Календарно - тематическое планирование по физике 11 класс - 2 часа в неделю.
календарно-тематическое планирование (11 класс) на тему

Каримова Светлана Азгамовна

Пояснительная записка к рабочей программе

по физике (базовый уровень)

в 11 классе социально- экономического профиля,

(11класс  68 часов –2 часа в неделю)

 

СТАТУС ДОКУМЕНТА

Рабочая программа по физике составлена на основе

·                    федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004г;

·                    авторской программы (авторы: В.С. Данюшков, О.В. Коршунова), составленной на основе программы автора  Г.Я. Мякишева (Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы / П.Г. Саенко, В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова и др. – М.: Просвещение, 2009).

·                    Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2014 новый 273-ФЗ.рф. 

·                    Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 г. N 68-ЗРТ "Об образовании"

·                    Учебный план МБОУ «Лицей № 149 с татарским языком обучения» Советского района г.Казани  на 2014/2015 учебный год от 21 августа 2014г.

 

СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_11_klass_2_chasa.doc225.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

МО учителей ЕМЦ

протокол № ____ от

"___" ____________  2014г.

Согласованно

 Зам. директора № 149 по УР

__________/Юнусова Э.Н. Р.Г./

"___" ____________2014 г.

Утверждаю:

Директор лицей № 149

___________ /Вафина Ф.Г./

"___" ____________2014 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 149 с татарским языком обучения»

Советского района г. Казани

        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        

ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИКА. 11 КЛАСС»

среднее (полное) общее образование.

 

Срок реализации программы 2014 – 2015 учебный год.

Составитель Каримова Светлана Азгамовна учитель физики (1 квалификационная категория)

Казань, 2014

ЗАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА (8 ЧАСОВ)

Дата проведения

Тема урока

Промежу-точтые работы

Понятия к уроку

Лицейский компонент

ЗУН

1-1

план

факт

Электрический ток. Условия, необходимые для его существования.

Электрический ток. Сила тока.

Знать понятие - электрический ток

2-2

Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.

Последовательное и параллельное соединение проводников.

№973,974

Знать и уметь использовать при решении задач законы Ома для участка цепи. Знать и уметь использовать при решении задач законы последовательного и параллельного соединения проводников

3-3

Лабораторная  работа №1

 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»

Лаб. Раб.

№1

Проведение измерений параметров электрических цепей при последовательном и параллельном соединениях элементной цепи.

Проводить эксперимент позволяющий проверить истинность теоретических выводов. Отработка практических умений

4-4

Работа и мощность постоянного тока

Работа и мощность в электрической  цепи.

№1066,1067

Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для сознательного соблюдения правил безопасного обращения с электробытовыми приборами

5-5

Электродвижущая сила

Закон Ома для полной цепи

Физ.

диктант

Закон Ома для полной электрической цепи Электродвижущая сила (ЭДС).

№990,991

Знать и уметь использовать при решении задач законы Ома для замкнутой цепи. Знать смысл величин – внутреннее сопротивление

6-6

Лабораторная работа №2

«Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

Лаб. Раб.

№ 2

Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для безопасного обращения с домашней электропроводкой.

Проводить эксперимент позволяющий проверить истинность теоретических выводов. Отработка практических умений

7-7

Законы постоянного тока

Зачет

№1016,1017

Знать и уметь использовать при решении задач законы Ома для замкнутой цепи. Знать смысл величин – внутреннее сопротивление

8-8

Контрольная работа № 1

"Законы постоянного тока"

Конт. раб. № 1

Применять полученные знания для решения физических задач

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ (5 ЧАСОВ)

Дата проведения

Тема урока

Промежу-точтые работы

Понятия к уроку

Лицейский компонент

ЗУН

9-1

план

факт

Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.

Электрический ток в металлах.

№1174,1175

Уметь объяснять природу электрического тока в металлах, знать основы электронной теории

10-2

Электрический ток в полупроводниках. Применение полупроводниковых приборов.

Донорные и акцепторные примеси. Полупроводниковый диод.

Уметь объяснять и описывать условия и процесс протекания электрического заряда в полупроводниках

11-3

Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка.

№1225,1226

Уметь объяснять и описывать условия и процесс протекания электрического заряда в вакууме. Уметь объяснять и описывать условия и процесс протекания электрического заряда в электронно – лучевой трубке.

12-4

Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.

Физ.

диктант

Электрический ток в жидкостях.

Закон электролиза.

№1192,1193

Знать – закон Фарадея, процесс электролиза и его техническое применение

13-5

Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды.

Зачет

№1215,1216

Уметь объяснять и описывать условия и процесс протекания электрического заряда в газах

МАГНИТНОЕ ПОЛЕ (5 ЧАСОВ)

Дата проведения

Тема урока

Промежу-точтые работы

Понятия к уроку

Лицейский компонент

ЗУН

14-1

план

факт

Магнитное поле, его свойства.

Магнитное поле тока.

Знать смысл величин – магнитная индукция

15-2

Магнитное поле постоянного электрического тока.

Линии индукции.

№1092,1093

Уметь определять величину и направление магнитной индукции поля, создаваемое проводниками с током

16-3

Действие  магнитного поля на проводник с током.

Зачет

Знать смысл величин – сила Ампера Уметь применять правило буравчика для определения направления индукционного тока

17-4

Лабораторная работа №3 «Наблюдение действия магнитного поля на ток»

Лаб. Раб.

№ 3

Проводить эксперимент позволяющий проверить истинность теоретических выводов. Отработка практических умений

18-5

Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд.

Сам. раб

№1108,1107

Уметь определять величину и направление силы Лоренца, определять параметры движения зарядов по окружности

ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ (6 ЧАСОВ)        

Дата проведения

Тема урока

Промежу-точтые работы

Понятия к уроку

Лицейский компонент

ЗУН

19-1

план

факт

Явление электромагнитной индукции.

Явление электромагнитной индукции. Индукция магнитного поля.

Знать закон электромагнитной индукции

20-2

Магнитный поток. Направление индукционного тока. Правило Ленца.

Вихревое электрическое поле. Магнитный поток. Правило Ленца

№1128,1129

Знать смысл величин – магнитный поток Уметь применять правило Ленца.

21-3

Явление самоиндукции. Индуктивность.

Индуктивность. Самоиндукция.

№1169,1170

Знать смысл величин – индуктивность.

22-4

Лабораторная работа №4

 «Изучение явления электромагнитной индукции»

Лаб. Раб.

№ 4

Проводить эксперимент позволяющий проверить истинность теоретических выводов. Отработка практических умений

23-5

Электромагнитное поле.

Зачет

Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для сознательного соблюдения правил безопасного обращения с электробытовыми приборами

24-6

Контрольная работа №2

«Магнитное поле. Электромагнитная индукция»

Конт. раб. № 2

Применять полученные знания для решения физических задач

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ  (3 ЧАСА)

Дата проведения

Тема урока

Промежу-точтые работы

Понятия к уроку

Лицейский компонент

ЗУН

25-1

план

факт

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания

Вынужденные электромагнитные колебания. Свободные электромагнитные колебания

№1262,1263

Уметь описывать и объяснять процесс возникновения свободных электромагнитных колебаний.

26-2

Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.

Физ.

диктант

Колебательный контур.

№1275,1276

Уметь решать задачи на определение амплитуды , частоты, и периода свободных колебаний

27-3

Переменный электрический ток

Зачет

Переменный ток.

№1277,1278

Уметь решать задачи на определение амплитуды, частоты и периода свободных электромагнитных колебаний.

ПРОИЗВОДСТВО, ПЕРЕДАЧА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (4 ЧАСА)

Дата проведения

Тема урока

Промежу-точтые работы

Понятия к уроку

Лицейский компонент

ЗУН

28-1

план

факт

Генерирование электрической энергии.

Энергия магнитного поля.

№1341,1342

Уметь строить и читать  графики зависимости от времени для энергии электрического и магнитных полей.

29-2

Трансформаторы.

Трансформатор.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов – эл. двигателя постоянного и переменного тока, электрогенератора, трансформатора.

30-3

Производство и использование электрической энергии

Сам. раб

Производство, передача и потребление электрической энергии.

Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для сознательного соблюдения правил безопасного обращения с электробытовыми приборами

31-4

Передача электроэнергии.

Зачет

Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для сознательного соблюдения правил безопасного обращения с электробытовыми приборами

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ (4 ЧАСА)        

Дата проведения

Тема урока

Промежу-точтые работы

Понятия к уроку

Лицейский компонент

ЗУН

32-1

план

факт

Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн.

Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных излучений.

№1374,1375

Уметь описывать и объяснять процесс возникновения электромагнитных волн и их свойства на основе знаний законов электродинамики

33-2

Принцип радиотелефонной связи. Простейший радиоприемник.

Физ.

диктант

Радио А.С. Поповым. Принцип радиосвязи.

№1378,1379

Знать устройство и принципы действия радиоприемника. Уметь описывать и объяснять устройство и принцип действия антенны, усилителя.

34-3

Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи.

Зачет

№1392,1393

Уметь приводить примеры практического применения физических знаний различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций

35-4

Контрольная работа №3 «Электромагнитные колебания и волны»

Конт. раб. № 3

Применять полученные знания для решения физических задач

СВЕТОВЫЕ ВОЛНЫ (10 ЧАСОВ)

Дата проведения

Тема урока

Промежу-точтые работы

Понятия к уроку

Лицейский компонент

ЗУН

36-1

план

факт

Скорость света.

Свет как электромагнитная волна. Скорость света.

Уметь описывать и объяснять методы определения скорости света.

37-2

Закон отражения света.

Законы отражения света. Полное отражение.

№1394,1395

Уметь решать задачи на построение и расчет изображений в зеркалах.

38-3

Закон преломления света.

Физ.

диктант

Законы преломления света.

№1429,1430

Знать закон преломления света и уметь применять его при решении задач. Знать смысл величин – показатель преломления.

39-4

Лабораторная работа №5

«Измерение показателя преломления стекла»

Лаб. Раб.

№ 5

Проведение измерений   показателя преломления вещества. Наблюдение и описание преломления света.

Проводить эксперимент позволяющий проверить истинность теоретических выводов. Отработка практических умений

40-5

Линза. Построение изображения в линзе.

Сам. раб

Формула тонкой линзы

№1476,1477

Знать понятие – фокусное расстояние, оптическая сила, оптическая ось. Знать 3 стандартных луча в тонких линзах. Уметь использовать при решении задач формулу тонкой линзы.

41-6

Дисперсия света.

Физ.

диктант

№1534,1535

Уметь описывать и объяснять методы определения скорости света, явление дисперсии и знать её практическое значение

42-7

Интерференция света.

№1570,1571

Уметь описывать и объяснять практическое применение интерференции. Знать условия мах и мин и уметь применять эти знания при решении задач

43-8

Дифракция света.

№1616,1617

Уметь описывать и объяснять явление дифракции, уметь решать задачи на определение расположения мах и мин дифракционной картины

44-9

Поляризация света

Зачет

Уметь описывать и объяснять явления поляризации, знать её практическое применение

45-10

Контрольная работа №4

«Оптика. Световые волны»

Конт. раб. № 4

Применять полученные знания для решения физических задач

ИЗЛУЧЕНИЕ И СПЕКТРЫ (5 ЧАСОВ)

Дата проведения

Тема урока

Промежу-точтые работы

Понятия к уроку

Лицейский компонент

ЗУН

46-1

план

факт

Виды излучений. Шкала электромагнитных излучений.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов - спектрографа

47-2

Спектры и спектральные аппараты. Виды спектров. Спектральный анализ.

Спектральный анализ. Линейчатые  спектры.

48-3

Лабораторная работа №6

 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».

Лаб. Раб.

№ 6

Наблюдение и описание оптических спектров излучения и поглощения. Проведение экспериментальных исследований   спектров

Проводить эксперимент позволяющий проверить истинность теоретических выводов. Отработка практических умений

49-4

Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения.

Физ.

диктант

Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение.

Наблюдение и описание оптических спектров излучения и поглощения, объяснение этих явлений на основе квантовых представлений о строении атома и атомного ядра.

50-5

Рентгеновские лучи.

Зачет

Рентгеновское излучение.

Объяснение оптических спектров излучения и поглощения на основе квантовых представлений о строении атома и атомного ядра.

СВЕТОВЫЕ КВАНТЫ (3 ЧАСА)        

Дата проведения

Тема урока

Промежу-точтые работы

Понятия к уроку

Лицейский компонент

ЗУН

51-1

план

факт

Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна.

Фотоэффект. Уравнение А. Эйнштейна для фотоэффекта.

№1704,1705

Знать границы применимости классической физики и смысл постулатов Планка. Уметь приводить примеры наблюдений и экспериментов, необъяснимые с позиции классической механики.

52-2

Фотоны.

Фотон.

№1683,1684

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: фотоэлемента

53-3

Применение фотоэффекта

Сам. раб

Наблюдение и описание фотоэффекта.

Наблюдение и описание фотоэффекта,  объяснение этих явлений на основе квантовых представлений о строении атома и атомного ядра.

АТОМНАЯ ФИЗИКА (3 ЧАСА)        

Дата проведения

Тема урока

Промежу-точтые работы

Понятия к уроку

Лицейский компонент

ЗУН

54-1

план

факт

Строение атома. Опыт Резерфорда.

Планетарная модель атома . Ядерная модель атома по Резерфорду.

№1726,1727

Уметь описывать и объяснять ядерную модель строения атома. Знать смысл опытов Резерфорда

55-2

Квантовые постулаты Бора.

Физ.

диктант

Квантовые постулаты Бора.

Знать смысл постулатов Бора и уметь использовать для объяснения линейчатых спектров

56-3

Лазеры.

Зачет

Лазеры.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов:  лазера.

ФИЗИКА АТОМНОГО ЯДРА (6 ЧАСОВ)        

Дата проведения

Тема урока

Промежу-точтые работы

Понятия к уроку

Лицейский компонент

ЗУН

57-1

план

факт

Строение атомного ядра. Ядерные силы.

Модели строения атомного ядра. Ядерные силы.

№1738,1739

Знать смысл понятий – атом, атомное ядро, нуклон, протон

58-2

Энергия связи атомных ядер.

Энергия связи ядра. Дефект массы и энергия связи ядра.

№1770,1771

Уметь определять зарядовое и массовое число. Знать смысл величин – энергия связи, дефект масс

59-3

Закон радиоактивного распада.

Закон радиоактивного распада

№1749,1750

Знать закон радиоактивного распада. Знать основные источники естественной радиоактивности. Уметь описывать и объяснять связи между естественной радиоактивностью и геологическими процессами на Земле

60-4

Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор.

Физ.

диктант

Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Деление ядер урана.

№1789

Знать условия и механизм протекания ядерных реакций. Уметь описывать и объяснять процесс протекания управляемой и неуправляемой цепной ядерной реакцией

61-5

Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений.

Зачет

Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы.

№1752,1753

Уметь описывать и объяснять взаимодействие ионизирующих излучений с веществом, биологическое действие ионизирующих излучений, естественный радиоактивный фон, последствия радиоактивных загрязнений. Знать историю исследований и перспективы термоядерной энергетики

62-6

Контрольная работа №5

«Световые кванты.  Физика атомного ядра»

Конт. раб. № 5

Применять полученные знания для решения физических задач

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ (1ЧАС)

Дата проведения

Тема урока

Промежу-точтые работы

Понятия к уроку

Лицейский компонент

ЗУН

63-1

план

факт

Физика элементарных частиц.

Элементарные частицы. Законы сохранения в микромире.

Знать классификацию и основные характеристики элементарных частиц.

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИКИ ДЛЯ ОБЪЯСНЕНИЯ МИРА И РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ОБЩЕСТВА (2ЧАСА)

Дата проведения

Тема урока

Промежу-точтые работы

Понятия к уроку

Лицейский компонент

ЗУН

64-1

план

факт

Единая физическая картина мира.

Физ.

диктант

Фундаментальные взаимодействия.

Физика - фундаментальная наука о природе. Научные методы познания окружающего мира. Физическая картина мира

65-2

Физика и научно-техническая революция.

Зачет

Уметь приводить примеры практического применения физических знаний, использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и представления информации

Резервное время. Повторение материала 3 часов


Пояснительная записка к рабочей программе

по физике (базовый уровень)

в 11 классе социально- экономического профиля,

(11класс  68 часов –2 часа в неделю)

СТАТУС ДОКУМЕНТА

Рабочая программа по физике составлена на основе

  • федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004г;
  • авторской программы (авторы: В.С. Данюшков, О.В. Коршунова), составленной на основе программы автора  Г.Я. Мякишева (Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы / П.Г. Саенко, В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова и др. – М.: Просвещение, 2009).
  • Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2014 новый 273-ФЗ.рф. 
  • Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 г. N 68-ЗРТ "Об образовании"
  • Учебный план МБОУ «Лицей № 149 с татарским языком обучения» Советского района г.Казани  на 2014/2015 учебный год от 21 августа 2014г.

СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:

  • формирования основ научного мировоззрения
  • развития интеллектуальных способностей учащихся
  • развитие познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики
  • знакомство с методами научного познания окружающего мира
  • постановка проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению вооружение школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире

В задачи обучения физике входит:

  •  развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
  •  овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
  •  усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании, диалектического, характера физических явлений и законов;
  •  формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и  признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила,  импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных;приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ,  Интернете, научно-популярных статьях;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Педагогические технологии  используемые на уроках:

  • Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)
  • Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
  • Здоровьесберегающие  технологии
  • ТИО
  • Педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств

Основное содержание (68 часов)

п/п

Тема

Количество часов

В том числе

уроки

лабораторные работы

контрольные работы

1.

Магнитное поле

5

5

2.

Электромагнитная  индукция

7

5

1

1

3.

Электромагнитные колебания и волны

10

10

4.

ОПТИКА

15

12

2

1

5.

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА

17

14

1

2

6.

СТРОЕНИЕ  И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ

7

7

7.

ОБОБЩАЮЩЕЕ  ПОВТОРЕНИЕ

7

6

1

Всего часов

68

59

4

5

Основное  содержание программы

 Электродинамика (32 ч)

Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, pn  переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.

Магнитное поле. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца.  Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле.

Колебания и волны (11 ч)

Механические колебания. Математический маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. 

Электрические колебания. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Мощность в цепи переменного тока.

Производство, передача и потребление электрической энергии.  Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.

Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.

Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. Телевидение.

               

Оптика (10 ч)

Световые лучи. Закон преломления света. Призма. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Оптические приборы. Свет – электромагнитная  волна. Скорость света и методы ее измерения. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.

               

Основы специальной теории относительности     (4 ч)

Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Релятивистская динамика. Связь массы и энергии.

8. Квантовая физика (13 ч)

Световые кванты. Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова.

Атомная физика. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.

Физика атомного ядра. Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц.

Строение и эволюция Вселенной  (9 ч)

Строение Солнечной системы. Система Земля—Луна. Солнце – ближайшая к нам звезда. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

Значение физики для понимания мира и развития производительных сил (1 ч)

Единая физическая картина мира. Фундаментальные взаимодействия. Физика и научно-техническая революция. Физика и культура.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: пособие для учителей / В. А. Буров, Б. С. Зворыкин, А. П. Кузьмин и др.; под ред. А. А. Покровского. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1979. – 287 с.
  2. Кабардин О. Ф. Экспериментальные задания по физике. 9-11 кл.: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов . – М.: Вербум-М, 2001. – 208 с.
  3. Шахмаев Н. М. Физический эксперимент в средней школе: колебания и волны. Квантовая физика / Н. М. Шахмаев, Н. И. Павлов, В. И. Тыщук. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
  4. Шахмаев Н. М. Физический эксперимент в средней школе: механика. Молекулярная физика. Электродинамика /Н.М. Шахмаев, В.Ф. Шилов.  – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
  5. Сауров Ю. А. Молекулярная физика. Электродинамика / Ю.А. Сауров, Г.А. Бутырский. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
  6. Мякишев Г. Я. Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. - 14-е изд.– М.: Просвещение, 2005. – 366 с.
  7. Мякишев Г. Я. Физика: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев. - 14-е изд.– М.: Просвещение, 2005. – 382 с.
  8. Левитан Е.П. Астрономия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Е. П. Левитан. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 224 с.
  9. Порфирьев В.В. Астрономия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / В. В. Порфирьев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2003. – 174 с.
  10. Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждениях: Кн. для учителя / В.А. Буров, Ю.И. Дик, Б.С. Зворыкин и др.; под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. – 368 с.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ

  1. Астрономия: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / В.В. Порфирьев. - 2-е изд,    перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2003.- 174 с.
  2.  Астрономия: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Е.П. Левитан. -  8 -е изд. -  М.: Просвещение, 2003. - 224 с.
  3. Гомоюнов К.К., Кесамаллы М.Ф., Кесамаллы Ф.П. и др. Толковый словарь школьника  по физике: Учеб. пособие для средней школы / под общей ред. К.К. Гомоюнова.- серия  «Учебники для вузов. Специальная литература». - СПб.: изд-во «Специальная литература», изд-во «Лань», 19      - 384 с.
  4. Единый государственный экзамен: Физика: Тестовые задания для подг. к Единому гос. экзамену: 10-11 кл. / Н.Н. Тулькибаева, А.Э. Пушкарев, М.А. Драпкин, Д.В. Климентьев – M.: Просвещение, 2004.-254 с.
  5. Единый государственный экзамен: Физика: Сборник заданий / Г.Г.Никифоров, В.А.Орлов, Н.К.Ханнанов. – М.:Просвещение,Эксмо,2006. 240 с.
  6. 6.    Извозчиков В.А., Слуцкий A.M. Решение задач по физике на компьютере: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1999. - 256 с.
  7. Сборник задач по физике: для 10-11 кл. общобразоват. учрежедний / Сост. Г.Н Степанова     - 9-е изд. М.: Просвещение, 2003. - 288 с.
  8. 8.    Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А. П.   -     7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003. - 192 с.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Физика: ежемесячный научно-методический журнал издательства «Первое сентября»
  2. Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по физике 8 класс 2 часа в неделю к учебнику А.В.Пёрышкин

Календарно - тематическое планирование по физике 8 класс 2 часа в неделю к учебнику А.В.Пёрышкин...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по физике. 7 класс. Л.Э. Генденштейн ( 70 часов; 2 часа в неделю)

Рабочая программа по физике для 7 класса по учебнику Л.Э.Генденштейна содержит перечень нормативных документов, используемых при составлении программы, пояснительную записку,  содержание, структу...

Календарно- тематическое планирование по физике 7 класс 2 часа в неделю

КТП по физике 7 класс 2 часа в неделю.Учебник Перышкин...

Календарно-тематическое планирование по физике. 10 класс (175 часов, 5 часов в неделю)

В условиях научно-технической революции, как в сфере производства, так и в сфере обслуживания всё больше требуется работников высокой квалификации, способных управлять сложными машинами, автоматами, к...

Календарно-тематическое планирование по физике. 11 класс (170 часов, 5 часов в неделю)

В условиях научно-технической революции, как в сфере производства, так и в сфере обслуживания всё больше требуется работников высокой квалификации, способных управлять сложными машинами, автоматами, к...