Открытый урок
материал для подготовки к егэ (гиа, 11 класс) на тему
Открытый урок для 11 класса "Задачи на смеси и сплавы" является интегрированным (химия+математика), содержащий отработку навыков решения текстовых задач ЕГЭ по математике и химии, сопровождался проведением практической работы по химии с матемтаической подготовкой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_khimmat.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по математике и химии в 11 классе.
Тема урока: «Задачи на смеси и раствор
Цели урока:
- Подготовка к ЕГЭ по математике (задача В14) и химии (задача А26).
- Обобщение и закрепление знаний учащихся по теме «Задачи на смеси и сплавы».
- Формирование умений переноса знаний с одного предмета на другой.
4. Развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов химии и математики.
Задачи урока:
1. Рассмотреть в сравнении химический и математический способ решения задач с
использованием понятия концентрация.
2. Применить способы решения задач на практических опытах.
3. Вывести новый метод решения задач на смеси и сплавы, рассматривать его
применение на уроках математики и химии.
Оборудование: экран, проектор, презентация, раздаточный материал, аптечные весы,
Дистиллированная вода, хлорид натрия, сульфат меди, сульфат железа, хлорид меди.
Ход урока.
Учитель математики: Сегодня у нас необычный урок, это интегрированный урок математики и химии и вести его будут два учителя. На этом уроке мы посмотрим с вами на задачи с двух точек зрения – с химической и математической, и выясним: как математика помогает в решении химических задач и как химия решает некоторые математические задачи.
Тема урока «Задачи на растворы». (Слайд №)
В задачах на смеси и сплавы ключевым понятием является понятие концентрации. Как найти концентрацию вещества в растворе или сплаве? (Отношение массы (или объема) чистого вещества к общей массе (или объему).
Учитель химии:
Задача 1. Смешали 150 г раствора нитрата калия с массовой долей 12% и 300 г раствора этой же соли с массовой долей 7%. Какой стала массовая доля соли в полученном растворе? (9%)
Решение:
m1 (в-ва) =m (р-ра) ∙w (в-ва)
m1 (в-ва) = 150 ∙ 0, 12=18 г
m2 (в-ва) =300∙ 0, 07= 21 г
W3 (в-ва) = 18+21/150+300= 0, 09 (9%)
Учитель математики: А вот как прозвучала бы эта задача на уроке математики?
- 150+300=450 (г) – масса итогового раствора
- 150*0.12=18 (г) – масса вещества в растворе
- 300*0,07=21 (г) – масса вещества во втором растворе
- 18+21=39 (г) – масса вещества в итоговом растворе
- 450 г- 100%
39 г- ? %
?=39*100/450 = 0,09=9%
(Возможно решение в схеме-краткая запись)
Учитель химии:
Задания для практической работы
К 200г 10%раствора хлорида калия добавили 25 г этой же соли. Массовая доля соли в полученном растворе равна
1)12,5% 2) 20% 3) 22.5% 4)25%
Решают сами.
Задача 3
Определить массовую долю сахара в сиропе, полученном при прибавлении 1500 г воды к 2500г 20% раствора
Дано
Mр-ра1 (Н2О) =150г
W1 (сахар) =250г
M (сахара) =15%=0.15
W2 (сахара)?
Решение составим рисунок
Массовая доля сахара во втором растворе вычисляется по формуле
W2 (сахара) = m2 (сахара)/mраствора2
- масса сахара не изменяется m1=m2
Найдём массу сахара в первом растворе
M1=w1*mр-ра1
- Масса второго раствора равна сумме масс первого и добавления воды
Mр-ра=mр-ра+m (Н2О)
Проводим вычисления
1m1(сахара)=0,15*250=37,5г
Mр-ра=250+150=400г
W2сахара=37, 5/400=0, 09 9%
1.
Учитель математики:
Один раствор содержит 30% по объему HNO3, а второй 55% HNO3. Сколько нужно взять первого и второго раствора, чтобы получить 100 литров 50% раствора HNO3?
x л + y л 100 л
30% - 0,3x л 55% - 0.55y л 50% - 50 л
Составим систему и решим ее:
x+y =100
0,3x+0,55y=50
Решение будет на доске выполнено учеником
Учитель математики:
Имеется два сплава с разным содержанием меди: в первом содержится 70%, а во втором – 40% меди. В каком отношении надо взять первый и второй сплавы, чтобы получить из них новый сплав, содержащий 50% меди?
x л + y л x+y л
70%-0,7x л 40% -0,4y л 50%- 0,5(x+y) л
Нам нужно найти отношение x:y. Составим уравнение, зная массы меди, и выразим это отношение:
0,7x+0,4y=0,5(x+y)
0,2x=0,1y
2x=y
Ответ: 2:1
Учитель химии: Задача 4
Определить массу воды, которую надо добавить к 20 г раствора уксусной кислоты с массовой долей 70% для получения раствора уксусной кислоты с массовой долей 5%.
Решение: (учащиеся выполняют у доски).
Учитель химии: Закрепим знания выполнив практическую работу. У каждой парты своя задача, которую надо решить теоретически и практически.
Вспомним правила выполнения практических работ.
Вариант1 Приготовить раствор сульфата меди массой 100 г 20%-ного.
Вариант 2 Приготовить раствор хлорида натрия массой 170г 3%.
Вариант 3 Приготовить раствор хлорида меди массой 145г 11%
Вариант 4 Приготовить раствор сульфата меди массой 90 г 5%
Вариант 5 Приготовить раствор хлорида меди массой 110 г 7%
Вариант 6 Приготовить раствор сульфата никеля массой 80 г 10%
Вариант 7 Приготовить раствор сульфат кобальта массой 150 г 25%
Вариант 8 Приготовить раствор сульфата железа (II) массой 132г 9%
Закрепление знаний: Выполнить проверочную работу
Вариант.1При смешивании 15%-го и 8% -го раствора кислоты получают 70 г 10%-го раствора кислоты. Сколько граммов 15%-го раствора взяли?
Вариант 2 математическая
Итог урока:
Сегодня мы на уроке повторили химические и математические способы решения задач, а также рассмотрели новый способ, который подойдет для решения задач как по математике, так и по химии с использованием понятия концентрация (массовая и объемная доля вещества). Все это поможет на ЕГЭ.
Урок окончен. Успехов вам на экзамене.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...