Главные вкладки

    Конспект урока математики в 5 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: "Умножение двузначного числа на однозначное число с переходом через разряд".
    план-конспект урока (5 класс) по теме

    Труфакина Светлана Сергеевна

    Конспект урока математики в 5 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: "Умножение двузначного числа на однозначное число с переходом через разряд".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Умножение двузначного числа на однозначное число с переходом через разряд».

    Тип урока: урок усвоения новых знаний.

    Цель урока: формирование умения умножать двузначное число на однозначное число с переходом через разряд.

    Задачи урока:

    Обучающие: - познакомить учащихся с письменным приемом умножения двузначного числа на однозначное число с переходом через разряд;

    -совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки;

    -отрабатывать умения анализировать и решать простые задачи.

     

    Коррекционно - развивающие: - развивать у учащихся зрительную и слуховую память, внимание, мыслительные навыки на основе операций анализа, сравнения;

    -развивать грамотную математическую речь, умение анализировать учебный материал;

    -активизировать познавательную деятельность учащихся через использование различных форм работы.

    Воспитательные:- воспитывать у учащихся мотивацию к обучению;

    -прививать интерес к предмету на основе связи с жизнью и практикой;

    -формировать навыки самооценки;

    -формировать потребность в здоровом образе жизни.

      Структура урока.

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.

    III.Сообщение темы и цели урока.

    IV.Устный счет:

          -работа по карточкам.

          -зрительная гимнастика.

    V.Постановка проблемы. Изучение нового материала.

    VI.Коррекция и первичное закрепление знаний.

         -работа с учебником;

         -физкультминутка;

         -решение задачи;

         -минутка полезной информации;

         -самостоятельная работа по карточкам.

    VII. Домашнее задание.

    VIII. Итог урока. Оценки.

    Оборудование урока.

    1.ТСО (компьютер, компьютерные слайды, мультимедиа-проектор, экран).

    2.Карточки с домашним заданием.

    3.Карточки с заданием для устного счета.

    4.Карточки для самостоятельной работы.

    5.Схема-памятка «Алгоритм умножения».

    6.Плакат «Формула здоровья».

    7.Толковый словарь под. Ред. С.И. Ожегова.

    8.Тетради, учебные принадлежности.

    9.Корзина с фруктами.

    10.Учебник математики для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под ред. М.Н. Перовой, г.м. Капустиной.

    Ход урока

     I. Организационный момент.

    -Здравствуйте ребята!

    -Рада вас видеть  и работать с вами. Как  всегда желаю вам хорошего настроения, успехов во всех ваших добрых и полезных делах.

    -Сегодня на уроке у нас гости - мои коллеги. Они искренне желают вам удачи.

    Нам с вами нужно постараться работать так, чтобы урок получился интересным и полезным, а для этого нужно быть внимательными, активными, дружными.

    II.Проверка домашнего задания (по карточкам; лист самоконтроля с ответами проектируется на экран; учащиеся меняются карточками, выполняют взаимопроверку)

    -Кто выполнил без ошибок?

    -Молодцы! Поставьте на карточке «+»

    -Кто допустил ошибки, исправьте их.

    III.Сообщение темы и цели урока.

    1.

    О

    З

    Р

    В

    О

    Д

    Ь

    Е

    64

    7

    32

    84

    31

    11

    88

    484

    -Назовите числа в порядке возрастания.

    -Соотнесите число с буквой и тогда вы узнаете, с какой темой будет связан наш урок.

    -Какое слово у вас получилось?

    -В результате получилось слово «ЗДОРОВЬЕ».

    -Что такое здоровье?

    В словаре Ожегова сказано, что здоровье это…правильная нормальная деятельность организма. Сегодня на уроке я предлагаю вам расшифровать слово «ЗДОРОВЬЕ», составить так называемую формулу здоровья.

    2.Задание: найдите «лишнее слово».

    I множитель

    II множитель

    Сумма

    произведение

    (сумма)

    -Почему оно лишнее?

    -Компоненты какого действия вы назвали? ( умножения).

    -Мы продолжаем открывать секреты этого действия. Вот и сегодня на уроке мы научимся умножать двузначное число на однозначное число с переходом через разряд.

    3.Оформление тетрадей.

    -Открыли тетради. Записываем число, классную работу и тему урока.

    -Какое сегодня число?

    -Какой месяц?

    -Какой он по счету в году?

    -Какой сегодня год?

    IV. Устный счет: Задание «Найди пару».

    Найдите значения выражений, с помощью стрелок соедините выражение с ответом. (учащиеся работают с карточками)

                                           

               

            639

    1. 7

         206                              

                         206

          21

       21х4

    103х2

                     

    213х3      

    (лист самоконтроля проектируется на экран)

    -Проверьте свои результаты с помощью листа самоконтроля поменяйтесь карточками, за верные ответы поставьте (+).

    -Обведите числа, к которым вы не провели   стрелки.

    («7» и «21»)

    -Что обозначают эти числа в режиме дня школьника?

    (подъем -7 часов, сон -21час)

    -Чтобы быть всегда здоровыми, веселыми и бодрыми, нужно  ложиться спать в одно и то же время и вставать в одно и тоже время, т.е. соблюдать режим дня.

    (слово «Режим» выставляется под букву «Р»  к слову «ЗДОРОВЬЕ»)

    -Что мы можем сказать о числе 639?

    (оно трехзначное, состоит из 6 сотен, 3 десятков, 9 единиц)

    -Что мы можем сказать о числе 206?

    (оно трехзначное, состоит из 2 сотен, 6 единиц)

    -Кроме того, с этими числами вы познакомитесь на уроках биологии, когда начнете изучать строение тела человека.

    -Оказывается в теле человека, насчитывается 206 костей и 639 мышц.

    -Что зависит от костей (т.е. скелета) и мышц? (осанка).

    -Как выглядит человек с хорошей осанкой?

    -Прямая спина, расправленные плечи, поднятая голова.

    Если у человека нарушена осанка, это влияет на его здоровье. Очень часто нарушается осанка, когда неправильно сидят за партой.

    -Проверьте, как вы сидите.

    -И последнее число: 84

    -Что вы можете сказать о нем?

    (оно двузначное, состоит из 8 десятков, 4 единиц)

    -А я добавлю, что именно столько ресниц у человека на одном глазу (84 ресницы).

    -Для чего человеку нужны ресницы?

    -Они защищают глаза от внешних воздействий.

    -Благодаря зрению мы получали 80% информации об окружающем мире. Следите за зрением и соблюдайте правила гигиены по уходу за зрением (слово «Зрение» выставляется под букву «З» к слову «ЗДОРОВЬЕ»).

      -Давайте дадим отдохнуть глазкам и выполним зрительную гимнастику.

    Гимнастика для глаз.

    (учащиеся выполняют движения глазами по стрелкам).

    V. Постановка проблемы. Изучение нового материала.

    - Глазками посмотрите на окно, открыто ли оно?

    -Как вы думаете, почему я задала этот вопрос?

    (необходимо проветривать помещение)

    -Почему же необходимо проветривание.

    -Всю свою жизнь человек дышит - вдыхает и выдыхает воздух. Причем при дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. Воздух должен быть чистым, т.е. кислорода должно быть больше, чем углекислого газа. Для этого необходимо проветривание. (слово «ВОЗДУХ» выставляется под букву «В» к слову «ЗДОРОВЬЕ»).

    -В течение урока каждому из нас требуется около 3 кг чистого воздуха. Давайте рассчитаем, сколько потребуется чистого воздуха на этот урок для всех здесь присутствующих. (14х3)

    -Кто готов дать ответ? В чем проблема?

    (Мы еще не умножали такие числа, в табличном умножении таких случаев нет)

    -Вот и добрались мы с вами к своей цели: научиться умножать двузначное число на однозначное число с переходом через разряд.  

    -Чтобы решить данную проблему, давайте познакомимся ещё с одним секретом действия умножения.

    -Рассмотрим решение нашего примера  14 х3. Этот пример надо решать письменно в столбик.

    -Записываем I множитель, под ним  II множитель так, чтобы единицы стояли под единицами.

    -Подчеркиваем.

    -Слева между множителями пишем знак умножения (х).

    Начинаем умножение с единиц. Умножаем 4 единицы на 3,  получаем 12 единиц.  12ед= 1 дес.2ед.

    2единицы пишем под единицами, а один десяток запоминаем и подписываем его над десятками. Затем умножаем десятки: 1 дес х 3= 3 дес.

    К 3 десяткам прибавляем ещё один десяток. Получаем 4 десятка. 4 десятка подписываем под десятками. Произведение равно 42.

    -Именно такое количество воздуха потребуется всем нам на урок.

    -Так какой же секрет приготовило нам умножение?

    (Мы теперь запоминаем число, а потом его прибавляем)  

    (Во время объяснения учитель выставляет на доску алгоритм умножения).

    1.Записываю I множитель.

    2.Подписываю II множитель, так чтобы единицы стояли под  единицами.

       Выполняю умножение:

    3.Умножаю единицы…. пишу под единицами….

    4.Умножаю десятки….пишу под десятками…..

    5.Получаю ответ.

    VI. Закрепление нового материала:

    1.Работа с учебником: стр. 165 №770 (2 задание)

    (решение примеров по образцу с использованием алгоритма)

    -Рассмотрите решение примеров. Доведите решение до конца.

    (несколько учащихся работают у доски с комментарием)

    18       16         26      54    83     75  

    х 4      х 8        х4      х3    х7     х4

    72         ..8        .04    1..    …     .00

    (слабые учащиеся решают три примера)

    2.Физкультминутка.

    -Ребята! Вы хорошо потрудились, я предлагаю вам подвигаться.

    Слайд №1

    Сколько точек в этом круге.

    Столько раз поднимем руки.

    Слайд №2

    Сколько ёлочек зеленых.

    Столько сделаем наклонов.

    Слайд №3

    Сколько здесь кружков

    Столько сделаем прыжков.

    Слайд №4

    Дружно звездочки считаем

    Столько вместе приседаем.

    (учащиеся выполняют движения под музыку)

    -Как вы считаете, движение приносит пользу здоровью?

    (Выставляется слово «ДВИЖЕНИЕ» под букву «Д» к слову «ЗДОРОВЬЕ»)

    -Движение, как и любые занятия спортом укрепляет здоровье.

    (На экране  фото- слайды о работе  спортивных секций и кружков)

    -В нашей школе регулярно проводятся Дни здоровья, работают спортивные секции и кружки. Назовите их, пожалуйста.

    -Поднимите руки, кто посещает эти секции.

    -Молодцы, я думаю те ребята, кто ещё не знает, чем заняться в свободное от учебы время последуют вашему примеру.

    3.Решение задачи.

    -Выполняя любую работу - физическую, умственную- вы тратите энергию. За один урок каждый из вас тратит 85 ккал.

    (ккал - это единица измерения энергии, более подробно вы о ней узнаете на уроках СБО).

    -Сегодня у вас 5 уроков. Давайте посчитаем общее количество затраченной вами энергии.

    (на экране дается модель краткой записи к условию задачи)

    1 урок- 85 ккал

    5 урок- ? ккал.

    -О чем говорится в задаче?

    -Что нам известно?

    -Что требуется найти в задаче?

    _Сколько действий в задаче?

    -Каким арифметическим действием решается задача?

    -Запишем решение задачи.

    (у доски ученик с  комментарием решает задачу)

                                       Решение.

    Сколько энергии тратит ученик за 5 уроков?

             85 ккал

             х5

             425 ккал

                             Ответ: 425 ккал

    4.Минутка полезной информации.

    -Чем же вы можете восполнить потраченную энергию?

    -Питанием, едой. (слово «ЕДА»  выставляется под букву «Е»)

    (Сообщение медицинского работника).

    -Вывод только здоровое питание, разнообразное, богатое витаминами, содержащее достаточное количество белков, жиров и углеводов, является одной из основ образа жизни.

    5.Самостоятельная работа.

    (дифференцированная работа по карточкам)

    -Выбери по своим силам пример и реши его, записывая только ответ.

    а/21   б/51              в/37            г/68

      х4       х3                 х2               х4

     

    (учащиеся проверяют ответы с помощью листа самоконтроля, ставят «+» за верное решение).

    VII. Домашнее задание.

    У нас осталась ещё одна не расшифрованая буква. Учеба- это серьезный труд. Чтобы сохранить свое здоровье надо обязательно чередовать труд с отдыхом.

    (слово «отдых» выставляется под букву «О»)

    Вот и мы с вами хорошо поработали, впереди нас ждет перемена.

    Давайте запишем домашнее задание: стр. 165 №771 (  1,2 ст)

    (слабым учащимся - один столбик).

    VII. Итог урока. Оценки.

    З  Д   О    Р     О     В Ь   Е

    Р  В   С    Е     Т     О      Д  

    Е  И   А   Ж     Д     З      А

    Н Ж   Н   И      Ы    Д

    И  Е   К   М     Х     У

    Е  Н   А                   Х

        И                        

        Е

    (учитель обращает внимание учащихся на составленную формулу здоровья)

    Давайте подведем итог урока. Оценим свою работу.

    -Чему мы сегодня научились?

    -Чем мы сегодня занимались на уроке?

    --О чем мы размышляли?

    -Какие выводы для себя сделали?

    -Я вам хочу напомнить, что правила сохранения и укрепления здоровья только  тому приносят настоящую пользу, кто следует им  не от случая к случаю, а постоянно, кто живет по этим правилам.

    -А сейчас посчитаем свои  плюсы, которые вы поставили себе в течении урока.

    -Кто набрал пять «+» - ставят в дневник оценку «5».

    -И не беда, если кто-то допускал ошибки. Для этого мы учимся, чтобы их исправлять.

    -Молодцы! Спасибо за хорошую работу!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока СБО 6 класс коррекционной школы VIII вида. Тема: "Основные транспортные средства".

    Конспект урока, презентация, раздаточный материал, приложение....

    Урок математики. Коррекционная школа VIII вида. Тема: Умножение чисел. Составные примеры и задачи.

    Пояснительная записка Полное описание разработки: Урок дан в 6 классе, для детей с ограниченными возможностями здоровья, по федеральной программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных уч...

    Конспект урока математики в 7 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: "Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число".

    Конспект урока математики в 7 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: "Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число"....

    конспект урока математики для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида. Тема: умножение и деление двузначного числа на однозначное без перехода через разряд.

    Урок-экскурсия в музей народов Севера. Путешествуя по музею учащиеся выполняют вычисления, решают задачи, знакомятся с жизнью и бытом народов ханты и манси....

    Конспект урока по математике во 2 классе коррекционной школы VIII вида Тема: "Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд"

    Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд.__________________________Цель: Обучающиеся углубят и закрепят вычислительные навыки  в пределах 20Задачи :образовательные...

    Путешествие в страну Цифериаду на уроке математики(для школьников коррекционных школ VIII вида). Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд

    Цели: 1.Упражнять обучающихся в выполнении операций сложения и вычитания чисел в пределах 20 без перехода через разряд. Добиваться от обучающихся умения соотносить число и количество на счетном матери...