Воспитательное занятие «Подаренное солнцем масло»
план-конспект занятия (8 класс) на тему

Цыбуля Юлия Ивановна

О выдающемся земляке, посвящено 200-летию открытия подсолнечного масла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanya.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»

Открытое воспитательное занятие

«Подаренное солнцем масло»

                                                                                                                Воспитатель: Цыбуля Ю.И.

2015

«Подаренное солнцем масло»

Цели:

  • прививать любовь к родному краю;
  • развивать стремление изучать историю родного края,сохранять бережное и уважительное отношение к памяти своих предков;
  • воспитывать добрые чувства, благодарность и уважение к Д.С.Бокареву.
  • познакомить с историей возникновения подсолнечного масла;
  • развивать творческие и коммуникативные способности учащихся.

Ход мероприятия:

1. Орг. Момент

Воспитатель: (на фоне музыки)

Родина. Страна, в которой человек родился и гражданином которой является.

Родина. Это наша необъятная страна, в которой леса и поля, моря и реки, города и сёла.

Родина. Наша Родина – это родина Пушкина и Лермонтова, Гагарина и Королёва.

О том, что такое Родина для каждого человека, сказано в мудрой русской песне: «Человек без родины, что соловей без песни». Своей песней соловей зажигает сердца, пробуждает любовь, заставляет плакать, он наполняет мир несказанной красотой. И как соловей – песней, лишь Родиной силён, одухотворён, добр и красив человек.

Родина. (Татаренко В.)

Слышишь песенку ручья?
Это – Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это – Родина твоя.

Руки матери твоей,
Звон дождей, и шум ветвей,
И в лесу смородина –
Это тоже Родина.
(М.Пляцковский)

     2. Работа с эпиграфом

«Наше Отечество, наша Родина – Матушка Россия» К.Ушинский

- Как вы понимаете эти слова?
- Почему Ушинский назвал Россию Отечеством?
- Что такое Отечество? (Страна, где родился человек и к гражданам которой принадлежит.Где жили наши деды и прадеды)
- Почему Россию он назвал Родиной? (В России мы родились, говорим на родном русском языке и т.д.)
- Почему Россия – Матушка? (Она вскормила нас своим хлебом и т.д.)

   3. Осн. часть

Воспитатель :Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств, но одна у человека мать – одна у него Родина.

Россия – Родина очень многих людей. У нас есть родной город, улица, дом, семья – всё это тоже родина. Всё это мы любим, даже если и не задумываемся об этом. И русский язык, на котором мы говорим – это часть нашей Родины.

У каждого человека есть своя малая Родина – край, где он родился, где впервые узнал вкус хлеба и запах цветов и где всё кажется ему особенным, родным. Может быть, чужому человеку покажется всё здесь обыкновенным и простым, но нашему сердцу должна быть дорога каждая мелочь.

- Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово «Родина»? (С домом, с двором, с мамой, с русской берёзкой и т.д.)

Вдоль речки Тихая Сосна, среди белоснежных меловых холмов стоит город Алексеевка. Здесь я родился, сделал первые шаги, пошёл в первый класс. Это - моя малая родина. Расту я, вместе со мной растёт и крепнет мой город. Прежняя слобода теперь застроена многоэтажными домами, тротуары выложены красивой плиткой, зелёные скверы полыхают цветами.

 (Шаталова Я.)

Город милый, птичий гомон слышен,

Будто здесь лежит лесная глушь.

Город милый – сад цветущих вишен,

Чудо – яблонь и цветущих груш,

Здесь под солнцем зреют абрикосы

Нет таких, наверное, нигде.

Нежно ивы, опуская косы,

Что – то шепчут голубой воде.

Город милый, щедрый словно осень.

Мир знакомых улиц и дорог.

Город милый мной любимый очень

И родной на свете уголок!

(Мунческо К.)

Горжусь я своей стороной,

В которой Станкевич родился,

В которой обычный цветок

В бесценный продукт превратился.

Над речкою Тихой Сосной

Люблю я гулять на рассвете...

Мой милый и песенный край,

Мы все пред тобою в ответе.

Воспитатель: Но разве Алексеевка была бы такой прекрасной, если бы не её жители. Люди – вот главное богатство и гордость Алексеевки. Умные, сильные, смелые – это их подвигами, трудом, умом и талантом прославляется наша Алексеевка.

- Кого из наших земляков вы знаете, кто прославил Алексеевку?

- Именно в Алексеевке в 1829 году крепостной крестьянин Даниил Бокарев открыл способ получения масла из семян подсолнечника. Имя первооткрывателя Даниила Бокарева знает любой житель города, а простой цветок подсолнуха с тех пор красуется на гербе Алексеевки.

В 2014 году исполнилось 185 лет со дня открытия подсолнечного масла в России.

  -Ни один человек не представляет свой стол без подсолнечного масла.

- Где мы применяем масло?

- Без него невозможно ни салат приготовить, ни картошку поджарить. А пользуются этим продуктом люди с 1829 года.

  -Именно тогда русский крепостной крестьянин Даниил Бокарев изобрёл пресс для отжима масла.

  -В слободе Алексеевке о жившем возле Базарной площади Данииле Бокареве говорили разное: «смекалистый мужик», «этот москаль себе на уме», «добрый хозяин».

  -А жил Бокарев в Алексеевке и был крепостным графа Шереметьева. Он не был коренным Алексеевцем. Его выслали за какую-то провинность из Тульской вотчиты в южные владения графа Шереметьева, где и обычаи были иные, и говор малороссийский, и подсолнух красовался в полисадниках вместе с пышными гвоздиками и пёстрыми маками.

      (Горелухин Я.)

Подсолнухов весёлый серпантин
Торопится на рандеву с зарёю.
Равненье держат дружно, как один,
Не выглядеть чтоб дикою ордою.

Соцветия-корзинки тяжелы,
Но пестрота глядится лёгким ситцем,
А золотистых лепестков углы
Всё ярче филигранью начинают виться.

Как от жар-птиц исходит свет от них,
Преображая всю округу.
И воздух, неподвижно тих,
Лазурью разливается над лугом.

Воспитатель:Этот подсолнух и приглянулся Даниилу Бокареву. Собиравшиеся к вечеру у подворий бабы судачили и грызли его семена. Шелуха у них свисала ниже подбородка, что считалось слободским шиком. Лакомство обреталось в каждом семействе.

  -Поджаренные семечки лузгали и дома, и на Базарной площади в торговые дни.

 -Даниилу Бокареву тоже нравилось лузгать семечки, ибо вкус их был приятно - масляничный. В тульских краях он наблюдал, как добывали масло из льна и конопли. Руки у него были мастеровые. И он решился посадить подсолнечник.

  -Когда на земляных наделах появились всходы, соседи стали приставать с въедливыми вопросами.

- Данэло, чи ты умом тронувся? Дэ, цэ ты бачив, чтоб цвиты сиялы на пахоти?

Бокарев отговаривался.

-Подсолнечник красиво цветёт...

В конце лета на всей плантации аккуратно срезал шляпки, свёз их во двор и вышелушил. К этой пор Даниил смастерил приспособление. Сбоку в дубовом коротком пне выдолбил квадратную нишу, внизу этой ниши выбрал цилиндрическое гнездо, куда закладывал порции высушенных семечек. В гнездо вставлял деревянный цилиндр с помощью двух клиньев, забиваемых молотком, цилиндр в гнезде давил на семечки. По отводному желобу стекала густая светло-коричневая жидкость. Необычный и приятный запах стоял в сарае, где Бокарев «бил масло» А вкус!

Данила распирало от нетерпения похвалиться полученным результатом. Но не всем же слобожанам рассказывать об этом. Родственники у Бокарева были только по линии жены. Её родного брата Петра и пригласил в сарай... Через несколько дней проходивший мимо Лука Гезуля свернул к плетёной изгороди, промолвил.

Гезуля:  - Кажуть, Данэло, ты якэсь масло бьешь. Дав быпопробувать...

Бокарев: - Люди наговаривают. Слушай их больше. Какое там ещё масло...

 -Бокарев не намеривался раскрывать свой секрет. Да и какой резон! Эдак в каждом доме появятся маслобойки, а с ним и конкуренты. Даниил понимал, что его приспособление - это редкая собственность, и он волен распоряжаться ею по своему хотению.

   -Шли годы, бокаревская маслобойка уже не являлась секретом.В 1833 году купец Пашутин выстроил первый конный завод, на котором получали «олию». Ему помогал Бокарев.

А через год и он оборудовал такой же завод. В 1860 году в районе слободы заводов было около 160,  Алексеевское подсолнечное масло заполонило российский рынок. В год на продажу отсюда вывозилось до 40 тысяч бочек, содержимое которых весило около 900 тысяч пудов.И только в 1860 году через 31 год  назвали имя «крёстного отца» подсолнечника.

Как гласит местное предание, в это время Даниил Бокарев ещё здравствовал. Но был забыт, о нём никто уже не вспоминал. Когда умер и где можно поклониться его праху, никто не ведал.Неблагодарными оказались земляки к памяти первооткрывателя: при жизни слава обошла его.

 -Лишь к концу XIX столетия появились подробные сообщения о Данииле Семёновиче Бокареве, почерпнутые из воспоминаний его внука Якова Ивановича. Но и они оказались очень скупыми и размытыми. По словам внука, «он был человеком пытливого ума, обладавшим по тому времени большим запасом всяких знаний, особенно по техническому сельскохозяйственному производству.

Прилежно продолжали начатое Даниилом Семёновичем дело три первых поколения династии Бокаревых. Внук построил в Алексеевке первый паровой завод по выработке масла.

По всей России — от слободы к слободе, от деревни к деревне — пошла слава чудесного «бокаревского произрастения», а за ней неотступно следовал и сам ее виновник — «цветок солнца», снова шагая из страны в страну, с континента на континент.

Так и остался русский первооткрыватель в истории всего лишь как «некто Бокарев». Затерялись и его имя и отчество, остался неизвестным и  его облик. Зато как развернулось начатое им дело! Сегодня дело Бокарева достойно продолжается в Алексеевке.В городе действует несколько заводов по переработке подсолнечника, а на самом современном уровне поставлено производство масла в АО «Эфко».

 И как счастлив был бы Бокарев, если бы мог увидеть, что из каждых десяти подсолнечников, растущих теперь на полях всей планеты, семь наливаются янтарным маслом на наших землях!

  4. Итог

 -  В Алексеевке помнят о первом маслобойщике России. В Алексеевском Краеведческом музее действует экспозиция посвященная первооткрывателю подсолнечного масла. Мы с вами совершили экскурсию в музей. Кто из вас может поделиться своими впечатлениями? Расскажите что вы запомнили?

-   Имя Д.С.Бокарева носит Алексеевский маслозавод, названа в его честь улица.

  - В Алексеевке установлено две мемориальные доски с текстом «В 1829 году крепостной слободы Алексеевка Д.С.Бокарев открыл способ производства подсолнечного масла», и Вторая доска «Здесь находится усадьба первооткрывателя производства подсолнечного масла Д.С.Бокарева»

Алексеевцы давно мечтали увековечить память своего великого земляка. И вот в сквере на берегу Тихой Сосны в 2007 году открылся памятник человеку, прославившему Алексеевку на весь мир.

  - До сих пор можно услышать немало рассказов о крепостном Бокареве из слободы Алексеевки. Чего только не испробовал он, дабы употребить подсолнечник в дело. Но настойчивый русский мужик открыл-таки людям новый, на редкость щедрый источник вкусного масла. За что мы с великой благодарностью можем сказать: «Спасибо!»

Белых круч приметную оправу

Наши предки выбрали тебе,

И цветок подсолнуха по праву

Гордо засиял в твоём гербе.

Золотое масло твой умелец

Здесь добыл на пользу землякам,

И пласты реликтового мела

Поддались натруженным рукам.

В добрый час наследуем святое

Символы отеческой земли:

Над рекой откосы меловые

И цветок, с чьей славою росли

В песенном раздолье подружились

Русский говор, малороссов речь –

Это всё, с чем сердцем мы сроднились

То, что нам завещано беречь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательное занятие по теме "Учимся строить отношения"

Воспитательное занятие из цикла: "Развитие межличностных отношений". Расчитано на  детей 5 - 6 классов. Цель занятия: Развивать умение договариваться....

Воспитательное занятие "Лаборатория нерешённых проблем:интересно ли учиться?""

Разработка классного часа может быть использована в 8-9 классах, а также в работе воспитателей с подростковой аудиторией. Тема актуальна для многих классов современной школы, где дети теряют интерес к...

Воспитательное занятие «Изготовление поздравительной открытки» (нетрадиционное рисование - пальчиковые краски)

Воспитательное  занятие  «Изготовление  поздравительной открытки» (нетрадиционное рисование - пальчиковые краски)...

Воспитательное занятие для учащихся 2 класса «Природа Хакасии»

Цель: развивать познавательный интерес, актуализируя и обобщая знания по теме природы;  формировать мотивацию, ответственное отношение к природе; расширять кругозор детей о природе Хакасии, о её ...

Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия) Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия)

1) формировать понятие о любви к родине как одной из главных нравственных ценностей;2) развивать мышление, коммуникативные качества личности;3) воспитывать патриотические чувства к родному краю....

Внеклассное занятие "Лучик солнца - ДОБРОТА"

Цель: расширять знания учащихся о доброте, её значении в жизни человека и  стимулировать детей к добрым поступкам....

Коррекционное занятие "День солнца"

Конспект коррекционного занятия "День солнца" с ребенком с расстройством  аутистического спектра....