ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ВОЛОНТЕРСКОЙ РАБОТЕ ДЕТЕЙ ИНОФОНОВ, КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ АДАПТАЦИИ В СОЦИУМЕ
статья (9 класс) на тему

Кутдусова Любовь Олеговна

-Об организации условий скорейшей адаптации детей-инофонов в образовательной среде, с целью повышения успешности в обучении и снижения их социальной фрустрации в целом. Мы предполагаем, что  расширение  социального опыта детей-инофонов, посредством организации их внеурочной деятельности,  будет содействовать  более эффективной  и скорейшей адаптации  в образовательной среде. Одним из таких средств мы считаем привлечение  детей-инофонов к волонтерской работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kutdusova_statya_-inofony.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Л.О.Кутдусова  

педагог-психолог

        ПМС Центр Приморского района,  г. Санкт-Петербург.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ВОЛОНТЕРСКОЙ РАБОТЕ ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ,

КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ АДАПТАЦИИ В СОЦИУМЕ

          На сегодняшний день миграционные процессы, происходящие в России, привели к значительному увеличению учащихся-инофонов  в Петербургских школах.  Дети и подростки, резко изменившие среду проживания, языковую среду, испытывают трудности в общении с одноклассниками и педагогами, и часто имеют проблемы в обучении.  Причина этому не только  проблема незнания русского языка, но и сложная проблема социальной и психологической адаптации детей-инофонов  к новой культуре, другим  привычкам, традициям и обычаям, новым ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе, к нормам толерантности.  

 Главная задача образовательного учреждения - организация условий скорейшей адаптации детей-инофонов в образовательной среде, с целью повышения успешности в обучении и снижения их социальной фрустрации в целом. Мы предполагаем, что  расширение  социального опыта детей-инофонов, посредством организации их внеурочной деятельности,  будет содействовать  более эффективной  и скорейшей адаптации  в образовательной среде. Одним из таких средств мы считаем привлечение  детей-инофонов к волонтерской работе. Основной целью    «Программы работы по организации волонтерского движения среди подростков Приморского района»  является создание в среде подростков «здорового ядра», пропагандирующего полноценную жизнь.  Для достижения цели этой программы   решаются   задачи, которые также являются  обязательными условиями  успешной  адаптации детей-инофонов в образовательной  и  социокультурной  среде.

Это такие задачи, как:

- формирование у волонтеров эффективных навыков взаимодействия, а также обучение способам конструктивной коммуникации в состоянии конфликта; 

- формирование умения принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим;

 - формирование активной жизненной позиции;

            - формирование адекватной самооценки по отношению к себе, своим возможностям и проблемам;

 - развитие склонности к поиску социально приемлемых способов   проведения досуга.

 По этой программе могут обучаться  и  работать как активные, успешные и позитивно настроенные учащиеся, так и подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а в нашем случае - это ситуация  языковой,  психолого-педагогической и социо-культурной  адаптации подростка-инофона к новым условиям жизни.    Включение в волонтерскую группу подростков-инофонов,  предполагает выбор ими  индивидуального  направления   работы  в соответствии с предпочтениями, особенностями  менталитета, религиозными  традициями  обучаемых (мы встречались с запретами на участие в праздниках, с невозможностью    выезда на  слеты волонтеров, с особенностями в костюмах девочек).   Выбор волонтерами направления работы также  ориентирован  на их будущую профессию,  связанную, как правило,  с  педагогической, медицинской  или социальной деятельностью.  

Часто встречается, что дети-инофоны  слабо подготовлены для социального взаимодействия между собой и русскоязычными детьми даже в рамках образовательного учреждения.    Высокий уровень этнотолерантности в среде волонтеров и доброжелательные отношения в команде способствуют снижению социальной фрустрации у подростков-инофонов.  Благодаря активному взаимодействию членов команды между собой, создаются условия развития  навыков   конструктивного общения,  а,  следовательно,    умение работать  в полиэтнической группе  приходит быстрее.

В командной работе  формируются  позитивные  установки, сотрудничество, развивается чувство эмпатии, повышается эмоционально-нравственная отзывчивость, появляется уверенность при поиске  выхода из спорной ситуации.

Волонтерская работа подростков-инофонов  положительно влияет и на их статус  в школе,  многим помогает  приблизиться к адекватности самооценки.  Русскоязычное  окружение активных, успешных и позитивно настроенных учащихся  способствует снижению языкового барьера, улучшению  культуры речи,  а,  следовательно, скорейшей языковой адаптации.  

Для обучения подростков применяются ролевые игры,  арттерапия,   рефлексия, самоанализ.  Благодаря тому, что общение в игре всегда сопровождается положительными эмоциями, коммуникативные умения и навыки прочно закрепляются, а усвоение нашей культуры сопровождается меньшим сопротивлением.

Через социально-активную деятельность волонтеры-инофоны удовлетворяют потребности   в общении, в активности. Перед работой с учащимися,  все волонтеры проходят  обучение  по   «Программе работы по организации волонтерского движения».  На занятиях  волонтеров идет непосредственно сама подготовка к работе с учащимися   по темам: «Социальные  навыки»,  «Учебные навыки», « Опасности  большого города», «Толерантное поведение», «Здоровые зубки», « Мы выбираем спорт», «Профилактика курения».  

Занятия и беседы  волонтеров с  учащимися младших классов способствуют повышению   уровня их  коммуникативно-речевой компетенции, что  ускоряет    процесс    адаптации    в целом.   Уверенное поведение волонтеров-инофонов снижает социальную фрустрацию и младших детей-инофонов попавших в русскокультурную среду.    Попутно мы решаем задачу  пропаганды   здорового  образа жизни  в  среде  учащихся-инофонов.     Индивидуальное направление волонтерской работы  в соответствии с предпочтениями  и ориентацией на свою будущую профессию способствует  большей осознанности профессионального выбора волонтеров, что в дальнейшем поможет успешной  социализации молодого  человека. 

Как показывает наш опыт работы,    подросткам-инофонам легче учиться  решать социальные  проблемы в группе волонтеров  и переносить  этот опыт на решение проблем в другом коллективе.   Чем активнее работают волонтеры, тем эффективнее происходит погружение в русскоязычную социокультурную среду, а, следовательно, становится выше ступень социализации ребенка- инофона в ОУ. Это залог  того,  что они  будут  успешнее  решать  социокультурные  проблемы в повседневной жизни,  и не будут чувствовать себя изгоями. Эффективность адаптации детей-инофонов в  общеобразовательной среде  посредством привлечения к волонтёрской   работе оценивалась нами   по критериям:

- психологический комфорт ученика-инофона в школе   (ребенок не боится общаться с одноклассниками, учителями  и  работниками школы,  много  друзей  в классе);

- степень владения русским языком  (ребенок может свободно излагать свои мысли, объяснить свои действия и поступки, не испытывает языкового барьера при общении со сверстниками и взрослыми);

- позитивная динамика обученности ученика-инофона;

- участие в школьных внеклассных мероприятиях  (ребенок активно участвует в предложенных мероприятиях, может выступать на публике);

- участие семьи ребенка-инофона в жизни класса и школы  (родители ученика-инофона участвуют в жизни класса и школы,  систематически посещают родительские собрания, сотрудничают с классным руководителем).

По этим критериям  18 (из 20) волонтеров, участвовавших в программе,   были приняты одноклассниками и  успешно адаптировались в  полиэтнической  школе.  

Таким образом,   участие в «Программе  работы по организации волонтерского движения» частично обеспечивает и ускоряет процессы  языковой,  психолого-педагогической и социо-культурной  адаптации подростка-инофона к новым условиям жизни.

Список использованных источников и литературы:

1.  Батаршеев А.В. Психодиагностика способностей к общению или как определить организаторские способности. М., «Владос», 1999.

2. Латышев Г.В., Орлова М.В., ЯцышинС.М.  Программа развития подросткового волонтерского движения по первичной профилактике злоупотребления психоактивными веществами. «Ровесник – ровеснику». «Ars  Longa»  СПб., 2001.

3. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе. «КАРО», СПб, 2006.

4. ШабалинаВ.В.  Виртуальная мастерская: Подготовка посредников – волонтеров  подростковой психологической службы.  «Здоровое будущее».   СПб., 2001.                                  

5.Программа гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы (программа "Толерантность"). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной активности на уроках математики как одно из средств адаптации и интеграции детей в современном обществе»

На мой взгляд - как нельзя научиться плавать, читая только книжки, без реального «бултыхания» в воде, переживания ощущений в собственном теле, так нельзя только знакомясь с теорией и описаниями успешн...

Тема по самообразованию. Работа с текстом, как одно из средств повышения качества образования (формирования ключевых компетенций)

Сегодня, в условиях модернизации  образования,  недостаточно дать учащемуся знания, нужно научить его овладеть методикой познания.Осуществить это можно при условии активной познавательной де...

ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ВОЛОНТЕРСКОЙ РАБОТЕ ДЕТЕЙ с ОПП, КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ АДАПТАЦИИ В СОЦИУМЕ

На сегодняшний день  проблема обучения детей с особыми образовательными потребностями  в условиях массовой школы - одна из актуальных проблем...

Конкурсная работа «Психогимнастические упражнения как одно из средств сохранения психического здоровья детей младшего школьного возраста»

В данной работе описан ряд психогимнастических приемов, которые я использую на уроках и во внеурочной деятельности  с целью психофизической разгрузки....

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ АДАПТАЦИИ ДОУ

С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Но дети часто тяжело привыкают к детскому саду. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоцион...

Доклад по теме « Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения как средство для создания условий адаптации в социуме и фактор повышения их общего культурного и интеллектуального уровня».

В данном докладе рассказывается об особенностях развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями. Методах и способах коррекции на уроках русского языка и литературного чтения....