Проблемы современного образования в России.
статья (11 класс) на тему

Мышкина Ирина Дмитриевна

Образование - один из древнейших видов деятельности человека.

Одна из высших ценностей - способность человека развиваться в обучении, основанном на познании и самоактуализации, что обеспечивается системой образования и сферой труда. Вопрос престижности вузовского образования в России на протяжении всей российской истории претерпевал метаморфозы.

         В сентябре 2003 года Россия присоединилась к декларации и стала участницей Болонского процесса. В связи с этим в последние годы одной из наиболее острых социальных проблем развития российского высшего образования является включение его в единое европейское образовательное пространство. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_sovremennogo_obrazovaniya_v_rossii.docx39.9 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы современного образования в России.

  1. Метод совместного  поиска.

Что такое Болонский процесс?

Какова целесообразность вступления России в Болонский процесс?

  1. Кластер

Образование  (В центре  пишется ключевое слово – тема, проблема, которую планируется рассмотреть. 2.Вокруг этого слова записываются слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой. 3.Между идеями устанавливаются связи. 4.Писать ассоциации и устанавливать связи нужно пока не закончится время (5минут))

        Образование - один из древнейших видов деятельности человека.

Одна из высших ценностей - способность человека развиваться в обучении, основанном на познании и самоактуализации, что обеспечивается системой образования и сферой труда. Вопрос престижности вузовского образования в России на протяжении всей российской истории претерпевал метаморфозы.

         В сентябре 2003 года Россия присоединилась к декларации и стала участницей Болонского процесса. В связи с этим в последние годы одной из наиболее острых социальных проблем развития российского высшего образования является включение его в единое европейское образовательное пространство.

  1. Концептуальная таблица  

1.Если необходимо сравнить два или более объекта (процесс, явление), выстраивают таблицу:

Критерии

Объекты для сравнения

Образование в России

Образование  в Европе

2.Работа организуется в три этапа:

А) определение параметров (причем их дети могут определить сами), по которым будет происходить сравнение,

Б) групповая, парная или индивидуальная работа по заполнению таблицы,

В) обсуждение.

 Вхождение России в Болонский процесс предъявляет целый ряд новых требований к развитию высшего образования в стране. В Болонской декларации указаны 6 основных задач, решение которых, как предполагается, будет способствовать единению Европы в области образования.

  1. Это введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования, переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат - магистратура),
  2. введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО.
  3. Повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала (в идеале, каждый студент должен провести не менее семестра в другом вузе, желательно зарубежном),
  4. обеспечение необходимого качества высшего образования,
  5. взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования,
  6. обеспечение автономности вузов.

К настоящему времени принято говорить о десяти задачах: к ранее сформулированным добавляются:

  1.  введение аспирантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня),
  2. придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности),
  3.  повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования, реализация социальной роли высшего образования, его доступность,
  4. развитие системы дополнительного образования (так наз. «образование в течение всей жизни»).  Кроме того, в настоящее время становится все более принятым говорить об общеевропейском образовательном и исследовательском пространстве.

            Российский небольшой опыт многоуровневого обучения последних лет базировался на такой модели:

  • 4 года бакалавриат,
  • 2 года - магистратура,
  • 3 года очная аспирантура.

            Эта модель отличается от европейских канонов, но допускается Болонским процессом  (Добренькова Е.В. Проблемы вхождения России в Болонский процесс//Социологические исследования. - 2007. - № 6. - С. 102.). Но рынок труда для бакалавров в России так и не сложился. В своём большинстве они вынуждены продолжать учёбу в вузе, преследуя получить диплом либо специалиста, либо - в значительном меньшинстве - магистра.

     Особенно сложная задача интеграционного процесса - введение ECTS. В нашей стране существовал вкладыш в диплом о прослушанных курсах. В 1990-е годы в нём стали указывать и информацию об общей трудоёмкости освоения каждого дисциплины. Различий между нынешней европейской «кредитной единицей» и отечественной системой «академических часов» несколько.      Во-первых, практически во всех российских вузах академический час включает не общую работу, а только аудиторную, если брать не стандарт, а реальные учебные планы.

    Во-вторых, за каждой кредитной единицей стоят на самом деле не физические часы затрат, а реально освоенные знания, точнее, компетенции.

    В-третьих, ни один вуз не обязан принимать к «зачёту» дисциплины, освоенные студентом «на стороне» (Там же. - С. 102-103.).

     Значимость же системы зачётных единиц в том, что она призвана решить проблему сравнимости образовательных программ, содействовать увеличению академической мобильности. Зачётные единицы можно накапливать сколь угодно долго («обучение в течение всей жизни»). Они перезачитываются при переводе студента в другой (в том числе и зарубежный) университет и принимаются во внимание при продолжении обучения на другом уровне (в том числе и в другом европейском государстве - участнике Болонского процесса). Это будет способствовать росту академической мобильности и свободному передвижению жителей Европы на общеевропейском пространстве. Можно менять вузы хоть каждый семестр - система накопления кредитов везде одна и та же. С «болонским» дипломом выпускника могут принять на работу в любой европейской стране.

     А что вы знаете о дистанционном обучении? 

Каковы его плюсы и минусы? Можно начертить таблицу, где обозначать слева ┼ , а справа ─

Плюсы дистанционного образования

Трудности, тормозящие использование  дистанционного образования

важный фактор модернизации образования

несовершенство законодательной и нормативной базы

Несомненно будущее образование за применением информационных технологий

психолого-педагогическая  непроработанность узловых проблем дидактики

Мобильность

Отставание  в подготовке педагогических кадров

Охват больших территорий, в том числе удаленных. Обучение без границ, без передвижения

Недостаточное  количество современных баз знаний

Финансовая экономия для студента

Неразвитость  информационных сетей

Обучение  людей с ограниченными возможностями

недооценка социальных последствий упрочения системы  ДО

Реалии  современной жизни

высокая стоимость средств обучения, новейшей техники

недостаточный уровень компьютерной подготовки значительной части преподавателей и студентов

      Дистанционной образование стало реалией современной жизни, как в странах Запада, так и в России. Развитие дистанционного образования сдерживается несовершенством законодательной и нормативной базы, психолого-педагогической непроработанностью узловых проблем дидактики, основанной на новых технологиях, отставанием в подготовке педагогических кадров, готовых к использованию ИКТ, недостаточным количеством современных баз знаний, неразвитостью информационных сетей. Все ещё наличествует недооценка социальных последствий упрочения системы  ДО, существенным образом меняющих образовательный ресурс страны (Карпȇнко М.П. Дистанционное образование: опыт становления и развития//Социологические исследования. - 2007. - № 3. - С. 63.). Следует отметить, что дистанционное образование с опорой на ИКТ, выступая важным фактором модернизации, связано с рядом трудностей, тормозящих его использование. Среди них, например, высокая стоимость средств обучения, новейшей техники - далеко не каждый вуз может их приобрести. Немаловажную роль играет и недостаточный уровень компьютерной подготовки значительной части преподавателей и студентов (Карпȇнко М.П. Указ.соч. - С. 67.). Однако, несмотря на существующие проблемы, несомненно, будущее образование за применением информационных технологий.

      Представьте, что вы стали министром образования. Какие глобальные проблемы российского образования вас тревожат, какие поправки вы бы внесли в Закон об образовании?

          Глобальной проблемой российского образования министр А.А. Фурсенко считает несоответствие системы российского образования структурным изменениям в мировой экономике. Переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования соответствует логике развития современного общества и экономической ситуации в стране: трудоспособный гражданин в современных условиях должен получить необходимый минимум актуальных знаний, продолжая самообразование всю свою жизнь.

     Способность к производству новых знаний и инновациям выступает главным фактором развития и конкурентоспособности любой страны. Высшее профессиональное образование – основной компонент инновационной инфраструктуры, которая, в свою очередь, становится всё более глобальной.

        В связи с этим необходимо:

  • создавать сетевые структуры, связывающие исследовательские центры, университеты и бизнес-организации, применяющие информационные технологии.
  • Помимо этого, нужно развивать частно-государственное партнёрство для привлечения инвестиций в ключевые области науки.
  • Важным фактором развития глобальных рынков труда является также достижение прозрачности в понимании квалификаций, полученных в разных образовательных системах.
  • Необходимо поддерживать академическую мобильность студентов, преподавателей и исследователей, обеспечивать широкий обмен опытом, идеями и экспертным знанием в сфере образования и инноваций.

     В заключение, следует отметить, что Болонский процесс является новым международным образовательным явлением. На примере многочисленных конференций и семинаров можно увидеть, что этот процесс способствует интеграции не только между странами Европейского союза, но и вовлекает страны, лежащие за его пределами. Попытки поиска совместных решений в областях, затрагивающих Болонские реформы (введение системы кредитов, сопоставимость квалификаций, работа по повышению мобильности), ведут к повышению качества образования на европейском континенте вообще и в каждой отдельной стране, в частности. Это, в свою очередь, повышает престиж Европы на международной арене.

    Тем не менее, доступ российского студента на европейский рынок образовательных услуг может повлечь за собой так называемую «утечку мозгов». При всех плюсах болонской реформы нельзя не учитывать и этот факт. Во избежание этой проблемы необходимо продумать меры по обеспечению привлекательности именно российского высшего образования. Это можно сделать, подняв его конкурентоспособность и, главное, престиж российского диплома на международном рынке образовательных услуг. Этому способствует Болонская инициатива.

     Налицо взаимозависимость негативного и позитивного влияния Болонского процесса на Россию. С одной стороны, опасение «потерять» российских студентов. С другой стороны, чтобы их удержать, необходимо обеспечить такие условия, при которых диплом и присвоенная квалификация получили бы признание на международном уровне. А это означает увеличение прозрачности образовательной системы путем введения сопоставимых степеней, системы кредитов для систематизации учета учебного времени и единого приложения к диплому. К тому же, необходимо тщательно продумать, каким способом можно стимулировать студенческую мобильность, чтобы она не вела к получению диплома о высшем образовании в другой стране.

    Я вижу как плюсы, так и минусы Болонского процесса. Те стороны процесса, которые я рассмотрела в своей работе, актуальны и в настоящее время,  способы их разрешения ещё впереди. Пройдет  немало  времени, которое позволит адаптировать и эффективно применить все положительное Болонского процесса и ликвидировать все отрицательное. России необходима такая связь с Европой, но из-за огромной разницы все изменения происходят достаточно медленно и не всегда  успешно с первого раза. Поэтому много споров, заседаний и конференций нам еще придется посетить, чтобы потом с легкостью сказать: «Вот то,  к чему мы шли с самого начала!»

Список литературы

Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. – М.: РЕЦЭП, 2005. – 199 с.

Добренькова Е.В. Проблемы вхождения России в Болонский процесс [Текст]//Социологические исследования. - 2007. - № 6. - С. 102-106.

Методы и приемы, используемые в технологии РКМ (развитие критического мышления).

Методы

Алгоритм использования

Возможности

Стадия, этап применения

1.

Совместный поиск

1.Учитель просит учеников наметить 3 вопроса по теме:

А) общий вопрос по теме,

Б) два частных вопроса  по теме, ответы на которые можно найти по ходу.

2.Вопросы презентуются на аудиторию, и по их поводу организуется дискуссия.

3.По ходу учитель отмечает последовательность рассмотрения вопросов.

1.Организация группового обсуждения.

2.Актуализация проблемного поля.

3.Пути решения проблемы.

Стадия вызова

2.

«Мозговой штурм»

1.На обдумывание и высказывание своих мыслей отводится 2-3 минуты.

2.Высказывание нельзя сразу критиковать и оценивать.

3.Все ответы фиксируются на доске.

4.Записанная на доске информация анализируется.

5.Совместно отбираются наиболее оптимальные решения.

1.Активизация мышления.

2.Разрешение проблемы.

3.Формирование нестандартного мышления.

Стадия вызова

3.

Кластер

1.В центре листа, на доске, пишется ключевое слово – тема, проблема, которую планируется рассмотреть.

2.Вокруг этого слова записываются слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.

3.Между идеями устанавливаются связи.

4.Писать ассоциации и устанавливать связи нужно пока не закончится время (5минут). 5.Если можно, то перерисовать собственный кластер в систематизированном виде.

1.Осознание и определение личностных смыслов материала, который нужно изучить.

2.Установление обратной связи.

Вызов

Осмысление

Рефлексия

4.

Взаимоопрос

1.Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопрос по сути информации. Вопрос должен носить проблемный характер: почему, зачем, докажи, объясни, в чем причина, чем похожи, чем отличаются…

2.Переход к следующему абзацу после обсуждения.

1.Достижение высоких результатов (глубина, осознанность).

2.Формирование  умения самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей).

Рефлексия

Осмысление

5.

Кубик

1.Вырезается кубик, склеивается, на каждой грани кубика написано задание:

а) опиши это (цвет, форма, размер…),

Б) сравни это (на что похоже, чем отличается…),

В) проассоциируй это (что напоминает, что вызывает…),

Г) проанализируй это (из чего сделано, состоит, в чем причина, следствие…),

Д) примени это (что с этим можно сделать, как применить…),

Е) приведи за и против.

2.Ученики делятся на 6 групп.

3.Учитель бросает кубик и определяет, в каком направлении работает группа.

4.Ученики могут написать письменно сочинение или выступить устно с групповым сообщением.

1.Дает целостное всестороннее представление.

2.Создает условия для творческой интерпретации имеющихся знаний.

3.  Воспитывает  адекватную самооценку.

Рефлексия

6.

Синквейн (значит пять)

1.Каждому ученику дается пять минут, чтобы написать свой синквейн, т.е. стихотворение из пяти строк:

1 строка - имя существительное, называющее одним словом тему

2 строка – описание темы двумя прилагательными

3 строка – три глагола или глагольные формы, которые называют самые характерные действия предмета обсуждения

4 строка – это фраза из четырех слов, показывающая личностное отношение к теме

5 строка – синоним темы, подчеркивающий ее суть

2.Ученики могут объединиться в пары для обсуждения, озвучивания  синквейна.

1.Учит находить точные, лаконичные способы выражения мысли.

2.Помогает в творческой форме удерживать содержание занятия.

Этап рефлексии

7. Концептуальная таблица

1.Если необходимо сравнить два или более объекта (процесс, явление), выстраивают таблицу:

Критерии

Объекты для сравнения

2.Работа организуется в три этапа:

А) определение параметров (причем их дети могут определить сами), по которым будет происходить сравнение,

Б) групповая, парная или индивидуальная работа по заполнению таблицы,

В) обсуждение.

1.Формируется умение выделять критерии.

2.Осуществляется сравнительный анализ.

3.Создаются условия для рефлексивного осмысления текста.

4. Развиваются коммуникативные и деловые умения (умение работать в малых группах, выступать с докладом, четко и аргументировано излагать свою мысль и т.д.).

Преимущественно на этапе рефлексии

8.

Выходная карта

1.В конце занятия учитель просит учащихся записать три тезиса:

А) самая важная идея занятия,

Б) самая спорная мысль занятия,

Б) идея, которую я бы  хотел обсудить на следующем занятии.

2.Ученик сдает карту, подводя содержательный итог всему занятию.

1.Ученик учится оценивать собственную деятельность и значимость изучаемого материала.

2.Учитель получает информацию о самочувствии ребенка.

Рефлексия

Надо сказать, что технология РКМ была разработана американскими педагогами К.Мередит, Д.Огл, Д.Стил, Ч.Темпл. Однако  целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка, была обоснована в 30 –е годы 20 века выдающимся русским ученым – психологом Л.С.Выготским. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься отечественные и зарубежные ученые.

        Технология РКМ – это технология, которая предполагает такую организацию образовательного процесса, когда в итоге совместной деятельности учителя и учащихся происходит постановка учениками и решение проблем, анализ  фактов, выработка определенной точки зрения на проблему и формирование  способов  отстоять эту точку зрения логическими доводами. Происходит получение «живого» знания, личностно – ориентированного знания, когда на всех этапах знание имеет личностный смысл и самооценку.

Цели технологии РКМ:

  1. Создание условий не просто для получения готовых  знаний, а включение в процесс  их получения, в способы их получения.
  2. Воспитание  коммуникативных умений: сотрудничать, работая в группе, уважать мнение других и проявлять личную инициативу.
  3. Развитие мыслительных навыков на творческом уровне, волевой сферы, положительных мотивов учебной деятельности.
  4. Развитие адекватной самооценки.

Принципы технологии РКМ:

  1. Креативности -  требует признания ребенка как творца, являющегося от природы любознательным и способным рассматривать серьезные проблемы и выдвигать оригинальные идеи.
  2. Активности субъектов образовательного процесса, реализация которого предполагает, что в технологии признается важная роль как учителя. Он побуждает учеников к познавательной деятельности и помогает формировать умения и навыки продуктивного творческого мышления – умение видеть проблему, умение взглянуть по-новому, умение выдвигать идеи без боязни ошибиться, умение конструктивно оценивать новые собственные идеи и идеи других.  Так и ученика, который внимательно работает в группе, творчески преобразует информацию, т.е. творчески её перерабатывает. Создаются условия для последующего самообразования ребенка – «не рыбу дать, а удочку».
  3. Идея личностной ориентации образовательного процесса. Содержание образования соотносится с конкретными жизненными целями ребенка. Содержание, методы и приемы носят вариативный характер и направлены на самореализацию, самоутверждение и выработку индивидуальных способов  учебной работы.

          Специфика организации процесса обучения в данной технологии – это трехфазовая структура занятия: вызов, осмысление, рефлексия.

Алгоритм организации технологии РКМ:

  1. Стадия вызова.

Главная задача – пробудить интерес к изучаемой теме.

Организация деятельности:

А) создание положительной мотивации к изучаемой теме, связанную с ней личностную значимость изучаемого материала;

Б) структурирование процесса изучения материала – ориентировочная основа деятельности;

В) актуализация имеющихся знаний и представлений, т.е. работа с субъектным опытом.

2. Стадия осмысления.

     Главная задача – создать условия для окультуривания субъектного опыта через его обогащение результатами общественно – исторического опыта.

    Организация деятельности:

А) получение новой информации (рассказ учителя, работа с источником информации…);

Б) соотнесение новой информации с собственными знаниями и представлениями.

3. Стадия рефлексии.

    Главная задача – осмысление и анализ учеником полученной информации (процесса и результата), выработка собственного отношения к полученным знаниям, воспитание адекватной самооценки.

     Результат предполагает:

А) целостное осмысление и обобщение полученной информации;

Б) анализ процесса изучения материала;

В) выработка собственного отношения к изучаемому материалу и возникновение нового вызова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические проблемы современного образования

ПСИХОЛОГО -  ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯТочка зрения(Не хотелось бы  теоретизировать  обозначенную проблему, ибо не всегда теория применима к  практически...

Актуальные проблемы современного образования

В статье изложены краткие сведения об актуальных проблемах современного образования, а также ключевые аспекты, которые привели к проблемам в образовании....

Проблемы географического образования в России

Презентация "Проблемы географического образования в России"...

Актуальные проблемы современного образования детей. Вызовы времени

Современный мир – это мир постоянных стремительных изменений. Изменения в будущем будут происходить гораздо быстрее. Каким будет мир завтра? Как подготовить ребенка к жизни в этом новом мире? Ка...

Публикация в сборнике "Философские и педагогические проблемы современного образования" г.Барнаул, 2019

Статья "Образовательный комплекс как результат образовательной политики на селе"...

Проблемы современного образования

Статья посвящена проблемам современного образования, которые присутствуют на всех уровнях....