ДОКЛАД На тему: «Формирования познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья»
материал по технологии на тему

Трудовое обучение для детей с интеллектуальными нарушениями не просто один из предметов школьного курса. Его назначение гораздо шире, а влияние на дальнейшую судьбу обучающего трудно переоценить. На уроках трудового обучения, позновательный интерес позволяет лучше выполнять задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_belgorod1.docx295.21 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ «Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования  Чувашии

ДОКЛАД

На тему: «Формирования познавательного интереса  у детей с ОВЗ»

Выпонила: Крючкова С.Г.

  2016

              П  Л  А  Н  :

1. Теоретическое  обоснование  выбранной темы.

2. Пути формирования познавательного интереса у детей с ОВЗ на      уроках  трудового  обучения.

3. Литература.

4. Приложение.

Формирования познавательного интереса  у детей с ОВЗ.

Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, психическое развитие которых затруднено из-за поражения головного мозга, требует большого педагогического мастерства, особых методов.

В последние годы проблема развития познавательного интереса обучающихся к изучению предметов, приобрела значительную актуальность.

Для детей с ОВЗ  характерны: снижение наблюдательности, неустойчивости произвольного внимания, отсутствие умения сосредотачиваться на инструкции и осмысливать её, низкий уровень самоконтроля и самоорганизации, недостаточная забота о результативности своей работы.

Трудовое обучение для детей с интеллектуальными нарушениями  не просто один из предметов школьного курса. Его назначение гораздо шире, а влияние на дальнейшую судьбу обучающегося трудно переоценить. На уроках трудового обучения, познавательный интерес позволяет лучше выполнять задания. Это предполагает, как отмечал К.Д.Ушинский, «опору на логическую способность ребёнка, на его умение отвлекаться от конкретных представлений и возможность объединить эти конкретные представления в общие понятия, различать и комбинировать эти понятия, находить в них сходные и различающие признаки, сливать их в одно общее суждение».

Интерес во всех его видах и на всех этапах развития ребенка характеризуется:

- положительной эмоцией по отношению к деятельности;

- наличием познавательной стороны этой эмоции;

- наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.

 В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления.

 Одним из приемов, входящих в метод эмоционального стимулирования трудовой деятельности ребенка, является создание на уроке ситуаций занимательности, т.е. введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов.

Эмоциональные переживания вызываются путем применения приема удивления. Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, демонстрируемого на уроке,  вызывает глубокие эмоциональные переживания у школьников.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. В этом проявляется отличие методов организации познавательной деятельности от методов ее стимулирования. Одним из методов достижения данной цели являются познавательные игры. Игра давно уже используется как средство возбуждения интересов к учению. В своей практике я использую настольные игры с познавательным содержанием, такие как викторины, с помощью которых изучаются различные ситуации; игровые наборы «Конструктор», компьютерные игры, всевозможные тестовые задания (Приложение).

Учить играя можно всех детей. Советский педагог и писатель Макаренко Антон Семенович говорил: «Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть… Но нельзя просто играть сценически, внешне».

  Учителю приходится трудно: ведь ученика не заставишь силой заниматься неинтересным для него делом… Зато играть день напролет, - пожалуйста! Игра - естественная форма его существования. Поэтому учить надо так, чтобы занятия радовали, увлекали, забавляли ребят.

 К методам стимулирования и мотивации учения относятся  учебные дискуссии - создание ситуации познавательного спора. Спор вызывает повышенный интерес к теме. Включение учеников в ситуации научных споров углубляют их знания,  приковывает их внимание к теме,  вызывает новый прилив интереса к учению.

 Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание  ситуаций успеха у школьников, испытывающих определенные затруднения в учебе. Ситуации успеха создаются  путем дифференциации помощи школьнику в выполнении заданий одной и той же сложности, а также поощрением  промежуточных действий школьников.  Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной моральной психологической атмосферы. Благоприятный микроклимат  снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности.

 Если мы хотим, чтобы работа ученика была успешна,  надо представить себе то, что содействует успешности работы, и то, что вызывает не успешность. Огромную роль в деле успешности играют настроение,  общее бодрое состояние духа у учеников,  деловитость,  оживленность, составляющие педагогическую основу успешной работы.

 К основным источникам интересов к учебной деятельности можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике.  В этом случае ученики ярче и глубже осознают важность изучаемых вопросов, и это используется для формирования познавательного процесса на уроках технологии у детей с ОВЗ.

Познавательный интерес – один из немногих, который невозможно полностью удовлетворить. Он проявляется всегда. В той или иной форме ученик всегда нуждается в новой информации. Задача учителя состоит в том, чтобы создать все необходимые условия на уроке и вне урока для проявления и развития познавательного интереса ученика к предмету технология.

           На основании всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что поддержка и развитие познавательного интереса к технологии может осуществляться разными путями. Одни приёмы и методы будут пригодны для одних детей, другие – для других. Главная роль в развитии познавательного интереса принадлежит учителю. Учитель должен быть свободен в выборе пути для развития познавательного интереса своих учеников.

Список использованной литературы:

1.  Антипова Л.Г. Дидактическая система формирования профессиональных интересов у учащихся « М, 1986.

2.  Актуальные вопросы формирования интереса в обучении ( Г.И. Щукиной.- М, 1984г.

3.  Кузнецов В.В. Применение активных методов в процессе профессионального обучения учащихся для средних профтехучилищ. М, 1985г.

4.  Молчан Л.Л. Формирование умений самостоятельной работы с учебно-технической литературой у учащихся средних профтехучилищ – М, 1984г.

Коллективная учебно-познавательная деятельность И.Б. Первин, М

  1. Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей»- Ярославль: Академия развития, 1997 г.

6.   Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей»- Ярославль: ТОО «Гринго», 1995г.

                                                           Тест №1                                                        Приложение

1.К разметочным инструментам относятся:

а) Верстак

б) Молоток

в) Угольник

г) Рашпиль

2. Требования  к  разметочным инструментам:

а) Не удобны в работе

б) Должны быть сделаны с большой точностью

в) Не качественно зачищены

г) Хрупкие

3. Шиповое  соединение состоит:

а) Гвоздь и древесина

б) Болт и гайка

в) Шип и проушина

г) Шип и гайка

Тест №2  «КАК НАЗЫВАЕТСЯ?»

 1. Как называется инструмент для забивания гвоздей? (молоток)

 2. Как называется инструмент для распиливания древесины? (ножовка, пила)

 3. Как называется инструмент для завёртывания и отвёртывания винтов и  шурупов? (отвёртка)

 4. Как называются инструменты, предназначенные для обработки в ручную  (обтачки, подгонки) поверхностей из дерева, металла? (рашпиль, напильник,  надфиль)

 5. Как называются приспособления для заточки, затупившихся лезвий  инструментов? (брусок, оселок)

Контрольная работа по проверке знаний.

1. Какой номер позиции показывает длину шипа?

а) 1

б) 2

в) 3

2. Какая операция показана на картинке?

а) запиливание щёчки

б) спиливание щёчки

в) спиливание шипа

3. Как называется соединение на картинке?

а) угловое концевое на шип с потёмком несквозной

б) угловое концевое на шип несквозной, открытый

в) угловое концевое на шип с полупотёмкой несквозной

4. Назвать правильно последовательность изготовления шипа?

а) разметка толщины щёчки, шипа; разметка длины шипа; запиливание щёчки; спиливание щёчки

б) разметка длины шипа, толщины щёчки, толщины шипа; запиливание щёчки; спиливание щёчки

в) разметка толщины шипа; спиливание щёчки; запиливание щёчки

5. Что запрещено при работе стамеской?

а) крепить заготовку

б) стучать по ней молотком

в) долбить гнездо

Тест на проверку знаний техники безопасности

1. Почему нельзя оставлять пилу в пропиле?

а) сломаются зубья

б) пила может выпасть из пропила и повредить ногу

в) проходящий мимо может пораниться ли сломать полотно пилы

2. Можно ли держать руку у зубьев пилы во время пиления?

а) можно, чтобы держать заготовку рукой

б) нельзя

в) можно, потому что так легче пилить

3  Каким должен быть инструмент для строгания?

а) острым

б) красивым

в) новым

4. Почему переносить пилу нужно в опущенной руке?

а) так удобнее

б) так легче

в) поднятая пила может поранить окружающих

5. Сдувать пыль с верстака нельзя. Почему?

а) пыль попадает в рот

б) в помещении будет пыльно

в) пыль попадет в глаза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию словаря у детей с ограниченными возможностями здоровья

Предлагаемая мною схема  проведения словарной работы будет полезна учителям, так как она позволит им творчески подойти к проведению словарной работы, быстро сориентироваться в подбор...

Формирование гражданственности у детей с ограниченными возможностями здоровья

В работе отражен опыт работы учителя по формированию гражданственности, социализации детей с ОВЗ на уроках литературы и во внеурочное время....

Формирование эстетической культуры детей с ограниченными возможностями здоровья

Формирование эстетической культуры детей с ограниченными возможностями здоровья...

«Развитие познавательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья средствами игровых технологий»

1.6. В основу Стандарта для обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает: признание обучения и воспитания как единого процесса организации...

Доклад. «НЕКОТОРЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

В практике коррекционной школы формирование речевых навыков и умений учащихся характеризуется некоторой односторонностью, так как эта работа в большей степени направлена на овладение учащимися навыков...

Активизация познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья на внеклассных мероприятиях.

повысить свой профессиональный уровень, систематизировать работу по реализации системы внеклассных мероприятий направленных на формированиепознавательных интересов у школьников с недостатками интеллек...

Методическая разработка на тему: Активизация формирования музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и во внеурочное время

Музыка оказывает огромное воздействие на умственно отсталых детей, вызывает яркие эмоциональные переживания, развивает воображение, способствует формированию эстетических потребностей, художественного...