Конспект урока математики в 5 классе коррекционной школы. Тема: "Умножение двузначного числа на однозначное число с переходом через разряд".
план-конспект урока (5 класс)

Труфакина Светлана Сергеевна

Конспект урока математики в 5 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: "Умножение двузначного числа на однозначное число с переходом через разряд".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Умножение двузначного числа на однозначное число с переходом через разряд».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока: формирование умения умножать двузначное число на однозначное число с переходом через разряд.

Задачи урока:

Обучающие: - познакомить учащихся с письменным приемом умножения двузначного числа на однозначное число с переходом через разряд;

-совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки;

-отрабатывать умения анализировать и решать простые задачи.

 

Коррекционно - развивающие: - развивать у учащихся зрительную и слуховую память, внимание, мыслительные навыки на основе операций анализа, сравнения;

-развивать грамотную математическую речь, умение анализировать учебный материал;

-активизировать познавательную деятельность учащихся через использование различных форм работы.

Воспитательные:- воспитывать у учащихся мотивацию к обучению;

-прививать интерес к предмету на основе связи с жизнью и практикой;

-формировать навыки самооценки;

-формировать потребность в здоровом образе жизни.

  Структура урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III.Сообщение темы и цели урока.

IV.Устный счет:

      -работа по карточкам.

      -зрительная гимнастика.

V.Постановка проблемы. Изучение нового материала.

VI.Коррекция и первичное закрепление знаний.

     -работа с учебником;

     -физкультминутка;

     -решение задачи;

     -минутка полезной информации;

     -самостоятельная работа по карточкам.

VII. Домашнее задание.

VIII. Итог урока. Оценки.

Оборудование урока.

1.ТСО (компьютер, компьютерные слайды, мультимедиа-проектор, экран).

2.Карточки с домашним заданием.

3.Карточки с заданием для устного счета.

4.Карточки для самостоятельной работы.

5.Схема-памятка «Алгоритм умножения».

6.Плакат «Формула здоровья».

7.Толковый словарь под. Ред. С.И. Ожегова.

8.Тетради, учебные принадлежности.

9.Корзина с фруктами.

10.Учебник математики для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под ред. М.Н. Перовой, г.м. Капустиной.

Ход урока

 I. Организационный момент.

-Здравствуйте ребята!

-Рада вас видеть  и работать с вами. Как  всегда желаю вам хорошего настроения, успехов во всех ваших добрых и полезных делах.

-Сегодня на уроке у нас гости - мои коллеги. Они искренне желают вам удачи.

Нам с вами нужно постараться работать так, чтобы урок получился интересным и полезным, а для этого нужно быть внимательными, активными, дружными.

II.Проверка домашнего задания (по карточкам; лист самоконтроля с ответами проектируется на экран; учащиеся меняются карточками, выполняют взаимопроверку)

-Кто выполнил без ошибок?

-Молодцы! Поставьте на карточке «+»

-Кто допустил ошибки, исправьте их.

III.Сообщение темы и цели урока.

1.

О

З

Р

В

О

Д

Ь

Е

64

7

32

84

31

11

88

484

-Назовите числа в порядке возрастания.

-Соотнесите число с буквой и тогда вы узнаете, с какой темой будет связан наш урок.

-Какое слово у вас получилось?

-В результате получилось слово «ЗДОРОВЬЕ».

-Что такое здоровье?

В словаре Ожегова сказано, что здоровье это…правильная нормальная деятельность организма. Сегодня на уроке я предлагаю вам расшифровать слово «ЗДОРОВЬЕ», составить так называемую формулу здоровья.

2.Задание: найдите «лишнее слово».

I множитель

II множитель

Сумма

произведение

(сумма)

-Почему оно лишнее?

-Компоненты какого действия вы назвали? ( умножения).

-Мы продолжаем открывать секреты этого действия. Вот и сегодня на уроке мы научимся умножать двузначное число на однозначное число с переходом через разряд.

3.Оформление тетрадей.

-Открыли тетради. Записываем число, классную работу и тему урока.

-Какое сегодня число?

-Какой месяц?

-Какой он по счету в году?

-Какой сегодня год?

IV. Устный счет: Задание «Найди пару».

Найдите значения выражений, с помощью стрелок соедините выражение с ответом. (учащиеся работают с карточками)

                                       

           

        639

  1. 7

     206                              

                     206

      21

   21х4

103х2

                 

213х3      

(лист самоконтроля проектируется на экран)

-Проверьте свои результаты с помощью листа самоконтроля поменяйтесь карточками, за верные ответы поставьте (+).

-Обведите числа, к которым вы не провели   стрелки.

(«7» и «21»)

-Что обозначают эти числа в режиме дня школьника?

(подъем -7 часов, сон -21час)

-Чтобы быть всегда здоровыми, веселыми и бодрыми, нужно  ложиться спать в одно и то же время и вставать в одно и тоже время, т.е. соблюдать режим дня.

(слово «Режим» выставляется под букву «Р»  к слову «ЗДОРОВЬЕ»)

-Что мы можем сказать о числе 639?

(оно трехзначное, состоит из 6 сотен, 3 десятков, 9 единиц)

-Что мы можем сказать о числе 206?

(оно трехзначное, состоит из 2 сотен, 6 единиц)

-Кроме того, с этими числами вы познакомитесь на уроках биологии, когда начнете изучать строение тела человека.

-Оказывается в теле человека, насчитывается 206 костей и 639 мышц.

-Что зависит от костей (т.е. скелета) и мышц? (осанка).

-Как выглядит человек с хорошей осанкой?

-Прямая спина, расправленные плечи, поднятая голова.

Если у человека нарушена осанка, это влияет на его здоровье. Очень часто нарушается осанка, когда неправильно сидят за партой.

-Проверьте, как вы сидите.

-И последнее число: 84

-Что вы можете сказать о нем?

(оно двузначное, состоит из 8 десятков, 4 единиц)

-А я добавлю, что именно столько ресниц у человека на одном глазу (84 ресницы).

-Для чего человеку нужны ресницы?

-Они защищают глаза от внешних воздействий.

-Благодаря зрению мы получали 80% информации об окружающем мире. Следите за зрением и соблюдайте правила гигиены по уходу за зрением (слово «Зрение» выставляется под букву «З» к слову «ЗДОРОВЬЕ»).

  -Давайте дадим отдохнуть глазкам и выполним зрительную гимнастику.

Гимнастика для глаз.

(учащиеся выполняют движения глазами по стрелкам).

V. Постановка проблемы. Изучение нового материала.

- Глазками посмотрите на окно, открыто ли оно?

-Как вы думаете, почему я задала этот вопрос?

(необходимо проветривать помещение)

-Почему же необходимо проветривание.

-Всю свою жизнь человек дышит - вдыхает и выдыхает воздух. Причем при дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. Воздух должен быть чистым, т.е. кислорода должно быть больше, чем углекислого газа. Для этого необходимо проветривание. (слово «ВОЗДУХ» выставляется под букву «В» к слову «ЗДОРОВЬЕ»).

-В течение урока каждому из нас требуется около 3 кг чистого воздуха. Давайте рассчитаем, сколько потребуется чистого воздуха на этот урок для всех здесь присутствующих. (14х3)

-Кто готов дать ответ? В чем проблема?

(Мы еще не умножали такие числа, в табличном умножении таких случаев нет)

-Вот и добрались мы с вами к своей цели: научиться умножать двузначное число на однозначное число с переходом через разряд.  

-Чтобы решить данную проблему, давайте познакомимся ещё с одним секретом действия умножения.

-Рассмотрим решение нашего примера  14 х3. Этот пример надо решать письменно в столбик.

-Записываем I множитель, под ним  II множитель так, чтобы единицы стояли под единицами.

-Подчеркиваем.

-Слева между множителями пишем знак умножения (х).

Начинаем умножение с единиц. Умножаем 4 единицы на 3,  получаем 12 единиц.  12ед= 1 дес.2ед.

2единицы пишем под единицами, а один десяток запоминаем и подписываем его над десятками. Затем умножаем десятки: 1 дес х 3= 3 дес.

К 3 десяткам прибавляем ещё один десяток. Получаем 4 десятка. 4 десятка подписываем под десятками. Произведение равно 42.

-Именно такое количество воздуха потребуется всем нам на урок.

-Так какой же секрет приготовило нам умножение?

(Мы теперь запоминаем число, а потом его прибавляем)  

(Во время объяснения учитель выставляет на доску алгоритм умножения).

1.Записываю I множитель.

2.Подписываю II множитель, так чтобы единицы стояли под  единицами.

   Выполняю умножение:

3.Умножаю единицы…. пишу под единицами….

4.Умножаю десятки….пишу под десятками…..

5.Получаю ответ.

VI. Закрепление нового материала:

1.Работа с учебником: стр. 165 №770 (2 задание)

(решение примеров по образцу с использованием алгоритма)

-Рассмотрите решение примеров. Доведите решение до конца.

(несколько учащихся работают у доски с комментарием)

18       16         26      54    83     75  

х 4      х 8        х4      х3    х7     х4

72         ..8        .04    1..    …     .00

(слабые учащиеся решают три примера)

2.Физкультминутка.

-Ребята! Вы хорошо потрудились, я предлагаю вам подвигаться.

Слайд №1

Сколько точек в этом круге.

Столько раз поднимем руки.

Слайд №2

Сколько ёлочек зеленых.

Столько сделаем наклонов.

Слайд №3

Сколько здесь кружков

Столько сделаем прыжков.

Слайд №4

Дружно звездочки считаем

Столько вместе приседаем.

(учащиеся выполняют движения под музыку)

-Как вы считаете, движение приносит пользу здоровью?

(Выставляется слово «ДВИЖЕНИЕ» под букву «Д» к слову «ЗДОРОВЬЕ»)

-Движение, как и любые занятия спортом укрепляет здоровье.

(На экране  фото- слайды о работе  спортивных секций и кружков)

-В нашей школе регулярно проводятся Дни здоровья, работают спортивные секции и кружки. Назовите их, пожалуйста.

-Поднимите руки, кто посещает эти секции.

-Молодцы, я думаю те ребята, кто ещё не знает, чем заняться в свободное от учебы время последуют вашему примеру.

3.Решение задачи.

-Выполняя любую работу - физическую, умственную- вы тратите энергию. За один урок каждый из вас тратит 85 ккал.

(ккал - это единица измерения энергии, более подробно вы о ней узнаете на уроках СБО).

-Сегодня у вас 5 уроков. Давайте посчитаем общее количество затраченной вами энергии.

(на экране дается модель краткой записи к условию задачи)

1 урок- 85 ккал

5 урок- ? ккал.

-О чем говорится в задаче?

-Что нам известно?

-Что требуется найти в задаче?

_Сколько действий в задаче?

-Каким арифметическим действием решается задача?

-Запишем решение задачи.

(у доски ученик с  комментарием решает задачу)

                                   Решение.

Сколько энергии тратит ученик за 5 уроков?

         85 ккал

         х5

         425 ккал

                         Ответ: 425 ккал

4.Минутка полезной информации.

-Чем же вы можете восполнить потраченную энергию?

-Питанием, едой. (слово «ЕДА»  выставляется под букву «Е»)

(Сообщение медицинского работника).

-Вывод только здоровое питание, разнообразное, богатое витаминами, содержащее достаточное количество белков, жиров и углеводов, является одной из основ образа жизни.

5.Самостоятельная работа.

(дифференцированная работа по карточкам)

-Выбери по своим силам пример и реши его, записывая только ответ.

а/21   б/51              в/37            г/68

  х4       х3                 х2               х4

 

(учащиеся проверяют ответы с помощью листа самоконтроля, ставят «+» за верное решение).

VII. Домашнее задание.

У нас осталась ещё одна не расшифрованая буква. Учеба- это серьезный труд. Чтобы сохранить свое здоровье надо обязательно чередовать труд с отдыхом.

(слово «отдых» выставляется под букву «О»)

Вот и мы с вами хорошо поработали, впереди нас ждет перемена.

Давайте запишем домашнее задание: стр. 165 №771 (  1,2 ст)

(слабым учащимся - один столбик).

VII. Итог урока. Оценки.

З  Д   О    Р     О     В Ь   Е

Р  В   С    Е     Т     О      Д  

Е  И   А   Ж     Д     З      А

Н Ж   Н   И      Ы    Д

И  Е   К   М     Х     У

Е  Н   А                   Х

    И                        

    Е

(учитель обращает внимание учащихся на составленную формулу здоровья)

Давайте подведем итог урока. Оценим свою работу.

-Чему мы сегодня научились?

-Чем мы сегодня занимались на уроке?

--О чем мы размышляли?

-Какие выводы для себя сделали?

-Я вам хочу напомнить, что правила сохранения и укрепления здоровья только  тому приносят настоящую пользу, кто следует им  не от случая к случаю, а постоянно, кто живет по этим правилам.

-А сейчас посчитаем свои  плюсы, которые вы поставили себе в течении урока.

-Кто набрал пять «+» - ставят в дневник оценку «5».

-И не беда, если кто-то допускал ошибки. Для этого мы учимся, чтобы их исправлять.

-Молодцы! Спасибо за хорошую работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения, 1 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока чтения для 1 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Работа над содержанием рассказа "Радостно светит ... ". В Приложении находятся картинки в уроку....

Конспект урока математики в 7 классе коррекционой школы 8 вида Тема: « Письменное умножение многозначного числа на однозначное число»

Цели урока:формировать умение решать задачи учить устанавливать связи между величинами;способствовать созданию ситуаций, обеспечивающих развитие мыслительной деятельности.Задачи урока:1. обеспечение у...

Конспект урока математики в 7 классе коррекционной школы. Тема: "Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число".

Конспект урока математики в 7 классе коррекционной школы. Тема: "Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число"....

Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве и на уроках трудового обучения

Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: «Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве РФ и на уроках трудового обучения».Организация учебного процесса.  Метапредметное обучение....

Конспект урока 5,6 класс- комплекта "Умножение и деление многозначных чисел на однозначные числа"

Конспект урока 5,6 класс- комплекта "Умножение и деление многозначных чисел на однозначные  числа"...

Конспект урока для 9 класса коррекционной школы по теме: "Нахождение нескольких процентов числа"

Урок предназначен для детей с нарушением интеллекта.Назначение данного урока:  познакомить с правилом нахождения нескольких процентов от числа, закрепить умения находить 1 % числа, умения перевод...