Становление коллектива пятиклассников
статья (5 класс) на тему

Калиниченко Наталья Эдуардовна

В методической работе рассматриваются проблемы адаптации и становления коллектива пятиклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._rabota.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ лицей

Методическая работа по теме:

«Становление коллектива пятиклассников»

Выполнила: Калиниченко Наталья Эдуардовна

Содержание:

  1. Введение.

2.  Трудности адаптации пятиклассников к новым условиям:

2.1 Понятие социальной адаптации.

2.2 Что такое дезадаптация?

2.3 Особенности новой социальной ситуации пятиклассников.

2.4 Влияние деятельности педагогов на формирование образа-Я у     учащихся средней школы.

  1. Содержание деятельности классного руководителя и педагогов на этапе адаптации учащихся в среднем звене школы.

3.  Индивидуальные особенности детей и помощь классного руководителя в коррекции их поведения и взаимоотношений с другими детьми.

3.1 Гиперактивные дети.

3.2 Застенчивые дети

3.3 Тревожные дети.

4.   Психолого-педагогические требования к общению.

4.1 Помощь классного руководителя в регуляции межличностных отношений.

4.2 Этические и психологические основы общения.

 5. Методика «Социометрия», позволяющая изучить межличностные отношения в коллективе.

5.1 Понятие «социометрии».

6. Формирование воспитанности и культуры поведения.

7. Воспитание самостоятельности у детей.

8. Требования к классному руководителю.

I. Введение.

В начальной школе ребёнок обучался несколько лет в одном коллективе, у одной, ведущей большинство предметов учительницы, в одном кабинете. Эти неизменные условия создавали необходимый психологический комфорт. В пятом классе количество предметов увеличивается до 10-12, но самое главное - учителей столько же. И у каждого свои требования. Причём все уроки ведутся в разных кабинетах. Задача учителей – помочь детям адаптироваться к этим новым для них условиям.

В пятом классе меняется состав класса. Это создаёт стресс для ребёнка, ведь приходится заново строить отношения со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определённое положение в системе и деловых и личных взаимоотношений класса. Поэтому на эмоциональное самочувствие ребёнка всё в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учёбе и отношения с учителями.

Задача классного руководителя – помочь ребёнку занять своё место в коллективе, обеспечив благоприятный психологический климат в классе. При этом необходимо формировать у детей умения строить свои взаимоотношения с одноклассниками на основе сотрудничества, взаимопонимания, уважения. Надо учить детей быть терпимыми друг к другу.

Первостепенной задачей становится формирование дружного коллектива, в котором будет комфортно каждому ребёнку.

Для этого необходимо следовать золотому правилу общения: «Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе».

II. Трудности адаптации пятиклассников к новым условиям.

  1. Понятие социальной адаптации.

Социальная адаптация включает:

  • Адекватное  восприятие  окружающей  действительности  и самого себя.
  • Успешное общение и адекватные отношения с окружающими.
  • Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха.
  • Способность к самообслуживанию и самоорганизации.
  • Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.

Значение социальной  адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения человека. У учащихся пятых  классов  меняется  их  социальное окружение  (новый  состав  класса  и учителей)   и   система деятельности  (содержание  новой  ступени образования).  Ситуация новизны всегда является для  человека  в  той  или  иной  степени тревожной.  

Ребенок переживает в таких условиях эмоциональный дискомфорт из-за  неопределенности  представлений  о  требованиях учителей,  особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения  в  коллективе  класса.  Такое  состояние  часто сопровождается  внутренней  напряженностью,  иногда  затрудняющей принятие  как  интеллектуальных,  так   и   личностных   решений.

Конечно же,  адекватное  восприятие  ребенком  своего   школьного окружения,  успешное  установление  отношений с одноклассниками и новыми учителями весьма затрудняются,  если у него высок  уровень личной  и  школьной  тревожности.  Таким  образом, осложняется сам процесс  учения,  продуктивная   работа   на   уроке   становится проблематичной.  Даже потенциальный отличник может превратиться в отстающего ученика.

Не менее важным  становится  процесс  адаптации  учащихся  и  для учителей,  которые,  мало зная своих учеников,  могут ошибиться в оценке   их    возможностей,    успешной    индивидуализации    и дифференциации  обучения.  Поэтому  учителям  необходимо  вовремя корректировать собственную  педагогическую  позицию  относительно класса и отдельных учеников.

Независимо от  того,  в  каких  условиях  начинается учебный год, процесс адаптации у учащихся всегда происходит.  Вопрос только  в том, сколько времени он займет у ребенка и учителя, и каковы будут его психологические и педагогические последствия.  Поэтому  смысл адаптационного  периода  в школе состоит в том,  чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.

Достаточно  длительное  психическое напряжение может закончиться школьной    дезадаптацией    и    ребенок    становится     тогда недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и уже не хочет идти в школу.

2. Что такое дезадаптация?

Школьная дезадаптация - результат нарушения приспособления (адаптации) ребёнка к тем или иным условиям школьной среды.

Ученик не в силах справиться с трудностями в обучении и общении со сверстниками и учителями, душевными внутренними проблемами и тем самым помочь самому себе подняться на новую ступеньку психологического опыта, стать чуть более взрослым. Если родители и педагоги не обратят на это внимание, школьная дезадаптация может привести к невротическим расстройствам, отказу посещать школу.

Выделяют несколько видов дезадаптации, к которым приводят нерешенные школьные проблемы:

Интеллектуальная - отставание в мышлении ребёнка;

Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам;

Коммуникативная - затруднение в общении со сверстниками и взрослыми:

Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка;

Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги и переживания по поводу проблем в школе.

Признаки дезадаптации:

  • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка;
  • Нежелание делиться своими впечатлениями о проведённом дне;
  • Нежелание выполнять домашние задания;
  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
  • Жалобы на плохое самочувствие;
  • Плохое настроение;
  • Ярко выраженная раздражительность;
  • Нарушение общепринятых правил поведения;
  • Постоянные конфликты со сверстниками;
  • Одиночество, отсутствие друзей;
  • Неугомонность, неумение сосредоточиться.

3. Особенности новой социальной ситуации пятиклассников.

Переход из начальной школы в среднюю связан  у  пятиклассников  с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в  разных  кабинетах,  необходимостью  вступать  в  контакты   со старшеклассниками.

Целостный образ-Я  ученика,  который  сложился у него в общении с учителем   начальной   школы,   дополняется   множеством    новых составляющих,   которые   выступают   поочередно   то   на  уроке математики,  то на уроке русского языка.  Ребенок уже не получает устойчивого  переживания  успешности  или  неуспешности  в  узких рамках  отношений  с  одним  учителем,  так  как  взгляды  разных преподавателей на успехи и поведение школьников различны,  иногда и противоположны.  Для ребенка это означает первое столкновение с противоречиями  в отношениях,  ведь и в будущем на его пути будут встречаться люди,  воспринимающие его по-разному.  Важной задачей для ребенка в этой ситуации является сохранение самоуважения,  в чем  ему  обязаны  помочь  педагог. Ребенок  должен сохранить   самоуважение,   даже,  несмотря  на  то,  что  учитель математики ставит ему тройки и двойки или что  он  стал  объектом критики учителя биологии.  Признание собственных недостатков для ребенка является всего лишь осознанием  им  своих слабостей как составных частей позитивно эмоционально окрашенного образа-Я.  Ребенок должен чувствовать и понимать, что если у него сейчас  не  все  ладится  с учебой,  то виновата в этом не плохая учительница,  а он сам, более того, он в состоянии преодолеть эти проблемы  или  принять  их.  Если  же  нарушается преемственность реальных школьных достижений (например,  в начальной школе он мог быть  хорошим  учеником,  а  в  средней успехи заметно упали,  но уровень притязаний  остался  прежний),  то  задача  педагога состоит  в  помощи  ребенку сохранить самоуважение, как важнейшее условие преодоления неудач.  

Заметим, что  еще  одной  задачей педагога на данном этапе  социализации  ребенка  будет  обучение   его   способности размышлять  о  себе,  осознавать свои мотивы и побуждения,  уметь формулировать оценочные суждения о  себе.  Целесообразно  в  этом возрасте   предлагать  ребятам  различные  анкеты,  беседовать  с учениками о них  самих,  о  том,  как  они  представляют  себя  в сравнении  с  другими  учащимися,  своим идеалом ученика.  В этом возрасте идеальное-Я ребенка может быть вполне осмысленным.

4. Влияние деятельности педагогов на формирование образа-Я у учащихся в средней школе.

У каждого  учителя  свой  стиль   общения   с   учащимися.   Одни преподаватели склонны к сдержанности, другие - к несдержанности при  оценке  и  характеристике учеников. Было замечено, что для одних преподавателей характерна общая  тенденция -   оценивать   своих   учеников   преимущественно позитивно, смотреть на них сквозь "розовые очки", другие подходят со "строгим метром".  Таким образом,  ни та,  ни другая оценка по отношению  к ребенку не будет точной.  Результаты психологических исследований  показали,  что  в  школьных  коллективах,  где  нет единства  в подходе преподавателей к ученикам,  затруднен процесс формирования представлений учащихся о  себе,  хотя,  образ-Я  уже может быть устойчивым и независимым.

Педагог, пришедший из старшей школы в среднюю,  часто механически переносит     стиль     взаимоотношений,      сложившийся      со старшеклассниками,    на    учащихся   5-го   класса.   Например, предъявление    высоких    требований    относительно     учебной деятельности,  новых форм без этапа предварительного научения или объяснения причин.

Характерная черта любого зрелого человека состоит в  определенной его консервативности, в том числе стабильности образов тех, с кем он общается.  Однажды сложившись, образ ребенка может сохраняться почти неизменным очень долго.  Как часто мы характеризуем ребенка как "способный,  но ленивый",  "прилежная  девочка"  и  т.д.,  но говорить  так  о  ребенке означает почти ничего о нем не сказать.

Стабильность и узость представлений учителей об учениках  создают сдержанную  и  часто напряженную эмоциональную атмосферу.  Ученик оказывается накрытым ей как бы сетью,  система ожиданий учителя и одноклассников   в   значительной   степени   предопределяет  его поведение и поступки.  Учителя,  ставящие ученику плохую отметку, подкрепляют   отрицательные  ожидания  ученика,  которые,  в  свою очередь, порождают плохую отметку:  так  возникает  порочный  круг неуспеха.  Ученик, получивший подряд несколько не удовлетворяющих его оценок, очень скоро может прийти к выводу, что он не способен усвоить   данный   предмет.   Он  начинает  сомневаться  в  своих возможностях и считать,  что он никогда  не  достигнет  успеха  в предмете.  Не  сумев  выполнить упражнение по русскому языку,  не сумев понять объяснение по математике,  он может прийти к выводу, что  он  не  способен логически мыслить,  имеет плохую память,  и перестать поэтому усердно заниматься предметом.

Объяснение нового материала   строится,   как  известно,  на  усвоенном  предыдущем материале.  Школьника,  упустившего  несколько  тем,   охватывает чувство, что он остается в классе отстающим. Он впадает в панику, но старается скрыть ее дома и в  школе.  Если  подобная  ситуация приобретает   затяжной  характер,  ученик  теряет  веру  в  себя, начинает негативно относиться к  учебе,  испытывает  страх  перед занятиями.  

Больше всего подвержен влиянию учителя тот школьник, для которого низкая оценка  его  способностей является подтверждением его собственных представлений о себе.  Заметим, что уважение учителя к ученику не исключает  требовательности  к  нему.  Однако  отношение  учителя должно вызывать у ученика стремление к учебным достижениям,  а не страх к учению. Учитель должен уметь опираться  на  сильные  стороны его учебных  возможностей, тогда результат может быть успешным.

5. Содержание деятельности классного руководителя и педагогов на этапе адаптации учащихся в среднем звене школы.

Цель работы классного руководителя и педагогов  с  учащимися,  переходящими  в среднее звено школы, состоит, во-первых, в определении готовности к обучению в новых условиях, во-вторых, в оказании помощи детям с низким уровнем такой готовности.

Каковы показатели  готовности учащихся начальной школы к переходу в среднюю?  Можно  выделить  следующие  компоненты  в  содержании понятия "готовность к обучению в средней школе":

1. Сформированность основных  компонентов  учебной  деятельности, успешное усвоение программного материала учащимся.

2. Сформированность  у ребенка новообразований младшего школьного возраста,  таких  как  произвольность,  рефлексия,   мышление   в понятиях (на соответствующем возрасту содержании).

3. Качественно   новый,   более  "взрослый"  тип  взаимоотношений ученика с учителями и одноклассниками.

4. Эмоциональная готовность к переходу в среднюю  школу,  которая выражается   в   адекватности  переживаний  и  предупреждает  его повышенную школьную тревожность.

5. Личностная,  интеллектуальная   и   эмоциональная   готовность ученика к обучению в данной школе.

Другими словами,  у  адаптированного  ученика  5-го  класса  есть желание идти в школу,  участвовать в общественной жизни, общаться с учителями,  а также устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса.  Если же ученик решает  свои школьные  проблемы  с  привлечением родителей,  у него появляется повышенная аффективная реакция на оценку,  он часто обращается  к учителю   начальной   школы,   имеет   подавленное  настроение  и испытывает нежелание идти в школу,  значит, процесс его адаптации в средней школе протекает неуспешно.

Учителя средней школы отмечают, что  дети  приносят  из  начальной  школы  низкий уровень развития  речи,   не   отвечающую   требованиям   средней   школы способность  к  умозаключениям  у  большинства  учащихся,  слабое развитие навыков самостоятельной работы,  стремление работать  на низком  уровне  сложности  и т.п.  Родители меньше помогают своим детям,  ссылаясь  на  их  "взрослость".  Педагоги  средней  школы отмечают   также   недостаточность  своих  собственных  знаний  о психологических особенностях детей на пороге отрочества, проблемы установления отношений в партнерском ключе.  По мнению педагогов, адаптацию   затрудняет   также   низкая   согласованность   между учителями-предметниками  в  отношении  объема  домашних  заданий, учета сложности  учебников  и,  самое  главное,  отсутствие,  как правило, единства требований начальной и средней школы.

Возрастные особенности младших подростков, с одной стороны, дают возможность ученикам с большим интересом воспринимать информацию и активно включаться в работу на уроках, а с другой стороны, появляется возможность корректировать развитие личности и взаимоотношений между собой в классе, с окружающими взрослыми людьми, отношений в семье.

В рассматриваемый переходный период наибольшие изменения во внутренней позиции связаны с взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками.

Появляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе. Учитывая, что возраст является начальным этапом в формировании так называемых стихийных детских норм, связанных с качествами "настоящего товарища", учащиеся, оказываясь в ситуации выбора на уроках, совместно вырабатывают нормы, приемлемые в общении для себя и взрослых. При оптимальном направлении развития учащихся две системы требований - к позиции ученика и к позиции субъекта общения - не должны противопоставляться, но выступать в единстве, при этом уменьшается вероятность появления конфликтов со взрослыми и сверстниками.

Существенно меняется характер самооценки школьников этого возраста.

Можно говорить о возникновении в этот период кризиса самооценки, особенно в 5-м классе. Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших подростков потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми. Таким образом, переход от детства к отрочеству характеризуется появлением своеобразного мотивационного кризиса, вызванного сменой социальной ситуации развития и изменением содержания внутренней позиции учеников. Переживания школьников, связанные с такими изменениями, далеко не всегда осознаются ими, часто они даже не могут сформулировать свои трудности, проблемы, вопросы. В результате возникает психологическая незащищенность перед новым этапом развития. Недовольство собой, отношениями с другими, критичность в оценке результатов учебы - все это может стать стимулом к развитию потребности в самовоспитании, а может и негативно отразиться на характере самоуважения, стать препятствием полноценного формирования личности.

На первое место в общении со сверстниками выходит мотив занять определенное место в коллективе сверстников. На уроках в групповой работе у подростка появляется возможность занять это место в малой группе (4-6 человек), а также подумать о своем "я" для того, чтобы сравнить свои притязания с реальными возможностями и постепенно увеличивать последние.

Таким образом, у младших подростков появляется возможность осознать уникальность их личности и внутренней жизни и понять, что значит быть человеком. Учащиеся должны стараться выработать в себе нравственные качества - честность, бескорыстие, ответственность, самоконтроль, независимость, целостность, а также приобщиться к важнейшим этическим ценностям - любви, уважению, верности, состраданию, вежливости.

III. Индивидуальные особенности детей и помощь классного руководителя в коррекции их поведения и взаимоотношений с другими детьми.

Не надо «переделывать» детей, делать их похожими друг на друга. Они - такие, какие есть, и это замечательно.

Задача классного руководителя - помочь ребёнку стать самостоятельным, ответственным человеком, умеющим строить свои отношения с другими людьми. Главное, чтобы индивидуальные особенности не мешали их обладателю жить активной, полноценной, творческой жизнью.

1. Гиперактивные дети.

Если ребёнок чрезмерно подвижен (гиперактивен), то в его поведении можно отметить такие черты:

  • очень говорлив;
  • находится в постоянном движении;
  • постоянно куда-то торопится;
  • непоследователен в поведении;
  • неорганизован;
  • начинает занятие, но быстро бросает его;
  • с трудом регулирует своё поведение;
  • невнимателен;
  • плохо подчиняется правилам.

В чём причина такого поведения?

Очень часто гиперактивность – один из признаков функционального расстройства нервной системы, называемого мозговой дисфункцией, которая проявляется в:

1). Быстрой утомляемости и небольшой работоспособности;

2). Сниженных возможностях самоуправления;

3). Нарушениях в деятельности ребёнка на фоне сильных эмоций;

4).Особенностях произвольного внимании: неустойчивости, отвлекаемости, трудностях в переключении с одного вида деятельности на другой;

5).Особенностях памяти: затруднении перехода информации из кратковременной памяти в долговременную (быстро забывают выученный материал).

Эти нарушения нормализуются по мере роста и созревания мозга. Но для того, чтобы они исчезли необходимо создавать условия. Прежде всего, ребёнок должен развиваться в благоприятной психологической обстановке, без интеллектуальных перегрузок, с соблюдением режима. Желательно, чтобы обучение в начальной школе было по четырёхлетней программе. Тогда гиперактивность будет постепенно уменьшаться.

Как помочь ребёнку?

  1. Проконсультироваться с невропатологом, возможно, врач назначит медикаментозное лечение.
  2. Обсудить индивидуальные особенности ребёнка с родителями. Многие родители не хотят рассказывать о проблемах своего ребёнка, скрывают их от педагога. Родители боятся, что их ребёнка будут считать отстающим в развитии. Необходимо полное доверие между родителями, учителями и ребёнком, только тогда можно создать условия для гармоничного развития ребёнка и уменьшения проявлений гиперактивности.
  3. Дома ребёнка должна окружать спокойная, эмоционально-нейтральная атмосфера.
  4. Необходимо соблюдать чёткий режим дня для ребёнка, не допускать перевозбуждения ребёнка, вовремя отвлекать его более спокойными занятиями.
  5. Развивать внимание ребёнка.
  6. Развивать коммуникативные навыки.
  7. Приучать ребёнка к спокойным интеллектуальным играм (шахматы, шашки).

2. Застенчивые дети.

Если ребёнок застенчив, то в его поведении можно отметить такие черты:

  • стремление «оставаться в тени»;
  • тихий голос;
  • нежелание высказывать своё мнение;
  • трудности в общении;
  • предпочтение письменных работ ответам у доски;
  • неумение общаться с малознакомыми людьми.

В чём причина такого поведения?

Застенчивость часто связана с негативной «Я-концепцией» и заниженной самооценкой. Такие дети оценивают себя достаточно низко и поэтому боятся проявить своё «Я», свою активность и творчество. Вполне возможно, что ребёнок имел опыт неприятия в сфере сверстников, и в его подсознании сформировалась установка: Сиди тихо и не высовывайся, чтобы над тобой не смеялись».

Как помочь ребёнку?

  1. Постараться разобраться, в чём причина застенчивости, почему боится высказывать своё мнение.
  2. Создать условия для повышения самооценки ребёнка, каждый новый успех будет формировать позитивную «Я-концепцию», чаще хвалить, поощрять ребёнка.
  3. Учить ребёнка осознавать свои эмоции и выражать их.
  4. Развивать коммуникативные навыки ребёнка.
  5. Вовлекать ребёнка в совместную деятельность с другими детьми, выполнять небольшие поручения.

3. Тревожные дети.

Если ребёнок тревожен, то он:

  • быстро устаёт;
  • о чём-то беспокоится;
  • часто говорит о возможных неприятностях;
  • спит беспокойно;
  • испытывает чувство страха по отношению ко многим вещам;
  • плачет, не уверен в себе.

В чём причина такого поведения?

Тревожность – индивидуальная характеристика, проявляющаяся в склонности к частым переживаниям тревоги, а также в лёгкости их возникновения.

Тревожность по отношению к школе является основой возникновения школьной дезадаптации. Школьная тревожность тесно связана с мотивацией учения, успешностью обучения, социальными отношениями со сверстниками.

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда:

1). К ребёнку были предъявлены негативные требования, задевающие его достоинство;

2). К ребёнку были предъявлены неадекватные, завышенные требования;

3). Школа и родители предъявляют противоречивые требования.

Как помочь ребёнку?

1. Проконсультироваться с невропатологом.

2. Не предъявлять к ребёнку завышенных, невыполнимых требований. Не требовать, чтобы ребёнок вёл себя безупречно – это практически нереально, но вызывает у него чувство вины.

3. Скорректировать требования учителей и родителей.

4. Обсудить страхи и тревоги ребёнка, с чем они связаны.

5. Обучить ребёнка навыкам аутотренинга.

6. Развивать произвольность и умение регулировать своё поведение

7. Повышать самооценку ребёнка, создавать для него ситуации успеха.

IV. Психолого-педагогические требования к общению.

1. Помощь классного руководителя в регуляции межличностных отношений.

Главное требование - готовность ребёнка к коллективным формам деятельности: умение работать в паре, группе, коллективе.

Если в возрасте 10-11 лет ребёнок умеет общаться со сверстниками, есть друзья, много приятелей, его не отвергают в детском коллективе, то сложности переходного периода коснутся его в меньшей степени. Возникающие конфликты ребёнок должен стараться самостоятельно разрешать мирным путём.

Чтобы определить особенности общения со сверстниками, нужно обратить внимание на следующие моменты в поведении ребёнка:

  1. Насколько он вежлив, приветлив, спокоен в общении?
  2. Внимателен ли он к сверстнику: сочувствует ли, не мешает в трудной ситуации, стремится помочь?
  3. Считается ли с мнением сверстников, умеет ли отстаивать своё мнение?
  4. Как часто и по какой причине возникают конфликты со сверстниками?
  5. Каким образом он пытается разрешить возникшие конфликты: самостоятельно, обращается за помощью к родителям, учителям, старшим ребятам?
  6. Умеет ли ребёнок постоять за себя?
  7. Как ребёнок относится к одноклассникам в целом - ровно, доброжелательно, равнодушно, негативно, избирательно?  

Если ответы на эти вопросы показывают, что ребёнок с трудом находит общий язык со сверстниками, не умеет постоять за себя или, наоборот, всё время конфликтует, то трудностей в общении ему не избежать.

В пятом классе меняется круг общения ребёнка, появляются новые интересы. Поэтому так важно умение общаться с новыми детьми, заводить друзей и поддерживать с ними хорошие отношения.

Как помочь ребёнку?

  1. Больше разговаривать с детьми, вовремя выявлять все выявляющие проблемы, не нужно сразу же пытаться вмешиваться в отношения детей - ничего хорошего из этого обычно не выходит.
  2. Предложить детям записаться в кружки, секции, должны быть разные группы общения. Если ребёнок не возражает, то можно отправить его в летний лагерь - это настоящая школа жизни для ребёнка.
  3. Развивать позитивную «Я-концепцию» детей.
  4. Интересуйтесь не только успехами в учебе, но и тем, с кем дружит ваш ребенок, как он общается с друзьями, на чем строится это общение.
  5. Устройте совместный выезд на природу, поход в кино и т.д.
  6. Учите ребенка разрешать трудные ситуации, которые всегда возникают в ходе общения. Объясните, что из любой ситуации есть выход, важно найти несколько вариантов, а потом выбрать лучший.
  7. Научите ребенка предвидеть последствия его поступков, задавая вопрос: «Что будет, если ты поступишь так? Как к этому отнесется твой друг?»
  8. Учите объяснять причины его поведения и поступков по отношению к нему. Не требуйте, чтобы ребенок давал сдачи, если его обидели, объясните лучше, как дать отпор обидчику при помощи слов (это более сложное искусство).
  9. Приучайте ребенка к вежливому обращению. Требуйте, чтобы он произносил формулы речевого этикета в любых ситуациях, и наедине с близкими, и с чужими людьми. Неверно, когда слова «здравствуйте», «извините», «будьте добры» звучат только по отношению к чужим людям.
  10. Учите ребенка проявлять знаки внимания другим людям: делать комплименты, готовить  поздравления для друзей, учителей, близких к разным праздникам. Учтите, что ребенок впоследствии будет оказывать вам  знаки внимания так, как вы научили его в детстве.
  11. Если у ребенка не все ладится с друзьями, не спешите обвинять окружающих, разберитесь в создавшейся ситуации спокойно. Вспомните, что не поощряется детьми в этом возрасте. Подумайте, может быть, ребенок слишком вспыльчив, а может быть, наоборот, замкнут. Если не можете найти причину, обратитесь к психологам.
  12. Развивайте у своего ребенка самостоятельность, уверенность в себе, личную независимость, что позволит ему стать еще более компетентным в общении со сверстниками.

2. Этические и психологические основы общения.

Для того чтобы применить указанные ниже методы необходимо рассмотреть общение в процессе нравственного воспитания.

Классный руководитель самостоятельно производит выбор принципиальных оснований общения. Он сам отбирает из богатых способов общения то, что считает важным для воспитания детей. Безусловно, в этом вопросе, скорее, решает уровень культуры классного руководителя, чем его согласие или несогласие с педагогическими рекомендациями.

Первый жесткий принцип – это обращение к человеку по имени. Имя – обозначение присутствия личности в мире, название личности, форма обращения к личности. Имя, в психологической оценке, - самое сладкое слово для носителя имени.

Можно, чтобы ребята называли друг друга по имени в его уменьшительно-ласкательной форме. Такой вариант очень плодотворен, ибо владение ласковой формой обращения даёт ребёнку метод укрепления взаимоотношений с близкими и дорогими для него людьми.

Второй принцип общения – это доброжелательность. Он вносится в группу, в первую очередь, педагогом. Это он появляется в группе в «платье доброжелательности», а дети зеркально отражают такое отношение: мимика и пластика, интонации и лексика – всё несёт в себе благожелательность и расценивание партнёра как достойного лица. И как только прозвучит агрессия в самой малой мере, педагог немедленно корректирует ситуацию, не допуская агрессии в адрес другого.

С первого момента встречи с группой (с 5-м классом) и на протяжении всей истории работы с нею педагог упорно внедряет идею взаимной благодарности каждого каждому за совместную работу: правило «спасибо в ответ на спасибо», неуклонно исполняется сначала педагогом, затем детьми тоже.

Одно из самых сложных для детей, с их предметным восприятием мира, оснований взаимоотношений в группе является принцип неприкосновенности личности. В школьном варианте он звучит обычно как «нельзя посягать на другого человека». Содержание этого основания довольно широко: неприкосновенность предметного мира другого человека (нельзя трогать чужие вещи), неприкосновенность личностного пространства (соблюдай дистанцию во взаимоотношениях), неприкосновенность внутреннего мира души (не спрашивай о тайнах души, не задавай больных вопросов, не раскрывай мир другого для окружающих без воли другого), запрет на любого порядка ущерб личности (не доставляй неприятности, неудобства, боли, горя другому человеку, не ставь его в невыгодное для его репутации положение).

Уважение индивидуальности (принятие другого как данности) со временем становится одним из сильнейших принципов жизни класса. Подчёркивая индивидуальные особенности, выявляя персональную исключительность каждого ученика класса, классный руководитель тем самым формирует одно из наивысших ценностных отношений – интерес к другому.

Следующий принцип допускает право каждого (в то числе, и педагога) на ошибку, оплошность, неудачу в деятельности и поведении.

В число этических основ осталось включить еще одно – безусловная помощь друг другу и, чисто по-российски, бескорыстная помощь друг другу. В будущем эти акты бескорыстной помощи помогут детям понять и принять ценность добра как основания жизни.

Внедрение обозначенных этико-психологических основ на период первоначальной работы с детьми не сразу даст прочные результаты. Следует терпеливо ждать, сохраняя свои позиции и утверждая внесённые основы взаимоотношений. Они станут развиваться и углубляться, обогащаться.

V. Методика «Социометрия», позволяющая изучить межличностные отношения в коллективе.

Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в коллективе. Основоположник социометрии известные американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал это метод.

Совокупность межличностных отношений в группе составляет первичную социально-психологическую структуру, характеристика которой во многом определяет не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно судить о социально-психологической совместимости членов группы.

Результаты ответов переносят на так называемые  матрицы выбора. Их число соответствует числу критериев. Матрица выбора является основой для социометрического анализа. Для удобства обработки данных каждый член группы получает свой номер и далее на протяжении всех этапов эксперимента фигурирует под ним. При исследовании школьного класса номера учащимся присваиваются согласно номеру алфавитного списка. Исходя из данных матрицы, можно определить величину социометрического статуса любого члена группы.

    Обработка результатов социометрического изучения коллектива осуществляется следующим образом: в заготовленной социометрической матрице фиксируются выборы участников. Потом осуществляется подсчет выборов, полученных каждым участником, и находятся взаимные выборы, которые подсчитываются  и  записываются. Далее результаты экспериментов оформляются графически в виде таблицы, которая позволяет увидеть выборы учащихся в учебной деятельности, игровой деятельности и межличностном общении, дружбе.

VI. Формирование воспитанности и культуры поведения.

Раньше очень много говорили о воспитанности. В последнее время чаще говорят о развитии качеств личности. Между тем, в человеке нет ничего чисто внешнего, нет ничего чисто внутреннего. Внутреннее лишь тогда ценно, когда оно проявляется в повседневной жизни и общении. Еще Джон Локк заметил: «В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости… ученость становится в нем педантизмом, остроумие – шутовством, простота – неотесанностью, добродушие – льстивостью. Хорошие качества составляют существенное богатство души, но только благовоспитанность служит для них оправой…»

Воспитанность – качество личности, в котором органически слиты культура общения, культура внешности и культура удовлетворения потребностей (бытовая культура).

Конечно, ребенок не может быть от рождения воспитанным. Он не знает правил, принятых в обществе, в котором он живет. Выделяют три уровня усвоения правил этикета детьми:

  • для детей дошкольного возраста самое главное не мешать окружающим. Конечно, уже в этом возрасте ребенок должен благодарить за оказанную услугу, приветствовать при встрече знакомых людей;
  • дети младшего школьного возраста воспитываются под девизом: «Будь приятен людям!» Ребенок должен понимать, что такое тактичность, уметь сделать комплимент. Его поведение должно быть уместным (со сверстниками – одно, со старшими – другое);
  • перед подростком ставится более сложная задача: «Умей помочь окружающим  людям!» В этом возрасте ребенок уже должен уметь видеть, что нужно окружающим, предложить свою помощь,  в случае необходимости осуществить ее.

Если на первом этапе достаточно просто рассказывать и отрабатывать правила поведения, то на втором и третьем этапе важно знание психологии. Понимание себя, понимание окружающих – первое условие эффективного общения. Учите ребенка анализировать ситуации, корректировать свое поведение. Развивайте у ребенка чувство юмора, это поможет ему в трудных жизненных ситуациях.

Важный компонент воспитанности – культура внешности. Приучите ребенка к чистоте и опрятности.  Еще в раннем детстве ребенку внушают: «Тот приятен, кто опрятен». Смысл этого немудреного правила должен быть усвоен как можно раньше. От этого зависит, захотят ли общаться с вашим ребенком окружающие. Учите его быть уместным в одежде, объясняйте, что не всякую одежду можно носить в школу. Это время, когда ребенок пытается примерить вещи вызывающие, порой несовместимые. Будьте терпеливы, объясняйте, показывайте собственным примером. Если правильно действовать, то это обязательно пройдет.

Нельзя быть культурным человеком в обществе, если в доме отсутствует элементарная бытовая культура. В одном из писем А.П.Чехов, перечисляя признаки, которыми должны обладать воспитанные люди, писал: «Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде… дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу». Воспитанность человека полно проявляется в том, как удовлетворяются его потребности. А поскольку сфера удовлетворения потребностей – быт, то можно предположить, что именно в быту формируются все навыки поведения.

Говорят, что воспитанность человека определяется не тем, как человек ведет себя в обществе, а тем, что он делает наедине с сами собой. В воспитании культуры важную роль играет семья. Как организована жизнь семьи? Как вы обедаете? Как отдыхаете? Это не просто праздные вопросы, это этапы формирования культуры поведения вашего ребенка.  Нарушая правила этикета, нельзя рассчитывать на то, что ребенок будет воспитанным. Надо помнить об этом.

Любое качество личности, в том числе и воспитанность, - долго зреющий плод. Воспитанность формируется в процессе регулярного воздействия школы и семьи, в результате контроля и требовательности взрослых, их постоянного внимания к этой стороне развития ваших детей.

VII. Воспитание самостоятельности у детей.

Самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в незнакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

Самостоятельность не является врожденной чертой, она формируется по мере взросления ребенка, причем, взрослый  может способствовать ее формированию, а может и задерживать.

Осложнения  этого процесса возможны в подростковом возрасте. Обостренная потребность в самоутверждении у подростков нередко основывается на искаженном представлении о самостоятельности, которая воспринимается ими как полная независимость от чужих мнений, советов и оценок. При этом демонстративное отвержение авторитета старших нередко сочетается с собственной пассивностью.

Что нужно делать родителям и учителям, чтобы развивать самостоятельность:

  1. Не упрекайте детей в безалаберности и отсутствии активности.
  2. Даже если навык самостоятельности к этому возрасту сложился, ребенок раньше умел самостоятельно решать свои проблемы, то в подростковом возрасте этот навык может  иметь неустойчивый характер. Следует относиться к этому терпимо.
  3. Если вас что-то расстроило в поведении ребенка, скажите ему об этом спокойно, не повышая тона, расскажите об ответственности друг перед другом.
  4. Оговорите с ребенком еще раз   его обязанности, помогайте анализировать результаты его деятельности.
  5.  В случае возникновения каких-либо проблем, обсудите варианты разрешения этих проблем, побудите ребенка самостоятельно решить эти проблемы, обсудите полученный в результате этого негативный или позитивный опыт. Любой опыт в этом случае важен.
  6.  Не стремитесь делать что-либо за детей, дайте им возможность жить самостоятельно, иначе они этому никогда не научатся.
  7.  Учите принимать самостоятельные решения. Обсуждайте варианты с ребенком, но никогда не берите на себя ответственность в принятии окончательного решения.
  8. Никогда не выясняйте отношения с друзьями и учителями ребенка, это тоже его проблемы, и он должен их решать сам.

Помните: если не учить ребенка самостоятельности, то это большая ошибка, потому что растёт человек, которому будет очень трудно жить в этом мире.

VIII. Требования к классному руководителю.

Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Он гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном обществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствующих формированию навыков самовоспитания обучающихся.

Его работа направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности, «лица» классного сообщества. В то же время, классный руководитель заботится о позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя общению.

Педагог должен занимать позицию человека культуры, создавать вокруг себя  единое пространство - целостную, гуманную, обучающую и воспитывающую среду, в которой охраняется и воспроизводится целостный мир детства, обеспечивается психологический комфорт, духовно-нравственное благополучие и достижение успеха во всех сферах жизнедеятельности детей, успешное общекультурное и индивидуально-творческое развитие каждого ребенка, адаптация к его социуму. Это особая охранительная социальная среда жизнедеятельности ребенка, в которой не ущемляются его достоинства, где ребенок чувствует, что он находится под защитой и имеет возможность реализовать свои способности и умения.

Чтобы удовлетворить этим требования учитель, классный руководитель должен:

-         иметь ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;

-         проявить гуманную педагогическую позицию;

-         заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;

-         уметь создавать и постоянно обогащать культурно-воспитательную и предметно-развивающую образовательную среду;

-         уметь работать с содержанием воспитания, придавая ему личностно-смысловую направленность;

-         проявлять заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка;

-         иметь психологическую подготовку и уметь работать с личными и жизненными проблемами детей.

 Уточняя и корректируя деятельность педагога в контексте педагогической поддержки можно назвать нормы поддержки:

-         любовь к ребенку и, как следствие, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживание, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;

-         приверженность диалоговым формам общения с детьми, умение с ними говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать ребенка;

-         уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;

-         ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;

-         признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, признание роли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право на «хочу» и «не хочу»);

-         поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;

-         уметь быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника), готовность ничего не требовать взамен;

-         собственный самоанализ воспитателя, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива»

Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональна...

Выступление на тему "Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика"

              Помочь ребенку, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель. С помощью классного руководителя к...

Педагогика сотрудничества как основа становления классного коллектива

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» городского округа Стрежевой, Томской области Педагогика сотрудничества как основа станов...

Духовно-нравственное развитие и становление личности учащихся в классном коллективе.

Данный материал имеет методическое содержание по воспитанию школьников в коллективе в духовно-нравственном направлении. Приводятся приемы методов воспитания, которые можно использовать на классных час...

Воспитание дисциплинированности у школьников, как фактор становления коллектива

Теоретическое обоснование основной идеи педагогического опыта.          Тема: «Воспитание дисциплинированности у  школьников, как фактор становл...

Театрализация, как средство познания и становления коллектива

Это статья о применении различных видов театрализации для более быстрого узнавания детей, и способностей, что способствует улучшению работы как классного руководителя, а также более плодотворной работ...

«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива: приемы сплочения классного коллектива»

Статья будет полезна классному руководителю. В статье описаны приемы сплочения классного коллектива....