Перечень семинарских занятий по основам философии для студентов техникума
учебно-методическое пособие на тему

Федоркина Наталья Алексеевна

Данная разработка рекомендованна студентам при подготовке к семинарским занятиям по основам философии. В ней предлагается перечень вопросов для обсуждения,список литературы,ключевые понятия и вопросы для самостоятельной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon filosof.seminary.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕИЕ «САРОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ  СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО  ТРУДА БОРИСА ГЛЕБОВИЧА МУЗРУКОВА

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

ПЕРЕЧЕНЬ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ  ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА

                                                                                    Н.А.Федоркина

                                                                                  преподаватель

 высшей категории

Саров

2014 г.

Семинар № 1. Философия Древнего Китая и Древней Индии: «сравнительный аспект». Философские школы Древней Греции.  (2 часа)

1. «Осевое время» К. Ясперса. Феномен возникновения философии в VII-VI вв. до н.э. в странах классического Востока (Древняя Индия и Древний Китай) и в античном мире (Древняя Греция).

2.Разложение родового общества и формирование древнегреческого полиса, города-государства. Афины и Спарта как основные типы древнегреческого полиса. Социально-экономические предпосылки появления в конце VII- начале VI века до н.э. нового типа мудрости –  философии.

3.Возникновение философии в Древней Греции как теории, раскрывающей

отношение человека к природе, к обществу, к познанию и к себе самому. Переход от   мифа к логосу и рождение философии и науки как рациональной формы мышления.

4.Ионийская философия. Первая философская школа в Древней Греции – милетская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Постановка проблемы архэ.

5. Сходство и различие в подходах к решению проблемы единства мира в мифологии (например, Гесиода) и философии (например, Анаксимандра).

 6. Пифагор и пифагорейцы. Идея порядка (числа) и  античный космос.

 7. Элейская школа. Ксенофан. Парменид (Проблема бытия и небытия). Рациональность как   характеристика бытия. Зенон Элейский: апории (парадоксы)  против движения, против    множества и против чувственного восприятия «бытия», и их методологический смысл.

 8. Гераклит и античная  диалектика. Логос.

 9. Атомизм Левкиппа-Демокрита. Бытие и небытие как  первоначала. Сущность и свойства атомов.    Учение о движении атомов.

10. Античная натурфилософия и медицина. Кротонская, сицилийская, кносская и косская школы  медицины. Учение Гиппократа. 

Обязательная литература:

      1. Введение в философию. В 2-х ч. М.: Политиздат,1989. Ч.1. Глава 3.

      2. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 2001. С.7-14.

      3. История философии. Запад – Россия – Восток (книга первая.

Философия древности и          средневековья. М.: Греко-латинский кабинет, 1995. С.3-51.

      4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.

       Т.1. Античность. С.-Пб.: Петрополис, 1994.

      5. Сорвин К.В.  Очерки из истории классической философии М.: Русская панорама, 2001.

      6. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2001. С.22-29.

      7. Телегина Н.В. Возникновение философии. //Философия – культура – медицина:

       история и теория. М.,1999.

      8. Фрагменты ранних греческих философов. В 2-х тт. Т. 1. М.: Наука, 1989.

      9.  Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М.: Мир идей 1995.

      10. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М.: Высшая школа, 2001.

Дополнительная литература:

   1.  Богомолов А.С. Диалектический логос. Становление античной диалектики. М., 1982.    Античная философия.

   2.   Боннар А. Греческая цивилизация. М.,1992.

   3. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М.: ПЕРСЭ, - СПб.:  Университетская книга, 2000. 

    4.  Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль,      1979.    

    5.  Китайская философия. Энциклопедический словарь. М.: Мысль, 1994.  

    6.  Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М.: Высшая школа, 1990.

    7.  Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М.: Ладомир,1994.

    8.  Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993.

     9.  Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. – //Лосев А.Ф. Бытие. Имя.   Космос. М.:      Мысль, 1993.

    10.  Мотрошилова  Н.В. Рождение и развитие философских  идей. М., 1991. Главы I, II.

    11. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. //Ницше Ф. Сочинения. В 2-х тт. Т.1. – М.:     Мысль, 1988.

    12.  Радхакришнан С. Индийская философия. В 2-х тт. М.: Миф,1993.

    13.  Степанянц М.Т. Восточная философия. М.: Восточная литература, 1997.

    14.  Чанышев А.Н. Начало философии. М.: Изд-во Московского университета, 1982.

    15.  Досократики. – Мн.: Харвест, 1999.

    16. Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. М.: Мысль, 2003 г.

    17. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М.: Владос, 1997.

Вопросы для  самостоятельной  работы:

     1.  Проблема генезиса философии в Древней Индии, в Древнем Китае и в Древней Греции.        В чем заключается сходство и различие возникших в конце VII- нач. VI в. до н. э.   философских традиций Востока и Запада.

     2.  Значение мифов о Прометее и Дионисе в античной культуре.

     3.  Дионисизм и аполлонизм как два начала в античной культуре, синтез которых,   согласно  Ф. Ницше, привел к появлению античного театра и античной философии.

     4.  Философские школы Древней Индии  (веданта, йога, санкхья, ньяя, вайшешика, буддизм и др.).

     5.  Философия и религия Древнего Китая (даосизм, конфуцианство, легизм, буддизм и др.).

6. Правда ли, что Ахиллес никогда не догонит черепаху, как утверждает Зенон Элейский? В чем         заключается сложность и логическая неразрешимость парадоксов Зенона Элейского?

7.  Каким образом пифагорейские представления о космосе влияли на древнегреческую медицину, культуру, религию и искусство? В чем пифагореизм и для нас сохраняет свое значение?

8.  Решение проблемы единого и многого в философии Эмпедокла и  Анаксагора.

9.  Что такое «судьба» в представлениях древних греков? Существует ли определенное сходство     «судьбы» с «логосом» Гераклита?

10. «Добро и зло – одно и то же. В самом деле, врачи всячески режущие и жгущие, требуют еще    сверх этого платы, хотя ее не заслужили, ибо они делают то же самое: благо и болезни». Как     можно истолковать этот фрагмент Гераклита в связи с основными принципами его философии?

11. Демокрит о человеке, его жизни и человеческих ценностях.

         Ключевые понятия:  бытие, декада, гармония, небытие, апория, парадокс, движение,  судьба, логос, архэ, закон, число, космос, количество, качество, атом, детерминизм, причина, противоположности, диалектика,  первоначало,  полис, эллинизм, классика, философская школа, единство и многообразие мира, космос, буддизм,  даосизм, конфуцианство.

Семинар № 2. Основные понятия немецкой классической философии - работа с философским словарем. (2 часа)

1. Культура Германии XVII века. Особенности немецкого Просвещения (Г.Э. Лессинг, Ф. Шиллер, Г. Гердер, В. Гете). Эстетические и социально-нравственные идеалы движения “Буря и натиск”, немецкого романтизма (бр. Шлегели, Ф.Гельдерлин, Новалис). Проблемы общественной природы духовной культуры.

2. И. Кант – основоположник немецкого классического идеализма. Предмет и задачи его критической философии.

3. Кант о природе априорных форм познавательной деятельности. Рациональный смысл идеи априоризма. Суть коперниканского переворота Канта в философии.

4. Этика Канта. Априоризм кантовской этики. Категорический императив Канта.. Человек как цель сама по себе.

11.Шишков И.З Кант и критицистская традиция.  //Попер К. . Все люди – философы. (3 –е изд.) - М.: УРСС, 2007. C. 45 – 84.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Чем отличается проблематика учения Канта “докритического ”и “критического” периодов?

2. Чем отличается гносеологическая позиция Канта от принципа “гносеологической робинзонады” философии Нового времени?

3. В чем заключается природа априорных форм познавательной деятельности человека? Почему именно они, согласно Канту, обеспечивают всеобщность необходимость и объективность знания?

4. Антиномии теоретического разума. Это показатель его ограниченности или наоборот его творческой природы?

5. Как Кант определяет возможный для человека путь к Богу? Как связаны вера и знание?

6. В чем смысл Кантовского заключения: “ звездное небо надо мной и моральный закон во мне”?

7. Почему Кант считает, что произведения искусства создают только гении?

8. Как вы понимаете суждение Канта: ”во всем сотворенном все, что угодно и для чего угодно может быть употреблено лишь как средство; только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе”.

9. Что имел в виду Гегель, когда говорил: «В кантовском,  фихтевском и шеллинговском  философских учениях” революция дана и выражена в форме мысли»?

10. И.Г. Фихте. Философия деятельности. Принцип тождества субъекта и объекта.

11. В. Шеллинг. От философии свободы к философии откровения. Воля как “основа мирового процесса”.

12. Философская система и диалектический метод Г.В. Гегеля. Учение об Абсолютной идее и стадиях ее саморазвития (Логика, природа, дух).

13. Путь Л. Фейербаха от гегельянства к антропологизму.

14. Концепция бытия Л. Фейербаха. Обоснование философского антропологизма.

15. Понятие “родовой” сущности человека (отношение “Я” и ”Ты”).

16. Критика религии. Понятие отчуждения. Фейербах о природе и сущности религии. Новая религия Фейербаха.

Ключевые понятия: романтизм, критический идеализм, априорные формы чувственного опыта и категории рассудка, теоретический разум,  антиномии,  явление, вещь в себе, феномен, ноумен, категорический императив, трансцендементальное единство апперцепций, агностицизм, вещь-в-себе, вещь-для-нас, трансцендентный.

                                           

                                 

Семинар № 3. Основные направления философии XX века.  (2 часа)

1. Философия всеединства В.С. Соловьева. Соборность и софийность. Оправдание добра. Смысл искусства и любви в философии В.С. Соловьева. Идея теократии и разочарование в ней. «Три разговора. Повесть об Антихристе».

2. Религиозная философия С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, Л.П. Карсавина, С.Л. Франка.

3. Философия русского космизма.  «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова: проблема смерти и победа над ней. Теория «ноосферы» В.И. Вернадского.

4. Персонализм и философия свободы Н. Бердяева. Эрос и личность. Метафизика пола В. Розанова.

5. Исторические судьбы русской философии. Социальная философия И.А. Ильина. Философия мифа и философия имени А.Ф. Лосева. Евразийство.  Теория этногенеза Л.Н. Гумилева.

Обязательная литература:

1. Введение в философию. Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Московское издательство, 2005.

2. История философии. Запад – Россия – Восток. Книга третья. М.:  Греко-латинский кабинет, 1996, С. 4-30, 132-165,190-209.

3. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х частях. Ч.2. М.,1991.

4. Канке В.А. Философия. М.,2000.С. 113-144.

5. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2001. С.157-200.

6. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х тт. Т.1,2. Л.,1991.

7. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: Наука,1995.

8. Алексеев П.В. Философы России Х1Х-ХХ столетий. Биографии, идеи, труды. М.: Академический проект, 2002.

9. Соловьев В.С. Три разговора о  войне, прогрессе и конце всемирной истории. //Соловьев В.С. Сочинения. В 2-х тт. Т.2.М.: Мысль, 1988.

10. Соловьев В.С. Философские начала цельного знания. //Соловьев В.С.  Сочинения. В 2-х тт. Т.2.М.: Мысль, 1988.

11. Соловьев В.С. Смысл любви. //Соловьев В.С. Сочинения. В 2-х тт. Т. 2.М.: Мысль, 1988;  

12. Соловьев В.С.Общий смысл искусства. //Соловьев В.С. Сочинения. В 2-х тт. Т. 2.М.: Мысль, 1988;

13. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. //Соловьев В.С. Сочинения. В 2-х тт.Т.1.М. : Мысль, 1988;

14. Блок А.М. В.С. Соловьев: «…Благо через Истину в Красоте». // Философия – культура: история и теория. М., 2000. Ч.II. С. 178-188.

Дополнительная литература:

 1. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991. С.4-10.

2. Флоренский П. Иконостас. //Философия русского религиозного искусства ХУ1-ХХ вв. Антология. М.: Прогресс, 1993. С.265-280.

3. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия серебрянного века. М.: Прогресс-Традиция, 2001.

4. Очерки истории русской философии. (А.И. Введенский, А.Ф. Лосев, Э.Л. Радлов, Г.Г. Шпет). Свердловск, 1991.

5. Франк С.Л. Крушение кумиров. //Франк С.Л. Сочинения. М.,1990. С.113-182.

6. О Великом инквизиторе. Достоевский и последующие. М.: Молодая гвардия,1991.

7. Бердяев Н.А. Эрос и личность. М.,1989.

8. Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991.

9. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. //Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука,1988. С.20-195.

10. Гумилев Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. М.,1993.

11. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.

12. Карсавин Л. Религиозно-философские сочинения. М.,1992.

13. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. //Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990. С.393-599.

14. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. – М.: Республика, 1991.

15. Розанов В.В. Уединенное. В 2-х тт. Т. 2. – М., 1990. С.7-194.

16. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. В 2-х тт. Т.1 (1 и 2 части). М.,1990.

17. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. //Шестов Л. Избранные произведения. М., 1993.

С.327-475.

18. Эрн В.Ф. Борьба за логос. //Эрн В.Ф. Сочинения. М.,1991. С. 11-296.

19. Вейнингер О. Пол и характер. М.,1992.

20. Вехи. Из глубины. М.,1991.

21. Русская идея. М.,1992.

22. Русский Эрос или философия любви в России. М.,1991.

23. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.,1989.

24. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.,1990.

  1.                       Вопросы для самостоятельной работы:

1. В чем заключается учение о Софии (софиология)  В.С.Соловьева? Какие смыслы несет в себе понятие Софии у В.С. Соловьева?

2. Почему Абсолют в философии всеединства В.Соловьева содержит два полюса? В чем заключается различие в понимании Бога между христианским православным богословием и религиозной философией В. Соловьева?

3. Чем смысл любви у В. Соловьева отличается от понимания любви у Платона?

4. В чем заключается философское основание «оправдание добра» у В.Соловьева?

5. В чем заключается современный смысл идей В. Соловьева о всеединстве мира и

Богочеловечности?

6. За что религиозные философы (С.Булгаков, Л. Карсавин) критиковали философскую систему В.Соловьева?

7. Как русские философы начала ХХ века относились к учениям З.Фрейда и О. Вейнингера?

8. Что такое «религиозный материализм» и как связано учение П.А.Флоренского о пневматосфере с учением В.И.Вернадского о ноосфере?

9. В чем смысл «русской идеи» по И.А.Ильину? Каким видит будущее русского народа    И.А.Ильин («Характер русского народа»,  «Наши задачи» и др.)?

10. В чем отличие русского коммунизма от его иных разновидностей по Н.А.Бердяеву?

11. Почему персонализм Бердяева граничит с анархизмом и даже с демонизмом (по П.Гайденко)?

12. Что такое «пассионарность» в теории этногенеза Л.Н.Гумилева и каковы причины ее появления и функционирования?

13. Какую роль сыграла в революционном процессе начала ХХ века интеллигенция в России и каким образом она сама оценивала и осознавала себя в революции, революцию в целом и ее последствия?

14. В чем видит решение проблемы смерти Н. Федоров и в чем его отличие от христианского понимания смерти и ее смысла?

15. Каковы смысл и история русского анархизма (М. Бакунин, П. Кропоткин)?

Ключевые понятия: Абсолют, всеединство, соборность, София, софийность, софиология, добро, «цельное знание», теократия, логос, любовь, искусство, антихрист, пневматосфера, ноосфера, миф, символ, имя, евразийство, пассионарность, русский космизм, смерть, бессмертие, свобода, персонализм, демонизм, анархизм, революция.

Семинар №  4.  Материя, ее всеобщие свойства и способы существования   (2 час.)

         

1. Проблема бытия в истории философии. Монистические, дуалистические и плюралистические концепции бытия.

2. Дух и материя. Материализм и идеализм.

3. Движение и развитие. Модели и законы развития. Диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Самоорганизация и системность. Прогресс как проблема.

4. Пространство и время. Проблема пространства и времени в истории философии. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени, их мировоззренческие и методологические основы. Понятие биологического и психологического пространства и времени.

5. Понятие «картина мира». Формирование научной картины мира. Квантово-релятивистская картина мира ХХ-ХХI вв. Современное представление о единстве мира. Единство биосферы, социума и космоса.

6. Проблемы современного мира. Взаимоотношение человека и техники. Философия техники: происхождение и природа техники. Теория «ноосферы» В.И.Вернадского. Компьютерные технологии и «виртуальная реальность». Экология и экологический кризис. Глобализм и системный кризис цивилизации, перспективы ее развития в ХХI веке.

Обязательная литература:

1. Введение в философию. Под ред. И.Т. Фролова. –М.: Московское издательство, 2005.

2. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х частях. М.,1991.

3. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2001. С.223-307.

4. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.

5. Лешкевич Т.Г. Философия науки. Традиции и новации. М.: Приор, 2001

6. Современная картина мира. Формирование новой парадигмы. М.: Новый век,2001.

7. Степин В.С. Философия науки: общие проблемы. М.: Гардарики, 2006.

Дополнительная литература:

1. Ахундов М.Д. Концепция пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы.

 М.: Наука, 1982.

2. Арнольд В.И. Теория катастроф. М.,1990.

3.Введение в биоэтику. М.: Прогресс-Традиция, 1998.

4. Гейзенберг Г. Шаги за горизонт. М.: Прогресс,1987.

5. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М.: Центр, 1997.

6. Девис П. Суперсила. Поиски единой теории природы. М.,1989.

7. Капра Ф. Дао физики. Исследование параллелей между современной физикой и мистицизмом Востока. СПб., 1994.

8. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение. //Вопросы

философии, 1992, № 12.

9. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2000.

10. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества. //Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М.: Республика, 1998.

11. Моисеев Н.Н. Логика динамических систем и развитие природы и общества. //Вопросы философии, 1999, № 4.

12. Мартин Г.-П., Шуманн Х. Западня глобализации. Атака на процветание и демократию. М.: Альпина, 2001.

13. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М.: РОССПЭН, 1997.

14. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986.

15. Панченко А.И. Философия, физика, микромир. М.: Наука, 1988.

16. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени - М.: Прогресс, 1985 .

17. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М.: Республика, 1998.

18. Уитроу Дж. Структура и природа времени. М.,1984.

19. Философия природы: коэволюционная стратегия. М.,1995.

20. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

21. Хесле В. Философия и экология. М.: Ками, 1994.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. В чем заключается специфика человеческого бытия?

2. Каковы основные формы движения материи? Каковы критерии их выделения:

3. Проблема субстанции. В чем сходство и различие содержания категорий: первоначало (Милетская школа), идея (Платон), форма (Аристотель), Бог (Августин Аврелий), субстанция как  causa sui (Спиноза), абсолютная идея (Гегель)?

4. Каков философский смысл высказывания М. Хайдеггера: «Язык есть дом бытия»?

5. Как понимать экзистенциалисткую превращенную форму тезиса Декарта «cogito, ergo sum» («мыслю, следовательно, существую»): «существую, следовательно, мыслю»?

6. В чем философский смысл двух способов человеческого бытия у Э. Фромма «иметь» или «быть»?

7. Как Вы относитесь к распространенной идее, что земные процессы идут по «биологическим часам»? Если Вы согласны, обоснуйте свою точку зрения.

8. Как онтологически можно определить место «виртуальности», «виртуальной реальности» в мире?

  1.    

 Ключевые понятия: бытие, онтология, субстанция, первоначало, движение, развитие, материя, дух, диалектика, формы движения материи, пространство, время, картина мира, виртуальная реальность, экология, глобализм, биологическое время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по основам философии для студентов 41 - 42 групп

Контрольная  работа  по  основам философии (межсессионный  контроль) для  студентов  41 - 42  групп Специальность  050709  Преподавание  в  начал...

Презентация по основам философии Тема: Философия Китая для студентов всех специальностей техникума

Философия – наука мировоззренческая, поэтому талантливый преподаватель должен излагать учебный материал таким образом, чтобы мотивировать своих слушателей, формируя у них позитивное отношение к миру и...

Задания для проведения олимпиады по основам философии среди студентов 2-3 курсов

Проведение олимпиад среди студентов является важным мероприятием в современном образовании .Участие студентов в олимпиаде стимулирует к победе .В большинстве мировых стран, среди которых и Россия не я...

Современные подходы к организации самостоятельной работы на занятиях по основам философии

Очень важно, что презентация, являясь современной формой представления знаний и информации, имеет определенную, непохожую на другие научные формы работы (диплом, курсовую работу, реферат, контрольную ...

Перечень семинарских занятий по основам философии для студентов техникума

Данная разработка рекомендованна студентам при подготовке к семинарским занятиям по основам философии. В ней предлагается перечень вопросов для обсуждения,список литературы,ключевые понятия и вопросы ...

Игры и дискуссии на занятиях по основам философии.

Методическая разработка цикла семинарских занятий по историии философии в форме учебной дискуссии с элементами игрового моделирования.Презентация "Игры  и дискусии на занятиях по основам философи...

Игры и дискуссии на занятиях по основам философии.

Методическая разработка цикла семинарских занятий по историии философии в форме учебной дискуссии с элементами игрового моделирования.Презентация "Игры  и дискусии на занятиях по основам философи...