сборник «Арт-Терапия в образовательном процессе для школьников»
материал по теме

сборник

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-terapiya_v_obrazovatelnom_protsesse_dlya_shkolnikov.docx468.98 КБ

Предварительный просмотр:

     Министерство образования и науки в Челябинской области

ГБОУ СПО (ССУЗ) Челябинский педагогический колледж №1

             Чеглакова К.Н. студентка педагогического колледжа №1

       

«Арт-Терапия в образовательном процессе для школьников»

Методическое пособие для студентов педагогического колледжа и учителей

                                                         Челябинск, 2014

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3  

                                                                                                                   

Раздел 1. Общая характеристика основных арт-терапевтических подходов ……………………………………………………………………….5                  

I Функции арт-терапии………………………………………………………...8                

II Рекомендации по арт-терапии……………………………………………..11

III Основные средства арт-терапии……………………………………….....12

IV Тренинг направленный на изменение коллективного настроения посредством методов арт-терапии…………………………………………..14

Заключение…………………………………………………………...……….20

Рекомендуемая литература…………………………………………………..22

                                                                   

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время в нашей стране значительно расширилась область практической психологической деятельности, связанная с применением арт-терапевтических методов. Возрастающая популярность арт-терапии обусловлена наличием ряда её преимуществ по сравнению с другими психотерапевтическими методами. Арт-терапия акцентирует внимание на невербальном взаимодействии психолога и клиента, предоставляя тем самым новые ресурсы для работы психолога с теми людьми, вербальные возможности которых ограничены вследствие воздействия различных факторов. Арт-терапевтический процесс активизирует бессознательное клиента и даёт возможность арт-терапевту получить доступ к нему.

Арт-терапия полифункциональна. Она применяется психологами как на этапе диагностики, так и на этапе коррекции. Арт-терапия создаёт  новые возможности для психического развития участников, способствует их творческому самовыражению и личностному росту.

Целью настоящих методических указаний является рассмотрение теоретических вопросов арт-терапии как самостоятельного направления психокоррекционной работы.

Методические указания ориентированы на помощь студентам в ознакомлении с арт-терапевтическими методами. Они содержат иллюстративный материал в виде таблиц и рисунков, обобщающих теоретические представления, имеющиеся в отечественной и зарубежной арт-терапии, и дающих наглядное представление об арт-терапии и основных механизмах арт-терапевтического процесса.

В тексте рассматриваются различные аспекты арт-терапии, возможные уровни её применения в психологии, области практического использования арт-терапевтического подхода. Уделяется внимание описанию разнообразных функций арт-терапии. Определяется роль арт-терапевта и степень его включенности в арт-терапевтический процесс. Поднимается проблема ограничений в использовании арт-терапевтических методов и техник. Приводятся схемы анализа групповой динамики и межличностных отношений, которые могут применяться студентами в их практической деятельности.

В заключение дан словарь арт-терапевтических терминов и список литературы, который может быть использован студентами в их самостоятельной работе для более глубокого изучения арт-терапии как отдельной области психотерапевтической практики.

Изучение спецкурса «Основы арт-терапии» предполагает наличие определённых представлений студентов о психодиагностике и психотерапии, полученных в ходе предшествующего обучения. Наличие таких знаний помогает выявить стартовый рейтинг.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

Современное состояние арт-терапии и ее многолетняя история указывают на то, что в ней существуют различные школы и направления, которые зачастую по-разному понимают саму арт-терапию и с различных сторон объясняют её лечебные эффекты.

Охарактеризуем кратко четыре основных психотерапевтических модели, дающих начало различным арт-терапевтическим подходам. Клиническая модель ориентирована на работу с пограничными психическими расстройствами, психотической симптоматикой. Основными задачами в данном случае является лечение пограничных психических расстройств, профилактика и устранение их отрицательных воздействий на клиента, а также работа с отдельных симптомами и последствиями психозов.

В психодинамической модели клиент рассматривается как больной человек, имеющий психоневрозы. В основе этого подхода лежат концепции З.Фрейда и К.Юнга. Арт-терапевт пытается изучить историю жизни человека на различных этапах его психосексуального развития и преодолеть интрапсихический конфликт, восстановить психическую устойчивость человека через реканализацию его либидо; выявить и устранить дисгармонии личности первой половины жизни и проблемы индивидуации второй половины жизни, адаптировать личность к социальной среде. Психодинамическая арт-терапия направлена на устранение инфантильных форм реагирования, актуализацию архитипического уровня психики, установление взаимодействия сознания и бессознательного.

Экзистенциально-гуманистическая модель предполагает  работу со здоровым, но неактуализированным человеком. В ее основе лежат взгляды А.Маслоу, Ф.Перлза, К.Роджерса. Целью психотерапевтической работы в данном случае является оптимизация психического здоровья клиента, что достигается через развитие личности, раскрытие её творческого потенциала, расширение опыта.

Холистическая или трансперсональная модель  рассматривает сознание как универсальный феномен. Клиент воспринимается как человек, находящийся в состоянии «низшего психического здоровья». Целью психотерапии при этом выступает достижение «высшего психического здоровья» через расширение форм трансперсонального опыта, включая мистический, религиозный, общечеловеческий, планетарный и другие его формы. Клиент стремиться к установлению аутентичной близости с объектным и социальным миром.

В психологической литературе отражены различные представления о механизмах арт-терапевтического действия, которые можно объединить в следующие группы [2]:

А) Креативные представления. Их теоретической основой выступает гуманистическая психология,  которая в каждой личности видит мощный скрытый потенциал, требующий мобилизации для облегчения самореализации. Творческая деятельность рассматривается как способ упорядочивания дезинтегрированной психики, гармонизации личности. При этом большое внимание акцентируется на эстетической стороне творчества. Считается, что творческая активность снижает напряжение, ведущее к конфликтам. Сдерживание же творческой силы служит причиной неврозов.

Б) Сублимационные представления. Теоретической основой этих представлений выступает психоанализ. Творчество рассматривается как одна из форм сублимации через выражение в символической форме внутренних конфликтов личности и её неосознанных стремлений. В  процессе  сознательной творческой активности сексуальные и агрессивные импульсы проявляются и осознаются человеком, что существенно снижает вероятность их внешнего проявления в социально нежелательном плане.

В) Проективные представления.  Проекция рассматривается как процесс неосознанного переноса клиентом своих чувств и мыслей на изобразительную продукцию, в результате чего субъективный опыт человека становится доступным для восприятия и сознательного осмысления как клиенту, так и арт-терапевту. Воспоминания, чувства и фантазии человека фиксируются в постоянной форме. Предлагаемые клиенту для воплощения сюжеты проективного характера совместно обсуждаются и интерпретируются.

Г) Представления об арт-терапии как о занятости. Арт-терапия рассматривается как интересная и значимая форма занятости больных людей, как оздаравливающий процесс. Коллективная изобразительная деятельность характеризуется целеустремлённостью и плодотворностью. Она ослабляет болезненные реакции человека и мобилизует здоровые. Коллективные занятия изобразительным творчеством рассматриваются как катализатор, улучшающий самочувствие; способ преодоления трудностей в самовыражении; дополнительный способ межличностной коммуникации, существенно облегчающий социальную адаптацию.

Сосуществование множества мнений и представлений об арт-терапии и механизмах её воздействия (иногда диаметрально противоположных) обеспечивает возможность ее дальнейшего становления и развития.

 

I ФУНКЦИИ АРТ-ТЕРАПИИ

Арт-терапия выполняет множество разнообразных функций. Эти функции важны как для каждого участника арт-терапевтического процесса, так и для самого арт-терапевта. Остановимся на них подробнее.

- Арт-терапия способствует самовыражению клиента в невербальной форме. Она позволяет ему работать со своими мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми. Иногда невербальное средство становится практически единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения клиента, его глубинные переживания.

-  Предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально - приемлемой форме, являясь безопасным методом разрядки напряжения. Выступает в виде седативного средства при психомоторном возбуждении и агрессивных проявлениях.

- Способствует упорядочиванию внутреннего хаоса: возникновению чувства внутреннего контроля и порядка. Это обусловлено тем, что рисование, живопись красками и лепка приводят к необходимости организации форм и цветов.  Помогает разрешению внутриличностных конфликтов.

- Выполняет функцию отвлечения и занятости.

- Позволяет выработать психологический ресурс и разрешить актуальные психологические проблемы.  

- Развивает и усиливает внимание к собственным чувствам. Искусство возникает в результате творческого акта, который дает возможность прояснить зрительные и кинестетические ощущения и позволяет экспериментировать с ними.

- Способствует развитию профессионального самосознания специалистов по работе с людьми.

- Способствует формированию следующих качеств: уверенность в себе, самодостаточность, умение различать проблемные ситуации, понимать чувства других людей, проявлять гибкость в поиске решений и выдвижении идей, способность к обобщению и синтезу и др.

- Усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность. Художественное творчество способствует развитию самосознания и мобилизации творческого потенциала личности. По мнению М. Бурно, терапия творческим самовыражением помогает человеку найти свой смысл, своё предназначение, исходя из  его конкретных природных особенностей, погружая человека в мягко-одухотворённый калейдоскоп захватывающих творческих занятий [4]. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.

- Помогает установить психотерапевтический контакт и укрепить терапевтические взаимоотношения. Способствует преодолению трудностей в установлении психотерапевтических отношений в случае наличия культурного барьера; при неспособности клиента (в силу его возрастных особенностей, имеющегося заболевания или отставания в развитии) выражать свои чувства и мысли в вербальной форме.

- Дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. Творческая продукция, благодаря ее реальности, не может отрицаться клиентом. Содержание и стиль художественной работы предоставляют арт-терапевту огромную информацию. Кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений.

- Ускоряет прогресс в общей терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем при вербальной терапии. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры.

- Использование художественных приемов в процессе проведения группы позволяет психотерапевту проводить психодиагностику, глубоко изучать такие процессы как фантазирование и воображение.

- Совместное участие членов группы в художественной деятельности способствует созданию атмосферы доверия и взаимного принятия. Элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств.

- Арт-терапия способствует разрешению не только внутриличностных, но и межличностных, и межгрупповых (в том числе политических) конфликтов.

Итак, арт-терапия выполняет функцию самовыражения (человек выражает себя, свой внутренний мир), развивающую функцию (наблюдается развитие многих психических процессов, личности в целом, развиваются межличностные отношения), психотерапевтическую функцию (происходит снятие стрессового напряжение и достигается решение психологических проблем), диагностическую функцию (проводится диагностика психических процессов, осознаваемых и неосознаваемых психологических проблем).

Важно отметить, что арт-терапия используется на только для лечения, но и для профилактики возникновения психологических проблем. Это связано с тем, что она придаёт человеку, принимающему в ней непосредственное участие, уверенность в своих способностях, возвращает ощущение самоценности, помогает при нарастающих нарушениях сна, уменьшает стресс и фрустрацию, повышает адаптивные способности личности.

Арт-терапия способствует личностному росту, развитию психических процессов (памяти, воображения, ощущений и восприятия и др.) всех её участников; формированию благоприятных взаимоотношений между ними (между членами группы или между клиентом и психотерапевтом); ускоряет психотерапевтический процесс в целом (в случае использования в совокупности с другими методами); помогает выявить и разрешить разнообразные психологические проблемы клиентов.

II Рекомендации по арт-терапии

Во-первых, если Вас душит агрессия и другие очень негативные, разрушительные эмоции — Вам всегда стоит предпочесть — лепку. В этом случае рисунок будет Вас только раздражать, а вот лепка, наоборот — успокоит. 

Во-вторых, всегда (особенно на первых порах) предпочитайте рисунок наклеиванию коллажей, вырезанных из журналов. Создание коллажей — это последняя, самая высшая и заключительная стадия арт-терапевтической работы, когда вся основная «чёрная работа» уже сделана и можно наслаждаться чистым созерцанием при минимуме творческих усилий. Начинают с рисунка. 

В третьих, всегда имейте самый широкий выбор цветовой палитры — карандашей, красок или фломастеров. Однако, предпочитайте краски. Потому что кисть более пластична и свободна. Усилие нажима и строгость линии, которых требует карандаш, менее способствуют раскрепощению, особенно на первых порах. 

В червёртых, для создания рисунков не пользуйтесь линейкой, циркулем и прочими приспособлениями для получения более «красивого» изображения. Все арт-терапевтические рисунки нужно выполнять от руки. 

В пятых, занимаясь арт-терапией, Вы можете создавать «программные» рисунки или же «невесть что». Если Вы хотите рисовать «программные рисунки», то воспользуйтесь традиционной тематикой проективных тестов. Проективные тесты основаны всё-таки на общечеловеческих архетипах. 

Заново создавая такие традиционные архетипы как «дом», «дерево», «человек», Вы легче достигнете инсайта — то есть найдёте общий язык со своим бессознательным, поймёте исходящие от него сигналы. 

III Основные средства арт-терапии

1. Простой карандаш (или ручка) и бумага

Карандаш и бумага - это основные средства арт-терапии. Обычно работа начинается именно с карандашей. Имея этот минимальный набор, вы уже можете рисовать, сочинять сказки, писать стихи или просто избавиться от скуки практически в любом месте. Это своеобразный набор "Скорой арт-помощи".В дальнейшем по ходу терапии этот набор можно и нужно разнообразить.

2. Стёрка (ластик, резинка)

Многие авторы рисуночных тестов предлагают стерку вообще не давать, чтобы на рисунке было хорошо видно "подправленные" места (именно там и надо искать проблемы, т.к. они вызывают у рисующего затруднения). Однако множественные стирания тоже хорошо видно - иногда бумага протирается до дыр! К примеру, на автопортрете правое плечо может быть нарисовано одной линией, а левое обрисовано несколько раз - именно оно периодически болит у рисующего.Средства арт-терапии

3. Цветные карандаши и фломастеры

Цвет передает эмоциональное отношение к нарисованному предмету, а также эмоциональное состояние в данный момент. К примеру, девочка на рисунке семьи всех раскрасила по-разному, и только себя и бабушку - одинаково. Скорее всего, они очень близки. Или ребенок рисует "всё черным", хотя у него набор из карандашей 36 цветов . Это может указывать на подавленность, тяжелые переживания в данный момент.

4. Акварель и гуашь

Краски более экспрессивны, чем карандаши и фломастеры. Они дают больше свободы в выборе оттенка, в движении руки, в размере рисунка. Современные краски легко отстирываются и не причиняют вреда здоровью, если попадут на кожу или даже в рот.

5. Пластилин

Всех детей можно условно поделить на тех, кто больше любит рисовать, и тех, кто больше любит лепить. Пластилин отлично помогает выпустить накопившееся напряжение (тянуть, мять, рвать) и  позволяет располагать фигуры в пространстве, а не на плоскости, играть с ними, переставлять и экспериментировать.

6. Пастель или восковые мелки

Масляная пастель очень яркая, дает свободу штрихам и отлично подходит тем, кто не хочет возиться с красками, но любит насыщенные цвета.

Арт-терапия пастель

IV Тренинг направленный на изменение коллективного настроения посредством методов арт-терапии

Коллективное настроение – это эмоциональные реакции коллектива на явления объективного мира, протекающие в определенный отрезок времени. Оно обладает большой заразительностью, импульсивной силой и динамичностью. Рассматриваемое явление мобилизует или сдерживает коллективное сознание, определяет характер общего мнения и межличностных отношений. Следовательно, настроение коллектива – это взаимосвязанные эмоциональные реакции и переживания, которые имеют определенную окраску, характеризуются большей или меньшей интенсивностью и напряженностью. От них зависит степень готовности членов группы к тем или иным действиям.

Цель тренинга: изменение коллективного настроения, посредством группового взаимодействия; сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы. Повышение тонуса группы.

Материалы: воздушный шарик, краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры.

1. Упражнение «Шар» (7-10 мин)

Цель: Разогрев, включение всех участников в работу. Повышение тонуса группы. Материалы: воздушный шарик.

Инструкция: Все участники стоят в кругу. Психолог: «Сегодня на занятии мы с вами будем играть с воздушными шарами. Предлагаю начать вот с этого шара, – ведущий держит в руках один воздушный шар. – Сейчас мы будем передавать его по кругу, но при одном условии: делать это можно, используя только локти (сжав шар локтями), помогать кистями нельзя. Итак, начали. Второй круг шар передается только ногами (сжав шар коленками). Третий круг: шар передается с помощью головы (шар прижимается головой к плечу)».

2. Упражнение «Ассоциации» (10-15 мин)

Цель: Упражнение усиливает чувство группы, включение всех участников в работу, создает положительный эмоциональный настрой.

Необходимые материалы: краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры.

Ход работы: Упражнение «Ассоциации». Группа делится на пары. Каждый участник на листе бумаги рисует на своего партнера ассоциации (если бы он был цветом, предметом, животным, музыкальным направлением, то каким?). На эту работу отводится 10 минут. Когда ассоциации готовы, можно с их помощью представить своего партнера. Для составления ассоциативного ряда можно воспользоваться готовыми образами, вырезав их из журнала и наклеив на бумагу.

3. Упражнение «Парное рисование» (10-15 мин)

Цели: развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия.Техника проводится в парах.

Необходимые материалы: краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры.Ход работы: группа делиться по парам, каждой паре раздается по листу бумаги, коробке красок, карандашей. Другие материалы могут лежать на отдельном столе, чтобы любой ребенок мог подойти и взять то, что ему может понадобиться.

Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Кроме красок и карандашей разрешается дополнять образ цветной бумагой, использовать готовые образы из журналов, вырезая и приклеивая их в дополнение к композиции. Начинаем по сигналу».

После того, как рисунки будут готовы, проводится обсуждение и выставка работ. Можно выбрать самую гармоничную, самую необычную или самую конфликтную работу и задать вопросы авторам, что им помогало, как они действовали, как договаривались на невербальном уровне что именно будут рисовать и т.д.

Так же обсуждается и негативный опыт взаимодействия в процессе парного рисования[1, 18].

4. Упражнение «Шеренга» (5-10 мин.)

Цель: сплочение коллектива. Упражнение позволяет осознать невербальные средства установления контакта, апробировать их в безопасных условиях группы, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, а прежде всего необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь.

Ход упражнения: участники строятся в шеренгу по : росту; цвету волос; алфавиту имен; размеру ноги; знаку зодиака и т.д.

Инструкция: «Сейчас вам предстоит построиться в шеренгу по цвету глаз, от самых светлых к самым темным. При построении запрещается разговаривать. Итак, начали». На построение дается 2 минуты. Затем предлагается построиться по цвету волос, от самых светлых к самым темным. Условия те же. Последнее задание самое сложное: построиться по росту с закрытыми глазами, не разговаривая.

Вопросы для обсуждения:

  • Что вы сейчас чувствуете?
  • Что вам больше всего понравилось?
  • Трудно ли вам было выполнять упражнение?

5. Упражнение «Рисуем круги...» (35-45 мин.)

Для этой техники выбран именно круг как мифологический символ гармоний. Считается, что круг из-за отсутствия острых углов – самая «доброжелательная» из всех геометрических фигур, означающая одобрение, дружеское отношение, сочувствие, мягкость, чувственность. Работа в круге активизирует интегративное, эмоциональное, интуитивное (правополушарное) мышление, а также объединяет, стабилизирует группу, способствует формированию благоприятных межличностных отношений. Даже маленькие дети, по наблюдению Ш. Раис, предпочитают окружности всем другим фигурам. Это, видимо, связано с простотой круглой формы. Художник, как заметил Э. Бюлов в статье «И вот вам знак...», погруженный в процесс изображения самых разнообразных символов, заполняет всю поверхность листа до самого края, словно открывая их для себя. Множество листов, испещренных кругами то большего, то меньшего размера, соприкасающимися или пересекающимися друг с другом, а иногда и включенными один в другой, ставят вопрос о значимости круга как символа. Обычно, нарисованные круги далеки от совершенства с позиций геометрии. Однако они представляют собой самодостаточные сущности, для обозначения которых трудно подобрать слова. В сознании лишь возникают представления о некой форме, эстетические достоинства которой и удерживают внимание.

Цель: развитие спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности.

Материалы: Два рулона (по одному на каждый стол) плотной бумаги. Разнообразные изобразительные материалы и средства в достаточном количестве: карандаши, фломастеры, краски, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч.

Ход упражнения: Группа садится вокруг стола, им предлагаются ватман, простые карандаши, краски, кисточки, глянцевые журналы и клей. Каждый из участников рисует фигуру круга, а так же может дорисовывать чужие рисунки, писать пожелания друг другу. По окончании работы участники делятся впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, зачитывает, при желании, вслух добрые пожелания, которые ему написали другие участники.

Инструкция: Займите место за одним из столов. При желании свое местоположение можно изменить. Вы вправе свободно передвигаться вокруг стола и работать на любой территории. Нарисуйте кружок желаемого размера понравившимся цветом. Затем нарисуйте на листе еще один-два круга любого размера и цвета. Обведите контуры рисунков. Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги. Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, т.е. придайте им индивидуальность. Далее походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам очень хочется дорисовать что-либо в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться. С согласия авторов напишите добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам понравились. Будьте бережны к пространству и чувствам других! Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и др. Прежде всего, договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка[2, 106].

Заключение

Арт-терапия имеет очень широкий спектр показаний для применения. Это связано с тем, что она даёт возможность работать как с поверхностными, так и с глубинными проблемами клиентов [2]. Она применяется для работы с людьми разного пола, возраста, этнической принадлежности; для лиц с сохранной психикой и людей, имеющих различные психические нарушения. Её методы позволяют учитывать интеллект, художественную подготовленность человека. Арт-терапия применяется как в индивидуальной работе, так и в работе с семьями, с группами. Арт-терапия способствует разрешению различных психологических проблем. Однако возникает вопрос о её ограничениях и противопоказаниях.

Первым таким ограничением является отсутствие мотивации к изобразительной работе у самого клиента. Если человек не желает работать арт-терапевтическими методами, демонстрирует отрицательное отношение к художественному творчеству, то психотерапевту необходимо воспользоваться в своей работе другим психотерапевтическими подходом, которым он владеет. Если же психотерапевт применяет арт-терапию на уровне профессии, то есть работает только её методами с разными клиентами, то необходимо направить клиента к другому психотерапевту.

Вторым противопоказанием является возраст до пяти-шести лет [15]. В этот возрастной период применение арт-методов является малоэффективным, так как символическая деятельность ребёнка ещё находится на этапе формирования. Дети этого возраста только учатся работать с разными материалами, постепенно осваивают разные способы изображения.

Третье ограничение связано с фактом заболевания и определяется характером болезненных состояний, влияющих на физическое состояние клиента; ограничивающих возможность его действий, не позволяющих ему длительное время находиться за рабочим столом (наличие травм, необходимость длительное время находиться в лежачем положении в послеоперационный период и др.).

Четвёртое ограничение обусловлено наличием у клиента сильно выраженного психомоторного или маниакального возбуждения. Причём, при слабой выраженности психомоторного возбуждения и агрессивных тенденций арт-терапия показана, так как она оказывает седативный эффект, а при их значительной выраженности – противопоказана, так как клиент практически не может сосредоточить своё внимание на одном объекте, что значительно затрудняет работу арт-терапевта.

Пятым ограничением выступает наличие у клиента грубых психических нарушений: психозов, сопровождающихся  нарушениями сознания, тяжёлых депрессивных расстройств с уходом в себя. Грубые расстройства личности, нарушения идентичности, функции эго являются факторами, ограничивающими применение арт-терапевтического подхода.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева Н. Кино-видеотренинг как метод повышения родительской компетентности  //Исцеляющее искусство. - 2003. – Т.6, №4. – С.66 – 75.
  2. Арттерапия //Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2002. – С.52 – 58.
  3. Байерс А. Арт-терапия и престарелые пациенты с выраженными расстройствами памяти //Практикум по арт-терапии /Под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2000. – С.215 – 226.
  4. Бурно М.Е. О пациентах-психотерапевтах в терапии творческим самовыражением //Московский психотерапевтический журнал. - 1992. - №2. – С.89 – 103.
  5. Васильева О.С., Чупрова С.А. Использование уроков изобразительного искусства как средства самовыражения и самотерапии ребёнка младшего подросткового возраста //Психологический вестник РГУ. - 2000. – Вып.5, Ч. 1-2. – С.178 – 184.
  6. Вуд М. Арт-терапия в лечении невротических расстройств питания //Арт-терапия. Хрестоматия /Сост. и общ. ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001. – С.143 – 160.
  7. Дрюкер К. Арт-терапия в психогериатрической практике //Практикум по арт-терапии /Под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2000. – С.199 – 214.
  8. Ирвуд Ч., Федо4рко М., Хольцман Э., Монтанари Л, Сильвер Р. Диагностика агрессивности на основе использования теста «Нарисуй историю» //Исцеляющее искусство. - 2004. – Т.7, №3. – С.51 – 64.
  9. Катрецкий В., Валитова Т., Куклева И., Калмыкова Н. и др. Оздоровление детей – жертв военных конфликтов. Опыт работы Ростовского регионального общественного Движения пострадавщих в Чеченском конфликте. - Ростов –на-Дону: Талер, 2000. – 99 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМА АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ И ЕЁ ВОЗМОЖНОСТИ. Публикация сборника II Всероссийской конференции "Применение ЭОР в образовательном процессе" "ИTO-ЭОР-2012" , г. Москва

В публикации повествуется о проблемах школы в области автоматизации образовательного процесса и возможностях автоматизации улучшить работу участников образовательного процесса....

Песочная терапия как метод психологической помощи участникам образовательного процесса

Данная публикация составлена на основе краткого обзора литературы по использованию работы с песком в психолого-педагогической практике, а также отражает личный опыт автора по применению этой уникально...

Презентация "Использование методов арт-терапии при организации образовательного процесса"

Презентация для выступления на метод ическом объединениии....

Мастер - класс на тему : Музыкальная терапия как средство здоровьесбережения в образовательном процессе.

  Выбор темы мне близок, обусловлен тем, что здесь я объединила два своих интереса в жизни: музыку и психологию.Тем более, что  ФГОС определяет задачу здоровьесбережения , как одну из...

Статья в сборнике "Информационные технологии в образовательном процессе школы и вуза"

Статья Пацевой Е.В., Богдановой М.В. на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ РОБОТОТЕХНИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ОСНОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ"...

«Активные методы и приѐмы обучения в образовательном процессе» Сборник материалов из опыта учителей образовательного учреждения

Приоритетами современного урока стали технологии активного обучения обучающихся. Эти технологии должны создать условия для эффективного и качественного обучения, воспитания, развития и социализации ре...

Анализ современных робототехнических платформ для образовательного процесса современных школьников

Стремительное проникновение информационных технологий в жизнь каждого человека указывает на повышение интереса к техническому творчеству. В статье представлены результаты анализа современных роб...