвером, дети должны найти на дне ключ от сундука с сокровищами. Найденный ключ дети отдают пирату.

Пират: Ну, так и быть! Провожу я вас до океана! Но за то, что вы оказались такими смелыми, ловкими и дружными, я вам дарю сундук с сокровищами.     Дети открывают сундук, достают книгу, которую дарит пират.

Пират: Поднимайтесь на борт моего корабля! Полный вперед!                           К океану мы плывем, рыбку Немо мы везем!                                                    Мы плывем на корабле, волны плещутся во мгле!                                           Дети выстраиваются друг за другом и передвигаются в коррекционный зал, на экране телевизора – бушующий океан.

Фея:       Мы добрались до океана. Он так велик и могуч, как Немо сможет найти свой дом? Ему поможет медуза!

Появляется медуза. Танец медузы.

Медуза:  Не бойся, Немо! Я провожу тебя. С друзьями тебе ничего не будет страшно!                Медуза «уплывает» с рыбкой Немо.

Развитие предметности зрительного восприятия.

Фея:   Наконец-то Немо нашел дом и своих друзей! Вы видите изображения обитателей океана, они смешались между собой, узнайте их и подберите к каждому свой силуэт.

        Дети подбирают силуэты обитателей океана к перекрестным контурным изображениям.

Фея:  Немо попал в свой дом благодаря вам. Путь к океану был трудным, но мы преодолели его. Вы – дружные и смелые ребята! Возьмитесь за руки и подарите друг другу улыбки. Путешествие закончилось. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ как средство развития познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность  человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения соврем...

Обобщение опыта по теме:"Взаимодействие педагогов в развитии познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья."

Обобщение опыта работы в проведении интегрированных уроков в специальной коррекционной школе-интернате 8 вида...

«Развитие мелкой моторики и основ познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями методом творческой реабилитации с целью их дальнейшей социализации и интеграции в общество»

В настоящее время все более актуальной становится проблема социализации и интеграции в общество здоровых сверстников детей с ограниченными возможностями. Им необходимо адаптироваться к жизни. И происх...

Рабочая программа развития познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

    Программа нацелена на коррекцию, имеющихся у школьников с ограниченными возможностями здоровья недостатков развития и составлена с учётом индивидуальных особенностей каждого учаще...

Статья на тему: Новые технологии в организации работы по развитию познавательной активности у детей с ограниченными возможностями.

Новые технологии в организации работы по развитиюпознавательной активности у детей с ограниченными возможностями....

Памятка для родителей "Развитие познавательных способностей у детей с ограниченными возможностями через дидактические игры"

Игра является источником умственного, речевого развития. С её помощью можно развивать те качества и процессы, которые имеют значение для формирования представлений и усвоения ребёнком знаний, необходи...

ДОКЛАД На тему: «Формирования познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Трудовое обучение для детей с интеллектуальными нарушениями не просто один из предметов школьного курса. Его назначение гораздо шире, а влияние на дальнейшую судьбу обучающего трудно переоценить. На у...