Рабочая программа по православной культуре в 10-11 классах
рабочая программа (10 класс) на тему

Данная рабочая программа по православной культуре разработана для обучения в   10-11 классах на основе авторской программы учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев / В.Д. Скоробогатов, Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravoslavnaya_2014.doc390 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Яснозоренская средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области»

«Согласовано»

Руководитель МО

_______ Чуприна О.Н.

Протокол № ___ от

«____» ______2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «Яснозоренская  СОШ»  

______ Бронников А.С.

«____» _______ 2014 г.

«Утверждаю»

Директор

МОУ «Яснозоренская  СОШ»  

________ Копысова В.А.

Приказ № __

от «    » ________ 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по православной культуре

в 10-11 классах

2014 год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по православной культуре разработана для обучения в   10-11 классах МОУ «Яснозоренская СОШ» на основе авторской программы учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев / В.Д. Скоробогатов, Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.  

Цели: формирование устойчивой нравственной позиции учащихся, воспитание духовной зрелости для правильного понимания ими жизни современного общества, готовности молодых людей к построению дружеских, семейных и других взаимоотношений на основе сформированных при изучении курса «Православная культура» нравственных позиций.

Задачи:

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Православная культура» со 2по 9 классы;
  • изучение многогранности понятия русской святости;
  • изучение   истории становления православной религии на Руси;
  • изучение художественных и культурных особенностей православной иконы, классификации икон;
  • изучение возникновения, становления и особенностей мировоззрения монашества на Руси;
  • воспитание патриотизма и потребности творческого участия в сохранении и созидании отечественной культуры;
  • научить строить дружеские, семейные и другие взаимоотношения в соответствии с традициями, духовностью и нравственностью, заложенными православной культурой;
  • духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям русской культуры;
  • расширение и активизация понятийного аппарата путем дополнения его духовной и культурологической православной лексикой;
  • формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
  • формирование целостного восприятия мира.

Учебник: экспериментальное учебное пособие «Православная культура. 10 -11 классы». В.Д. Скоробогатов, Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец. Ульяновск, «ИНФОФОНД», 2006.

УМК:

  • Т.В. Рыжова «Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного обучения на основе применения УМК «Православная культура» для средней школы». Ульяновск, «ИНФОФОНД», 2006.
  • Т.В. Рыжова «Методические рекомендации по организации перевода учащихся 10 и 11 классов средней школы на изучение курса «Православная культура» по единой программе УМК». Ульяновск, «ИНФОФОНД», 2006.
  • Т.В. Рыжова «Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 10-11 классах».

Количество часов:

10 класс -  всего – 35, в неделю -1.

11 класс – всего 34, в неделю  - 1.

Формы организации учебного процесса:  урок (урок изучения нового материала, урок актуализации знаний и умений, урок обобщения знаний и умений, семинар, групповая консультация).

Формы текущего контроля ЗУН:

  • вводная беседа;
  • индивидуальный опрос;
  • фронтальный опрос;
  • письменная самостоятельная работа;
  • письменная контрольная работа;
  • индивидуальные задания;
  • компьютерный контроль знаний;
  • письменная творческая работа (реферат).

Изменения: программа рассчитана на 2  часа в неделю, но в учебном плане отводится 1 час в неделю, на изучение предмета «Православная культура». В связи с этим планирование составлено в соответствие с учебным планом (на 35 часов в 10 классе, на 34 часа в 11 классе).

Требования к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемые программой к выпускнику старшей школы

1. Выпускник старшей школы должен ЗНАТЬ (перечислять, указывать термины, раскрывать их содержание, описывать лица, предметы, события явления, понятия):

По содержательной линии «Православная христианская картина мира» Мировоззрение (картина мира) личности, общества. Культура как совокупность духовных  и практических способов и результатов человеческой деятельности. Духовно-мировоззренческие основы культуры. Религия как мировоззрение, религиозный культ, сфера культуры и жизни общества. Религия и наука. Религия и философия. Откровение. Догмат, догматика. Религиозный культ и культура. Канон в православной культуре. Православная христианская культура.

Православная христианская картина мира. Единобожие, Бог-Троица. Дух, духовность, духовная жизнь. Ангелы и падшие духи. Творение человека, его духовная сопричастность Богу и вещественная природа. Откровение. Символ Веры. Апологетика. Церковь Божия (народ Божий). Христианская Церковь, Глава Церкви. Единственность и единство, соборность и апостольская преемственность Христианской Церкви. Православная антропология. Семья, род, народ в православной культуре. Православная культура о природе мужчины и женщины, их взаимоотношениях. Благодать. Боговоплощение, Богочеловек Иисус Христос, Искупление. Обожение человеческой природы; Спасение. «Тысячелетнее Царство Христа»; хилиазм. Посмертная жизнь человека и будущее человечества в православной культуре. Всеобщее Воскресение и Страшный Суд. Представления о «конце света» в различных религиях и сектах. Особенности апокалипсических представлений деструктивных религиозных сект. Православное учение о государстве. Светское государство, светская школа. Государственная религия, церковь. Теократическое государство. Атеистическое государство. Православное христианское отношение к природе, жизни, растительному и животному миру на Земле. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.

По содержательной линии «История православной религии и культуры»

Основные события Ветхозаветной истории и их отражение в православной культуре, истории Христианской Церкви. Евангельская история. Погребальная плащаница Иисуса Христа (Туринская плащаница). Икона Спаса Нерукотворного. Основание Христианской Церкви, возникновение православной культуры. Миссионерские путешествия апостолов Христа, первые поместные церкви. Жизнь первых христиан. Формирование православной богослужебной культуры. Гонения на христиан от иудеев и язычников. Установление христианской государственности в Римской Империи. Формирование канонической системы устройства и управления в Христианской Церкви. Православная культура Ромейской Империи (Византии). Вселенские Соборы Церкви. Отделение монофизитских церквей. Православное просвещение славян. Крещение Руси. Образование папства (латинства) как особой религии и организации. Перемещение центра христианской цивилизации и культуры в Россию. Православные Поместные Церкви в мусульманских государствах. Православная христианская религия и культура в современном мире. Современные православные поместные церкви.

По содержательной линии «Православная культура и религии мира»

Религиозная  культура в Древности. Многобожие. Язычество. Язычество древних   славян. Ханаанская религия и культура. Мировые религии христианство, ислам, буддизм. Авраамические религии — иудаизм, христианство, ислам. Разделение христианства на православную, католическую и протестантскую ветви. Государство Ватикан. Движения Реформации и Возрождения в Западной Европе. Всемирный совет церквей. Представления о «конце света» в различных религиях и сектах.

По содержательной линии «Письменная культура православия (православная словесность)»

Сюжеты и образы Библии в русской и мировой культуре: литературе, искусстве, нравах и обычаях народов мира. Православная литература. Книга Правил. Богослужебные книги. Канон епископа Андрея Критского. Книги для церковного пения. Православная литература исторического и назидательного характера. Житийная литература. Писания святых отцов Церкви. Сборник Добротолюбие. Русская православная литература. Домострой. Письменная культура русских монастырей. Православная поэзия. Проповедь в православной культуре. Современная православная литература. Отражение православного вероучения в русской литературе.

По содержательной линии «Православный образ жизни»

Православный календарь, Церковное новолетие. Православные христианские праздники (Пасха Христова, двунадесятые и великие праздники, память святых), история и традиции их празднования в Церкви и семье. Пасхальный праздничный цикл, православная Пасхалия. Православные посты. Святые Христианской Церкви, их почитание в православной культуре. Христианские имена, святые покровители, празднование именин в Церкви и семье. Крестные отец и мать, их взаимоотношения с крестными детьми и их родителями. Правила устройства православного дома. Православная культура общения: приветствия и прощания, просьба, благодарность, поведение в гостях, на собраниях, трапезах. Православная община, органы самоуправления общины. Административная и священная иерархии в Христианской Церкви: миряне, дьяконы, священники, епископы. Выражение почтения священному сану. Происхождение, история и современное состояние православного монашества. Русское монашество. Общежительное монашество, монастырь, виды монашеских послушаний. Современные монастыри и старцы. Паломничество, трудничество. Освящение христианского дома и всякого дела в православной культуре. Крестные ходы. Православная культура почитания святых икон. Знаменитые Богородичные иконы, их история и традиции почитания. Православная культура погребения усопших, поминовения их в церкви и семье, ухода за могилами предков. Православная культура поминовения воинов — защитников Отечества.

По содержательной линии «Нравственная культура православия»

Православная этика. Система нравственных норм, заповеди. Последствия греховных поступков в жизни человека, семьи, общества, народа. Ложь и насилие как главные проявления греховности человека. Греховные дела, помыслы, привычки, страсти, пороки, необходимость борьбы с ними. Страсть, стадии ее развития. Православная нравственная культура. Совесть, Любовь, Благо, Истина, Красота, Добро в православной культуре. Христианские добродетели. Заповеди Ветхого Завета. Десятисловие (Моисеев закон). Первая часть Десятисловия — заповеди отношения человека к Богу. Нравственные нормы почитания родителей, предков. Нравственная культура православной семьи. Запрещение блуда, нравственная ответственность мужчины и женщины в половых отношениях Духовно-нравственные и психосоматические последствия половой распущенности. Запрещение воровства, желания имущества других людей. Запрещение ложного свидетельства. Иисус Христос как нравственный идеал. Заповеди Блаженства, Нагорная проповедь. Христианское воинство. Благотворительность, милостыня. Поддержка человека в его борьбе с личной греховностью со стороны ближних и Церкви. Старчество в православной культуре, старцы. Христианская аскетика, виды аскетического подвига. Православная культура отношения к нецерковному обществу. Православная нравственная культура деятельности в различных сферах жизни общества — политике, экономике, науке, художественном творчестве, социальных отношениях.

По содержательной линии «Художественная культура православия»

Содержательные, формальные и смысловые особенности православной художественной культуры. Православная эстетика. Формирование и развитие православной художественной культуры. Выдающиеся произведения православной художественной культуры в России и мире. Православная икона. Каноны иконописания. Выдающиеся русские иконописцы. Типа иконографии Иисуса Христа и Божией Матери. «Троица» Рублева, ее значение для православного искусства Руси.

По содержательной линии «Православие — традиционная религия русского народа»

История формирования и развития православной культуры в России, византийское и другие влияния. Православие в традиционной русской культуре — в быту, социальных отношениях, правовой и политической культуре, хозяйстве, художественной культуре. Собор Российских Святых. Православная культура Киевской Руси. Православная культура и Церковь в период ордынского нашествия и борьбы за национальную независимость. Образование Русской Поместной Церкви, Русское Патриаршество. Православный христианский уклад жизни общества в Московском Царстве. Русский Домострой. Симфония государственно-общественного строя Московской Руси. Русская Православная Церковь в Смутное время и в период восстановления Русского государства в XVII в. Православие на юго-западе Руси. Латинский прозелитизм на Руси, униатство. Раскол 1666г., его причины и последствия. Единоверческие общины. Реформа отношений Церкви и государства при Петре I, ее протестантский характер. Церковь и государство в имперский период. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в России и за рубежом. Церковно-приходское образование. Православная культура сословий русского общества, областей России в ХУШ-Х1Х вв. Православная культура казачества. Православная культура России в начале XX в., процессы секуляризации в обществе. Русская религиозно-философская мысль, ее место в русской православной культуре. Церковь и православная культура во время революции 1917г. и гражданской войны. Восстановление патриаршества в Русской Поместной Церкви в начале XX в. Новомученики и исповедники Российские. Царская семья. Церковь в атеистическом государстве, православная культура в советский период. Отделение государства и школы от Церкви. Изъятия церковного имущества, гонения на веру и массовые репрессии верующих. Проблема выработки отношений с новой властью, сохранения централизованного управления в Церкви и разделения, возникшие от различных взглядов на этот предмет. Русская Православная Церковь во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., восстановление централизованного управления. Церковное возрождение после Великой Отечественной войны и новые гонения на Церковь. Празднование 1000-летия Крещения Руси. Политическое разделение русского православного народа и канонической территории Московского Патриархата в 1991 г. Положение русского православного народа и состояние православной культуры в странах бывшего СССР, церковные расколы на Украине. Современная деятельность Русской Православной Церкви на канонической территории Московского Патриархата и за ее пределами. Патриарх Московский и всея Руси, Священный Синод, Синодальные отделы. Епархии Русской Православной Церкви, экзархаты, автокефальные Церкви. Русская Православная Церковь в Российской Федерации с 1991 г. по настоящее время. Законодательство Российской Федерации о религии и Церкви. Отношения Русской Православной Церкви с традиционными религиозными конфессиями народов России. Возрождение православной культуры в современной России. Православное образование. Русская Православная Церковь и армия. Традиции православия в современной русской культуре.

2. Выпускник старшей школы должен УМЕТЬ сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их общие и отличительные признаки) и объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры):

По содержательной линии «Православная христианская картина мира»

Мировоззрение (картина мира) личности, общества. Культура как совокупность духовных и практических способов и результатов человеческой деятельности. Духовно-мировоззренческие основы культуры. Религия как мировоззрение, религиозный культ, сфера культуры и жизни общества. Откровение. Догмат, догматика. Православная христианская культура. Духовная, душевная и телесная сущность человека. Православное христианское понимание единства человеческого рода. Духовная сущность греха и его последствия для телесной, душевной и духовной жизни человека, жизни общества. Православное понимание смысла жизни человека, истории человечества. Религия и наука. Религия и философия. Религиозный культ и культура. Канон в православной культуре. Бог и Творение, мир сверхъестественный и естественный, духовный и материальный. Догмат и канон в православной культуре. Православие, инославие, иноверие. Ересь, раскол, секта. Сопоставление понимания человека в Христианской Церкви с антропологическими представлениями в других религиях и нерелигиозных учениях. Симфония государства и Церкви. Атеизм. Теократия.

По содержательной линии «История православной религии и культуры»

Летоисчисления от Сотворения Мира и от Рождества Христова. Вселенская Церковь Христа и поместные православные церкви (патриархаты, митрополии, епископии). Религиозная культура в Древности. Многобожие. Язычество Язычество древних славян. Ханаанская религия и культура. Мировые религии. Ветхий Завет о Мессии-Спасителе. Евангелие — Благая Весть. Апологеты Процессы глобализации культуры и Христианская Церковь, проблема сохранения духовной и культурной самобытности в современном мире.

По содержательной линии «Православная культура и религии мира»

Религиозная культура в Древности. Многобожие. Язычество. Язычество древних славян. Ханаанская религия и культура. Мировые религии. Государство Ватикан. Движения Реформации и Возрождения в Западной Европе. Мифология и адамическое предание. Особенности культуры буддизма в сравнении с христианской культурой. Особенности культуры иудаизма в сравнении с православной христианской культурой. Особенности культуры мусульманства в сравнении с православной христианской культурой. Особенности культуры римского католицизма в сравнении с православной христианской культурой. Особенности культуры протестантизма в сравнении с православной христианской культурой. Новые религиозные движения и культы и православие. Деструктивные религиозные секты и православие. Квазирелигиозные движения и культы и православие. Отличия богослужебной культуры православия от богослужения в других религиозных традициях. Отличия монашества в православной культуре от монашества в других религиозных традициях. Отличия поста в православной культуре от поста в других религиозных традициях.

Авраамический религиозный комплекс. Папоцезаризм. Религиозный экстремизм. Экуменизм. Межрелигиозный диалог, его возможности и ограничения. Неоязычество в христианском мире. Особенности апокалипсических представлений деструктивных религиозных сект. Опасность, представляемая сектантством для обществ и личности.

По содержательной линии «Письменная культура православия (православная словесность)»

Священное Писание и Священное Предание в православной культуре. Ветхий Завет и Новый Завет. Церковнославянский текст Библии и современный русский перевод. Типы книг Ветхого Завета. Четвероевангелие, особенности Евангелий, история их создания и авторы. Виды смысла в текстах Священного Писания: прямой, переносный, духовный. Православие и русская художественная литература. Канонические нормы переводов Священного Писания на другие языки Церковнославянский богослужебный язык как святыня Русской Православной Церкви и величайшая ценность русской культуры. Общечеловеческое значение Библии. Связь Библии со священными текстами и культурой других религиозных традиций. Искажения смысла и содержания библейских текстов в литератчре деструктивных религиозных сект. Агиография.

По содержательной линии «Православный образ жизни»

Православный образ жизни (уклад жизни). Смысл праздника в православной культуре. Переходящие и непереходящие праздники. Отличие именин от дней рождения. Духовно-нравственный смысл поста в православной культуре. Крещение как условие благодатной духовной жизни. Православная семья как «малая Церковь». Молитва, ее происхождение и значение в мировой культуре. Церковный народ как высший носитель Истины в Христианской Церкви. Таинства Христианской Церкви. Значение монашества и монастырей в развитии православной культуры. Православные обряды. Чудотворные иконы, мироточивые иконы.

По содержательной линии «Нравственная культура православия»

Особенности нравственной культуры воина-христианина. Соотношение личных усилий, помощи ближних и Церкви в нравственном очищении. Сравнение аскетической практики в православной культуре и в других религиозных традициях. Нравственная культура православного христианства в сопоставлении с нравственными системами других религий и нерелигиозными системами нравственных норм. Православный и философский гуманизм Духовно-мировоззренческие основы морали. Православное понимание свободы воли. Грех как беззаконие, нарушение заповедей. Духовно-нравственное попечительство старших над младшими в православной культуре. Заповедь «не убий». Необходимость противления злу силой. Православная культура отношения к ближнему, жертва за ближнего в личной жизни, семье, обществе. Единство веры и дел как необходимое условие исправления жизни. Православная христианская культура отношения к болезни и смерти. Достижимость православного нравственного идеала, его свидетелъствование в святости. Пост и молитва как средства борьбы с грехом. Духовный совет, духовничество, духовное руководство в нравственной культуре православия. Необходимость духовного руководства в аскетической практике. Православная нравственная культура общественной и государственной деятельности. Православные нравственные основы правосознания и правовой культуры личности и общества. Православные нравственные основы любви к Родине, патриотизма и гражданственности.

По содержательной линии «Художественная культура православия»

Иконографические типы икон Иисуса Христа, Богородицы. Иконография «Троицы» — Ветхозаветная Троица, Новозаветная Троица, «Троица» Рублева. Православное христианское понимание художественного творчества и его задач. Канон в православной художественной культуре. Духовная традиция благочестия в православной художественной культуре. Канонические нормы иконографии. Богословское осмысление иконы.

По содержательной линии «Православие — традиционная религия русского народа»

Православие традиционная религия русского народа, православные основы русской цивилизации. Святость как идеал народной жизни. Православие -кулътурообразующая религия в России. Национальные особенности русской православной культуры. Государствообразующая роль Православия в истории России. Церковь и Древнерусское государство, русские князья и Церковь. Русские цари и Патриархи. Москва — Третий Рим: Россия как центр христианской цивилизации и культуры. Святая Русь. Русские Императоры и Церковь. Церковь и светская школа. Церковь и земство. Влияние реформ Петра! на православную культуру в России. Обновленчество, «живоцерковники». Сотрудничество Церкви и Российского государства в различных сферах жизни общества. Славянофилы и западники. Новые религиозные движения и культы, деструктивные религиозные секты в России и православие.

3. Выпускник старшей школы должен ИМЕТЬ НАВЫК проведения исследовательских работ по заданной теме, работы с информационными ресурсами в части нахождения необходимой информации, отбора ее содержания, копирования, редактирования найденной информации, выделения и вставки в готовый текст отдельных найденных фрагментов.

Календарно-тематическое планирование "Православная культура"

10 класс

     ТЕМА УРОКА

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

Глава1. Святость земли русской

           

план

факт

Понятие святости в русской православной культуре.

1

Древнерусская и русская литература об установлении духовных устоев на Руси.

           1

Древнерусская и русская литература об установлении духовных устоев на Руси.

1

Православные праздники.

            1

Православные праздники.

            1

Русские святые.

            1

Русские святые.

            1

Контрольная работа по теме «Святость земли русской»

            1

Глава 2. Православная икона.

           

Символический мир и чудотворность православной иконы.

            1

Символический мир и чудотворность православной иконы.  

            1

Иконография Иисуса Христа.

            1

Иконография Иисуса Христа.

            1

Иконография Иисуса Христа.

            1

Контрольная работа по теме «Иконография Иисуса Христа.

1

Иконография Божией Матери.

            1

Иконография Божией Матери.

            1

Иконография Божией Матери.

            1

"Троица" Андрея Рублева

            1

"Троица" Андрея Рублева

1

Иконы святых, почитаемых на Руси.

            1

Защита сообщений по теме «Православная икона»

            1

Контрольная работа по теме «Православная икона»

1

Глава 3. Монашество – высшее проявление христианства.

             

23-25

Устав монашенской жизни.

            3

26

Просветительская деятельность монастырей.

            1

27

Известные монастыри России.

            1

28

Известные монастыри России.

            1

29

Защита рефератов по теме «Монашество – высшее проявление христианства»

            1

30

Контрольная работа по теме «Монашество – высшее проявление христианства»

1

Глава  4. Региональный компонент.

             

31

Наш храм.

            1

32-33

Святыни г.Белгорода. Урок – экскурсия.

            2

34-35

Итоговый урок. "Что мне дали уроки православной культуры?

2

11 класс.

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени 

Плановые сроки прохождения

Примечание

план

факт

История становления и служения Отечеству Русской Православной Церкви.

10 часов

История РПЦ от Крещения Руси до 1917 года(10-13 вв.).

1

История РПЦ от Крещения Руси до 1917 года (14-16 вв.)

1

История РПЦ от Крещения Руси до 1917 года (17-18вв).

1

История РПЦ от Крещения Руси до 1917 года (19-20 вв.).

1

РПЦ и Советское государство.

1

РПЦ на рубеже веков.

1

Обобщающий урок «История становления и служения Отечеству Русской Православной Церкви»

1

Контроль знаний по теме:. «История становления и служения Отечеству Русской Православной Церкви»

1

Миссионерская деятельность РПЦ: история, цели и задачи.

7 часов

История миссионерской деятельности РПЦ в 10-18 в.в.

 1

История миссионерской деятельности РПЦ в 10-18 в.в.

1

Задачи, формы и методы осуществления православной миссии.

1

Апостольское служение.

1

Миссионерская деятельность РПЦ в современной России.

1

Контроль знаний по теме: « Миссионерская деятельность РПЦ: история, цели и задачи».

1

 Зачет по теме « Миссионерская деятельность РПЦ: история, цели и задачи».

1

РПЦ и другие христианские течения. 8 часов

Православная и Римская Католическая церковь.

1

Православная и Римская Католическая церковь.

1

Православие и протестантство.

1

Православие и протестантство.

1

Борьба РПЦ с культовыми новообразованиями.

1

Контроль знаний по теме: «РПЦ и другие христианские течения».

1

Защита рефератов по  теме«РПЦ и другие христианские течения».

1

Зачет по теме «РПЦ и другие христианские течения».

1

Православие и религии мира.

Образ Христа в православии в контексте мировой религии.

1

 Православие и иудаизм.

1

 Православие и ислам.

1

 Православие и ислам.

1

 Православие и буддизм.

1

Новые религиозные течения 20 века и христианская цивилизация.

1

Контроль знаний по теме: «Православие и религии мира».

1

Защита рефератов по теме: «Православие и религии мира».

1

Итоговый контроль знаний за курс.

1

Итоговое повторение

1

Итоговое повторение

1

Содержание учебного материала

10 класс

ГЛАВА 10 «СВЯТОСТЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»  

Параграф 10.1. «Понятие святости в русской православной культуре»  

Идеал святости как высший моральный идеал русского человека, воплощающий непреходящие духовные ценности. Понятие святости Руси на уровнях внутренних убеждений русского человека и их внешних проявлений. Восприятие красоты как святости и ее отражение в русской православной культуре. Почитание на Руси Иисуса Христа, Богородицы и православных святых. Почитание святых икон. Старчество и его значение для духовной и нравственной жизни русского человека и общества. Оптинские старцы.

Параграф 10.2. Древнерусская и русская литература об установлении духовных устоев на Руси»  

Отражение кирилло-мефодиевской традиции восприятия христианства как Благодати, дарованной Иисусом Христом, в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона и книгах Климента Смолятича. Воспитательная и поучительная литература Древней Руси и отражение в ней норм христианской морали и нравственности. «Легенда о граде Китеже» как отражение поиска русским человеком смысла бытия Руси и поиска рая на Земле. Воспитательное значение святоотеческой литературы. Духовное завещание преподобного Серафима Вырицкого как отражения православного миропонимания и философского отношения православных русских людей к поиску смысла жизни. Домострой. Православные традиции в творчестве великих русских писателей: А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского. Православные традиции в русской поэзии. Псалтирь в русской поэзии.

Параграф 10.3. «Православные праздники»  

Пасха — главный праздник христианства. Традиция празднования Пасхи. Двунадесятые праздники. Переходящие и непереходящие праздники. Великие праздники. Престольные праздники. Радоница. Праздник Казанской иконы Божией Матери и государственный праздник Дня народного единства. Именины — главный личный праздник православного человека.

Параграф 10.4. «Русские святые»  

Определение святых людей по канонам Христианской и Русской Православной Церквей. Сонмы святых Русской Православной Церкви: святые пророки, святые апостолы, равноапостольные святые, святые мученики, святые страстотерпцы, исповедники, святые благоверные князья, святители, преподобные, праведные, юродивые Христа ради, новомученики и исповедники российские. Жизнь и подвиги во имя укрепления на Руси православной веры наиболее почитаемых в России святых из каждого сонма. Илия Муромец — историческая личность и единственный святой русского эпоса.

ГЛАВА 11 «ПРАВОСЛАВНАЯ ИКОНА»  

Параграф 11.1. «Символический мир и чудотворность православной иконы»  

Иконографические каноны Русской Православной Церкви. Символизм русской православной иконы: цвет, нимбы, лучи, звезды, обратная перспектива, крут, спираль. Каноны изображения на православной иконе земли, неба, архитектуры, прошлой земной жизни и настоящего бытия православных святых. Чудотворность православной иконы, мироточение православных икон, отображение изображений чудотворных икон на стеклах киотов. Чудеса, совершенные самыми почитаемыми чудотворными иконами на Руси: Владимирской иконой Божией Матери, Казанской иконой Божией Матери. Чудотворная икона Богородицы «Споручница грешных».

Параграф 11.2. «Иконография Иисуса Христа»  

Священное Предание об обретении образа Иисуса Христа, различные версии происхождения нерукотворного образа Спасителя. Исторические сведения об облике Иисуса Христа и каноны написания Его Образа в иконографии. Типы прямых иконографических изображений Иисуса Христа: оплечные, оглавные, поясные, Спас на престоле, Иисус Страстотерпец. Типы символических изображений Иисуса Христа: Добрый Пастырь, Лоза Истинная, Недреманное Око. Евангельский смысл символических изображений Иисуса Христа.

Параграф 11.3. «Иконография Бож-ией Матери»  

Священное Писание и Священное Предание о земной жизни и земном облике Богородицы. Почитание Богородицы на Руси. Православные каноны иконописи Богородицы. Первые прижизненные иконы Богородицы. Нерукотворный Образ Богородицы в Лидде. Основные православные иконографические типы изображения Богородицы: «Путеводительница», «Умиление», «Молящаяся», «Всесвятая», «Знамение», «Всемилостивая», «Заступница», акафистные изображения. Наиболее известные и почитаемые на Руси чудотворные иконы Богородицы каждого типа.

Параграф 11.4. «Троица» Андрея Рублева»  

Догмат о Святой Троице, принятый на II Вселенском Соборе. Триединая Сущность Бога. Описание в Ветхом Завете сцены явления трех Ангелов к Аврааму — основа канона иконописания Ветхозаветной Троицы. Новое осмысление Триединой Сущности Бога в истории религиозно-философской мысли Преподобным Сергием Радонежским и изменение Андреем Рублевым в соответствии с трактовкой Троицы Преподобного Сергия канонического написания Троицы. Символизм композиции, художественные приемы и идейный смысл «Троицы» Андрея Рублева». Значение «Троицы» Андрея Рублева для преображения и духовного возрождения русского человека и Российского государства Нарушение симметрии и канонов, установленных Андреем Рублевым, Новозаветная Троица.

ГЛАВА 12 «МОНАШЕСТВО - - ВЫСШЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА»  

Параграф 12.1. «Устав монашеской жизни»  

Понятие об эсхатологии, историософии. Причины зарождения монашеской жизни. Аскетизм, первый аскет        Иоанн Предтеча. Отшельничество.

Происхождение слова «монах», первый монах — апостол Марк. Преподобный Антоний Великий и основание монашества. Типы устроения монашеской жизни: киновия и лавра. Вклад в становление монашества святых Василия Великого и Григория Богослова. «Правила» монастырской жизни Василия Великого. История становления монашеской жизни в Киевской Руси и Русском государстве. Ктиторские монастыри. Преподобные Антоний и Феодосии Печерские, Типикон, Киево-Печерская лавра. Троице-Сергиева лавра. Степени монашеского посвящения. Святой Григорий Палама и исихазм. Преподобный Нил Сорский и русская традиция исихазма. Славянофильство. Зарождение пустынного монашества. Скитники и нестяжательство. Монастырский устав Юрьева монастыря — образец общежитийного монастырского устава. Скитские уставы.

Параграф 12.2. «Просветительская деятельность монастырей»  

Роль монастырей в развитии книгописания, ведение летописей русского государства. Вклад монахов в развитие просвещения на Руси. Библиотеки Кирилло-Белозерского и Троице-Сергиева монастырей. Вклад монастырского образования в строительство на Руси системы начального и профессионального образования. Киево-Могилянская академия — первое высшее учебное заведение России. Училище иеромонаха Тимофея при московской типографии и Славяно-греко-латинская академия. Организация учебного процесса в академии братьев Софрония и Иоанникия Лихуды. Педагогическая система митрополита Московского Платона и ее практическая реализация в академии Троице-Сергиевой лавры. Значение педагогической системы митрополита Московского Платона для развития системы высшего профессионального образования в России. Роль Церкви в российском просвещении в настоящее время.

Параграф 12.3. «Известные русские монастыри»  

Главный духовный центр Российского государства — Троице-Сергиева лавра: история основания, расцвета, участие в гражданской и государственной судьбе России. История и значение монастырей Московской Руси — Спасо-Андроникова, Свято-Данилова, Новодевичьего, Донского, Симонова. Монастыри Северной Фиваид—Кирилло-Белозерский,     Валаамский, Соловецкий, Ферапонтов, Псково-Печерский, история основания и место в русской истории.

11 класс

11 класс (34 часа)

ГЛАВА 13 «ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И СЛУЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВУ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»  

Параграф 13.1. «История Русской Православной Церкви от Крещения Руси до 1917 года»  

Православная Церковь в Х-Х1И вв.: Киевская митрополия, содействие Православной Церкви укреплению и развитию государственной власти Киевской Руси и сплочению вокруг Киева отдельных княжеств, создание церковного управления, образование епархий, укрепление материальной базы Церкви до татаро-монгольского нашествия, роль Русской Православной Церкви в сохранении православия на Руси как единственной возможности сохранения единства Русского государства во время татаро-монгольского ига, значение советов митрополита Кирилла для принятия судьбоносного для сбережения государственности Руси решения о сохранении православной веры и покорения Орде князем Александром Невским, судебная власть и Русская Православная Церковь, Православная Церковь как важнейший институт социальной защиты населения. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви.

Русская Православная Церковь в период становления централизованного Московского государства (Х1У-ХУ1 вв.): Русская Православная Церковь единственный организатор раздробленных княжеств после опустошения Ордой Киевской Руси, союзы Митрополита Петра с князем московским Иваном Даниловичем и митрополита Феогноста с князем московским Иваном Красным как основа укрепления сильной централизованной власти Московского государства, митрополит Алексий - - наставник князя Дмитрия Донского, роль митрополита Алексия в усмирении и примирении враждующих с Москвой князей, в отстаивании самостоятельности Москвы от Орды, роль митрополита Алексия и Преподобного Сергия Радонежского в установлении духовного единства на Руси и сплочении патриотических сил вокруг Москвы накануне Куликовской битвы, новые отношения между Русской Православной Церковью и Московским государством -непосредственное участие великого князя в вопросах внутреннего управления митрополией, княжеская грамота, Флорентийская уния, падение Византии и независимость Русской Церкви от Константинопольского Патриарха, Москва-Третий Рим, расцвет русской святости, помазание на царство первого русского царя Ивана Грозного, Стоглавый Собор, влияние Митрополита Московского Макария на царя Ивана Грозного — причина расцвета просвещения, храмостроительства и расцвета святости на Руси, установление Патриаршества на Руси — первый русский Патриарх Иов.

Русская Православная Церковь в XVII в.: Смутное время и потрясение на Руси всех устоев русского духовного бытия, инициатива всенародного покаяния перед Богом, развернутая Патриархом Гермогеном, значение этой инициативы для всенародного патриотического порыва, призыв Патриарха Гермогена и Троице-Сергиевой лавры о создании народного ополчения, подхваченный Мининым и Пожарским, миссия Русской Православной Церкви по объединению всех слоев русского общества против литово-польских войск и по управлению страной в период Смуты, решающее мнение Церкви при выборе новым царем Михаила Романова, митрополит Филарет, Новое Уложение, Монастырский приказ, царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон, церковный раскол, старообрядчество и причины его появления, протопоп Аввакум. Церковная реформа в России, Церковный Собор 1682 года.

Русская Православная Церковь в XVIII в.: отмена патриаршества на Руси Петром!, «Духовный регламент» 1721 г., создание Святейшего Синода и начало Синоидального периода Русской Православной Церкви, политика секуляризации, возрождение древней монастырской традиции старчества, теория естественного права, влияние митрополита Платона на Павла I, повышение роли Церкви в государственной и общественной жизни России, правила единоверия, закон о русском императоре как главе Церкви.

Русская   Православная   Церковь   в   XIX в.:   реформирование   церковного управления Александром I, повышение роли Православной Церкви в политической и   общественной   жизни   России   при   Николае I,   организационное  укрепление Русской Православной Церкви, митрополит Московский Филарет (Дроздов) -автор манифеста 1861 г., «Правила о церковноприходских школах».

Русская Православная Церковь в XX в.: подготовка Поместного Собора и вопрос о восстановлении Патриаршего Престола в России.

Параграф 13.2. «русская Православная Церковь и Советское государство»  

Поместный Собор 1917г., Декрет Совета народных комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», избрание Патриарха Всея Руси Тихона, репрессии против священства и верующих. Обращение святейшего Патриарха Тихона к Совету народных комиссаров 1918 года, выделение Русской Православной Церкви Заграницей, процесс национально-конфессионального сепаратизма в 1920-е г., создание автокефалий, усиление роли Церкви в годы Великой Отечественной войны, открытие церквей, реабилитации священнослужителей, избрание в 1943 г. Патриархом Всея Руси Сергия, а в 1945 г. Алексия I, усиление борьбы против Русской Православной Церкви во время хрущевской оттепели.

Параграф 13.3. «Русская Православная Церковь на рубеже ХХ~ХХ1вв.»

Восстановление диалога Церкви и Советского государства во времена перестройки, новый этап в истории Русской Православной Церкви с 1991 года, выстраивание отношений между Православной Церковью и современным Российским государством на принципах свободы совести и невмешательства государства во внутреннюю жизнь и деятельность церкви, восстановление просветительской, миссионерской, благотворительной деятельности Церкви, вклад Церкви в духовное воспитание военнослужащих, придание статуса государственных праздников праздникам Воскресения Христова и Рождества Христова, Дня славянской письменности, восстановление традиции совершениякрестных ходов, канонизация православных святых, в том числе новомучеников и исповедников российских, репрессированных Советской Властью за веру, восстановление Храма Христа Спасителя, воссоединение Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей.

ГЛАВА 14 «МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: ИСТОРИЯ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ»  

Параграф 14.1 «История миссионерской деятельности Русской Православной Церкви»  

Этапы миссионерской деятельности Церкви до конца XVIII в. и их характеристики. Миссионерская деятельность князя Владимира, княгини Ольги, монашеский этап миссионерства, Преподобный Сергий Радонежский, преподобный Кирилл Белозерский, миссионерская деятельность святителей Стефана Пермского, Тихона Вятского, архиепископа Казанского Гурия, митрополита Тобольского Филофея.

Параграф 14.2. «Задачи, формы и методы осуществления православной миссии»  

Внутренние и внешние миссии, организация внутренних миссий и их задачи на примере Алтайской миссии, миссионерская деятельность митрополитов Макария (Глухарева) и Макария (Невского), организация работы внешних миссий и их задачи на примере Американской миссии, миссионерская деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова), создание Православного Миссионерского общества, его деятельность, миссионерские съезды.

Параграф 14.3. «Апостольское служение Русской Православной Церкви»  

Репрессии против духовенства и уничтожение миссионерской работы в 20-30 гг. XX в., восстановление отдела внешних церковных сношений в 1945г., запрещение внутренней миссионерской деятельности Церкви во времена Хрущева.

Параграф 14.4. «Основные направления миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в современных условиях»  

Начало этапа возрождения миссионерской деятельности Церкви в современной России, определение «О православной миссии в современном мире» Архиерейского Собора 1994 года, образование Миссионерского отдела Московского Патриархата и его деятельность, создание Православного миссионерского фонда.

ГЛАВА 15 «РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ДРУГИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ТЕЧЕНИЯ»  

Параграф 15.1. «Православие и Римская Католическая Церковь»  

Отличие католического вероучения от православного, формальный и фактический повод разделения христианских конфессий на православие и католичество, иерархия и структура Католической Церкви, Папа Римский, его функции и права, государство Ватикан, католические святые, католический храм и его отличие от православного храма, католическое богослужение и его отличие от православного богослужения. Таинства католической церкви и отличия их совершения от таинств Православной Церкви, обряды католической церкви.

Параграф 15.2. «Православие и протестантство»  

Тезисы Мартина Лютера и начало Реформации, перевод Мартином Лютером Библии на немецкий язык и его отлучение от Католической Церкви, основные принципы Реформации, правила исповедания лютеранской православной веры и их отличия от православного вероучения, Жан Кальвин и его «Наставление в христианской вере», ветви протестантства, причины их появления и основы вероучений, протестантизм в России, отношение Русской Православной Церкви к протестантству.

Параграф 15.3. Борьба Русской Православной Церкви с культовыми новообразованиями»  

Распространение евангельского движения в России, Российское Библейское общество, баптизм в России и борьба Православной Церкви и государства против распространения сектантских баптистских течений, поддержка баптистов Советской властью в 20-е гг. XX в., закон 1929г. «О религиозных культах» и запрещение баптистских сект, опасность распространения сект евангелистского толка — свидетели Иеговы», адвентисты 7-го дня и других для здоровья нации и национальной безопасности страны.

ГЛАВА 16 «ПРАВОСЛАВИЕ И РЕЛИГИИ МИРА»  

Параграф 16.1. «Образ Христа в Православии в контексте мировой религии»  

Важность роли лица в формировании облика Иисуса Христа в иконописных канонах, история обретения Образов Иисуса Христа и Будды, сходство в восприятии их обликов очевидцами, соотношение телесного и духовного в образе Христа и влияние этого образа на ислам.

Параграф 16.2. «Православие и иудаизм»  

Зарождение иудаизма, основные положения иудаизма, отрицание иудаизмом Нового Завета и Христа как Миссии, отличия иудаистского и христианского вероучений, устройство иудейского храма и его отличие от храма христианского, иудейские праздники и их отличие от христианских праздников.

Параграф 163. «Православие и ислам»  

Возникновение ислама, его связь с христианством, пророк Мухаммед и роль Иисуса Христа в исламе, Коран и его отличие от Священного Писания, признание исламом Библии, мечеть и ее отличие от православного храма.

Параграф 16.4. «Православие и буддизм»  

Возникновение буддизма, Будда, основные положения буддистского вероучения и его сравнение с православным вероучением, следы буддистской религии в Библии, буддизм в России.

Параграф 16.5. «Новые религиозные течения XX в. и христианская цивилизация»  

Волна тоталитарных сект и псевдорелигиозных учений с Запада на современную Россию, тоталитарная секта — ее цели, способы вербовки, организационная структура и опасность для психического здоровья нации и безопасности России, роль СМИ в распространении оккультных и сектантских учений в России.

Формы и средства контроля

Различают следующие виды контроля: стартовый, текущий, тематический и итоговый.

Формами контроля знаний, умений, навыков учащихся являются устный, письменный, программированный, анализ продуктов деятельности.

Используется 3-хбалльная система оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Отметка «неудовлетворительно» не ставится согласно действующему письму управления образования и науки Белгородской области от 26.12.2006г. №05-4168 «Об оценивании знаний обучающихся по предмету «Православная культура»».

Кроме того, в соответствии с авторской концепцией учебного предмета отметка должна быть стимулом изучения предмета. Для этого она должна приносить радость, т.е. быть положительной. Поэтому в качестве текущего контроля оцениваются все творческие работы учащихся: рисунки на рассказы учебника, на изучаемые темы, разнообразные поделки и творческие работы, составленные самостоятельно или в группе, а также с помощью родителей, рассказы и сказки, выученные стихотворения, исполнение песен и т.п.

Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности (воспитанности), подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль желательно проводить в начале учебного года.

С помощью текущего контроля осуществляется диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Формы текущего контроля могут быть вариативными, включая устный ответ, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т.д.). Критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объёме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает своё отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтам и учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственно характеристики цели и результата деятельности

Нормы оценок знаний и умений учащихся (в соответствии с рекомендациями инструктивно-методического письма БелРИПКППС «О преподавании православной культуры в 2008-2009 учебном году» - Приложение 2):

«Отлично» (5)

Оценка «пять» означает, что учащийся обнаруживает предусмотренные программой правильные, полные, осознанные оперативные знания и умения, отвечающие «Требованиям к знаниям и умениям учащихся», в измененной или новой ситуации самостоятельно (или при незначительной помощи учителя) применяет полученные знания и умения, на их основе обобщает, оценивает явления общественной жизни; уверенно использует разнообразные источники знаний об обществе. Логично и грамотно с точки зрения требований к устной и письменной речи излагает материал. Допустимы одна-две несущественные ошибки, которые учащийся исправляет самостоятельно.

«Хорошо» (4)

Оценка «четыре» ставится, если ответ в основном удовлетворяет названным выше требованиям, однако используется некоторая помощь учителя в ходе применения знаний и умений в новой ситуации, а также при привлечении источников знаний. Допустимы две-три несущественные ошибки.

«Удовлетворительно»(3)

Оценка «три» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает знания в основном на репродуктивном уровне, в ответе проявляется недостаточно глубокое понимание материала курса, допускаются ошибки в изложении основных понятий (законов, идей); в измененной ситуации знания и умения применяются с помощью учителя.

Тематический контроль выполняет функцию подведения итогов по окончании изучения раздела, подраздела, осуществляется на одном из последних уроков четверти или полугодия. Формами промежуточного контроля являются тесты и контрольные работы, тематические сообщения соответствующие этапу обучения, ролевые игры, интервью, заполнение анкеты, круглый стол, т. е. задания, требующие большей самостоятельности и содержащие элементы творчества.

Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса на итоговом уроке (проверка и корректировка также проводятся на этом уроке). Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся.

Для тематического и итогового контроля учащимся предлагается самостоятельное письменное выполнение заданий. Критерием оценки является объём правильно выполненных заданий:

  • на «5» - 90-100% заданий выполнено верно;
  • на «4» - 65-90% заданий выполнено верно;
  • на «3» - 40-65% заданий выполнено верно.

При выполнении менее 40% заданий с учеником организуется индивидуальная работа в рамках урочной и внеурочной работы по повторению и контрольная работа выполняется повторно.

Православная культура как предметная область обнимает масштабную совокупность социально-гуманитарных знаний различной направленности: общекультурологичесих, мировоззренческих, социокультурных, этических, эстетических, социологических, этнокультурных и др., существенная часть которых предъявляется учащимся в виде суммы знаний по предмету ил выборочной информации, доступной учащимся на соответствующем возрастном уровне. Поэтому для проверки знаний используется комплекс заданий, ориентированный на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности учащихся.

Критерии оценки рефератов учащихся

  1. Учителю рекомендуется придерживаться следующих требований к оформлению рефератов учащихся:
  • реферат должен быть представлен в напечатанном виде;
  • при раскрытии темы в работу должны быть включены цитаты из литературных произведений, из научно-публицистических статей и летописей;
  • поощрять самостоятельное исследование учащегося;
  • при раскрытии темы рефератов должно быть в достаточной степени отражено знание учащимися эпизодов библии и заповедей христианского учения, которые упоминаются в реферате;
  • реферат должен содержать иллюстративный материал как с диска к учебному пособию, так и сайтов.

2.Критерии оценивания выполненных учащимися рефератов:

  • «удовлетворительно» - учащимися использовался только материал учебного пособия;
  • «хорошо» - помимо материалов учебного пособия, частично использовались информационные материалы диска;
  • «отлично» - при использовании учащимися в комплексе учебно-методических материалов, касающихся темы, а также дополнительных материалов с сайтов.

Приложение 1

10 класс

Контрольные работа №1

«Святость земли Русской»

1 .вариант:

1.   Что символизирует иконостас православного храма?

2.   Какой святой стал основоположником русского старчества?

3.   Какой «формуле русской святости» учили русских людей оптинские старцы?

4.   Перечислите правила устроения счастливой семьи согласно Домостроя.5.   Что в глазах русского человека символизировал ушедший под волу град Китеж?

6.   Сколько было в роду А. С. Пушкина святых, «в земле Российской просиявших»?

7.   В какой день Страстной недели пекут куличи и красят яйца?

8.   С каким историческим  событием  связав праздник Казанской иконы Божией Матери?

9.   Как иначе называются именины?

10. Что такое Радоница?

11. Опишите, какие святые люди составляют сонмы святителей и бессребреников. Укажите по 3  имени православных святых, относящихся к каждому из этих сонмов.

2 вариант:

1.   Кем являлись старцы, к которым русские люди шли за утешением, советом и исцелением?

2.   Какая икона является главной святыней Русской земли?

3.   Абсолютное принятие каких догматов христианского учения входит а понятие русской святости?

4.   Перечислите, какие заповеди нарушил главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

5.   Какие люди, согласно легенде, живут в невидимом граде Китеже?

6.   Какая главная христианская святыня передавалась в семье Пушкиных от отца к сыну?

7.   В какой день Страстной недели освящают куличи и яйца?

8.   Как называется государственный праздник России, совпадающий с праздником Казанской иконы Божией Матери?

9.   Как называется день, в который человек принимает крещение?

10. Что такое Масленица?

11.Опишите, какие святые люди составляют сонмы блаженных и преподобных. Укажите по 3 имени православных святых, относящихся к каждом;.' из этих сонмов.

Критерии оценивания результатов контрольной работы

Каждое задание контрольной работы имеет максимально возможное количество баллов. Все полученные баллы за выполнение контрольной работы складываются и переводятся в отметку следующим образом:

•    от 23 до 20 баллов — «отлично»;

•    от 19 до 16 баллов — «хорошо»;

•    от 15 до 12 баллов - «удовлетворительно»;

•    ниже 12 баллов — «неудовлетворительно».

Рекомендуемая балльная шкала за выполнение заданий контрольной работы

Номер задания 

1 

2 

з 

4 

5 

6 

7 

8 

9 

10 

11 

Кол-во баллов 

1 

1 

3

3 

1 

1 

1

2

1

2 

7 

Контрольные работа №2

«Православная икона»

1 вариант:

1.   Что   символизируют   в   православной   иконописи   3    звезды   на   покрывале Богородицы?

2.   Что сказано об иконах в решениях VII Вселенского Собора? В каком году он состоялся?

3.   Что на православной иконе символизируют синий и золотой цвета?

4.   Как на православной иконе разделяются изображения прошлого и будущего?

5.   Что символизирует круг на православной иконе?

6.   Какие типы икон Иисуса Христа составляют класс прямых изображений?

7.   Дайте определение класса символических изображений Иисуса Христа.

8.   Опишите основные иконы типа «Спас нас престоле». 2 вариант:

1.   В чем заключается принцип обратной перспективы в русской иконописи'.'

2.   Что включали в себя иконописные каноны, принятые решениями VII Вселенского Собора?

3.   Что на православной иконе символизируют красный и белый цвета?

4.   Как на православной иконе изображается архитектура?

5.   Что символизирует спираль на православной иконе?

6.   Какой тип иконографии Иисуса Христа является самым древним?

7.   Дайте определение класса прямых изображений Иисуса Христа.

8.   Опишите основные иконы символического типа изображений Иисуса Христа.

Критерии оценивания результатов контрольной работы

Каждое задание котродьной работы имеет максимально возможное количество баллов. Все полученные баллы за выполнение контрольной работы складываются и переводятся в отметку следующим образом:

•    от 20 до 18 баллов — «отлично»;

•    от 17 до 15 баллов —«хорошо»;

•    от 14 до 10 баллов — «удовлетворительно»;

•    ниже 10 баллов — «неудовлетворительно».

Рекомендуемая балльная шкала за выполнение заданий контрольной работы

Номер задания 

1 

2 

з 

4 

5 

о 

7 

8

Кол-во баллов 

1 

2 

3 

1 

2 

3 

3 

5 

Контрольные работа №3

«Православная икона»

1 вариант:

1.   Как на православной иконе через цвет одежды Иисуса Христа передается его двойственная природа?  

2.Что символизируют 3 звезды на покрывале Богородицы в русской иконописи?

3.   Перечислите типы иконографии Иисуса Христа.

4.   Дайте определение классу символических изображений Иисуса Христа в русской иконописи.

5.   На иконах каких типов Богоматерь изображается без Богомладенца?

6.   Дайте    определение    иконографическому    типу    изображений    Богородицы «Знамение». Укажите, где в православном храме размещается икона этого типа.

7.   Перечислите названия известных вам наиболее чтимых икон Богородицы типа

«Умиление».

8.   Что является центром композиции иконы Андрея Рублева «Троица» и какой смысл Троицы раскрывается благодаря центру композиции?

2 вариант:

1.   Как на православной иконе через цвет одежды передается земное происхождение и Божественное предназначение Богоматери?

2.   Как на православной иконе в изображении Лика Иисуса Христа передается Его Божественное и Человеческое начала?

3.   Перечислите типы иконографии Богородицы.

4.   Дайте определение акафистному типу Богородичных икон в русской иконописи.

5.   На иконах каких типов Богоматерь изображается в полный рост?

6.   Дайте    определение    иконографическому    типу    изображения    Богородицы «Заступница». Укажите, где в православном храме размещается икона этого типа,

7.   Перечислите названия известных вам наиболее чтимых икон Богородицы типа «Путеводителъница».

8.  Какое действо изобразил на иконе «Троица» Андрей Рублев? Как смысл этого действа отразил идеал Преподобного Сергия Радонежского об устроении жизни на Руси?

Критерии оценивания результатов контрольной работы

Каждое задание контрольной работы имеет максимально возможное количество баллов. Все полученные за выполнение контрольной работы баллы складываются и переводятся в отметку следующим образом:

•    от 23 до 20 баллов — «отлично»;

•    от 19 до 16 баллов — «хорошо»;

»    от 15 до 12 баллов — «удовлетворительно»;

•    ниже 12 баллов— «неудовлетворительно».

Рекомендуемая балльная шкала за выполнение заданий контрольной работы

Номер

задания 

1 

2 

3 

4 

5 

6 

7 

8 

Кол-во баллов 

3

2

3

2

2

3

3

5

Контрольные работа №4

«Монашество — высшее проявление христианства»

1  вариант:

1.   В каком монастыре митрополит Киприан благословил князя Дмитрия Донского, вернувшегося с победой после Куликовской битвы?

2.   В какой монастырь по приказу царя Алексея Михайловича был сослан Патриарх Никон?

3.   С  какой особо  чтимой  на Руси  иконой Божией  Матери связано  основание Новодевичьего монастыря?

4.   В каком монастыре находилась самая большая на Руси библиотека, в которой хранился древнейший список «Задонщины»?

5.   Кто был автором «Слова о подвижничестве», на основе которого составлялись уставы организации монашеской жизни?

6.   Дайте определение исихазма. Кто был основателем этого духовного движения? Как иначе называется исихазм?

7.   Перечислите степени монашеского посвящения в порядке их возрастания,

8.   Укажите все известные вам определения слова «монах».

2 вариант:

1.   Иноками какого монастыря были герои Куликовской битвы Пересвет и Ослябя?

2.   В каком монастыре после Октябрьского переворота содержался Патриарх Тихон?

3.   В академии какого монастыря митрополит Московский Платон (Левшин) создал новую ледагопгческую технологию?

4.   Архимандриту какого монастыря царем Михаилом Романовым было поручено возобновить работу по печатанию и исправлению церковных книг?

5.   Кого Иисус Христос называл самым суровым аскетом?

6.   Дайте  определение   движения  нестяжательства.   Кто  был   основателем   этого движения? Какой скитский монастырь был им основан?

7.   Перечислите наказания,  предусмотренные «Правилами» Василия Великого за нарушение устава монастыря в порядке возрастания строгости наказания.

8.   Укажите все известные вам причины начала отшельнического образа жизни в раннем христианстве.

Критерии оценивания результатов контрольной работы

Каждое задание контрольной работы имеет максимально возможное количество баллов. Все полученные за выполнение контрольной работы баллы складываются и переводятся в отметку следующим образом:

•    от 16 до 14 баллов — «отлично»;

•    от 13 до 11 баллов — «хорошо»;

»    от 10 до 8 баллов — «удовлетворительно»;

•    ниже 8 баллов— «неудовлетворительно».

Рекомендуемая балльная шкала за выполнение заданий контрольной работы

Номер

задания 

1 

2 

3 

4 

5 

6 

7 

8 

Кол-во баллов 

1 

1 

1 

1 

1

з 

5 

3 

11 класс

Контрольная работа №1

по теме

«История становления и служения Отечеству Русской Православной Церкви»

Вариант 1

  1. Кто был избран первым Патриархом всея Руси?

2. Кто из Святейших Патриархов всея Руси стал идейным вдохновителем всенародного восстания поляков 1611-1612 годов?

3. Кто из киевских князей первым ввел Закон об отчислении десятины на содержание церкви? Кому была посвящена первая Десятинная церковь?

4. Что такое Флорентийская уния? Кто из русских Патриархов подписал ее за Русь?

5. Кто из московских митрополитов был наставником князя Дмитрия Донского и принимал активное участие в общественно-политической жизни государства?

6. Советы, каких митрополитов помогли Московскому князю Ивану Даниловичу в течение нескольких десятилетий спасать Московскую Русь от разорения Ордой?

7. Изложите причины раскола Церкви. Каковы были положения учения грекофилов? Кто из русских Патриархов был идейным вдохновителем этого движения?

8. Кто из московских митрополитов был духовным наставником императора Павла I? Что вы знаете о вкладе этого митрополита в историю и культуру России?

Вариант 2

  1. При каком царе на Руси было установлено Патриаршество?
  2. К совету, какого митрополита прислушался князь Александр Невский, принимая решение покориться Орде или принять помощь Рима?
  3. При каком русском царе церковное управление преобразовалось по образцу гражданской коллегии? Как назывался государственный документ, узаконивший это преобразование?
  4. На каком Соборе Православной Церкви Флорентийская уния была предана проклятию? Кто был избран на этом Соборе Патриархом всея Руси?
  5.  Кто из русских митрополитов первым переехал в Москву и способствовал усилению Московского княжества?
  6. С помощью какого митрополита при царе Иване Грозном были сформулированы целевые и смысловые установки развития русского государства, а Москва стала называться Новым Иерусалимом?
  7. Укажите причины раскола Церкви. Что такое старообрядчество? Кто был идейным вдохновителем этого течения?
  8. Кто являлся Московским митрополитом при царях Николае I и Александре II? Что вы знаете о вкладе этого митрополита в историю и культуру России?

Критерии оценивания результатов контрольной работы

номер

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

количество

баллов

1

1

2

2

2

1

5

5

 

  • от 17 до 19 баллов – «отлично»
  • от 13 до 16 баллов – «хорошо»
  • от 8 до 12 баллов – «удовлетворительно»
  • ниже 8 баллов – «неудовлетворительно»

Контрольная работа №2

по теме

«Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви: история, цели, задачи»

Вариант 1

  1. Какую задачу святитель Стефан Пермский считал главной в просвещении народов, присоединяющихся к Русскому государству?
  2. Преследовались ли со стороны княжеской власти люди, отказавшиеся принять крещение, на первом этапе миссионерской деятельности Русской Православной Церкви?
  3. Как звали ученика Преподобного Сергия Радонежского, основавшего на белом озере Успенский монастырь, сыгравший большую роль в просвещении северных территорий Русского государства? Укажите полное название монастыря.
  4. Перечислите имена князей Киевской Руси, которые распространяли христианство на первом этапе миссионерской деятельности Русской православной Церкви?
  5. Дайте характеристику третьего этапа миссионерской деятельности Русской православной Церкви.
  6. Чем являлись монастыри  на Руси?
  7. Какая внутренняя миссия в  XIX веке считалась образцовой?
  8. Расскажите о создании Православного Миссионерского общества и основных направлениях его деятельности.

 Вариант 2

  1. Какую азбуку и для кого составил святитель Стефан Пермский?
  2. С периода правления, какого царя на Руси начинается третий этап миссионерской деятельности русской православной Церкви?
  3. Чья миссионерская деятельность способствовала появлению православных татарских поселений? Как себя называло население этих поселений?
  4. Миссионерская деятельность, каких князей, способствовавших распространению христианства в Киевской Руси, послужила основанием для их канонизации в чине равноапостольных святых?
  5. Дайте характеристику второго этапа миссионерской деятельности русской православной Церкви.
  6. Какую главную цель преследовали монахи-миссионеры, прививая единую православную культуру народам территорий, осваиваемых Русским государством?
  7. Какая внешняя миссия русской Православной Церкви была первоначально основана как внутренняя?
  8. Какие вопросы рассматривались на 1,2,3,4 и 5 миссионерских съездах.

Критерии оценивания результатов контрольной работы

номер

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

количество

баллов

2

1

2

3

3

2

1

5

 

  • от 17 до 19 баллов - «отлично»
  • от 13 до 16 баллов – «хорошо»
  • от 8 до 12 баллов – «удовлетворительно»
  • ниже 8 баллов – «неудовлетворительно»

Контрольная работа №3

по теме

«Православие и Римская Католическая Церковь».

Вариант -1

  1. Перечислите догматы Римской Католической Церкви, ставшие поводом разделения христианства на православие и католичество.
  2. Как звучит полный титул Папы Римского?
  3. Перечислите сонм святых, почитаемых в католичестве.
  4. Как отличается внутреннее устройство помещений католического храма от православного?
  5. В чем заключается отличие религиозной западной живописи от православной иконописи?
  6. Перечислите различия в совершении таинств миропомазания и покаяния в католичестве и православии.

Вариант -2

  1. Перечислите все полномочия Папы Римского
  2.  Опишите иерархию Римской Католической Церкви.
  3. Укажите отличия католического богослужения от православного.
  4. Чем отличается алтарь католического храма от алтаря православного храма?
  5. Что послужило причиной разного отношения к канонам иконописи иконопочитания в православии и католичестве?
  6. Перечислите различия в совершении таинств причащения и брака в католичестве и православии.

Критерии оценивания результатов контрольной работы

номер

задания

1

2

3

4

5

6

Количество

        баллов

3

3

3

3

5

5

  • от 19 до 22 баллов – «отлично»
  • от 15 до 18 баллов – «хорошо»
  • от 10 до 14 баллов – «удовлетворительно»
  • ниже 10 баллов – «неудовлетворительно»

Зачет по теме

«Православие и протестантство».

Вариант -1

  1. О чем шла речь  в тезисах Мартина Лютера, послуживших началом Реформации Западной Церкви?
  2. Что такое протестантство?
  3. Что говорят правила исповедания лютеранской веры о почитании святых, Богородице, иконопочитании и монашестве?
  4. По приглашению кого из царствующих особ в Россию переселилась группа меннонитов? Что вы знаете об этом протестантском учении?
  5.  Что вы знаете об учении и деятельности в современной России сектантского движения пятидесятников?

Вариант -2

  1. Как возникло слово «протестант»?
  2. Какие три основных принципа Реформации стали причиной отделения лютеранского учения различных сектантских течений?
  3. Что говорят правила исповедания лютеранской веры о священстве, порядке проведения богослужений, церковных таинств?
  4. При непосредственной поддержке  кого из царствующих особ в Россию проник пиетизм? Что вы знаете об этом протестантском течении?
  5. Что вы знаете об учении и деятельности в современной России сектантского движения свидетелей Иеговы?

Контрольная работа №4

По теме

«Православие и религии мира».

Вариант -1

  1. Что говорит иудаизм о путях спасения человечества?
  2. Опишите устройство синагоги.
  3. Какой Завет отвергается в иудаизме и почему?
  4. Что такое Коран и чем он является для ислама?
  5. Как в Коране описывается сотворение мира?
  6. Что Коран говорит об Иисусе Христе как о Боге?
  7. В чем отличие мусульманского саума от православного поста?
  8. Будда и основные положения его учения.

Вариант -2

  1. Какая роль в иудаизме отводится Иисусу Христу и почему?
  2. Что говорит иудаизм об отпущении грехов?
  3. Опишите все функции, которые выполняет синагога.
  4. Из чего состоит Коран?
  5. Как в исламе описывается Конец Света?
  6. Что Коран говорит об Иисусе Христе как Сыне Человеческом?
  7. Какой налог обязан уплатить каждый взрослый мусульманин согласно установленным правилам внешнего проявления мусульманской веры?
  8. Зарождение и распространение буддизма в России.

Критерии оценивания результатов контрольной работы

номер

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

Количество

        баллов

5

3

3

3

5

5

3

5

  • от 29 до 32 баллов – «отлично»
  • от 28 до 25 баллов – «хорошо»
  • от 24 до 21 баллов – «удовлетворительно»
  • ниже 20 баллов – «неудовлетворительно»

Итоговая контрольная работа

Вариант -1

  1. Что относится к внутренним убеждениям русского православного человека, определяющим понятие русской святости?
  2. Обретение, какой иконы Богоматери было воспринято в России как знак взятия страны под особое покровительство Богородицы? Когда и как она была обретена? К какому иконописному типу относится эта икона?
  3. Какие древнерусские книги начали формирование новой русской духовности на заповедях христианского учения и заложили основу поучительного жанра в русской литературе?
  4. Какой монастырь был центром монашеского движения на Руси в XI-XII веках? Кто из русских святых его основал?
  5. Благодаря трудам и влиянию, какого Московского  митрополита, явившегося духовным наставником и советником Ивана Грозного, XVI век стал веком собирания русской святости?
  6. Кто из Патриархов всея Руси провел великую церковную реформу, приведшую к расколу Русской Православной Церкви и появлению течения старообрядчества?
  7. Что сделал для просвещения народов севера Урала святитель Стефан Пермский? Чей равноапостольный подвиг он повторил?
  8. Укажите общие и отличительные положения в изложении истории Нового  и Ветхого Завета в православии и иудаизме.

Вариант – 2

  1. Что относится к внешним проявлениям понятия русской святости?
  2. В день празднования, какой иконы Богоматери установлен государственный праздник России – День народного единения? С каким историческим событием это связано? К какому типу иконографии относится эта икона?
  3. Какие древнерусские книги и почему являлись обязательным для семейного чтения на Руси?
  4. Что говорил Ф.М. Достоевский о православии как основе русской нравственности?
  5. Какой монастырь является главным духовным центром России? Кто из русских святых его основал?
  6. Благодаря трудам, какого Московского митрополита, явившегося воспитателем и духовным наставником князя Дмитрия Донского, усилилась роль монастырей как духовных, просветительских и военных оплотов государства, а также была подготовлена победа в Куликовской битве?
  7. Что сделал для просвещения народов Алтайского края преподобный Макарий (Глухарев)? Чей равноапостольный подвиг он повторил?
  8. Укажите общие и отличительные положения в изложении истории Нового и Ветхого Завета в православии и исламе.

Критерии оценивания результатов контрольной работы

номер

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

Количество

        баллов

5

3

3

3

5

5

3

7

  • от 31 до 34 баллов – «отлично»
  • от 28 до 30 баллов – «хорошо»
  • от 24 до 27 баллов – «удовлетворительно»
  • ниже 23 баллов – «неудовлетворительно»

Темы рефератов

10 класс

Глава1.      Святость земли русской:

  • "Старчество как уникальная черта русской святости"
  • "Мой любимый православный праздник"
  • "Сонм русских святых"(по выбору)

Глава 2.    Православная икона.

  • "Обретение облика Иисуса Христа"
  • "Иконографические каноны изображения Иисуса Христа"
  • "Акафистные изображения Божией матери"
  • "Моя любимая икона Богородицы"
  • "Особо чтимые иконы Божией Матери" (по выбору)

  Глава 3.  Монашество – высшее проявление христианства.

  • "Жизнь и облик русских монастырей"
  • "Монастыри Золотого кольца"
  • "Главная обитель России – Троице – Сергиева лавра"

Глава  4.  Региональный компонент.

  • "Святые земли Белгородской"
  • "Чудотворные иконы Белгородчины"
  • "Монастыри святого Белогорья" 

11 класс

«История становления и служения Отечеству

Русской Православной Церкви»

  1. Святой равноапостольный князь Владимир и его роль в истории Киевской Руси. История канонизации князя Владимира.
  2. Экономический и культурный расцвет Киевской Руси в X-XI веках.
  3. Татаро-монгольское нашествие и христианская Русь.
  4. История изменения юрисдикции Церкви на Руси в X-XIII веках.
  5. Князь Александр Невский и митрополит Кирилл в истории России.
  6. Роль Церкви в Куликовской битве и ее исходе.
  7. Флорентийская уния и расцвет Москвы как Нового Иерусалима.
  8. Деятельность государства и Русской Православной Церкви в XV веке: переломные моменты истории и новые философско-богословские учения.
  9. Русская Православная Церковь и государственная власть на Руси во времена правления Ивана Грозного: достижения и ошибки.
  10. Роль Русской Православной Церкви в народном ополчении и освобождении Москвы от поляков.
  11. Отношения государства и Церкви после преодоления Смуты.
  12. Причины раскола и идеи движения старообрядчества.
  13. Анализ церковных реформ в Московской Руси XVII века.
  14. Церковные реформы Петра I и начало Синоидального периода в истории Русской Православной Церкви.
  15. Теория естественного права и православное учение.
  16. Преподобный Паисий Величковский. Зарождение традиции русского старчества.
  17. Работа государства и Церкви по развитию народного просвещения в  XIX веке.
  18. Отношения Русской Православной Церкви и Временного правительства после Февральского буржуазно-демократического переворота.
  19. Патриарх Тихон и его роль в истории Советской России.
  20. Массовые репрессии Советской власти 1918-1938 годов и Русская Православная Церковь.
  21. Отношения Русской Православной Церкви и Советского государства в годы Великой Отечественной войны.

«Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви:

история, цели, задачи»

  1. Равноапостольный подвиг княгини Ольги и князя Владимира.
  2. РПЦ во времена правления князя Владимира Красное Солнышко и князя Ярослава Мудрого.
  3. Преподобный Сергий Радонежский и начало монашеского подвижничества.
  4. Миссионерский подвиг святителя Стефана Пермского.
  5. Миссионерская деятельность РПЦ на территориях покоренных Московским государством ханств в XVI веке.
  6. Внутренние и внешние миссии РПЦ. Алтайская миссия.
  7. Внутренние и внешние миссии РПЦ. Американская миссия.
  8. Внутренние и внешние миссии РПЦ. Китайская миссия.
  9. Внутренние и внешние миссии РПЦ. Японская миссия.
  10. Внутренние и внешние миссии РПЦ. Палестинская миссия.
  11. Миссионерская деятельность РПЦ в Советском государстве.
  12. Общая характеристика современного этапа миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.
  13. Миссионерский отдел Московского Патриархата и основные направления его деятельности.

«Русская Православная Церковь и другие христианские течения»

  1. Католические святые.
  2. Католический храм: особенности архитектуры и внутреннего убранства.
  3. Роль Мартина Лютера в Реформации Западной Церкви и его учение.
  4. Жан Кальвин – главный теолог и организатор Реформации.
  5. Баптизм в СССР.
  6. Учение и основные направления деятельности сектантского течения пятидесятников в современной России.
  7. Учение и основные направления деятельности сектантского течения адвентистов Седьмого дня в современной России.
  8. Учение и основные направления деятельности сектантского течения свидетелей Иеговы в современной России.

«Православие и религии мира»

  1. История развития иудейского храма и религиозное искусство иудаизма.
  2. иудейский богослужебный год и религиозные праздники.
  3. Библейские исторические события, с которыми связаны христианская и еврейская Пасхи. Различия в традициях празднования Пасхи в иудаизме и православии.
  4. Пророк Мухаммед – основатель учения ислама. Коран о Пророке Мухаммеде и Иисусе Христе.
  5. Мусульманская мечеть и скиния.
  6. Сравнительный анализ заповедей буддизма с заповедями Библии. Отражение знаний о буддизме в Библии.

Перечень учебно-методических средств обучения

  1. В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. Программа учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 62 с.
  2. Т. В. Рыжова. Методические рекомендации по организации личностно-ориентированного обучения на основе применения информационных технологий учебно-методических комплексов для средней школы «Православная культура». — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 152 с. ISBN 5903101070
  3. Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 10—11 классы: Экспериментальное учебное пособие / В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 372 с.: цвет. илл. ISBN 5903101062.
  4. Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 10-11 классы» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см.
  5. Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 10—11 классах / Т. В. Рыжова. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 174 с.: илл. ISBN 5903101100.
  6. Мультимедийное приложение к методическим рекомендациям «Православная культура 10-11 классы» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см.
  7. Мультимедийное приложение к руководству по поурочному планированию «Православная культура 10—11 классы» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см.

Дополнительная литература

1.Духовное краеведение Белгородчины. Краткий словарь. Чернова С.С. - Белгород, Издательский центр ООО «Логия»,2005.

2. Детская Библия. Киев, Издание украинской православной Церкви. 1990.

3. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. -М., «Покров», 2003.

4. А.Н. Бахметьева. Жития Святых для детей. – М., Издательство Сретенского монастыря, 1997.

5.  А.Мень. История религии. –М., «Слово», 1991.

6. Религии мира. Пособие для учителя/Я.Н. Щапов, А.И., А.И. Осипов, В.И., Корнев и др.- М., Просвещение, 1994.

8.. Интернет – ресурсы

  •  http//www.edu.ru                     Российское образование Федеральный портал.
  • http://festival.1september.ru     Фестиваль педагогических идей. Конкурс открытых уроков.
  • http://www.eidos.ru/                Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель».
  • http//www.rsci.ru                     Гранты. Фонды. Конкурсы. Конференции.
  • http//www.eidos.ru/olimp/        Всероссийские дистанционные олимпиады.
  • http//www.edic.ru                    Большой энциклопедический и исторический словарь.
  • http//www.rubricon.ru              Рубрикон: энциклопедии, словари, справочник
  • http//www.gramma.ru               Культура письменной речи.
  • http//www.slova.ndo.ru             Крылатые слова  и выражения.
  • http//www.5ballov.ru                Портал новостей образования, вузов, тестов, рефератов.

Оборудование

1. Компьютер

2. Проектор

3. Колонки к компьютеру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по православной культуре 2 класс

Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях в Белгородской области осуществляется в соответствии с Законом Белгородской области "Об установлении регионального ком...

Рабочая программа по православной культуре 3 класс

Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях в Белгородской области осуществляется в соответствии с Законом Белгородской области "Об установлении регионального ком...

Рабочая программа по православной культуре 4 класс

Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях в Белгородской области осуществляется в соответствии с Законом Белгородской области "Об...

Рабочая программа по православной культуре 5 класс

Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях в Белгородской области осуществляется в соответствии с Законом Белгородской области "Об...

Рабочая программа по Православной культуре для 6 класса

Рабочая программа по Православной культуре для 6 класса...

Рабочая программа по Православной культуре 6 класс

Данная программа составлена программы учебного предмета «Православная культура»,  для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев / В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. ...

Рабочая программа по православной культуре в 5-9 классах

Данная рабочая программа  составлена на основе авторской программы Шевченко Л.Л....