Правовой час на тему: « Я – будущий избиратель»
план-конспект занятия на тему

Андреева Екатерина Сергеевна

 Цель:  повышение  уровня  правовой  культуры     и  грамотности  будущих  избирателей.  

 Задачи:

1.     познакомить  с  историей выборов, развитием избирательной системы России;

2.     раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей;

3.     сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;

4.     содействовать формированию активной гражданской позиции;

5.     развивать у подростков умения применять правовые нормы на практике;

6.     способствовать выработке навыков исследовательской работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovoy_chas.docx35.23 КБ

Предварительный просмотр:

 Правовой час  на тему:

 « Я – будущий избиратель»

 Цель:  повышение  уровня  правовой  культуры     и  грамотности  будущих  избирателей.  

 Задачи:

  1. познакомить  с  историей выборов, развитием избирательной системы России;
  2. раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей;
  3. сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;
  4. содействовать формированию активной гражданской позиции;
  5. развивать у подростков умения применять правовые нормы на практике;
  6. способствовать выработке навыков исследовательской работы.

Время проведения:  13 февраля 2015г.

Место проведения: подростковый клуб «Солнечный», п. Приупский, ул. Клубная 11а.

Количество и возраст участников: всего присутствовало на мероприятии  25  подростков от 14 до 17 лет.

Художественное оформление: зал оформлен символикой РФ,   стенд «Символы РФ », стенгазета «Будущий избиратель».

Музыкальное оформление:  песни о России, Гимн РФ.

Информационное оборудование:   компьютер, презентация «Я – будущий избиратель», музыкальный центр.

Предварительная подготовка к мероприятию началась за  неделю до его проведения.  Активисты подросткового клуба «Солнечный» совместно с педагогом   составили презентацию, подобрали музыку.    

 Литература

Конституция РФ.

Володина С.И., Полиевкатова А.М., Ашмарина Е.М. и др. Основы правовых знаний. – М: ИД Новый учебник, 2008.

Автономов А.С. Избирательная власть. М.: "Права человека", 2002

Алескеров Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М.: Академия, 2005

Биктагиров Р.Ф., Фомин А.А., Шапиев С.М. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (обзор новейшего законодательства). М.: РЦОИТ, 2009

Большаков С.В., Казьмин В.И., Гришина М.В., Бударина Н.А. Средства массовой информации и выборы. М., 2003

Интернет ресурсы:

http://kremlin.ru

http://www.constitution.ru/

http://www.cikrf.ru

В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства. Сегодня мы будем говорить об истории выборов в нашей стране, избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах. Наша задача – выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов. Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим активным избирательным правом.   Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы? Попробуем разобраться в этих вопросах вместе на нашем  правовом часе.

История выборов в России уходит корнями в первые века существования древнерусского государства, для многих земель было характерно избрание князей и значительного числа должностных лиц на вечевых собраниях. Само появление на исторической арене основателя династии, правившей в русских землях до начала XVII века, варяжского князя Рюрика предстает перед нами в летописи результатом не завоевания, а общего политического решения объединенных славянских и финских земель.

     Деятельность таких органов «народоправства», как вече Киева, Новгорода и других древнерусских городов, способствовала развитию российского избирательного права. Князь не был правителем в полном понимании этого слова. На престол его приглашало вече - народное собрание, которое за нерадивое исполнение обязанностей по защите княжества могло его изгнать и выбрать другого, более талантливого.  

Мы должны с вами почувствовать себя причастным к жизни своего государства, своего народа, чтобы понять: от моей позиции зависит многое в этой стране. Я – ее гражданин. А кто же такой гражданин?

ГРАЖДАНИН – лицо, наделённое правами и обязанностями.

У каждого гражданина есть свои права. Что же такое право?

ПРАВО – это условия для учебы, работы, жизни, которые государство дает человеку.

Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю.

 Российская Федерация, Россия – это равнозначные названия нашего государства.                            

А олицетворяют родную землю её символы. Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.

Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией.

Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это Президент.  

На этом слайде вы видите Конституцию, на которой проходят инаугурацию наши президенты.

Инаугурация – это церемония вступления в должность, от латинского слова «посвящаю».

Текст присяги закреплён в Конституции России (ст. 82) и состоит из 33 слов (вместе с предлогами).

12 декабря в России отмечается День конституции Российской Федерации, которая была принята 12 декабря 1993 года.

Конституция – это основной закон, по которому мы живём. Конституция (от лат. constitutio - устройство) — нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства  или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.

Символы государственности – флаг, герб, гимн.

Государственный герб РФ - официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т.

Флаг РФ  принят 8 декабря 2000 года. Трехцветный российский флаг ведет свою историю от 20 января 1705 г., когда Петр I подписал соответствующий указ, хотя достоверно известно, что впервые он был поднят на корабле «Орел» в 1669 году. Во все времена цвету придавали особый смысл. До 1917 года красный цвет во флаге означал державность, синий – цвет Богоматери, белый – цвет свободы и независимости. Теперь белый цвет символизирует мир, непорочность, чистоту и совершенство; синий – веру и постоянство, верность и правду, небо; красный цвет – силу и кровь, пролитую за Отечество, огонь и отвагу.

Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований.

При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

В качестве гимна РФ использовали мелодию гимна СССР, которую сочинил Александр Александров на стихи Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана. Текст «Союз нерушимый республик свободных» был переделан Сергеем Михалковым в: «Россия – священная наша держава».

 Исполним гимн РФ, как подобает гражданам России.

 Исполнение  гимна РФ.                                                                                                                                                                                                                                                                  (слова С.Михалкова)

1-й куплет:

Россия — священная наша держава,

Россия — любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава —

Твое достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

2-й куплет:

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая —

Хранимая Богом родная земля!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

3-й куплет

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

  Вед. О понятии избирательного права нам кратко расскажет наш гость…

 Основная часть. Деловая игра: Я – будущий избиратель.                                    

 Вед. Людям издавна свойственно выбирать. Любая демократия построена на выборе. Граждане выбирают партии, лидеров, систему взглядов, любимые книги и газеты, собственные политические позиции и многое другое. Гражданин, живущий в демократическом обществе, вынужден силой самих обстоятельств самостоятельно решать и выбирать постоянно.

Мы вас уже разбили на 2 команды. Если вы обратили внимание, то при входе в зал, мы вам прикрепили эмблемки.

Ход игры

 

Задание 1. Прочти высказывание.

Если вы замените цифры буквами согласно их месту в русском алфавите, то прочтете высказывание. Побеждает команда, которая быстрее прочтет высказывание.

 

3

29

14

16

8

6

20

6

                              

15

6

 

9

1

15

10

14

1

20

19

30

33

 

17

16

13

10

20

10

12

16

11

 

3

19

7

 

18

1

3

15

16

 

17

16

13

10

20

10

12

1

 

9

1

15

10

14

1

6

20

19

33

 

3

1

14

10

 

 Вед.   Участие в выборах – дело добровольное. Но это проявление ответственности и правовой культуры каждого гражданина. Гражданин постоянно  выбирает – в политической, социальной сферах и делает это, потому что неравнодушен к судьбе своей страны, города или села. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином человека, который в день выборов отсиживается дома. Ведь чем активнее и сознательнее участвует в управлении страной ее население, тем скорее страна приходит к удовлетворительному уровню своего развития.

  Пока возраст не дает вам права принять участие в таких выборах. Но    сегодня у нас есть уникальная возможность принять участие в выборах: кому-то в качестве кандидатов в члены Совета класса, а кому-то уже сейчас предстоит стать избирателями. Может быть, будут и те, кто выберет пассивную форму политического поведения. У вас, наверняка, накопилась масса проблем в классе, требующих немедленного разрешения. Попытаемся разрешить эти проблемы через орган представительства – классный парламент.

 Задание 2. Закон об обязательном участии в выборах.

Группа депутатов разработала закон об обязательном участии граждан РФ в выборах в центральные и местные органы власти. Текст закона раздается каждой команде.

 

«Закон об обязательном участии в выборах»

«Все граждане РФ, дееспособные и не находящиеся под интенсивным наблюдением врачей, обязаны принимать участие в выборах органов власти всех уровней. Реализация активного избирательного права является важной характеристикой гражданственности.

В случае предполагаемых обстоятельств невозможности участия в выборах следует обращаться в избирательные комиссии, которые выносят определенное решение после рассмотрения сути дела и представленных документов.

За неучастие без уважительных причин в выборах первый раз выносится общественное порицание (в виде письма на место работы или учебы, а также публикации фамилий и фотографий нарушителей в СМИ), второй раз – штраф в размере 3-х минимальных зарплат, третий раз – общественные работы ( от 10 до 90 дней)».

 

Задание команде 1.

Вы являетесь депутатами, предложившими закон на рассмотрение. Предложите свои аргументы за то, чтобы закон был принят.

 

Задание команде 2.

Вы являетесь парламентской оппозицией и должны предложить аргументы против принятия предлагаемого закона.

 

Всего от 3-х до 5-ти аргументов.

Высокую оценку получает команда, которая привела убедительные аргументы.

 Задание 3. Что не так?

Командам предлагают прочитать текст.

Выявить нарушения Конституции, которые совершил Президент в течение первого рабочего дня после победы на выборах.  

 

В 6 утра Президент на ногах. После зарядки и завтрака звонит министру обороны и приказывает ему прислать за ним машину.

В 7 часов он в своем кабинете подписывает распоряжение о назначении одного из генералов на должность командующего Военно- воздушными Силами страны.

В 7 часов 30 минут объявляет об отставке Правительства.

В 8 – он на заседании Государственной Думы представляет кандидатуру на должность Председателя Центрального банка.

В 8 часов 30 минут подписывает распоряжение о назначении Генерального прокурора.

В 9 часов подписывает Указ о награждении группы милиционеров орденами и медалями.

В 10 часов подписывает договор о торговле между Россией и Канадой.

В 11 часов ратифицирует два международных договора.

В 12 часов освобождает от должности Председателя Конституционного Суда.

С 13 часов обедает и отдыхает.

В 15 часов вводит чрезвычайное положение в Москве в связи с забастовкой водителей троллейбусов.

В 16 часов едет на завод, который не выполнил план и, разорившись. Увольняет директора.

В 17 часов назначает нового Председателя Правительства.

В 18 часов принимает верительные грамоты иностранных послов.

Что в действиях Президента показалось Вам самой большей нелепостью?

 

Задание 4.. Неожиданное задание.

Команды выбирают   конверта с заданиями. Дается время на подготовку

1. Показать мини-сценку  « Предвыборная агитация»

Задание  Показать мини- сценку « Один день из жизни депутата»

 

Задание  . Показать мини-сценку «Избиратели в день выборов Президента»

 

 Задание 5 "Сказка ложь, да в ней намёк".

Мы все на этих сказках вырастали

Вы будете сейчас удивлены:

Навряд ли бы связать вы догадались

Те сказки с Конституцией страны.

 

Лидеры команд получите задание.

(Команды выбирают карточки с незаконченными фразами, касающимися различных

сказочных героев. Задание: закончить фразы, используя знания о правах и свободах

человека и гражданина, провозглашенных в Конституции РФ).

Лягушка из сказки В.Гаршина "Лягушка-путешественница", отправившись в путешествие,

воспользовалась своим правом на:(СТ.27 - право свободно передвигаться, выбирать место

пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно

возвращаться).

Лиса Алиса и кот Базилио схватив Буратино, связав его, нарушили его право на...(СТ.22 - каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность)

Балда из сказки А.Пушкина "Сказка о попе и о его работнике Балде", нанявшись на работу

к попу, воспользовался своим правом на... (СТ.37 - каждый имеет право свободно

распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию)

Царевич Иван из сказки "Иван-царевич и серый волк", украв Жар-птицу у царя Берендея,

нарушил его право на... (СТ. 35 - право частной собственности охраняется законом. Никто

не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда)

 Задание 6 Викторина:

1. Кто такой агитатор?

2. Какие крупнейшие современные партии России вы знаете?

3. Символ, какой партии изображен на экране?

 Задание 7 «Все на выборы»

Зачем на выборы ходить?

Как будто там крутые претенденты

И могут они что-то изменить.

Зависит всё в стране от президента.

Ведущий.  

Какие пословицы могут характеризовать позиции человека, который отказывается

участвовать в выборах: Моя хата с краю, я ничего не знаю. Своя рубашка ближе к телу.

После меня хоть потоп. После меня хоть трава не расти. Мне все по барабану. Я

маленький человек - от меня ничего не зависит.

Учитель: Какие уроки мы можем извлечь для себя из нашего занятия?

 Ребята, сегодня мы с вами узнали очень многое о выборах, предвыборных кампаниях, сами поучаствовали в деловой игре, я надеюсь, что эти уроки не прошли даром, вы достаточно умело, грамотно выражаете свои мысли, отстаиваете сою точку зрения, уважаете мнение других, это очень важно, значимо и для вас, и для меня, и для нашего региона.

 Подходит к завершению наше мероприятие “Я – будущий избиратель”.  Не все выбирают политику своей профессией. Но все граждане являются избирателями. И потому нужно помнить, что будущее ваших родителей, вас и ваших детей будет зависеть от вашей политической культуры, от вашей активности и неравнодушия, от вашей гражданской ответственности.

 Рефлексия.

У вас на столах жетончики 3-х цветов. Сейчас ваша задача проголосовать, понравился ли вам наш правовой час или нет. Синий жетон- понравился, красный – нет, белый- воздержусь от ответа. А пока вы голосуете для вас песня О России.

(Подведение итогов рефлексии)

 Вед. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми! Будьте хорошими гражданами своей Родины! И не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть обязанности перед обществом. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть такие же права, как и у вас.

Я думаю, вы не останетесь равнодушными к судьбе нашей Родины!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Я - будущий избиратель"

Участие в районном конкурсе на лучшую методическую разработку....

Пресс-конференция на тему "Политические идеологии" (открытое заседание Клуба будущих избирателей)

Данное мероприятие нацелено на формирование у учащихся представления о сущности понятия «идеология», о структуре и функциях идеологии, об основных идейных направлениях современности: либерализме, конс...

Пресс-конференция на тему "Политические идеологии" (открытое заседание Клуба будущих избирателей)

Данное мероприятие нацелено на формирование у учащихся представления о сущности понятия «идеология», о структуре и функциях идеологии, об основных идейных направлениях современности: либерализме, конс...

ОТКРЫТЫЙ ПРАВОВОЙ ЧАС на тему « Я – будущий избиратель»

Цель: повышение  уровня  правовой  культуры     и  грамотности  будущих  избирателей.   Задачи: Познакомить  с  историе...

Внеклассное мероприятие на тему: «ТЫ – БУДУЩИЙ ИЗБИРАТЕЛЬ» (ПРАВОВАЯ ИГРА)

В данной методической разработке предложен вариант проведения внеклассного мероприятия и практического занятия (проведение правовой игры), посвященного основным вопросам избирательного права. Современ...

Внеклассное мероприятие для учащихся 10-11-х классов на тему: «Я – будущий избиратель!»

Цель игры: повышение уровня правовой культуры учащихся и грамотностибудущих избирателей, развитие и укрепление гражданской позиции исамостоятельного осмысления социально-политических явлений....