Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА"
статья на тему
В данной статье о сущности воспитания представлены проблема, опыт, рекомендации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Курский монтажный техникум»
Преподаватель: Боева Любовь Егоровна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДМЕТОВ
ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
проблема, опыт, рекомендации
КУРСК – 2014
Содержание
Введение …………………………………………………………………………………
1. Теоретическая часть
1.1. Сущность воспитания и формирования системы личностных отношений.
1.1.1. Сущность воспитания
1.1.2. Сущность воспитания в контексте личностно ориентированной педагогики.
1.1.3. Понятие о формировании и развитии личности.
1.1.4. Комплексный характер воспитания как оказание содействия ребенку в формировании его личностной системы отношений.
1.1.5. Значение среды для формирования системы личностных отношений.
1.1.6. Понятие о воспитывающей среде и ее главных факторах.
Заключение………………………………………………………………………………..
Введение
В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается важность воспитания современной молодежи. Необходимо воспитывать патриотов, способных вывести страну их экономического и нравственного кризисов, защитить Россию от любого нашествия извне.
Огромная роль в развитии гражданских качеств личности принадлежит учебным заведениям. Наблюдения, беседы, анкетирование студентов техникума показали, что современные юноши и девушки имеют представление о социально-ценных качествах человека, понимают, что хорошо и что плохо. Но уровень сформированности гражданских качеств молодежи остается невысоким. Необходимо создавать условия для становления жизненных перспектив, самоопределения подростков.
Формирование гражданских черт личности студента должно занимать центральное место в деятельности педагога. Когда будет создана определенная система разнообразных знаний, потребуется специально организованная деятельность по их приобретению и формированию.
Тема данной творческой работы актуальна, так как между воспитанием и обучением всегда существовала и существует неразрывная диалектическая связь, которая утверждает не только зависимость их друг от друга, но и обеспечивает целостность развивающейся личности.
В настоящей работе сделана попытка ответить на вопрос: как воспитывать всесторонне гармоничную и свободную личность человека, прививать любовь к родному слову, России, используя потенциал предметов гуманитарного цикла.
1. Сущность воспитания и формирования системы личностных отношений.
1.1.1. Сущность воспитания
Воспитание – организация вхождения ребенка в контекст современной культуры и становление его личности как стратега собственной жизни, достойной человека.
При этом следует знать, что:
Культура – совокупность достижений во всех областях жизнедеятельности человека.
Культурность – уровень общественного и умственного развития человека.
Содержательная сторона воспитания рассматривается как приобщение ребенка к достижениям общечеловеческой культуры, освоение и развитие их уже на более высоком уровне.
Исторический путь, который прошло человечество, характеризуется возникновением различных видов культуры. Здесь имеет смысл упомянуть о технической культуре (совокупность достижения технических наук и инженерной практики), искусстве (совокупность достижений эстетического, художественно образного плана), о культуре поведения в общении (то, к чему привела человека потребность общения с себе подобными). Здесь надо говорить о культуре труда, культуре быта, культуре врачевания и медицинского обслуживания, о педагогической культуре и т. д. Другими словами, все, что стало достижением опыта человеческой жизнедеятельности, есть предмет культуры человека и свидетельство непрерывного его развития.
А вот понятие «культурность» уже имеет самое прямое отношение к педагогической деятельности, которая и призвана повышать уровень умственного и общественного развития через обучение и воспитание. Говоря по-другому, некультурный человек – есть человек с низким умственным развитием, не понимающий, насколько невыгодно для себя самого он отличается от тех характеристик уровня развития, который достигло общественное сознание в виде мировоззрения, моральных норм, нравственных ценностей и т. д., но именно их он и не имеет, то есть социально недоразвитый человек.
Однако возможен и феномен опережения человеком уровня развития общественного сознания. Такое происходило и происходит постоянно на протяжении всей человеческой истории. Достаточно упомянуть Коперника, Томаса Мора, социалистов-утопистов, русских революционеров, а так же так называемых «диссидентов» в СССР. В педагогике это были Жан Жак Руссо, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и многие другие, чьи идеи о воспитании и обучении детей превышали существовавший уровень общественного сознания и в силу этого очень часто недооценивались современниками.
1.1.2. Сущность воспитания в контексте личностно ориентированной педагогики.
Воспитание – оказание содействия человеку в нахождении им оптимального отношения к самому себе, к другим людям, к окружающей действительности, к направлениям и способам своей жизнедеятельности, не наносящих вреда ни самому человеку, ни обществу.
Стоит обратить внимание на слова «оказание содействия ребенку», как принятие такого характера воспитания гуманистического толка в личностно ориентированной педагогике, которое не приемлет подавление личности, программирование ее мироощущения по директивным установкам, внушение консервативных идей без их осознания и т. п.
Воспитание в профессиональном (узком) смысле всегда должно быть целенаправленным процессом, который:
– подразумевает наличие некого образца, некого социально-культурного ориентира;
– должен соответствовать и в известной мере опережать уровень развития современного общества;
– должен иметь систему специально организуемых влияний.
Воспитание в широком смысле – стихийный процесс различных факторов и условий, оказывающих влияние на ребенка.
1.1.3. Понятие о формировании и развитии личности.
Формирование – процесс изменения личности в ходе взаимодействия с реальной действительностью, появление биологических, социально-психологических новообразований в структуре личности и соответствующих им изменений во внешнем проявлении жизнедеятельности.
Таким образом, формирование уже в значительной степени можно отнести к стихийному процессу, где в человеке могут происходить бурные процессы в ответ на воздействия извне. Влияние извне может вызывать спонтанные внутренние реакции протеста или неповиновения, в том числе и на само воспитание, т. е. на содержание, сущность и методику деятельности педагогов, родителей, а также и на них самих персонально.
В подростковом возрасте у ребенка начинается процесс самовоспитания, который следует понимать как самостоятельное сопоставление своего поведения с социокультурными образцами или как превращение внутреннего «Я» в объект собственного восприятия и продуманных действий.
Самовоспитание проявляется в самоконтроле, саморегуляции, самочувствовании и т. д. и достигает высокой степени развития уже в юношеском возрасте. Процесс перехода от воспитания к самовоспитанию можно назвать эмансипаций (лат.) – освобождением от зависимости (родителей, педагогов с их взглядами на жизнь, на ребенка и его место в жизни). Но в процессе становления личности, где ведущую роль играет самовоспитание, остаются значимым фактором определенные воздействия со стороны педагогов.
Развитие личности есть процесс количественно-качественных изменений в физическом, психическом, эмоционально-чувственном, интеллектуальном аспектах, имеющих положительную значимость для человека и общества.
Достаточно условно и схематично весь процесс можно выразить в следующей формуле: ВОСПИТАНИЕ – ФОРМИРОВАНИЕ – САМОВОСПИТАНИЕ – СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ – РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ. Данный процесс противоречив и включает в себя диалектически противоположные категории – интеллектуальное и эмоциональное, индивидуальное и общественное, биологически-унаследованное и социально-наработанное и другие виды единства.
1.1.4. Комплексный характер воспитания как оказание содействия ребенку в формировании его личностной системы отношений.
Воспитание есть социальное явление, однако в его сложном и комплексном характере обнаруживаются разные сущностные процессы, которые в совокупности с другими факторами, условиями и явлениями социальной жизни влияют на формирование и развитие личности человека.
1. Биологическая сущность воспитания – приспособление к жизни через развитие жизненных навыков на основе инстинкта.
2. Психологическая сущность воспитания – способность отражать окружающий мир в сознании и целенаправленное развитие этой способности.
3. Социальная сущность воспитания – целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни посредством специальных государственных и социальных структур и учреждений.
4. Философская сущность воспитания – целенаправленный процесс взаимодействия одного поколения с другим с окружающим миром в целом.
5. Культурологическая сущность воспитания – целенаправленная помощь ребенку в его вхождение в современную культуру, которая складывалась веками, а ее освоение происходит в краткие сроки.
Отсюда личность человека следует понимать как устойчивую систему социально значимых черт человека и как самого человека в его социальных связях и взаимных социальных отношениях.
1.1.5. Значение среды для формирования системы личностных отношений.
Только в социальной среде существует личность и утверждается человеческое «Я». Личность, как и общество, находится в постоянном развитии, и остановка в развитии личности есть ее социальная смерть.
Все объекты и явления окружающего мира воспринимаются ребенком. Воспринимаются также и отношение взрослых к этим объектам. Далее происходит выстраивание собственного отношения к объектам внешнего мира, и все это вместе называется индивидуализированным отражением реальной действительности, в которой начинает жить ребенок, а затем развивается взрослый.
Стихийное по своей сути влияние социума несет в себе как отрицательные, так и положительные характеристики. В первом случае человек попадает под влияние асоциальных идей, установок, примеров для подражания и, по сути, деградирует как личность. Во втором – развивается его самостоятельное мышление, формируются объективные суждения и оценки происходящего вокруг, и человек предпринимает действия, имевшие в своей природе все признаки дальнейшего развития его личности.
1.1.6. Понятие о воспитывающей среде и ее главных факторах.
Можно выделить понятие воспитывающая среда как совокупность окружающих обстоятельств и социальных ценностей, которые способствуют вхождению ребенка в культуру общества. В ней следует различать четыре главных фактора:
Среда как – предметное окружение,
– социально-поведенческое окружение,
– событийное окружение,
– информационное окружение.
Тогда можно рассматривать и воспитание как организованную педагогом среду, в которой есть в наличии предметное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение, создаваемое педагогом совместно с обучающимися. Главное – чтобы создаваемое окружение кардинально не противоречило окружению вокруг него, т. е. характеристикам окружающего социума. Но создаваемая педагогом воспитательная среда, воспитательное окружение должно нести в себе некоторые положительные черты, которые недостаточно проявляются в окружающем социуме. И прежде всего здесь речь идет о морально-нравственных аспектах жизни общества.
Окружающая среда и создаваемая педагогом среда требуют от живущих и находящихся в сфере их влияния детей и самого педагога свершения определенных действий, т. е. соответствующей условиям среды деятельности. Тогда мы имеем деятельность как саму сущность развития личности.
Если среда создает образ мира и образ жизни, то деятельность есть активная форма отношения субъекта (человека) к объекту (предмету, явлению, обстоятельствам). Вся деятельность предметна и социальна – она не может существовать без общения как взаимодействия субъекта с субъектом.
В данном контексте общение следует видеть и понимать как свободное транслирование своих «Я» двумя и более людьми друг на друга. В сущности, нет полноценного и развивающего общения при подавлении личности, при насилии одного «Я» над другим. Но для осознания этого педагогом и последующего органичного принятия данного отношения требуется приложить усилия психологического, этического толка.
Деятельность, Общение, Осмысление «Я» – вот три фактора, способствующие вхождению человека в культуру общества и культуру своей жизнедеятельности. Сюда же следует добавить то, что деятельность может и должна быть педагогически целенаправленной, осуществляться в среде, преобразуя ее, а осмысление своего «Я» помимо деятельности и общения происходит еще и в процессе самопознания (собственных потребностей, влечений, способностей, желаний и т. д.).
Таким образом, цель воспитания – всесторонне развитая гармоничная и свободная личность человека, совершенствование которой происходит на всем пути его жизни и направлено на наиболее полное раскрытие его способностей в физическом, эмоциональном, интеллектуальном, моральном и духовном отношениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебно-воспитательный процесс, его творческая организация открывает широкий простор для развития личности студентов.
Терпеливый труд преподавателя – словесника неизменно провозглашает воспитание любви к родному слову. Проведение различного рода классных и внеурочных мероприятий, призванных оживить интерес к словесности – средство, доступное всегда. В этом я убедилась, когда студенты 2 – ого курса, прочитав воспоминания В.А. Соллогуба о жене А.С. Пушкина – Н.Н. Пушкиной и сопоставив текст с портретом Натальи Николаевны, вдохновенно создали собственные произведения. Вот одно из них:
Моя мечта! Моя богиня!
Я дивной красотой пленен.
Ваш раб покорный я отныне
И до скончания времен.
О, этот взгляд и нежный смех,
Волос струящихся каскады.
Мое спасение! Мой грех!
Вы наказанье и награда.
Сударыня! Блеск ваших глаз
Меня манит и обжигает.
Вы – совершенство! Вы – алмаз!
Что ярче солнышка сияет.
От Рио-Гранда до Юкона
Найти Вам равных не берусь.
Вы – королева! Вы – мадонна!
Я честью в том своей клянусь.
Сопин Сергей
группа II-8
Услышав эти строки, вряд ли кто–то сможет остаться равнодушным. Поэтому я могу с уверенностью утверждать, что мои занятия нравятся студентам и способствуют развитию гармоничной и свободной личности человека, совершенствование которой происходит на всем пути его жизни. Именно предметы гуманитарного цикла несут высокий воспитывающий потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методических приёмов технологии РКМЧП на уроках предметов гуманитарного цикла.
Ценным в технологии РКМЧП являются методические приемы организации учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используютс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/09/picture-75630-1410285888.jpg)
Использование активных и интерактивных методик преподавания предметов гуманитарного цикла как эффективное средство повышения качества современного образования
Презентация об использовании активных и интерактивных методик при изучении предметов гуманитарного цикла...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/19/picture-350634-1413690456.png)
Обобщение опыта по теме " Обучение русскому языку и литературе путем интеграции предметов гуманитарного цикла с использованием компьютерных технологий"
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА УЧИТЕЛЯРУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ и МХКМУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ –СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №63ПРИВОКЗАЛЬНОГО РАЙОНА г. ТУЛЫ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/02/picture-443978-1399042309.jpg)
Использование технологии педагогических мастерских в целях повышения качества образования по предметам гуманитарного цикла
Статья содержит материал об одной из самых востребованных активных педагогических технологий....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/29/picture-435497-1398798914.jpg)
Статья "Технология проблемного обучения как средство достижения высокого качества образования по предметам гуманитарного цикла"
Проблемное обучение обеспечивает возможности творческого участия обучаемых в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления, высокую степень органичного у...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/18/picture-852975-1479464738.jpg)
Использование системы Moodle в изучении предметов гуманитарного цикла
Использование системы Moodle в изучении предметов гуманитарного цикла...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/06/picture-775288-1459948137.jpg)
Программа по музейной педагогике «Использование музейного потенциала Санкт-Петербурга в изучении предметов гуманитарного цикла»
Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся...