Программа внеурочной деятельности 2-5 классы
рабочая программа по теме

Баженова Ирина Владимировна

Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка программы внеурочной деятельности «Мастерская чувств» (актерское мастерство).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-тематический план

к программе внеурочной деятельности

 общекультурное направление

 «Мастерская чувств»

(2-5 классы)

Первый год (34 ч)

«Волшебные краски чудесной страны». Художник в театре. «На берегу прекрасных звуков в стране скрипичного ключа». Музыка в театре

Содержание

Теория

Практика

Всего

1

 Создатели  спектакля

1

-

1

2

Краски времени года»

1

1

2

3

Королевство цветных настроений

-

1

1

4

«Муки творчества – я художник»

1

1

5.

Скульптор и материал» (пластилиновые упражнения)

1

-

1

6.

Пластилиновые упражнения

-

2

2

7.

Возникновение театра

1

-

1

8.

Актер и хор греческого театра

1

-

1

9.

Этюды (здравствуй театр)

-

2

2

10.

«Скажи мне, кто я?»

1

1

11.

«Гармония из цвета и музыки» (музыка в красках)

-

2

2

12.

Урок-концерт

1

1

13.

Музыка в театре.

1

1

2

14.

Цирк – зрелищный вид искусства

2

2

15.

Театральное мастерство. Этюд.

1

3

4

15.

Музыкальное сопровождение

2

2

16.

Звуки и шумы

2

2

17.

Зритель в театре

1

1

18

Учимся говорить красиво, или  как избавиться от «каши»

4

4

19.

Урок-концерт

2

2

Итого:

7

27

34

Содержание программы

Раздел 1. Создатели спектакля (1 ч)

Работа режиссера: распределение ролей и репетиции. Знакомство с мастерской художника-декоратора, костюмера. Синтетичность театрального искусства. Живопись и декорация: назначение, сходство и различие. Повторение: «эскиз», «афиша». Задание «Я – художник». Рисование афиши с необходимой информацией на ней.

Раздел 2. Краски времен года (2 ч)

Бутафория – бутафор. Изготовление и назначение в спектакле. «Дом, где водятся привидения». Чтение отрывка из сказки Т. Янссон «Опасное лето». Реквизит – реквизитор. Изготовление и назначение в спектакле. Чтение статьи из Детской энциклопедии «Чем заведуют «Ходячие энциклопедии». Театральный художник.

Изготовление и назначение декорации в спектакле. Цвет и время года. Цвет и предмет. Человек и время года. Задание: дорисуй вторую половину картин. Радость и горе в цвете, в звуке и жесте. Палитра для красок и палитра чувств. Значение света и цвета в жизни и театре.

Раздел 3-4. Королевство цветных настроений (1ч),

Муки творчества (1 ч.)

Декоратор – декорация. Эскиз декорации. Я – художник-декоратор. Рисование эскиза декорации и изготовление макета декорации. Сценическая история с нарисованными героями в макете декорации. Эскиз к сказке «Конек-Горбунок». Задание: составление композиции.

Раздел 5-7. Скульптор и материал. Пластилиновый мир (3 ч.)

Тело – материал для актёра. Этюды «Скульптор», «Сад». Художник-скульптор и используемый им материал. Задание: слепи из пластилина выдуманное существо и придумай историю с ним. Разыграй «Пластилиновую сказку».

Раздел 8-9. Возникновение театра (1 ч)

Актер и хор греческого театра (1 ч.)

Происхождение театра. Муза театра. Вид древнегреческого театра. Театр «Глобус». Нарисовать театр У. Шекспира, используя его словесное описание. Театр под крышей. Вид театра в конце IX века. Первые декорации. Современный театр. Сообщения: «О профессии режиссёра и актёра». Игра «Что? Где? Когда?». Современные театры. Задание: «Нарисуй театр твоей мечты». Устройство зрительного зала. Понятия «сцена», «авансцена», «рампа», «партер», «амфитеатр», «бельэтаж», «ложа», «балкон». Сравнение древнегреческого и современного театров. Рисование схемы устройства зрительного зала в театральный альбом. Игра «Построй театр». Театральный билет. Назначение билета и его изготовление. Театр кукол. История появления кукол. Куклы в Древнем Египте и Африке. Кукла в твоей жизни. Виды кукол. Кукольные театры.

Раздел 10-11. Музыка в театре. Музыкальный театр (2 ч)

Евтерпа – муза лирической поэзии и музыки. Знакомство с разными видами музыкального спектакля: опера, балет, мюзикл, оперетта. Основной язык музыки – звук, мелодия, ритм. Роль музыки в спектакле. Опера. История появления оперы. Первые оперные композиторы. Шедевры оперной музыки. Детские воспоминания С. Образцова об опере. Балет. История возникновения балета. Роль музыки в балете. Шедевры балетного искусства. Просмотр видеоматериала. Оперетта и мюзикл. Музыка в красках. История появления оперетты и мюзикла. Шедевры оперетты и мюзикла. Просмотр или прослушивание известных мюзиклов и оперетт. Музыкальные инструменты. Музыкальные театры. Роль музыки в жизни каждого человека и в спектакле. Задание: «Любимая песня». Театральные жанры: драма; трагедия; комедия; мюзикл.

Раздел 12-13. Цирк – зрелищный вид искусства (2 ч)

Зрелищные виды искусства: кино, театр, эстрада, мультипликация, цирк. История появления цирка в нашей стране и за рубежом. «Цирк – это…» Цирковое представление по истории цирка. Игра «Что? Где? Когда?». «Рекламная кампания в поддержку цирка» по стихотворению Д. Хармса «Цирк Принтипрам». Цирковые профессии. Сходства и различия циркового представления и спектакля, здания цирка и театра.

Раздел 14-16. Театральное мастерство. Этюд (3 ч)

Этюд в разных видах искусства. Театральный этюд. Актёр – единство материала и инструмента. Этюд на одушевление неодушевлённых предметов: «Из жизни мороженого». Задание: «Оживи слова: лампочка, стиральная машинка». Этюд «Знакомство» и «Ссора».

Этюды «В театре», «Покупка театрального билета».

Раздел 17. Музыкальное сопровождение (1 ч)

Роль музыки в спектакле. Фонограмма и «живая музыка». Виды оркестров. Детские воспоминания Н. Сац о посещении музыкального театра. Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Оркестр» в предлагаемых обстоятельствах. Шумовая и звуковая машинка

Раздел 18. Звук и шумы (1 ч)

Место звуков и шумов в жизни и на сцене. «О чём кричим и о чём шепчем». Атмосфера различных мест действия. Создание атмосферы «Леса», «Болота», «Моря», «Перемены». Чтение стихотворения А. Кушнера в предлагаемых обстоятельствах. Озвучивание места действия. Звуковая машинка.

Раздел 19. Зритель в театре (1 ч)

Зритель – обязательная и составная часть театра. Этика поведения в театре. Этюд «Как надо вести себя в театре».

Раздел 20-23. Учимся говорить красиво, или Как избавиться от «каши» (4 ч)

Дикция. Осанка. Самомассаж. Артикуляционная гимнастика. Дикция. Тренинг гласных. Тренинг согласных. Интонация (вопросительная, повествовательная, восклицательная). Темп речи. Медленный и быстрый темп речи. Чтение стихотворения в разных темпах. Содержание текста и темп речи.

Раздел 24-25. Урок-концерт (2 ч)

Репетиция лучших сценических историй, этюдов, наиболее удач-ных игровых упражнений. Подготовка выставки лучших детских работ: эскизов и макетов декораций, театральных билетов, афиш. Показ.

Предполагаемые результаты реализации программы

В результате освоения программы «Мастерская чувств» учащиеся должны получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки.

Ожидаемые результаты:

  1. Активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей действительности.
  2. Развитая эмоциональная сфера личности; умение сопереживать, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность в себе и вера в свои силы.
  3. Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании.
  4. Развитие творческого потенциала личности.
  5. Развитие умений работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности.
  6. Развитие исполнительских способностей.
  7. Овладение навыками правильного произношения и культурой речи.
  8. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
  9. Умение пользоваться театральными понятиями и терминами: «этюд», «импровизация», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.
  10. Активное проявление своих индивидуальных способностей
  1. работе над общим делом – оформлении декораций, музыкального оформления спектакля.
  1. Владение нормами достойного поведения в театре.

По завершении первого и второго года учащиеся должны знать:

– особенности театрального искусства, его отличия от других видов искусств, иметь представление о создании спектакля, знать главные театральные профессии и иметь представление о театральных цехах.

Должны уметь:

– создавать образы знакомых живых существ с помощью выразительных пластических движений; пользоваться жестами; сочинять этюды по сказкам; «превращаться», видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах; выполнять задания в парах, в группах, организовать игру и провести её.

– историю театра Древней Греции, особенность древнегреческого театра, театра «Глобус», историю появления первого театра под крышей, современный театр, устройство зрительного зала, понятия «сцена», «авансцена», «рампа», «партер», «амфитеатр», «бельэтаж», «ложа», «балкон»; театральные цеха; виды театрального искусства; виды кукол; цирк, цирковые профессии; синтетическая природа театра, роль зрителя в театре.

Должны уметь:

– пользоваться словесными воздействиями, размещать тело в сценическом пространстве; сочинять, подготавливать и выполнять этюды с заданными обстоятельствами, действовать с воображаемыми предметами; создавать пластические импровизации под музыку разного характера; создавать образы с помощью жестов и мимики;

анализировать работу свою и товарищей.

По завершении третьего и четвертого года учащиеся должны знать:

– театральные термины: «драматург», «пьеса», «инсценировка», «действие», «событие»; жанры в драматургии: комедия, драма, мелодрама, трагедия; диалог, монолог, внутренний диалог; рифма, ритм; назначение всех театральных цехов, профессии в театре; историю возникновения ораторского искусства, лучших ораторов древности.

Должны уметь:

– самостоятельно выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;

– пользоваться интонациями, выражающими различные эмоциональные состояния, находить ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом;

– создавать пластические импровизации на заданную тему;

– сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

Способы определения результативности

Методы и формы диагностики могут варьироваться (беседа, игра, собеседования с классными воспитателями по достижению индивидуальных задач учащихся, наблюдение за деятельностью ребёнка в процессе занятий и т.д.).

В качестве промежуточных и итоговых результатов работы могут рассматриваться: сольные исполнительские номера (чтецкие или вокальные), участие в групповых композициях (этюдах, сценках, импровизациях, в драматических спектаклях, мини-спектаклях, подготовленных участниками занятий), самостоятельная организация и проведение игр и театральных упражнений.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Программа внеурочной деятельности

Общекультурное направление

«Мастерская чувств»

(2-5 классы)

Возраст детей: 8-12 лет

Срок реализации: 4 года

Составитель: педагог

 дополнительного образования

И.В. Баженова

Г. Когалым

2014г.

Программа внеурочной деятельности

 «Мастерская чувств»

(2-5 классы)

Пояснительная записка

  Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;  формирование целостной образовательной среды, включающей  урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую  историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.

        Актуальность программы связана с тем, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребёнку раздвинуть рамки в постижении мира, «заразить» его добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

        Игра, игровые упражнения выступают как способ адаптации ребёнка к школьной среде. Многое здесь зависит от любви, чуткости педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться поделиться тем, что узнал, увидел, пережил с другими.

        Программа имеет общекультурное направление.

            Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка программы внеурочной деятельности «Мастерская чувств» (актерское мастерство).

   Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, с нормами СанПИНа. Составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка,    ориентирована на обучающихся начальных классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов.

Новизна программы прослеживается в применении системно-деятельностного подхода при подаче материала. Программа рассчитана для работы по годам в театральных мастерских.

1-й год обучения – знакомство с работой актёра и режиссёра в театре: «Мастерская тела, мастерская чувств».

2-й год обучения – знакомство с работой художника и музыканта: «Волшебные краски чудесной страны» или в художник в театре; «На берегу прекрасных звуков в стране скрипичного ключа» или музыка в театре.

3-4 годы обучения – знакомство с ролью драматурга: «Магия слов, или Литературная часть в театре»; «Дом для чудесных представлений» или спектакль как объединение работы всех театральных мастерских.

Программа рассчитана на 4 года занятий, так как первый год обучения проходит по программе «погружение», то эта программа начинается со второго года обучения:   1 час (34 ч.) – 2 класс, по  2 часа в неделю (64 ч.) – 3 класс и т.д.  

Возраст детей: 8-12 лет        

        Программа построена, прежде всего, на обучении воспитанников саморегуляции и налаживанию межличностных процессов. Деятельность педагога направлена на выработку произвольного внимания, рабочей мобилизации, умения распределять ответственность, умения читать поведение другого человека и правильно выбирать свой тип поведения для решения жизненных задач.

        Программа предполагает быструю адаптацию вновь прибывших детей в группах с постоянным контингентом, в любой временной период учебного года.

        Цели программы:

Воспитание ребёнка через приобщение к театральному искусству;

Развитие творческого начала личности, обладающей художественным вкусом, разносторонними взглядами, имеющей собственное мнение.

        Задачи программы:

В воспитании:

Воспитать социально адекватную личность, способную к активному творческому сотрудничеству;

Привить культуру осмысленного чтения литературных и драматургических произведений;

Воспитать дух командности, взаимовыручки и поддержки в группе;

Воспитать художественный вкус;

В развитии:

Развивать пластические и речевые данные воспитанников;

Развивать воображение, фантазию и память.

Развивать навык творческого подхода к работе над ролью;

В обучении:

Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу.

Формировать умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Формировать умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

        На первом году обучения одним из самых важных критериев оценки педагогом работы воспитанников является естественное и раскованное самочувствие юных актёров на сценической площадке. Все усилия педагога направлены на пробуждение в воспитанниках их природной органики.

Итогом творческой работы группы на первом году обучения являются небольшие тематические зарисовки, миниатюры этюдного характера, которые могут быть использованы в мероприятиях, посвящённых самым различным событиям, либо эпизодическое участие в спектаклях групп второго и третьего года обучения.

ЦЕЛЬ:

воспитание общей культуры поведения и общения в творческом коллективе.

ЗАДАЧИ:

- в развитии:

развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;

развивать наблюдательность и память через актёрские упражнения.

- в обучении:

научить основам психофизического тренинга;

научить основам верного дыхания;

научить оценивать сценические события;

- в воспитании:

воспитать навык корректной оценки собственных поступков и поступков других;

воспитывать творческую потребность постоянного совершенствования актерской психотехники путем индивидуального тренинга и самовоспитания.

К концу первого года обучения дети будут:

 Знать:

- разнообразные игры, упражнения и их правила

-считалки, скороговорки,  упражнения речевого тренинга

 Иметь представление:

- о средствах актерской выразительности: жест, мимика, пантомима, сценическое движение, сценическая речь;

 - о сценическом костюме, игровом реквизите, правилах аккуратного обращения с ними;

-  об актерском этюде;

Будут уметь:

- соблюдать правила игры,

 - разрешать конфликты во время игр,

- ориентироваться в пространстве учебного помещения,

- бережно относиться к игровому реквизиту,

 - передавать образ человека, животного с помощью известных средств актерской выразительности.

Получат развитие такие качества личности, как память, внимание, наблюдательность, фантазия, воображение и др.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

        Второй год обучения посвящён в большей степени развитию партнёрских навыков и способностей ребят. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость воспитанников к правдивому, целенаправленному действию, к его особенностям, как особенностям мимики, жеста, взгляда, движения, речи. Основной упор идёт на работу над парными и мелкогрупповыми этюдами (3-5 человека).

На этом этапе очень важно, чтобы воспитанники приобрели навык актёрской “пристройки” к партнёру, чтобы актёры, находящие на сценической площадке в заданных предлагаемых обстоятельствах существовали не раздельно, в разных мирах, а, чувствуя друг друга, сливались воедино в процессе создания органичного, логичного и законченного сценического действия. Работа над любым этюдом может включать в себя распределение функций сочинителя, режиссёра, актёров, декораторов, суфлёров и т.д.

На втором году обучения необходимо закреплять и расширять опыт просмотра спектаклей, как профессиональных взрослых коллективов, так и детско-юношеских.

По итогам творческой работы групп второго года обучения, в их репертуаре должен оказаться полноценный, самостоятельный спектакль, созданный силами студийцев и педагога.

ЦЕЛИ:

Развитие актёрской психотехники воспитанников;

Обучение технике перевоплощения в процессе работы над ролью;

Воспитание партнерских отношений в работе.

ЗАДАЧИ:

- в развитии:

развить физические возможности тела, свободы в обращении со своим физическим аппаратом через пластический тренинг и ознакомление с простейшими акробатическими элементами;

развить актёрское внимание, воображение и фантазию  через упражнения психофизического тренинга;

развить речевой аппарат воспитанников с помощью речевого тренинга и изучения скороговорок.

 в обучении:

научить воспитанников избавляться от неуверенности и страха перед работой в сложных условиях сценического пространства;

научить выстраивать сценическое действие, как для себя, так и для партнёра;

научить чуткому отношению к действиям партнёра в рамках сценического действия;

научить анализировать характер своего героя, его поступки, слова, мотивы;

 в воспитании:

воспитать чувство ответственности за партнёров;

привить культуру сценического поведения на сцене и за кулисами;

воспитать в студийцах чувство взаимоуважения и взаимовыручки.

К концу второго года обучения дети будут:

 Знать:

-основы актерской грамоты; - способы и приемы тренировки памяти и внимания,

- как пользоваться микрофоном.

Иметь представление:

 - о литературном сценарии,

- о сценическом воплощении роли,

- о приемах организации игровой аудитории.

Будут уметь

- согласованно действовать в темпе и ритме, заданном педагогом, ориентироваться в пространстве игровой площадки, сцены,

-организовать и провести  игру со сверстниками и младшими товарищами,

-пользоваться микрофоном,

-выражать свои чувства и настроение интонацией голоса, мимикой, жестами, позой;

- четко и выразительно говорить, исполняя роль.

- придумать и показать несложный сюжет, миниспектакль в малой группе.

Получат дальнейшее развитие личностные качества: увеличится объем памяти и внимания, скорость реакции, появятся навыки саморегуляции поведения – упорство в достижении цели, выдержка, самоанализ. Ребенок будет стремиться качественно выполнить задание педагога.

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

        На третьем году вся работа коллектива сосредоточена на постановке спектаклей, именно к этой цели направлены усилия и все творческие устремления, как воспитанников, так и педагога. Выбранная пьеса становится материалом для эскизных проб на роль каждого из желающих, согласно придуманной коллективной трактовке.

Работа над ролью, её толкование предстают перед воспитанниками как выстраивание определённой логики действий персонажа в предлагаемых обстоятельствах. Воспитанникам предлагается продумать внешний облик своего героя, присущие только ему жесты, привычки, детали одежды, предметы, интонации и т.д. Воспитанники должны попробовать себя как режиссёры своей собственной роли.

Одновременно с постановкой спектакля проходит работа еще по одному необычайно важному для актёрского мастерства направлению – это ораторское искусство. На протяжении двух первых годов обучения работа в этой сфере проходит с большим упором на техническую область сценической речи, чем на художественную. На третьем году обучения работа над словом переходит на ступень осмысленности и присвоения текста роли актёром.

Результатом творческой работы третьего года обучения должны стать постановка одного - двух спектаклей в год

ЦЕЛИ:

Развитие абстрактного творческого мышления;

Формирование профессиональных навыков и умений;

Объединение в единый, неразрывный, взаимосвязанный и взаимозависимый творческий коллектив.

ЗАДАЧИ:

 в развитии:

Развивать ассоциативное видение реальности через актёрские упражнения;

Развивать воображение и фантазию воспитанников через процесс перевоплощения;

Развивать  способность к рождению новых идей, креативному образу мышления.

 в обучении:

Познакомить с техникой перевоплощения в процессе работы актера над ролями различных жанров;

Научить использовать речь как выразительное средство при создании образа;

Обучить студийцев методике работы с поэтическим, прозаическим и драматическим текстом.

 в воспитании:

воспитать чувство ответственности за общее творческое дело;

привить культуру исполнительского мастерства;

привить интерес к культуре речи.

К концу третьего года обучения воспитанник должен

Знать

- Особенности интерактивного театра как вида искусства, специальные термины.

- Игры и упражнения актерского тренинга.

- Основы сценической грамоты,  правила пользования микрофоном, безопасного поведения на сцене.

Уметь

- Исполнить роль в постановке.

- Организовать и провести  игру со сверстниками и младшими товарищами,

- Придумать сюжет из жизненного опыта, составить несложный сценарий.

- Четко и выразительно говорить,

- Изготовить несложные атрибуты, реквизит,

- Пользоваться микрофоном, ориентироваться в пространстве игровой площадки, сцены.

Овладеют средствами творческого самовыражения

- Основами выразительной речи, пластики, движения.

Будут сформированы

- Навыки общения.

- Активное, деятельное отношение к окружающей действительности.

- Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании.

- Умение работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности.

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ

         Продолжается работа над постановкой спектаклей: воспитанники принимают участие, как в работах младших групп, так и в творческой деятельности старших.

Вводится изучение разнохарактерного грима для персонажей. Продолжается еще более тщательная работа над чтецкими работами и постановкой пластических этюдов.

Результатом творческой работы четвертого года обучения должны стать постановка одного - двух спектаклей в год, а так же показ самостоятельных режиссерских работ.

ЦЕЛИ:

Формирование профессиональных навыков и умений

Профориентационная работа со студийцами

Практическое знакомство с профессией “режиссер”

ЗАДАЧИ

В развитии:

Развивать голос, тело, психофизический аппарат

Развивать лидерские качества воспитанников посредством самостоятельного постановочного опыта

Развивать ассоциативное видение, способность к созданию метафор и аллегорий в самостоятельных работах

В обучении:

Познакомить с различными техниками нанесения грима разнохарактерных персонажей.

Познакомить с основными законами режиссуры

В воспитании:

Привить интерес к профессии “режиссер”

Воспитывать чувство ответственности за свою работу

К концу четвертого года обучения воспитанник должен:

ЗНАТЬ:

- понятия: “монтировка спектакля”, “аллегория”, “метафора”, “гипербола”,  “факты жизни”;

- правила техники безопасности при работе с партнером и в сценической конструкции;

- организовать коллективную работу над эпизодом спектакля, воплотить свой замысел, подключив к работе партнеров;

- 5-10 новых скороговорок;

- 3-5 стихотворных и прозаических произведения или их отрывки.

УМЕТЬ:

- владеть навыками самопроизвольной концентрации и расслабления;

- применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях по сценической речи в самостоятельной работе над ролью;

- описать эмоции, которые испытывает герой этюда или драматического произведения, и дать истолкование этим эмоциям;

- произносить скороговорки в разных темпах, с различными комбинациями движений и при нагрузках.

Прогнозируемый результат:

Умения, навыки, способности, развитые в ребёнке к концу обучения по программе «Мастерская чувств»:

- правильно и доброжелательно оценивать свою и чужую работу;

выполнять организаторскую функцию;

Знать

- Особенности интерактивного театра как вида искусства, специальные термины.

- Игры и упражнения актерского тренинга.

- Основы сценической грамоты,  правила пользования микрофоном, безопасного поведения на сцене.

Уметь

- Исполнить роль в постановке.

- Организовать и провести  игру со сверстниками и младшими товарищами,

- Придумать сюжет из жизненного опыта, составить несложный сценарий.

- Четко и выразительно говорить,

- Изготовить несложные атрибуты, реквизит,

- Пользоваться микрофоном, ориентироваться в пространстве игровой площадки, сцены.

Овладеют средствами творческого самовыражения

- Основами выразительной речи, пластики, движения.

Будут сформированы

- Навыки общения.

- Активное, деятельное отношение к окружающей действительности.

- Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании.

- Умение работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности.

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТА:

  1. Педагогическое наблюдение.
  2. Собеседование.
  3. Самооценка.
  4. Коллективное обсуждение работы.
  5. Участие в  концертах, фестивалях и конкурсах.
  6. Анкетирование.
  7. Тестирование
  8. Творческая практика.
  9. Сценарии постановок.
  10. Постановки.
  11. Коллективная рефлексия.
  12. Самоанализ.

Способы фиксации результата.

  1. Фото-видеоотчеты.
  2. Грамоты, дипломы.
  3. Сценарии.
  4. Анкеты.
  5. Тесты.
  6. Портфолио.
  7. Афиши.
  8. Презентация творческого альбома «Мои достижения»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Методические рекомендации

По своей специфике учебно-воспитательный процесс дополнительного образования имеет развивающий характер, т.е. направлен на развитие природных задатков детей, их интересов и способностей.

Методической   особенностью обучения   в программе является личностно ориентированная технология обучения, т.е.  используются педагогические приемы, принципы, методы и формы для реализации творческого потенциала каждого ребенка.

В программе используются следующие методы и формы:

1. По источнику передачи и восприятию информации:

- словесный (беседа, рассказ, диалог);

- наглядный (репродукции, фильмы, фотоматериалы   показ   педагога,   индивидуальные    занятия, сотрудничество в совместной продуктивной деятельности);

- практический (постановка спектаклей, упражнения, этюды, репетиции).

2. По дидактическим задачам:

- приобретение знаний через знакомство с театральной литературой и терминологией, через игры, упражнения, этюды;

- применение знаний через постановку спектаклей;

- закрепление через генеральные репетиции;

- творческая деятельность - показ спектаклей;

- проверка результатов обучения через открытые уроки, конкурсы, фестивали, семинары, интегрированные занятия.

3. По характеру деятельности:

- репродуктивный - разработка и показ этюдов по образцу;

- частично-поисковый - во время работы детям даются задания в зависимости от их индивидуальных способностей.

В программе используются следующие педагогические:

1. Приемы:             .

- исключения - умение  обнаружить  и  устранить  внутренние

препятствия и зажимы на пути к созданию и воплощению образа;

- тотального выражения - включение психофизического аппарата актера в процесс создания и воплощения образа;

- физического действия - выстраивание партитуры роли на основе простых физических действий;

- психофизического жеста - помогает актеру в работе над ролью.

2. Принципы:

- наглядности - использование наглядных пособий, декораций, эскизов, ТСО;

- активности и сознательности обучения - создание творческой атмосферы   в   студии   предполагает   развитие   всесторонних способностей детей, активное и сознательное участие в спектаклях;

- сотрудничества - в процессе работы    педагоги  и  студийцы выступают в качестве партнеров (более опытных и менее опытных). Здесь чаще   всего используется принцип работы творческой мастерской;

- организации  процессов  актерской импровизации  в условиях театральной образности;

- систематичности,   последовательности - обучение   ведется   от простейших упражнений и этюдов к постановке спектакля через развитие наблюдательности, фантазии, памяти, воображения, чувства-ритма и т.д.;

- индивидуализации - учитывая   психологические   особенности обучающихся детей и подростков максимально раскрыть творческие способности и подготовить их к любой творческой деятельности, выбранной ими в будущем.

Организационные формы:

  • Коллективная  эта форма привлекает всех учащихся, наиболее эффективная форма творческой деятельности, т.к. при наименьших затратах сил и времени удается выполнить работу.
  • Парная — рассчитать работу на двоих.
  • Индивидуальная — выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно, поэтому необходимо проводить индивидуальную работу, зачастую дополнительно объяснять задание.

Форма педагогической деятельности — учебное занятие.

Форма групповой работы — групповой опрос, групповые этюды, репетиции.

Функции педагога при групповой работе:

1. контролирует;

2. отвечает на вопросы;

3. регулирует споры;

4. даёт направление творческой деятельности.

          При работе с детским коллективом  режиссёру-педагогу необходимо найти здравый баланс между профессиональными требованиями к работе детей и воспитательной составляющей педагогического процесса. Нельзя забывать о том, что цели и задачи перед педагогом стоят, прежде всего, воспитательного характера, а не художественного.

Несомненно, работа с актёрами-детьми требует гораздо большего вложения сил и терпения от педагога, нежели со взрослыми. Основная проблема заключается в том, что воспитанники совершенно не умеют работать самостоятельно, без чего практически невозможна работа над ролью. Но надо помнить, что юные актёры не умеют работать самостоятельно не по злой воле: не учили, не требовали. Не следует раздражаться этим. Нужно постепенно, планомерно приучать воспитанников к ответственности по отношению к собственной роли, к общему коллективному делу. Шаг за шагом, задание за заданием необходимо привести студийцев к осознанию того, что без их собственного вклада в процесс создания образа, работа над ролью не продвинется далеко.

Педагогу, работающему с актёрами-детьми, безусловно, необходима очень высокая степень самоорганизации, потому что бесполезно пытаться добиться её от воспитанников, не обладая ею самому. Начинать следует с малого – будьте строго последовательны  в своих действиях и в своих требованиях. Всегда, давая задание воспитанникам, добивайтесь результата, не упускайте мелочей, ведь они, накапливаясь понемногу, выливаются впоследствии в большие проблемы на уровне коллективного творчества и воплощения задуманного. Конечно же, спектакль создаётся на репетиции. Но воспитанникам необходимо усвоить, что истинный успех решает взаимосвязь самостоятельной работы с общей. Репетиция – как этап, толчок вперёд, определение направления, проверка усвоенного, соединение частей, выработка генерального плана – должна быть подготовлена самостоятельной работой студийцев.

Конечно, педагог не может применять к воспитаннику театральной студии такие же требования, как к взрослому актёру. Студийцы, не привыкшие к серьёзной творческой работе, быстро устают от множества повторений в процессе репетиций, их внимание, ещё очень неустойчивое, постоянно переключается с объекта на объект. В подобных ситуациях педагогу необходимо проявить гибкость: с одной стороны, воспитанникам нужно сменить вид деятельности, с другой – не отклониться от поставленных задач на конкретный момент процесса обучения. В данном случае необходим симбиоз педагогически-режиссёрских решений: например, вместо очередного повтора репетируемого эпизода спектакля, дать ребятам этюд на сходную ситуацию. После просмотра и разбора этюда уже можно будет вернуться к чистке эпизода безо всякого урона репетиционному процессу, и даже, наоборот, зачастую именно в таких этюдных заданиях рождаются неожиданные творческие находки, актёрские приспособления.

Никогда не следует пренебрегать процессом объяснения, какого-либо понятия, момента, действия. Пусть это займёт немного больше времени, чем рассчитывал педагог, пусть это объясняется даже не впервые, но, поверьте, освоение осмысленного, понятого материала в любом случае будет проходить быстрее и легче, нежели механическое заучивание того, что не до конца понято воспитанниками. Педагог должен стремиться наладить диалог с детьми, постоянно подключая их к решению тех или иных вопросов, проблем, стимулируя студийцев к выработке собственного мнения по множеству жизненных позиций и к умению выражать и отстаивать своё мнение.

Педагогу важно осознать ценность этюдной работы в учебном процессе по мастерству актёра. Этюды позволяют развить у воспитанников внимание, фантазию, память, логику действий, ассоциативное мышление, культуру поведения на сцене. И всё это происходит в почти игровой атмосфере легко и естественно для студийцев. При выборе тем для этюдов нужно следить за тем, чтобы они были разнообразными и охватывали самые различные жизненные ситуации и проявления человеческих чувств и эмоций. Существует множество направлений в этюдной  работе:

  • этюды на проявление человеческих эмоций;
  • этюды на выразительность жеста;
  • этюды на органическое молчание;
  • пластические этюды;
  • этюды по нескольким заданным словам или предметам;
  • этюды, основанные на стоп-кадрах;
  • этюды на основе произведений живописи или литературы, пословиц, поговорок и фразеологизмов;
  • этюды с воображаемыми предметами (партнёрами);
  • этюды на память физических действий;
  • импровизационные блиц-этюды и т.д.

          Что касается последнего типа этюдов, обычно они вызывают особое затруднение у воспитанников, так как импровизация является очень сложной  сферой для начинающих юных актёров. Тем не менее, нельзя опускать это вид работы, так как воспитание импровизационного самочувствия является неотъемлемым условием развития актёрского дарования воспитанников. К заданиям такого  рода, педагогу необходимо возвращаться снова и снова.

Независимо от этапа работы над спектаклем, три составляющие занятия должны оставаться неизменными:

- разминка;

- речевой тренинг;

- психофизический тренинг.

            Это является  необходимым условием готовности воспитанников к  включению в творческий процесс перевоплощения.   Педагогу детской театральной студии необходимо всегда оставаться актёром, всегда неожиданным, интересным, способным захватить внимание воспитанников, увлечь их своей идеей. Это подразумевает высокую степень подготовленности к каждому занятию. Педагог просто не имеет права приходить пустым, безынициативным на репетицию. Всегда и во всём он  должен оставаться немного волшебником, ощущая себя гостеприимным хозяином этого огромного мира под названием ТЕАТР, ведущим воспитанников к самому сердцу этого удивительного мира.

             Литература, используемая для написания программы:

 

  1. Гарбузова С. А. "Театр, в котом играют дети"
  2. Новикова Т.В. «Театральная мастерская».
  3. Таберко Н.М. «Интерактивный театр»
  4. Сарафанова Е.Н. Программа театральной студии «Карусель»
  5. Андрющенко А.И. Театральная студия. Журнал. Начальная школа. 2009. №12. 72с.
  6. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.
  7. Давыдова М.А. Школьный театр: воспитание детей и воспитание родителей. – Журнал – Начальная школа. 2009. №12.- 68с.
  8. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 – 416 с.
  9. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.
  10. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).
  11. С.С. Богданова, В.И. Петрова «Воспитание культуры поведения учащихся начальных классов» М. «Просвещение» 1990 г.
  12. Сурина Т.Б. Театральная работа в классе: год за годом. – Журнал. Начальная школа. 2009. №12. – 71 с.
  13. Хренова Л.А.. Работа театрального объединения в начальной школе. Журнал. Начальная школа. 2009. №12. 74с.
  14. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.
  15. Г. Т. Шпарева, И.П. Коновалова «Театрализованные праздники в школе» - М. «Педагогическое общество России» 2001 г.
  16. Н.Г. Кувашова «Праздники в начальной школе» Издат. «Учитель» г. Волгоград 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для 1 класса

Программа внеурочной деятельности для 1кл. "Русские сказки в народной игрушке"...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...

Авторская программа внеурочной деятельности для 3 класса по предмету "Риторика"

Внеурочная деятельность - 1 раз в неделю. программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Занимательная информатика"

С целью формирования первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, формирования и развития логического и алгоритмического мышления для учащихся 1-х классов был разработан...

Программа внеурочной деятельности в 5 классе. Кружок проектной деятельности "Книгочей"

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьникв умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Применяемый метод проектов усп...

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"

Программа составлена на основе·                     Федерального государственного образовательного с...