Духовно-нравственное развитие и становление личности учащихся в классном коллективе.
статья (7 класс) по теме

Грунина Ирина Геннадьевна
Данный материал имеет методическое содержание по воспитанию школьников в коллективе в духовно-нравственном направлении. Приводятся приемы методов воспитания, которые можно использовать на классных часах и во время бесед с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokinut_schastem_budet_tot.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

“Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит”.
Саади

Вопросы воспитания, обучения и развития личности  остаются одной из главных проблем современного общества. Цель воспитания школьников - создание условий для формирования и развития ЛИЧНОСТИ - высококультурной, интеллектуальной, социально активной, успешной, гуманной. Наряду с тем, что ФГОС является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени основного общего образования и включает в себя множество направлений, стандарт направлен  на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Задачей каждого педагога является воспитание разумного, духовно-нравственного человека. В настоящее время перед обществом стоит острая проблема – моральная деградация общества, национализм, разрушение фундамента нравственности. Эти проблемы и предстоит решить с помощью ФГОС, которые выдвигают на первое место такие базовые национальные ценности, как патриотизм, социальную солидарность, гражданственность, семью, труд и творчество, науку, искусство, литературу, человечество, природа.

Основное назначение классного руководителя – создание условий для раскрытия потенциала талантов ребенка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ученика, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования.  Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Свою деятельность классного руководителя я строю на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе.

В моей  работе  есть опора, без которой мало что получилось бы. Это глубокие, прекрасные традиции нашей школы. Всю свою воспитательную программу я  основываю на Программе воспитательной деятельности Мумринской  СОШ, которая носит название «Личностно-ориентированный подход к воспитанию школьников». Цель программы: воспитание и развитие свободной, талантливой, физически развитой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению. На основе этого, мной, как классным руководителем на протяжении последних двух лет решались следующие воспитательные задачи:

  1. Воспитывать любовь к малой Родине, семье, природе родного края, народным традициям.
  2. Учить доброте, милосердию, отзывчивости, толерантности.
  3. Воспитывать интерес к учебе, стремление повышать качество своих знаний, способствовать развитию нравственного и духовного мира детей.
  4. Учить самостоятельности, умению отвечать за свои поступки, нести за них ответственность.
  5. Формировать правосознание ученика, гражданскую позицию.
  6. Пропагандировать здоровый образ жизни, любовь к физкультуре и спорту.
  7. Организовывать сотрудничество и взаимодействие обучающихся, учителей и родителей.
  1. Вышеперечисленные  задачи включает в себя и новый стандарт, это говорит о том, что классные руководители несомненно ведут работу по духовно-нравственному развитию и становлению личности.  Среди многих воспитательных направлений в работе с классным коллективом нравственное воспитание – это непрерывный процесс.  Работая в данном направлении, я  наряду с традиционными классными часами провожу беседы, диспуты, на которых ребята обсуждают реальные события, происходящие с ними или их близкими.  Это  дает возможность понять точку зрения каждого и организовать свою работу в нужном направлении.

Очень часто в ходе беседы с ребятами я использую  притчи как метод  духовно- нравственного  воспитания.

  1. Притча    «О двух волках»
  2. Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
  3. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, ложь…  Другой представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, верность…
  4. Маленький индеец задумался и спросил:
  5. - А какой волк побеждает?
  6. Старик улыбнулся и ответил:
  7. - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Притчи очень нравятся детям, они охотно их обсуждают, ищут смысл, делают выводы.

Игра как метод  духовно-нравственного воспитания.

  1. Спасаем друзей ( ситуации на карточках).
  2. Учимся уважать друг друга ( встаем вкруг и кидаем мяч со словами, за что мы уважаем друг друга).
  3. Нити дружбы (клубок с нитью единства). Сердечко честности (сердечко из картона разлиновано на клеточки).
  4. Наряду с вышеперечисленными методами я использую:
  5. Экскурсии!
  6. Походы! Совместные поездки с родителями по музеям и историческим местам! Поздравления с национальными праздниками! Участие в трудовых и благотворительных акциях!

      МБОУ «Мумринская средняя общеобразовательная школа»

 

Доклад на тему:«Духовно-нравственное развитие

     и становление личности учащихся

                 в классном  коллективе»

                                                                                           Подготовила учитель  

                                                                                           русского языка и литературы

                                                                                           МБОУ «Мумринская СОШ»

                                                                                           Грунина Ирина Геннадьевна.

                                                  2012 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в становлении личности учащегося

Если классный руководитель содержательно и умело будет, осуществляет воспитательную работу по стимулированию учебно-познавательной деятельности учащихся, вовлечению их в разнообразные виды труда...

Духовно-нравственное развитие и становление личности учащихся в классном коллективе.

Материал содержит обобщение педагогического опыта по воспитанию школьников....

Духовно-нравственное развитие и становление личности учащихся в классном коллективе.

Материал содержит методические рекомендации по воспитанию учащихся....

Программа воспитательной работы 5-11 класс «Формирование и развитие творческой личности учащихся в классном коллективе»

Программа воспитательной работы 5-11 класс  «Формирование и развитие творческой личности  учащихся в классном коллективе»...

Презентация программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности для учащихся 1-4 классов "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка).

В презентации программы внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка) представлены цель и задачи курса, формы и режим проведени...