Доклад «Игры на уроках счета »
статья на тему

Августинопольская Светлана Анатольевна

 В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида обучаются дети с нарушением интеллекта. Многим детям особенно трудно даётся усвоение программного материала по счету. Это и понятно, так как для овладения математическими знаниями необходимо умение вычислять , сравнивать, обобщать, а функции абстрагирования, обобщения у учащихся специальной школы VIII вида резко снижены.

            Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо на первых же годах школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность.  

Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приёмами, является дидактическая игра.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_doklad2.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с  ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 33» г. Братска

Доклад

«Игра на уроках счета »

Учитель

Августипольская Светлана Анатольевна

декабрь 2014 год

«.Игра –это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»

(В.А.Сухомлинский.)

 В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида обучаются дети с нарушением интеллекта. Многим детям особенно трудно даётся усвоение программного материала по счету. Это и понятно, так как для овладения математическими знаниями необходимо умение вычислять , сравнивать, обобщать, а функции абстрагирования, обобщения у учащихся специальной школы VIII вида резко снижены.

            Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо на первых же годах школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность.  

Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приёмами, является дидактическая игра.  

Это позволяет  организовать и сделать более продуктивной работу школьников.

В игре удаётся приковать внимание умственно отсталых детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях не интересуют их и на которых сосредоточить внимание не удаётся. Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной категории детей. Включение в урок дидактической игры, которая удовлетворяет требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания, и носит обучающий характер, сближает новую деятельность учащегося с привычкой и делает менее заметным для умственно отсталого ребёнка переход к серьёзной учебной работе.

Обучение детей играть и играя считать, решать, строить, конструировать обеспечивает тех необходимых качеств, которые нужны ребёнку для его обучения. Вначале ученик заинтересовывается игрой, а затем и тем материалом, без которого невозможно участвовать в игре. У ученика возникает интерес к предмету.

Дидактические игры позволяют индивидуализировать работу на уроке, давать задания, посильные каждому ученику, с учётом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого учащегося.

      Главной целью применения математической игры  – активизация познавательной деятельности учащихся на уроках счета, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность.

Актуальность дидактических игр в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат обучению, воспитанию и развитию учащихся. Благодаря использованию дидактических игр на уроках  можно добиваться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. В игре учащиеся незаметно для себя  выполняют большое число математических действий, упражнений, тренируются в счёте, сравнивают множества и числа, решают задачи и т.д. Внимание ребёнка приковано к игре, к выполнению игровых целей, а между тем он преодолевает трудности математического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку. Это приобретает особое значение в специальной школе VIII вида, где очень трудно обучать детей оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, где трудно длительное время активизировать внимание школьников на однообразной работе, вызывать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели. Положительные эмоции, которые возникают во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. В играх особенно коллективных, формируются и качества личности учащихся. Они учатся учитывать интересы  своих товарищей, сдерживать свои желания. У ученика развивается чувство ответственности, воспитываются воля и характер. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира.

 Игровые формы занятий или математические игры – это занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации.

  Я использую их на разных этапах урока. Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при устном счете:

- математический лабиринт,

- магические квадраты,

- кроссворды,

- ребусы,

- головоломки и др.

При закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения. Всё это направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определённых умений и навыков необходимых в практической деятельности, развитие  общеучебных умений и навыков.

Анализ психолого – педагогической литературы по этому вопросу, наблюдения за игровыми действиями, вводимыми в учебный процесс, а также осмысление накопленного опыта позволяют выделить следующие виды дидактических игр:

- игры – упражнения;

- игры – путешествия;

- сюжетная (ролевая) игра;

- игра – соревнование.

Игры – упражнения. Они занимают обычно 10 – 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.

Игры – путешествия. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах.

Сюжетная (ролевая) игра отличается тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли.

  Игра – соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.

При применении разных коррекционных игр на уроках счета у ребят значительно повысился интерес к предмету.  Использование  занимательного материала способствует возникновению положительных эмоций, активизации деятельности ребенка, развитию произвольного внимания, памяти, мышления, систематизации жизненного опыта, а также общему развитию речи, расширению кругозора и обогащению словаря.

Игровые моменты на уроках – психологическая разрядка. В момент проведения  игр, глаза ребят загораются, желание работать мгновенно «вспыхивает» и в этот момент происходит усвоение того материала, усвоение которого  происходило с трудом при простом объяснении учителем..

Все это свидетельствует об огромном значении занимательного материала, используемого на уроках и во внеклассной работе по математике.

Учитывая особенности мышления детей с ограниченными возможностями здоровья, дальнейшая работа над этой темой может способствовать совершенствованию знаний, умений и навыков учащихся.

                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:" Обучающие игры на уроках английского языка"

Игра является одним из элементов развития познавательной активности учащихся в изучении английского языка....

Доклад на тему "Устный счет на уроках математики"

Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день. Счет в уме является самым древним и простым способом вычисления. Знание упрощенных приемов ус...

Доклад по теме: «Игры на уроках английского языка».

Доклад по теме: «Игры на уроках английского языка»....

Доклад "Игры на уроках английского языка".

Нужна ли игра на уроке английского языка? Многие учителя считают игру бессмысленным развлечением, потерей времени на уроке. Человеческая игра есть изначально мотивирован...

Доклад "Игры на уроках английского языка"

Нужна ли игра на уроке английского языка? Многие учителя считают игру бессмысленным развлечением, потерей времени на уроке. Человеческая игра есть изначально мотивированная осмысленная деятельность, к...

«дидактические игры и упражнения на уроках счета в коррекционной школе»

Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной категории детей. Включение в урок дидактической игры, котора...

Задания и игры для устного счета нам уроках математики в 1 классе/

 В данном материале вы найдете веселые короткие задачки по математике для устного счета, расчитанные на детей 1 класса. Кроме того присутствуют игры на составление цепочки взаимосвязанных ...