Использование многофункционального дидактического материала «Помогайка» для развития познавательной и речевой деятельности у детей с ДЦП.
учебно-методическое пособие на тему

Самойлова Ольга Николаевна

Материал представляет собой описание методического пособия по теме "Посуда" предназначенного  для коррекции речевых нарушений, развития математических представлений, обогащения сенсорного опыта у детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodrazrabotka_samoylova.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

В своей практической деятельности учителю-дефектологу, работающему с детьми, которым поставлен диагноз ДЦП, достаточно часто приходится иметь дело с целым комплексом различных нарушений в их развитии. В данном случае специалистами отмечаются не только специфические речевые расстройства (различные формы дизартрии), но и нарушения в развитии познавательной деятельности, эмоцонально-волевой сферы, а так же сенсорные дефекты.

В моей практике, у более 70% детей раннего возраста с ДЦП и зафиксированной психиатром задержкой психо-речевого развития отмечается большое отставание в формировании речевой деятельности – от полного отсутствия активной речи, до наличия простых лепетных форм в возрасте трёх лет. Кроме этого, ситуацию усложняет наличие трудностей в понимании вербальных и невербальных инструкций, нарушение внимания (зрительного и слухового), низкий уровень сенсорного развития и низкая работоспособность при быстрой утомляемости. Поэтому при работе с данной категорией пациентов возникает необходимость использования специальных приёмов и особых материалов для осуществления комплексной коррекции.

В первую очередь, я организую работу совместно с родителями, где ребёнок, педагог и родитель являются полноправными участниками игры (вся работа курса проводится в форме игрового занятия в обязательном присутствии одного из родителей). Дома и на занятиях мы рассматриваем и обследуем реальные предметы различных классификационных групп: «Посуда», «Одежда», «Мебель» и др. В случаях работы с живыми объектами, при отсутствии возможности рассмотреть реальное животное, птицу, рыбку, мы используем фотографии, видеозаписи.

 Следующим этапом работы является переход от формирования представления о конкретном предмете к обобщающему понятию. Для этого в играх я использую предметы-заместители – игрушки или пособия, имитирующие реальные предметы.

Уже несколько лет я применяю дидактический многофункциональный материал «Помогайка» по темам «Посуда», «Одежда», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Мебель», «Обувь». Материал для изготовления был выбран не случайно – детям, у которых нарушен тонус мышц и зрительно-моторная координация, достаточно трудно взять предмет, выполненный из тонконого картона или тяжёлую деревянную деталь. Поэтому для изготовления пособия я использовала наборы для творчества c листами цветной пористой резины формата А4.

С помощью данного материала можно решать разнообразные задачи при развитии познавательной деятельности и коррекции речевых нарушений у детей с детским церебральным параличом:

  1. формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
  2. обогащение сенсорно-двигательного опыта;
  3.  формирование предметно-игровой деятельности, необходимой для формирования предпосылок к возникновению в дальнейшем сюжетно-ролевой игры;
  4. развитие различных видов восприятия, внимания и памяти, мыслительных операций;
  5. стимуляция речевой активности, формирование самостоятельной речи и коррекция речевых нарушений;
  6. обучение взаимодействию ребёнка с взрослыми, коррекция детско-родительских отношений.

Более подробно возможности пособия рассмотрим на примере темы «Посуда». Работая с силуэтными изображениями в виде вкладышей (фото №1) малыши закрепляют свои знания о видовых и родовых понятиях каждой группы (Н-р: посуда- тарелка, чашка, кастрюля, чайник, ложка, нож, сковорода). Задания усложняются по мере изучения материала и увеличения возможностей ребёнка. На первых этапах взрослые предлагают выбрать 1 предмет из 2 предложенных. Затем ребёнок может работать со всей группой силуэтов и определять лишние или недостающие детали.

Игры и упражнения, которые можно использовать при работе с первым сегментом дидактического пособия «Помогайка»:

  • «Назови одним словом»;
  • «Подбери по цвету»;
  • «Найди лишнюю картинку»;
  • «Чего не хватает?»;
  • «Какие предметы поменялись местами?»;
  • «Запомни и разложи по порядку» (развитие слуховой и зрительной памяти);
  • «Узнай по силуэту, контуру» и т.д.

Собирая части предметов (фото №2) дети закрепляют их названия (у кастрюли есть дно, крышка, ручки, стенки). Данная работа так же помогает развивать зрительно-моторную координацию, что является одним из важнейших направлений в коррекционной работе с пациентами с ДЦП.  

Игры и упражнения, которые можно использовать при работе с сегментом №2 дидактического пособия «Помогайка»:

  • «Покажи части предметов»;
  • «Назови части предметов»;
  • «Угадай предмет посуды по описанию»;
  • «Найди и собери предмет красного (синего и др.) цвета»;
  • «Подбери пару (по цвету, размеру, по назначению)» и др.

Работая с третьим сегментом «Помогайки», мы не только расширяем возможности сенсорной сферы малыша, но и развиваем его словарь (фото №3). Ребёнок учится понимать как простые вербальные инструкции («Найди такой же!»), так и значительно более сложные варианты («Найди большую красную чашку» или «Где синяя крышка от кастрюли, а где зелёная крышечка от кастрюльки»). Когда дети достигнут соответствующего уровня речевого развития, можно включать данный материал для закрепления названия цветов и величин предметов, упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже,  закреплять умение образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов.

Игры и упражнения, которые можно использовать при работе с сегментом №3  дидактического пособия «Помогайка»:

  • «Найди такой же (по цвету, величине)»;
  • «Подбери предмет (по одному признаку, по нескольким признакам)»;
  • «Найди пару»;
  • «Собери и назови (согласование в роде, числе и падеже)»;
  • «Загадки-описания»;
  • «Узнай по силуэту»;
  •  «Большие и маленькие (назови ласково)» и т.п.

Использование ещё одного элемента «Помогайки» (фото №4) имеет достаточно широкую возрастную границу, так как его можно применять как для формирования понятий «один –много», так и обучения арифметическим действиям.

Дети раскладывают по 1 тарелочке  своим «гостям»; находят, где на «полочке» много чашек; могут посчитать, сколько чайников в «магазине». С этим пособием можно обучаться обратному счёту (считать «бьющиеся» стаканы), работать со множествами усваивая понятия «больше на …», «меньше на…», изучать цифры и соотносить их с количеством. В данных играх ребёнок учится понимать и упражняется в практическом употреблении количественных и порядковых числительных и их согласовании с существительными.

Игры и упражнения, которые можно использовать при работе с четвёртым сегментом дидактического пособия «Помогайка»:

  • «Сколько в магазине ножей, чашек, …?»;
  • «Поставь на полку пять чайников …»;
  • «Каких предметов МНОГО, МАЛО, ОДИН …?»;
  • «Сколько жёлтых, красных, … предметов?»;
  • «Каких предметов на нашей «кухне» пять?»;
  • «Сломанная посуда (упражнение в обратном счёте)»;
  • «Подбери цифру к количеству предметов»;
  • «Подбери нужное количество предметов к цифре»;
  • «Какая по счёту красная чашка, …?»;
  • «Посчитай-ка» (согласование существительных с порядковыми числительными)»;
  • «Какая по счёту тарелка, какой предмет третий в ряду и т.п.»;
  • решение арифметических задач и примеров и т.п.

Все виды работы с дидактическим пособием  направлены на развитие у ребёнка с ДЦП зрительного восприятия: распознавание цвета, соотнесение величин, узнавание предметов по силуэтному изображению. Увеличивается концентрация внимания, умение вслушиваться в инструкции взрослого и следовать им для достижения цели. Играя, дети обучаются простым предметно-игровым действиям, практикуются в совместной деятельности с партнёрами, учатся принимать помощь.

Ещё одним не маловажным моментом в использовании данного пособия является то, что родители обучаются необходимым навыкам для организации игр в домашних условиях. Они учатся ставить коррекционно-развивающие задачи, учитывая возможности своего ребёнка, подбирать и эффективно использовать имеющиеся у них предметы (от специальных развивающих пособий до подручного материала). И что очень важно, правильно пользоваться речью, как инструментом обучения.

Использование многофункционального дидактического материала «Помогайка» в работе дефектолога позволяет организовать комплексную коррекцию нарушений в развитии сенсомоторной и познавательно-речевой сферы у детей с детским церебральным параличом. Его универсальность проявляется не только в возможности охватить различные образовательные области (сенсорная деятельность, речевое  развитие, формирование математических представлений, формирование представлений об окружающем мире, развитие эмоционально-волевой сферы и т.п.), но и ставить задачи, учитывая индивидуальный уровень и темп развития каждого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной деятельности учащихся

Внеклассное мероприятие, направленное на формирование познавательного интереса и творческого развития  учащихся....

Использование авторского дидактического материала "Разноцветные пуговки" для развития и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста.

Использование авторского дидактического материала "Разноцветные пуговки" для развития и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста....

Дидактические игры, как средство развития познавательной деятельности детей с ЗПР

Оценивая интеллектуальную готовность детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, исследователи отмечают основную черту — низкую познавательную активность, которая проявляется хотя и неравн...

Статья - Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках математики в 5-6 классе Автор - Гаврилова Е.А.

                   Анализируя итоги международного исследования PISA, эксперты констатируют, что 71% российских учащихся преодолели по математи...

Методический материал: "Инновационные технологии на уроках изобразительного искусства как основа развития познавательной и творческой деятельности у учащихся"

Преподавание ИЗО в школе должен помо­гать детям познавать окружающую действительность, видеть и пони­мать прекрасное в человеческих отношениях, формировать стремле­ние заботиться о красоте...