Учимся понимать друг друга.
план-конспект занятия на тему

Авраменко Наталья Викторовна

Интегрированное занятие по познавательному развитию и развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_ponimat_drug_druga.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Д/с №76 комбинированного вида»

Интегрированное занятие

«Учимся понимать друг друга»

По познавательному развитию и развитию речи

в старшей группе

Подготовила и провела

Авраменко Н.В.

Саранск 2014

Программное содержание:

  • Расширять знания детей о правах человека;
  • Познакомить с понятиями физическая и эмоциональная (душевная) боль, учить, при этом, различать ощущения;
  • Тренировать умение распознавать эмоциональное состояние, развивать умение изменять внутреннее состояние ребенка, освобождать сознание от негативных переживаний;
  • Упражнять в выражении чувств при помощи жестов, мимики, речи;
  • Воспитывать чувство сострадания к больным и физически нездоровым людям, умение оказывать им помощь;
  • Активизировать речь детей: использовать в речи слова, выражающие чувства человека; понятия любовь, взаимовыручка, взаимопомощь, понимание, сочувствие, сострадание.

Предварительная работа: тренинг эмоций, создание книги «Права человека», знакомство с правовыми знаками; игры – упражнения «Что могут глаза», «Чей ребенок», «Собери дом», чтение художественной литературы, решение поблемных ситуаций, беседы о добре и зле, о радостном настроении, рисование рисунков и эмоций, психогимнастика.

Материал:

  • Магнитофон, записи, пиктограммы, сюжетные картинки, схемы, солнце, туча, цветы;
  • Картинки девочек, мольберт;
  • Костюм медвежонка, бинт;
  • Книга «Права ребенка»»
  • Плакат «Права ребенка»;
  • Два правовых знака, сюжетные картинки с этими знаками, тростевая кукла-собака;
  • Фотоаппарат, картинки – фото на каждого ребенка.

Методы и приемы:

словесные: объяснение слов: милосердие, физическая и душевная боль, настроение, называние слов, обозначающих чувства человека; использование художественного слова, решение проблемных ситуаций.

игровые: игра – упражнение «Какое настроение», словесная игра «Назови ласково», «Что нужно человеку», использование куклы – собаки из кукольного театра, сюрпризный момент, игровые ситуации, детская игра «Обозначь знаком».

практические: тренинг эмоций, обозначение настроения, оказание первой помои, выражение чувств руками.

наглядные: использование пиктограмм, сюжетных и предметных картинок, правовых знаков, книги «Права ребенка».

        


Воспитатель: Ребята, когда вы шли в детский сад, заметили какое сегодня утро?

Дети: Воздух чистый и свежий, солнце яркое и лучистое, небо лазурное.

Воспитатель: Да, дети, сегодня солнечный день.

А какое настроение у вас в это чудесное утро?

Дети: (ответы).

Воспитатель: Настроение – это то, на какое эмоциональное состояние мы настроены. Оно может быть радостное, когда хочется смеяться, улыбаться всем вокруг. И тогда настроение похоже на солнце (схемы).

А может настроение быть очень грустное, хмурое, на глаза сами собой, словно капельки дождя набегают слезы и похоже это настроение на дождь (показывает тучку).

А если настроение, с середины на половину спокойное. Хочется посидеть, подумать или тихо поиграть, почитать, то это настроение похоже на солнце из-за тучки (показывает схему).

А сейчас, дети, поместите каждый свой цветок в зависимости от настроения.

(Дети вставляют цветы и садятся за столы).

Воспитатель: Настроение меняется в зависимости от радостных или грустных событий. Угадайте, какое настроение на картинках и обозначьте их схемой эмоци. (Детям предлагаются карточки с изображением лиц сказочных героев в разном настроении. Дети обозначают его пиктограммами).

Воспитатель: Молодцы, дети, все правильно. Да, у людей бывает разное настроение. Хотите, что бы у всех людей, которые вас окружают, было радостное настроение?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Почему, вы этого хотите.

Дети: (ответы).

Воспитатель: Но все зависит от нас самих. Есть несколько правил, которые нам помогут.

  • Старайтесь сами быть доброжелательными к людям;
  • Будь всегда веселым, не плачь по пустякам, не капризничай;
  • Не ссорься, старайся помогать друзьям, уступай;
  • Не причиняй боли и обиды другим, тебе ответят тем же.

А бывает ведь, что и мы ссоримся? Не правда ли?

Дети: Да, ссоримся

Воспитатель: А что испытывают те люди, которые ссорятся?

Дети: Обиду, огорчение, боль, унижение.

Воспитатель: А можно, дети, прожить без ссор?

Дети: Да, можно.

Воспитатель: Конечно же, можно, только что для этого нужно?

Дети: Делиться игрушками, уступать друг другу в игре, соблюдать правила игры, уважать мнение и желание друга, не обижаться, не жаловаться, уметь прощать.

Воспитатель: Да, дети, вы сказали все верно. От того, какой человек, добрый или злой, видно по его отношению к людям. Поэтому нужно быть добрым. А сейчас давайте поиграем в игру «Собери лицо» (проводится игра «Собери лицо сказочного героя»).

Воспитатель: Дети, а я хочу вас познакомить с двумя девочками – подругами Таней и Катей (показывает на мольберте двух девочек).

Посмотрите на выражение их лиц. Как вы думаете, что случилось?

Дети: (ответы).

Воспитатель: Да, дети, девочки поссорились. Давайте послушаем их.

Поссорились:

1. Мы поссорились с подругой

И расселились по углам

Очень скучно друг без друга

Помириться нужно нам.

2. Я ее не обижала

Только мишку подержала

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»

Воспитатель: Подумайте и скажите из-за чего поссорились девочки?

Дети: Из-за игрушки.

Воспитатель: А как могут помириться девочки?

Дети: Дать поиграть мишку, поделиться игрушкой, пожалеть друг друга, прощение попросить.

Воспитатель: А вот, что сказала Таня:

Дам ей мишку, извинюсь

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!»

(Воспитатель меняет лица девочек на веселое).

Воспитатель: Вот и помирились Катя с Таней. И всем стало хорошо. (Стук в дверь).

Входит больной медвежонок.

Поздоровались.

Воспитатель: Медвежонок прыгал по дорожке и о камешек поранил ножку.

- «ой, ой, ой» - заплакал медвежонок.

Как же голосок его стал тонок. Он листочек к ране приложил. И к нам в детский сад, ребята, заспешил.

Воспитатель: Дети, медвежонку больно, как мы можем помочь ему?

Дети: Перевязать лапку, намазать рану йодом, зеленкой, промыть; отвести к медсестре, врачу.

Воспитатель: Дети, давайте поможем медвежонку. Кто из вас хочет ему перевязать лапу? (Ребенок оказывает первую помщь).

Воспитатель: Дети. Что почувствовал медвежонок, когда поранил лапку?

Дети: Боль!

Воспитатель: Дети, боль бывает разная: физическая и душевная. Медвежонок испытал только физическую боль, а мы ему помогли.

А как вы думаете, что еще мы для него можем сделать, что бы скорее зажило?

Дети: Пожалеть, приласкать, обнять, сказать добрые слова.

Воспитатель: Давайте, дети, утешим нашего гостя.

Дети: Потерпи. Все будет хорошо! Не падай духом! Все пройдет! Возьми себя в руки!

Медвежонок: Все прошло и зажило, хочется плясать.

Воспитатель: Вот как быстро зажило у медвежонка. Он запрыгал от радости, что боль прошла. Потанцуйте с ним.

Физминутка. Танцы детей.

Воспитатель: (Показывает плакат).

Дети у каждого человека, который болеет, есть право на первостепенную заботу и помощь. Посмотрите на этот знак. Вот что он означает.

Мы поместим его в нашу книгу. (Включается музыка).

Воспитатель: Ведь есть люди, которые болеют так, что им необходима помощь других. Это люди, которые не видят и не слышат. Инвалиды – люди, у которых нет ноги или руки, они лишены возможности передвигаться и что – то делать руками без помощи других. И все должны приходить на помощь таким людям проявляя милосердие.

Милосердие – это готовность помочь кому – нибудь или простить из сострадания и человеколюбия. Только добрые люди способны сопереживать, сочувствовать и помогать.

(Воспитатель показывает куклу – щенка).

Воспитатель: У него грустные глаза. Этот четвероногий друг тоже нуждается в нашей помощи. Вот послушайте:

Меня с утра до вечера

Ругали все вокруг:

«Уйди отсюда, глупый!

Ты больше нам не друг!»

И есть мне не давали

И кто-то пнул ногой,

Но я ведь не мешался, -

И не такой уж я плохой!

                    (В. Азбукин).

Воспитатель: Дети, что чувствовал пес, когда его обзывали, пинали, ругали, прогоняли.

Дети: Боль и обиду.

Воспитатель: А как вы считаете, это физическая или душевная боль?

Дети: Это физическая и душевная боль.

Воспитатель: Душевную боль испытывают и люди, и животные, когда их ругают, дразнят, когда сердито кричат. А когда еще и бьют, то вдвойне больнее. Я часто слышу, как вы обзываете друг друга – это очень больно и обидно. Давайте назовем собаку ласково, что бы он обиду забыл.

Дети: Друг, собачка, песик, дружок, любимый, хороший, ласковый.

Воспитатель: А еще мы можем нарисовать ему друга.

(Дети рисуют по точкам собаку).

Воспитатель: Вот сколько друзей стало у нашего щенка.

Никто не имеет право унижать, обижать, обзывать другого человека. Вот еще один правовой знак (показывает и вешает).

Это право защиты от физического и психического насилия.

Воспитатель: Мы, дети, познакомились с двумя новыми правовыми знаками. На столах у вас картинки, я буду показывать и называть знак, а вы покажете картинку (игра «Обозначь знаком»).

Воспитатель: Вот видите как по – разному можно выражать свои чувства: С помощью слов, мимики, а еще с помощью рук, жестов. Наши руки тоже могут говорить. По прикосновению рук можно догадаться, что хочет другой человек.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай, что сказали руки».

(Дети встают парами и руками выражают свои чувства – ласка, жалость, драчливость, приветствие, ухаживание.)

Воспитатель: Вот и выразили свои чувства, молодцы, дети. Старайтесь всегда общаться друг с другом вежливо, дружески. Приятно общаться с человеком, который любит людей, улыбается всем. Такой человек всегда красивый, не забывайте об этом. Что же нужно всем людям?

Дети: Любовь, взаимовыручка, понимание, утешение, дружба, доверие, взаимопомощь, уважение друг к другу.

Воспитатель: Да, дети, вы сказали все правильно.

А сейчас улыбнитесь друг другу, а я вас сфотографирую и пусть улыбки друзей останутся на память.

Воспитатель фотографирует и раздает фотографии – картинки ребятам.


Литература:

1. Антонов В.В. Изучаем права человека. М., 1997.

2. Усачев А. Приключение маленького человека. М., 1997.

3. Шабельник Е.С. Каширцева Ч.Г. Права на всякий случай. М., 1995.

4. Шабельник Е.С. Каширцева Ч.Г. Права ребена. М., 1997.

5. Шабельник Е.С. Каширцева Ч.Г. Ваши права. М., 1995.

6. Яковлев Ю. Ваши права, дети. М., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг "Учимся понимать друг друга"

Тренинг "Учимся понимать друг друга"...

Открытое занятие «Учимся понимать эмоции друг друга» для 1 класса

Цель занятия: Развитие эмпатийных чувств у детей младшего школьного возраста, понимание друг друга, развитие групповой сплоченности....

Методическая разработка урока «Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада.»

Методическая разработка урока «Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада.». Урок музыки по ФГОС НОО УМК «Школа России» проводится в начальном звене во 2 классе....

Толерантность - учимся понимать друг друга.

Цели и задачи внеклассного мероприятия:Сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества).Формировать у учащихся толерантност...

Классный час «Учимся жить, уважая друг друга»

Целью данного классного  часа  является  расширение  представления детей о правилах этикета; развитие  умения правильно оценивать себя и других; формирование  навыков...

Толерантность: учиться понимать и уважать друг друга

в данной статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема толерантного отношения к людям другой национальности, культуры, вероисповедания и другого взгляда на жизнь среди подростк...