Урок открытия новых знаний по теме "Умножение десятичных дробей"(5 класс,учебник Н.Я. Виленкина)
план-конспект урока (5 класс) по теме

Гузенина Наталья Алексеевна

 

Урок первый в системе уроков по теме «Умножение десятичных дробей». Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.

Класс:     5

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Тема урока: Умножение десятичных дробей.

Цели урока:

Деятельностная цель урока: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия по теме «Умножение десятичных дробей» на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по теме «Десятичные дроби»  за счет включения в нее новых элементов: умножение десятичных дробей.

Задачи урока:

образовательные:

·       ввести новые знания о правиле умножения десятичных дробей;

·       выработать алгоритм умножения десятичных дробей;

·       овладеть алгоритмом  на уровне обязательной подготовки;

развивающие:

•         развитие внимания,  памяти, умения рассуждать и аргументировать свои действия через решение проблемной задачи;

•         развитие познавательного интереса к предмету;

•         формирование эмоционально-положительного настроя у учащихся путем применения активных форм ведения урока и применением ИКТ;

•         развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений;

воспитательные:

•         развитие коммуникативных умений  обучающихся через организацию групповой, парной и фронтальной работы на уроке.  

 Открытый урок проведён с использованием презентации Microsoft PowerPoint.pptx.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Умножение десятичных дробей Урок на основе системно- деятельностного подхода к обучению провела учитель математики МБОУ Алгасовской СОШ Гузенина Наталья Алексеевна

Слайд 2

Угадайте секрет составления таблицы. Заполните пустые клетки. Если возникли затруднения, оставьте клетки пустыми . 2,2 8,3 0,9 4,23 7,5 15 3 4 1,5 6 1,8 2,2 3 6,6 12,3

Слайд 3

Проверьте ответы 2,2 8,3 0,9 4,23 7,5 15 4,1 3 4 1,5 6 1,8 2,2 3 6,6 33,2 1,35 25,38 13,5 33 12,3

Слайд 4

Предлагаю проверить правильность ваших рассуждений, оказавших в конкретной жизненной ситуации Нужно покрасить дверь в кабинете, а для этого необходимо рассчитать, какое количество краски для этого потребуется. Подумайте, что надо знать, измерить, вычислить, чтобы рассчитать ,какое количество краски необходимо на одну дверь. На 1м 2 требуется 100г краски

Слайд 5

Рассчитаем расход краски . 2*1=2м2- площадь двери 100*2=200(г)=0,2кг- нужно краски Высота двери 2,3м, а ширина 1,1м.Сколько нужно теперь краски при прежнем расходе на 1м2?

Слайд 6

Как можно рассчитать площадь, не прибегая к умножению десятичных дробей? Перевести метры в дециметры 2,3м = 23дм ; 1,1м = 11дм. 23дм *11дм = 253 дм2 = 2,53м2 100*2,53=253(г)= 0,253кг

Слайд 7

Физкультминутка Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны пошире развернули на «четыре». С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть».



Предварительный просмотр:

                                                                                     

Урок первый в системе уроков по теме «Умножение десятичных дробей». Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.

Класс:     5

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Тема урока: Умножение десятичных дробей.

Цели урока: 

Деятельностная цель урока: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия по теме «Умножение десятичных дробей» на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по теме «Десятичные дроби»  за счет включения в нее новых элементов: умножение десятичных дробей.

Задачи урока:

образовательные:

  • ввести новые знания о правиле умножения десятичных дробей;
  • выработать алгоритм умножения десятичных дробей;
  • овладеть алгоритмом  на уровне обязательной подготовки;

развивающие:

•        развитие внимания,  памяти, умения рассуждать и аргументировать свои действия через решение проблемной задачи;

•        развитие познавательного интереса к предмету;

•        формирование эмоционально-положительного настроя у учащихся путем применения активных форм ведения урока и применением ИКТ;

•        развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений;

воспитательные:

•         развитие коммуникативных умений  обучающихся через организацию групповой, парной и фронтальной работы на уроке.  

Перечень универсальных учебных действий:

  • личностные ,
  • коммуникативны ,
  •  познавательные (общеучебные и логические) ,
  • регулятивные .

Планируемые результаты:

предметные:

  • уметь в реальной ситуации использовать произведение десятичных дробей;
  • уметь использовать математические термины, комментируя свои действия;
  • применение знаний в различных ситуациях.

метапредметные

  • понимать учебную задачу урока; определять цель учебного задания;
  • контролировать свои действия в процессе выполнения;
  • обнаруживать и исправлять ошибки;
  •  оценивать свои достижения;
  • формировать познавательный интерес к математическим дисциплинам.
  • развивать внимание, логическое мышление.

личностные

  • формировать учебную мотивацию;  
  • уметь проводить самооценку;
  • понимать необходимость приобретения новых знаний;
  • уметь аргументировать свою точку зрения.

Знания, умения, навыки:

Учащиеся должны знать алгоритм умножения десятичных дробей и уметь умножать десятичные дроби.

Кроме того, учащиеся должны :

  • ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
  • использовать различные языки математики (словесный, символический);
  • свободно переходить с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • проводить доказательные рассуждения, аргументировать, выдвигать гипотезы и их обосновывать;
  • осуществлять поиск, систематизировать, анализировать и классифицировать информацию;
  • использовать информационные источники, включая учебную литературу.

Применяемая технология:

технология  деятельностного метода обучения (автор Л.Г. Петерсон).

Методы  организации работы:

  • словесные методы  (беседа, чтение),
  • наглядные (демонстрация презентации),
  • проблемно-поисковый,
  • метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).

Формы организации работы:

  • в парах постоянного состава;
  • коллективная (фронтальная),
  • индивидуальная.

Необходимое оборудование и материалы:        компьютер, проектор, экран, доска, тетрадь.

Дидактическое обеспечение урока:              

  • компьютерная презентация,
  • интерактивный тренажёр «Умножение десятичных дробей» 
  • карточки с заданиями,
  • карточки оценки работы на уроке,
  • карточки с практическими заданиями по новой теме

Список учебной и дополнительной литературы:

  1. Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2014
  2. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. Москва Издательский дом Шалвы Амонашвили 1996 г.
  3. Дорофеев Г.В., Чечель И.Д. Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. УМЦ “Школа 2000…” Москва 2004 г.
  4. Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Вып.4. – М.: УМЦ “Школа 2100…”, 2002. – с.55-75.
  5. Мельникова Е.Л., Технология проблемного обучения //Школа 2100. Образовательная программа и пути её реализации.– Вып.3.-М.: Баласс, 1999. – с. 85-93
  6. Мельникова Е.Л. Проблемный урок. Ростов-на-Дону. Витраж 2006 г.
  7. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: Образовательная система “Школа 2000...”. М.: “Школа 2000”, – 2007 – 298с..
  8. Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования. М.: – 2008 – 68с..
  9. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО, Москва 2007 г.
  10. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва 2006 г.
  11. Петерсон Л.Г. Программа “Учусь учиться” Москва 2007 г.
  12. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. Москва. УМЦ “Школа 2000…” 2000 г.
  13. Сайт Центра Л.Г. Петерсон "Школа 2000..." : http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/
  14. http://myschool37domen.ucoz.ru/1/1/zga_sistemno-dejatelnostnyj_podkhod_na_urokakh_mat.pdf
  15. http://ppt4web.ru/matematika/realizacija-dejatelnostnogo-podkhoda-na-urokakh-matematiki.html
  16. http://www.docme.ru/doc/195594/gotovimsya-k-uroku-fgos
  17. http://easyen.ru/load/math/5_klass/interaktivnyj_trenazhjor_po_matematike_umnozhenie_desjatichnykh_drobej/36-1-0-9588

Этапы урока

Целевая установка

Действия учителя

Действия учеников

Результаты взаимодействия(какие компетенции формировались)

1.Мотивация к учебной деятельности.

(2мин)

- настроить учащихся на активную работу на уроке;

- включить учащихся в учебную деятельность;

- создать положительный эмоциональный настрой на урок.

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке, где вы узнаете много нового и интересного.  Вы должны быть внимательными и усидчивыми.

-Каково ваше настроение?.  

Хочу начать урок с притчи.

Шли по лесу старец с учеником. Впереди препятствие: бурная речка, через которую переброшен мостик. А рядом — корявый ствол старого дерева.

— Учитель, — почтительно обратился к старцу молодой человек. — Какой мне путь выбрать: простой или сложный?

Старец важно ответствовал:

— Когда познаёшь ты Учение, лишь путь тяжёлый принесёт плоды…

Юноша тяжело вздохнул, и полез по скользкой коряге. Учитель с интересом наблюдал, как молодой человек перелезал через реку, обламывая гнилые ветки, рискуя сорваться каждую минуту. Когда юноша оказался на том берегу, старец спокойно прошествовал по мостику.

— Как же так?! — возмутился ученик. — А как же Учение?

— И лишь достигши мастерства, осознаёшь, что лишь лёгкий путь ведёт к истине, — лукаво усмехнулся старик. :)

- В чем смысл этой притчи? Какое

 отношение она имеет к нашему уроку?

- Вот и мы с вами будем тренировать свои умения и навыки, чтобы достичь успехов в дальнейшем обучении.

-Перед вами оценочная карта урока. Вы должны ставить себе +или – если вы выполнили или не выполнили задание Итоги подведём в конце урока.

Все  ученики встают.

-Показывают смайлики

-Учащиеся обмениваются мнениями, отвечают на вопросы.

Включение

Учащихся в учебную деятельность.

Ценностно- смысловая;

Личностная.

2.Актуализация знаний и фиксация  затруднения  в пробном действии.

(7мин.)

-На слайде  перед вами таблица

- Угадайте секрет составления таблицы.

- Заполните таблицу.

Вопросы:

  1. Как называются компоненты при умножении?
  2. Как найти неизвестный множитель?
  3. Каким числом представлен первый множитель? второй множитель?
  4. Какие действия и над какими числами не вызвали затруднений?
  5. В чем возникли сомнения?

-Учащиеся знакомятся с содержанием таблицы.

2,2

8,3

0,9

4,23

7,5

15

3

4

1,5

6

1,8

2,2

3

6,6

12,3

-Первая строчка – 1 множитель, вторая строчка – 2 множитель, третья строчка – произведение.

После решения всеми учащимися  вписываются ответы в заготовленную в презентации аналогичную таблицу.

-Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число. -Формулируют правило.

-При умножении десятичных дробей.

Осознание потребности к построению нового способа действий.

Учебно – познавательная (выполнение вычислений, применение изученных алгоритмов); Коммуникативная;

3. Выявление места и причины затруднения.

(2мин)

организация коммуникации, в ходе которой  

- фиксируется затруднение;

-согласовывается цель урока.

- Итак, какое задание надо было выполнить?

- Вам это удалось?

Значит, возникло затруднение?

-В чем причина затруднения?

-Сформулируйте цель нашего урока.

-Чтобы достичь этой цели какую задачу поставим перед собой?

-Умножить десятичные дроби.

-Нет.

-Да.

-Нет алгоритма умножения

-Научиться  умножать десятичные дроби.

-Вывести удобный алгоритм умножения десятичных дробей.

Принятие цели и задачи урока.

Ценностно-смысловая;

4. Построение проекта выхода из затруднения.

(2мин)

- найти алгоритм выхода из затруднения.

 -Расскажите, как вы пытались решить возникшую проблему при заполнении таблицы?

- Предлагаю проверить правильность ваших рассуждений, оказавших в конкретной жизненной ситуации:. Нужно покрасить дверь в кабинете, а для этого необходимо рассчитать, какое количество краски для этого потребуется.

 - Итак, подумайте, что надо знать, измерить, вычислить, чтобы рассчитать какое количество краски необходимо на одну дверь.

-Ребята предлагают свои способы.

-Измерить высоту, ширину двери; вычислить  ее площадь и узнать расход краски.

Принятие плана выхода из затруднения.

Коммуникативная  (создание алгоритма действия)

5. Реализация построенного проекта.

(7мин)

- найти алгоритм умножения десятичных дробей.

 

-Вычислим площадь двери, если её высота 2м, а ширина1м. На 1м2требуется 100г краски

Ребята! Извините! Завхоз ошибся при измерениях, оказывается, её высота 2,3м, а ширина 1,1 м!

-Вычислим площадь двери, если ее высота 2,3м, а ширина 1,1м. Как можно рассчитать площадь, не прибегая к умножению десятичных дробей?

- Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать алгоритм умножения десятичных дробей.

- Прочитайте правило по учебнику и убедитесь в точности формулировки, полученной нами самостоятельно.

- Какую задачу мы поставили перед собой на уроке?

- Вам удалось с ней справиться?

- Каков наш следующий шаг?

2*1=2м2

100*2=200(г)=0,2кг

-Перевести метры в дециметры

2,3м = 23дм; 1,1м = 11дм.

23дм *11дм = 253дм2 = 2,53м2

100*2,53=253(г)=0,253кг

-Формулируют алгоритм.

-Читают учебник, сравнивают и делают вывод.

-Вывести алгоритм умножения десятичных дробей.

-Да.

-Научиться применять данный алгоритм.

Восприятие алгоритма умножения десятичных дробей.

Коммуникативная

Физкультминутка

(1мин)

Смена деятельности учащихся, снять усталость и напряжение, выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, внести эмоциональный заряд

- Пришло время немного отдохнуть. У нас – физкультминутка. Кто сегодня дежурный? Пожалуйста, выходи.

Меняют вид деятельности, получают эмоциональный заряд.

Дети проводят подходящую физкультминутку с минимальной помощью учителя.

Коммуникативная

Личностная

Снятие усталости, утомления.

6.Первичное закрепление ( с проговариванием во внешней речи).

(6мин)

- организовать усвоение учащимися нового знания с помощью:

- коммуникативного взаимодействия;

- алгоритма действия.

 

- Выполните действия:  а) 3,24  .  2, 6;

б)  8,5  . 0,59;  в)  5, 027 . 63, 21.

Ученики по очереди у доски с проговариванием алгоритма выполняют действия.

Усвоение алгоритма умножения десятичных дробей;

Коммуникативная;

учебно – познавательная

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(7мин)

- организовать проверку умения применять алгоритм умножения десятичных дробей на типовых заданиях.

-Можете ли вы теперь с уверенностью сказать, что научились умножать десятичные дроби?

-Приступаем к выполнению заданий на тренажёре.  

-Нет, нам надо выполнить самостоятельную работу и проверить себя.

Ученики выполняют самостоятельную работу с помощью тренажёра

По ходу работы с тренажёром ученики выбирают ответы, предусмотрен вывод о правильности (не правильности) сделанного выбора и возможность повторного выбора ответа.  На слайде после ответа появляется либо часть картинки, либо слайд со словами «Неправильно, попробуй ещё раз», кликнув по стрелке, ученики возвращаются на предыдущий слайд и повторно выбирают ответ. К концу работы с тренажёром картинка полностью складывается.

Учебно – познавательная ;

(анализ и преобразование по алгоритму);

регулятивная.

8.Включение в систему знаний и повторение.

(7мин)

- учить применять знания в различных ситуациях;

- развивать гибкость использования знаний.

- Выполните № 1403(а,б) из учебника в парах постоянного состава.

- Каким способом вы решали?

- Какие законы математики для этого применяли?

- Решить № 1400; 1401(а).самостоятельно.

Учащиеся выполняют задание.

-Удобным.

- Сочетательный и переместительный.

Учащиеся выполняют задание.

Учебно – познавательная ;

исследовательская;

Регулятивная;

Личностная;

Коммуникативная

Домашнее задание

(2мин)

Инструктаж по выполнению

домашнего

задания.

- Записываем домашнее задание: п.36, № 1432(а – г); 1434

Слушают объяснение учителя, записывают домашнее задание

Коммуникативная;

Информационная;

Личностная.

9.Рефлексия учебной деятельности.

(2мин)

- учить учащихся объективно оценивать собственную деятельность.

-Выполнили ли вы сегодня задачи урока?

-Какую цель ставили перед собой на уроке?

-Смогли ли её достичь?

- Что более всего понравилось на уроке?

-Оцените свою деятельность на уроке с помощью карточки самооценки.«5» - все плюсы; «4»  – минус встречается больше одного раза

- Оцените настроение на сегодняшнем уроке с помощью смайликов..

- Молодцы. Вы хорошо поработали на уроке. Спасибо! Урок окончен.

Ученики отвечают фронтально.

-Научиться умножать десятичные дроби.

-Да.

-Ответы учащихся.

-Оценивают свою деятельность с помощью карточки самооценки.

-Учащиеся показывают смайлики.

Коммуникативная;

Информационная;

Личностная.

                               

Приложение к уроку   умножение десятичных дробей часть1.pptx

                                        умножение десятичных дробей часть2.pptx


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполните действия а) 3,24 * 2, 6; б) 8,5 * 0,59; в) 5, 027 *63 , 21.

Слайд 2

Проверьте ответы а)3,24*2,6=8,424 б)8,5*0,59=5,015 в )5,017*63,21=317,75667

Слайд 3

Выполните самостоятельную работу с помощью тренажёра

Слайд 4

Решите № 1400; 1401(а). Выполните № 1403( а,б ) из учебника в парах постоянного состава. Каким способом вы решали? Какие законы математики для этого применяли?

Слайд 5

Домашнее задание п.36, № 1432(а – г); 1434.

Слайд 6

Оцените свою деятельность на уроке с помощью карточки самооценки. « 5» - все плюсы « 4» – минус встречается больше одного раза

Слайд 7

Оцените настроение на сегодняшнем уроке с помощью смайликов .    Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. Урок окончен. Спасибо!

Слайд 8

Шаблоны и картинки http://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fdetsad-kitty.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2012-08%2F1345276230_shkolniki_4.jpg&uin http://img4i.spoki.tvnet.lv/upload/articles/38/389982/images/Math-fails-11.jpg http://storage.gorod55.ru/data/17ea/3ec3/2f54/4b9c/88f1/ebd9/bf0e/c184/800_0.jpeg http://www.myshared.ru/slide/553412 /#


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе в технологии деятельностного метода "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" (урок открытия новых знаний)

Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации" - возникло затруднение, значит надо прекратить ...

Урок математики в 5 классе по теме: "Доли и Дроби", в рамках ФГОС ООО по УМК "СФЕРЫ" Е.А. Бунимовича (урок открытия новых знаний).

Стандарты второго поколения предполагают переход с обьяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации"-возникло затруднение, значит надо  прекрат...

Урок открытия новых знаний по теме "Координатная плоскость". Математика 6 класс. Учебник Петерсон Л.Г.

Материал содержит конспект урока математики 6 класса по теме "Координатная плоскость". Первый урок в теме - урок открытия новых знаний....

Урок математики в 5 классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями", в рамках ФГОС ООО по УМК "СФЕРЫ" Е.А. Бунимовича (урок открытия новых знаний).

Стандарты второго поколения предполагают переход с обьяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации"-возникло затруднение, значит надо  прекрат...

Тема: «Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей». (5 класс учебник ИИ Зубарева)

Цели: Формировать понятие и умение записывать десятичные дроби. Познакомить учащихся с разрядами десятичных дробей, записью чисел в таблицу по разрядам. Совершенствовать умение при замене обыкновенной...

Урок открытия новых знаний по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 6 классе

Публикация сожержит технологическую карту урока и приложение в виде презентации к уроку...