Моя педагогическая философия
статья на тему

Волкова Лариса Александровна

Размышления о профессии педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pedagogicheskaya_filosofiya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия

        

                                    Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте,

                                    где находишься

                                                                                                              Конфуций        

          Иногда задумываюсь: что держит меня в школе?   Привычка, боязнь что-то менять? Нет. Любовь к детям, безграничная вера в их возможности и преданность своей мечте, своему делу. Это то, что побуждает меня «расти духовно и помогать расти другим. В этом вся жизнь» (Лев Николаевич Толстой).

          Я просто уверена, что главным в моей жизни является любовь к детям. «Я - женщина», «Я - мать», «Я - педагог». Как же эти понятия взаимосвязаны между собой! Бог создал женщину, дающую ребёнку жизнь. И вот она мать, нежно любящая своё дитя. А если суждено ей быть учителем - какое счастье любить своих учеников! Любить такими, какие они есть,  видеть в каждом из них личность, признавать их неповторимость, уважать мысли, чувства и права, уметь понимать их! Самое важное – признание самобытности и уникальности ученика, вера в него. «Ты можешь! У тебя всё получится!» - должен твёрдо говорить учитель ученику. «Я могу! У меня всё получится!» - должен поверить в себя ученик. Как достичь этого? В этом и заключается мудрость учителя.

          «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью», (Иммануил Кант).

А если это ещё и любимая работа, доставляющая радость и удовлетворение? О чём ещё можно мечтать человеку?

          Идут годы, но преданность своему делу, искренняя любовь к своей профессии не иссякает, а день ото дня становится более мудрой, глубокой,

всеобъемлющей. Действительно, найти свое призвание, утвердится в нём - источник счастья.

          Существует притча о царе, который  мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный,  какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час - настоящий, тот,  который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным. Применительно к моей педагогической философии и моему делу, как бы я ответила на эти вопросы?

          Самый главный час – это час общения с учениками на уроке или во внеурочной деятельности, когда у меня есть возможность  донести до него великое чувство веры в себя, в свой успех.  Ведь как писал доктор педагогических наук Август Соломонович Белкин: «Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, резко изменить ритм и стиль его деятельности, его взаимоотношений с окружающими». Я считаю, что если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни. Поэтому мне необходимо дать этот шанс детям. Приходя в школу, дети ждут этой душевной щедрости от меня, и я не хочу обманывать их в этих ожиданиях. Это первый шаг к счастью.

          Главный человек для меня – ученик, так как вместе с ним, шаг за шагом, я  постигаю смысл жизни, приближаясь к совершенству. «Воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети», - писал Лев Николаевич Толстой. Целью профессионального  самосовершенствования является достижение идеала высококвалифицированного педагога. Но я считаю эту цель в сущности, недостижимой, поскольку предела развитию личности не существует, но важен сам процесс приближения к этой цели как к постоянно ускользающей линии горизонта. Хочу оставаться интересной всегда. Педагог, который перестал внутренне развиваться, учиться, искать, – становится неинтересным для учащихся. В Евангелии есть замечательная притча о талантах, где говорится об их приумножении, но также и о том, что «исходный капитал» был дан каждому его господином. Таланты были даны каждому и каждому разное число. Это замечательная притча Христа имеет прямое отношение к педагогическому процессу. Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Увидеть их и помочь им раскрыться – ответственная задача учителя. Хочу быть примером во всём. «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель»,- писал немецкий педагог Адольф Дистервег. Хочу сотворить себя как личность, потому что, как говорил Константин Дмитриевич Ушинский, «только личность может воспитать личность». И мне ясно, хороший учитель всегда учится сам. Это второй шаг к счастью.  

          Дело, которое я делаю, даёт мне потрясающую возможность, которой нет у людей другой профессии, идти рядом со своим учеником по дороге жизни и знаний. Это третий шаг к счастью.

          Кто же он, идущий с ребёнком по дороге жизни и знаний? УЧИТЕЛЬ! Какое близкое и дорогое сердцу слово! Многое забывает человек, многое стирается со временем в его памяти. Проходят годы, тускнеют воспоминания о детстве и юности, но память о любимых учителях неподвластна времени.

          Учитель: настоящий, мудрый, несущий знания детям! Ему должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни, писал Шалва Александрович Амонашвили.

          Учитель, прежде всего, звено в информационной цепи поколений. Все течёт, все изменяется, и жизнь не стоит на месте. Изменился ритм жизни. 21 век -  век перемен, век рыночных отношений, глобальной  компьютеризации. Но невозможно компьютеризировать процесс создания человеческой души и разума. Только человек может наполнить жизнью душу другого человека. Компьютер поможет добыть информацию, книга дает пищу к размышлению, но могут ли они любить, хвалить и поддерживать, оберегать и останавливать? Нет. Это великая миссия учителя, великий труд на благо человечества. Педагог сам должен ощущать себя частичкой мироздания, как в стихах испанского поэта Хименеса: "Как ясно, на ветру шумя в деревьях, мне говорит душа, что я во всем". 

          Но, к сожалению, нас, учителей, иногда ругают и родители, и средства массовой информации. Чуть что случится  – виноват учитель: не досмотрел, не рассказал, не воспитал. Нельзя, я считаю,  во всём винить только школу. Школа, как  маленькая капелька воды, отражает весь мир, находящийся вокруг. Дети - это уникальные сложнейшие создания, это особая каста, требующая к себе особого отношения ВСЕХ взрослых (семьи, общества, школы). Отношения бережного, вдумчивого, неторопливого и обязательно доброго и справедливого.  Хотелось бы, чтобы во всём нашем обществе просматривалась стройная система воспитания детей; чтобы весь Мир Взрослых мудро и нравственно воспитывал Мир Детей, нёс за них общую ответственность, не перекладывая её на чужие плечи. А задачей школы и учителей было бы ввести все воспитательные акты, все воспитательные воздействия в единую, цельную, стройную и обязательно умную систему – систему воспитания. Только тогда уютно и безопасно будет нашим детям в их детстве. Я верю в это!

          Несколько лет назад, выбрав профессию педагога, я иду по дороге  жизни и знаний со своими учениками вот уже многие годы. Сегодня, участвуя в финале конкурса «Учитель года 2010», в год, объявленный годом учителя, мне хочется сказать огромное спасибо всем тем, кто помог мне превратить мою мечту в реальность. Профессия учителя для меня – это состояние души, это образ жизни, это философия и мировоззрение.

Волкова Лариса Александровна

                                   

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...