Ведерникова О.В., Галл М.Ю. "ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ К ВВЕДЕНИЮ ФГОС"
статья на тему

Казеева Татьяна Александровна

Ведерникова Ольга Васильевна

кандидат филологических наук, доцент

Место работы: ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района

Занимаемая должность: научный руководитель

Адрес электронной почты (e-mail): olgav3103@yandex.ru

Галл Марина Юрьевна

Место работы: ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района

Занимаемая должность: заместитель руководителя  по введению ФГОС ООО, учитель английского языка

Адрес электронной почты (e-mail): marinagull@mail.ru

В данной статье рассмотрены проблемы организации подготовки к введению ФГОС. Авторами раскрывается направленность проблем и средства их решения (на примере деятельности ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района). Выявлена взаимосвязь инновационного характера ФГОС и инновационной деятельности образовательного учреждения по введению ФГОС. При этом показано, что введение ФГОС обусловливает инновационность управленческой деятельности ОО. Особое внимание обращено на характеристику инновационного содержания подготовки к введению ФГОС.

подготовка к введению ФГОС, проблемы управления,  инновационность ФГОС, инновационные аспекты управления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ведерникова Ольга Васильевна, Галл Марина Юрьевна,

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ К ВВЕДЕНИЮ ФГОС

В образовательной системе России с введением Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) начинается новый этап. Его особенность выражается в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов, основу которых составляет процесс развития личности как цель и смысл образования.   Для обеспечения введения ФГОС в общеобразовательных организациях (далее ОО) необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям: нормативно - правовое обеспечение введения ФГОС, организационно-управленческое направление, методическое направление, финансово - экономическое обеспечение, кадровое обеспечение, информационное обеспечение, материально-техническое обеспечение. [4, с.22-24] В этом качестве подготовка к введению ФГОС представляет собой многоплановую управленческую проблему.

Цель данной статьи – обозначить проблемы управления организацией подготовки к введению ФГОС. У администрации ОО возникает ряд вопросов по организации подготовки к введению ФГОС: Определяет ли инновационность ФГОС своеобразие подготовки к его введению?  Какими должны быть инструменты управления? Каким должно быть содержание подготовительной работы?  Как сформировать готовность учителей к работе по требованиям ФГОС? Ответы на эти вопросы и составляют суть проблем, отмеченных в теме.

Вопрос первый. Определяет ли инновационность ФГОС своеобразие подготовки к его введению? ФГОС стимулирует инновационный характер и содержание подготовки к его введению, что обусловлено следующими особенностями:

1. Главная инновационность ФГОС состоит в том, что это инструмент реализации государственной образовательной политики. [4, с.4] В этом качестве ФГОС ориентирован на обеспечение условий для развития личности обучающихся на основе освоения универсальных способов деятельности. Данная направленность обусловлена инновационными потребностями экономики и в целом российского общества. Так, образование становится одним из ресурсов модернизации экономики и общества, а школа - средством реализации государственной образовательной политики. Следовательно, одним из инновационных аспектов подготовки к введению ФГОС ОО является нормативно-правовое сопровождение (разработка локальных актов и положений) реализации условий осуществления образовательного процесса как обеспечивающих достижение развития личности обучающихся, то есть планируемых результатов образования.   В целом в лицее сформирована нормативно-правовая база введения ФГОС ООО:

  • имеется решение Совета о введении в ОО  ФГОС ООО с 01.09.2015, приказы по ОО;
  • разработаны локальные акты, обеспечивающие реализацию ФГОС (Положения о Совете по введению ФГОС ООО, рабочих группах по введению ФГОС ООО, рабочей программе и технологической карте, разработана «Дорожная карта» по подготовке школы к введению ФГОС ООО);
  • разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников ОО, в том числе стимулирующие надбавки и доплаты;
  • внесены изменения и дополнения в Устав и Программу развития ОО с учетом требований ФГОС ООО;
  • скорректированы в соответствии с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции учителей основной школы, заместителей директора по УВР, ВР;
  • ведётся проектирование ООП ООО.

2. ФГОС как общенациональный приоритетный проект реализуется на основе общественного договора, представляющего собой социальный запрос всех заинтересованных субъектов - личности, семьи, общества и государства, что придаёт стандарту характер конвенциональной нормы. [4, с.90-95] С введением ФГОС государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата и ученик, его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. В данном контексте ФГОС является средством обеспечения планируемого уровня качества образования, для анализа и оценки которого необходимо привлечение заинтересованных сторон, родителей и учащихся (независимая оценка качества). Следовательно, ещё одним инновационным аспектом организации подготовки к введению ФГОС в ОО становится  согласование запросов участников образовательного процесса. Координация действий осуществляется на основе ознакомления родителей и обучающихся с учредительными документами лицея, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации, основной образовательной программой общего образования, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий, правилами внутреннего распорядка и иными документами, регламентирующими учебную, воспитательную и административную деятельность ОО, через сайт, анкетирование, представление Публичного отчёта директором лицея, участие независимых представителей в Совете лицея и Совете отцов.

3.ФГОС рассматривается как целостная система требований ко всей системе образования, а не как требования к предметному содержанию образования, что стимулирует такой инновационный аспект в организации подготовки к введению ФГОС , как  введение системных изменений всей деятельности ОО уже на этапе переходного периода. [3]   Для управления системными изменениями администрацией лицея организовано ресурсное обеспечение: для разработки основной образовательной программы общего образования и рабочих программ проведено информирование педагогического коллектива на педагогических советах и научно-методических совещаниях педагогических работников, заседаниях методических кафедр и методических объединений (кадровый и методический ресурсы); созданы Совет по введению ФГОС ООО и рабочие группы по разработке разделов программы  (организационный ресурс); разработаны и реализуются план-график введения ФГОС ООО, дорожная карта, вводится система контроля (предварительный, текущий, итоговый) за реализацией изменений  (информационно-аналитический ресурс).   

 Вопрос второй. Какими должны быть инструменты управления?  Инструменты управления призваны обеспечить деятельностный характер подготовки к введению ФГОС. Инновационную активность педагогического коллектива определяет модель управления данным проектом, разрабатываемая администрацией ОО. В лицее создана следующая модель: общее руководство осуществляет директор; координирует деятельность всех участников Совет по введению ФГОС ООО, принимающий решения на основе консенсуса; руководит проектом  заместитель директора, курирующий  данное направление  работы, наделённый определенной долей самостоятельности (планирует, контролирует работу по подготовке лицея к введению ФГОС ООО, координирует деятельность и мотивацию  педагогов). Взаимосвязь в рамках модели осуществляется на основе принимаемых решений и выполняемых функций планирования, координации, контроля. Для реализации функции контроля возникает необходимость создания модели мониторинга введения ФГОС. Инструментами управления являются и локальные нормативные документы, акты, положения. Главный нормативный документ, обеспечивающий управление введением ФГОС, - основная образовательная программа, закрепляющая нормативно и на практике изменения всех сторон деятельности ОО.

Вопрос третий. Каким должно быть содержание подготовительной работы?  Основная задача организации подготовительной работы – введение регламентации в управление в соответствии с тремя группами требований ФГОС, определяющими инновационную деятельность администрации и педагогов ОО:  требованиями к структуре основной общеобразовательной программы; требованиями к результатам освоения основной общеобразовательной программы; требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы.[4,с.24] В данном контексте инновационное содержание подготовительной работы ОО отражается в разработанной дорожной карте «Стратегия и тактика ОО по введению ФГОС ООО»

Дорожная карта представляет собой документ, описывающий мероприятия, сроки, ответственных и необходимые нормативно-правовые документ по введению ФГОС основного общего образования. Дорожная карта предполагает реализацию пяти шагов. Реализация первого шага:

  • Анализ ООП НОО (январь-март 2013).
  • Начало организации повышения квалификации в области ФГОС- февраль 2013 Создание Совета и рабочих групп с целью разработки проекта ООП ООО и рабочих программ - март 2013.
  • Формирование банка нормативно-правовых документов, регламентирующих введение и реализацию ФГОС ООО – с апреля 2013.
  • Начало организации изучения ФГОС ООО педагогическим коллективом лицея - с апреля 2013.
  • Проведение заседаний педагогического совета по введению ФГОС ООО в лицее- март 2013, январь 2014, декабрь2014, август 2015.
  • Утверждение плана – графика мероприятий по введению ФГОС.
  • Мониторинг уровня готовности основной школы к введению ФГОС ООО – январь-май 2015.

Реализация шага № 2 предполагает определение изменений и дополнений в образовательную систему (это то, что нам предстоит, и что мы уже начали делать):

  • Приведение нормативной базы лицея в соответствие с требованиями ФГОС ООО.
  • Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ООО.
  • Определение модели организации внеурочной деятельности обучающихся.
  • Определение метапредметных умений обучающихся по итогам каждой четверти - в теч. 2015-2016 уч.г.
  • Мониторинг сформированности УУД обучающихся по результатам каждой четверти- в теч. 2015-2016 уч.г.
  • Осуществление повышения квалификации учителей основной школы.
  • Дорожная карта также определяет финансово-экономическое, информационное, кадровое и материально-техническое обеспечение введения ФГОС ООО.

Реализация шага № 3 - это непосредственно мероприятия и проекты по разработке Основной образовательной программы ООО.

  • Разработка предметных образовательных программ (до июня 2015 г.).
  • Разработка модели внеурочной деятельности.
  • Разработка планируемых результатов.
  • Разработка Программы развития УУД.
  • Разработка учебного плана.
  • Разработка Программы воспитания и социализации.
  • Разработка системы оценки планируемых результатов освоения ООП.

Направления мероприятий, мероприятия, сроки, ответственные и нормативно-правовые документы описаны в Плане-графике мероприятий по обеспечению перехода на ФГОС ООО в 2015-2016 уч.г.

Реализация шага № 4:

  • Разработка и утверждение ООП ООО –до июня 2015 г.
  • Разработка рабочих программ учителей, работающих в 5-х классах, – до июня 2015 г.
  • Утверждение рабочих программ учителей, работающих в 5-х классах, – август 2015 г.
  • Разработка (до июня) и утверждение программы формирования УУД (август 2015 г).
  • Разработка и утверждение программы формирования ИКТ - компетенций – до августа 2015 г.
  • Разработка и утверждение программы формирования компетенций в области смыслового чтения и работы с текстом - до мая 2015 г.
  • Разработка и утверждение программы формирования компетенций в области учебно-исследовательской и проектной деятельности – до мая 2015 г.
  • Прохождение курсов повышения квалификации для учителей ООО -2014-2016 гг.

Реализация шага № 5:

Заключительным шагом является контроль реализации запланированных изменений в образовательной системе школы. В этом шаге обозначены объекты контроля (мероприятия, указанные в Дорожной карте), субъекты контроля (педагоги, обучающиеся, образовательный процесс в целом, материально-технические ресурсы, нормативно-правовые документы), сроки и методы сбора информации: педсоветы, семинары, собеседования с педагогами, изучение документации, тестирование педагогов, диагностические работы.

Вопрос четвёртый. Как организовать управление формированием готовности учителей к работе по требованиям ФГОС? Проблемы организации подготовки к введению ФГОС связаны с инновационным содержанием стандарта и готовностью педагогического коллектива к его реализации. Перед администрацией ОО стоит задача формирования готовности педагогов к реализации ФГОС ООО. В данном контексте инструментом управления являются соответствующие нормативные документы, в том числе план методической работы, обеспечивающий сопровождение введения ФГОС. Инновационное содержание стандарта обусловлено необходимостью использовать деятельностный подход в обучении (деятельностные технологии), формировать УУД (умение учиться), вводить формирующее оценивание, реализовать программу духовно-нравственного воспитания на предметных уроках и во внеурочной деятельности. [1,2,5,6] Этим определяется и стимулируется инновационная деятельность педагогов в условиях введения ФГОС. Поэтому план методической работы включает: обеспечение преемственности внедрения ФГОС НОО и ФГОС ООО, курсовое повышение квалификации, проведение педагогических советов и семинаров по проблемам введения ФГОС, анализ и обобщение педагогического опыта в решении проблем введения ФГОС ООО в других ОО, проведение мастер-классов и открытых уроков учителями начальной школы для учителей основной школы, обеспечение методической помощи педагогам школы, проведение семинаров в рамках методических кафедр и методических объединений, работу педагогов по самообразованию, консультационную деятельность, участие в педагогических конкурсах разного уровня.

В процессе разрешения разобранных выше проблем ОО приобретает опыт инновационной деятельности в контексте ФГОС, достижения поставленных целей, проектирования инновационой образовательной среды.

Список литературы

1. . Асмолов А.Г. Системно - деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения// Педагогика. – 2009. - № 4. – С.18-22.

2 Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.,2009.24с.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт полного общего образования.- М.: Просвещение, 2010. 67 с.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». – М.: УЦ Перспектива, 2013. – 223с.

5.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / Под ред. А.Г.Асмолова .- М.: Просвещение,2011.159 с.

6.Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС

В данной работе рассмотрено понятие профессиональной компетентности педагога, определены основные группы профессионально-педагогических компетенций и рассмотрены механизмы развития профессиональной ко...

Проблемы организации подготовки к введению ФГОС ООО

Сегодня общество испытывает глубокие и стремительные перемены. Эти перемены требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя г...

Подготовка к введению ФГОС

Налови мне рыбы – и я буду сыт сегодня;научи меня ловить рыбу – так я буду сыт до конца жизни.Японская пословица...

Опыт и проблемы естественнонаучного образования при введении ФГОС ООО

Анализ опыта работы по географии и биологии в 5 классах...

Особенности организации воспитательной деятельности в образовательной организации в условиях введения ФГОС

Статья представляет собой представление опыта работы школы в условиях введления ФГОС....

Подготовка к введению ФГОС ООО: изучение и апробирование УМК гуманитарного цикла, реализующих ФГОС

Презантация к выступлению на заседании методического объединения по теме "Предметы русский язык и литература в структуре общего образования в соответствии с ФГОС ООО"...

Организация методического сопровождения введения ФГОС ООО через организацию работы школьных творческих групп педагогов

Прежде чем на практике реализовывать план введения ФГОС ООО, включиться в инновационный процесс,  необходимо  приобрести определённый багаж теоретических знаний.На современном этапе развития...