Индивидуальные стили познавательной активности
статья на тему

Данная статья была написана в рамках курса повышения квалификации "Индивидуальные стили познавательной активности учащихся". Будет полезна для практикующих учителей и классных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bordachyova_es.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности диагностики индивидуального стиля познавательной деятельности в пятом классе

Бордачёва Е.С., учитель русского языка и литературы, муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 10, городской округ Жуковский

В этом году я начала работать как учитель русского языка и литературы в общеобразовательной школе. После того, как первый в моей педагогической практике урок был завершен, в голове у меня был всего один вопрос: «Они такие разные! Как обучать их в одном классе?».

В современной школе  большое значение приобретает гуманизация образования, основная цель которой - индивидуальное развитие каждого ребенка, то есть – уникальное образование. Такого рода образование подразумевает учет физических, психических и социальных особенностей каждого ребенка. В связи с этим возникает необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся, целостного подхода к ученику.

Традиционная школа, как правило, ориентируется на среднего ученика и не акцентирует внимание на индивидуальных особенностях. Однако талант берет свое начало именно из индивидуальности.  

Процесс обучения каждого школьника может быть только индивидуальным и по темпам, и по глубине усвоения знаний, и по мотивации, то есть изначально основан на дифференцированном подходе к его стимулированию.

Целью преподавания курса русского языка в школе является обучение языку и развитие речи учащихся, формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций. 

        Наиболее полную трактовку индивидуализации обучения  дала  Инге  Унт. Ученая понимает её как учет  в  учебном  процессе  индивидуальных  особенностей

учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие  особенности и в какой мере учитываются. В таком случае под стилем мы понимает характер, способ усвоения информации в учебном процессе, то есть в познавательной деятельности.

На этой основе, с целью обеспечения восприятия полученной информации учениками с разными познавательными стилями, необходимо представить деятельность с учетом всех, по возможности, каналов восприятия. Реализация этих условий предполагает знание учителем индивидуального познавательного стиля каждого ученика.

Для определения стиля познавательной активности и преобладающей познавательной деятельности была проведена диагностика учащихся 5-х классов общеобразовательной школы г.о. Жуковский. Выбор детей такого возраста обусловлен рядом факторов. Во - первых, 5 класс – сложный, переходный период для учащихся. На этом этапе зачастую возникают учебные трудности. Они связаны с переходом к новой системе обучения, в которой несколько учителей с различными требованиями сменяют одного педагога. Это во многом объясняет снижение академической успеваемости учащихся по сравнению с начальной школой. Кроме того, ребенку приходится подстраиваться к стилю преподавания каждого учителя. Зачастую учителя среднего звена не имеют достаточной информации об индивидуальных особенностях каждого ученика, его стиле познавательной деятельности. Необходимость данной диагностики очевидна.  

Кроме того, учащиеся данной возрастной группы (11-12 лет) претерпевают существенные изменения познавательной активности в процессе формирования и взросления. Л.М. Фридман в своей книге «Психология воспитания. Книга для тех, кто любит детей» говорит о том, что в этом возрасте наблюдается снижение активности ребенка в качестве исследователя. Задача учителя в этот период – поддержать и развить желание школьника узнавать новое. Однако создание ситуации успеха невозможно без знания тех каналов поступления информации, стиля мышления и способа действия, которые свойственны данному конкретному ребенку. Диагностика была нацелена на выявление  индивидуальных особенностей.

Диагностика была проведена в 5 классе СОШ № 10 с углубленным изучением отдельных предметов г.о. Жуковский. В ней приняли участие 23 ученика. Возраст учащихся – 11-12 лет.

В рамках диагностирования учащимся были предложены несколько тестов, направленных на комплексный анализ познавательных особенностей. Одним из первых учащимся был предложен тест – «Расписание моей мечты» (ребятам нужно было составить школьное расписание в соответствии с их предпочтениями). Выбор данного теста как начального в рамках диагностики был не случаен. Процесс диагностики не должен ассоциироваться у детей с научным экспериментом. Состояние ребенка влияет на результаты, именно поэтому на первый взгляд несерьезный тест создает благоприятную атмосферу для диагностики. Однако составление подобного расписания способствует выявлению направленности познавательной деятельности.

С помощью данного теста можно четко выделить группы учащихся, отдающих предпочтение гуманитарным дисциплинам, дисциплинам художественного цикла и другие. Если анализировать результаты анкетирования конкретного класса, то можно с уверенность сказать, что большинство детей склонны к творческой деятельности и усвоению информации через непосредственные действия (преобладание в расписании таких предметов, как технология, изобразительное искусство, музыка, литература).

Очевидно, что на учащихся при составлении расписания влияет и личность учителя, и успешность в рамках конкретного предмета. Однако игнорировать доминирование предметов определенного цикла в расписании нельзя.

Кроме того, в рамках диагностики учащимся 5-го класса была предложена анкета «Познавательная деятельность ученика». Учащимся предлагалось ответить на 7 вопросов, направленных на выявление основных особенностей познавательной деятельности. Вопросы были следующего характера:

  • часто ли вы задаете учителю дополнительные вопросы на уроке?
  • о чем вы просите учителя на уроке в процессе изучения материала?
  • какие формы работы в классе вам особенно нравятся?
  • что вас более всего привлекает в школе?

Анализ результатов анкетирования показал, что 9 из 23 учащихся почти никогда не задают учителю вопросы. Более трети класса! При том что только 6 человек на тот же вопрос ответили «часто». Можно сделать вывод о том, что только малая часть учащихся может анализировать и выделять главное посредством вопросов. 17 учеников задают вопросы для выявления причинно – следственных связей и расширения содержания изложенного материала, что говорит о склонности класса к творческой деятельности.

Именно потребности класса должны быть решающими при выборе вида деятельности на уроке. Так, более половины респондентов (17 из 23) другим видам деятельности предпочли именно коллективный поиск решения. При этом важно, что опрошенные школьники как фактор, привлекающий их в школе, на первое место ставили ни получение отметок или даже общение с товарищами (что, начиная с 11-12 лет, зачастую выходит на первое место), а именно узнавание нового и сам процесс обучения. Это говорит о высокой мотивации к познавательной деятельности, желании учиться. Становится очевидной необходимость поддержания и развития в учащихся высокой мотивации в обучении. Как это сделать? Знание учителем особенностей каждого ребенка, учет их при обучении – вот ключ к успеху.

Естественно, что в процессе обучения учащиеся сталкиваются с рядом трудностей в отдельных предметах. Это обусловлено не только особенностями самой дисциплины, но и стилем преподавания. Это во многом объясняет неуспех одних учащихся и успешность других. Никто не отменяет других важных факторов (физических, психологических и иных). Однако нам кажется, что стиль преподавания учителя имеет огромное влияние на уровень усвоения знаний. Именно этим можно объяснить ответы некоторых учеников на вопрос: «Что самое трудное для Вас при изучении материала и почему». Практически у всех учащихся в ответах на данный вопрос было указание конкретного предмета. Например, один из учеников ответил, что причиной его неуспехов в изучении истории является то, «что всё быстро говорят». Также прозвучали такие ответы: «потому что я не успеваю записывать», «тяжело заучивать», «родители говорят, что я невнимательная». Самым частым ответом было то, что трудно понимать отдельные темы. Однако мы понимаем, что школьная программа общеобразовательной школы рассчитана на среднего ученика и может быть им успешно усвоена.

Некоторые развернутые ответы на вопросы и тестовые  задания могут противоречить друг другу. Однако результаты анализа анкет класса показали, что большинство учеников достаточно пассивны на уроке. Их вопросы в основном связаны с необходимостью повторить изложенное, но не являются отражением способности к анализу и синтезу. Класс продуктивно работает при коллективном обсуждении вопросов. Но при такой форме работы 25 % пятиклассников попадают в группу риска, так как предпочтительным для них является диалог с учителем. При этом достаточно высок общий уровень мотивации к обучению (около 80% опрошенных ставят на первое место именно узнавание нового в школе).

Анализ анкет дает возможность выявить основные особенности познавательной деятельности. Однако основной и конечной целью для нас было выявление индивидуального стиля познавательной деятельности ученика. Именно поэтому итоговым этапом в рамках диагностики 5-го класса был тест «Стили познавательной деятельности ученика».

Данный тест содержит пять заданий с выбором ответа. Сразу оговоримся, что в тесте нет правильного или неверного ответа. Ученик может выбрать и несколько пунктов. Предоставление такой свободы связано с созданием благоприятной обстановки для диагностики, о чем говорилось ранее. Тест направлен на определение конкретного стиля познавательной деятельности ученика и учащихся в целом. Кроме того, данный тест предполагает определение предпочтительных стилей самого учителя. Очевидно, что возможно несоответствие между стилем учителя и учащегося. Учащиеся, чей стиль в обучении не соответствует стилю преподавания учителя или усредненному стилю класса, попадает в группу риска. Подобные дети могут быть не поняты и не услышаны учителем. Именно поэтому нам представляется важным обучение учащихся в соответствии с их потребностями и индивидуальными особенностями.

Результаты теста были проанализированы, на их основе составлена карта стилей учащихся. Карта стилей позволяет определить усредненный стиль познавательной деятельности класса, а также выявить учащихся группы риска, о которых говорилось выше.

        Анализ анкетного исследования по стилям познавательной деятельности класса отображает стиль мышления (синтетический и аналитический), каналы поступления информации (визуальный, аудиальный и кинестетический) и способ действия (импульсивный и рефлексивный.

        Диагностика учителя показала, что он синтетик, визуал, кинестет, рефлексивно – импульсивный. Преобладающий стиль познавательной деятельности: синтетический, визуальный, кинестетический, рефлексивный. Это означает, что стиль познавательной деятельности большинства учеников практически совпадает со стилем учителя (за исключением способа действия). Вот и ответ на вопрос, почему большая часть детей на вопросы учителя, ожидающего быстрые ответы, затрудняется их дать. Это также объясняет и то, что только  25 % учащихся задают вопросы на уроке. Многим из учеников недостаточно времени для того, чтобы обдумать услышанное, сформулировать вопрос и задать его учителю.

        Доминирующий в классе стиль мышления – синтетический, что демонстрирует склонность детей к гуманитарным наукам. Диагностируемый класс является смешанным. В него вошли ученики, не выбравшие в 4-м классе математический профиль в обучении. Если, к примеру, провести схожее исследование в параллельном классе, станет очевидным, что в нем будет преобладать аналитический стиль мышления.

        Наблюдение за учащимися во время уроков русского языка и литературы показало, что наиболее эффективным приемом при объяснении нового материала является визуализация объясняемого. Современные технологии не ограничивают учителя в выборе средств: презентации, демонстрация учебных фильмов, разного рода таблицы и раздаточный материал. Учет того, что большинство детей по каналам поступления информации визуалы и кинестеты, дает возможность учителю, учитывая индивидуальные особенности учеников и всего класса в целом, влиять на качество усвоения знаний учащимися по учебным предметам.

        Однако следует учитывать и преобладание в классе рефлексивных детей. От класса не стоит ждать быстрых ответов. Но неправильным будет полагать, что рефлексивный способ действия является отрицательным свойством личности. Напротив, опытный учитель должен использовать это в учебных целях. Такие дети могут совершать содержательный анализ полученной информации, критически ее рассматривать, осуществлять контроль за логикой своих действий, стремиться к доказательности и осознанности своей позиции. При этом среди рефлексивных детей, доминирующих в классе, учитель с легкостью узнает импульсивного ребенка. Именно дети с импульсивным способом действия познают мир методом «проб и ошибок». Поэтому диагностика психических особенностей учащихся позволяет учителю выстраивать собственную методику, основывающуюся на осознании ребенка как индивидуальности, личности, нуждающейся в том, чтобы быть понятой.

        Следует также отметить, что из 23 учащихся 5 попадают в группу риска. Это те ученики, чей стиль познавательной деятельности не совпадает с доминирующим в классе стилем и стилем учителя. Одни из них с аналитическим стилем мышления, но каналы поступления информации схожи с доминирующими каналами класса. Другие лучше воспринимают информацию на слух. Для них визуализация отходит на второй план. При выборе методики преподнесения нового материала, развития умений и навыков учитель не может ориентироваться только на большинство. Задача учителя – выбирать виды работы и учебные средства таким образом, чтобы задействовать в активную деятельность весь класс. Эта задача сложная, требует тщательной подготовки учителя к уроку, последовательно выстраиваемого плана учебной работы.

        Учет стилей и знание предпочтительных стилей самого учителя позволяет получить более высокое качество обучения каждого ученика. Кроме того, нам представляются важными не только глубина знаний, но и психологическое состояние школьника на уроке и в школе. Ведь большую часть времени они проводят именно в учебном заведении.

        Следует оговорить, что знание учителем того, что учащийся, например, аудиал, не отменяет развитие у него визуального канала восприятия учебной и иной информации. Таким образом, грамотно продуманная методика обучения не только учитывает индивидуальные познавательные особенности детей, но и способствует развитию тех каналов, способов действия, которые выражены менее ярко.

        В рамках данной диагностики были выявлены индивидуальный стиль познавательной деятельности каждого учащегося и учителя, а также доминирующий стиль класса и тех учащихся, кто, в связи с несоответствием стиля деятельности большинству, попадает в группу риска.

        Знание учителем индивидуальных особенностей познавательной деятельности класса, в котором он работает, способствует созданию благоприятных психологических условий на уроке, повышению уровня качества знаний, помощи в осознании и принятии учеником себя как личности со своими особенностями, которые понимает  и принимает учитель.

        После проведения диагностики я смотрю на класса как на своеобразный пазл. Его части отличаются друг от друга, только правильно выбрав нужное место для фрагмента, можно создать единый рисунок. Так и работа с детьми. Понимание и принятие ребенка как индивидуальности, личности со своими особенностями позволяет не только повысить качество знаний, что важно для учителя, но и способствует развитию творческих способностей каждого ученика, реализации его в жизни.

Список литературы:

1.Левина И.И., Иванова Г.В. Индивидуальные особенности школьников. (Диагностический комплекс.)/Под общ. ред. Н.У. Безручко. – М.: Компания Спутник+, 2008.

2. Левина И.И., Сушкова Ф.Б. Общеинтеллектуальные умения старшеклассников. – М., 2004.

3. Фридман Л.М.  Психология воспитания: Кн. для всех, кто любит детей. – М.: Творч. центр Сфера, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности на индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи.

Одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является повышение познавательной и творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся, развитие которы...

Факторы индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности

Презентация к выступлению на м/о и педагогическом совете...

Индивидуальные стили познавательной активности учащихся в 5 классе

В современной школе  большое значение приобретает гуманизация образования, основная цель которой - индивидуальное развитие каждого ребенка, то есть – уникальное образование. Такого рода обр...

«Развитие индивидуальности и познавательной активности обучающихся через различные формы работы на уроках и внеурочной деятельности»

     Для ребёнка с ОВЗ школа является одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни. Поэтому в представлении детей о своём будущем ш...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ

АННОТАЦИЯВ последнее время, в связи с изменением парадигмы образования (замена объектно-субъектной парадигмы на субъектно-субъектную) всё чаще стали употреблять понятие индивидуального стиля познавате...

«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии через использование технологии индивидуального стиля учебной деятельности»

                     Известно, что далеко не все учащиеся, даже те, которых мы называем « успешными», выполняют те или иные фо...