Рабочая программа по литературе
рабочая программа (6 класс) на тему

Баргамон Ольга Александровна

Данная рабочая программа по литературе составлена  на основе:

1)      Стандарта основного общего образования по литературе (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 года № 1089 « Об утверждении федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего ( полного) общего образования);

2)      Авторской программы по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель В.Я. Коровина, В.И.Коровин)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass._rabochaya_programma_po_literature.docx78.04 КБ

Предварительный просмотр:

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по литературе составлена  на основе:

  1. Стандарта основного общего образования по литературе (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 года № 1089 « Об утверждении федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего ( полного) общего образования);
  2. Авторской программы по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель В.Я. Коровина, В.И.Коровин)
  3. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год (Приказ МинОбр и науки РФ №253 от 31.03. 2014г. «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при  реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
  4. Областного базисного  учебного плана общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2014/2015 учебный год

(Приказ МО и Н Челябинской области от 6.05.2014 года № 01-269 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2014/2015 учебный год»);

  1. Инструктивно-методического письма МО и Н Челябинской области, ЧИППКРО «О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных  учреждениях Челябинской области в 2014-2015 учебном году» (Приложение 2 к письму МО и Н Челябинской области

от 28.06.2014 №  103/3073)

  1. Учебного плана МАОУ СОШ  № 90 на 2014-2015 учебный год

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение  учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и  разделов учебного  предмета с учётом межпредметных и внутрепридметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей  учащихся.

    Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно- эстетическим ценностям нации и человечества.

          Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально- эстетической реакции читателя. Её  качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объём историко- и теоретико- литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико - литературных понятий:

        − осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

 выразительное чтение художественного текста;

 различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

 ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

 заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

 анализ и интерпретация произведения;        

 составление планов и написание отзывов о произведениях;

 написание сочинения по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

 целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умение работать с ними.

Целевая направленность изучения литературы

Изучение литературы в основной школе направленно на достижение следующих целей:

  • воспитание  духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и  понимание авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и теоретико- литературных понятий; овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общественного содержания; грамотно использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний

Общеучебные  умения, навыки и способы деятельности

           Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно - следственных связей;
  • сравнение и сопоставление;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;
  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезиса, конспекта;
  • подбор аргументов, формирование выводов, отражение в устной или письменной  форме результатов своей деятельности;
  • использования для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари и др.
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения литературы ученик должен

знать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов;
  • изученные теоретико- литературные понятия;

уметь:

  • воспринимать и анализировать (элементы анализа) художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно- выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать своё отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста ( устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Уроки развития речи

Контрольные работы

1.

Введение

1

2.

Устное народное творчество.

3

1

3.

Из древнерусской литературы

1

4.

Из русской литературы 19 века

30

3

1

5.

Из русской литературы 20 века

24

4

6.

Из зарубежной литературы

9

7.

Из литературы народов России

2

Итого

70

7

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п)п

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

 Требования к уровню подготовки уч-ся

Межпредметные связи

Виды контроля

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

I четверть (18 ч.)

1

Литература открывает мир

1

Литература как художественное отображение жизни. Книга и её роль в жизни.

Знать: о роли книги в жизни человека; уметь: подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг

Русский язык: словарная работа(кругозор, интеллект, культура общения)

Ответить на вопросы: почему автор статьи В.Шкловский называет книгу «дорогой»?

Ответить на вопрос: приходилось ли вам участвовать в обрядовых праздниках? Расскажите о своих впечатлениях

Устное народное творчество (3 часа)

2

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

1

Календарно-обрядовые песни: колядки, масленичные, весенние, осенние. Эстетическое значение обрядового фольклора

Знать: определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор»уметь: соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народного календаря, анализировать их тематику

Русский язык: словарная работа (жито, толокно, лапта, серп, долговая)Музыка: песни обрядового фольклора, ИЗО: иллюстрация Б.Кустодиева «Масленица». Чем народная обрядовая поэзия привлекает художников?

Выразительное чтение обрядовой песни(по выбору)

Групповые задания: подготовить песенное исполнение обрядовых песен

3

Пословицы и поговорки

1

Малые жанры народного творчества. Многообразие тематики

Знать: определение понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка» их отличительные особенности, средства художественной выразительности

Литература: постоянный эпитет, метафора, антитеза. Источники пословиц и поговорок

Подобрать синонимы к пословицам

Составить устный рассказ, используя понравившиеся пословицы

4

Урок развития речи. Фольклорный праздник

1

Народная мудрость и неисчерпаемое богатство русского фольклора

Уметь в собственном высказывании использовать богатые возможности русской народной речи

Музыка: обрядовые песни в исполнении фольклорных ансамблей. ИЗО: репродукции художника Б.Кустодиева

Конкурс устных рассказов с использованием поговорок и пословиц

Прочитать из «Повести временных лет» сказание «Принятие христианства на Руси». Подготовить связный рассказ о том, как произошло крещение на Руси

Из древнерусской литературы (1час)

5

Русская летопись. «Повесть временных лет» -историческая энциклопедия. «Сказание о Белгородском киселе»

1

Русская летопись и история её возникновения . Связь древнерусской литературы с устным народным творчеством.

Знать: определение понятий «древнерусская литература», «летопись», «летописание».Уметь: отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества

История: принятие князем Владимиром христианства на Руси. ИЗО: репродукция картины В.В.Васнецова «Нестор-летописец». Русский язык: словарная работа(печенеги, вече, поведали, корчага, восвояси)

Выразительное чтение фрагмента сказания, Письменно ответить на вопрос: «Какие наставления содержит сказание?»

Групповые задания: прочитать и подготовить устные сообщения «Портрет Пушкина», «Пушкин и его друзья»

Из русской литературы 19 века (29 часов)

6

Басня как жанр. И.И.Дмитриев «Муха». Противопоставление труда и безделья

1

Знать определение басни

Выразительно читать

7

Мастерство Крылова-баснописца «Ларчик», «Листы и корни».

1

Слово о баснописце

Уметь выразительно читать басню,  отвечать на вопросы,

Ответ на вопрос: « Что осуждает в своих баснях И.Крылов?»

8

И.А. Крылов «Осел и соловей»

1

Комическое изображение

наизусть

9

А.С.Пушкин.  Слово о поэте. Тема дружбы в стихотворении . «И.И. Пущину»

Развитие речи. Двусложные размеры стиха

1

Лицейские годы и лицейская лирика А.С. Пушкина. Жанр стихотворного послания

Знать: факты биографии А.С. Пушкина и периоды его творчества, историю создания стихотворения, определение понятия «эпитет»

Уметь определять двусложные размеры стиха

ИЗО: репродукция картины худ. И.Репина «Пушкин на лицейском экзамене». Русский язык: словарная работа(благословить, провиденье, заточенье). Подобрать синонимы к словам: огласить, утешенье, озарить.

Ответить на вопрос «Какие средства художественной выразительности использует поэт, чтобы передать чувства лирического героя стихотворения?

10

Стихотворение А.С. Пушкина «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

1

Период кишинёвской ссылки в жизни поэта. Вольнолюбивая лирика Пушкина

Знать: определение понятий «композиция», «интонация стихотворения».Уметь: объяснять особенности композиции стихотворения

Литература: текст первоначального варианта стихотворения:  какие строки изменил поэт? Как изменился при этом смысл стихотворения?

Какие художественные средства помогают создать особый эмоциональный колорит?

Выучить стихотворение наизусть. Прочитать стихотворение «Зимнее утро»

11

Стихотворения Пушкина «Зимнее утро», «Зимняя дорога» -гимн родной природе.

1

Пейзажная лирика А.С.Пушкина

Знать: какие художественные средства использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа.

Русский язык: подобрать синонимы к словам нега, взор, лежанка. ИЗО: иллюстрация к стихотворению»Зимнее утро» худ. Б.А.Дехтерева

Устное словесное рисование

Наизусть  одно из стихотворений

12

Роман А.С. Пушкина «Дубровский». История создания. Троекуров и Дубровский: столкновение своенравных характеров

1

История создания романа, время, отраженное, в нем. Проблематика произведения

Знать историю создания романа, понимать зависимость поведения человека от социальной среды; уметь составлять план в соответствии с  рассказом учителя

История: исторический комментарий, литература: история помещика Островского, русский язык: словарная работа(подобострастие, лесть, тщеславие, кичиться, холоп, притязание, земской судья

Ответить на вопрос: Как проявились характеры обоих бывших друзей во время и после ссоры? Что помешало им помириться?

Прочитать главы 5-11, подготовить художественный пересказ эпизода «Обед в Покровском»

13

Образ благородного  «разбойника» в романе Пушкина «Дубровский»

1

Протест В.Дубровского против произвола и деспотизма, анализ 5-11 глав

Знать содержание  анализируемых глав, уметь анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе

ИЗО: иллюстрации худ. Б.Кустодиева и Д.Шмаринова; подобрать цитаты из текста к каждой иллюстрации

Ответить на вопрос: Что толкнуло офицера и дворянина на путь разбоя и грабежа?

Прочитать роман до конца, подготовит ь художественный пересказ эпизода с кольцом, используя цитирование

14

Трагические судьбы В.Дубровского и М.Троекуровой

1

Воспитание и характер М.Троекуровой, её взаимоотношения с отцом

Знать содержание анализируемых глав романа, уметь составлять  устное описание портрета героя, включая в него цитаты из текста

Устно описать героиню романа

Составить простой план романа

15

Сюжет и композиция романа «Дубровский»

1

Композиция и сюжет. Источники, послужившие основой сюжета

Знать определение понятий «композиция», «сюжет», уметь составлять простой план

Определить последовательность событий, развивающихся в романе. Выделить завязку, кульминацию. В чем заключается особенность сюжета?

Нарисовать герб Троекуровых и герб Дубровских

16

Урок развития речи. Сочинение – сравнительная характеристика «Два помещика» по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

1

Последовательность раскрытия темы. Художественные средства, с помощью которых автор рассказывает о своих героях. Основание для сравнения

Знать содержание романа, последовательность раскрытия темы; уметь находить в тексте описания помещиков, отбирать материал для сочинения

Дописать сочинение.

17

А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести

1

Знакомство с циклом повестей, историей создания

Прочитать повесть «Выстрел» из цикла А.С. Пушкина «Повести Белкина»

18.

НРК. Урок внеклассного чтения. А.С. Пушкин «Выстрел»

1

II четверть  (14 ч.)

19

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Тучи». Мотив одиночества и тоски поэта-изгнанника

1

Детские годы поэта в Тарханах. Жизнь М.Ю.Лермонтова в Москве. Особенности поэтических интонаций стихотворения

Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности указанного периода, историю появления стихотворения «Тучи». Понятия «эпитет», «художественное сравнение», «антитеза», «инверсия», «лексический повтор»

Русский язык: словарная работа (странники, лазурная, изгнанники, клевета, чужды). Выписать эпитеты вместе с определяемыми словами. Музыка: П.И.Чайковский. Симфония №5. Как композитор средствами музыки изобразил мотив неволи, узничества?

Ответить на вопросы: как  меняется характер отношения лирического героя к тучам. В чем Лермонтов находит сходство своей участи с «судьбой» тучек?

Выучить стихотворение наизусть, нарисовать к нему иллюстрацию

20

Восточное сказание Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты.

1

Разрушение красоты и гармонии человека с миром природы. Особенности композиции стихотворения.

Знать определения понятий, понимать сюжет, уметь определять в поэтическом тексте художественные средства языка, их роль.

Русский язык: словарная работа (аравийская земля, роптать на Бога, очи караван, Пророк)

Групповые задания: проследить как меняется интонационный строй речи

Подготовить выразительное чтение стихотворения

21

Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «На севере диком», «Утес», «Листок»

1

Антитеза как основной композиционный прием стихотворений. Особенности выражения мотива одиночества.

Знать определения понятий: композиция, поэтический образ, образ-символ, аллегория, понимать настроение стихотворения, уметь определять средства художественной выразительности

Русский язык: словарная работа( гонимый, чинара,пришелец), ИЗО: Н.И.Шишкин «На севере диком». Какими средствами живописи художник выразил настроение стихотворения?

Выразительно прочитать диалог Листка и Чинары по ролям.

Наизусть одно из понравившихся стихотворений. Прочитать рассказ «Бежин луг». Инд. Задания : подготовить устное сообщение об И.С.Тургеневе

22

Мастерство И.С.Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бежин луг». Смысл названия рассказа.

1

 И.С.Тургенев - мастер  пейзажа. Изображение природы в рассказе. Роль детали. Смысл названия рассказа

Знать содержание рассказа, определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка»; понимать, почему в рассказе особое внимание уделено описаниям природы; уметь анализировать указанные эпизоды текста.

Русский язык: словарная работа (лучезарный, лазурный, гуртовщики). ИЗО: репродукция картины В.Маковского «Ночное». Какой пейзаж полнее и разностороннее: словесный или изображенный художником на полотне?

Какую роль в рассказе играют описания природы, смены дня и ночи? Что символизируют тьма, ночь, рассвет и утро?

Выучить близко к тексту отрывок из рассказа Тургенева «Бежин луг» (на выбор). Инд. Задание: подготовить сообщение о Ф.И.Тютчеве

23

И.С.Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей.

1

Цикл рассказов «Записки охотника», их гуманистический пафос. Изображение крестьянских детей в рассказе: портреты героев как средство изображения их характеров.

Знать факты биографии и творчества писателя; понимать авторское отношение к героям; уметь связно рассказывать о героях, описывать их по иллюстрациям.

Русский язык: словарная работа(армячок, голенища, неказистый, щеголять, портки, онучи)ИЗО: Репродукция картины В.Макавского «Ночное» Кого из мальчиков «Бежина луга» напоминают фигуры детей на картине Маковского?

Найти в тексте и отметить пейзажные зарисовки. Художественный пересказ о Бежине луге, включив в него эпитеты, метафоры сравнения, использованные И.Тургеневым

24

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело», «Листья»

1

Ф.И.Тютчев – русский поэт 19 века

Знать автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой»,»строфа», через восприятие человека«монолог»; понимать основной прием пейзажной лирики Тютчева – изображение природы

Русский язык: выписать из стихотворения ключевые слова-образы. Музыка: романс на стихи Тютчева «Весенние воды» ( муз. С.Рахманинова) Что побудило композитора обратиться к поэтическим строкам Тютчева?

Нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворений. Подготовить выразительное чтение стих «Листья»

Подготовить сообщение об А.А.Фете

25

А.А.Фет. «Учись у них у дуба у березы», «Ель рукавом мне тропинку завесила»

1

А.А.Фет – русский поэт 19 века. Жизнеутверждающее начало в лирике А.Фета

Знать автора и факты его биографии, литературной деятельности

Музыка: Ф Шуберт «Аве Мария». Как  музыка Шуберта соотносится со стихотворением «Ель рукавом мне тропинку завесила»? Чему призывает учится поэт у дуба ,у березы?

Какие художественные приемы помогают поэту передать эмоциональное состояние одинокого путника в лесу?

Групповые задания. Подготовить программу концерта, посвященного лирике Ф.Тютчева, и А.Фета

26

Н.А. Некрасов. «Железная дорога»

1

Н.А.Некрасов – певец тяжелой доли русского народа. Величие народа в созидании духовных и материальных ценностей

Знать автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «фабула»,»сюжет», понимать мысль писателя о тяжелейшем каторжном труде рабочих, сочувствии им автора, уметь связно рассказывать о поэте.

Русский язык: словарная работа(кочи,  десятник, колтун, заступ, скопище, подрядчик, недоимка)

Какие жизненные впечатления детства и юности поэта нашли отражение в его творчестве?

 Черты реального и фантастического

27

Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.Некрасова «Железная дорога»

1

Особенности композиции стихотворения

Знать определение понятий «эпиграф», «фантастика», «пейзаж», «поэтическая интонация», «риторический вопрос»; уметь определять средства художественной выразительности, элементы фабулы, роль эпиграфа в стихотворении

Выписать из стихотворения строфы, в которых сосредоточена основная мысль поэта. Почему стихотворение посвящается детям?

Выучить наизусть отрывок из стихотворения «Железная дорога»

28

Н.С. Лесков «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Изображение русского характера

1

Понятие о сказе. Национальный характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительные черты русского человека

Знать автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятия «сказ»; понимать, как сочетается эпическое повествование с народной простотой; уметь воссоздавать портрет главного героя

Русский язык: записать синонимы к словам: шедевр, шабаш, дерябнул; дать толкование афоризму «блоху подковать». ИЗО: рассмотреть две обложки к сказу «левша» художников Н.Кузьмина и Кукрыниксов. Как каждый художник изобразил Левшу и других героев. Устно создайте свою иллюстрацию

Рассказать о характере Левши, используя цитатный план. Ответить на вопрос:»Почему косой левша в сказе не имеет имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы?

Подготовить чтение по ролям сцен «Платов у туляков», «Англичане дарят стальную блоху царю Александру Павловичу»

29

Народ и власть в сказе

1

Проблема народа и власти в сказе. Авторское отношение к героям. Роль антитезы. Образ повествователя.

Знать содержание сказа; понимать, какое отражение в сказе нашла проблема взаимоотношения народа и власти; уметь объяснять каково авторское отношение к героям, роль образа повествователя в сказе.

История: Платов русский военный деятель, соратник А.В.Суворова. Чем отличается изображение Платова от сообщения о генерале в сказе Лескова?

Каково авторское отношение к героям?

Выписать из текста пословицы и поговорки, примеры новых слов. Ответить на вопрос: «Кто и когда их произносит?»

30

Особенности языка Н.Лескова «Левша»

1

Сказ Лескова и фольклор. Особенности языка. Понятие каламбура

Знать и понимать сходство и различие между сказом Лескова и волшебной народной сказкой; понимать роль простонародных и новых каламбурных слов и оборотов в сказе; уметь выделять приемы сказочного повествования, определять их роль в произведении.

Русский язык: словарная работа (неологизмы,каламбур, омоним; фразеологизмы(маху дали, дело вдовье, снег на голову)

Написать сочинение «За словесной игрой не только забава, но и обличение». Подготовиться к контрольной работе

31

Урок контроля. Контрольная работа  по сказу Н.Лескова

1

Изображение русского характера. Народ и власть в сказе. Особенности сказа.

Уметь давать краткий и развернутый ответы на вопросы, обосновывать свою точку зрения в небольшом сочинении-рассуждении.

Контрольные задания по сказу Н.Лескова

Прочитать рассказ Н.Лескова «Человек на часах»

32

Урок развития речи. Трехсложные размеры стиха.

1

Стопа. По

Этический размер. Ударный и безударный слоги. Трехсложные размеры: дактиль, анапест, амфибрахий

Знать определения понятий «стопа»,»дактиль», «анапест», «амфибрахий», уметь определять размер стихотворений

Литература. М.Ю. Лермонтов «На севере диком». Определить размер стихотворения

Составить сводную таблицу «Двусложные и трехсложные размеры стиха»

Найти примеры стихотвор29ений, написанных трехсложными размерами стиха. Инд. Задание: подготовить рассказ об авторе рассказа «Левша»

III четверть (20 ч.)

33

А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Смешное и грустное в рассказе

1

Слово о писателе. Юмор чеховских рассказов. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. Разоблачение чинопочитания и лицемерия в рассказе.

ЗНАТЬ Факты биографии и творчества писателя; содержание рассказа; определение понятия «юмор», «художественная деталь», «антоним»; понимать смысл названия рассказа; уметь делать наблюдения над речью героя, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания

Русский язык: словарная работа (притворство, фальш, чинопочитание, лакейство, приспособленчество); антоним, контраст

Ответить на вопросы. У героев рассказа есть имена. Почему же тогда автор называет их «толстый» и «тонкий»? Только ли внешний вид героев характеризуют эти слова? Что смешно, а что грустно в рассказе?

Прочитать рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника», подготовить его пересказ.

34

А.П.Чехов Рассказ «Смерть чиновника»

1

Юмор и сатира в рассказе «Смерть чиновника». Уродливые явления человеческой жизни (рабская угодливость, чинопочитание)

Знать содержание рассказа; определение понятий «юмор», «сатира». Понимать авторское отношение к уродливым явлениям человеческой жизни

Русский язык словарная работа (самоуничижение, рабская угодливость; юмор, сатира)

Какие человеческие пороки и недостатки высмеивает А.П.Чехов?

Написать сочинение на тему: «За какого человека боролся А.П.Чехов в своих рассказах?»

35

Урок внеклассного чтения НРК П.П. Бажов Сказ «Каменный цветок»

1

Из русской литературы 20 века (22 ч)

36

Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи». Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!». А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы»

1

Наизусть любое стихотворение

37

А.А. Грин «Алые паруса»

1

Слово о писателе. Победа романтической мечты над реальностью.

Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности; уметь составлять тезисный план прочитанной статьи

Русский язык: словарная работа (бриг, фантом, ревостишия, Летучий Голландец)

Составить тезисный план прочитанной статьи учебника. Почему свое повествование А.Грин назвал феерией?

Прочитать сказку-быль А.П.Платонова «Неизвестный цветок»

38

А.П.Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок»

1

Слово о писателе. История создания сказки-были. Авторское отношение к героям.

Знать автора, историю создания сказки-были; понимать, почему автор назвал свое произведение сказкой былью; уметь отличать сказочные и реальные моменты повествования, сравнивать сказку-быль А.Платонова с народными сказками, определять их общее и отличное

ИЗО: иллюстрация худ. В.Горяева, какой эпизод изображен. Русский язык: словарная работа(ветер один гулял по пустырю, сухая мертвая глина, не хотел жить печально)

Ответить на вопросы: Чем сказка Платонова отличается от народных сказок, сказок Пушкина, Ершова. Почему писатель, размышляя о непрерывности жизни, необходимости постоянного труда для её продолжения, создает сказку, героями которой являются цветок и девочка?

Прочитать сказку-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Инд. Задание: подготовить сообщение о писателе

39

М.М.Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца»

1

Слово о писателе. Заочная экскурсия в деревню Дунино на родину

Знать автора, содержание сказки-были; понимать смысл понятий «сказка-быль», «философская притча»; уметь выделять сказочные и реалистические моменты повествования

Отметить художественные образы, отдельные эпизоды, которые можно назвать сказочными

Выделить в тексте эпизоды, связанные с образом Насти. Подготовить план  рассказа о героине произведения.

40

Тропа Насти

1

Характеристика образа Насти: черты характера, поведение, отношение к окружающим.

Знать скрытый смысл прозвища Насти –«золотая курочка», авторское отношение к главной героине; понимать, что жадность, раздражение, озлобление губят душу человека, заставляя забыть о любви и добре; искупить вину перед людьми можно только добротой, любовью и щедростью; уметь находить в указанных эпизодах детали описания, анализировать их.

ИЗО: иллюстрация худ. Е.Рачева. Какой эпизод изобразил художник? Русский язык: выписать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, характеризующими Настю.

Ответить на вопросы: «Почему Настя забыла о Митраше? Что осуждает в её  поведении автор? Чему учит нас автор, изображая в повествовании путь Насти?

41

Тропа Митраши

1

Характеристика образа Митраши: черты характера, поведение, отношение к окружающим. Авторское отношение к герою.

Понимать смысл выражения «мужичок с ноготок», авторское отношение к герою; уметь подробно пересказывать заданные эпизоды, отмечая в них детали описания; уметь прийти к выводу: все тропы человеческие сливаются в одну общую дорогу – дорогу жизни; пройдя испытания, герои поняли, как дороги друг другу.

ИЗО: иллюстрация худ. Е.Рачева. Какой эпизод изобразил художник? Русский язык: найти в описании Митраши слова, которые помогают понять авторское отношение к мальчику

Ответить на вопрос: «Что заставило Митрашу пойти по неизведанному пути? Чему учит нас автор, изображая в повествовании тропу Митраши?

Подготовить цитатный материал к сравнительной характеристике Насти и Митраши.

42

Урок развития речи. Сочинение – сравнительная характеристика Насти и Митраши.

1

Последовательность раскрытия темы. Художественные средства, с помощью которых автор рассказывает о своих героях. Цель сравнения Насти и Митраши

Знать содержание сказки-были, последовательность раскрытия темы; уметь находить в тексте описания Насти и Митраши, отбирая эпизоды для сочинения; определять цель сравнения

Дописать сочинение. Перечитать описание Слепой Елани. С какой целью автор дает это описание?

43

«Великий храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия произведения.

1

Особенности изображения М. Пришвиным мира природы. Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы.

Знать определение понятия «пейзаж»; понимать взаимосвязь между явлениями природы и  жизнью человека; основную идею произведения; уметь находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их с учетом поставленного вопроса; делать вывод о роли в художественном произведении описаний природы.

Ответить на вопросы: «Зачем писатель вводит в повествование рассказ о  «сосне и ели, растущих вместе?»  «Почему этот эпизод помещен в самом начале описания пути героев?» «Какой смысл вкладывает писатель в словосочетание «кладовая солнца»?

Написать сочинение на тему: «Как я понимаю смысл названия сказки-были «Кладовая солнца»?

44

Урок внеклассного чтения. Куприн «Чудесный доктор»

1

Ответить на вопросы учебника

45

Урок развития речи

1

Слово о поэтах фронтового поколения К.Симонове и Д.Самойлове. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне.

Знать авторов стихотворений, факты их биографии, творческой деятельности, понимать, о каких событиях рассказывают стихотворения, какими чувствами проникнуты произведения поэтов-фронтовиков; уметь выразительно читать, передавая при помощи интонации сложную гамму чувств.

История: историко-литературный комментарий; русский язык: словарная работа (солдатки, погост, пажити, полустанок, балагурить, пайка)

Ответить на вопрос: «О ком, о себе или о целом поколении говорит поэт Д.Самойлов в стихотворении «Сороковые»?

Выучить наизусть одно из стихотворений. Прочитать рассказ В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

46

В.П.Астафьев.  Рассказ «Конь с розовой гривой»

1

Слово о писателе. Яркость и самобытность языка рассказа. Авторское отношение к героям. Нравственная проблематика произведения.

Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа; понимать , каково авторское отношение к героям рассказа; уметь выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды, отвечать на проблемные вопросы.

ИЗО: иллюстрация худ. Т.Мазурина. Устно передайте содержание эпизода, изображенного на иллюстрации.

Ответить на вопросы: «Почему детей дяди Левонтия писатель называет «орлы», «орда», «народ». Что можно сказать об авторском отношении к ним? Какие жизненные уроки извлек герой из этой истории?

Составить словарик «сибирских» диалектизмов, местных слов.

47

Урок развития речи . Роль речевых характеристик в рассказе Астафьева «Конь с розовой гривой»

1

в создании образов героев рассказа. Юмор в рассказе.

Знать определение понятий «диалектизмы», «поговорки»; уметь находить и анализировать лингвистические особенности речи героев рассказа; понимать, почему писатель использует диалектные и просторечные слова, поговорки в своем произведении.

Русский язык: словарная работа(увал, туесок, бадога,, заполошная, шаньга, заимка, поскотина. Диалектные и просторечные слова, фразеологизмы в рассказе, их роль.

Выписать поговорки, используемые автором. Какова их роль в рассказе В. Астафьева?

48

В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского»

1

Слово о писателе. Герой рассказа и его сверстники. Отражение трудностей военного времени.

Знать автора , содержание рассказа, понятия «герой-повествователь», «приемы характеристики героя; понимать, в каких трудных послевоенных обстоятельствах развиваются события рассказа; уметь анализировать и сопоставлять эпизоды, делать выводы, как пейзажная зарисовка помогает понять характер героя.

История: трудное послевоенное время(карточная система снабжения продуктами, тяготы колхозного труда); русский язык: словарная работа(полуторка, райцентр, облигации, чирки)

Какие жестокие уроки преподносит герою жизнь? Оказало ли влияние на формирование характера героя то время, в котором он жил?

Подумать над вопросом: «Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки»?

49

Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа

1

Нравственные проблемы рассказа. Жизненные уроки. Роль учительницы в жизни главного героя.

Понимать скрытый смысл названия рассказа; уметь сопоставлять рассказы В.Г. Распутина и В.П.Астафьева, находить черты сходства.

Литература: В. Астафьев «Конь с розовой гривой».Что общего между этим произведением и рассказом В.Распутина «Уроки французского»?

Почему рассказ называется «Уроки французского»? В чем смысл посвящения и предисловия?

Подготовиться к контрольной работе

50

Урок развития речи. Нравственный выбор моего ровесника в рассказах В. Астафьева и В. Распутина

1

Уметь выражать свою точку зрения, вести рассуждения

51

Писатели улыбаются. «Чудики». В.М.Шукшин. Рассказ « Срезал»

1

Слово о писателе. Особенности характеров героев-«чудиков» в рассказе В.М.Шукшина

Знать содержание рассказа; понимать смысл его названия; уметь анализировать характер Глеба Капустина

ИЗО: иллюстрация худ. И.Пчелко. Каким изображен герой рассказа? А каким вы его себе представляете?

Ответить на вопрос: «Против кого направлен смех В.Шукшина?

52

Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Нравственные вопросы в рассказе.

1

Слово о писателе. Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе. Смысл заглавия.

Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа, понимать смысл названия рассказа

История: исторический комментарий (Древняя Греция, Пифагор, Диоген); Русский язык: словарная работа (компромисс, претензия, философствовать); ИЗО: иллюстрация учебника к рассказу. Какие эпизоды изображены?

Ответить на вопросы: «Что общего у героя произведения с рассказчиком из «Тринадцатого подвига»? Можно ли утверждать, что рассказ Ф.Искандера произведение юмористическое?

Написать сочинение о смешном случае из школьной жизни

IV четверть (18 ч.)

53

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А.А.Блок. Стихотворения «Летний вечер», «О. как безумно за окном»

1

Слово о поэте. Трагическое мироощущение человека начала 20 века. Утрата душевного покоя, тоска по гармонии

Знать автора, определение понятий «лирический герой», «эпитет», «художественный образ», «антитеза»; понимать, как лирика А.Блока передает трагическое мироощущение человека начала 20 века; уметь находить в стихотворениях поэта художественные средства языка

Русский язык: словарная работа (мироощущение, душевный покой, гармония, реальность, символ) Литература: как эпиграф помогает понять основную мысль второго стихотворения?

Ответить на вопрос: «Какие художественные средства использует автор, чтобы передать состояние тревоги, волнения, сострадания к людям, лишенным крова?

Подготовить выразительное чтение стихотворения. Нарисовать иллюстрацию к любому стихотворению

54

С.А.Есенин. Стихотворение «Мелколесье. Степь да дали», «Пороша»

1

Слово о поэте и его творчестве. Искренняя любовь к природе.

Знать автора стихотворений, определение понятий «фольклорный образ», «сравнение», «аллитерация»; понимать и чувствовать незатейливость пейзажа, чуждого ярких красок; уметь находить фольклорные образы, средства художественной выразительности, определять их роль.

Литература: пушкинские и лермонтовские традиции в лирике С.Есенина. Музыка: песня «Над окошком месяц» на слова С.Есенина. Какие чувства преобладают в песне – веселые или грустные? Какие еще песни на стихи С.Есенина знаете?

Почему С.Есенин, говоря о дорогой его сердцу природе, не находит высоких, возвышенных слов?

Подготовить сообщение об А.А.Ахматовой

55

А.А.Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие»

1

Слово о поэтессе. Поэтизация родной природы. Своеобразие лирики А.Ахматовой.

Знать автора; понимать, как в одном сложном предложении А.Ахматова передает ощущение весеннего пробуждения природы; уметь выражать впечатления от прочитанного, выразительно читать.

Русский язык: словарная работа (преображение, ассоциация)

Как  по мнению поэта весна преображает чувства?

Выучить стихотворение наизусть

56

Н.М.Рубцов. «Тихая лирика» Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице»

1

Слово о поэте. Основные мотивы лирики поэта

Знать сведения об авторе, основные мотивы его творчества; понимать, что тихо произнесенные выразительные чувства поэта сильны искренней любовью к родине; уметь интонационно передавать песенные напевы лирики: задушевность,  мелодичность.

Музыка: Г.Свиридов. Как музыка композитора помогает восприятию стихотворения? Чем  созвучны стихи и музыка?

Как говорит о своих мыслях и чувствах поэт? Почему лирику Н. Рубцова принято называть «тихой»?

Выучить одно  понравившееся стихотворение наизусть.

 57

Урок внеклассного чтения НРК К.В.Скворцов «Тихая моя родина»

1

Из литературы народов России (2 часа)

58

Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга»

1

Слово о поэте. Тема малой родины в творчестве Г. Тукая. Традиции, обычаи и культура татарского народа. Великая роль книги в жизни человека.

Знать сведения о великом татарском поэте; понимать, что поэзия Г. Тукая вдохновлялась любовью к его малой родине, традициям и обычаям; уметь выразительно читать стихотворения

Литература: что объединяет стихотворения С.Есенина и Г.Тукая?

Чем запомнилась родная деревня Г.Тукаю? Почему поэт так благодарен книгам?

59

Кайсын Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…»,»Каким бы малым ни был мой народ»

1

Слово о поэте. Тема малой родины. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. Тема бессмертия народа.

Знать сведения об авторе; понимать, почему у человека особенно в сложных ситуациях обостряется чувство Родины; уметь объяснять роль художественных приемов, используемых автором.

Литература: как художественные средства помогают понять замысел  стихотворения?

Почему, размышляя о судьбе народа, поэт говорит о родном языке?

Прочитать главы из книги «Легенды и мифы Древней Греции»

Из зарубежной литературы (9 часов)

60

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»

1

Мифы Древней Греции – древнейшие произведения народного творчества.

Знать определения понятий «миф», «мифология», «кифара», «певцы-рапсоды»; время появления мифов; понимать смысл мифов, отличие мифа от сказки; уметь давать характеристику герою, анализировать его поступки.

Русский язык: словарная работа (авгиевы конюшни, яблоко раздора, ахиллесова пята); ИЗО: иллюстрации «Подвиги Геракла». Какие подвиги и эпизоды, с ними связанные,  изображены?

Ответить на вопрос: «Почему для понимания многих произведений культуры и искусства необходимо знать мифы и мифологию?

Прочитать про остальные подвиги Геракла. Худ. Пересказ легенды об Арионе.

61

Сказание о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот. Легенда об Арионе.

1

Слово о Геродоте. Легенда об Арионе. Миф и реальность.

Знать определения понятий «миф», «реальность»; понимать, в чем отличие мифа от легенды; уметь находить в легенде черты реальности, уметь составлять художественный рассказ о герое.

Литература: А.С.Пушкин «Арион»; сопоставить легенду Геродота со стихотворением А.Пушкина: как поэт изменяет сюжетную линию мифа? В чем смысл названия пушкинского стихотворения?

Ответить на проблемный вопрос: «Почему поэты, музыканты, певцы почитались древними греками наравне с героями, совершающими многочисленные подвиги, избавляющими мир от чудовищ?

Прочитать отрывок из»Илиады»(18 песнь) и «Одиссеи», выразительное чтение.

62

Гомер. «Иллиада» и «Одиссея»

1

Жизнь мифа в литературе. Гомер-автор героических поэм.

Знать понятие «героического эпоса», признаки и отличительные особенности героического эпоса, определение понятий «гипербола», «античная мифология», «гекзаметр»;

63

Урок внеклассного чтения. Гомер «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы

1

64

М.Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот»

1

Проблема истинных и ложных идеалов. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность

Ответить на вопросы учебника

65

И.Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка»

1

И.Ф.Шиллер – великий немецкий поэт и драматург. Жанр баллады.

Знать автора, сведения о его биографии и творческой деятельности; определение понятия «баллада»; понимать проблемы, поставленные автором в балладе; уметь соотносить жанровые особенности повести, рассказа и баллады, определять жанр произведения

Русский язык: словарная работа(благородство, достоинство, честь Честолюбие)

Зачем в балладе, которая называется «Перчатка», так подробно описываются звери? Как история с перчаткой раскрыла характеры персонажей и их взаимоотношения

Написать мини-сочинение на тему: «В чем заключается смысл названия баллады И.Шиллера?»

66

П. Мериме. Новелла «Маттео  Фальконе»

1

Слово о писателе.

Знать автора ,сведения о его жизни, творческой деятельностим; определение понятия «новелла»; понимать смысл заглавия новеллы; уметь рассказывать о героях, анализировать их поведение и поступки

В чем смысл названия новеллы? Сравнить прозаический и стихотворный тексты: какова разница чтении двух отрывков?

Прочитать главы из романа «Приключения Гекльберри Финна»

67

Урок внеклассного чтения. М. Твен Роман «Приключения Гекльберри Финна»

1

Слово о писателе, памятнике его героям, Приемы создания детских характеров

Знать автора ,факты его биографии и творческой деятельности, понимать смысл высказывания Э.Хемингуэя; уметь сравнивать поведение Тома и Гека с точки зрения сходства и различия

Рассказать от лица Тома историю освобождения Джима. Как характеризует Тома и Гека их поступок: это баловство, серьезная и благородная затея или еще что-то

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду

68

А. де Сент Экзюпери. «Маленький принц»-философская сказка и мудрая притча

1

Слово о писателе. Основные темы и мотивы

Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «философская сказка», притча «символ»; понимать философский смысл сказки; уметь определять сказочные и реальные элементы сказки

Чем необычен и интересен французский писатель современному читателю?

69

Итоговый урок . Урок контроля. Литературная викторина

1

70

НРК Литературная гостиная. Заочная встреча с поэтами и писателями города Златоуста.

1

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Сценарий

проведения литературной гостиной

«В звучании едином»

Оформление класса: полумрак, на столах цветы, свечи, скатерти.

Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады встрече с вами в литературной гостиной. «В звучании едином» так называется наша встреча.

Видеоклип «В звучании едином».№1

Учитель: Задумывались ли вы когда-нибудь, отчего человек начинает писать гениальные стихи? Откуда берётся удивительный дар заставлять слова звучать по-иному, в новых сочетаниях, от которых у других людей захватывает дыхание и сильнее бьётся сердце? Или всего в двух строчках заставлять человека ощутить целый мир? Мне кажется, что писать стихи - это всё равно, что уметь летать, как птица. Этому нельзя научиться, а вот понимать поэзию может научиться каждый, кому доступны такие «души прекрасные порывы» как любовь, сострадание.

        Поэтому наша гостиная сегодня собрала тех, кто любит или хочет полюбить поэзию, хочет испытать то чувство полёта, которое испытывает каждый, кто её понимает

Песня «Златоустье» Видеоклип№2

Светлый дом у пруда на крутом берегу.

Что-то тянет туда, а войти не могу

Но влечёт за собой мной оставленный след,

Будто реет за спиной этих прожитых лет.

Золотая верста        

Конь крылатый

Над синею Русью

Дорогие места-

Златоустье моё,

Златоустье!

Учитель: Эти строки стихотворения, ставшего песней, принадлежат Константину Васильевичу Скворцову-поэту, драматургу, для которого Златоуст стал отчим домом в далёкие грозные годы Великой Отечественной войны.

Презентация «Этапы жизненного пути»

Выставка книг ( рекомендует библиотекарь)

Библиотекарь:  У всякого поэта своя любимая тема, своё неповторимое «Я». Лирика Константина  Скворцова посвящена трём его любимым темам. Определить их тематику несложно. Послушайте отрывок.

Я не устану всюду повторять

И называть своими именами

То, что веками выстрадано нами:

Отечество, Любимая, и Мать!

 Какие темы вы услышали?

Совершенно верно - Отечество. Каждое стихотворение нашего земляка – это размышление о человеке, его жизненном пути, его деяниях. А Отечество в стихотворениях Скворцова – это и Россия, её судьба, её люди, её природа и,  конечно же, родной Златоуст. Давайте послушаем некоторые стихотворения из сборника  «Берег милый»

«Надежда, вера и любовь»

«Элегия»

Господи, что это с нами стало,

И кого за это нам винить,

Что в России нынче песен мало,

А от нищих некуда ступить?  (стр.277)

Златоусту посвящён целый блок в сборнике, который называется «Берег милый»

Стихотворение с таким названием прочтёт дипломант областного фестиваля молодых ораторов, учащаяся 11 класса Филимонова Катя.

Цикл под названием «Игра в войну» говорит о ненужности войны. Послушайте стихотворение «Сабля».

Очень интересный цикл «Душа приколота дождём», посвящён любимым. Стр. 318

«Матушка пела» именно так в этом сборнике назван цикл его стихов, посвящённых Матери, Женщине.

 

Учитель: Интересно, что лирика Скворцова включает в себя «Сонеты». Это очень сложное по построению стихотворение. Не каждый его может составить, т.к. сонет состоит из 14 строк. У Константина Васильевича прекрасные сонеты. Послушайте один из них. «Я всё снесу, я сильная» стр.335

Учитель: Своими стихами К.Скворцов говорит о любви, дружбе и деяниях человека. Многочисленные стихи посвящены златоустовским друзьям. Давайте послушаем их.

Выразительное чтение стихов учащимися

Учитель: У нас в гостях руководитель школьной литературной студии»Первоцвет» Бондаренко Л.И. Она только что побывала на встрече с К.В. Скворцовым в Переделкино и хочет поделиться впечатлениями с нами.

Ребята, а вы хотите послушать, как свои стихи читает Константин Васильевич?

Просмотр видеосюжета

Учитель: Поэтическую эстафету у Скворцова К.В. переняли учащиеся нашей  школы.  Свои стихи прочтёт победитель литературных конкурсов: «Серебряное копытце» (г. Челябинск), «Волшебная строка»(г. Екатеринбург), «Гренадёры, вперёд» (г. Москва Всероссийский конкурс), «Золотое пёрышко» (г. Москва Международный конкурс) Денисов Лёня.

Константин Скворцов.

Получил в наследство я

Книги, стихи, легенды драмы .

Для всех они, и для меня,

И для моей мамы.

Читаю, наслаждаюсь,

Радуюсь, молюсь,

Чтоб жизнь твоя

Продлилась,

А магия творить,

Писать, через родник

Твоей большой души

По всей стране сочилась.

Свои чувства, переживания можно выразить не только словами, но и красками. Я предлагаю посмотреть иллюстрации, которые сделали учащиеся к сборнику «Берег милый».

Просмотр рисунков.

Учитель: В 2002 году решением Городского собрания звание почётного гражданина города присвоено нашему земляку, поэту и драматургу, секретарю Союза  писателей России К.В.Скворцову. Несмотря на то, что Константин Скворцов живёт в Москве, он не теряет связи с городом своего детства. Городом, который зачастую служит источником его вдохновения, городом, в котором он нередко черпает сюжеты своих драматических произведений.

Драматург- явление редкое, тем более поэт-драматург. Затруднительно средь моря литераторов найти ещё одно имя того, кто писал бы для театра, да ещё в стихах.

.

.

Презентация «Драматические произведения К, В, Скворцова.

 

Учитель: В 2002 году решением Городского собрания звание почётного гражданина города присвоено нашему земляку, поэту и драматургу, секретарю Союза писателей России К.В.Скворцову. Несмотря на то, что Константин Скворцов живёт в Москве, он не теряет связи с городом своего детства. Городом, который зачастую служит источником его вдохновения, городом, в котором он нередко черпает сюжеты своих драматических произведений.

Драматург - явление редкое, тем более поэт-драматург. Затруднительно средь моря литераторов найти ещё одно имя того, кто писал бы сегодня для театра, да ещё и в стихах

Презентация «Драматические произведения К.В. Скворцова».

Учитель: Сегодня мы слушали и читали стихи К.В.Скворцова. Все они по-своему прекрасны, но объединяет их одно - стремление быть добрее, духовно богаче. Любите стихи, читайте их, когда хочется чего-то возвышенного, когда вас обуревают вопросы, когда ваша душа поёт или стонет. Помните, что в стихах вы найдёте ответы на многие свои вопросы.

Нашу встречу мне хочется закончить стихотворением «Златоуст» К.В. Скворцов.

Я помню эту притчу наизусть:

Крылатый конь по кличке Златоуст

Копытом стукнул в сладостной истоме…

На Азию с Европою земля

Распалась, иноходца, веселя,

И выступили скалы на изломе

.

Долина детства - город Златоуст.

Твои огни я помню наизусть.

Здесь ждут меня с друзьями в старом доме,

В твоих горах начало всех начал,

Там тяжело вздыхает по ночам

Крылатый конь на золотой соломе.

Вновь звучит мелодия «В звучании едином».

Учитель: Большое спасибо тем, кто пришел на нашу встречу.

Контрольная итоговая работа по сказу Н.С.Лескова

  1. Что в литературе называется сказом?
  2. Какой человек, по вашему мнению, рассказывает историю о Левше? Попробуйте его описать.
  3. Когда и где происходит действие сказа?
  4. Проанализируйте особенности речи рассказчика во 2-й главе. Найдите в ней:

А) переиначенные иностранные слова и названия, может быть, неизвестные малообразованному человеку;

Б) слова, в которых содержится юмор или ирония

В) фразеологические(устойчивые) сочетания, свойственные устной речи;

Г) просторечные слова и выражения.

5.Какие элементы фольклорных произведений вы заметили?

6.      Какова главная мысль лесковского сказа?

Литературная викторина

1 Кто автор «Повести временных лет»?

2. Кому из литературных или сказочных героев принадлежат эти предметы?  Назовите героя, произведение и автора.

1. говорящее чудесное зеркало…………………………………

2. зеркало, искажающее мир  ………………………………….

3. кораблик с алыми парусами………………………………..

4. черевички………………………………………………………

3. Что такое ямб и хорей? Дайте определение. Приведите примеры.

4.Вставьте нужные слова в начале фразеологических оборотов:

А)…из пальца; б)…вокруг пальца); в) …сквозь пальцы; г)…хорошо подвешен; д)…как своих ушей;

5. Заполните таблицу.

Произведение

Жанр

Автор

«Каменный цветок»

«Дубровский»

«Три пальмы»

«Ночь перед Рождеством»

«Конь с розовой гривой»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...