Доклад "Внедрение в рамках профильного обучения элективных курсов "
статья на тему

Доклад "Внедрение в рамках профильного обучения элективных курсов "

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внедрение в рамках профильного обучения элективных курсов вызывает в настоящее время множество вопросов. не всегда представляется ясным, как именно разрабатывать подобные курсы, какова должна быть их длительность, система оценивания и т.д.

         Элективные учебные предметы- это обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. В отличии от факультативов, элективы обязательны для посещения.

          К основным задачам элективных курсов относятся:

- «надстройка» профильного учебного предмета, когда дополненный элективом профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;

- развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет развивать и поддерживать интерес к этому предмету, а также получить дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ по данному учебному предмету.

- способствовать удовлетворению познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности;

- ориентация в особенностях будущей профессиональной деятельности.

          В соответствии с этими задачами можно выделить следующие виды элективов:

- «углубленные» курсы, имеющие целью более подробно изучить какой- либо раздел профильного курса;

- «коррекционные» курсы, помогающие учащимся, которые по какой либо причине решили сменить профиль;

- «общекультурные»курсы, направленные на развитие общего кругозора, повышение культурного уровня учащихся;

- «ориентационные» курсы, приобщающие старшеклассников к основам будущей профессии.

         Содержание элективного курса должно отражать его качественное отличие от профильного или базового курса. Это значит, что электив не должен дублировать содержание курса из Федерального компонента БУП. Отбор содержания элективного курса зависит от его задач.

          Одна из характерных особенностей содержания элективных курсов- их гибкий характер. Возможность их модификации, вариативность. Элективные курсы- лучшая почва для реализации личностно- ориентированного подхода, полноценного учёта интересов старшеклассников.

            Содержание электива должно нацеливать на самые разнообразные формы занятий- от традиционных классно-урочных до реальной практической деятельности.

             Длительность элективного курса может составлять одну четверть, полугодие или год- в зависимости от цели и содержания.

             В соответствии с требованиями к компонентному составу элективных курсов, каждый курс должен состоять из:

  1. титульного листа;
  2. пояснительной записки;
  3. содержания изучаемого курса;
  4. методических рекомендаций;
  5. рекомендуемой литературы.

     При этом каждый из перечисленных компонентов включает в себя:

Титульный лист:

Наименование образовательного учреждения.

Где, когда и кем утверждена программа.

Название элективного курса.

Класс.

Ф.И.О. автора и должность.

Город. Год

           Пояснительная записка:

Аннотация к тексту.

Указание на место и роль курса в профильном обучении.

Цели и задачи.

Сроки реализации.

Основные принципы отбора и структурирования материала.

Методы, формы, режим занятий.

Предполагаемый результат.

Инструментарий для оценивания.

          Содержание курса:

Перечень разделов, тем и их реферативное описание.

Количество часов на изучение каждой темы.

Вид занятий.

          Методические рекомендации.

Основные содержательные компоненты по каждому разделу или теме.

Описание приёмов и средств организации учебно- воспитательного процесса, форм проведения занятий.

         Предпосылки написания программы.

         Программа, как средство перевода научных знаний в плоскость усвоения их учащимися, способствует преодолению стихийности и хаотичности учебного процесса обеспечивает системность в подаче учебного материала, разрабатывает средства достижения поставленной цели и даёт возможность контролировать достижения.

          Способ составления программы элективного курса предполагает определённый уровень подготовленности учителя и учащихся:

- научные знания педагога;

- опыт его практической деятельности;

- психолого- педагогическую готовность обучения;

- исходный уровень подготовки учащихся.

Программа элективного курса должна:

1)   соответствовать профилю;

2)   обладать практической направленностью;

3)    обладать логикой построения;

4)    быть реалистичной по времени и затраченным ресурсам;

5)    предполагать активные методы обучения;

 6)    иметь определённую степень новизны и мотивирующий потенциал.

        Перед тем как приступить к написанию официального документа программы элективного курса, рекомендуется заполнить таблицу:

1

Название элективного курса

2

Тип элективного курса

3

Продолжительность

4

Цели и задачи

5

Тематическое содержание

6

Технологии (используемые учителем)

7

Виды деятельности учащимися

8

Ожидаемый результат

9

Ориентация на профиль

10

Опорный материал

   

         После заполнения таблицы необходимо трансформировать её в чётко структурированный текст и дополнить приложением, в котором представлены авторские материалы. Разработки отдельных уроков или учебных модулей.

       

  Внедрение в рамках профильного обучения элективных курсов вызывает в настоящее время множество вопросов. не всегда представляется ясным, как именно разрабатывать подобные курсы, какова должна быть их длительность, система оценивания и т.д.

         Элективные учебные предметы- это обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. В отличии от факультативов, элективы обязательны для посещения.

          К основным задачам элективных курсов относятся:

- «надстройка» профильного учебного предмета, когда дополненный элективом профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;

- развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет развивать и поддерживать интерес к этому предмету, а также получить дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ по данному учебному предмету.

- способствовать удовлетворению познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности;

- ориентация в особенностях будущей профессиональной деятельности.

          В соответствии с этими задачами можно выделить следующие виды элективов:

- «углубленные» курсы, имеющие целью более подробно изучить какой- либо раздел профильного курса;

- «коррекционные» курсы, помогающие учащимся, которые по какой либо причине решили сменить профиль;

- «общекультурные»курсы, направленные на развитие общего кругозора, повышение культурного уровня учащихся;

- «ориентационные» курсы, приобщающие старшеклассников к основам будущей профессии.

         Содержание элективного курса должно отражать его качественное отличие от профильного или базового курса. Это значит, что электив не должен дублировать содержание курса из Федерального компонента БУП. Отбор содержания элективного курса зависит от его задач.

          Одна из характерных особенностей содержания элективных курсов- их гибкий характер. Возможность их модификации, вариативность. Элективные курсы- лучшая почва для реализации личностно- ориентированного подхода, полноценного учёта интересов старшеклассников.

            Содержание электива должно нацеливать на самые разнообразные формы занятий- от традиционных классно-урочных до реальной практической деятельности.

             Длительность элективного курса может составлять одну четверть, полугодие или год- в зависимости от цели и содержания.

             В соответствии с требованиями к компонентному составу элективных курсов, каждый курс должен состоять из:

  1. титульного листа;
  2. пояснительной записки;
  3. содержания изучаемого курса;
  4. методических рекомендаций;
  5. рекомендуемой литературы.

     При этом каждый из перечисленных компонентов включает в себя:

Титульный лист:

Наименование образовательного учреждения.

Где, когда и кем утверждена программа.

Название элективного курса.

Класс.

Ф.И.О. автора и должность.

Город. Год

           Пояснительная записка:

Аннотация к тексту.

Указание на место и роль курса в профильном обучении.

Цели и задачи.

Сроки реализации.

Основные принципы отбора и структурирования материала.

Методы, формы, режим занятий.

Предполагаемый результат.

Инструментарий для оценивания.

          Содержание курса:

Перечень разделов, тем и их реферативное описание.

Количество часов на изучение каждой темы.

Вид занятий.

          Методические рекомендации.

Основные содержательные компоненты по каждому разделу или теме.

Описание приёмов и средств организации учебно- воспитательного процесса, форм проведения занятий.

         Предпосылки написания программы.

         Программа, как средство перевода научных знаний в плоскость усвоения их учащимися, способствует преодолению стихийности и хаотичности учебного процесса обеспечивает системность в подаче учебного материала, разрабатывает средства достижения поставленной цели и даёт возможность контролировать достижения.

          Способ составления программы элективного курса предполагает определённый уровень подготовленности учителя и учащихся:

- научные знания педагога;

- опыт его практической деятельности;

- психолого- педагогическую готовность обучения;

- исходный уровень подготовки учащихся.

Программа элективного курса должна:

1)   соответствовать профилю;

2)   обладать практической направленностью;

3)    обладать логикой построения;

4)    быть реалистичной по времени и затраченным ресурсам;

5)    предполагать активные методы обучения;

 6)    иметь определённую степень новизны и мотивирующий потенциал.

        Перед тем как приступить к написанию официального документа программы элективного курса, рекомендуется заполнить таблицу:

1

Название элективного курса

2

Тип элективного курса

3

Продолжительность

4

Цели и задачи

5

Тематическое содержание

6

Технологии (используемые учителем)

7

Виды деятельности учащимися

8

Ожидаемый результат

9

Ориентация на профиль

10

Опорный материал

   

         После заполнения таблицы необходимо трансформировать её в чётко структурированный текст и дополнить приложением, в котором представлены авторские материалы. Разработки отдельных уроков или учебных модулей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий при обучении химии как средство повышения мотивации школьников в рамках профильного обучения

Данная работа была представлена на муниципальный  конкурс учебно-методических проектов «Методическая коллекция» (2 место)....

Профильная подготовка. Элективный курс по физической культуре «За здоровый образ жизни» 10 класс.

Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей, и не случайно в последние годы в нашей стране пристальное внимание уделяется вопросам сохранения и укрепления здоровья.  Особенно бол...

Исследовательская деятельность в рамках профильного обучения

В данной статье раскрывается опыт работы по организации дифференцированной и индивидуальной работы в старшей ступени через профильную программу...

Статья «Исследовательская деятельность учащихся по биологии в рамках профильного обучения»

Учебно-исследовательская деятельность - один из методов современного обучения, который является одной из перспективных форм деятельности школьников в рамках современного образовательного процесс...

Методическая разработка урока по дисциплине «Практика устной речи» для учащихся 11-х классов в рамках профильного обучения по теме «Проблемы окружающей среды»

 Данный урок - один из уроков по дисциплине «Практика устной речи» для учащихся 11 классов в рамках профильного обучения по теме «Проблемы окружающей среды»....

Программа элективных курсов для 10 классов в рамках профильного обучения

Программа элективных курсов для 10 классов в рамках профильного обучения...

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) обучающейся старшей школы в рамках профильного обучения

Среднее  общее образование  -  третий, завершающий уровень общего образования.  На завершающем этапе образования происходит максимальное развитие устойчивых интересов, склонностей ...