урок развития речи на тему: Перелетные и зимующие птицы. 1 класс, школа 8 вида
план-конспект урока на тему

Савельева Юлия Сергеевна

Данный конспект урока поможет уточнить знания учащихся о зимующих и перелетных птицах, поможет закрепить знания о диких и домашних птицах. К конспекту прилагается электронная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.docx29.27 КБ
Office presentation icon pril1.ppt2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи "Птицы перелетные и зимующие". 1-й класс

Задачи урока.

Коррекционно – образовательные: уточнить знания учащихся о перелетных птицах и зимующих, расширить их представления о них. Учить различать домашних и диких птиц.

Коррекционно – развивающие: развивать логическое мышление учащихся на основе упражнений по выделению четвертого лишнего.

Воспитательные: Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к живой природе.

Ход урока

Организационный момент.

(Упражнения для развития логического мышления “Четвертый Лишний”.)

Учитель: Ребята, посмотрите на картинку.  (Слайд 1.)

Дети: Это птицы

Учитель: Верно, это картинка с изображением птиц.

Посмотрите внимательно на них и подумайте, изображение какой птицы здесь лишнее?

Дети: Сорока.

Учитель: Правильно, почему именно эта птица лишняя?

Дети: Птицы петух, гусь и гусенок – это домашние птицы.

Учитель: Умницы. А теперь посмотрите на вторую картинку. Подумайте, какая птица лишняя? (Слайд 2)

(Картинки с изображением снегиря, воробья, курицы, синицы.)

Дети: Курица.

Учитель: Кто может объяснить, почему эта птица лишняя?

Дети: Потому что она домашняя.

Работа по теме урока.

(На экране монитора птицы, Слайд 3.)

Учитель: Ребята, кто изображен на картинке?

Дети: Птицы.

Учитель: Как вы думаете, о ком сегодня на уроке мы будем говорить?

Дети: Мы будем говорить о разных птицах.

Беседа о перелетных и зимующих птицах.

Учитель: Посмотрите на экран. (Слайд 4)

Назовите всех птиц, которых вы видите.

(Спрашиваются несколько учащихся.)

Дети: Я вижу воробья, ворону и голубя.

Учитель: Какое время года изображено на картинке?

Дети: Время года зима.

Учитель: Как можно назвать этих птиц?

Дети: Зимующие.

Учитель: Верно, эти птицы остаются с нами зимовать.

Учитель: А теперь посмотрите на экран. Расскажите, что вы видите на картинке?

(Слайд 5)

Дети: Я вижу детей.

Учитель: Что делает мальчик? Что делают остальные ребята?

Дети: Строит скворечник.

Учитель: Какое время года изображено на картинке?

Дети: Весна.

Учитель: Для кого мальчик построил скворечник?

Дети: Для скворца.

(Аналогичный разбор картинок по вопросам учителя. Слайды 6, 7, 8.)

Учитель: Какая это птица?

Дети: Перелетная.

Учитель: Почему она так называется?

Дети: Потому что она улетает в теплые края, а весной возвращается.

Учитель: Верно. Каких еще перелетных птиц вы знаете?

Дети: Грач, ласточки, аист. (Слайды 9, 10, 11)

Учитель: Ребята, эти птицы строят свои дома сами. (Слайды 12, 13)

Все эти птицы называются перелетными.

Упражнение для профилактики зрительного утомления “Стрельба глазами”.

(Данное упражнение выполняется по словесной инструкции учителя.)

Вверх – вниз, вправо – влево

 Влево – вверх , вправо – вверх

 Влево вниз – вправо – вниз.

Локти на столе, подбородок зафиксирован.

Уточнение представлений о строении птиц.

Учитель: Посмотрите на экран.

(На экране на одной картинке изображены: ворона, воробей, грач, скворец. Слайд 14)

Учитель: Чем похожи птицы?

Дети: У всех есть клюв, крылья, ноги, хвост, тело покрыто перьями, все птицы летают, клюют.

Учитель: Как называются эти птицы?

Дети: Это воробей и грач

Учитель: Чем отличаются эти птицы?

(На экране изображение двух птиц. Слайд 15)

Дети: различие в размерах туловища, клюва, ног.

Учитель: Молодцы, посмотрите на следующую картинку. Как называются эти птицы?

Дети: ласточки скворец.

Учитель: Чем отличаются эти птицы? (Слайд16)

Дети: различие окраски оперения.

Учитель: Как называются эти птицы? (Слайд 17)

Дети: Воробьи и ворона.

Учитель: Чем они отличаются?

Дети: Воробьи чирикают, а вороны каркают.

Учитель: Верно.

Учитель: Ребята, а теперь закройте глазки.

(Включается запись пения птиц, Приложение 1.)

Учитель: Что вы услышали сейчас?

Дети: Пение птиц.

Учитель: А кто из вас знает, какие птицы так красиво поют?

Дети: Соловей.

Учитель: Верно, соловей, а еще ребята, поют свои песни скворец и жаворонок. (Слайд 18)

Учитель: А как вы думаете, как можно назвать птиц, которые поют песни?

Дети: Певчие.

Учитель: Молодцы. Ребята, а кто из вас знает, какую пользу приносят нам птицы?

Дети: Птицы едят насекомых.

Учитель: Верно, птицы едят вредных насекомых. Посмотрите, какой вред могут приносить насекомые растениям. (Слайд 19)

Учитель: Ребята, как вы думаете, что бы было, если бы птицы не помогали растениям и деревьям?

Дети: Многие растения бы погибли, был бы плохой урожай (возможны другие варианты ответов).

Учитель: Молодцы, ребята. Птицы оберегают сады и леса от вредителей.

Физкультминутка.

Птички полетели

 Крыльями махали.

 На деревья сели

 Вместе отдыхали.

(Дети выполняют упражнения по показу учителя и второй раз по словесной инструкции.)

Закрепление материала.

Учитель: Ребята, а теперь слушайте внимательно. Сейчас я вам загадаю загадки. Отгадать их сможет только самый внимательный.

Учитель: Маленький, серый, проворный, Крошки у дома клюет, Прыгает он по дорожке, А подойдешь – упорхнет. (Слайд 20)

Дети: Воробей.

Учитель: Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей.  (Слайд 21)

Дети: Грач .

Учитель: На шесте – дворец, Во дворце – певец. (Слайд 22)

Дети: Скворец.

Учитель: Серая птица, грозная птица, Каркает громко, но кошек боится. (Слайд 23)

Дети: Ворона.

Составление рассказа по картинке.

(На экране четыре картинки, порядок расположения которых неправильный  (Слайд 24)

Учитель: Ребята, на столах у вас конверты. Откройте их. Посмотрите внимательно на картинки и расположите их в нужном порядке.

(Дети дают пояснения, почему они расположили картинки в таком порядке.)

(На экране дается проверка (Слайд 24) движение по щелчку мыши.)

(Составление предложений по картинкам (слабые повторяют за сильными.)

Составление рассказа: по цепочке, с продолжением, самостоятельно.

Итог урока.

Учитель: О ком мы говорили сегодня на уроке? (Слайд 25)

Учитель: Почему птиц надо охранять и заботиться о них?

Дети: Птиц нужно охранять и заботиться о них, потому что они приносят пользу человеку.

Учитель: Что делают люди для скворцов весной?

Дети: Скворечники.

Учитель: Названия каких перелетных птиц вы запомнили? (Слайд 27 с изображением птиц: скворец, грач, аист, ласточки.)

Учитель: как вы думаете, какая птица изображена на экране и на ваших листочках?

(На экране – скворец в цвете (Слайд 28), у детей – листки для раскрашивания.) (Слайд 29)

Учитель: Возьмите в руки карандаши. На уроке раскрашиваем клюв, глаз и ноги птицы.

(Дети выполняют задание учителя.)

Оценка работы учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 8

Скворец

Слайд 9

Ласточка

Слайд 10

Грач

Слайд 11

Аист

Слайд 20

Воробей

Слайд 21

Грач

Слайд 22

Скворец

Слайд 23

Ворона

Слайд 27

Скворец

Слайд 29

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по теме «Дождь» (5 класс. Повторение стилей и типов речи, широкой и узкой темы)

Материал урока станет основой для целого ряда уроков. Поможет детям увидеть особенности стилей речи. Можно применять для подготовки к ГИА....

Урок развития речи по теме «Письмо. Виды писем»

Разработка урока по русскому языку. 6 класс....

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ТЕМУ: «ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ», «ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ НА ТЕМУ «УЖАСНАЯ МЕТЕЛЬ» (6 КЛАСС)

Разработка уроков развития речи с использованием современных методик и технологий для развития коммуникативных умений учащихся....

Конспект урока развития речи по теме «Официально-деловой стиль речи» в 6 классе

Урок знакомит учащихся с особенностями делового стиля и правилом написания справок, объявлений; формировать у учащихся умение сопоставлять тексты разных стилей; воспитывает интерес к русскому язы...

Презентация к уроку развития речи по теме "Зима" для учащихся с родным (тувинским) языком обучения.

Этот материал предназначен для учащихся с родным  (тувинским) языком обучения...