Рабочая программа по православной культуре в 5-9 классах
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Данная рабочая программа  составлена на основе авторской программы Шевченко Л.Л.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravoslavnaya_5-9.doc424.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Яснозоренская средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области»

«Согласовано»

Руководитель МО

_______

Протокол № ___ от

«____» ______2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора МОУ «______________»  

______ Бронников А.С.

«____» _______ 2014 г.

«Утверждаю»

Директор

МОУ «_____________»  

________.

Приказ № __

от «    » ________ 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по православной культуре

в 5-9 классах

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №____ от_____________

2014 год

Пояснительная записка.

 В современных условиях возрождения и развития традиций российской национальной культуры, сохранение и изучение духовного наследия русского народа приобретает особую актуальность. Изучение православной культуры в системе образования Белгородской области обусловлено настоятельной потребностью современного российского общества в модернизации образования, совершенствовании его содержания, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Рабочая программа по православной культуре для 5- 9 классов составлена на основе авторской программы Шевченко Л.Л. Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения.- М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, М., 2012.- 186с.

Программа выстроена на основе принципа содержательных концентров: в каждом последующем классе производится углубление материала предыдущего года обучения. Изложение материала тематических линий в учебных пособиях носит личностно - ориентированный характер и учитывает возрастные и индивидуальные возможности его восприятия учащимися. К средним классам у школьников активизируются формы логического мышления. В этом возрасте дети, сохраняя    непосредственность образного восприятия, начинают критически оценивать все явления окружающего мира. Поэтому были определены смысловые узлы программы, позволяющие представить феномены православной культуры в проблемной форме через систему понятий, отражающих основной смысл христианства. Учитывая особенности христианской веры, как системы иерархических отношений человека к Богу, к ближним, к миру, к себе (отношений радости, любви, ответственности, милосердия и других), выстроенных на основе системы христианских ценностей, определены ведущие понятия православной культуры для основной школы: счастье-ценности жизни христиан.

Цель программы заключается в том, чтобы установить единое понимание участниками всех образовательных структур любого уровня значения предмета « Православная культура», его содержания и особенностей, по сравнению с другими учебными предметами.

Цели предмета «Православная культура» отражают требования российского законодательства к содержанию образования и ориентированы на достижение следующих задач:

- приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения школьников;

- обеспечение самоопределения личности, создания условий её самореализации;

- воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам;

- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

- формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества. воспитание нравственных качеств: доброты, милосердия, любви к ближнему, к своему народу, Родине;

- воспитание чувства ответственности за другого человека, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, на положительных примерах жизни героев отечественной истории, культуры, христианских святых;

- освоение первичных знаний о библейской истории происхождения мира, христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской морали, традициях православной семьи, православных памятников архитектуры и искусства;

- развитие интереса к истории своего края и России в целом, образного и ассоциативного мышления, воображения, творческих способностей в различных видах учебной деятельности

- формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры, нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей  действительности с учетом православных традиций и системы христианских ценностей.

5 год обучения

Ведущей темой программы 5 года обучения является интегративная тема «История христианской Церкви в житиях её святых». «Христианская вера». Показывается, как утверждалась христианская вера в мире; пути Промысла Божьего в утверждении Церкви земной и Небесной; утверждение христианских ценностей в жизни людей; пути спасения как движение человека к святости ; духовное возрастание человека( внутренний человек), процесс его рождения через доступную средним классам ценность- героизм: как человек преодолевал себя( свои страсти), духовно возрастал-( воспитывал волю, мужество, возрастал в любви).

Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение:

  • Контрольных работ – 2;
  • Защита проектов – 1.

В рабочую программу внесены следующие изменения: (тема № 10 «Повторение тем» изменена на тему «Защита проектов», так как при раскрытии конкретной темы учащийся должен продемонстрировать знания по данному разделу.) На тему «Мудрость жизни христиан. Святые великомученицы Екатерина, Варвара» отводим 1 час, вместо 2 часов, учебного времени, для того что бы провести рубежную контрольную работу. Содержание данной программы согласованно с содержанием Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Так в данной программе изменен один час из темы «Просветители славянские Кирилл и Мефодий» на итоговую контрольную работу. В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 35 часов, а в программе Л.Л.Шевченко 34, то 35 часом проводим итоговый урок.

6 год обучения

   Ведущей темой программы 6 года обучения является интегративная тема «История христианской Церкви в житиях ее святых», «Святая Русь» .

 Целью программы 6 года обучения является воспитание духовности, уважения к прошлому, ценностям отечественной и мировой  культуры (светской и духовной) на основе знакомства с материалом истории христианской  Церкви в житиях святых.       

    Количество учебных часов по предмету, на которое рассчитана программа: 35 часа в год ( 1 час в неделю).

    В конце 1 полугодия резервный урок отведен на повторения пройденного материала в виде письменной контрольной работы..  Запланированное автором в программе резервное время (2 часа) на экскурсии, заменено на проведение проведения контрольной работы № 2 и контрольной работы №3, итоговый урок проводим 35 часом, в авторской программе тем запланировано на 34 часа.

     Формы обучения: комбинированный интегрированный урок, семинары, диспуты,  лекции, обсуждения и др.

      Виды деятельности на уроке: слушание рассказа учителя,  обсуждение-размышление, создание мультимедийных презентаций, рассматривание иллюстраций, рисование, чтение, сочинение рассказов, исследовательские проекты и творческие работы, доклады и др.

7 год обучения

Ведущей темой программы 7 года обучения является интегративная тема «Святая Русь.18-20 века».

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо  умения школьников охарактеризовать термины  и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном  российском контексте.

Программа учебного предмета  «Православная культура» Л.Л. Шевченко 7 года  обучения рассчитана на 35 недели, но согласно   учебному плану МОУ «Яснозоренская СОШ» на предмет «Православная культура» в 7 классе отведено 35 недель (1 час в неделю). Резервное время (3 часа) отводится для проведения контрольных работ. В авторской программе материал рассчитан на 34 недели, мы отводим 1 час на «Итоговый урок».

В течение года запланировано:

Контрольных работ – 3

8 год обучения

Ведущей темой 8 года обучения является тема – «Семья в календаре православных праздников»: показывается, на основе каких ценностей строилась жизнь христианской семьи: семья как малая Церковь, отношения родителей и детей, обязанности христианина в семье, христианский быт, храм м богослужение в жизни христианской семьи, воспитание детей, изучение церковнославянского языка, учебные книги, христианские праздники как годовой ритм жизни христиан.

Тема 8 года носит комплексный характер. В нее входят две подтемы: «Христианская семья» (книга 1) и «Путь святых праздников» (книга 2 и 3). Структура учебного пособия 8 года включает знакомые школьникам по предыдущим годам обучения рубрики: «Обсуждаем - размышляем», «Представление иконы». «Путешествия по святым местам родной земли», «Из Священной истории»,  «Из  истории духовной культуры России (жития великих русских святых), «Изучаем церковнославянский язык», «Знаешь ли ты?», «Наше культурное наследие», «Словарик иконописца, «Словарик зодчего». В соответствии с возрастными особенностями мышления школьников средних классов, введена рубрика «Для самостоятельной работы». Задания всех рубрик взаимосвязаны, углубляя понимание школьниками основных терминов православной культуры, которые приводятся в каждой теме.

Программа рассчитана на 35 часа в год (1 час в неделю), в соответствии с учебным планом МОУ учитель планирует 35 часов в год.

Программой предусмотрено проведение:

- контрольных работ – 2;

- защита проектов – 1.

В рабочую программу внесены следующие изменения: резерв учителя изменен контрольных работ и защиты проекта, с целью контроля знаний школьников о богатом наследии православной культуры. Содержание данной программы согласованно с содержанием Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. В рабочей программе добавлен один час на итоговый урок, в авторской программе материал запланирован на 34 часа.

Формы занятий – комбинированный урок с элементами проблемности и проектной деятельности (маршруты духовного краеведения): на этапе объяснения – рассказ учителем базового текста, а его закрепление и опрос – на основе заданий рубрики «Выполни задания»; групповые, фронтальные, заочные экскурсии.

9 год обучения

Ведущей темой 9 года является тема «Христианское творчество»: показываются эеномены православной культуры (иконописи, зодчества, словесности, духовной музыки и др.); процесс творчества христианских мастеров (прп. Андря Рублева, Алипия, Динисиия, Феофана Грека и др.) как со-творчество - отражения христианской веры, знания (как со-знания, то есть знания, открытого Богом о Себе молящейся душе христианина) и дарованных способностей (талантов); дается раскрытие через феномены право- : лавной культуры учения о спасении. Программа 9 года обучения продолжает разработку второго концентра содержания курса «Православная культура», начатую на 5 году обучения. Общая тема 9 года обучения: «Православные творцы и их творения».  Авторская программа рассчитана на 34 часа. Резервное время учителя- это 4 часа, мы отводим на 3 контрольных работы и итоговый урок.

Требования к уровню подготовки

Требования к уровню подготовки учащихся определяется в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету».

Требования представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенных на общеобразовательном уровне в соответствии со ступенями обучения и структурой содержательных линий предмета. Уровни выражены через действия легко контролируемы и измеряемы.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

В рамках требований учащиеся должны:

  • называть и показывать;
  • определять и измерять, фиксировать;
  • описывать, составлять;
  • объяснять;
  • прогнозировать ( простейшие действия).

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно- нравственных явлений и категорий как в общем культурно- историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

В связи с этим критериями оценки образовательно - воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерий  факта ( что, в каком объёме и на каком уровне усвоено из предьявленного материала), критерий отношений ( как ученик, используя полученные знания  , организует и выражает своё отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтам и учреждениям) и критерий деятельности ( какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями , предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность  ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности. Формы контроля могут быть вариативными, включая тестирование, анализ продуктов деятельности  ( сочинения, рисунки, рефераты, творческие работы).

   Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

  Учащиеся должны знать:

  • События и основные даты истории Отечества,  христианкой Церкви, отраженные в житиях святых.
  • Основные источники по истории Отечества.
  • Значение Русской Православной Церкви в истории Руси.
  • Основные даты и события развития духовной культуры Руси и Белгородчины.
  • Основные понятия, отражающие представления учащихся о православной христианской культуре.
  • Понимать  язык христианской православной культуры.
  • Содержание отдельных библейских сюжетов и строить на основе них свою нравственную позицию
  • Особенности христианской живописи, архитектуры, музыки, литературы.

Учащиеся должны уметь:

  • Обобщать и анализировать информацию, содержащуюся в различных исторических источниках.
  • Обосновывать свою позицию по отношению событиям истории, житиям святых.
  • Раскрывать причинно-следственные связи духовной истории.
  • Отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях.
  • Выявлять связи между изучением курсов истории России и историей РПЦ, Белгородчины, МХК  в ее духовном аспекте.


Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

В рамках требований рабочей программы учащиеся  должны

 уметь:

- вслушиваться, всматриваться в изучаемый  материал, открывать в нём новое  для себя;

-видеть красоту окружающего мира;

- пользуясь примерами жизни святых давать нравственную оценку своим поступкам и поступкам людей;

знать:

- первичные представления о православной культуре, о православной христианской картине мира, о крещении Руси;

- православные семейные ценности;

- православные праздники;

- библейские истории;

- понятие о защитниках Отечества в наше время;

- обязанности человека – христианина;

        понимать:

- почему Русь называют святой;

- что является Духовной твердыней России.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Знания, умения, навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения предмета «Православная культура» в 8 классе:

- знать нравственные эталоны (заповеди) поведения человека в обществе, в семье;

-уметь анализировать и корректировать своё поведение на основе категорий добра и зла;

-называть православные праздники в круге церковного календаря;

- почитать память святых семейств в православном календаре;

- знать название и пути святых праздников.                                      

Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.).

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с содержанием образовательного курса 9 года обучения

Требования представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенных на общеобразовательном уровни в соответствии со ступенью обучения и структурой содержательных линий предмета. Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности.

В рамках требований учащиеся должны:

-        называть и показывать;

-        определять и измерять, фиксировать;

-        описывать, составлять;

-        объяснять;

-        прогнозировать (простейшие действия).

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

Критерии оценки образовательно-воспитательных результатов имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности. Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т.д.).

Календарно – тематическое планирование 5 класс

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Приме

чание

План

Факт

Основы православной культуры- 10 часов

1

Религиозная культура в жизни человека. Человек культурный

1

2

О чем рассказывает христианская православная культура? Счастье жизни христиан

1

3

О чем рассказывает Библия? О Боге, о мире, о человеке

1

4

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры

1

5

Монастырь – центр христианской православной культуры. О христианской радости

1

6

Язык христианской православной культуры. Как христианская культура рассказывает о мире Небесном?

1

7

Для чего построен и как устроен православный храм? Православный храм в жизни христиан

1

8

Религиозная живопись. О чем рассказывает икона?

1

9

Красивый мир церковнославянской азбуки. Божественные письмена

1

10

Защита докладов по теме «Основы православной культуры»

1

История христианской Церкви в житиях её святых. Христианская Церковь входит в мир-25ч.

11

Золотая цепь святых. Начало христианской эры

1

12

Святые апостолы

1

13

Святые дети – мученики за веру

1

14

Вифлиеемские младенцы. Святые Акилина, Вит

1

15

Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых

1

16

Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Святая мученица Татьяна

1

17

Мудрость жизни христиан. Святые великомученицы Екатерина, Варвара

1

18

Рубежный контроль

1

19-20

Святые воины. Георгий Победоносец, Дмитрий Солунский, Феодор Стратилат

2

21

Святые врачеватели. Святые Косма и Дамиан

1

22

Всемилостивый целитель Пантелеимон

1

23

Защита христианской веры. Вселенские Соборы

1

24

Святые равноапостольные Константин и Елена. Святые Отцы Церкви

1

25

Утверждение христианского учения

1

26

Учителя веры – Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст

1

27-28

Пути к спасению Великие подвижники пустыни: Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский

2

29-30

Пути к спасению Святые преподобные Мария Египетская, Ефрем Сирин

2

31-32

Пути к спасению Преподобный Досифей. Святитель Павлин Милостивый

           2

33

Просветители славянские Кирилл и Мефодий

1

34

Контрольная работа по теме «История христианской Церкви в житиях её святых. Христианская Церковь входит в мир»

1

35

Итоговое повторение  за курс 5 класса

1

Календарно - тематическое планирование 6 класс

 

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени 

Плановые сроки прохождения

Приме-чание

план

факт

1-2

Первые христиане на Руси

2

3-4

Первые святые Руси - князья Борис и Глеб

2

5-6

Утверждение христианской веры. Святые    Киево-Печерской  лавры

2

7-8

Русские святые времен татарского нашествия

2

9-11

Святители Московские митрополиты Петр и Алексий

3

12

Избавление Руси от татарского ига.

1

13

Преподобный Сергий

1

14

Радонежский и

святой благоверный князь Димитрий Донской

1

15

Контрольная работа №1

1

16-18

Духовная твердыня Беломорья. Чудотворцы Соловецкие -

Зосима, Савватий и Герман

3

19-21

Святые Нил Сорский и Иосиф Волоцкий размышляют о богатстве и бескорыстии

3

22-23

Свирский чудотворец

2

24-26

Русские святые, Христа ради юродивые. Василий Блаженный.

3

27

Контрольная работа № 2

1

28-29

Святые во времена Московского государства. Святой Филипп, митрополит Московский.

2

30-31

Русские святые Смутного времени: Патриархи Иов, Ермоген, Филарет.

2

32-33

Исправление церковных книг. Патриарх Никон.

2

34

Контрольная работа №3

1

35

Итоговый урок

1

Календарно – тематическое планирование (7 класс)

№ урока

Название раздела и темы

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

план

факт

Святая Русь

1

Церковная реформа Петра I. Святой Митрофан Воронежский

1

2

Святой Димитрий Ростовский. Святой Иоанн Русский

1

3

«Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский

1

4

«Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский

1

5

Святые 19 века

1

6

Преподобный Серафим Саровский

1

7

Преподобный Серафим Саровский

1

8

Святитель Филарет, митрополит Московский

1

9

Святитель Филарет, митрополит Московский

1

10

Великие старцы Оптиной Пустыни

1

11

Великие старцы Оптиной Пустыни

1

12

На рубеже веков

1

13

 Святой праведный Иоанн Кронштадтский  

1

14

Контрольная работа №1

1

15

Царственные мученики

1

16

Царственные мученики

1

17

Новомученики и Исповедники  российские

1

18

Новомученики и Исповедники российские

1

19

Новомученики и Исповедники российские

1

20

Христианские мученики ГУЛАГа

1

21

Христианские мученики ГУЛАГа

1

22

Христианские мученики ГУЛАГа

23

Контрольная работа по теме «Мученики за веру христианскую»

1

24

Православная культура России свидетельствует

1

25

Православная культура России свидетельствует

1

26

Православная культура России свидетельствует

1

27

Православная культура в жизни христиан

1

28

Православная культура в жизни христиан

1

29

Православная культура в жизни христиан

1

30

Золотая цепь святых

1

31

Золотая цепь святых

1

32

Золотая цепь святых

1

33

Золотая цепь святых

1

34

Защита проекта  «Святые заступники Руси»

1

35

Итоговый урок

1

Календарно-тематическое планирование (8 класс)

п/п

Тема

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

примечание

План

Факт

Книга 1. Христианская семья.

 

Тема 1. Смысл жизни христианской семьи.

1

Тема 2. Семья церковная

1

Тема 3. Рождение христианской семьи

1

Тема 4. Благочестивая семья. Родители и дети

1

Тема 5. Жизнь семьи в круге церковного календаря

1

Тема 6. Ритм жизни христианской семьи. Богослужения.

1

Тема 7. Православные праздники – школа жизни христиан.

1

Тема 8. Праздники святых семейств в православном календаре.

1

Контрольная работа №1 по теме «Христианская семья»

1

Книга 2. Путь святых праздников

 

Тема 9. Радость всему миру. Рождество Пресвятой Богородицы.

1

Тема 10. Праздник искупления. Воздвижение Креста Господня.

1

Тема 11. Святая Заступница. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

1

Тема 12. Праздник Архистратига Михаила и Небесных Сил бесплотных.

1

Тема 13. Праздник обручения. Введение во храм Пресвятой Богородицы.

1

Тема 14. С нами Бог. Праздник Рождества Христова.

1

Тема 14. С нами Бог. Праздник Рождества Христова.

1

Тема 14. С нами Бог. Праздник Рождества Христова.

1

Тема 15. Бог Господень явился нам. Праздник Крещение Господня.

1

Тема 16. Спасение миру. Сретенье Господне.

1

Тема 17. На пути к раю. Великий Пост.

1

Тема 17. На пути к раю. Великий Пост.

1

Тема 18. Радостное торжество. Благовещение Пресвятой Богородицы.

1

Контрольная работа №2 по теме «Путь святых праздников»

1

Книга 3. Путь святых праздников

Тема 19. Кроткий Царь. Вход Господень в Иерусалим.

1

Тема 20. Страдания и смерть Христовы. Страстная неделя.

1

Тема 20. Страдания и смерть Христовы. Страстная неделя.

1

Тема 21. Торжество торжеств. Воскресение Христово.

1

Тема 21. Торжество торжеств. Воскресение Христово.

1

Тема 22. Преславное восхождение. Вознесение Господне.

1

Тема 23. Радость Божией благодати. День Святой Троицы.

1

Тема 23. Радость Божией благодати. День Святой Троицы.

1

Тема 24. Царственный праздник. Преображение Господня.

1

Тема 25. Богородицын день. Успение Божией Матери.

1

Защита проекта по теме «Путь святых праздников»

1

Итоговый урок

1

Календарно-тематическое планирование (9 класс)

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени 

Плановые сроки прохож-дения

Примечание

план

факт

Часть 1. Божественное творчество.

Божественная любовь. Мироздание

1

Тема 1. Дар творчества. Что такое православное творчество?

1

2-4

Тема 2. Божие мироздание. Бог - Творец.

3

5-6

Тема 3. Созидание храма души человека.

2

7

Контрольная работа по теме «Божественное творчество.Божественная любовь. Мироздание»

1

Часть 2. Соработничество. Православные мастера и их творения

Человек творящий.

8

Тема 4. Церковное искусство

1

9

Тема 5. Литургическое пространство православного храма

1

10

Тема 7. История развития храмостроения

1

11

Тема 8. Храмостороительство Византии

1

12

Тема 9. Храмовое искусство Запада

1

13-14

Тема 10. Древнерусское зодчество и его мастера

2

15

Контрольная работа по теме  «Соработничество. Православные мастера и их творения. Человек творящий»

1

Иконопись и иконописцы

16

Тема 11 .Смысл и содержание иконы

1

17

Тема 12.Первохристианское искусство

1

18

Тема 13.Церковное искусство Византии

1

19-21

Тема 14.Древнерусская иконопись

3

22

Тема 15.Сюжеты и образы древнерусской иконы

1

23

Тема 16.Как устроен иконостас православного храма?

1

24-25

Тема 17.Святые иконописцы Руси и их творения

2

Церковное музыкальное искусство

26

Тема 18.Музыка в православном богослужении

1

27

Тема 19.История церковной музыки

1

28

Тема 20.Святые создатели церковных песнопений

1

29

Тема 21. Песнопения Всенощной

1

30

Тема 22. Размышления о Божественной Литургии

1

31

Тема 23. Изображения песнопений и певцов в церковном искусстве.

1

32

Тема 24.Сохраняет ли современный человек дар творчества?

1

33

Контрольная работа по темам «Иконопись и иконописцы» и « Церковное музыкальное искусство»

1

34

Итоговое повторение за курс 9 класса

1

Содержание учебного курса

5 год обучения

 «Христианские святые»

Основы православной культуры

Религиозная культура в жизни человека. Что такое «религиозная культура»? 

Изучаем - повторяем: о чем рассказывает религиозная культура? Духовность, культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Духовная культура. Ее характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Определение понятия «духовное» в рамках религиозного мировоззрения. Этические нормы христианства. Определение добра и зла. Любовь к Родине. Отечество. Отчий дом.

О чем рассказывает христианская православная культура? 

Когда возникла христианская религия. Определение «наша эра». Ее отсчет от Рождества Христова. Основные понятия христианской культуры. Содержание православной религии: спасение человека Богом. Счастье жизни христиан. Основные положения христианской веры: догмат о Троице, Боговоплощение. Примеры благочестивой жизни святых. Лествица духовного восхождения человека к Богу. Источники христианской духовной культуры. Библия как источник религиозного знания и культуры. Ветхий Завет. Новый Завет. Изложение учения  Иисуса Христа в Евангелиях. Притчи о Пастыре Добром, о блудном сыне, о мытаре и фарисее - как раскрывающие путь спасения. Евангелисты. Отражение христианского мировоззрения в феноменах культуры. Христианская антропология - учение о человеке. Положения христианской антропологии в работах отечественных педагогов, мыслителей, поэтов. Отражение христианского учения о человеке в русском фольклоре. Этимология о христианском значении некоторых слов русского языка. Отражение христианского учения о спасении в русской духовной поэзии разных веков.

О чем рассказывает Библия? Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. 

Как создавалась Библия? Книги, входящие в состав Библии. Священное Писание как основная богослужебная книга. О Боге, о мире и человеке. Понятия добра и зла в жизни людей. Первые правила, данные в Раю Адаму и Еве. Грехопадение. Как Бог спасал людей: десять заповедей. Чему Христос учил людей: заповеди Блаженства. Христос рассказывает о Царствии Небесном. Притча о зерне горчичном. Чудеса Спасителя, их смысл. Как человек мог возвратиться к Богу. Забота об украшении души добродетелями. Крестная Жертва - Искупление человека. Воскресение Христово.Создание Церкви. Как люди узнали о христианстве? Евангелие - о христианском понимании будущего людей и мира. Страшный Суд. Ответственность человека. Четыре основные темы Священной истории Ветхого и Нового Завета: сотворение мира; Рождество Христово (Боговоплощение); Крестная Жертва; Воскресение Христово и создание Церкви.

Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры: хоровой музыке, духовной поэзии, религиозной и светской живописи, литературе, храмовом зодчестве, христианских праздниках.

Монастырь — центр христианской православной культуры. 

О христианской радости. Смысл жизни христиан. Грех и добродетель. Христианские добродетели: вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу и к ближним, умеренность, целомудрие. Христиане о таланте - даре любви, данном человеку. Притча о талантах. Пути к добродетельной жизни. Монашеский путь. Смысл монашеской жизни. Монастырь в истории христианской православной культуры. Как возводились монастыри? Красота рукотворная и нерукотворная. Красота внешняя и внутренняя. В чем заключается красота православного монастыря? Название монастыря. Монастыри и имена святых, с ними связанные. Русские поэты разных веков размышляют о смысле красоты и ее отражении в объектах православной культуры.

Язык христианской православной культуры. 

Как христианская православная культура рассказывает о Боге? Какие виды искусства объединяет в себе православная культура? Церковный характер христианского искусства. Взаимосвязанность разных видов христианского искусства. Спасение человека Богом - основное содержание православной культуры. Творец и Его творения Как христианская культура объясняет возможность творчества? Креационная теория сотворения мира.

Ее представители - ученые, писатели, поэты, композиторы, художники. Два корня христианской  православной культуры. Святая Земля. Евангелия рассказывают о событиях, произошедших на Святой Земле. Исторические свидетельства описанных в Евангелиях событий. Туринская Плащаница. Византийская христианская культура и православная культура Руси.

Символы христианской православной культуры - крест, голубь, рыба, нимб и др. Священная история рассказывает о смысле почитания креста. Формы почитания Бога в истории мировой религиозной культуры: в ветхозаветные и новозаветные времена. Из истории христианской духовной культуры: Воздвижение Креста. Храмы названные в честь Воздвижения Креста Господня.

В чем заключается смысл красоты православного искусства? Русская поэзия рассказывает о символах православной культуры. Почитание святыни. Пожертвование, жертва, жертвенность. Что сложнее, что легче? Как христиане понимали почитание святыни?

Для чего построен и как устроен православный храм? Православный храм в жизни христиан. Храм - дом, посвященный Богу. Внешняя красота храма и духовная красота его Создателя. Словарик зодчего: основные части храма; священнослужители и их одежда (облачение); богослужебные предметы. Символический смысл храма. Богослужение. Таинства Церкви. Как было установлено Таинство Причащения. Тайная Вечеря. Иконостас, четверик, алтарь, Престол, Горнее место. Священная топография мира- православные храмы, названные в честь событий Священной истории. Названия православных храмов рассказывают о событиях Священной истории. Истории создания храмов. Их архитектурные стили. Русские поэты рассказывают о православных храмах, их устройстве, богослужении, колокольном звоне, христианской радости. Правила поведения в храме.

Религиозная живопись. О чем рассказывает икона? 

Как человек воспринимает красоту окружающего мира? Христианская религия о мире материальном и нематериальном. Икона - окно в мир невидимый. Икона - христианская святыня. Кому посвящались христианские иконы? Что означает почитание иконы? Почему икона является священным изображением? История создания первой иконы. Спас Нерукотворный. Иконописные изображения. Фреска. Мозаика. Словарик иконописца. Иконография Христа и Богородицы. Духовная красота иконы. Картина и икона. Их отличия. Изучаем иконографию икон.

Красивый мир церковнославянской азбуки. 

Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык. Буквы на иконах и предметах древнерусского прикладного искусства. Церковнославянская азбука. Ее создатели - святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Кого называют просветителями? Значение слова «просвещение». О чем рассказывают буквы церковнославянской азбуки? Красота буквиц заглавных. Духовный смысл буквиц. Как книжная грамотность пришла на Русь. Псалтирь, Евангелие - первые книги на Руси. Летописи. Жития святых. Монастыри - центры просвещения и книжности. Произведения духовной литературы. О чем рассказывают произведения древнерусской литературы? Остромирово Евангелие. По каким книгам обучались грамоте дети в Древней Руси? Библейские сюжеты в творчестве русских поэтов и писателей. Какие из написанных ими произведений относятся к произведениям духовной литературы?

История христианской. Церкви в житиях ее святых.

Начало христианской эры. 

Век апостольский. Как христианство стало распространяться в мире. Избрание Иисусом Христом апостолов. Образование Церкви. Схождение Святого Духа на апостолов. Первая проповедь апостола Петра. Образование первых христианских общин. Жизнь первых христиан. Труды апостолов. Призвание апостола Павла. Христианские праздники: День Святой Троицы, праздник святых апостолов Петра и Павла, Собор двенадцати апостолов.

Учение Иисуса Христа раскрывается в феноменах православной культуры: Евангелие на церковнославянском языке, духовная поэзия, памятники зодчества.

Святые дети — мученики за веру. 

Причины преследования христиан иудейскими и римскими властями. Первые пострадавшие за Христа - Вифлеемские младенцы. Первомученик Стефан. Смысл слова «благословение». Смысл евангельского эпизода «Благословение детей». Святой Игнатий Богоносец. Юная мученица Акилина. Святой отрок Вит. Святые отроки-мученики и их учитель - святой епископ Вавила Антиохийский. Смысл мученичества. Почему дети-христиане проявляли мужество? Молитва. Жития юных мучеников. Произведения духовной поэзии рассказывают о детской молитве. Священное Писание об основаниях почитания христианами жертвы мучеников (Псалом 115). Церковные песнопения. Ектений - молитвы прошения.

Христианские добродетели вера, надежда и любовь в жизни святых. О святых юных мученицах Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. О святой деве Татиане. Христианские добродетели. Размышление о духовной красоте. Евангельский текст о понимании христианами красоты как совершенного подобия Отцу Небесному (Евангелие от Матфея, гл.5, стихи 44-48). В чем проявлялась любовь христиан к врагам?

Мудрость жизни христиан. 

Святые великомученицы Екатерина, Варвара. Чем отличалась жизнь христиан от жизни других людей? Главные ценности жизни христиан. Притчи Христа о Царствии Небесном: о драгоценной жемчужине, о закваске, о зерне горчичном. Как христиане старались обрести сокровища небесные? Христианская мудрость. Какого человека христиане называли мудрым? Житейская мудрость. Священное Писание - о премудрости мира (1 послание апостола Павла коринфянам). Христианская радость. Духовная поэзия размышляет о человеческой мудрости. Церковные песнопения - тропари великомученицам. Почему Крест назван в них оружием? Христианские добродетели и наименование великомученицы Варвары «всечестная». Размышления о драгоценных качествах души человека. Путешествия по святым местам - монастыри и храмы в честь святых Екатерины и Варвары.

Святые воины. 

Великомученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Фео-дор Стратилат. Святой мученик Севастиан. Подвиги исповедания веры и защиты Отечества. Кого называли воинами Христовыми? Воинская доблесть. Что христиане называли духовной смертью? Какими подвигами прославились святые воины-великомученики? Какие добродетели проявили (в детстве, в воинском служении, в христианском подвиге)? О почитании святых воинов. Как на Руси почитали память святых Георгия Победоносца, Димитрия Солунского? Размышления над евангельскими текстами о любви к врагам, христианской радости, воинском подвиге. Ответ императора Константина Великого об отношении христиан к врагам личным и врагам Отечества. Апостол разъясняет христианам о воинских доспехах христианина: броне любви к Богу, вере в Его помощь, шлеме надежды на спасение.

Духовная красота человека. Борьба христианина с внутренними врагами: грехами - страстями своей души. Грех, откуда он появился? Грехопадение. Враги человека - грехи гордости, зависти, ненависти, злости, обжорства, гнева. Воинская рать христианина - христианские добродетели и добрые дела: смирение, милосердие (милостыня), чистота (целомудрие), любовь, пост (умеренность), кротость. Борьба христианина за красоту своей души. Что искажает красоту души? Откуда в человеке зло? Евангелие учит: сердце - поле сражения за красоту человека. Почему христиане ведут это сражение постоянно? Кто может помочь в этом сражении? Святитель Иоасаф Белгородский учит христиан тактике сражения с грехами. Феномены православной культуры (иконы, памятники зодчества), посвященные святым христианским воинам.

Святые врачеватели Косма и Дамиан. 

Всемилостивый целитель Пантелеймон. Бескорыстие святых врачей. Евангелие - о дарах: «Даром получили - даром давайте». Притча о талантах - дарах Бога человеку. Сражение бескорыстия и корыстолюбия. Какие добродетели проявляли святые в детстве; какими христианскими добродетелями и подвигами прославились? Размышления о Божиих дарах святым при чтении церковнославянских текстов Священного Писания.

Защита христианской веры. 

Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена. Святые Отцы Церкви.

Прекращение гонений на христиан в царствование Константина Великого. Обретение и Воздвижение Креста Господня святыми Константином и Еленой. Сохранение языческих привычек новообращенными христианами. Защита христианского вероучения от ересей. 7 Вселенских Соборов. Утверждение Вселенскими Соборами основных догматов христианской веры: о Троице, Боговоплощении, почитании Богородицы. Утверждение «Символа веры». Труды святых Афанасия Великого, Кирилла Александрийского, папы Римского Льва Великого, Василия Великого, Григория Богослова. Период иконоборчества. Почитание христианами икон. Святой Иоанн Дамаскин. Отражение событий эпохи Вселенских Соборов в произведениях религиозной живописи, духовной поэзии, музыки. Церковнославянские тексты рассказывают о почитании христианами Креста. Что такое святыня? Отношение к святыне. Крест в жизни христиан. Крестоношение. Развитие византийской культуры в период эпохи Вселенских Соборов. Храм Святой Софии - Премудрости Божией.

Утверждение христианского учения. Учителя веры — святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. 

Почему потребовалось защищать учение Церкви? Какими трудами на благо Церкви Христовой прославились святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст? Какие добродетели святые проявляли в детстве? Кого называют православными христианами? О богослужении Православной Церкви. Божественная Литургия. Всенощная. Вклад святителей в составление песнопений богослужения. В какие христианские праздники поют песнопения, составленные святителями? Иоанн Златоуст учит христианскому благодарению. За что христиане благодарили Бога? Смысл слов «благодарение» и «благословение».

Пути к спасению. Великие подвижники пустыни преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский.

Смысл монашества. Подвиги духовные. Их смысл - спасение души. Разные пути к спасению. Монашество - путь совершенных. Основоположник монашества - Антоний Великий. Житие. О чем святой размышлял с детских лет? Как была устроена жизнь древних монастырей? Лавры, скиты. Духовный руководитель - авва (отец). Духовное родство святых. Братья во Христе. Почему монашество называют ангельским чином? Монашеские обеты послушания, нестяжания, целомудрия. Примеры христианских добродетелей в жизни святых подвижников. Священное Писание о добродетелях, о воздаянии Божием к праведным и грешникам, о преподобных.

Путешествие по святым местам - древним монастырям Святой Земли: лавра святого Саввы Освященного, монастырь святого Герасима Иоарданского, монастырь святого Георгия Хозевита.

Пути к спасению. Святые преподобные Мария Египтская, Ефрем Сирин. 

Прославление Бога верой и добрыми делами. Промысел Божий в деле спасения человека. Пути: монашеский, семейная жизнь, иные. Борьба со страстями души - путь к спасению. В чем святой Ефрем Сирин увидел действие Промысла Божиего о человеке? Действие Промысла Божия в жизни святой Марии Египетской. Христианские добродетели, проявленные святыми на пути спасения. Покаяние. Покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Какие добродетели христиане старались взрастить в своей душе? Великий Пост в жизни христиан. Великий покаянный канон святого Андрея Критского. Отражение тем покаяния в русской классической литературе. Церковнославянские тексты Священного Писания - о преодолении страстей.

Путь к спасению. Преподобный Досифей. Святитель Павлин Милостивый. 

Ответственность христианина. За что должен отвечать человек? Как может спастись христианин? Священное Писание рассказывает о Страшном Суде. Как святой Досифей выбирал путь к спасению. Христианские добродетели смирения, послушания, кротости, терпения, умеренности - путь к спасению души. О милости Божией человеку. Искупительная Жертва, принесенная Христом за людей. Христос показывает примеры милосердия и прощения: эпизод Евангелия «Христос и грешница». Милость и милосердие христианина. Евангельская притча о милосердном самарянине. Добродетель милосердия в жизни святителя Павлина Милостивого. Отражение заповеди «Не судите, да не судимы будете» в феноменах православной культуры: церковнославянском языке, традициях жизни христиан (милостыня, неосуждение), духовной поэзии, живописи на религиозные темы.

Просветители славянские Кирилл и Мефодий.

Евангелие приходит на славянские земли. Монахи - миссионеры-проповедники. Трудность миссионерского подвига среди языческих племен. Труды святых братьев Кирилла и Мефодия. Детские годы святых. Христианские добродетели. Проявленные ими в детстве. Как отрок Константин (Кирилл) размышлял о ценностях жизни человека; как определил для себя жизненный путь? В чем были трудности просвещения славянских племен? Апостольские труды святых.

Почему именно Кирилл и Мефодий были посланы в славянские земли? Противодействие проповеди святых со стороны немецких священников и его причины. Перевод на славянский язык богослужебных книг. Азбука глаголица и кириллица. Важнейшие тексты православной Церкви на церковнославянском языке. Непрерывность (преемственность) апостольского подвига в утверждении христианской веры в мире: апостолы Христа -Вселенские учители веры (Символ Веры) - просветители славянские Кирилл и Мефодий.

Содержание учебного курса

6 год обучения

Святая Русь (10-17 века)

Первые христиане на Руси. Россия - наша Родина. Почему Русь - Россию «святой именовали» Христианская вера завещана как святыня. Славяне - наши предки.. Верования славян. Первые КНЯЗЬЯ Руси Рюрик, Синеус, Трувор. Первая христианская проповедь на Руси святого апостола Андрея Первозванного. Первые христиане на Руси - святая равноапостольная княгиня Ольга, святые Феодор и его сын Иоанн. Крещение Руси. Как святой равноапостольный князь Владимир выбирал веру. Преподобный Нестор Летописец рассказывает о причинах обращения князя Владимира ко Христу. Первый русский митрополит Михаил. Первые школы на Руси.. Таинство Крещения в Русской Православной Церкви.

Литературные памятники Древней Руси. Митрополит Иларион и его сочинение «Слово о законе и благодати ». Рассказ о Крещении Руси в русской духовной поэзии. Отражение этого исторического события в произведениях иконописи и живописи на религиозные темы. О почитании святого князя Владимира - храмы, названные в его честь.

Первые святые Руси - князья Борис и Глеб. Сыновья князя Владимира - святые братья-княжичи. Евангельская притча о хозяине виноградника и работниках, пришедших в разный час. Христианский подвиг святых князей Бориса и Глеба. Мученики -страстотерпцы. Рассказ о подвиге святых в житиях, иконописи, поэзии.

Как почтили память святых Бориса и Глеба? Архитектурные памятники в честь святых, храмы, названия городов, поселков, улиц в разных городах. Борисоглебский монастырь.

Утверждение христианской веры. Святые Киево-Печерской лавры. Роль монастырей в утверждении христианской веры на Руси. Святой Антоний - основатель монашества на Руси. Святой Феодосии Печерский.

Храмы и святыни Киево-Печерской лавры. История создания церкви Успения Божи-ей Матери. Чудотворная икона «Успение Божией Матери» (Печерская). Величайшая святыня лавры - мощи Печерских святых. Ближние и Дальние пещеры лавры. Святые: богатырь-инок Илья Муромец, Нестор Летописец, иконописец Алипий, врач Агапит, святой Кукша.

Русские святые времен татарского нашествия. Междоусобная вражда русских князей. Нашествие татар. Христиане-мученики: черниговский князь Михаил, боярин его Феодор, тверской князь Михаил, святой благоверный князь Олег Брянский, преподобная Ефросиния Суздальская. Святой благоверный князь Александр Невский. Отражение их подвига в духовной поэзии, житийной литературе, иконописи. Христианская добродетель смирения, проявленная князем-воином. В чем заключался подвиг князя?

Русский фольклор - о понимании христианами действия Промысла Божиего в событиях жизни, истории. Почитание памяти святых в объектах православной культуры.

Святители Московские митрополиты Петр и Алексий. Как укреплялось Русское государство. Великий князь Иоанн Данилович Калита. Как был построен Успенский собор Кремля. Значение служения митрополита Петра в возвышении Москвы. Детские годы святителя Алексия (в детстве - Елевферия). Слава митрополита как молитвенника и чудотворца. Как митрополит ездил в Орду.. Заслуги святителя в объединении князей вокруг Москвы.

История возведения Архангельского и Успенского соборов Московского Кремля, Чудова, Богоявленского, Спасо-Андроникова монастырей. Общее и отличное соборов. Икона Божией Матери « Петровская ». История ее написания митрополитом Петром.

Избавление Руси от татарского ига. Преподобный Сергий Радонежский и святой благоверный князь Димитрий Донской. Годы татарского ига на Руси. Гибель русского князя Василька Ростовского.

Игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский. Основание монастыря - центра духовной жизни Руси. Чему учил преподобный Сергий русских князей.

Защитники Отечества. Благословение князя Димитрия Донского на битву. Святые воины - схимонахи Троицкой Лавры Александр Пересвет и Родион Ослябя. Святые сторожа Руси: Троице-Сергиева Лавра, Хотьков монастырь, Симонов монастырь, Донской монастырь. История чудотворных образов «Явление иконы святителя Николая князю Димитрию Донскому» и Божией Матери «Донская».

Защитник Отечества в наше время. Какие добрые дела во славу своего Отечества может совершить человек сегодня? Какие качества души ему для этого необходимы?

Духовная твердыня Беломорья. Чудотворцы Соловецкие Зосима, Савватий и Герман. Соловки - остров славной истории. Ученики преподобного Сергия основывают монастыри на северных землях. Послушник Кирилло-Белозерского монастыря - Савватий.. Начало жизни святых Савватия и Германа на пустынном острове. Святой Зосима. Икона Божией Матери «Боголюбс-кая» с житием преподобных Зосимы и Савватия.

Соловецкий монастырь - духовная твердыня и военная крепость России.

Святые Нил Сорокин и Иосиф Волоцкий размышляют о богатстве и бескорыстии. О чем размышляли святые Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Почему землю русскую называли Святой Русью? Два пути монашеского служения. Внешнее устроение Нило-Сорской Пустыни и Иосифо-Волоцкого монастыря как отражающее духовный смысл жизни их святых устроителей. Отражение в фольклоре и русской поэзии христианского понимания смысла жизни и пути преодоления страстей души; совесть как критерий чистоты души.

Свирский чудотворец. Какими подвигами прославился святой Александр Свирский?. Явление Святой Троицы преподобному Александру. Добродетели, которыми прославился святой. Чудотворная икона преподобного Александра из Успенского собора Кремля. Святые обители, связанные с именем преподобного: Введено-Оятский и Александро-Свирский монастыри. Москва и святой Александр Свирский. Песнопения в честь святого. Почитание святого. Памятники зодчества.

Русские святые, Христа ради юродивые. Василий Блаженный.. Заповеди Блаженства - законы счастливой жизни. Добродетели, которыми украшен человек счастливый. Пророк Давид воспевает достоинства счастливого человека. Почему Христа ради юродивых на Руси называли счастливыми? Святой Христа ради юродивый Андрей, изображенный на иконе «Покров Божией Матери ».

История московского храма Василия Блаженного и иконы « Церковь воинствующая ».

Христа ради юродивые: Николай Саллос, святая блаженная Ксения Петербургская.

Святые во времена Московского государства. Святой Филипп, митрополит Московский. Распространение православной веры на Дальнем Севере и Востоке. Укрепление царской власти. Ее вмешательство в дела церковные. Борьба бояр за власть.

Святыни Соловецкого монастыря. Иконы, посвященные святителю.

Русские святые Смутного времени: Патриархи Иов, Ермоген, Филарет. Падение Византийской империи и самостоятельность Русской Церкви. Первые русские патриархи Иов, Ермоген, Филарет. Начало Смутного времени на Руси после смерти царя Бориса Годунова. Борьба за русский престол. Деятельность первых русских Патриархов. Защитник русской земли святой Патриарх Ермоген. Памятники русской культуры, увековечившие память деятелей Смутного времени. Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве. Как почтили память монахов - защитников Троице-Сергиевой лавры: архимандрита Дионисия и келаря Авра-амия Палицына? Надпись на гробнице Авраамия Палицына на Соловках.

Исправление церковных книг. Патриарх Никон.. Царская власть и церковная власть. Царь Алексей Михайлович Романов и Патриарх Никон. Исправление богослужебных книг. Староверы, старообрядцы. Разрыв между царем и Патриархом. Русский Иерусалим Патриарха Никона - Новоиерусалимский монастырь - зримое напоминание христианам о святых ценностях.


Содержание программы учебного курса 7 год обучения

Святая Русь.(18-20 века)

Церковная реформа Петра1. Святые Митрофан Воронежский и Дмитрий Ростовский. Святой Иоанн Русский. Русские поэты размышляют о вере, верности, преданности традициям жизни предков. Как понимали слова «добрая, простая старина»? Какие изменения произошли в жизни людей 17 века? В чём царь Пётр видел источник могущества России? Причины церковных реформ Петра. Пример благочестивой жизни Митрофана  Воронежского. Христианская добродетель кротости, смирения и послушания в жизни святителя Димитрия Ростовского.

Житие святого праведного Иоанна Русского из собрания житий святителя  Димитрия Ростовского. Как в народе сохранялись христианская вера и традиции благочестия во времена реформ. Как русские писатели и поэты использовали жития святых при работе над своими произведениями.

«Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский. Почему 18 век называли «блестящим» веком? Зависимость Церкви от светской власти во времена царствования Екатерины II.Закрытие монастырей. «Великий милостивец» Тихон Задонский. Церковное искусство как отражение состояния  внутреннего  (душевного и духовного) мира человека. Сопоставление архитектурных стилей памятников древнерусского зодчества и храмового зодчества18 века. Стиль барокко. Изменение стиля церковного пения как следствие изменений духовных ценностей человека 18 века.

Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский. Положение Православной Церкви в государстве 19 века. Падение  нравов вследствие разрушения веры. Управление церкви Священным Синодом. Война 1812 года и укрепление духовной жизни народа подвигами веры святых того времени. Подвиги поста, послушания и молитвы святого. Добродетельная и подвижническая жизнь святого. Основание Серафимо-Дивеевской обители. Святыни Дивеевской земли: мощи преподобного Серафима, Свято-Троицкий собор, канавка Божией матери, святые источники, Святые дивеевские жены.

 Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московский.

Мудрый наставник. 50-летнее служение церкви. Духовный и нравственный облик святителя. Церковное искусство как отражение духовного мира людей. Возрождение стиля древнерусского зодчества.

Великие старцы Оптиной пустыни. Оптина пустынь – центр духовного возрождения Росси в 19 веке. Старчество и старцы – пример великой любви к Богу. Новомученики и исповедники Оптинские. Иноки, пострадавшие за Христа в конце 20 века.

На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Сострадание доброго пастыря. Священническое служение в Кронштадте. Святой Иоанн Кронштадтский – любимый учитель. Пророчества святого  Иоанна Кронштадтского.

Царственные мученики. Разрушение христианской культуры в 20 веке. Разрушение традиций государственной власти – изменение государственного устройства, свержение трёхсотлетней царской династии. Семья царя Николая II – Царственных мучеников страстотерпцев.

Новомученики и Исповедники Российские. Священная история–о поругании Христа. Гонения на Церковь. Святой Патриарх Тихон. Раскольники – обновленцы. Подвиг христианского смирения святого Патриарха. Священномученик Вениамин, митрополит Петербургский. Массовые репрессии духовенства. Мартиролог священномучеников. Русская духовная поэзия рассказывает о подвигах Новомучеников.

Христианские мученики ГУЛАГа. Священная история – о событиях на Голгофе. Русская Голгофа. Новомученики и Исповедники Российские. Голгофа Анзерская. Собор Новомучеников и Исповедников (Соловецких, Домодедовских, Верейских, Оптинских…). Бутовский полигон – место покаяния. Иконография « Собор Новомучеников и Исповедников». Поэзия и проза бывших узников ГУЛАГов рассказывает о духовном мужестве христиан.

Православная культура России свидетельствует. Христиане размышляют о действии Промысла Божьего в жизни человека. События Священной истории и события истории России 20 века. Святые, деятели русской культуры – о России. Поэты 19-20 веков размышляют о людях своего века.

Изучаем церковно-славянский язык – тексты, в которых прославляются Святые Новомученики.

Православная культура в жизни христиан. Священная история – о велении Христа рассказать всем народам о спасении. Богослужение – центральное событие духовной жизни христиан. Божественная Литургия – главное Богослужение Православной Церкви. Ее основное событие – Таинства Причащения. Его духовный смысл. Проявление Божественной любви к людям.

Золотая цепь святых. Христиане размышляют о золотой цепи святых всех веков, соединяющих всех в Боге Едином. Кто войдёт в Церковь небесную. Святые дети в Церкви небесной. Иконография рассказывает о воскресении, спасении, вечности. Торжество и  христианская радость в русской духовной поэзии – рассказ о святости родной земли. Изучаем церковно - славянский язык – торжество и радость в тексте Евангелия, в христианских песнопениях Пасхи, песнопениях святым. Бессмертие.

Содержание программы « Православная культура»

8 год обучения

Семья в календаре православных праздников

Книга 1. Христианская семья

Смысл жизни христианской семьи. Родина. Отчий дом – самое родное место на земле. Семья. Члены семьи. Предки и потомки семьи. Родительская любовь. Дар любви. Служение близким. Православная культура рассказывает об Отечестве земном и Небесном. Отец Небесный. Жертвенная любовь. Библия рассказывает об Отечестве Небесном. Чему учат христиан заповеди Божии? Поучения Евангелия о любви к ближним. Добрые дела любви. Добрые чувства души человека. Какие чувства живут в душе человека? Почему сердце питается этими чувствами? Живая любовь. Примеры милосердной любви христианских святых. Современная жизнь и милосердие к ближним. Русский фольклор о милосердии. Иконы, рассказывающие о милосердном служении. Поэты разных веков размышляют о любви, молитве, о жалости к чужим и близким. Из источников христианской духовной культуры - поучения святых о семье.

Семья церковная. Семья церковная - семья Христова. Отец Небесный, Матерь Божия, святые, все христиане - Церковь Христова. Братья и сестры во Христе. День рождения семьи церковной. Вера – основание жизни христиан. Притча о доме, возведенном на камне. Как организована жизнь христиан? Церковные богослужения. Содержание жизни семьи церковной: Таинства, молитва. Начало христианской жизни в Таинстве Крещения. Крестные родители. Таинство Причастия - центр духовной жизни христиан. Православный храм - дом Божий. История его устроения. Народный фольклор об особенности духовной жизни Руси. Русские поэты рассказывают о православном храме. Русская литература - о Таинстве Крещения в жизни семьи. Иконописные изображения Матери Божией рассказывают о Ее почитании во всем мире. Поэзия рассказывает о почитании христианами Отца Небесного.

Рождение христианской семьи. Муж и жена. Благословение Божие на создание семьи. Чудо в Кане Галилейской. Рождение христианской семьи в Таинстве Брака. Обручение и венчание. Отличие Таинства Брака и гражданского брака. Семейные обязанности, взаимная ответственность и служение членов семьи. О мужественности, о женственности, о моде. Христианская добродетель целомудрия. Заповедь о нерушимости брачного союза. Грех прелюбодеяния. История царя Давида, военачальника Урии и Вирсавии. Покаяние. Покаянный псалом. Верность. Нормативно-правовая основа брака и христианский брак. О целомудрии, чистоте души, украшениях и одеяниях женщины. О традициях семейной жизни на Руси. Наставления мужу и жене в источниках христианской духовной культуры.

Благочестивая семья. Родители и дети. Чему христиане учили своих детей. Заповеди Божий. Послушание - первое правило, данное человеку Богом для жизни. Библия о последствиях нарушения Божией заповеди. Благочестие - истинное почитание, выполнение заповедей, страх Божий. Семья - малая Церковь. Вера в жизни христианской семьи. Воспитание христианских добродетелей. Добродетели: вера, надежда, любовь. С какими страстями души родители учили бороться детей? Чему учили своих детей великие русские князья? Поучение Владимира Мономаха детям. Святой апостол Павел о плодах духовной жизни. Народный фольклор - о добродетельной и неблагочестивой жизни. Как христианские родители учили своих детей обращаться к Матери Божией. Традиции жизни христианской семьи. Освящение дома. Молебен. Что такое «красный угол» в христианском доме? Церковнославянское чтение: счастье жизни христианской семьи. Русская классическая и современная литература и поэзия о том, как в христианской семье выполняли заповеди. Священные книги, по которым христиане учились грамоте. Что желали новорожденному в христианской семье. Поучения святых о богатом наследстве семьи.

Жизнь семьи в круге церковного календаря. История церковного календаря. Как на Руси высчитывали дни. Евангелие учит христиан ответственности. Притча о хозяине и злых виноградарях. Юлианский и Григорианский календари. Старый и новый стили. Когда наступает новый год по церковному календарю? Новолетие. Чему учит христиан пример святого Симеона Столпника и его святой матери Марфы? Столпничество. Пожелание святителя Феофана Затворника духовным детям в Новолетие. Как укрепить свою душу в добродетели? Церковнославянский язык о начале года. Феномены православной культуры рассказывают о духовном подвиге святого. Православные традиции жизни русской семьи. О родительском долге, о воспитании души ребенка напоминают христианские святые.

Ритм жизни христианской семьи. Богослужения. Как была устроена церковная жизнь христиан. Богослужебные круги: суточный, недельный. Вечерня. Повечерие. Полуночница. Литургия. Как была установлена Литургия? Православное богослужение. Святые о богослужении как Царстве Небесном в земной жизни. Русская современная и классическая поэзия и проза о молитве, о Божественной Литургии (А. Кольцов, О. Мандельштам, Н.В. Гоголь, В.А. Никифоров-Волгин, П.С. Соловьева и др.). Поучения святых о добром примере родителей.

Православные праздники — школа жизни христиан. Устроение Церковью жизни христиан по церковному календарю. Чему посвящены православные праздники? Православные традиции жизни. Библия о посвящении седьмого дня недели Богу. Годовой круг богослужения. Господские праздники. Богородичные праздники. Двунадесятые праздники. Праздники переходящие и непереходящие. Рассказ о традициях православных праздников в русской поэзии и прозе. Какой праздник празднуется христианами чаще всего? Иконы праздников. Иконы-календари - минеи, мерные иконы.

Праздники святых семейств в православном календаре. В чем состоит подвиг семейной жизни? Что являлось главным в жизни христианской семьи? Как строились отношения членов христианской семьи? Что являлось для них источником знания о правилах благочестивого поведения? Примеры святых семей. «Святое семейство». Святые покровители семьи - мученики Адриан и Наталия, Гурий, Самон, Авив, святой благоверный князь Димитрий Донской и преподобная княгиня Евфросиния (Евдокия) Московская, преподобные Петр и Феврония Муромские, Кирилл и Мария Радонежские. Обращение в христианской семье мужа и жены друг ко друг. Какими доброделями прославились, за что прославлены святые семьи? Иконы святых покровителей семьи. Церковные песнопения, народный фольклор о мудрости семейной жизни. Святые - о подготовке к жизненному пути.

Книга 2. Путь святых праздников.

(От Рождества Пресвятой Богородицы до Благовещения)

Радость всему миру. Рождество Пресвятой Богородицы. Какую радость несло миру событие Рождества Богородицы? Церковные песнопения праздника рассказывают о Божественном домостроительстве спасения. Путь святых праздников - путь спасения человека. К чему призывала Церковь христиан в день Рождества Пресвятой Богородицы. Святые родители Девы Марии. О смысле православного праздника рассказывают церковные песнопения, праздничная икона, церковнославянский язык, произведения духовной поэзии и классической литературы. О почитании Матери Божией на Руси рассказывают христианские традиции семейной жизни.

Праздник Искупления. Воздвижение Креста Господня. Может ли в празднике соседствовать радость и скорбь? Что чествуют в православный праздник Воздвижения? Непобедимое оружие Креста. История и смысл праздника Воздвижения. Место в православном календаре праздника Воздвижения. Почему Крест Господень называют Животворящим? Что такое подвижничество? О радости подвига во имя Христа. Чин Воздвижения Креста в православном богослужении. Смысл главных песнопений праздника. Какие храмы и монастыри освящены в честь Креста Господня? Предание о Кресте, на котором был распят Иисус Христос. Крестный путь жизни христианина. Кто является примером для него на этом пути? Примеры крестного пути жизни святых. Икона праздника, произведения духовной поэзии и литературы - о смысле праздника Воздвижения. Традиции праздника Воздвижения на Руси. Что такое обет? Как в христианской семье выполняли обеты? Обетные кресты, обетные иконы. Икона-минея сентября.

Святая Заступница. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Материнское благословение. История праздника. Почему праздник Покрова отмечался только на Руси? Покров Матери Божией над Русской землей. Рассказы из русской истории о чудесной помощи Богородицы. Чудотворные иконы. Иконографические типы праздника. О народных традициях праздника. Почему на Покров на Руси играли свадьбы? Родительское благословение. Отражение христианских традиций праздника в поэзии, прозе. Песнопения праздника.

Праздник Архистратига Михаила и Небесных Сил бесплотных. На пути к встрече Богомладенца Христа. Небесные заступники христиан. Смысл праздника Архистратига Михаила и Небесных Сил бесплотных. Что рассказывает Священное Предание о празднике Ангелов? Какие ангельские чины почитаются христианами? Собор святых Ангелов. О почитании на Руси Архангела Михаила. Иконы и храмы в его честь. Песнопения и иконография праздника. Народные традиции праздника в России. О песнопении Литургии «Херувимская» и иконографии Собора Ангелов. Маршрутами духовного краеведения по святым местам родной земли - храмы в честь Архангела Михаила.

Праздник обручения. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Смысл праздника. Богоизбранная Отроковица. Дева Пречистая - невеста Божия. Христианские добродетели. Святое Святых. Рассказ о традициях и обычаях праздника в народном быту и в фольклоре. Праздничные песнопения. Об иконе праздника и монастырях, честь Введения во храм Богородицы. О почитании христианами праздника рассказывает духовная поэзия. От праздника к празднику. Как на Руси готовились к встрече Богомладенца Христа. Рождественский пост. Филипповки в христианской семье.

С нами Бог. Праздник Рождества Христова. Череда Господских праздников. Христиане следуют по пути Христа. Священное Писание рассказывает о Рождестве Христовом. Почему Спаситель пришел в мир не грозным Судией или земным Царем, а кротким Младенцем? Кто из пророков предвозвестил о рождении Христа? О дарах волхвов, которые они принесли Христу: как они выглядят, где хранятся. О песнопениях праздника. О чем рассказывает икона праздника? О православных традициях праздника Рождества Христова. Отражение событий праздника Рождества в русской литературе. Ученые размышляют о тайне Вифлеемской звезды. Когда на Руси праздновали Новый год, а когда - Рождество Христово? Когда в православной семье наряжали елку? Воспоминания о празднике в православной семье. Отражение евангельских заповедей в традициях праздника Рождества Христова в России.

Бог Господь явился нам. Праздник Крещения Господня. Богоявление. О чем говорил людям праздник Крещения Господня? Креститель Господень Иоанн. Почему его называют Предтечей? Песнопения праздника. О чем рассказывает икона праздника? Православные традиции праздника. Великое освящение воды. Святая агиасма. Воспоминания о празднике в православной семье. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Спасение миру. Сретение Господне. Смысл праздника. Встреча в Иерусалимском храме. Почему святой Симеон ожидал Спасителя? О чем пел святой Симеон Богоприимец. Песнопения праздника и богослужение всенощной. История происхождения иконописного изображения Матери Божией «Семистрельная». Народные обычаи и народный фольклор рассказывают о Сретении. Воспоминания о празднике в православной семье. Отражение событий праздника в духовной поэзии.

На пути к раю. Великий Пост. Прощеное воскресенье. За что христиане просят прощение? Пост - подготовительные дни к празднику. В чем заключается истинный пост? О духовном и телесном воздержании. Радости православного поста. Почему пост назван Великим? Прообразы поста в Евангелии. Священная истории рассказывает об искушении Христа в пустыне. Церковная история рассказывает о плодах поста. Подготовка христиан к посту. Смысл подготовительных недель поста. Неделя о Мытаре и фарисее, о Блудном сыне, о Страшном Суде. Лествица недель Великого поста. О том, как христианская семья проводила дни поста, рассказывают произведения русской литературы и поэзии. Иконографическое изображение добрых плодов поста.

Радостное торжество. Благовещение Пресвятой Богородицы. Духовный смысл праздника. О каких пророчествах напоминает праздник? Слова ангельского приветствия «Радуйся! » Чему следовало радоваться Деве Марии? Добродетели Девы Марии. О событиях праздника рассказывают произведения русской поэзии и прозы. Обычаи праздника Благовещения на Руси. Как проводила праздничный день христианская семья? Песнопения в честь Матери Божией. Чудотворная икона Божией Матери «Панагия крини». Об иконах праздника Благовещения.

Книга 3. Путь святых праздников.

(От Вербного воскресенья до Успения)

Кроткий Царь. Вход Господень в Иерусалим. Цветоносный праздник церковного календаря. Преддверие праздника - чудо воскрешения Лазаря. Последовательность евангельских событий. Праздник вайи и Вербное воскресение. Народные обычаи праздника. Праздник в православном храме. Песнопения праздника. О празднике рассказывают произведения поэзии и прозы. Иконография праздника. Смысл иконописного изображения. Смысл какого текста Евангелия о Христе и детях отражен в иконографии? Воспоминания о празднике в православной семье.

Страдания и смерть Христовы. Страстная неделя. Неделя Страстей Христовых. Страстная неделя в храме. Почему каждый день недели назван великим в православном календаре? Священное Писание рассказывает о событиях Страстной недели. Притчи: о бесплодной смоковнице, о десяти девах, о талантах, о Страшном Суде. События Великой Среды. События Великого Четверга. Для чего Христос умывает ноги Своим ученикам? Установление Таинства Евхаристии. Что такое Святые Дары? Какой дар был дан Христом людям? События Великой Пятницы. Голгофа. Чтение Страстных Евангелий и Чин погребения Плащаницы. Что происходит в православном храме в Великую Субботу? Песнопения Страстной седмицы. Подвиг поста и радость воскресения - о богослужениях Страстной седмицы. Отражения событий Священной истории в произведениях русских писателей и поэтов. Иконографические изображения Страданий Христовых. Уклад жизни православной семьи в дни Страстной недели. Путешествия по святым местам - Святая земля. Дорога скорби. Традиции Страстной недели на Руси.

Торжество торжеств. Воскресение Христово. Самый великий праздник православного календаря. Почему он не входит в число Двунадесятых? События праздника и его духовный смысл. Пасха - переход от смерти к жизни. О чем поется в песнопениях Пасхи? Русские поэты и писатели рассказывают о Воскресении Христовом. Как праздновали Пасху в православной семье. Народные традиции праздника на Руси. Иконография праздника. Когда христиане поминали усопших родных? Радоница.

Преславное восхождение. Вознесение Господне. Прощание Христа с учениками и напутствие Его. История и смысл праздника. Песнопения праздника. Гора Елеон в священной топографии мира. Какие события Священной истории здесь произошли? Отражение событий праздника в произведениях духовной поэзии и прозы. Храмы в честь Вознесения Господня на Святой Земле и в России. Вознесеньев день - традиции и обычаи праздника на Руси. Торжество и скорбь в иконе праздника.

Радость Божией благодати. Праздник Святой Троицы. Почему праздник Троицы называется и праздником Пятидесятницы? Завершение Божественного домостроительства. Создание Церкви Христовой. Церковь торжествующая. История и духовный смысл праздника. Песнопения праздника. О празднике Троицы рассказывают произведения русской поэзии и прозы. Череда светлых праздников православного календаря: Духов день (Святого Духа - Третьего Лица Троицы, День Всех святых, День Русских святых). О традициях и обычаях праздника Троицы на Руси. О чем рассказывают две иконы праздника? Почему обе они считаются иконами праздника?

Царственный праздник Преображения Господня. Праздник Преображения в православном календаре. История праздника и его духовный смысл. Почему праздник стоит последним в череде Господских праздников? О чем напоминает христианам этот праздник? Чудо Фаворского света. Путешествия по святым местам - гора Фавор в священной топографии мира. Отражение события праздника в литературе, музыке, живописи на религиозные темы. О чем рассказывают песнопения и икона праздника? Народные обычаи праздника на Руси.

Богородицын день. Успение Божией Матери. Завершение праздников православного календаря. О чем напоминает христианам православный календарь? Священное Предание рассказывает об истории праздника. Духовный смысл события праздника. Пост и праздник - Успенский пост. Чин погребения плащаницы Божией Матери. Русские писатели и поэты разных веков рассказывают о событиях праздника. Песнопения праздника. Чудотворная икона Успения Божией Матери Псково-Печерская. Успеньев день на Руси - народные традиции праздника.

Содержание программы учебного курса

9 год обучения

Творчество. Православные мастера и их творения

Творец. Божественное творчество. Божественная любовь. Мироздание. Дар творчества. Что такое православное творчество? Созидание храма души человека.

Соработничество. Православные мастера и их творения. Человек творящий. Церковное искусство Литургическое пространство православного храма. История развития храмостроения.

Храмостроительство Византии. Храмовое искусство Запада Древнерусское зодчество и его мастера.

Иконопись и иконописцы. Смысл и содержание иконы. Первохристианское искусство.

Церковное искусство Византии. Древнерусская иконопись. Сюжеты и образы древнерусской иконы Как устроен иконостас православного храма? Святые иконописцы Руси и их творения.

Церковное музыкальное искусство. Музыка в православном богослужении История церковной музыки. Святые создатели церковных песнопений Песнопения Всенощной Размышления о Божественной Литургии. Изображения песнопений и певцов в церковном искусстве

Обсуждаем-размышляем. «Сохраняет ли современный человек дар творчества?

Перечень учебно-методических средств обучения для 5-9 классов

Литература для учащихся

  1. Шевченко Л.Л. Православная культура  5 год обучения. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.
  2.  Шевченко Л.Л. Православная культура  6 год обучения. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.  
  3. Шевченко Л.Л. Православная культура  7 год обучения. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.
  4. Шевченко Л.Л. Православная культура  8 год обучения. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.  
  5.  Шевченко Л.Л. Православная культура  9 год обучения. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012.  

Литература для учителя  

1. Л.Л.Шевченко. Православная культура. Концепция и программа учебного предмета. 1-11 год обучения– М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. 2012

2. Т. В. Рыжова. Методические рекомендации по организации личностно-ориентированного обучения на основе применения информационных технологий учебно-методических комплексов для средней школы «Православная культура». — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 152 с

3. Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 9 классы» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см.

4. Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 9 классах / Т. В. Рыжова. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 174 с.: илл. ISBN 5903101100.

5. Мультимедийное приложение к методическим рекомендациям «Православная культура 9 классы» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см.

6. Мультимедийное приложение к руководству по поурочному планированию «Православная культура 9  классы» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см.

Дополнительная литература

                        1.Духовное краеведение Белгородчины. Краткий словарь. Чернова С.С. - Белгород, Издательский центр ООО «Логия»,2005.

                        2. Детская Библия. Киев, Издание украинской православной Церкви. 1990.

                        3. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. -М., «Покров», 2003.

                        4. А.Н. Бахметьева. Жития Святых для детей. – М., Издательство Сретенского монастыря, 1997.

        5. Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура.7 классы: Экспериментальное учебное пособие / В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. - 220 с.

6. Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 7 классы» [Электронный ресурс]. - Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Интернет – ресурсы

  •  http//www.edu.ru                     Российское образование Федеральный портал.
  • http://festival.1september.ru     Фестиваль педагогических идей. Конкурс открытых уроков.
  • http://www.eidos.ru/                Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель».
  • http//www.rsci.ru                     Гранты. Фонды. Конкурсы. Конференции.
  • http//www.eidos.ru/olimp/        Всероссийские дистанционные олимпиады.
  • http//www.edic.ru                    Большой энциклопедический и исторический словарь.
  • http//www.rubricon.ru              Рубрикон: энциклопедии, словари, справочник
  • http//www.gramma.ru               Культура письменной речи.
  • http//www.slova.ndo.ru             Крылатые слова  и выражения.
  • http//www.5ballov.ru                Портал новостей образования, вузов, тестов, рефератов.

http://www.eroshka.ru

http://www.skaz.ru

http://www.radostmoya.ru

Оборудование

1. Компьютер

2. Проектор

3. Колонки к компьютеру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по православной культуре 2 класс

Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях в Белгородской области осуществляется в соответствии с Законом Белгородской области "Об установлении регионального ком...

Рабочая программа по православной культуре 3 класс

Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях в Белгородской области осуществляется в соответствии с Законом Белгородской области "Об установлении регионального ком...

Рабочая программа по православной культуре 4 класс

Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях в Белгородской области осуществляется в соответствии с Законом Белгородской области "Об...

Рабочая программа по православной культуре 5 класс

Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях в Белгородской области осуществляется в соответствии с Законом Белгородской области "Об...

Рабочая программа по Православной культуре для 6 класса

Рабочая программа по Православной культуре для 6 класса...

Рабочая программа по Православной культуре 6 класс

Данная программа составлена программы учебного предмета «Православная культура»,  для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев / В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. ...

Рабочая программа по православной культуре в 10-11 классах

Данная рабочая программа по православной культуре разработана для обучения в   10-11 классах на основе авторской программы учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразоват...