Бобрицкая В.Н. "СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО"
статья на тему

Казеева Татьяна Александровна

Бобрицкая Валентина Николаевна

Место работы: ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 60 Выборгского района

Должность: учитель начальных классов, руководитель МО учителей начальных классов.

e-mail: vnb-50@mail.ru

Закономерно, что родители нынешних учащихся, процесс обучения которых проходил традиционно, по-старинке, пребывают нередко в замешательстве, недоумении от процесса обучения в рамках новых стандартов.  Родители не понимают, почему нет четких указаний для выполнения задания,  нет одного правильного ответа, более того,  правильных ответов может быть несколько, а ученики зачастую получают совершенно непонятные задания.

 Формирование партнерских отношений школы и родителей является  одним из условий получения значимых результатов обучения в рамках              ФГОС ООО. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Бобрицкая Валентина Николаевна

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная
школа № 60 

Выборгского района Санкт-Петербурга 

 СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ И РОДИТЕЛЕЙ

В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО

«Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью»

В.А. Сухомлинский

Педагогический союз учителя и родителей – могучая сила, которая является неотъемлемым звеном процесса реализации ФГОС ООО. Высказывание                                В.А. Сухомлинского «Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны»  актуально и в наше время. Именно сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной образовательной и воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса всегда была одной из главных задач школы, и приобрела еще большую значимость в период  реализации ФГОС ООО.

Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, ведется мною в целостной системе и является одним из важных звеньев учебно-воспитательного процесса. Главное в этой работе сделать родителей соратниками процесса реализации ФГОС ООО. Для этого создаю необходимые условия: просвещение родителей, включение их в осознанное участие в процесс реализации ФГОС ООО, обучение обмениваться опытом и обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.

Самыми распространенными формами работы с родителями являются родительские собрания, конференции, заседания родительских комитетов, индивидуальные беседы, консультации. Через эти традиционные формы работы возможно донести родителям учащихся особенности реализации  ФГОС ООО.

Одним из важнейших является проведение родительского собрания, где в интерактивных формах объясняются особенности реализации федеральных государственных образовательных стандартов и, фактически, под руководством учителя родители сами составляют перечень особенностей по разделам «Так учили» и  «Так учат сейчас», содержание понятия «развитие УУД».  Не все родители имеют представление и, более того, опыт работы с интерактивными досками. В ходе такого собрания родителям представляется такая возможность.

Дальнейшим этапом является проведение открытых уроков для родителей, в ходе которых на практике они видят, что же требуется от ученика для его успешности. Родители получают ключи для проверки некоторых заданий, выполняемых учащимися. В ходе открытых уроков учитель акцентирует внимание на  развитие УУД  учащихся.

При проведении уроков с использованием интерактивных  технологий – защите проектов, проведении дискуссии «Дебаты», «Симпозиум» родители могут быть приглашены на роль арбитров, судей. Присутствие родителей на открытых занятиях придает значимость работе ученика, повышает их ответственность. Родители же в свою очередь погружаются в процесс реализации ФГОС ООО.  

Особенно важны такие формы работы с родителями девиантных учащихся. Ведь именно в активных действиях ученика проявляются его сильные и слабые, требующие коррекции, стороны. И взгляд родителя со стороны  на своего ребенка куда более весомее,  чем самые аргументированные просьбы учителя оказывать необходимую помощь ученику.

 На собрании и открытых уроках  решается ряд задач, возникающих в учебно-воспитательном процессе, снимается ряд вопросов, возникающих в деятельности учителя, ученика и родителя.

В дальнейшем родители образуют группы по интересам. Именно родители из созданных групп  помогают учителю организовывать проведение экскурсий, совместных праздников, деловых игр.

По итогам учебного года проводится «Мастер-класс», в ходе которого учащиеся показывают свои достижения. «Мастер-класс» готовится заранее, определяется состав экспертов из числа родителей. Подобная отчетная работа формирует навык постановки задач личностного роста. И в этом процессе важное значение для детей имеет поддержка. Помощь родителей.

В течение учебного года для родителей систематически проводятся консультации и тренинги. Их содержание и периодичность исходит из потребности родителей, работ родительских групп. У родителей снижается категоричность суждений о реализации нынешних учебных программ, реализации ФГОС ООО,  появляется четкое понимание целей и задач учебно-воспитательного процесса. Родители осознанно  задумываются над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Наличие группы класса «ВКонтакте», странички классного руководителя на сайте образовательного учреждения  - еще одна из значимых возможностей работы с родителями в рамках реализации ФГОС ООО.  Это дает учителю практически в реальном времени общаться с родителями: размещать новости о жизни класса, справочную и оперативную информацию, проводить дискуссии по тем или иным вопросам.

Только в процессе взаимодействия учителя и родителя можно успешно решать проблему развития личности ребёнка, на что  и нацелен процесс реализации ФГОС ООО. Работа с родителями активизирует их интерес к школе, формирует культуру родительского взаимодействия друг с другом,  уважение к профессиональной деятельности учителя.                                                              

Список литературы

  1. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига, 1989.
  2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. М., 2005.
  3. Помощь родителям в воспитании детей. / Пер. с англ.; Под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1991.
  4. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с. (Серия «Методическая библиотека»).
  5. Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлаева // Школьный      психолог. – 2006, №19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание системы оценки достижения учащимися планируемых результатов в процессе реализации ФГОС ООО».

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ос­новной образовательной программы – это система,  направленная на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в о...

Сложности выбора методов обучения в процессе реализации ФГОС

Начавшаяся работа по реформированию и модернизации системы образования затянулась на долгие годы. Принятие нового закона «Об образовании в Российской Федерации», введение федеральных государственных о...

Сложности выбора методов обучения в процессе реализации ФГОС

Начавшаяся работа по реформированию и модернизации системы образования затянулась на долгие годы. Принятие нового закона «Об образовании в Российской Федерации», введение федеральных государственных о...

Использование новых педагогических технологий обучения как одно из необходимых условий повышения качества образования в процессе реализации ФГОС НОО и введения ФГОС ОО

Статья расскрывает новые педагогические технологии, которые могут повысить мотивацию учащихся к изучению предмета, снять напряжение на уроке, сделать его более интересным и как следствие повысить каче...

Внедрение системы Кроссфит в общеобразовательной школе в процессе реализации ФГОС.

Программа  Кроссфит (CrossFit) — тренировочная система, направленная на развитие всех физических качеств: силы, скорости, выносливости, ловкости, гибкости, подходит людям любого возраста и ...

Формирование общих и профессиональных компетенций будущих специалистов и квалифицированных рабочих в процессе реализации ФГОС НПО/СПО нового поколения

Научить обучающихся добывать и использовать информацию – одна из важнейших целей современного образования. Достижению этой цели способствует применение компетентностных подходов в обучении. Зада...