КТД в классном коллективе
статья (7 класс) на тему

Баторова Лидия Васильевна

Интерес к этой проблеме объясняется  тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества, уметь налаживать отношения в коллективе.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktd_v_klassnom_kollektive.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования  воспитателя 1 категории

Баторовой Лидии Васильевны  «КТД В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ»

 Актуальность темы. 

Интерес к этой проблеме объясняется  тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества, уметь налаживать отношения в коллективе.
Цель:  заключается в формировании у детей навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества.

 Задачи : 

  1. Формирование умений самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности, умение налаживать отношения с людьми;
  2. воспитывать общность интересов, чувство локтя, взаимовыручки;
  3. способствовать развитию творческого мышления учащихся, активизировать познавательную деятельность; 
  4. необходимо обеспечить детям такой опыт взаимодействия, который убедит их в следующем: работать сообща приятно и интересно;
  5.  формирование привычки согласовывать личные интересы с интересами других.

Предполагаемый результат:

Повышение степени самостоятельности  и адаптации в классном коллективе. Организация сотрудничества педагога и воспитанников, воспитанников между собой.Творческая активность воспитанников. Обучение правилам эффективной организации совместной работы

Изучение теоретического материала: 

Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. — М.: Просвещение, 1990.    Труды Сухомлинского В.А: « Сердце отдаю детям», « Потребность человека в человеке», « Советы юношеству» и т.д. А.С. Макаренко  « Лекции о воспитании детей»,  « Разговор о воспитании»,  « Книга для родителей»   (1936-1937)

 А. С. Макаренко писал, что если от человека не требовать многого, то много от него не получишь. Часто перечитываю наследие наших советских педагогов – новаторов, анализирую их методы, рекомендации и в конечном счете предпочитаю идеи И.П. Иванова, о коллективных творческих делах, самостоятельности, ответственности друг за друга, дисциплине. Большую пользу мне оказывает опыт данного   педагога. Работая по его технологии КТД  (коллективные творческие дела)  стараюсь охватить все основные стороны жизнедеятельности класса, увлечь каждого ученика в общую заботу на пользу людям.  В каждом коллективном творческом деле проявляется сущность коммунарского воспитания.

  1. Суть каждого дела –забота о коллективе, друг о друге, об окружающих людях.
  1.  Дело это - коллективное, потому что совершается вместе.
  1.  Дело это – творческое коллективное, поиск лучших решений.

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план: трудовой или    общественно- политической, познавательной или художественно – эстетической, спортивно – оздоровительной или организаторской. Однако, при этом нужно помнить, что успех КТД   зависит от умелой организации дела, когда его участником и создателем становится каждый. В классе – самоуправление. Большинство ребят умеют самостоятельно обдумывать предстоящие начинания, участвовать в коллективном планировании и анализе своей работы. Дети с  большой ответственностью относятся к общественной работе, за что мы постоянно поощряем их, стараемся всегда поддержать, похвалить и в трудную минуту прийти на помощь. При этом обязательно  перенимаю опыт у  других педагогов, использую свой педагогический и жизненный опыт. В 2010 году Гатаулина Шура  ( в этом году она была старостой класса) принимала участие в научно – практической конференции по теме : «Формирование организаторских способностей на основе нравственности и КТД». В докладе Шурой представлены рекомендации и советы по организации самоуправления в классе. В докладе она использовала свой практический опыт работы и материалы отечественных и зарубежных исследователей. Данная работа, на мой взгляд,  полезна для учащихся в овладении организаторских и лидерских качеств на основе КТД.  в 2012 г. она же участвовала в научно-практической конференции « Шаг в будущее» с темой « Значение воды в жизни человека».  В 2011г. Золотарева Катя была участницей научно –исследовательской конференции с темой « Самые добрые и ласковые», данная работа поможет сформировать умения детей в соблюдении правил содержания кошек и в воспитании доброго отношения к домашним животным. В этом учебном году Катя выступила на конференции с докладом « Собака-символ преданности и дружбы». Практическая значимость данной работы:  работа поможет сформировать умения детей в соблюдении правил содержания  собак и в воспитании доброго отношения к домашним животным, чтобы не было бродячих собак в нашем городе.

Мы, воспитатели и классный руководитель, с помощью коллектива  стараемся вникнуть в их проблемы, объясняем, убеждаем ( при этом  зная их очень сложное семейное положение) в выборе правильной позиции в той или иной ситуации, связывая с реалиями нашей жизни. Больше половины учащихся посещают кружки и спортивные секции: « Настольный теннис», « ОФП», секция «Вольной борьбы»  в тренажерном зале, « Театральный кружок», « Родничок », « Цветоводство», Каждое мероприятие позволяет «втянуть» в свое поле  неуверенных учеников. Этим мы стараемся замечать любой, пусть даже незначительный успех ребенка в том или ином деле, дать уверенность каждому ребенку в проявлении своего «Я». Жизнь в классе не прерывается. Завершается одно дело, а уже новое ждет своих организаторов и участников. Класс учится действовать самостоятельно, планировать, что и как делать. Все собираются вместе и оценивают, что было хорошо, что плохо, что нужно исправить в будущем. Действует не только актив класса, но и каждый учащийся. В классе интересно, отношения к друг другу меняются к лучшему. Появляется замечательное чувство: мы – коллектив.    Художественные КТД обладают возможностями для развития у школьников таких качеств, как стремление к познанию, настойчивость, целеустремленность и любознательность, творческое воображение, товарищеская заботливость ( при подготовке к общешкольным  и классным мероприятиям). Призовые места занял класс в мероприятиях  «Осенний ноктюрн»,  «  Новогодний праздник», « В здоровом теле – здоровый дух», « Последний звонок»,  « Учитель, перед именем твоим…», «Алтан хайша», «  Сагаалган», « День Победы» и  т. д.  На хорошем уровне прошли последние мероприятия: « Вода – дар природы», « Земля – наш дом», «Есть такая профессия – ученик», «ШТЭМ». « Смотр строя и песни»,  «Осенний ноктюрн». Ребята начинают интересоваться событиями общественно – политической жизни,  стремятся проникнуть в « тайны» здоровья ( сопротивляемость к вредным привычкам, гигиена, культура здоровья) и человеческой психики. Все это работает на становление духовных потребностей, расширение культурного кругозора, интеллектуального развития, на развитие эстетических вкусов, пробуждает желание испробовать себя в творчестве. Администрация школы  способствует формированию у  педагога устойчивой потребности в самообразовании, непрерывно побуждает  к изучению новой информации и опыта, учит самостоятельно приобретать знания, создает условия для их актуализации, творческого применения в различных ситуациях. В этой связи я использую самые разнообразные формы организации самообразования:
индивидуальная самообразовательная работа с помощью: средств массовой информации; вычислительной и оргтехники. библиотек,  выставок, театров,  экскурсий; повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период в ИПО);
в 2004г. я прошла краткосрочные курсы в Бурятском институте повышения квалификации по программе   «Цели, задачи и содержание  воспитания…»,  в 2006 году я  прослушала краткосрочные курсы обучения по программе  «Интернет- технологии для учителя-предметника», в 2008г. я состояла слушателем курсов по нравственному воспитанию  «Как сбываются и разбиваются мечты», в 2009 г. я была слушателем семинара  «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: проблемы, перспективы, технологии реализации».  В рамках здоровьесберегающей деятельности, особенное внимание уделено  «Оздоровительно – спортивному направлению». Важнейшая из воспитательных возможностей спортивных КТД заключается в развитии у воспитанников гражданского отношения к спортивно
оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества.

Спортивные  КТД помогают выработать быстроту, ловкость, находчивость, смелость и мужество, коллективизм  и дисциплинированность. Больше половины ребят  класса принимают активное участие в городских, школьных спортивных мероприятиях: кросс наций, городская эстафета, День здоровья, за что были награждены грамотами и дипломами. В   трудовых КТД воспитанники осуществляют заботу через труд – творчество. В центре внимания воспитателя – освоение трудовой культуры,  развитие нравственного отношения к труду. В этом году ребята участвовали в копке картофеля и за 2 четверти учебного года получили 365 баллов по трудовой деятельности. Цель трудовых КТД – обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку заботиться о близких,  работать самостоятельно и творчески на пользу и радость. Задачи трудового воспитания: развитие и воспитание социально – значимых интересов, способностей, чувств, воли и характера подростка, при реализации образовательных программ: « Здоровые дети – здоровое будущее России», « Жизнь без вредных привычек », « Трудовые навыки для будущей жизни». В 2009 году я напечатала брошюру из опыта работы « Моя профессия –воспитатель».  В своей работе хочу, чтобы мои раздумья, творческие находки, а также и ошибки, о которых я расскажу, послужили уроком молодой смене. В книге пойдет речь о вещах, часто встречающихся в практике. Возможно, не со всеми моими советами и рекомендациями согласятся читатели, педагоги и воспитатели.  Это, естественно, ведь каждый привносит в работу свои знания, свой профессиональный и социальный опыт, свое отношение к жизни.       Большое значение имеют творческие дела  и  для педагогов. Они выводят их из замкнутого мира преподавания одного предмета ( воспитательного процесса), приобщают к общим действиям с коллегами, открывают широкие возможности для взаимодействия, взаимодополнения, педагогической рефлексии. Идет интенсивный процесс не только совершенствования профессионального мастерства, но и развития личности педагога. К тому же каждый воспитатель в той или иной степени осуществляет процесс мягкого, гибкого управления.

  Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива

Материал показывает систему работы классного руководителя по формированию сплочённого  коллектива...

«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива»

Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональна...

Создание классного коллектива - залог успешной социализации воспитанников коррекционной школы (из опыта работы классного руководителя)

В работе представлена поэтапная работа по формированию классного коллектива в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида, определены цели и задачи, формы и методы работы, показана необходим...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Формирование педагогами сплоченности и взаимодействия учащихся в классном коллективе. Диагностика уровня сплоченности классного коллектива.

Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка.       ...

Начальная школа. Конкурс для классных коллективов 2-4 классов "Самая классная классная жизнь"

Конкурс "Самая классная жизнь" проводится с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в начальной школе....