Формирование УУД – надежный путь кардинального повышения образования
учебно-методический материал на тему

Кузнецова Елена Алексеевна

Одна из проблем современного образования - изменение мира с постоянно растущей скоростью. Знания, полученные в школе, устаревают раньше, чем ученик успевает её окончить. Кроме того, в процессах обучения и воспитания учащийся зависит от педагога, поскольку не умеет развиваться самостоятельно. Дальнейшее игнорирование этих фактов приведёт (и уже приводит) к полной неэффективности системы образования.
Единственный выход из проблемной ситуации - смена направления в приоритетах образования от получения предметных знаний, умений и навыков к личностным и метапредметным (надпредметным) универсальным учебным действиям (УУД).

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_seminar_angarsk.ppt2.34 МБ
Microsoft Office document icon doklad_region.seminar_angarsk.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование УУД – надежный путь кардинального повышения образования Е.А. Кузнецова, МОУ Белореченская СОШ

Слайд 2

Новый мир имеет новые условия и требует новых действий. Н. Рерих

Слайд 3

Цели образования XXI века: уметь жить; уметь работать; уметь жить вместе; уметь учиться.

Слайд 4

Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность, как личную черту, вселить в них радость творчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами. Ш. А. Амонашвили

Слайд 5

Что такое УУД? Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Слайд 6

Что дают универсальные учебные действия? создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками создают условия для подготовки к профессиональному выбору (ориентироваться в мире профессий, в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях) создают условия для формирования у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения .

Слайд 7

Не может быть единой педагогики для детей младшего школьного возраста и для детей, которые становятся подростками И.М. Логвинова

Слайд 9

Роль учителя в условиях современной школы Чтобы увидеть что- то новое, нужно совершить что- то новое Георг Лихтенберг

Слайд 12

Таблица №1 ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Регулятивные УД Познавательные УД Личностные УД Коммуникативные УД Коммуникативные умения — это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению. Коммуникативные умения - это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Классификация коммуникативных умений Передача информации Прием - слушать, читать, получать числовую информацию, получать графическую информацию, читать жесты и позы, читать мимику лица и моторику тела, различать интонацию Передача - говорить, писать, передавать числовую информацию, передавать графическую информацию, передавать информацию посредством жестом, передавать информацию посредством мимики и пантомимики, передавать информацию интонацией Обработка информации Поиск искать в традиционных источниках - в алфавитном каталоге, в предметном каталоге, в каталоге вторичных источников, в словарях, в энциклопедиях Искать в компьютерных источниках - в сети Интернет, в электронных книгах, в электронных каталогах, архивах, с помощью поисковых программ, в базах данных Искать в других источниках - в социуме, в радиовещании, телевещании, в аудио-, видеоисточниках Переработка - на основе анализа, на основе синтеза

Слайд 13

Таблиица №2 КОНСТРУКТОР ПРИЁМОВ, ФОРМИРУЮЩИХ УУД (МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР) Приёмы формирования личностных УД Приёмы формирования регулятивных УД Приёмы формирования познавательных УД Приёмы формирования коммуникативных УД Диалоговое взаимодействие Дискуссии Дебаты Конференция Круглый стол Ролевые игры Обсуждение актуальных жизненных ситуаций, видеосюжетов, историй; “брейн-ринги”, “мозговые штурмы”, конкурсы; Решение проблемных ситуаций; Активные и интеллектуальные игры для запоминания новых слов. Давать учащимся время на обдумывание их ответов. Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей. Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации). Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет. Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении. Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников. Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

Слайд 14

Способы повышения интереса к обучению Практическая направленность учебного материала Создание ситуации успеха Познавательная мотивация Разнообразные формы обучения Современные образовательные технологии Личностная индивидуальность учителя Оценка и отметка

Слайд 15

новые знания о мире учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент содержание материала, методы обучения, организационные формы, постановка воспитательной работы, материальная база школы, личность учителя преобразование познавательного интереса в учебный интерес Познавательная, активная мыслительная деятельность Новое и неожиданное всегда в учебном материале на фоне уже известного и знакомого Условия формирования познавательного интереса показ новейших достижений науки

Слайд 16

Одной из форм представления учебной информации с учётом принципов системно-деятельностного подхода, заложенного в стандартах второго поколения, является метод составления интеллект-карт. Способствует успешному усвоению учащимися новых знаний, формирует компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивая тем самым условия формирования универсальных учебных действий . Интеллект-карта

Слайд 20

Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого. Д.Писарев

Слайд 21

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Семинар по теме «Подходы к проектированию междисциплинарных программ»

г. Ангарск  28.02.2013

Сообщение

Одна из проблем современного образования – изменение мира с постоянно растущей скоростью. Знания, полученные в школе, устаревают раньше, чем ученик успевает её окончить. Кроме того, в процессах обучения и воспитания учащийся зависит от педагога, поскольку не умеет развиваться самостоятельно. Дальнейшее игнорирование этих фактов приведёт (и уже приводит) к полной неэффективности системы образования.

Единственный выход из проблемной ситуации – смена направления в приоритетах образования от получения предметных знаний, умений и навыков к личностным и метапредметным (надпредметным) универсальным учебным действиям (УУД).

Дидактическим предшественником этих действий ранее выступали действия на основе общеучебных умений и навыков.

          СЛАЙД   Что такое УУД?

  • субъект (учащийся) способен саморазвиваться и самосовершенствоваться, активно и сознательно присваивая новый социальный опыт;
  • субъект способен самостоятельно усваивать новые знания и умения, включая способность организовывать сам процесс добычи знаний и их усвоения;
  • субъект самостоятельно учится быть культурно идентичным, социально компетентным, толерантным.

          СЛАЙД 7

В настоящее время основная школа в России (с 5 по 9 класс) переходит на новый федеральный государственный образовательный стандарт. В его основе – создание УУД для детей этого возраста. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учётом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер подростка. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности обучающегося к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Открывая свое Я на новом уровне, подросток впервые становится субъектом не только жизнедеятельности, но и субъектом саморазвития, автором и творцом своей биографии.

 Исходя из того что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы — «учить ученика учиться в общении». Именно поэтому особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий. В программу развития универсальных учебных действий входят разные виды деятельности. Деятельность, связанная с информацией, ИКТ- компетенции, научно- исследовательская деятельность. В основной школе появляется проектная деятельность Эти виды деятельности для достижения планируемых результатов предполагают использование различных форм работы. Делается это с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и заключается в возможности объединения ребят в различные группы для разработки по интересам того или иного проекта.

ПРИМЕР Подготовка Единого классного часа  "Защитники отечества" учащимися 5б класса и родителями

          СЛАЙД 9

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что ключевой особенностью современной школы должны стать учителя чуткие, восприимчивые к интересам школьников, помочь ребятам стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми, учителя, владеющие психолого- педагогическими знаниями, являющиеся профессионалами и в других областях деятельности. У учителя должна быть позиция, профессиональная позиция. Это профессиональные вещи, которые благодаря введению стандарта начальной школы учителя начали переосмысливать. они переучиваются, у них идет творческая интересная работа

          СЛАЙД 10 Фото семинар

Формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеучебной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеучебных занятий.

         Существует различные способы повышения интереса к обучению Каждый из них реализуется с помощью конкретных приемов, которые в свою очередь помогают развитию определенных УУД.

                Сегодня учитель при подготовке к уроку должен задать себе вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ученик хотел учиться? Чтобы он ясно осознал, работая над учебным материалом, - зачем это ему нужно?» Интерес обеспечивает направленность личности на опознание целей деятельности. Рядом с интересом идет понимание. А понимание нового материала возможно тогда, когда есть основа в виде имеющихся знаний.

    Поэтому перед учеником ставится простая , понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей – неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует учитель. Повышение интереса можно достигнуть следующим приемом; который формирует коммуникативные и познавательные УУД.

                     

При переходе к новой модели образования (ФГОС) больший акцент делается на самостоятельную деятельность учащихся при рассмотрении теоретических и практических вопросов, на их умение применять полученные знания и усвоенные способы действий в различных учебных и жизненных ситуациях. Учитель при этом становится координатором и научным руководителем познавательной деятельности школьников.

Одним из способов решения вопроса перевода учащихся к самостоятельной деятельности является работа с конспектами.

Рациональными примерами конспектов являются конспекты, которые вмещаются на 1 лист: или как я дальше буду ее называть «интеллект-карта».

Метод интеллект-карт был предложен американским учёным и бизнесменом Тони. Бьюзеном. Окончив школу на двойки, он всерьез задумался над вопросом «Почему я хуже других?». Узнав, что человек использует всего 5% головного мозга, он решил «заставить свой мозг работать». Он написал 82 бестселлера на данную тему.

. По-английски он называется "mind maps". Адекватного перевода на русский язык слов "mind maps" не существует. Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" - "карты".

И в заключение хотелось бы слова Ирины Михайловны Логвиновой: качество образования, его результативность, за что школу ценят, за что она получает высокий рейтинг. если мы оцениваем это только по ГИА или ЕГЭ, то эта оценка не по стандарту, потому что в соответствии со стандартом, результаты должны быть личностными. предметными и метапредметными.»

Сегодня как никогда актуальны слова Д.Писарева: "Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-урочная система как путь к повышению качества образования

Одним из возможных  -  и, что немаловажно, реалистичных, выполнимых, – путей повышения качества образования может стать предметно-урочно-групповая, или, как её ещё называют, предметно-уровне...

Формирование общеучебных компонентов труда школьников - путь к повышению качества образования

Данный материал является выступлением на методическом объединении учителей математики по теме «ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ АСПЕКТОВ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НА КАЧЕСТВО МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИ...

Непрерывное образование современного учителя – путь к повышению профессионального и личностного роста

Статья о необходимости постоянного образования современного учителя в свете новых задач, поставленных современным обществом....

Исследовательская работа по теме " Депозит как надежный инструмент для повышения надежности"

Целью данной работы является анализ риска инфляции на депозитах: до востребования и срочных. Данное исследование поможет выстроить определённую инвестиционную стратегию поведения вкладчика....

ПУТИ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАПРАВЛЕНИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ

Здоровый ребёнок – главная задача прошлого, настоящего,  ближайшего и отдалённого будущего. В последние годы в нашем обществе все очевиднее ухудшение здоровья учащихся. В  настоящее вр...

Выступление к семинару по теме: «Персонифицированная программа – путь к повышению педагогического мастерства и качества образования»

             Развитие дополнительного образования в России перешло на новый этап. Сфера дополнительного образования детей стала одним из трёх новых напра...