Информационные технологии на уроке (из опыта работы)
материал на тему
Материал для выступления на заседании педагогического совета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_inf_tekhnologii_na_urokakh.ppt | 2.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На протяжении многих лет работы в школе в качестве учителя технологии, изобразительного искусства и МХК меня изначально занимали вопросы как сделать уроки более эмоциональными, запоминающимися? что сделать, чтобы повысить мотивацию к обучению учащихся?
1) Использование компьютерных программ Компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью “управления” процессами, схемами, подвижными графиками – дополнительное средство развития образного мышления . Положительные моменты использования программ: представление учебной информации в интересной форме с использованием рисунков, схем, звука, видеоизображения; различные эффекты вывода текста и графических фрагментов; работа в удобном для ученика темпе и проявление инициативы; интерактивность – активная роль пользователя.
Содержимое CD может служить “сырьём”, на основе которого можно формировать собственные средства обучения, составлять свои презентации и осуществлять образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить уроки искусства. Это могут быть небольшие Web-странички, слайд-шоу и мультимедиа презентации по творчеству того или иного композитора или художника, а также тесты-опросники по различным темам, как в электронном, так и традиционном (бумажном) виде.
Всё это: - можно использовать как при индивидуальной работе с детьми, так и при работе с целым классом (при наличии проекционного экрана) во время опроса; - позволяет каждому ученику работать самостоятельно в собственном темпе; - позволяет ученикам, не обладающим хорошими коммуникативными способностями, успешно справляться с заданиями.
Появилась возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ 1. Информационная система «Единое окно доступа к ресурсам образовательных порталов. Искусство и мировая художественная культура» - http://window.edu.ru/catalog?p_rubr=2.1.7
2. Портал «Культура России» http://culture.ru/
3. Портал «Музеи России» http://www.museum.ru /
4. Портал « Энциклопедия русской живописи» http://www.artsait.ru/
Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности . « Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…» . К.Д. Ушинский
Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) – наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана. 2) Использование мультимедиа презентаций
узнаваемость наглядности - должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации; динамика предъявления наглядности - время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации (очень важно не переусердствовать с эффектами); продуманный алгоритм видеоряда изображений (вспомним уроки, где учитель закрывал (переворачивал) подготовленные наглядные пособия, чтобы предъявить их в необходимый момент. Средства мультимедиа представляют учителю возможность представить необходимое изображение с точностью до мгновения). Требования к материалу презентаций
оптимальный размер наглядности. Причем это касается не только минимальных, но и максимальных размеров, которые тоже могут оказывать негативное воздействие на учебный процесс, содействовать более быстрой утомляемости учеников; оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают учеников, не дают сосредоточиться на главном.
Учет достижений психологии позволяет сформулировать ряд общих рекомендаций, которые следует учитывать при разработке способа визуализации информации на экране: информация на экране должна быть структурирована; визуальная информация периодически должна меняться на аудиоинформацию; темп работы должен варьироваться; периодически должны варьироваться яркость цвета и /или громкость звука/; содержание визуализируемого учебного материала не должно быть слишком простым или слишком сложным.
Различное восприятие информации у учащихся на уроках с использованием мультимедийного оборудования позволяет сочетать различного типа информацию: голосовую, графическую, видео и аудио информацию через технические средства. Если позволяет содержание учебного материала трактовать в виде текста и в виде схем, то это может способствовать расширению способов подачи материала. Пример
Для смыслового противопоставления объектов (данных) рекомендуется использование в презентациях контрастных цветов (красный – зеленый, синий – желтый, белый – черный).
Компьютерное обучение несёт в себе огромный мотивационный потенциал . В присутствии доброжелательного инструктора – машины - обучение становится более занимательным для детей, так как некоторые образовательные программы включают элементы игр. Важно умело использовать игру для учебных целей. Пример 1 Пример 2
Виды уроков с мультимедиа поддержкой
Урок с мультимедийной поддержкой – в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски». Учитель использует готовые электронные образовательные ресурсы или мультимедиа презентации, и ученики для защиты проектов.
2. Урок с компьютерной поддержкой – несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди.
3. Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет - могут быть как с мультимедийной, так и компьютерной поддержкой.
Типы уроков с использованием информационных технологий
Урок введения в тему Необходимо показать значимость учебного материала. Всё это требуется для создания атмосферы заинтересованности, повышения мотивации. Для этого используется слайд-фильм. Он состоит из слайдов различного типа, содержащих информацию – текстовую, графическую, пояснительный текст. Структурно каждый раздел включает определенное количество слайдов. Например, на уроке технологии при изучении нового раздела необходимо вспомнить общие правила работы на технологии (в форме викторины), изучить новые правила Т/Б (запись в тетрадь с экрана), создать игровую ситуацию при проверке знаний Т/Б (тест). ПРИМЕР 1 ПРИМЕР 2
Урок изучения нового материала Опыт показывает, что компьютерный слайд-фильм по сравнению с другими средствами обучения обладает рядом преимуществ: содержит емкий материал в компактной форме; представляет открытую образовательную систему, что дает возможность расширять, дополнять и обновлять содержащуюся в нем информацию, как текстовую, так и графическую; удобен в использовании и хранении; позволяет при наличии экрана демонстрировать материал всем учащимся одновременно, что не оказывает такого вредного воздействия, как работа перед монитором; позволяет сделать занятие более динамичным, сэкономить время для другого вида работы; дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом при помощи компьютера. Пример
Урок-практикум На уроке ставится цель освоения учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование трудовых умений и навыков. Можно использовать небольшие по объёму презентации для наглядного представления данного вида работ на каждом этапе урока. Например, слайд с инструкционной картой по изготовлению изделия, видеоролик с демонстрацией трудового процесса, презентация с текущим инструктажем и элементами контроля качества. Для раздела «Творческий проект» – использовать ПК как средство для сбора информации и оформления пояснительной записки. Пример
Урок контроля знаний Компьютерное тестирование позволяет регулировать число вариантов и степень сложности, тем самым учитывать уровень обученности каждого ученика и подходить к контролю знаний дифференцированно. Сохраняя результаты, учитель может провести анализ и выявить пробелы в знаниях. Например, разработать тестовый контроль. При изучении темы можно использовать мини-тест для закрепления материала в конце урока. Он может быть представлен и в игровой форме (шуточный) . А также для проверки знаний в форме викторины. Пример 1 По данной ссылке можно скачать программу для создания и проведения тестов - PikaTest http://www.uchportal.ru/load/3-1-0-27504 Пример 2
Урок – экскурсия Сегодня с помощью Интернет-технологий можно виртуально посетить музей, выставку ДПТ. При проведении таких уроков можно использовать также готовые ЦОР. Пример
Урок по решению технологических задач Эти занятия посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий ; составлению чертежей и эскизов; планированию технологических процессов и разработка инструкционных карт. Например, при изучении темы «Конструирование фартука» целесообразно использовать презентацию «Построение чертежа» с анимационными эффектами. Учащиеся наглядно представляют последовательность выполнения чертежа; повышается эстетическое качество рисунка; можно вернуться к началу построения чертежа для акцентирования внимания на трудных для усвоения моментах . Пример
Урок с элементами историзма Используя межпредметные связи с историей, можно познакомить учащихся с бытом наших предков, например, презентации «Наскальная живопись», «Русский народный костюм», «Русская изба», «Первоэлементы архитектуры» и др.. Пример
Урок –игра На уроках мной используются игры двух видов. Это может быть игровая форма подачи учебного материала (викторина, кроссворд) или соревнование двух групп учащихся в практической или учебной работе. Например, презентация в форме викторины «Веселая кулинария» позволяет повторить сведения по этой теме. При проведении урока-конкурса «Горшочек каши» учебный процесс приобретает эмоциональный характер, что положительно влияет на повышение мотивации к учебной деятельности. Новый импульс приобретают учебные компетенции. Возникает радость учебного труда, формируется поле учебного азарта, демонстрируются личностные достижения. Второй формой является собственно игра, моделирующая реальный технологический процесс, организационную или социально-экономическую ситуацию. Например, дидактический материал, разработанный с помощью Word (бланки платежей за коммунальные услуги, карточки–задания), помогает провести такой урок. Пример
Урок – проект Учащихся необходимо научить оформлять проект. Презентация «Творческий проект» познакомит с видами проектов, последовательностью их выполнения, правилами оформления и т.д. Сделав такую презентацию один раз, можно её использовать с 5 по 8 класс. Этот прием экономит время и силы учителя по подготовке к уроку. Учащиеся работают над проектами, защищают его, развивая тем самым личностные и информационно-коммуникационные компетенции. Пример 1 Пример 2 Пример
При подготовке различного материала к урокам я использую возможности сети Интернет, а также технические возможности такого дополнительного компьютерного оборудования, как принтер, сканер и цифровой фотоаппарат. С их помощью сохраняю и редактирую нужное графическое изображение, готовлю дидактический материал, слайд-фильмы и пр.
Итак, использование информационных технологий на уроках дало мне возможность: визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране теоретического материала, технологического процесса и т.п. осуществлять подготовку выпускника школы к жизни в условия информационного общества; индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения, повторения с индивидуальной скоростью усвоения материала осуществлять управление учебной деятельностью и контроль результата усвоения учебного материала развивать межпредметную связь с информатикой, историей, географией и пр. предметами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационные технологии на уроках истории ( из опыта работы)
представлен опыт работы с использованием ИКТ на уроках истории...
Статья "Использование информационных технологий на уроках математики.Из опыта работы "
ЗНАК- открытая тестовая среда, позволяющая обеспечить основные виды контроля качества предметных знаний учащихся и анализ результатов контроля ....
обобщение инновационного педагогического опыта работы «Использование информационных технологий на уроках математики»
в данной статье я обощаю опыт своей работы, которая развивается с внедрением новых технологий. Начинала я работу с создания презентаций к урокам, с привлечением учащихся к данной работе. Учениками соз...
Применение информационных технологий на уроках математики (из опыта работы)
Описание опыта работы...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Н.Ю. Кулюшина (МБОУ Гимназия №94, г.Казань, учитель немецкого языка)ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)«Знать много языков – значит иметь много кл...
Информационные технологии на уроках английского языка. Из опыта работы.
Научные редакторы: Л. А. Бачурина, канд. тех. наук., доцент; Н. В. Ярчикова, доцент.Информатизация учебного процесса и управления образованием. Сетевые и Интернет-технологии....
Использование современных педагогических технологий на уроке (из опыта работы учителя по физической культуре).
В данном материале представлены способы и методы использования современных технологий в образовательном процессе....