Открытый урок
материал для подготовки к егэ (гиа, 11 класс) на тему

Коннова Ирина Александровна

Открытый урок для 11 класса  "Задачи на смеси и сплавы" является интегрированным (химия+математика), содержащий отработку навыков решения текстовых задач ЕГЭ по математике и химии, сопровождался проведением практической работы по химии с матемтаической подготовкой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_khimmat.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по математике и химии в 11 классе.

Тема урока: «Задачи на смеси и раствор

Цели урока:

  1. Подготовка к ЕГЭ по математике (задача В14) и химии (задача А26).
  2. Обобщение и закрепление знаний учащихся по теме «Задачи на смеси и сплавы».
  3. Формирование умений переноса знаний с одного предмета на другой.

4.   Развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов химии и математики.  

Задачи урока:

      1.   Рассмотреть в сравнении химический и математический способ решения задач с

           использованием понятия концентрация.

      2.   Применить способы решения задач на практических опытах.

      3.   Вывести новый метод решения задач на смеси и сплавы, рассматривать его

            применение на уроках математики и химии.

Оборудование: экран, проектор, презентация, раздаточный материал, аптечные весы,

            Дистиллированная вода, хлорид натрия, сульфат меди, сульфат железа, хлорид меди.

Ход урока.

Учитель математики: Сегодня у нас необычный урок, это интегрированный урок математики и химии и вести его будут два учителя. На этом уроке мы посмотрим с вами на задачи с двух точек зрения – с химической и математической, и выясним: как математика помогает в решении химических задач и как химия решает некоторые математические задачи.

Тема урока «Задачи на растворы». (Слайд №)

В задачах на смеси и сплавы ключевым понятием является понятие концентрации. Как найти концентрацию вещества в растворе или сплаве?  (Отношение массы (или объема) чистого вещества к общей массе (или объему).

Учитель химии:

Задача 1. Смешали 150 г раствора нитрата калия с массовой долей 12% и 300 г раствора этой же соли с массовой долей 7%. Какой стала массовая доля соли в полученном растворе? (9%)

Решение:

m1 (в-ва) =m (р-ра) ∙w (в-ва)

m1 (в-ва) = 150 ∙ 0, 12=18 г

m2 (в-ва) =300∙ 0, 07= 21 г

W3 (в-ва) = 18+21/150+300= 0, 09 (9%)

Учитель математики: А вот как прозвучала бы эта задача на уроке математики?

  1. 150+300=450 (г) – масса итогового раствора
  2. 150*0.12=18 (г) – масса вещества в растворе
  3. 300*0,07=21 (г) – масса вещества во втором растворе
  4. 18+21=39 (г) – масса вещества в итоговом растворе
  5. 450 г- 100%

39 г- ? %

?=39*100/450 = 0,09=9%

(Возможно решение в схеме-краткая запись)

Учитель химии:

Задания для практической работы

К 200г 10%раствора хлорида калия добавили 25 г этой же соли. Массовая доля соли в полученном растворе равна

1)12,5% 2) 20% 3) 22.5% 4)25%

Решают сами.

Задача 3

Определить массовую долю сахара в сиропе, полученном при прибавлении 1500 г воды к 2500г 20% раствора

Дано

Mр-ра1 (Н2О) =150г

W1 (сахар) =250г

M (сахара) =15%=0.15

W2 (сахара)?

Решение составим рисунок

Массовая доля сахара во втором растворе вычисляется по формуле

W2 (сахара) = m2 (сахара)/mраствора2

  1. масса сахара не изменяется m1=m2

Найдём массу сахара в первом растворе

M1=w1*mр-ра1

  1. Масса второго раствора равна сумме масс первого и добавления воды

Mр-ра=mр-ра+m (Н2О)

Проводим вычисления

1m1(сахара)=0,15*250=37,5г

Mр-ра=250+150=400г

W2сахара=37, 5/400=0, 09  9%

1.

Учитель математики:  

Один раствор содержит 30% по объему HNO3, а второй 55% HNO3. Сколько нужно взять первого и второго раствора, чтобы получить 100 литров 50% раствора HNO3?

        x   л           +           y л                                                 100 л  

  30% - 0,3x л        55% - 0.55y л                                      50% - 50 л                  

Составим систему и решим ее:

     x+y =100

     0,3x+0,55y=50

Решение будет на доске выполнено учеником

Учитель математики:  

Имеется два сплава с разным содержанием меди: в первом содержится 70%, а во втором – 40% меди. В каком отношении надо взять первый и второй сплавы, чтобы получить из них новый сплав, содержащий 50% меди?

        x л               +          y л                                                    x+y л

   70%-0,7x л               40% -0,4y л                                    50%- 0,5(x+y) л

Нам нужно найти отношение x:y. Составим уравнение, зная массы меди, и выразим это отношение:

0,7x+0,4y=0,5(x+y)

0,2x=0,1y

2x=y

Ответ: 2:1

Учитель химии: Задача 4

Определить массу воды, которую надо добавить к 20 г раствора уксусной кислоты с массовой долей 70% для получения раствора уксусной кислоты с массовой долей 5%.

Решение: (учащиеся выполняют у доски).

Учитель химии: Закрепим знания выполнив практическую работу. У каждой парты своя задача, которую надо решить теоретически и практически.

Вспомним правила выполнения практических работ.

Вариант1 Приготовить раствор сульфата меди  массой 100 г  20%-ного.

Вариант 2 Приготовить раствор хлорида натрия массой 170г 3%.

Вариант 3 Приготовить раствор хлорида меди массой 145г 11%

Вариант 4 Приготовить раствор сульфата меди массой 90 г 5%

Вариант 5 Приготовить раствор хлорида меди массой 110 г 7%

Вариант 6 Приготовить раствор сульфата никеля массой 80 г 10%

Вариант 7 Приготовить раствор сульфат кобальта массой 150 г 25%

Вариант 8 Приготовить раствор сульфата железа (II) массой 132г 9%

Закрепление знаний: Выполнить проверочную работу

Вариант.1При смешивании 15%-го и 8% -го раствора кислоты получают 70 г 10%-го раствора кислоты. Сколько граммов 15%-го раствора взяли?

Вариант 2 математическая

Итог урока:

Сегодня мы на уроке повторили химические и математические способы решения задач, а также рассмотрели новый способ, который подойдет для решения задач как по математике, так и по химии с использованием понятия концентрация (массовая и объемная доля вещества). Все это поможет на ЕГЭ.

Урок окончен. Успехов вам на экзамене.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...