Проблемы и риски внедрения ФГОС ООО
статья на тему

Волгина Наталья Александровна

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт уверенно шагает по стране. И с 1.09.2013 г. пятиклассники нашего ОУ перешли на новые стандарты. Введение стандартов второго поколения во многом изменили школьную жизнь не только обучающихся, но и педагогов:

- новые формы организации обучения;

- новые образовательные технологии;

- организация внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_i_riski_vnedreniya_fgos_ooovolgina_2014.docx30.05 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы и риски внедрения ФГОС  ООО

Наталья Александровна Волгина, заместитель директора по УР, учитель математики МБОУ «Называевская СОШ № 4», natalia311269@mail.ru

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт уверенно шагает по стране. И с 1.09.2013 г. пятиклассники нашего ОУ перешли на новые стандарты. Введение стандартов второго поколения во многом изменили школьную жизнь не только обучающихся, но и педагогов:

- новые формы организации обучения;

- новые образовательные технологии;

- организация внеурочной деятельности.

Однако, как и любому новшеству, имеются  определенные риски реализации ФГОС ООО. К ним  можно отнести возможное негативное отношение педагогов  к внедрению новых стандартов; негативное отношение родителей, неэффективное управление данным процессом; отсутствие у  педагогов и родителей целостного понимания полезности и прогрессивности.

Чтобы устранить риски, необходима постоянная разъяснительная работа среди всех участников образовательного процесса, организация обучения и повышения профессиональной компетенции педагогов, совершенствование научно-методического сопровождения данного процесса, включая консультирование всех его участников.

Поэтому план методической работы по созданию условий для перехода школы к новым ФГОС включает в себя следующие шаги:

  • самообразование педагогов;
  • содействие развитию и формированию положительной мотивации педагогического коллектива;
  • системная подготовка педагогических кадров по проблеме инноваций (курсы, обучающие семинары в школе);
  • создание информационно-методической базы инновации, передового педагогического опыта.

Процесс внедрения стандарта основной школы в нашем образовательном учреждении с очевидностью выявил ряд проблем и противоречий. Данные противоречия проявляются на целевом, организационном, содержательном и технологическом уровнях.

Целевой уровень:

Мы целенаправленно готовились к введению новых стандартов. Чтобы работать единой командой, в одном направлении в 2011 году  все педагоги обучились  по  теме: «Формирование у  обучающихся УУД посредством современных образовательных технологий». Это был обучающий семинар в объёме 36 ч. Затем в марте 2013 г. на базе школы были организованы целевые курсы повышения квалификации по вопросам введения нового ФГОС по теме: «Обновление деятельности учителя в соответствии с ФГОС». Один из заместителей директора по УР обучился по теме: «Управление реализацией основной образовательной программой в образовательном учреждении в условиях введения ФГОС». Также на базе школы в течение двух лет имел место постоянно действующий обучающий семинар «Формирование ИКТ-компетентности учителя». Но как-бы много и хорошо мы не обучались, проблемы есть:

- избегание новых форм взаимодействия с обучающимися, связанных со страхом потери авторитета;

- боязнь ряда учителей участвовать в пилотировании ФГОС ООО, что может быть объяснено недостаточным уровнем владения содержанием Стандарта.

Организационный уровень.

1. При обсуждении нового содержания обучения в основной школе (введение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), хотелось бы обратить внимание на следующее:

- при введении курса необходимо провести информационно-просветительскую работу с родителями обучающихся и обучающимися по разъяснению целей, задач и содержания курса; предложить родителям несколько модулей курса на выбор.

- необходимо создать условия для удовлетворения потребностей обучающихся по изучению интересующего их модуля курса.

В нашем образовательном учреждении для этого используются часы базисного учебного плана из части формируемой участниками образовательного процесса.

Одной из ключевых проблем при введении данного курса в в школах может стать недостаточная подготовка кадров. недостаточная подготовка кадров. На данный момент только педагоги начальной школы прошли проблемные курсы по данному направлению деятельности. Поэтому в нашей школе учитель начальной школы преподаёт данный курс пятиклассникам.

2. При организации внеурочной деятельности обозначились следующие проблемы:

- организация второго питания обучающихся, которое осуществлялось за счет родительских средств;

- недостаточное количество свободных площадей (школа работает в две смены);

- сопровождение детей в процессе организации внеурочной деятельности (отсутствие ставки «тьютор»);

- недостаточное материально-техническое оснащение (например, отсутствие расходных материалов и т.д.);

3. Проблемной точкой в материально-техническом оснащении в нашей школе является отсутствие мебели, которая способна быстро трансформироваться в соответствии с формой работы на уроке (групповая, парная, индивидуальная), а также соответствовала бы индивидуальным физиологическим потребностям школьников (например, конторки Базарнова).

4. Проблема в степени готовности педагогов к использованию на занятиях с учащимися ИКТ и высокотехнологичного оборудования.

Содержательный уровень.

Трудности внедрения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования частично «спровоцированы» недостаточностью методического обеспечения и отсутствием УМК по некоторым предметам для 5-го класса на момент пилотного введения стандарта. Содержание курсов в примерных рабочих программах представлено за весь курс основной школы, что вызывает определенные трудности при разработке рабочей программы для конкретной параллели. Можно предположить, что трудности реализации стандарта в этом случае связаны с неготовностью учителей самостоятельно конструировать содержание обучения по предмету.

Нельзя сказать, что оно полностью отсутствует. Зачастую учителю трудно выбрать качественный УМК, т.к. он не имеет возможности полистать, просмотреть, изучить все пособия, входящие в УМК. Например, в начальной школе и 5 классе мы работали по русскому языку и математике по УМК образовательной системы «Школа 2100», на 2014-2015 год этих комплектов в Федеральном перечне нет, переходим на другие. Вопрос: как обеспечить преемственность? Какой УМК выбрать, чтобы процесс перехода был для детей более безболезненным?

Выходом из создавшегося положения является массовая переподготовка и подготовка, самообразование учителей к работе по ФГОС ООО.

Технологический уровень.

Очевидно, что цели и содержание обучения должны найти отражение в методике и технологии обучения, а значит, в средствах обучения.

Не в полной мере решена первостепенная задача разработчиков средств обучения – их совершенствование с учетом планируемых результатов образования:

- уменьшение числа репродуктивных заданий, которые пока в значительной части учебников превалируют;

- увеличение числа учебных задач, требующих ответа на вопрос «как делать» (пока средства обучения строятся на практических задачах и отвечают на вопрос «что делать);

- раскрытие в учебниках алгоритмов пошаговых действий ученика (пока преобладает структура «правило-упражнение»);

- усиление внимания к метапредметной составляющей средства обучения (пока учебник отражает в основном предметную составляющую учебного курса).

Несмотря на существенную и значительную методическую поддержку введения ФГОС со стороны разработчиков (методические рекомендации, пособия и др.), анализ документации ОУ и результатов опросов педагогов позволяет нам констатировать: риск неготовности учителей и руководителей ОУ к введению ФГОС существует. Условно выделю общие и личностные проблемы.

Общие проблемы заключаются в неготовности педагогов:

  • к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
  • синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;
  • изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
  • Неготовность детей и родителей к новому.

Пятиклассники, не прошли начальную ступень образования, отвечающую требованиям ФГОС НОО.

Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога):

  • психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя "нового типа"; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости, отсутствием мотивации, давлением стереотипов и др.;
  • дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости и т. п.;
  • организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы и др.;
  • профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.

На сегодняшний день наиболее проблемными вопросами для педагогов школы являются такие приемы и методы работы как:  ведение мониторинга учета урочных и внеурочнх достижений, проведение стартовой и итоговой диагностики  уровня сформированности УУД, этапы формирование УУД, система оценки качества образования, проведение образовательной рефлексии.

Только в конце учебного года удалось приобрести методическую литературу, изучение которой позволит дать ответы на некоторые вопросы (показать методическую литературу).

Крылатым стало выражение: школа такова, каков учитель. Многое зависит лично от каждого учителя. Если учитель принимает новые условия и новые правила, то он будет меняться и модернизироваться. Только  от него зависит, станут ли новые ФГОСы действующими и действенными или всё останется на бумаге. 

Проблемы, которые предстоит решить в процессе введения ФГОС:

  • отдать приоритеты парным и групповым формам работы, что обеспечит навыки работы в команде, развитие коммуникативной компетенции ребенка, снижение уровня тревожности, развивает рефлексивные способности;
  • внедрить технологии, которые оптимально обеспечивают результаты ФГОС:

- ИКТ

- проектная технология;

- технология критического мышления;

- исследовательская технология;

- кейс технология

  • сменить позицию учителя с ведущего на сопровождающего.
  • продолжить обучение учителя:

- приемам проектирования образовательной среды;

- алгоритму разработки учебных программ,

-проектированию УУД в учебной и внеучебной деятельности;

-технологиям, обеспечивающим системно – деятельностный подход в обучении;

- технологии оценивания результата деятельности ребенка в условиях ФГОС;

  • обеспечить систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП критериями и инструментарием;
  • обеспечить мониторинговый характер контроля.

Деятельность, сопровождающая работу в режиме ФГОС будет осуществляться по трём напрвлениям:кадровое, информационное, проектировочное.

Содержание деятельности

Ожидаемый результат

Направление деятельности: кадровое (Повышение квалификации)

Повышение квалификации по программам, учитывающим потребности и запросы учащихся, специфику ОУ  

Преемственность основных ОП всех ступеней.

Изменение роли педагога: педагог -тьютор, педагог – консультант, педагог – модератор (раскрывающий возможности и способности)

Методические семинары для руководителей МО, творческих и проблемных групп

Усиление роли методической службы. Готовность педагогов и управленцев школы к реализации ФГОС

Повышение квалификации на базе ИРООО, стажерских площадок и т. д.

Семинары по проблемам ФГОС.

  1. «Система оценки образовательных достижений обучающихся».
  2. «Технология формирования УУД».
  3. «Формы и методы организации внеурочной деятельности».
  4. «Основные подходы к оценке сформированности метапредметных умений: читательской грамотности».
  5. «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся».
  6. Организация проектной и исследовательской деятельности».

Рост компетентности педагогов в реализации требований нового стандарта. Непрерывность образования.

Открытые уроки.

Разработки дидактических материалов, памяток.

Направление деятельности: информационное

Информационная поддержка работы в режиме ФГОС средствами Интернета

Широкое информирование педагогов и родителей о ходе реализации ФГОС. Разработка программы просвещения родителей о целях и задачах стандартов нового поколения

Создание банка учебно-методической литературы

Помощь участникам образовательного процесса в реализации ФГОС

Сетевая деятельность ОУ, партнерское взаимодействие

Распространение позитивного опыта ОУ по реализации ФГОС

Направление деятельности: проектировочное

Новая система управления образовательным процессом в условиях реализации ФГОС

Обеспечение эффективности ФГОС

Инновационные формы взаимодействия субъектов образовательного процесса

Реализация совместных проектов с ОУ района, региона

 Развиваться личностно и профессионально  - это   наш ответ на вызовы современной цивилизации, в которой так много нерешённых проблем.     Но одну из них  можем и должны решать мы – учителя. Это воспитание будущего поколения. Это мы должны «сделать» нового человека. Нового, инновационного, коммуникабельного.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы диагностики и коррекции детей и подростков группы риска по возникновению девиантного поведения.

В статье рассматриваются проблемы педагогической диагностики детей и подростков, относящихся к группе риска по развитию девиантного поведения. Многолетний опыт консультативно-диагностической работы уч...

Риски внедрения ФГОС и направления компенсации негативных эффектов.

Решение  поставленных  задач невозможно  без  исследования рисков вероятности неблагоприятного исхода по сравнению с  прогнозируемым сценарием вследствие   присущей...

Риски и проблемы при введении ФГОС

Риски и проблемы при введении ФГОС ...

Статья "Организация работы в школе по введению ФГОС и ее психолого - педагогическое сопровождение" в сборнике "Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения"

В данной статье изложено содержание работы педагога - психолога по введению ФГОС в школе. Предложенная модель психолого - педагогического сопровождения учебно - воспитательного процесса может использо...

ЭССЕ Учителя географии + Опыт, проблемы и перспективы внедрения ФГОС в процессе обучения школьников географии

Опыт, проблемы и перспективы внедрения ФГОСв процессе обучения школьников географииС. В. Хиль,учитель географииМБОУ «Гимназия № 8», г. Сочи ,Краснодарский край...

Риски внедрения и реализации ФГОС в ОО и пути их решения

Необходимо грамотное управление, администрирование всем процессом введения Стандарта.Чтобы устранить риск, необходима постоянная разъяснительная работа среди всех участников образовательного про...

Диссипация рисков внедрения всероссийского проекта «Самбо в школу» в образовательных организациях Саратовской области

Методические рекомендации, для учителей физической культуры, собравшихся принять участие в проекте "Самбо в школу"....