Цикл занятий для первоклассников "Живая ветка"
рабочая программа на тему

Елена Владимировна Червякова

Цель занятий заключается   в формировании у учащихся младшх классов с интеллектуальным недоразвитием комплекса представлений об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsikl_zanyatiy_dlya_pervoklassnikov.doc235 КБ
Файл osen_senttyabr_1.pptx1.97 МБ
Файл osen_sentyabr_2.pptx1.3 МБ
Файл osen._sentyabr_3.pptx265.18 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл занятий для первоклассников «Живая ветка».

Обоснование: Данный цикл занятий рассчитан на  обучение  первоклассников. Обучение в первом классе является наиболее сложным периодом. Объясняется это тем, что умственно отсталые дети резко отстают от своих сверстников с нормальным интеллектом к восприятию и усвоению материала.

Цель  занятий  заключается в  формирование у учащихся младших классов с интеллектуальным недоразвитием комплекса представлений об окружающем мире. Несформированность навыков чтения у учащихся в 1 классе не позволяет  использовать  задания в вербальной форме, поэтому  обогащение пассивного и активного словаря; развитие связной устной речи будет проходить с включением в работу текстовых иллюстраций и работы по ним с использованием имеющихся у детей знаний. Использование на занятиях элементов арт-терапии  будет способствовать развитию коммуникативным функциям, мелкой моторики рук и положительному эмоциональному состоянию учащихся. После каждого занятия предполагается выполнение домашнего задания, с целью закрепления полученных знаний под руководством воспитателя.

Периодичность цикла занятий – 2 раза в месяц

Оборудование для занятий: цветная бумага, краски, карандаши, ножницы, ветки деревьев, мультимедийные презентации, Бианки В. «Рассказы», «Синичкин календарь»; Ушинский Г. «Четыре желания». «Времена года» сборник стихов и рассказов.

Занятие 1 «Осень. Сентябрь»

Цели: 

1.Уточнить, расширить и закрепить знания детей об осени и её признаках.

2.Воспитывать интерес к занятиям, воспитание культуры коммуникации, умение выслушивать ответы своих товарищей. 3.Развивать речь, словарь.

4. Прививать любовь к природе через поэзию, музыку.

5. Чувство коллективизма, дружбы, сплоченности в группе.

Оборудование: мультимедийная презентация «Сентябрь», цветная бумага, ножницы, карандаши, клей, ветка дерева.

Ход занятия (фоном звучит музыка Чайковского «Времена года»)

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас такими большими, красивыми, воспитанными и дисциплинированными. Вы – настоящие ученики! Скажите, пожалуйста, вам нравится учиться в школе? А что вам нравится больше всего? Вы пришли в библиотеку. На наших занятиях вы узнаете много интересного.

Посмотрите внимательно на картинки и назовите, что изображено на них

  • Дождь –  как сказать ласково ? (дождик).
  • Лужа – и т.д. (лужица).
  • Ветер – … (ветерок).
  • Туча – … (тучка).
  • Солнце – … (солнышко).

- Молодцы.

Ребята, послушайте внимательно, и отгадайте загадку:

Листья жёлтые летят,
Под ногами шелестят
Солнце уж не припекает,
Когда это бывает? 
(Осенью.)

- Сегодня на занятии мы будем с вами говорить об этом времени года.

игра «Повтори не ошибись». Вы должны правильно повторить название осенних месяцев

  • Сентябрь-октябрь.
  • Октябрь-сентябрь.

- Какие месяцы осени  мы сейчас повторяли? (Сентябрь-октябрь)

- К какому времени года они относятся? (Эти месяцы относятся к осени.)

- Какой месяц обозначает начало осени? (Сентябрь.)

- Как вы думаете, какая сейчас осень: ранняя или поздняя? (Сейчас ранняя осень.)

Правильно. Сейчас ранняя осень.  Начинается она в сентябре. Осень- чудная пора. Особенно, когда идешь по парку  любуешься листьями разной формы и разного цвета.

Вы сейчас  посмотрите слайды и попробуете назвать признаки осени. (Дети составляют с библиотекарем предложения по картинкам.)

(На экране появляются поочерёдно картинки ранней осени По каждой картинке дети составляют предложение – «надо сказать красиво про картинку»).

Сл. 2 – Какого цвета листья на деревьях?

Сл. 3 – Что копают люди на поле?

Сл. 4. – Урожай каких  овощей1. собирают в сентябре?

Сл. 5. – Что убирают на полях с помощью комбайна?

Сл. 6. – Что люди собираю в лесу осенью?

Сл. 7. – Куда в сентябре идут дети?

- Итак, послушайте, какой рассказ у нас получился: (библиотекарь обобщает все предложения детей – «Наступила осень. Листья на деревьях становятся жёлтыми, красными. На полях люди копают картофель. В сентябре собирают урожай капусты, огурцов, моркови. На полях с помощью комбайна убирают хлеб. В лесу осенью люди собирают грибы. В сентябре дети идут в школу»)

Сейчас отдохнём: физкультминутка

Мы – листики осенние       руки вверх, покачивающие движения влево-вправо;

На веточках сидели            присесть, взмахивая руками;

Дунул ветерок –                  встать, взмах руками вперед;

И мы полетели.                   легкие взмахи руками;

Летели , летели.                  легкие взмахи руками;

И на землю тихо сели.         медленно присесть.

- Послушайте стихотворение.

Библиотекарь читает стихотворение С.М.Маршака «Сентябрь»

Ясным утром сентября
Хлеб молотят сёла,
Летят  птицы за моря -
И открылась школа.

- Что молотят села в сентябре?

- Куда летят птицы?

- Что в сентябре открывается?

- Сентябрь – первый осенний месяц. Когда меняется природы, дети идут в школу. – Как называется первый осенний месяц?

Послушайте ещё одно стихотворение Н. Язева «Сентябрь»

В сентябре, в сентябре
Много листьев на земле
Желтые и красные!
Все такие разные!

- В каком месяце много листьев на земле?

- Какого цвета листья в сентябре?

- Мы с вами сегодня будем создавать картину, но не простую, а волшебную.

- Посмотрите на лист бумаги .

- Что нарисовано? (Ствол дерева.)

- Это грустная картина. Давайте добавим радости. Чего не хватает? (Солнца, тучек.)

- Уже веселее картинка получилась.

- А чего не хватает? (Листьев.)

- Листья необычные, волшебные, в виде наших ладошек.

- Возьмите белый лист бумаги, обведите левую ладошку карандашом.

- Как называются наши пальчики?

- Скажите, какие пальчики у нас самые главные, важные? (Подводим к тому, что все пальчики важны.)

Так и ваш класс, если будете все вместе, помогать друг другу, то будете сильными, крепкими, дружным

- Давайте оденем наше волшебное дерево.(Дети выходят по одному, клеим ладошки-листочки на плакат.)

- Какая красивая веточка у нас получилась.  

- Что вы видите на картине?

- Каким цветом наши листики? Почему они такие?

- Скажите, ребята, о каких месяцах мы сегодня с вами говорили?

- Назовите первый осенний месяц.

- Как изменяется природа в сентябре?

- Какой праздник отмечают в сентябре?

- Вы все сегодня молодцы!. На следующее занятие принесите рисунки с изображением осени.

Использованные ресурсы:

http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-sentjabr.html - стихи про осень

http://allforchildren.ru/poetry/autumn118.php - стихотворение Маршака С. Сентябрь

http://yandex.ru/images/search?text=солнце , туча, ветер, лужа

http://yandex.ru/image  - осень,  уборка урожая

http://eti-deti.com/загадки про осень

Занятие 2 «Осень. Сентябрь»

Цели:  

1.Познакомить с творчеством В.Бианки

2.Закрепление полученных знаний на предыдущем занятии. 3.Развивать речь, словарь.

Оборудование: презентация, книга В.Бианки «Синичкин календарь»

Ход занятия: 

-  Ребята, сегодня у нас очень интересное занятие. А чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, вам необходимо разгадать загадку:

Сл. 2

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
                              - осенью

- Верно. Мы сегодня продолжаем говорить об осени.

 А сейчас будем разгадывать осенние загадки:

Сл. 3-5

Ветер тучу позовет

Туча по небу плывет

И поверх садов и рощ

Моросит холодный… (дождь)

 

В сером небе низко

Тучи ходят близко

Закрывают горизонт

Будет дождь, мы взяли …(зонт)

 

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся

Что за желтый снегопад?

Это просто …(листопад)

- Скажите, какие осенние месяцы вы запомнили? (Фронтальный опрос)

- Отгадайте загадку, о каком осеннем месяце говорится в загадке?

Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит,
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
                       - сентябрь –

- Что люди убирают на полях  в сентябре?

- Какой праздник празднуют все школьники в сентябре?

- Вы принесли рисунки об осени, расскажите, что вы нарисовали? (Дети рассказывают о своих рисунках)

Сл. 6 Сегодня  к нам от лесного сказочника Виталия  Бианки пришло письмо. «Здравствуйте, ребята. Мне моя знакомая птица- синица Зинка рассказала, что вы очень дружные ребята и любите путешествовать. Приглашаю вас в осенний лес» .

- На чём можно путешествовать? (ответы детей)

- отправимся на осенней паутинке (сл. 7)

Прежде чем отправиться в осенний лес, отдохнём

Физминутка:

Меж еловых мягких лап

Дождик тихо кап, кап, кап!

(Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх)

Где сучок давно засох,

Вырос серый мох, мох, мох!

(Дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят» вниз)

Где листок к листку прилип,

Появился гриб, гриб, гриб!

(Дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку)

Кто нашел его, друзья?

(Дети стоят прямо, пожимая плечами)

Это я, это я, это я!

(Дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой.)

Сл. 8 Посмотрите, куда нас перенесла  паутинка.

- В какое время года падают листья?

- Значит, мы с вами попали в осенний лес.

- А что еще бывает осенью?

- Осенью часто дует холодный ветер. Мы с вами сейчас покажем, какой бывает ветер (сильный, слабый).

- Послушайте как рассказывает в своей книге В.Бианки  об осени. (чтение отрывка рассказа   «Сентябрь». до слов «Только весь нос в паутине»)

- Назовите первый месяц осени?

- Солнце жжет так же как летом?

- Какими стали дни? Ночи?

- Что льёт чаще с неба?

- Что свозили люди с полей?

- Что за тонкие серебряные ниточки плыли по воздуху? Молодцы!

Давайте покажем лесному сказочнику Виталию Бианки  наши знания  об осенних приметах. Игра « Да-нет»

-Осенью растут грибы?

-Тучки солнце закрывают?

-Колючий ветер прилетает?

-Туманы осенью плывут?

-Ну, а птицы гнезда вьют?

-А букашки прилетают?

-Урожай все собирают?

-Птичьи стаи улетают?

-Часто-часто льют дожди?

-Достаем ли сапоги?

-Солнце светит очень жарко?

-Можно детям загорать?

-Ну ,а что же надо делать-

-Куртки, шапки надевать?

- Закончилось наше занятие. Скажите, чем мы сегодня занимались?

- Вам задание – вместе с вашим воспитателем понаблюдать за птицами и на следующее занятие вы мне расскажите о своих наблюдениях.

http://www.detsadclub.ru/index.php/bag/483-fizminutka-osen - физминутка

http://mirdoshkolyat.ru/mir_doshkolyat/4683-puteshestvie_v_osenniy_les - игра «Да-нет»

http://yandex.ru/images - картинки к загадкам и рассказу

Занятие 3. Осень. Сентябрь. Перелётные птицы.

Цели занятия:

- закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид)

- закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;

- активизировать словарь детей;

- развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;

- воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Оборудование: .

 

Ход занятия

Сл.1. Организационный момент.

Игра с мячом « Один - много»

- Я называю птицу, а вы мне называете много птиц.

Цапля – цапли, грач – грачи; журавль – журавли; аист – аисты; кукушка – кукушки; скворец – скворцы; ласточка – ласточки.

Предлагаю детям рассмотреть картинку с изображением птиц. Веду беседу:

Сл. 2

- Кто нарисован на картинке? (птички)

- А как вы узнали, что это птицы? (ответы детей, обобщаю – правильно, у них есть клюв, крылья, умеют летать, тело покрыто перьями)

- Какие птички здесь нарисованы? (ответы детей, правильно, перечисляю изображенных птиц, даю их описание)

Обращаю внимание детей на ласточку и грача, рассказываю, что зимой они улетают в теплые места, а весной снова возвращаются и называют таких птиц «перелетными» (дети повторяют «перелетные») 

Сл.3  Спрашиваю, каких еще птиц знают дети, показываю картинку и рассказываю, какие птицы изображены, даю описание . А что умеют птицы?  Дети рассказывают, помогаю – умеют ходить, прыгать, летать, клевать, пить, взлетать, садиться на землю, чистить перышки. (все глаголы дети повторяют хором, показывают движения)

Давайте немного отдохнём Физминутка.

Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

(А. Барто)

- Как называются птицы, которые улетают от нас в тёплые края? (перелётные)

- О каких птицах мы сегодня говорили?

- Сейчас мы с вами сделаем из бумаги ласточку и она отправится в тёплые края(дети из  бумаги вырезают ласточку, прикрепляют к ветке)

http://nsportal.ru/detskii-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/fizminutki-dlya-doshkolnikov - физминутка

http://yes.com.ru/blogs/history.php?PAGEN_1__=&PAGEN_1=1279 – ласточка из бумаги

http://mirdoshkolnikov.ru/prezentazii/logopedicheskie-prezentazii/item/274-zanyatie-po-razvitiyu-svyaznoy-rechi-v-starshey-gruppe-pereletnie-ptizi.html - игра «один-много»

Занятие 4. Осень. Октябрь 1

Цель:

  1. Уточнить  и расширить понятие «золотая осень».
  2. Формировать умение отвеать на вопросы полным ответом.
  3. Способостовать обогащению словарного запаса детей.
  4. Развивать память, мышление через игры и упражнения.

Оборудование: презентация, шаблон рисунка, цв. карандаши.

Ход занятия:

Сл. 1. Психологический настрой:

Каждый лень – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

 И тихонечко сидим.

Отгадайте загадку:

Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Полетели журавли.

Распахнули двери школ.

Что за месяц к нам пришёл?

- О каком месяце года загадка? Как вы догадались, что об осени? А о каком месяце говорится в загадке? В каком месяце дети идут в школу?

Что  люди делают в садах и на полях в сентябре?

Сл. 2. Правильно, молодцы. Когда урожай с полей убран, поле вспахивают. Еще в сентябре на полях сажают озимые хлеба – рожь и пшеницу.

Сл. 3. А что делают звери с наступлением осени?

Д. : Звери строят и утепляют норы, делают запасы. Начинают менять шубки.

Б. : Молодцы, ребята. Действительно, звери начинают менять шубки. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Многие делают запасы (белка, заяц). Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Для чего ему это нужно?

Д. : Он на всю зиму ложится в спячку.

Б : Кроты и мыши запасаются колосками. Барсуки собирают коренья и грибы. Только волк и лиса зимой не спят и запасов на зиму не делают.

Пальчиковая гимнастика

Серый волк бежит по лесу, а за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою два пушистеньких хвоста.

Сл. 4.Б. : Октябрь – середина осенней поря, это второй месяц осени. Этот месяц ещё называют «листопадом», потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья. Октябрь называют –« золотым», потому что все деревья меняют цвет листьев  на жёлный.

Сл. 5 В октябре часто  идёт холодный мелкий дождь, небо становится серым, травы и цветы вянут. По ночам бывают заморозки и лужи порываются тонкой корочкой льда. Характер  у этого месяца переменчивый: он то плачет, то смеётся. За день погода в октябре  может смениться несколько раз: то солнышко светит, то додик моросит, а то и первые снежинки полетят.

Вопросы:

- почему октябрь называют «листопадом»?

- какая погода стоит в октябре?

Физминутка

Ветер сильно подул:   (руки качают в разные стороны)

С-с-с-, все листья сдул (дуют)

Полетели. Закружились,

И на землю опустились (кружатся)

Дождик стал по ним стучать (постучать пальцами по столу)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап.

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил (постучать кулаком по столу)

Раскрасить картинку

Сл. 7.  Передвами картинка. Что на ней изображено? Что происходит с листочками? В каком месяце происходит листопад?

Раскрасьте  картинку. (дети под музыку Чайковского «Октябрь» раскрашивают картинку)

Итог занятия:

- О каком месяце мы сегодня разговаривали?

- Почему октябрь называют «листопадом»?

- Какая погода в октябре?

Нарисовать рисунок «Золотая осень»

http://detsadmickeymouse.ru/load/razvivajushhie_zanjatija_v_detskom_sadu/znakomstvo_s_okruzhajushhimi/osennie_mesjacy_oktjabr/9-1-0-210 - рисунок листопада

http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-yekologi-osen-zolotaja.html - пальчиковая  гимнастика, часть конспекта

http://mamaspuzzles.com.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=669:2011-09-17-14-08-16&catid=138:12-24-&Itemid=153 – часть конспекта

Занятие 5. Осень. Октябрь 2

Цель: закреплять понятие о природе в целом, живой и не живой; продолжить формирование представлений о сезонных явлениях природы; развивать речь, мышление, память.

Оборудование: презентация

Ход занятия:

Сообщение темы урока.

Сл. 2. Отгадайте загадку:

Шумит он в поле и в саду,

А вдом не попадёт.

 И никуда  я не иду,

Покуда он идёт?  (дождь)

- В какое время бывает дождь?

- чем летний дождь отличается от осеннего?

- Сегодня мы продолжим изучать изменения в октябре. Октябрь какой по счёту месяц осени? А какой первый месяц осени? Что делют в сентябре звери?

Сл. 3. В октябре звери продолжают готовиться к зиме. В лесные кладовые пропитание на всю зиму заготавливают, норы утепляют, шубки летние на зимние меняют. Линяют. Белочка рыжую шубку меняет на серо-голубую, делает запасы, утепляет гнездо.  Ёжик  под корнями деревьев делает себе гнездо из опавших листьев, медведи в глухих лесах подыскивают себе место для берлоги, куда залягут  в спячку с началом зиммы. Насекомые: жуки, мухи. Пауки – забираются  в щелки в коре деревьев  и прячутся под листвой, зимуют в сухих пнях и корягах.   

Сл. 4  А вот как пишет Виталий Бианки про зайца. ( чтение отрывка из рассказа «Синичкин календарь. Октябрь. От слов : «А осень пришла уже в лес…. до ….побегу по ней днём – сейчас меня все увидят.»)

 Вопросы:

- кто укладывается спать на всю зиму?

- кто меняет на зуму шубку?

- кто делает запасы на зиму?

- кто зимует под листвой? в коре деревьев?

Сл. 5 Физминутка

Сл. 6 - Как мы называем птиц , которые улетают от нас? В октябре птицы продолжают улетать на юг. Улетают журавли, гуси, чайки. Почему эти птицы улетают? ( нет для них корма зимой)

Сл. 7 - А вот  воробьи, сороки, дятлы, синицы остаются зимовать в наших краях и их называют – зимующими птицами. На осень и зиму многие из птиц прилетают поближе к человеческому  жилью. Здесь и корма побольше можно раздобыть, и есть куда от ветра  и мороза спрятаться.

Сл. 8 а вот снегири к нам прилетают на зиму.

- назовите перелётных и зимующих птиц.

Итог занятия:

- что нового вы сегодня узнали? Как звери готовятся к зиме? Каких птиц называют перелётными, зимующими? Как люди должны заботиться о зимующих птицах?

Нарисовать зимующих птиц.

Занятие 6. Осень. Октябрь 3

Цель: закрепить знания о сезонных изменениях в октябре; воспитывать трудолюбие, развивать речь

Оборудование: презентация.

 Ход занятия:

- сообщение темы

Сл. 2. Отгадайте загадки:

  1. Найдешь её в своём дворе,
    Она на радость детворе.
    Ты обижать её не смей!
    Эта птичка - ...   (воробей)
  2. Всё время стучит,
    Деревья долбит.
    Но их не калечит,
    А только лечит.   (Дятел)
  3. Спинкою зеленовата,
    Животиком желтовата,
    Чёрненькая шапочка,
    И полоска шарфика. (синица)

- Какие птицы – зимующие или перелётные? Почему они так называются?

- Как в октябре звери готовяятся к зиме?

Сл. 3 Ребята, чем занимаются в октябре люди? Люди собирают оставшийся урожай с полей и огородов. Хозяйки в октябре рубят и заквашивают капусту. А в народе говорят: «Сентябрь пропах яблоками, а октябрь – капустой».

Сл. 4 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ЗАСОЛКА КАПУСТЫ»

Мы капусту рубим,

Мы капусту трем,

Мы капусту солим,

Мы капусту жмем.

Уф, устали!

(Дети сопровождают текст движениями.)

Сл. 5 Ещё в октябре по лесам бродят грибники, ищут поздние нрибы – грузди, опята, сыроежки.  Так же в октябре в деревнях  чинили избы, чтобы холода не проникали в дом. Все щелочки замазывали.

- Чем занимаются люди в октябре?

Итог занятия:

- Мы закончили с вами изучать месяц октябрь. Давайте подведём итог, что вы запомнили.

- Назовите первый месяц осени. Второй месяц осени.

- Почему октябрь называют «листопадником»?

- Как выглядят деревья в октябре?

- Как звери готовятся в зиме?

-  Какие птицы называются перелётными? Назовите их.

- Какие птицы называются зимующими? Назовите их.

- Чем занимаются люди в октябре?

Занятие 7. Осень. Ноябрь 1

Цель: закрепить знания о сезонных изменениях в ноябре; Систематизировать знания детей об осенних месяцах; воспитывать трудолюбие, развивать речь

Оборудование: презентация.

Ход занятия:

Сл. 1 Здравствуйте, ребята. Какой месяц сейчас идёт? Сегодня мы поговорим, что происходит в природе в ноябре.

Сл. 2  А, знаете ли вы, что давным-давно, в старинные времена, на Руси год представляли в виде колеса, медленно совершающего движение по Солнцу? Отсюда и название КРУГЛЫЙ ГОД.

Круглый год разделен на четыре части.
                                         - Что обозначают эти четыре части? (зима, лето, весна и осень)

У каждого времени года есть три месяца:
                                            - А как называются первые два месяца  Осени?  (сентябрь, октябрь)

Сл. 3 Сентябрь – это первый месяц осени, начало осени . Это время называют ранняя осень. Сентябрь - месяц ещё тёплый. Особенно в начале месяца. В это время паучки начинают летать на своих паутинках, а днём бывает даже жарко, как летом. Это время ещё называют бабьим летом. Но уже чувствуется по утрам и вечерам приближение холодов.

В старину Сентябрь называли  - рябинник, хмурень, листопадник.      

                         - Как вы думаете , почему сентябрь называют рябинником? ( в сентябре , с наступлением мороза, поспевает рябина)

                        - А почему сентябрь хмурень? ( небо чаще хмурится)

                        - А листопадник? (начинается листопад)

Сл. 4. Какие изменения в природе мы можем увидеть в это время? (животные делают себе запасы на зиму)

Сл. 5. Чем занимаются люди в сентябре?

Сл. 6. Второй месяц осени октябрь в народном календаре называется  листобой, мокрохвост, грязник.

-Как вы думаете, почему?      

 Сл. 7. Что же происходит в природе в октябре? (Начинают лить холодные дожди, дуют холодные ветры, небо становится хмурым, туманы становятся густыми и продолжительными, листья на деревьях меняют свой цвет, начинают опадать, трава совсем засыхает, отцветают цветы, вода в реке становится очень холодной, солнце греет очень мало,  люди одеваются теплее, убирают в поле и в саду последний урожай)

Сл. 8.  Что происходит с животными? (они меняют свои шубки с летних на зимние,  пропадают насекомые, начинают улетать первые перелётные птицы.)

Сл. 9 давайте поиграем в игру перелётные птицы, проверим, каких перелётных птиц вы знаете.

Игра «Перелётные птицы»

Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал – хлопать в ладоши. Обязательно спрашиваем ребенка, что неправильно. Уточняем:
"А муха - это кто?"

Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Мухи и стрижи... 

Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Аисты, вороны, 
Галки, макароны.,

Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Чибисы, чижи, 
Сойки и ужи.


Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Утки, гуси, совы, 
Ласточки, коровы. 

Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Палки и стрижи, 
Бабочки, чижи, 
Аисты, кукушки, 
даже совы-сплюшки, 
лебеди и утки - 
и спасибо шутки.

Это время называют средняя осень. Или золотая осень. Как вы думаете, почему так говорят (начинается листопад, с деревьев опадают листочки) А почему насекомые начинают пропадать (большинство насекомых питаются нектаром с цветов, а цветы уже отцвели, становится очень холодно и сыро) Почему птицы начинают улетать? (становится холоднее, пропадают насекомые, и те птицы, которые питаются насекомыми улетают в тёплые края икать себе пропитание и тепло)

Третий месяц осени – ноябрь. Повторите все  - дети повторяют название третьего осеннего месяца.

Сейчас немного отдохнём

Сл. 10. Физминутка.

Сл. 11. А ноябрь называли  - подзимник, грудень, ворота зимы. Почему , как вы думаете?

Что же происходит в природе в ноябре? (опадают последние листья с деревьев, солнышко показывается очень мало, дожди продолжительные, иногда падают снежинки, становится заметно холоднее, по утрам вместо росы  бывает иней, по ночам бывают первые заморозки, на лужицах появляется первый лёд, последние перелётные птицы собираются в стаи и отправляются в тёплые края, звери готовятся к зиме, некоторые уже прячутся в норки, некоторые меняют шубку, люди вспахивают поля, засевают озимые)

Сл. 12. Улетели перелетные птицы в теплые края. Зато в ноябре прилетают в лес клесты. Снегири, синицы, щеглы прилетают в сады, клюют почки на кустарниках. В ноябре издавна отмечали люди «синичкин день»: вешали за окно кусочек сала, мастерили кормушки и развешивали их возле домов на деревьях, сыпали птицам зернышки и хлебные крошки.

Это время называется поздняя осень.

Вопросы и задания:

- Какие птицы прилетают в ноябре? Чем они питаются?

- Как отмечают «синичкин день»?

Релаксация: Нариосвать снегиря или синицу.

http://mamaspuzzles.com.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=669:2011-09-17-14-08-16&catid=138:12-24-&Itemid=153 – инф. о ноябре

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/03/27/integrirovannoe-zanyatie-na-temu-osen-dlya-detey-starshego-doshkolnogo - игра «Перелётные птицы»; осенние месяцы – сентябрь, октябрь

Занятие 7. Осень. Ноябрь 2

Цель: закрепить знания о сезонных изменениях в ноябре; Систематизировать знания детей об осенних месяцах; воспитывать трудолюбие, развивать речь

Оборудование: презентация.

Ход занятия:

Сл. 1 Здравствуйте ребята. Мы продолжаем изучать осенние месяцы. Назовите 1,2,3,  месяц осени. (ответы детей). Что происходит в сентябре? В октябре?

- отгадайте загадки :

Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовёт к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да!
(Ноябрь)

***
Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Что за месяц, подскажи?
(Ноябрь)

Молодцы, это всё происходит в ноябре. (ответы детей).

Сл. 2. Пышный пестрый ковер листьев, устилавший землю, потемнел и поблек. Черными стали лесные тропинки в опустевшем лесу. Недаром зовут ноябрь в народе «чернотропом». Часто идут холодные долгие дожди со снегом. Тихо и пустынно в лесу. Не слышно звонких птичьих голосов. Попрятались в норы и дупла лесные обитатели.

Сл. 3.Какие животные ложаться в спячку? (ответы детей)

Сл. 4 Физминутка.

Сл. 5-7. А что делают в ноябре люди? Осенние работы закончились. Опустели поля и сады. Собраны в закрома овощи, фрукты, грибы, ягоды, орехи. В старину в деревнях в ноябре готовили дома к зиме, утепляли, ремонтировали. Коров, овец, коз и лошадей размещали в зимних стойлах. Собирались на посиделки — пели русские песни, пили чай из самоваров, а женщины пряли, ткали, шили, вышивали. А долгими вечерами при свете лучины рассказывали бабушки внукам сказки.

Вопросы и задания
- Какие занятия у людей в ноябре?


Отгадать загадки:


Конь стальной,
Хвост льняной.
(Иголка с ниткой)

Два конца, два кольца,
Посредине гвоздик.(Ножницы)

Он пыхтит, как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится
— Пригласит чайку напиться. (Самовар)

Закрепление: что сегодня мы изучали? Что же происходит в природе в ноябре? (опадают последние листья с деревьев, солнышко показывается очень мало, дожди продолжительные, иногда падают снежинки, становится заметно холоднее, по утрам вместо росы бывает иней, по ночам бывают первые заморозки, на лужицах появляется первый лёд, последние перелётные птицы собираются в стаи и отправляются в тёплые края, звери готовятся к зиме, некоторые уже прячутся в норки, некоторые меняют шубку, люди вспахивают поля, засевают озимые)

Это время называется поздняя осень.

http://www.razvitierebenka.com/2012/09/osennie-mesatsi-november.html#.U_Q1P5PWGHI – загадки

картинки - интернет


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Осень. Сентябрь. Цикл занятий для первоклассников «Живая ветка»

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Осень. Сентябрь Цикл занятий «Живая ветка» занятие 2

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Осень. Сентябрь. Цикл занятий для первоклассников. Перелётные птицы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Я обижаюсь". Из цикла занятий по формированию коммуникативных навыков.

Занятие "Я обижаюсь". Из цикла занятий по формированию коммуникативных навыков. На занятии используется музыка: возбуждающая (для того, чтобы детям легче было войти в состояние прошлых обид, ...

Занятие «Путешествие по стране «Хорео - Графия»» из цикла занятий по истории хореографического искусства (программа «Мир танца»).

 Занятие построено в форме путешествия с использованием  ИКТ. Применение указанных технологий в дополнительном образовании  существенно облегчает процесс преподавания учебного ма...

Конспект интегрированного занятия по ИЗО "Ветка черемухи"

Знакомство с нетрадиционными техниками рисования. (Рисование ниточкой)...

Открытое занятие "Изготовление еловой ветки"

В конспекте дано описание открытого занятия по декоративно-прикладному творчеству, объединения "Волшебное зеркало природы", в ходе которого, изготавливается еловая новогодняя ветка из овса, путем мног...

Конспект занятия по квиллингу "Ветка боярышника"

Закрепление понятия «тугой ролл» в технике квиллинг при выполнении композиции «Ветка боярышника»....

Методическая разработка цикла занятий по курсу ОДНКНР (Раздел I «Россия – наш общий дом») Занятие 1. Тема «Истоки родной культуры» Занятие 2. Тема «Материальная культура» Занятие 3. Тема «Духовная культура»

В методической разработке представленные уроки входят в первый тематический блок «Россия – наш общий дом». Данный цикл занятий связан с понятием «культура».Так на п...

Коррекционно- развиающее занятие "Части растений (ветка, лист, корень, стебель, ствол)."

Для обучающихся по АООП (вариант 2) Цель занятия: формирование представлений о строении растений (дерево)...