Дополнительная образовательная программа «Краеведение. Истоки»
календарно-тематическое планирование (7, 8, 9, 10 класс) на тему

Афонина Тамара Дмитриевна

Программа опирается на местный краеведческий материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_istoki_1_god_obucheniya_utverzhdyonnaya_.doc185 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение дополнительного образования детей «Вдохновение» ГБОУ СОШ № 11 г Кинеля

УТВЕРЖДАЮ

 Директор ГБОУ СОШ № 11г. Кинеля

О. А. Лозовская __________

 «____»__________20_  г.  

 

Программа принята на основании

решения педагогического совета.

Протокол №___   от «___» _______20_г.                  

                                                       

                                                         

Дополнительная образовательная программа

«Краеведение. Истоки»

                                    Возраст детей 11 -16 лет

                                   Срок образования (обучения)  2 года

     

Автор:

Афонина Т. Д.- педагог                                             дополнительного образования

1 квалификационная категория

                                                   

Кинель 2014г.

Паспорт

дополнительной образовательной программы

«Истоки»:

Уровень, направленность ДОП

1.

Уровень содержания образования ДОП

Основного (полного) общего образования

2.

Направленность ДОП

Туристко - краеведческая

3.

Тип ДОП

общая

4.

Вид ДОП по :

4.1.

степени авторского вклада:

модифицированная

4.2

объемам усвоения содержания

предметная

4.3

особенностям организации педагогической деятельности

сквозная

4.4

степени усложнения  теоретического материала:  

познавательная

4.5.

количеству организации детей в детском объединении

фронтальная рассчитана на работу с группами (подгруппами)

4.6.

срокам реализации:

долгосрочная

4.7.

масштабу реализации программы (уровням освоения содержания за пределами образовательного учреждения)

учрежденческая

4.8.

особенностям контингента обучающихся

общая

4.9.

уровням организации творческой деятельности обучающихся

репродуктивно - творческая

4.10.

степени реализации программы

реализована полностью

Введение

Краеведение - это не просто знания, а путь к их постижению, метод познания мира, явлений, времен, своеобразная школа понимания исторического опыта, взаимосвязи общества и природы, культуры и науки. Велико воздействие краеведения на разум и душу. Академик Д. С. Лихачев отмечал, что «любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней». Осознание ценности культурного, природного, исторического наследия способствует формированию чувства гордости, сопереживания, ответственности, гражданственности.

Создание условий для интеллектуальной, творческой и духовной самореализации личности отвечает интересам стабилизации и процветания всего общества. Развитие растущего человека как социально ответственной и активной личности немыслимо без осознания им культурного наследия. В условиях становления национальной государственности и возрождения национальной духовности народа приоритетным направлением работы образовательных учреждений стало развитие национально -регионального образования. Даже в условиях усилившейся миграции населения страны, по данным Госкомстата, свыше ¾ населения живет в тех регионах, где они родились. Как говорится в народе, «где родился, там и пригодился». Это говорит о том, что национально-региональные знания, полученные в школьные годы, пригодятся до конца жизни. Опыт последних десятилетий показывает, что интерес к прежним патриотическим идеалам и традициям значительно снизился, а новые идеалы еще только формируются. Образовался некий вакуум в эмоционально-ценностном отношении к родной стране, заполнить который необходимо ценностями и традициями регионального значения.

Под краеведением в системе дополнительного образования понимают изучение обучающимися природы, экономики, истории и культуры своей местности – микрорайона, города, села, района, области.

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 – Ф 3 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей(письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 г. № 06 – 18 – 44);
  • Приказа № 10 08  об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам  (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г) в СП ДОД «Вдохновение» ГБОУ СОШ № 11 г. Кинеля

Актуальность данной программы состоит в том, чтобы  способствовать  более глубокому пониманию обучающимися уникальности и  неповторимости  того места, где они живут, их личной ответственности за благополучие и процветание родного города.  Программа ориентирована на системный подход  в изучении краеведения, этнографии, истории  через использование информационных технологий.

Новизна программы состоит в  необходимости изучения и освоения  национальных культур для успешного взаимодействия людей разных национальностей, населяющих  Самарскую область.

Цель:

  • Через знакомство обучащихся с историко-культурным наследием, деловой  и общественной жизнью г. Кинель,   воспитать  активную личность, обладающую способностью и стремлением к познанию и сохранению материального  культурного наследия.
  • Посредством участия обучающихся в общественной жизни вырастить патриотов города, края, страны, способных оберегать и защищать Родину.

Образовательные задачи:

  • Изучение прошлого и настоящего г. Кинель; народонаселения, его обычаев, традиций.
  • Обучение использованию современных компьютерных технологий и Интернет ресурсов для создания творческих проектов по краеведению
  • Приобретение первоначальных знаний об необходимых городу профессиях через экскурсии на предприятия и организации города.

Развивающие задачи:

  • Совершенствование общеучебных, интеллектуальных, коммуникативных и общекультурных навыков.
  • Развитие поисковой деятельности обучающихся.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание патриотизма  и гражданственности у учащихся через краеведческие знания о г. Кинель.
  • Укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только обучающихся, но и родителей;
  • Создание атмосферы успешности каждого и совместной работы коллектива в целом;
  • Формирование позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.

Здоровьесберегающие задачи:

  • Использование активных форм и методов работы, способствующих разнообразию    деятельности, в том числе методик, сохраняющих физическое и психическое здоровье обучающихся

Особенности программы:

  • Значительное место в программе отведено экскурсиям, практической работе. Это дает возможность развивать память, наблюдательность, способствует развитию любознательности.
  • Работа строится как проблемно – поисковая, обучающиеся находят дополнительную литературу, используют Интернет - материалы,  архивные материалы, систематизируют материалы.
  • Использование информационно-компьютерных технологий, что позволяет разнообразить формы работы.
  • Тематическое содержание программы основывается на хронологическом подходе, т.е. в основном подчинено периодизации истории родного края. Задания строятся на постепенном усложнении, с учетом знаний, умений и навыков, полученных ранее.
  •  Содержание курса дает обучающимся  возможность узнать о тех профессиях, которые необходимы городу в настоящее время.

Основные принципы, идеи и мотивы  построения программы

  1. принцип природосообразности:
  •  учет возрастных особенностей обучащихся;
  1. принцип культуросообразности, т.е. воспитание с учетом культурных, общечеловеческих, национальных, региональных традиций и обычаев;
  2. идея гуманизации, которая предполагает признание приоритета личности ребенка, организации учебно-воспитательного процесса так, чтобы он, прежде всего, способствовал формированию и развитию интересов, потребностей, склонностей ребенка, реализовывал индивидуально-личностный подход;
  3.  идеи  демократизации и сотрудничества. Реализация идей гуманизации и демократизации создает условия для развития отношений на основе взаимопонимания, взаимоуважения и взаимодоверия;
  4. идея творчества, позволяющая развивать индивидуальные способности детей за счет активных форм и методов, предоставление возможностей для проявления  нестандартного мышления;
  5. идея эмоциональности воспитательных воздействий, ее реализация способствует развитию чувственной сферы ребенка, гуманизирует отношения людей, главным образом это осуществляется через дела, являющиеся яркими, красивыми, запоминающимися, интересными детям;

Организация образовательного процесса

Методы:

1. Словесный метод

2. Наглядный метод

2. Инструктивно-репродуктивный метод

3. Проблемно-поисковый метод

4. Индуктивные и дедуктивные методы

Формы:

1.рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов, экскурсия;

2. практическое занятие, викторина, консультация;

3 решение проблем с помощью педагога, работа в музеях, архивах, конференциях.

4. работа в форме  досугового клуба

5. самостоятельная поисковая деятельность   обучающихся.

Срок реализации программы - 2 года.

Возраст обучающихся — школьники 11-16 лет.

Формы и режим занятий        .

В объединение принимаются все желающие, специального отбора не производится.

Занятия для обучающихся  проводятся согласно расписания. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.

Учебный процесс состоит из сочетания теоретических и практических  занятий. В проведении занятий используются формы   коллективной, групповой, индивидуальной работы.

Наполняемость одной группы предусматривает численность группы от  10 человек.

Условия эффективности реализации программы.

  • применение различных форм и методов, совершенствующих учебно-воспитательный процесс
  • наличие учебно-методической литературы
  • использование диагностических методик
  • игры
  • собеседования
  • участие родителей и классного руководителя
  • создание атмосферы дружелюбия и поддержка между учащимися и педагогами, родителями.

Результатом работы с детьми является активное  участие в городских, окружных, областных мероприятиях краеведческой и культурной  направленности, приобретение обучающимися универсальных учебных действий, а именно:                                                                                                  

Личностные действия:
научится ориентироваться в важнейших для города событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин города Кинель, чувства сопричастности и гордости за свой край.
  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные, внешние и внутренние мотивы;
  • эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой города Кинель
  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;

Регулятивные действия:
Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи, цели;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные действия

Обучающиеся научатся:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • узнавать символику города;
  • описывать достопримечательности города;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
  • использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой города Кинель

Обучающийся получит  возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
  • работать в семейных архивах.

 Коммуникативные действия
Обучающийся научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Обучающийся получит возможность:

  • готовить и выступать с сообщениями;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах, профессионального образовательного учреждения, сообщества края;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности

Учебно- тематический план 1 года обучения

п/п

Название  раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

1

1

1

Введение в краеведение

3

3

2

География и этнос  г. Кинель

43

31

12

3

История городского округа Кинель.

28

18

10

4

Топонимика

13

11

2

5

Железная дорога – сердце  города Кинель.

19

5

14

6

Моя семья

19

6

13

7

Культурное наследие  г. Кинель

17

12

5

Подведение итогов.

1

1

Итого

144

88

56

Содержание программы.

Вводное занятие (1 час)

Знакомство с детьми.   Инструктаж. Знакомство с программой «Истоки»

РАЗДЕЛ 1. Введение в краеведение (3 часа)

Занятие 2

Теория. Краеведение как наука. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта, материалы архива, воспоминания очевидцев и т. п.

Занятия 3 - 4

Теория. Экскурсия в краеведческий и экскурсионно – массовый отдел МУК   г. о  Кинель по теме « Музейные экспонаты – источник краеведческих знаний».

РАЗДЕЛ 2. География и этнос городского округа Кинель  (43 часа)

Занятие 5

Теория Физико-географическое положение, экономико-географическое положение: границы, площадь, административный центр, символика г. Кинель

Занятие 6

Теория Положение города на карте Кинельского  района. Районные центры, граничащие с Кинельским районом.

Занятие 7

Теория. Экскурсия на площадь Мира. Административные здания

Занятие 8

 Теория   Растительный и животный мир.

 Занятие 9  

Теория Природные водоёмы г Кинель.: реки, озёра. Рукотворный водоём: озеро Ладное.

Занятия 10-13  

Практика. Экскурсия  на о. Ладное, р. Самара (пос. Лебедь). Наблюдения за объектами живой природы.

Занятия 14  - 17

Теория. Почвы г. Кинель Экскурсия в Самарскую сельскохозяйственную академию на факультет «Агрономия»

Занятия 18 -20

 Практика. Создание альбома «Мои любимые места в городе»

Занятие 21.

Теория  Общий обзор народонаселения г.  Кинель.

Занятия 22 - 26  

Теория   Быт, традиции, фольклор, обряды, кухня  русского народа.

Занятия 27 - 31  

Теория  Быт, традиции, фольклор, обряды, кухня  мордовского  народа.

Занятия 32 - 36  

Теория  Быт, традиции, фольклор, обряды, кухня  чувашского народа.

Занятия  37 – 39

Практика. Экскурсия в Алексеевский филиал «Гармония» МОУ ДОД ЦДОД  в музей «Русская изба». 

Занятие 40-  44

Практика. Систематизация собранных данных, компьютерная обработка,  создание банка данных, подготовка к выпуску  альманаха «Фольклор народов, населяющих г. Кинель»

Занятие 45

Теория Взаимосвязь и взаимопроникновение различных культур на территории г. Кинель.              День народного  Единства .

Занятия  46  - 47

 Теория Православный храм в честь Георгия Победоносца  г. Кинель

Примечание:  Создание проектов проходит сквозной линией через всю  тему «География и этнос городского округа Кинель».

РАЗДЕЛ 3. История города  Кинель. (28часов)

Занятие 48

Теория  Хронология развития городского округа Кинель: от упоминания в письменных источниках до получения статуса городского округа.

Занятия 49 – 50

Практика  Экскурсия в краеведческий и экскурсионно – массовый отдел МУК   г.о. Кинель по теме: «Свидетели истории».

Занятие 51.

Теория  История посёлка и станции Кинель до 1918 года

Занятие 52  

Теория  Хроника. События, люди до 1941 года

Занятие 53

 Теория Грозные годы 1941 -1945 годов.

Практика  Экскурсия краеведческий и экскурсионно – массовый отдел МУК   г.о. Кинель по теме: «Документы войны».

Занятия  54 - 55

Практика Совместная экскурсионная поездка детей и родителей к памятнику семьи Володичкиных посёлка городского типа  Алексеевка «Трагедия семьи в трагедии народа».

Занятие 56  

Теория  Послевоенный период истории города.

Занятие 57

Теория Почётные граждане города Кинель.

Занятия 58 – 68

Теория  История г. Кинель через призму человеческих судеб. Кинельцы - участники и погибшие в локальных  вооруженных конфликтах.

Занятие 69

Теория    История г.  Кинель через призму человеческих судеб. Кинельцы – ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС

Занятие 70

Практика  Встреча с жителями г. Кинель -  участниками ликвидации Чернобыльской АЭС.

Занятия 71 - 75

Практика.  Систематизация собранных данных, компьютерная обработка, пополнение банка данных, создание творческих проектов по теме «История г. Кинель».

РАЗДЕЛ 4. Топонимика  (13 часов)

Занятие 76

Теория Наука топонимика. Объяснение названия города Кинель: мифы, предания, легенды.

Занятия 77

Теория.  Первые улицы г. Кинель

Занятия 78  -  79

Теория  Улицы  г.  Кинель,  названные в честь исторических событий.

Занятия 80 - 81  

Теория  Улицы г. Кинель,  названные в честь известных писателей, поэтов.

Занятие 82  

 Теория  Улицы г. Кинель, названные в честь политических деятелей.

Занятие 83 – 84

 Теория  Объяснение названий рек, озёр, рукотворных водоёмов города. Легенды, предания.

Занятие  85 – 86

 Теория  История  возникновения  названий посёлков Горный, Лебедь, Елшняги

Занятия 87 -  88

Практика Итоговое занятие по теме  «Топонимика»

РАЗДЕЛ 5. Железная дорога – сердце  города Кинель. (19 часов)

Занятие  89

 Теория  Создание и развитие станции Кинель. Предприятия железнодорожного узла станции Кинель Куйбышевской железной дороги.

Занятия 90 – 92

Практика Экскурсия в диспетчерский (командный) пункт станции Кинель. Профессии начальника станции, главного инженера станции, диспетчера и другие. 

Занятия 93 -95

Практика Экскурсия в музей локомотивного депо. Профессии машиниста локомотива, помощника машиниста локомотива, приёмщика локомотива  и другие.

Занятия  96 – 98  

Практика Экскурсия в музей вагонного депо. Профессии осмотрщика, приемщика вагонов  и другие.

Занятие 99 -101

Теория Трудовые династии и орденоносцы железнодорожных предприятий. 

Практика Встречи с интересными людьми – железнодорожниками г. Кинель

Занятия  102

Теория  Работа железнодорожного узла в годы ВОВ.

Занятия  103 -107  

Практика  Систематизация собранных данных, компьютерная обработка. Создание проектов  по теме «Железная дорога – сердце  города Кинель» 

РАЗДЕЛ 6. Моя семья (19 часов)

Занятия  108

Теория  Наука генеалогия. Откуда пошел мой род.  Алгоритм знакомства со своей родословной.

Занятия  109 -110  

Теория  Откуда пришли фамилии.

Занятия  111 -112  

Теория Имя.  Что обозначает твоё имя. Отчество  человека.

Занятие 113-114  

Практика. День рождения семьи, составление родословной семьи.

Занятие 115 -116

Практика Создание герба своей семьи 

Занятие 117

Теория История семей  городского  округа, прославивших родной край.

Занятия  118 – 121

Практика Экскурсия в загс «Семья – ячейка общества»

Занятия 122 – 126.

Практика. Систематизация собранных данных, компьютерная обработка, создание творческих проектов   по теме «Я   горжусь своей семьёй»

РАЗДЕЛ 7.  Культурное наследие   г. Кинель (17 часов)

Занятия 127 - 130

 Теория  Поэты нашего города.  Кинель в стихах местных поэтов. Встречи с местными поэтами Макеевой В. Н. , Пономарёвой Т. Н., Леоновой Д.Л., Комаровой Л.А. и др.

Занятия 131 - 132

Теория. Художники нашего города: Цырятьева Г., Маслова Е.. и др.  Экскурсия  в городской дом культуры на передвижную выставку современных художников г. Кинель. (по возможности)

Занятие 133 – 134

Теория  Творческая  жизнь города. Посещение выступлений народного коллектива «Русская песня» и др.

Занятия 135 – 136

Теория Общественная жизнь города. Встречи с членами молодёжной палаты и др.

Занятия 137 – 138

Теория Спортсмены нашего города.

Теория Занятие 139 - 143

Практика. Систематизация собранных данных, компьютерная обработка, создание альманаха   по теме  «Культурное наследие   г. Кинель»

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ  (1 час) 

Подведение итогов и достижений обучающихся.

Ожидаемые  результаты  к концу 1 года обучения.

Образовательные:

  • Приобретение знаний по истории города Кинель  со времени образования города по сегодняшний день.
  • Происхождение  географических названий.
  • Развитие умений и навыков, связанных с проектной деятельностью.

Воспитательные:

  • Укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только обучающихся, но и родителей.

        Увековечивание памяти земляков, погибших при исполнении воинского долга.

  • Заложение  основ этики горожанина.

Развивающие:

Приобретение навыков поисковой деятельности

Учебно - тематический план 2 года обучения    

п/п

Название  раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

1

1

1

Традиции здорового образа жизни  города Кинель                                                          

28

7

21

2

Взаимопроникновение культур людей разной национальности, живущих на территории г.о. Кинель                                                                                                                                                                                                                                    

24

5

19    

3

Деловая жизни Кинеля через призму профессиональной деятельности горожан

44

6

38

4

 Молодёжные организации города Кинель                                                                                                                                                                                                              

34

9

25

5

Досуговые и праздничные мероприятия

12

12

6                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Подведение итогов.

1

1

Итого

144

29

115

Содержание программы

Вводное занятие (1 час)

Знакомство с детьми.   Инструктаж. Знакомство с программой «Истоки»

Раздел 1. Традиции здорового образа жизни   города Кинель (28 ч).

Занятие 2.

Теория. Составляющие здорового образа жизни. Мотивация привычек  ЗОЖ.

Занятие 3

Теория. Личная гигиена, режим дня школьника.

Занятие 4 – 5

Теория. Сбалансированные физические нагрузки.

Практика. Комплекс упражнений для снятия усталости мышц, глаз и т. д.

 Занятие 6.

Теория.  Роль внешней среды для поддержания здоровья. Роль жителей города в сохранении здоровой окружающей среды.

Занятие 7 – 10  

 Теория.  Роль зелёных насаждений в формировании здоровой окружающей среды. Вклад жителей города в озеленении.

Практика. Создание альбома, содержащего фотографии и рисунков любимых мест города.

Занятие 11 – 14

Теория.  Роль спорта в поддержании привычек ЗОЖ.

Практика. Участие в турнире по русским шашкам.

Занятие 15 – 20

Теория.  Негативное влияние алкоголя, табакокурения и употребление наркотиков на здоровье детей и подростков.

Практика  Создание проектов по теме: « Мы – за здоровый образ жизни».

Занятие 21 – 29

Практика. Участие в конкурсах, фестивалях по пропаганде ЗОЖ.

Раздел 2. Взаимопроникновение культур людей разной национальности, живущих на территории г.о. Кинель  (24 ч.)                                                                                                                                                                                                                                  

Занятие 30.

Теория  История многолетнего мирного сожительства народов, населяющих город Кинель.

Занятие 31

Теория. Взаимопроникновение материальной и духовной культуры различных народов.

Занятие 32 – 33.

Теория. Общие черты в украшениях, национальной кухне, сюжетах народных праздников.

Занятие 34 – 36.  

Теория. Игры народов, населяющих территорию г. Кинель.

Практика. Организация и проведение праздника «Поиграй с нами!».

Занятие 37.

Теория. Общность традиций гостеприимства: уважение к гостю, пожелание добра, здоровья, мира в семье.

Занятие 38 – 43

Теория. Примеры патриотизма жителей города  Кинель, людей разной национальности в годы ВОВ, послевоенные годы и в наше время.

Практика. Встречи со знатными людьми города  разной национальности.

Занятие 44 – 53. Проектная деятельность.

Раздел 3. Деловая жизнь Кинеля через призму профессиональной деятельности горожан (44 ч.)

Занятие 54.

Теория. Рынок труда и необходимые городу профессии.

Занятие 55  -57

Практика. Профессия библиотекаря. Экскурсия в городскую библиотеку.

Занятие 58 – 62

Теория.  Медицина в городе. Профессия фармацевта. О здоровом питании школьника. Роль витаминов в профилактике заболеваний и укреплении иммунитета.

Практика. Создание проектов на тему: «Мы - то, что едим».

Занятие 63  – 65

Практика. Почтовая связь в нашем городе. Экскурсия на почту.

Занятие 66  - 69

Теория. Роль средств массовой информации в жизни города.

Практика. Экскурсия в редакцию газеты «Кинельская жизнь» и «Неделя Кинеля».

Телевидение «Надежда». Встреча с работниками местного телеканала.

Занятие70 –74.

Практика. Организации МЧС города. Экскурсия в пожарную часть.

Занятие 75 – 77

Теория.   Правоохранительные органы города.

Практика.  Встреча с работниками полиции и ГИБДД.

Занятие 78 – 84.

Практика.  Создание проектов на тему: «Добрая дорога детства»

Занятие 85 –90.  

Теория. Рабочие профессии, обеспечивающие нормальную жизнь города. Практика. Создание альбома рабочих профессий родителей, содержащие рассказ об этих профессиях и фотографии родителей на рабочих местах (по возможности).

Занятие 91.

Теория.  Сельскохозяйственные профессии. Сельскохозяйственная академия: история создания и развития.

 Занятие 92. –95.

Практика. Экскурсия в сельскохозяйственную академию.

Занятие  96 – 97 Создание проектов по теме: «Малый город России».

Раздел 4. Молодёжные организации города Кинель (34 ч.)

Занятие 98 -  99  

Теория. Кинель ДМО.

Практика.  Встреча с  членами организации, знакомство с работой.

Занятие  100 - 101

Теория.  ЕДМО «Альянс молодых».

Практика.  Встреча с  членами организации, знакомство с работой.

Занятие 102 – 103  

Теория. Молодежная палата.

Практика.  Встреча с  членами организации, знакомство с работой.

Занятие 104 – 110.

Теория. Кто такие скауты. Скаутское движение в Кинеле.  Скаутский отряд «Родник».

Практика. Знакомство с деятельностью скаутского отряда «Родник».

Занятие 111 - 112

Теория.  Объединение «Пресс-служба».

Практика.  Встреча с  членами объединения, знакомство с работой.

Занятие 113 – 114.

Теория.  Молодежный вестник «Квартал».

Практика.  Встреча с журналистами. Обсуждение сотрудничества

Занятие 115 – 116.  

Теория. Молодежное объединение старшеклассников «Ровесник».

Практика.  Встреча с членами объединения.

Занятие 117 – 120

Теория.  Общественное добровольное объединение «Клуб исторической реконструкции и русского боевого многоборья «Русь изначальная».

 Практика. Встреча с членами клуба.

Занятие 121 - 122

 Теория. Добровольческое движение Самарской области (Самарский центр добровольчества)

Практика. Встреча с членами движения.

Занятие 123 – 131

Практика. Проектная деятельность.

Раздел 5. Досуговые и праздничные мероприятия (воспитательные мероприятия)

Занятие 132 – 143

Раздел 6

Занятие 144. Подведение итогов.

Ожидаемые  результаты  к концу 2 года обучения.

Образовательные: 

  • Формирование представлений о различных сторонах жизни своего города, его сложной структуры;
  • Овладение навыками исследовательской работы;
  • Приобретение умений и навыков общения, подготовки  и проведения мероприятий;
  • Создание образа гражданина и патриота  малого города России

Воспитательные:

  • Толерантное поведение в условиях  полиэтничности,  поликонфессиональности и поликультурности города;
  • Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
  • Позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

Развивающие:

  Адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

  Ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

  Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем  сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Методическое обеспечение программы:

  • Дополнительная образовательная программа «Истоки»;
  • Методическая  литература;
  • Интернет- ресурсы;
  • Книги, журналы, содержащие  краеведческий материал;
  • Материалы  периодических изданий «Кинельская жизнь», «Неделя Кинеля»,  «Междуречье»;
  • Географические  карты; 
  • Набор карточек – памяток при осмотре памятника культуры, посещении музея, выставки, участии в конкурсе, проведению мастер – класса « Я умею…»;
  • Проекты и презентации к ним по  темам:
  1. Жители г.  Кинель – ликвидаторы Чернобыльской аварии
  2. Кучкин Г. П.- герой Советского Союза, участник боевых действий в республике Афганистан
  3. Презентация и фильм «Русские»
  4. Пожар
  5. О вреде алкоголизма
  6. Русские женщины
  7. Обретение мощей преподобного Максима Грека в Кинеле
  • Видео и фотоматериалы о городе Кинель;
  • Инструкции по технике безопасности.

Материальное обеспечение программы

Помещение, 2 компьютера, столы и стулья для каждого обучающегося, бумага для записей, папки с файлами для хранения записей и фотографий, электронные носители информации, фотоаппарат.

Список литературы  и Интернет - ресурсы

Для педагога:

  1. Ашурков В.Н., Кацюба Д.В., Матюшкин Г.Н. Историческое краеведение. – М., 1980.
  2. История и современное развитие города Кинель Краеведческое издание под редакцией Емшанов А. Г. и другие.
  3. Кривобоков В. И. Междуречье. Самара: Самарский Дом печати, 1998.
  4. Клевлин В. Г . Дорога к земле. – Самара: ПО «СамВен», 1994
  5. Краснова Е. М. Судьбы людские. – Типография « За Родину», 1992.
  6. Клычкова Л. М. Кинельский ж/д узел. 1657 – 1914 гг: Дипломная работа
  7. Новиков А.Л. Учебно-познавательные игры с элементами топографии- М, 2002.
  8. Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Около 5000 единиц. М.: Русские словари, ООО "Изд-во Астрель", ООО "Изд-во АСТ", 2001. стр. 201
  9. Рабикович М.Т. Очерки русской культуры и этнографии русского феодального города : горожане, их общественная жизнь и домашний быт.-М.,1978.
  10. Решетников М.М. Школьный музей и краеведческая работа // Вестник детско-юношеского туризма в России, 1993, №5-6.
  11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
  12. Туристская игротека (Игры, конкурсы, викторины). Выпуск 4.-М., 2003.
  13. 837 – 2009 История и современное развитие города Кинель Сборник статей под редакцией Емшанов А. Г.  и другие.

Современная методическая литература.

  1.  Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005.
  2.  Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей (методические рекомендации). - М.: ЦДЮТ "Бибирево", 2001.
  3.  Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М.: Вита-пресс, 2009.
  4.  Иванченко В.Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011.
  5.  Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. - М.: Школьная пресса, 2008.
  6.  Педагогические технологии: Учебное пособие. Автор-составитель Сальникова Т.П. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

http://www.mojgorod.ru/samarsk_obl/kinel/index.html

http://festival.1september.ru/articles/514165/

http://www.strogin.ru/methods/methods/educationalprogram/educationalprogram.html

http://dskv2034.mskzapad.ru/activity/additional_groups/articles3/osnovnye_dokumenty

Для обучающихся:

  1. Книга Памяти: Т 11; - Самарская область, - Самара: самарский дом печати, 1994
  2. Книга Памяти. Т. 30; - Самарская область, - Самара: самарский дом печати, 2001.
  3. Памятная книга. Т. 39; - Самарская область, - Самара: самарский дом печати, 2005.

Для родителей:

  1. БСЭ. Т. 13.- Стр. 571 – 572. – М., 1973.
  2. Габайдуллин Ф. К. Неопубликованная рукопись, 1989
  3. Туристская игротека (Игры, конкурсы, викторины). Выпуск 4.-М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по краеведению "Мой край: в прошлом, настоящем и будущем"

Дополнительная образовательная программа по краеведению "Мой край: в прошлом, настоящем и будущем"...

Духовно-нравственное воспитание через дополнительное образование. Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению.

Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению расширяет, обобщает и систематизирует знания по краеведению, раскрывает новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллект...

Дополнительная образовательная программа по историческому краеведению

Данная образовательная программа имеет большую значимость в деле личностного развития гражданина России, готового принять традиции, ценности, особенности культурно-исторической и духовной  жизни ...

Диагностическая карта мониторинга результатов обучения по дополнительной образовательной программе "У истоков мастерства" за 2021-2022 уч.год

Данная диагностическая карта отражает регулятивные, коммуникативные, познавательные учебные действия обучающихся творческого объединения "Криничка" за 2021-2022 учебный год....

Диагностическая карта мониторинга результатов обучения по дополнительной образовательной программе "У истоков мастерства" за 2022-2023 уч.год

Данная диагностическая карта отражает регулятивные, коммуникативные, познавательные учебные действия обучающихся творческого объединения "Криничка" за 2022-2023 учебный год....