Статья на тему: Новые технологии в организации работы по развитию познавательной активности у детей с ограниченными возможностями.
статья по теме

Новые технологии в организации работы по развитию

познавательной активности у детей с ограниченными возможностями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx15.2 КБ

Предварительный просмотр:

Новые технологии в организации работы по развитию

познавательной активности у детей с ограниченными возможностями.

Проблема воспитания и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день является актуальной проблемой. Чем раньше происходит включение таких  детей  в систему коррекционно – развивающего обучения, тем эффективнее воздействие на ребенка.

Необходимость такой работы вытекает из особенностей детского мозга – его пластичности, универсальной способности и компенсации нарушенных функций. Учитывая сложную структуру дефекта, возрастные, индивидуально – личностные, психологические особенности детей, необходимость комплексного воздействия на ребенка с ограниченными возможностями побуждает каждого учителя к поиску путей повышения эффективности работы, которые могли бы максимальным образом стимулировать  развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями.

Для развития познавательной активности необходимо создать благоприятные условия, для  включения  проблемного ребенка в активный познавательный процесс,  позволяющие привлечь и удержать внимание детей, создать  положительный эмоциональный  настрой, вызвать живой интерес к  себе и происходящему.

Познавательная активность зависит в большей степени от эмоционального состояния ребенка в процессе обучения. Поэтому для развития познавательной активности на уроках возможно использовать такие технологии как например, куклотерапия. Куклотерапия -  предполагает комплексное воздействие на детей с помощью  кукол, театральных приемов: этюдов, игр, специально заданных ситуаций. Выбор куклы и действия с ней,  зависят от эмоционального состояния, возможностей детей, темы, коррекционной направленности. Она помогает объединить  две центральные линии психического развития детей: познавательного и эмоционального. Используем разные виды  кукол. Это куклы из реальной жизни, животные,  театральные куклы, сенсорные куклы.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Для детей с проблемами необходимо стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая  его с моторной активностью. Поэтому вместе с элементами куклотерапии  в работу включаем  методику  М. Монтессори, сенсорные  игры Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгиной, дидактические игры А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой. Для  реализации данной работы  необходимо создание  предметно – развивающей среды, чтобы обеспечивать разнообразные виды детской деятельности.

В организации работы по развитию познавательной активности у детей с ограниченными возможностями включаем  элементы кинезитерапии.  Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Развитие межполушарного  взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие развиваем при помощи комплекса специальных упражнений. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Учеными доказано влияния манипуляций рук на функции нервной высшей деятельности, развитие речи. Развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Эти упражнения,  которые выполняются на уроках, или как  отдельные упражнения в разных видах деятельности могут выполняться в любое время, и сочетаться с    дыхательными, артикуляционными  упражнениями.          

Эффективность познавательной активности на уроках зависит и от музыкального оформления.  Музыкальное оформление урока это и  развитее и обогащение слухового восприятия, активизации зрительных образов,  нормализация физического и психического состояния ребенка, это и релаксация. Используем музыку, передающую картины природы в аудиозаписи: « Звуки леса», «Морской прибой» и т. д. Классические музыкальные произведения.  П.И. Чайковский «Времена года», «Осенняя песня», Л.В. Бетховен «Лунная соната», Баха, Штрауса и т. д.

 Под руководством медиков, для познавательной активности на уроках возможно  включать аромотерапию.  Это наука о применении натуральных эфирных масел. Аромат позволяет использовать возможности природы, обогатить чувственный опыт. Запахи способны управлять настроением и работоспособностью.

Таким образом, от использования выбранных  технологий будет зависеть  эффективность  познавательной активности на уроках у детей с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ как средство развития познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность  человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения соврем...

Обобщение опыта по теме:"Взаимодействие педагогов в развитии познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья."

Обобщение опыта работы в проведении интегрированных уроков в специальной коррекционной школе-интернате 8 вида...

«Развитие мелкой моторики и основ познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями методом творческой реабилитации с целью их дальнейшей социализации и интеграции в общество»

В настоящее время все более актуальной становится проблема социализации и интеграции в общество здоровых сверстников детей с ограниченными возможностями. Им необходимо адаптироваться к жизни. И происх...

Статья "Организация взаимодействия участников образовательного процесса дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"

Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей с ограниченными возможностями, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, найти се...

Рабочая программа развития познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

    Программа нацелена на коррекцию, имеющихся у школьников с ограниченными возможностями здоровья недостатков развития и составлена с учётом индивидуальных особенностей каждого учаще...

Статья "Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями"

Статья "Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями" является результатом опыта  моей работы с учащимися данной категории. Эту работу я веду с  2010 года. За этот ...

Памятка для родителей "Развитие познавательных способностей у детей с ограниченными возможностями через дидактические игры"

Игра является источником умственного, речевого развития. С её помощью можно развивать те качества и процессы, которые имеют значение для формирования представлений и усвоения ребёнком знаний, необходи...