Рейтинговая система оценки контроля знаний
учебно-методический материал по теме

Петрова Алёна Ивановна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reytingovaya_sistema_otsenki_kontrolya_znaniy.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова А.И.

преподаватель истории,

обществознания и права

                  В связи со значительными изменениями в жизни общества проблема совершенствования профессиональной подготовки приобретает особое значение, а в результате этих изменений преобразуются содержание и методы деятельности педагога. Адаптивность системы образования к научному и техническому прогрессу в условиях перехода от принципа обучения "образование на всю жизнь" к непрерывному образованию достигается путем фундаментализации содержания образования, повышения продуктивности методов обучения, формирования профессиональной компетентности преподавателя.

                  Существующая  система балльных оценок (абсолютная количественная шкала) не всегда отражает качественное изменение учащегося в процессе обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного процесса.  В связи с чем,  в процесс образования была введена новая система контроля и оценки знаний – система рейтингового контроля. Этот вид контроля не является чем-то новым для европейских стран. В нашей же стране рейтинг стал применяться недавно только в ряде высших и средних специальных учебных заведениях, а также в некоторых средних школах в порядке эксперимента. Необходимость внедрения рейтинговой системы оценивания результатов обучения отмечают А.Ф. Гусева, В.Я. Зинченко, Р.Я. Касимов, А.В. Левин, В.И. Огорелков, А.Ф. Сафонов и др. Проблемой рейтингового контроля знаний учащихся занимались B.C. Аванесов, Ю.А. Афанасьев, В.П. Беспалько, Н.К. Гайдай, М.Т. Громова, Талызина и др.

Рейтинг  - это отметка, некоторая численная характеристика   какого-либо  

                    качественного понятия.

Рейтинг - индивидуальный числовой показатель оценки достижений в  

                  классификационном списке.

Рейтинг - метод оценивания, или психологического измерения, основанного на

                   суждениях компетентных судей.

Рейтинговая система - совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности учащихся, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому учащемуся в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин.

Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения. Кроме того, данная технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам деятельности учащегося необходимо  корректировать  сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня работы учащегося, тем самым обеспечивается  возможность самоуправления образовательной деятельностью.

Для участия в практико-ориентированном проекте по теме «Внедрение рейтинговой технологии контроля и оценки учебных достижений обучающихся как условие управления качеством образования в условиях образовательного учреждения НПО» была составлена программа опытно-экспериментальной работы. Объектом исследования стал образовательный процесс с использованием рейтинговой технологии по предмету «Обществознание».

Работа началась с разбивки материала на определенные модули – блоки. Весь курс предмета «Обществознание» был разбит на три больших модуля:

 1) Этапы и характер развития общества;

 2) Современное общество;

3) Современная Россия.

Следующим этапом работы стало составление рейтинговых ведомостей, в которых были прописаны все контрольные точки по предмету. Сама ведомость выглядит следующим образом:

Тема 1. «Этапы и характер развития общества»                (25  баллов)

Профессия: 10.4 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»

№/№

Ф.И.О.

Мини-сочинение «Откуда взялась планета Земля»

Схема «Классификация эпох по орудиям труда»

Самостоятельная работа № 1

Семинар «Мировые религии»

Контрольная работа № 1

Самостоятельная работа № 2 (баллов)

Контрольная работа № 2

Кроссворд (15 слов)

Баллы

Оценка

Баллы

1

1

2

10

3

2

3

3

1.

Абрамов

1

1

2

8

3

2

2

2

21

4

2.

Бобов

1

1

1

6

1

2

2

2

16

3

……

«5» - 25 – 23 балла          «4» - 22 – 20 баллов             «3» - 15 -  19  баллов

Примечание: Работа  на семинаре по одному заданному вопросу – 2 балла, по двум заданным вопросам  -  6 баллов,  по трем заданным вопросам – 10 баллов.  

Тема 2. «Современное общество»  

Профессия: 10.4 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)» (25 баллов)

№/№

Ф.И.О.

Самостоятельная работа № 3

Семинар «Глобальные проблемы современности»

Контрольная работа № 3

Контрольная работа № 4

Самостоятельная работа № 4

Контрольная работа № 5

Кроссворд № 2

Схема «Типы гражданского общества»

Срезовая контрольная работа

К/р за 1 полугодие

Баллы

Оценка

Баллы

1

5

2

2

1

2

1

1

5

5

1

Абрамов

5

2

2

2

1

4

4

20

4

2

Бобов

1

3

1

2

1

2

1

1

3

3

18

3

«5» - 25 – 23 балла          «4» - 22 – 20 баллов             «3» - 15 -  19  баллов

Тема 3. «Современная Россия»  

Профессия: 10.4 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)» (50 баллов)

№/

Ф.И.О.

Самостоятельная работа  № 5

Семинар «Права и обязанности граждан РФ»

Контрольная работа № 6

Семинар «Современные политические партии России»

Контрольная работа № 7

К/Р за курс

Баллы Тема № 1

Баллы тема № 2

Баллы тема № 3

Экзамен

Баллы

Оценка

баллы

3

10

5

10

5

17

1

Абрамов

3

10

3

8

3

16

20

21

43

4

84

4

2

Бобов

3

6

5

6

4

14

16

18

38

3

71

3

3

……

«5» - 50 – 45  баллов          «4» - 44 – 40  баллов             «3» - 39 – 30   баллов

ИТОГ: 5 – 91 – 100   4 – 81 – 90    3 – 71 -80

          Выводы:

Применяя рейтинговую систему контроля знаний в 2009-2010 учебном году, я пришла к следующим выводам:

  1. Обучающиеся ответственнее относятся к изучению материала: перед уроками или на уроках они знакомятся с результатами проверенного задания, в этом случае даже «двойки» играют своеобразную стимулирующую роль, так как ученик, не сдавший зачёт, учит материал и сдаёт его вновь или выполняет пропущенную практическую работу. В зависимости от индивидуальных особенностей он может выполнять задание целиком или по частям.
  2. Ребята объективнее относятся к оцениванию. Перед выполнением работы они знакомятся с принципами выставления баллов, а при проверке преподаватель делает замечания по ошибкам и недочётам непосредственно в их работах  или анализирует типичные ошибки на уроке.
  3. Учащимся даётся возможность ликвидировать пробелы даже в давно изученном материале, чаще всего при этом выдаётся другое задание, аналогичное по трудности основному. Ребята сами приходят к выводу, что исправлять надо сложные задания, которые оцениваются большим количеством баллов.
  4. По ходу работы корректируется ранее разработанная “разбалловка” с учётом уровня подготовленности класса и конкретных обстоятельств.

Опыт показывает, что внедрение в учебный процесс рейтинговой системы контроля создаёт следующие преимущества в обучении:

  1. Расширяется компетентность обучающихся в области изучения предмета;
  2. Обучение становится личностно-ориентированным;
  3. Обеспечивается ритмичная, систематическая, максимально мотивированная работа как учеников, так и преподавателя.

Данная технология позволяет развивать и воспитывать:

  1. Аналитическое и критическое мышление;
  2. Коммуникативные способности;
  3. Ответственность за результаты своей работы;
  4. Чувство взаимопомощи, умение контролировать себя;
  5. Умение рационально распределять своё время;
  6. Чувство самоуважения.

Следовательно, применение рейтинговой системы контроля знаний обучающихся приводит к повышению уровня образованности и воспитанности каждого ученика, всей группы, всего училища - значит, и всего общества.