Конспект урока по математике " Умножение двузначного числа на однозначное"
план-конспект урока на тему

Крель Марина Викторовна

Математика 3 класс 21 век

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc80.5 КБ
Файл samoanaliz_krel.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 3классе

   

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Тема: Умножение двузначного числа на однозначное. 

Методы обучения:  наглядный, словесный, исследовательский,      проблемно-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Основное содержание урока

Цель: научить приему письменного умножения двузначного числа на однозначное.

Предметные задачи урока:

- повторить переместительное свойство умножения и свойство  умножения суммы на число;

-формировать  представления о способах умножения двузначного числа на однозначное;

- способствовать использованию нового при решении задач.

Метапредметные задачи урока:

- формировать интерес к познанию математических законов, способности к самоизменению и саморазвитию (личностные);

- развивать умение контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками, на основе рефлексивной самоорганизации; (регулятивные);

- развивать  познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции. Развивать внимание, память, математическую речь;  умения выделять главное, существенное в изучаемом материале. Формировать умения сравнивать,  обобщать   изучаемые   факты   и   понятия;  

 (познавательные);

- воспитывать культуру поведения, ответственность; прививать любовь к математике; воспитывать  умения выслушивать и уважать мнение другого человека в работе парами (коммуникативные). 

Средства обучения: Компьютер, проектор, презентация. Учебник «Математика», 3 класс (автор В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева). Опоры по теме урока.

Ход урока.

І. Организационный момент

 Цель: внешняя и внутренняя подготовка к уроку.

-Добрый день, ребята! Каждый день  для человечества что-нибудь значит. Вот, например, сегодня- 100 дней до зимних олимпийских игр в Сочи. Игры бывают не только спортивные, но и интеллектуальные по различным предметам. Объединим эти игры и проверим свои силы в «Математическом биатлоне».

-Ребята, разбейтесь на команды в произвольном порядке по 6 человек.

- В нашей школе есть ребята, которые являются победителями краевых, всероссийских и международных конкурсов и олимпиад (Фото).СЛАЙД

-Они не намного  старше вас, но уже показали свои достижения и предлагают вам принять участие в школьной олимпиаде по математике.

-Победившая команда будет представлять наш класс на этой олимпиаде.

 ІІ. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение.3) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности.  

  -Один великий ученый сказал: «Математика ум  в  …   приводит »

На доске изречение о науке математике:

«Математика ум в … приводит».

- Проведем математическую гимнастику и восстановим изречение.

(На партах лежат карточки с цифрами и буквами, цифрами вверх; показывают, выбрав правильный ответ.)

Устный счет.

 а) Увеличьте 9 в 4 раза. (36)  «Я»

 б) Уменьшаемое  40, вычитаемое 8. Найдите разность. (32) « Р»

 в) Найдите частное 42 и 6. (7)   «П»

 г) Произведение двух чисел равно 54, первый множитель - 6. Найдите    второй множитель. (9)   «О»

 д) Найдите  сумму чисел 12 и 30. (42)  «Д»

 е) Чему равно произведение чисел 6 и 8. (48)  «К»

 ж)Уменьшаемое 54, вычитаемое 10. Найдите разность. (44)  «О»

-На какие две группы можно разделить  полученные числа?

 1 группа - 36, 42, 32, 48 (двузначные, чётные)

 2 группа - 7, 9 (однозначные, нечётные)

-Расположите все ответы в порядке возрастания чисел.

-Переверните карточки.  Расшифруйте слово.

Дети собирают слово «порядок».  Пишу МЕЛОМ на доске

-Переверните карточки числами вверх.

 Фронтальный опрос

Делим  на группы, разрядные слагаемые

-Работаем на ИНДивидуальных  ЭКРАНах. Запишите двузначные числа.

 36=30+6

 54=50+4

 32=30+2

 48=40+8

(показывают ответы)

Подчеркните разряды единиц 1й чертой, десятков 2мя.

-Представьте двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.

-Молодцы! Сотрите с экранов. Запишите эти числа.

-Умножьте эти же числа на 3.

І І І. Организация восприятия. Постановка проблемы.  

Цель:1) организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения;2) согласовать и зафиксировать цель и тему урока.

-Какие способы решения вы предлагаете? Вспоминаем конкретный смысл умножения. Что такое умножение? Что обозначает первый множитель? Что обозначает 2й?

32*3=32+32+32

(Первый множитель указывает на то, какое число мы берем слагаемым.

Второй множитель указывает на то, сколько раз мы его берем.)

 -Всегда ли удобен этот способ вычисления? (Нет, потому что он очень длинный.)

-Определим цель нашего урока (научиться умножать двузначное число на однозначное).

 Какова тема нашего урока? (-умножение двузначного числа на однозначное).

                            Перевернуть тему урока на доске.

І V. Объяснение нового материала.

Цель: сформировать представление об умножении двузначного числа на однозначное.

 Воспользуемся известным нам приемом УМНОЖЕНИЯ СУММЫ НА ЧИСЛО. Представьте число 32 в виде суммы чисел (28+4, 15+17, 30+2)

Работают на экранах. 2-3работы  креплю на доску.

-Какую сумму мы выберем, чтобы произвести вычисление? (30+2), т.к. 30-это3 десятка. Это удобный способ умножения, потому что число разбивается на разрядные слагаемые.

 32*3=(30+2)*3=30*3+2*3=90+6=96

- Чтобы найти произведение 32 и 3, надо первый множитель 32 разложить на разрядные слагаемые 30 и 2 и умножить на 3.

Каждое слагаемое умножаем на 3.            

30*3 и 2*3 и  полученные  результаты складываем.

- Значит, 32*3 получится 96.  

(Отработка в учебнике. Дети у доски.) 

-А теперь мы можем выполнить предложенное ранее задание?

 -Сделайте вывод: как же умножать двузначное число на однозначное?

(Двузначное число запишем в виде суммы разрядных слагаемых и воспользуемся правилом умножения суммы на число.)

Объяснение вычисления столбиком

-Но, посмотрите, насколько громоздки эти записи, можно ли как-нибудь сократить?

(-удобнее найти произведение в столбик.)

-Существует письменная запись вычислений. Она называется «в столбик».

 Произведение 32 и 3. (Записываю на доске)

           - Умножаю множитель на число единиц. Пишу под единицами 6.   Получаю первое неполное произведение. 

          - Умножаю  множитель на число десятков. 3*30=90  да еще 6. Результат - 96. Откроем учебник на с.56 №2

  -Молодцы!

V І. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция

- Продолжаем работу на интерактивной доске. Что заметили в записи примеров?

СЛАЙД

36 х 2         24 х 4             18 х 3          

5 х 16         13 х 3             2 х 45            

 (Умножение двузначного на однозначное и однозначное на двузначное.)

- Как выполним умножение 5 х 16? (16 х 5)

- Какое свойство умножения использовали? (Переместительное свойство умножения)

- СЛАЙД  

ПЕРЕМЕСТИТЕЛЬНОЕ СВОЙСТВО УМНОЖЕНИЯ

 а * b = b* а

-Молодцы, все справились с заданиями наверное потому, что вы в прекрасной физической форме, которую поддерживаете на нашем новом школьном спортивном комплексе. А давайте составим задачу про наш спортивный комплекс! (Задание по группам)

(СК-прямоугольной формы. Д- ,ш-. Найти Р.) Ответы детей.

СЛАЙД

  В прошлом году на территории нашей школы был построен и открыт спортивный комплекс прямоугольной формы. Длина-35 метров. Ширина-9 метров. Найдите периметр спортивного комплекса.

-О чем говорится в задаче? (О спортивном комплексе, который был построен…

Черчу прямоугольник

-Что известно в задаче? (длина и ширина)

Обозначаю стороны

-Что найти? (периметр)

Р-?

-Что такое периметр? (-это сумма длин  всех сторон)

                                      (-это сумма длины и ширины* 2, где а-длина, b-                                   ширина  

 Находим периметр по формуле      Р=(а+b)*2.

Подставляем данные.Р=(35+9)*2= 44*2=88 м      

  Мы использовали новый приём вычислений при решении задач-Прием письменного вычисления в столбик.

                                                                           

VІ І.ФИЗМИ НУТКА .(ИКТ)

Раздаю карточки с условием задач

VІ І І. Включение в систему знаний и повторения. 

Цель: организация деятельности учащихся по применению изученных знаний, выделение  существенных признаков, конкретизация ЗУН

  • Применение изученных знаний.  Коллективное решение задачи.

- Ученье везде найдёт примененье! Используем новый приём вычислений при решении задач - ПРИЕМ ПИСЬМЕННОГО ВЫЧИСЛЕНИЯ В СТОЛБИК.

-Вы знаете, что мы НЕ ОБЫЧНЫЙ выпуск. Мы работаем по новым образовательным стандартам, которые предусматривают не только урочную, но и внеурочную деятельность.

СЛАЙД

- Прочитайте задачу.

1.К.: В классе для внеурочной деятельности 14 стульев, а в классе для учебных занятий в 3 раза больше. (Мы не можем решим задачу, т.к. у нас нет вопроса.)

2.К.: В классе для внеурочной деятельности 14 стульев, а в классе для учебных занятий  больше. Сколько стульев в 2 классах? (Мы не можем решить эту задачу, т.к. нам неизвестно насколько или во сколько больше)

3.К.: В классе для внеурочной деятельности 14 стульев  и 7 столов, а в классе для учебных занятий в 3 раза больше. Сколько стульев в 2 классах? (Мы можем решить эту задачу, но у нас есть лишнее данное, которое некоторых запутало.)

-Давайте составим задачу, чтобы текст задачи звучал верно.

В классе для внеурочной деятельности 14 стульев, а в классе для учебных занятий в 3 раза больше. Сколько стульев в 2 классах?

-о чем говорится в задаче?

-что известно по условию задачи?

-что надо найти?

Задача на экране. СЛАЙД

Самостоятельно в тетрадях решаете задачу.

Проверка по эталону

Решение на экране

Решение.

1)14*3= Выполняю вычисление «в столбик»=42 (с) в классе для учебных занятий.

2)14+42=46(с) в двух классах.

Ответ: 46(с)

VІІІ. Инструкция по выполнению домашнего задания :

Посмотрите № 5 на с.57. Определите, каким приемом вычисления будете пользоваться при решении данных выражений. (Приемом письменного вычисления в столбик)

ІХ. Рефлексия учебной деятельности.   

Цель: дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности учащихся.

- Наш урок подошёл к концу.

-Достигли мы поставленной цели?

- Ребята, определите, насколько важна та работа, которой мы сегодня занимались?

-Как мы можем применить полученные знания в жизни?

-Что нового вы узнали?

Вы молодцы!

Вам удалось на уроке зажечь ту искорку знаний, которая  с годами превратиться в факел. (Дети крепят к факелу «я.п»).

- Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

Добрый день, коллеги! Вот и закончился урок, сделан ещё один маленький шажок в познании мира мною и детьми. В очередной раз я учила их, а они учили меня. Урок математики выбран не случайно, ведь именно на законах математики построен мир. Эпиграфом к уроку послужила мысль великого учёного Ломоносова: “Математику уже потому надобно знать, что она ум в порядок приводит”.

Тема урока: “Умножение двузначного числа на однозначное”.

По программе на изучение данной темы отведено четыре часа. Тип урока  «Открытия нового знания».

При  планировании были учтены возрастные, индивидуальные особенности и  возможности класса.

3–Б класс со средним уровнем познавательных способностей. У большинства учащихся – практический, наглядно-образный тип мышления.

Эмоциональный климат в классе положительный. Ученики открыты, терпимы к чужому мнению, не боятся высказывать собственное мнение, порой отличное от других, легко вступают в диалог с учителем и одноклассниками.

Конструируя урок, поставила следующие  цели и задачи обучения:

- формирование представления о способе умножения двузначного числа на однозначное, о приёме письменного умножения двузначного числа на однозначное (в столбик);

- использование нового материала при решении задач;

- умение самостоятельно  формулировать тему и цели урока; осуществлять действия по плану;

- умение оценивать собственные возможности, давать самооценку после выполненного задания;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности;

- формирование логических универсальных учебных действий: выявлять главное-существенное, анализировать, систематизировать, отбирать критерии для изучения материала;

- умение работать в команде;

- воспитание чувства гордости за страну, край и школу в преддверии зимних Олимпийских игр в Сочи;

Я построила свой урок так, чтобы он был интересным, чтобы мотивировать детей  к учению.

Разнообразие форм и методов работы позволило сделать урок динамичным и эффективным.

Поскольку новые стандарты ориентируют на то, чтобы 60% времени отводилось на групповую и парную работу, я использовала групповую форму работы.

Для обучения деятельности использовала подводящий диалог, создание проблемной ситуации, совместное формулирование темы и цели урока. Для этого в начале урока были созданы условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность - работа с системой голосования.  Этот этап урока настроил на доброжелательную обстановку, активизировал внимание учеников. Учащиеся еще раз поняли необходимость знания таблицы умножения.

 Важным моментом на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена видов деятельности, динамическая пауза, упражнения для снятия нагрузки с глаз (использование образовательного пространства класса).

Выбор вида задач и их содержания обусловлен темой урока, носит практическую направленность и основан на жизненном опыте детей. Предложенные детям задачи с недостающими данными, с лишними данными, с отсутствием вопроса вызвали эмоциональный подъём у детей.

На этапе рефлексии каждый ребенок попытался  сам оценить свою работу, выбирая необходимый цвет, зажигая символический факел Олимпиады-2014. Рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала, помогла проанализировать не только работу учащихся, но и свою.

Урок обогатил меня на будущее тем, что я в очередной раз убедилась в том, что урок это – живой процесс, невозможно предугадать все «подводные камни», встречающиеся на пути учителя. Прошло 40 минут урока, 40 минут жизненного опыта. Я поняла, что нужно менять в уроке, а что в себе. Для себя  я поняла, что нельзя  учить урок,  как роль, - исчезает острота ощущений, внутренне и внешне закрепощает, ослабевает внимание и реакция на ответы детей.

Я с оптимизмом смотрю в будущее и знаю, что дорога моя трудная, но интересная. У меня все получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике "Деление двузначного числа на однозначное"

На уроке проводится орг. момент, хоровое проговаривание, устный счет, задание на внимание "Какая фигура лишняя?", объяснеие новой темы с подведением вывода: число при делении уменьшается в несколько р...

Конспект урока математики в 5 классе коррекционной школы. Тема: "Умножение двузначного числа на однозначное число с переходом через разряд".

Конспект урока математики в 5 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: "Умножение двузначного числа на однозначное число с переходом через разряд"....

Конспект урока по теме: "Умножение и деление на однозначное число и круглые десятки"

Данное занятие формирует у обучающихся понимание значения проведения Олимпиады для нашей страны и других народов мира. Презентация к уроку знакомит обучающихся с историей зарождения Олимпиады в Греции...

Конспект урока по математике "Умножение круглых десятков на однозначное число"

Урок разработан для обучающихся с ОВЗ (умственая отсталость) 5 класса....

конспект урока по математике "Умножение и деление на однозначное число"

Конспект урока по математике  предназначен для коррекционной школы 8 вида....