Курсовая работа
учебно-методический материал на тему

Рожкова Александра Ильинична

Курсовая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya.docx68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство  образования и науки Челябинской области

ГБОУ-СПО(ССУ) Челябинский педагогический колледж №1

Курсовая работа

«Детский альбом» П.И. Чайковского как средство развития музыкального восприятия дошкольников                                                                                                 

                                                                   

                                                                  Выполнила :Александра Рожкова

                                           Студентка:30 группы

                                               Специальность: 050130

                                                              Руководитель: Арсентьева И.Н

                                                         

                                                     

                                         Челябинск 2014

                                     Содержание

                                                                                                                  стр

 Введение                                                                                                                 3

Глава1.Теоретические основы музыкального восприятия дошкольников

  1.1 Музыкальное восприятие-основа любой музыкальной деятельности

   1.2 Особенности и возможности музыкального восприятия у дошкольников

   1.3  Специфика музыки для детей

Выводы по первой главе

 Глава 2.  Методические вопросы приобщения детей к музыке П.И.                   Чайковского

   2.1 Формы организации музыкального восприятия в дошкольном образовании

   2.2  День ребенка, жизни человека в Детском альбоме П.И.Чайковского

   2.3 Возможности «Детского альбома»  П.И Чайковского в различных  формах  организации для развития музыкального восприятия

 Выводы по второй главе

  Заключение                                                                                              

  Список литературы                                                                                

                                                                   Введение

Музыка -  это окно в звучащий мир, она дает  громадную эмоциональную информацию. Б.Асафьев писал, что мир слышимый ничуть не беднее зримого и что наблюдение музыки «ведет к обострению слуховых  впечатлений… к обобщению нашего жизненного опыта и нашего знания о мире через слух». Особенно это актуально теперь, когда с развитием радио, телевидения, грамзаписи наша планета оказалась окружена новой, звуковой оболочкой и круг музыкальных интонаций, заимствованных  из звуков природы, звуков среды, окружающей человека, значительней расширился.

     Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духового мира. Доказано, что музыка имеет возможность воздействовать на ребенка в ранних этапах. Постепенно дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства.

      Восприятие является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей. Но и все виды музыкальной деятельности могут служить средствами его развития.

     

      Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональную отзывчивость на музыку – однако, из важнейших музыкальных способностей.  Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитании таких качеств личности, как  доброта, умение сочувствовать другому человеку.

     Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятия музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия: пения, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить  другую музыкальную  способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и влияет не только на музыкальное, но и общее развитие ребенка.

Проблемы исследования: занимались А.Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская, П.О. Рыданова, Г.П.Сергеева, Ветлугина Н.А.

Сущность проблемы: Восприятие является основой музыкального образования дошкольников. Известно, что основным компонентом музыкального образования является репертуар изучаемый детьми, поэтому освоение данной темы целесообразно начать с характеристики школьника.

Цель исследования: Развитие художественного восприятия музыки П.И. Чайковского у детей старшего и младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы, раскрыть определение музыкального восприятия и возможности его развития у детей дошкольного возраста.
  2. Расширить возможности введения Детского альбома П.И Чайковского, развивая музыкальное восприятие детей дошкольного возраста.
  3. Обобщить теоретические и методические исследования по музыкальному восприятию, наметить перспективы дальнейшей работы.

Методы теоретического исследования:

- Отбор, изучение и анализ литературы;

-Систематизация изученного материала;

- Классификация;

- Обобщение.


1.1 Музыкальное восприятие-основа любой музыкальной деятельности

Музыкальное восприятие – существенный элемент и вместе с тем могучее средство духовной культуры общества. Суть музыкального восприятия заключается в способности воспринимать и переживать красоту музыки, в умении понимать и оценивать творение искусства, в стремлении к использованию своих творческих сил и утверждении красоты во всем.

Восприятие – это не   просто механическое, зеркальное  отражение  мозгом  человека  того,  что  находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие  всегда  активный процесс, активная деятельность. Оно  является  первым  этапом  мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует  всем  видам  музыкальной деятельности.

Восприятие  музыки  –  ведущий вид  музыкальной  деятельности  во   всех  возрастных  периодах  дошкольного детства.  

     Музыка есть совершенно особый, ничем другим не заменимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, настроений, является одновременно и инструментом познания, осмысления и освоения прекрасного в самой действительности, красоты и глубины человеческих чувств, отношений.

   Активное восприятие музыкальных произведений способно удовлетворять потребность людей в самих переживаниях. Вместе с тем в процессе восприятия музыки могут хотя бы частично удовлетворяться такие эстетические потребности, которые в сегодняшних условиях жизни практически невыполнимы. М. Марков утверждает, что итогом восприятия музыкального произведения является преобразование эмоционального состояния и поведения человека.

Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. По мнению дошкольного педагога Н. А. Ветлугиной  развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием  целенаправленного воспитания.

   Важно понять, что развитие музыкального восприятия в дошкольном возрасте осуществляется посредством всех видов музыкальной деятельности и во многом зависит от содержания дошкольного музыкального образования. Репертуар, который используется в процессе музыкального восприятия, оказывает влияние на отношение детей к музыке.

      Таким образом, восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного  воспитания.         
    В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При прослушивании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Только через выражение эмоций музыка может передавать «мысли и образы» или «картину природы», через эстетическую эмоцию человек познает мир. Одна из труднейших задач художественного воспитания - сохранить эмоциональную природу восприятия по мере того как будут усложняться средства выразительности. Если человек обладает развитым восприятием, то он поймет смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. В детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его.

1.2  Особенности и возможности музыкального восприятия у дошкольников

   

    Развитие музыкального восприятия происходит на каждом году жизни дошкольника.  

    Дети раннего возраста обладают достаточно большими потенциальными возможностями в отношении дифференциации музыкальных звуков.

В раннем возрасте формируются предпосылки к первоначальным музыкально-творческим проявлениям, опыт ребенка обогащается музыкальными образами.

Эмоциональные переживания, ситуативно связанные с эстетическими впечатлениями.

Маленький ребенок испытывает различные чувства в связи с воздействием на него музыки, в основном яркие эмоции. Эмоции, вызванные музыкой, часто сопровождаются двигательными реакциями детей.

Ранний этап музыкального развития ребенка оставляет особый отпечаток на осознании воспринимаемой музыки. В условиях музыкальной игры детей можно побуждать к подражанию отдельным интонациям мелодий.

К двум годам  у ребенка активно развивается эмоциональный отклик на музыку. В этом возрасте дети способны эмоционально реагировать на восприятие контрастной по настроению музыки, поэтому можно наблюдать веселое оживление при восприятии ребенком веселой плясовой музыки или спокойную реакцию при восприятии музыки спокойного характера, например колыбельной. У детей развиваются слуховые ощущения: ребенок может различать высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание. Для детей в этом возрасте характерна подражательность: они активно подражают действиям взрослого, что способствует первоначальному развитию способов исполнительской деятельности. В этом возрасте еще нет четкого разделения видов музыкальной деятельности, но все же, можно отметить, что у детей появляются первые успехи в пении и в развитии движений. Начинают развиваться движения под музыку, становится более координированной ходьба. Ребенок способен овладеть простейшими движениями, такими как,  хлопки в ладоши, притопывание, пружинки, кружение, покачивание с ноги на ногу,  может выполнять элементарные движения с атрибутами (платочки, погремушки и др.).

   К третьему году жизни накапливается определенный запас музыкальных впечатлений, ребенок может узнавать хорошо знакомые музыкальные произведения и эмоционально реагировать на них, проявляет интерес к новым произведениям. Однако устойчивость внимания, в силу возрастных особенностей, незначительна: дети способны слушать музыку непрерывно в течение 3—4 мин, поэтому быстрая смена видов деятельности, игровых действий позволяет удерживать внимание ребенка, направляя его в нужное русло. Исследователи отмечают наличие у детей предпосылок к творческим проявлениям в музыкальной деятельности на основе подражания взрослому. Чаще всего эти проявления можно наблюдать в плясках и музыкальных играх, где дети самостоятельно используют знакомые движения.

На четвертом году жизни продолжается развитие основ музыкальности ребенка. Наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку контрастного характера. Дети живо и непосредственно реагируют на музыкальные произведения, выражая разнообразные чувства — оживление, радость, восторг, нежность, успокоение. У них развивается музыкальное мышление и память, активно развивается речь. Она становится более связной. Появляется желание проявлять себя в разных видах музыкальной деятельности. Дети с удовольствием слушают музыку и двигаются под нее, запоминают и узнают знакомые музыкальные произведения, просят их повторить; активнее включаются в пение взрослого: подпевают концы фраз, могут вместе со взрослым спеть короткие песенки, построенные на повторяющихся интонационных оборотах. В основе деятельности детей лежит подражание взрослому. Постепенно совершенствуются движения под музыку: они становятся более естественными и более уверенными, но недостаточно согласованными с музыкой. В процессе музыкальных занятий дети овладевают несложными танцевальными движениями, учатся согласовывать движения с характером музыки. Дети любят участвовать в музыкальных сюжетных играх, выполняя те или иные роли (цыплят, зайчиков, котят и др.) и приучаются связывать свои движения с теми изменениями, которые происходят в музыке (двигаются тихо, если музыка звучит негромко, быстрее, если темп музыки становится подвижным). В этом возрасте творческие проявления детей становятся более заметными. У них появляется интерес к познанию  музыкальных и немузыкальных звуков, они с удовольствием играют на шумовых музыкальных инструментах (ложках, палочках и т.п.). Постепенно расширяются представления детей о других музыкальных инструментах и возможностях игры на них: барабан, бубен, погремушка, колокольчик, металлофон и др. Они различают их по внешнему виду, тембру звучания, могут самостоятельно озвучивать их, используя в играх.

Дети пятого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку, различают контрастное настроение музыки, учатся понимать содержание музыкального произведения. У них  накапливается, хотя и небольшой, слушательский опыт, наблюдаются музыкальные предпочтения, закладываются основы музыкально-слушательской культуры. В процессе восприятия дети могут, не отвлекаясь, слушать музыкальное произведение от начала до конца.

Развивается дифференцированность восприятия: дети выделяют отдельные выразительные средства (темп, динамику, регистры), начинают различать простейшие жанры — марш, плясовую, колыбельную. В процессе музыкальной деятельности активно развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, проявлением которого является эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма). Продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей: дети различают контрастные звуки по высоте, динамике, длительности, тембру (при сравнении знакомых музыкальных инструментов).  Накапливается опыт исполнительской музыкальной деятельности. Все виды музыкального исполнительства начинают развиваться более активно. Дети постепенно овладевают навыками исполнительства в пении, ритмике, игре на элементарных музыкальных инструментах. Растет и совершенствуется голосовой и дыхательный аппарат. Дети с интересом слушают песни в исполнении взрослых и с желанием поют песни совместно со взрослым и самостоятельно, передавая свое эмоциональное отношение. У них развиваются и становятся более устойчивыми певческие навыки, появляются любимые песни. Благодаря развитию опорно-двигательного аппарата движения под музыку становятся более ритмичными и координированными. Дети лучше ориентируются в пространстве, двигаются под музыку более уверенно и более выразительно, адекватно характеру и выразительным особенностям музыкального произведения. С помощью движений дети способны передавать изменения в динамике, темпе, регистрах. Расширяются представления детей о танцевальных жанрах, увеличивается запас танцевальных движений. Образно-игровые движения, применяемые в сюжетных играх и при обыгрывании песен, становятся более выразительными и пластичными. Наблюдаются и творческие проявления детей в пении, играх, свободных плясках. Интерес к игре на детских музыкальных инструментах становится более устойчивым. Увеличивается запас представлений об элементарных музыкальных инструментах, совершенствуются навыки игры на них. Дети с удовольствием участвуют в различных видах и формах музыкальной деятельности (в самостоятельной музыкальной деятельности, праздниках, развлечениях).  

   Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации, если сравнить их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т.д. Дети могут определять выразительные акценты, характер мелодии, сопровождения. Имеют представление, что характер музыки передается определенным сочетанием выразительных средств: нежная, светлая, спокойная мелодия, как правило, звучит неторопливо, в среднем или верхнем регистре, негромко, плавно; радостный, веселый характер музыки часто создается яркой звучностью, быстрым темпом, поpывистой или скачкообразной мелодией; тревожность передается с помощью низкого, сумрачного регистра, отрывистого звучания. Дети воплощают в движении не только настроение музыки, но и особенности мелодии, ритма, тембра, процесс развития музыкального образа. На шестом-седьмом году жизни они могут обобщать свои впечатления, оперировать такими терминами, как вступление, куплет, запев, часть, темп и т. д. Они воспринимают характер и средства выразительности музыкального произведения даже без опоры на игровые образы и приемы обучения.

    Таким образом, мы можем сделать следующий вывод:  развитие музыкального восприятия дошкольников идет на всех этапах физического и психического развития ребенка.  Но музыкальное  восприятие  ребенка  не  будет   развиваться   и совершенствоваться в полной мере,  если  оно  основано  только  на  слушании музыкальных  произведений.  Важно  для  развития   музыкального   восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.  

Формирование осознанного восприятия музыки у младших школьников – сложный, своеобразный, неравномерно протекающий процесс, зависящий от возрастных особенностей. Восприятие 7- летних детей музыкального произведения отличается неполнотой. Многие учащиеся не различают особенностей интонационного строения мелодии, не замечают конкретных изменений элементов музыкальной речи: мелодия или ритм (хотя чувствуют, что произведение в целом изменилось), не слышат изменение гармонических функций и красоты тембровой окраски гармонии.

Исследователи музыкального восприятия младших школьников утверждают, что из компонентов музыкального восприятия у детей ярче всего проявляется эмоциональность. Музыкальное мышление и слух развиты недостаточно, жизненный опыт у них также невелик, осознанные музыкальные представления и знания о музыке почти совершенно отсутствуют. В то же время у детей уже достаточно развито воображение, образы которого эмоционально насыщенны и ярки, хотя бедны деталями.

Процесс (от лат. processus – прохождение, продвижение) – последовательность состояний естественных и искусственных систем, связанность стадий, их изменения и развития в течении человеческой совокупной деятельности, порождающие различные – ожидаемые и непредсказуемые результаты .

Процесс формирования младшего школьника есть, в сущности, процесс различных изменений его компонентов. Эти изменения, накапливаясь количественно, приводят в итоге к качественной перестройке структуры музыкального восприятия ребенка. Это необратимые и направленные изменения. Таким образом, процесс формирования музыкального восприятия младшего школьника — это разворачивающаяся последовательность различных его состояний, обусловленных внутренней структурой и теми возможными переходами (превращениями, преобразованиями), которые содержатся в этой структуре как ее интенции .

Таким образом, возможно выделение четырех уровней целостности: начальный, низкий, средний и высокий.

Нам представляется возможным вычленить следующие показатели при описании состояния музыкального восприятия младшего школьника:

§     эмоциональная окрашенность образов;

§     дифференцирование отдельных элементов музыкальной речи и осознание их выразительного значения;

§     развернутость и доказательность суждений;

§     правильное понимание развития музыкального образа и адекватность его замыслу композитора;

§     степень самостоятельности учащегося при выполнении заданий и их творческий характер;

§     умение пользоваться полученными знаниями (на основе жизненного и музыкального опыта)и применять их при анализе музыкального произведения.

1.3 Специфика музыки для детей

   

Общественная потребность в выделении для детей "своего" жанра музыкального искусства отражает почти все многообразие жизни, все ее стороны и проблемы: любовь к родной стране, прошлое народа общение с природой, нравственный мир личности, тонкие душевные состояния. В то же время, образный строй музыки для детей достаточно специфичен. Детям близки образы, так или иначе связанные с их интересами и их бытом - игрушки, сказочные персонажи, по-детски воспринимаемые образы животных и зарисовки природы. При этом, как замечает  композитор П.И. Чайковский  «Красота в музыке состоит не в нагромождении эффектов и гармонических курьезов, а в простоте и естественности».

Значительная часть музыкальных сочинений для детей написана в инструментальном (миниатюры) и вокальном (песни) жанрах.

В русской музыке  П. И. Чайковский, создал "Детский альбом" (1878). Этот цикл миниатюр заложил основы русской фортепианной литературы для юного слушателя и исполнителя. Все пьесы "Детского альбома" своими программными названиями также обращены к миру ребенка: "Игра в лошадки", "Мама", "Марш деревянных солдатиков", "Болезнь куклы", "Старинная французская песенка", "Нянина сказка" и другие.

Важно отметить, что в произведениях для детей П.И. Чайковский не отступал от основных принципов своего художественного стиля.  Его  "детские" миниатюры пленяют тем, что можно назвать "отпечатком современности". "И сколь бы не был нам дорог шедевр прошлого, сколь сильно ни воздействовал бы он на нас, сегодняшнее искусство, обращенное к сегодняшнему слушателю (зрителю, читателю), создается сегодняшними средствами", - подчеркивает композитор М. Ройтерштейн.

Выводы по первой главе

В главе первой мы коснулись теоретических положений и основ музыкального восприятия и образования. Являясь существенным элементом и средством духовной культуры общества, музыкальное восприятие есть форма воспитания наряду с нравственным.

       Цель музыкального восприятия – вооружить человека музыкой и художественным знанием.

      Проанализировать задачи музыкального восприятия дошкольников, которые делятся на прямые и косвенные.

      Мы раскрыли суть музыкального восприятия. Она заключается в выработке способности воспринимать и переживать красоту природу социальной действительности, а так же оценивать творение искусства; развивать в каждом учащемся стремление к умелому использованию своих творческих сил.

     Музыкальное образование и восприятие – единый процесс. Они взаимодействуют, и одновременно отличаются некоторые особенностями.

     Дошкольное образование создает условия для музыкального образования и восприятия, которые представляют собой дидактическое единство. Музыкальное образование, как и любой вид образования, - это систематическое, продуманное и целенаправленное обращение к мысли, к сознанию людей. Точнее говоря, смысл и цель такого образования состоят в том, чтобы давать детям необходимые эстетические знания.

       В главе нами раскрыты возможности дошкольного  восприятия как средства музыкального восприятия.

         

  1. Формы организации музыкального восприятия

      Музыкальное развитие детей зависит и от форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. Различные формы организации обогащают и разнообразят содержание деятельности и методы руководства ею.

К формам организации музыкальной деятельности детей относятся занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и музыкальное воспитание в семье.

Занятия — основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.

Бывает несколько форм  организации музыкального занятия:

  • Музыкальные занятия

     Исследования ученых разных стран подтвердили то, что во время музыкальных, именно музыкальных, занятий у ребенка в работе задействованы оба полушария головного мозга, что способствует интенсивнейшему интеллектуальному развитию Мы родились с возможностью воспроизводить звуки, а звук – это строительный кирпичик для (со)здания музыки, наш организм очень чутко реагирует на окружающий нас звуковой (то есть частотный ) фон и отвечает ему резонансом (созвучием), если этот фон приятен, комфортен для жизни, то есть укрепляет, оздоравливает организм. Так нас устроила природа – и грех не воспользоваться этим умеючи. 
Обратите внимание на реакцию вашего малыша: нравится ли ему, когда звучит музыка, когда кто-то хорошо поет или играет. Скорее всего ваш ответ будет – «да», а значит, можно смело бросаться с головой в музыкальный океан!
 Обратим ваше внимание на то, что если ребенок плохо удерживает свое внимание на каком-либо предмете, о котором идет речь, то вам следует вначале самостоятельно поработать с ним над этим. Кроме того, чтобы слух ребенка тоже был уже подготовлен к музыкальным занятиям, вы можете предварительно самостоятельно позаниматься с малышом. Все упражнения очень простые и не требуют специальной музыкальной подготовки. Они направлены на развитие эмоциональной сферы ребенка, ассоциативного мышления и анализа материала, с которым малыш сталкивается. Возможно, вы уже делаете все эти упражнения с малышами, не задумываясь о том, какую пользу они приносят для музыкальных занятий.

Упражнение №1 – ПОЕМ

Выбираем песни с несложной мелодической линией и понятным для ребенка текстом. 
Если вы сами поете не очень чисто, то вы можете включить запись песни и петь вместе с ребенком или по очереди, стараясь, чтобы ваш голос сливался с голосом певца. 
Вы можете провести подготовительные упражнения: попробуйте пропеть какой-нибудь один звук, пусть ребенок попробует повторить его точно, чтобы ваши голоса слились в один. Если вы правильно выполните это упражнение, то почувствуете приятное усиление вибрации вашего голоса, резонанс (?). То же самое упражнение лучше всего делать с музыкальным инструментом (синтезатором, пианино): нажимаете клавишу в удобном вам и вашему ребенку диапазоне (1-я октава, скорее всего), и стараетесь попасть в этот звук голосом. Затем попробуйте спеть 2,3,4,5 звуков подряд вверх и вниз, потом через одну клавишу и через 2 тоже вверх-вниз (удобнее всего это делать от звука «до»). В этих упражнениях – основной набор интонаций, которые используются в музыке, в песнях. Если все же не получается попасть в ноты самостоятельно, не переживайте, с нашими специалистами вы освоите это нехитрое дело за несколько занятий. 
Упражнение №2 – РАЗВИВАЕМ ЧУВСТВО РИТМА

Очень просто: 1) Прохлопать любую ритмическую формулу, чтобы малыш повторил ее. Начните с простых форм, постепенно усложняя их. Хлопать можно в ладоши, можно по коленям, можно по столу. Важно также одновременно развивать координацию у ребенка, поэтому стучать нужно обязательно разными руками вместе и по очереди, можно подключить и ноги, и веки глаз, и брови, и уши. Главное уметь контролировать каждый орган в отдельности, то подключая его к общему хору движений, то отключая. Пример


Упражнение №3 – РАЗВИВАЕМ КООРДИНАЦИЮ

Для развития ребенка очень важна двигательная функция, моторика. Она влияет на развитие речи ребенка, формирует свободную координацию всего тела. По нашему мнению, координация обоих полушарий головного мозга и общая двигательная активность ребенка – взаимосвязанные процессы: развивая одно – мы помогаем другому. Поэтому очень важно, чтобы ребенок не был ограничен в своей подвижности, не забывайте также делать специальные упражнения для пальцев рук и ног.

Общая координация: круговые одновременные вращения руками в разные стороны: правая рука – вперед, левая рука – назад; затем поменять направления. 
Отстукиваем каждой рукой свою ритмическую формулу одновременно (сначала запомнить каждой рукой свою, а затем наложить одну на другую; потом обязательно поменять). 
Петь и одновременно отстукивать ритм песни разными руками, возможно ногами. 
Петь мотив одной песни на слова другой. Пример:
 Все эти упражнения одновременно развивают устойчивое внимание у ребенка. Однако сразу у вас может не получиться удержать внимание ребенка. Ничего страшного, главное в нашем деле – систематичный подход и постепенное наращивание времени занятий. Вы можете начать с 30 секунд и с самого маленького фрагмента, кирпичика, из которого потом мы с вами построим гармоничное, многостороннее знание ребенка об окружающем его мире.

  • Утренник

     Праздничные утренники занимают особое место в системе эстетического воспитания в детском саду. Они соединяют в себе как средства воздействия различные виды искусства и художественной деятельности.

В детском саду проводятся следующие праздники:

  • «Осенины»;
  • День Матери;
  • праздник новогодней елки;
  • День защитника Отечества;
  • 8 марта;
  • выпускной бал.

В основе каждого утренника лежит главная идея, которая должна быть понята детьми, а значит, должна быть преподнесена им в простой, доступной форме. Этому способствует объединение на праздниках различных видов искусства, формирующих у ребенка нравственно-эстетические чувства. Праздники должны доставлять детям радость и давать возможность каждому участнику проявить свои художественные способности, эмоциональную восприимчивость, творческую активность.

Предпраздничная обстановка, подготовка к предстоящему торжеству в стране, в детском саду, каждой семье вызывают у ребят радостное ожидание этого события. Особый праздничный подъем обостряет чувства детей, они по-иному, чем на обычных занятиях, проникаются содержанием исполняемых песен, стихотворений, танцев. Поэтому на праздничных утренниках осуществляется одновременно эстетическое и нравственное воспитание детей.

Как же нужно организовать праздничный утренник, чтобы он способствовал эстетическому воспитанию детей? В практике детских садов сформировались определенные художественно-педагогические требования к проведению праздничных утренников, где главным является такое соединение различных видов искусства, которое, усиливая воздействие их друг на друга, позволило бы полнее донести до детей основную идею праздника.

Большое значение придается художественному оформлению, отражающему тематику утренника и время года, в которое он проводится.

Оформление каждого детского выступления должно соответствовать его содержанию. Это проявляется в удачном подборе тонов, правильном их сочетании в атрибутах, настенном оформлении, деталях костюмов, в выразительности движений детей в народных танцах.

  • Праздник

     Много ярких впечатлений приносит веселый зимний праздник елки. И красочно убранная, светящаяся разноцветными огнями елка, и оформление зала (многочисленные гирлянды, снежинки, серебряный дождь, зимний лес и домик Снегурочки, забавные персонажи на стенах) - все это обогащает детей новыми представлениями. Дети замечают, как красивы на синем фоне нежные узоры снежинок, как сказочно выглядит зимний лес, как красиво светится в полумраке елка.

Летний праздник совершенно особый. Ребята прощаются с детским садом, вспоминают любимые песни, пляски, игры.

Формируя вкус детей, необходимо хорошо продумывать цельность всего оформления, выразительность деталей, правильный их отбор пo количеству, не допуская перенасыщения, чтобы внимание детей привлекали главные детали, подчеркивающие идею праздника.

Большой интерес вызывают у детей игры-инсценировки. Они дают возможность по-своему передать характерные особенности образа, порученной роли.

    Ведущее место на празднике занимает музыкальное искусство. Под звуки торжественного марша дети входят в зал, выполняют перестроения, напоминающие праздничное шествие, поют, играют и танцуют. Музыка сопровождает игры-инсценировки, объединяет детей в едином переживании, создает смену настроений

    Таким образом, мы можем сделать такие выводы: На занятиях решается одна из важнейших задач музыкального воспитания — развитие музыкальных способностей. Это происходит в активной деятельности. Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку должно быть в центре внимания педагога на протяжении всего занятия. Все виды музыкальной деятельности служат этой цели при условии ведущей роли восприятия музыки. В пении, игре на музыкальных инструментах у детей развивается звуковысотный слух, в музыкально-ритмических движениях, пении, игре на музыкальных инструментах — чувство ритма. Музыкально-дидактические игры, попевки и песенки из «Музыкального букваря» также помогают развитию музыкальных способностей.

                                     

2.2.  День ребенка, жизнь человека в «Детском альбоме» П.И.Чайковского

Невозможно себе представить, чтобы ребенок, окончивший детский сад, не познакомился с творчеством Петра Ильича Чайковского. И, конечно, это знакомство начинается с «Детского альбома»: «Старинная французская песенка», «Болезнь куклы», «Немецкая песенка»,  «Марш», потом «Сладкая греза», реже «Баба-Яга», совсем редко «Мама», «Зимнее утро». В эпоху XIX века трудно прослушать весть цикл.

Первое, прижизненное, издание «Детского альбома» было с картинками, хотя их качества композитор был не очень доволен.  Думаю, что и некоторые современные издания не всегда свой выбор останавливают на «картинках», которые по качеству приближались бы к гениальной музыке.

Де́тский альбо́м — сборник пьес для фортепиано композитора Петра Ильича Чайковского, носящий авторский подзаголовок «Двадцать четыре лёгкие пьесы для фортепиано». Сборник был сочинён Чайковским в мае-июле 1878 года и при первой публикации, последовавшей в декабре того же года в издательстве Юргенсона, посвящён племяннику композитора Володе Давыдову.

«Сборник легких пьес для детей»  занимает особое место в фортепианном наследии Чайковского и по своей тематике и по особенностям фортепианного изложения. Трудно назвать в детской русской фортепианной литературе сочинение более популярное, чем «Детский альбом» П. И. Чайковского.

Первое упоминание о замысле «Детского альбома» относится к февралю 1878 года. Чайковский в это время находился в длительном заграничном путешествии. В письме к П. Юргенсону: «Завтра примусь я за сборник миниатюрных пьес для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана». В пору создания «Детского альбома» Чайковский находился в расцвете творческих сил. Но за сочинение, обращенное к детям, композитор взялся впервые.

«Детский альбом» написан в мае 1878 года. История его создания неразрывно связана с Каменкой, большим украинским селом близ Киева, излюбленном месте творчества и отдыха композитора. Каменка — «родовое гнездо» большой дворянской семьи Давыдовых. Один из хозяев Каменского имения, Лев Васильевич Давыдов, был другом Чайковского и мужем его любимой сестры Александры Ильиничны.

Многое в «Детском альбоме» связано с атмосферой дома Давыдовых. Домашняя обстановка Александры Ильиничны представляла собой образец семейной жизни. Счастливее людей трудно было себе представить, и Петр Ильич был охвачен таким умилением и радостью при виде этого, что надолго связал представление о жизни кайенских жителей с воплощением земного благоденствия.

Свой цикл детских пьес Чайковский посвятил Володе Давыдову, одному из многочисленных детей Льва Васильевича и Александры Ильиничны. Племяннику композитора в ту пору было шесть с половиной лет. На заглавном листе значилось: «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману».

В этом альбоме отражен детский мир, обрисованный композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни. Чайковский любил детей, часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным детям, стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребенку, с которым он встречался. И дети чувствовали эту любовь, привязывались к Чайковскому, видя в нем нежного и заботливого друга.

Цикл из 24 пьес связан единой тематикой. В нем представлен пестрый мир детских игр, танцев и случайных впечатлений. Он делится на микроциклы.

Таким образом, мы можем сделать выводы:  Сборник Чайковского является одним из лучших образцов детской музыкальной литературы. «Детский альбом» — ценнейший вклад в мировую фортепианную литературу, послуживший примером для целого ряда сборников, написанных композиторами разных стран. Под несомненным влиянием Чайковского находятся почти все русские композиторы — авторы детских пьес.

     

2.3 Возможности «Детского альбома» П.И.Чайковского в различных формах организации для развития музыкального восприятия

      При восприятии музыки у человека возникает музыкальное и внемузыкальное представление, актива деятельности воображения обогащает все творческие проявления детей.

        П.И. Чайковский выявил возможности развития музыкального восприятия у дошкольников через «Детский альбом».

Возрастные характеристики.        

Третий и четвертый год жизни. У детей  повышается чувствительность,   возможность  более  точного  различения  свойств,  предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот   период   развития   характеризуется   стремлением   к   самостоятельности.   Происходит  переход  от  ситуативной  речи  к связной,   от  наглядно-действенного   мышления  к  наглядно-образному, заметно укрепляется  мышечно-двигательный аппарат. У    ребенка появляется   желание   заниматься   музыкой,   активно   действовать.

К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые   позволяют   в   известной   степени   самостоятельно плясать и играть.         

Пятый год жизни. Он характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка). Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация.  Освоение основных видов движения — ходьбы, бега, прыжков — дает возможность детям  шире использовать их в играх и танцах. Одни   стремятся,   не   подражая   друг  другу,   по-своему   исполнить роль   (например,   в   сюжетной   игре),   другие   проявляют   интерес только к одному виду деятельности в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого.         

Шестой  и седьмой  год жизни.  Это период подготовки  детей к школе. На   основе   полученных   знаний и впечатлений дети   могут   не  только   ответить  на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать   музыкальное   произведение, разобраться в его выразительных   средствах,   почувствовать   разнообразные   оттенки настроения, переданные музыкой. Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче.         Музыка, как и другие виды искусства, отражает действительность. В опере и балете она характеризует поступки, отношения, переживания героев. В музыке изобразительного характера, которую можно назвать «музыкальной живописью», «рисуются» великолепные картины природы. В повседневной жизни музыка сопровождает человека, выявляет его отношение к окружающему миру, обогащает духовно, помогает трудиться, отдыхать.         Сложный процесс развития детского музыкального восприятия предполагает использование художественного исполнения произведений, слова педагога и наглядных средств.

    В работе с детьми среднего и особенно старшего дошкольного возраста беседы носят более развернутый характер, внимание обращается на развитие художественного образа, поясняется выразительное назначение музыкальных средств.       Слушание одних и тех же пьес, песен необходимо многократно повторять, предусматривая такую методику, чтобы каждый раз ребенок радовался, узнавал о них что-либо новое. Первое   ознакомление   с   музыкой   предусматривает   целостное восприятие, осмысливание ее общего настроения.  Поэтому важно выразительно исполнить произведение в  целом, дать краткую характеристику   содержания,   отметить   наиболее   яркие   его  особенности. При повторном прослушивании внимание детей (особенно старшего возраста) привлекается не только к художественному воплощению общего замысла, но и к отдельным средствам музыкальной выразительности.

   Очень   важная   форма   эмоционального   обогащения   маленьких слушателей — концерты.   Они   наполняют  впечатлениями,  создают приподнятое, праздничное    настроение.

   Подчеркивается определяющая роль развития эмоциональной отзывчивости на музыку у ребенка как социально-психологического качества личности, итогом развития которого является проявление ценностного отношения к музыке. В процессе развития эмоций при восприятии высокохудожественных музыкальных произведений активизируется деятельность музыкально-образного мышления, воображения, накапливается интонационный познавательно-ценностный опыт.

   Основная цель музыкально-ритмических движений в работе с детьми – развитие музыкального восприятия, чувства ритма и приобщения их к музыкальной культуре. В этом виде деятельности имеются большие возможности использования не только народных танцев, но и высокохудожественных произведений классической музыки всех эпох. В работе с детьми по выработке музыкально-ритмических движений может быть использована самая разнообразная танцевальная музыкальная классика: танцевальных пьес: балетная музыка П.И. Чайковского и т.д.



                                   

Выводы по второй главе:

     Раскрыты особенности музыкального восприятия.

                                       

                                       

                                         

                                                Заключение.

       В ходе расследования нами была изучена теоретическая и методическая  литература по данному вопросу, которая дала достаточно полное представление о развитии восприятия у дошкольников на основе музыки П.И. Чайковского «Детский альбом».

       Были выявлены:

  • Музыкальное восприятие- как основа любой музыкальной деятельности
  • Особенности и возможности детского восприятия на занятиях музыки в дошкольных образовании
  • Специфика музыки для детей
  • Основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, через формы организации музыкального занятия
  • Невозможно себе представить, чтобы ребенок, окончивший детский сад, не познакомился с творчеством Петра Ильича Чайковского и его детским альбомом
  • Возможности «Детского альбома» П.И.Чайковского как в различных формах организации для развития музыкального восприятия.

      Таким образом, задачи исследования решены, перспективы дальнейшей работы мы ведем в создании методических рекомендаций для каждой пьесы альбома, создание электронного варианта люстрации к альбому.

                               

                                    Список литературы

1.Маклаков, А.В.  Общая психология(Текст)/А.Маклаков/ - М.: «Просвещение»,  2008. - 548с.

2. Запорожец. А.В.  Избранные психологические труды:/А.В Запорожец/-М.: Директр-Медиа,2008-1287 с.

3.Радынова.О.П Музыкальное воспитание дошкольников./ М: Академия Москва/, 2000 - 240 с.

4.Выгодский. Л.С Педагогическая психология: /Л.С Выгодский/-М.:2008- 671 с.

5.Гофман.И.  Запоминание:/И.Гофман-М/: Просвещение 2001-315 с.

6.  Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. /Психология восприятия.// - М.: Просвещение, 2003. - 374 с.

7.  Барышева Т.А. /Эмпатия и восприятие музыки.//-- Л.: ЛГПИ, 2000 - 156 с.

8.  Кулаковский Л.О. Восприятие музыки // Советская музыка. – 1999- № 5- 53-55 с.

9.  Петрушин В.И. /Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника // Вопросы психологии.- 2000.- № 1.- 102-104с.

10. Ветлугина Н.А. /Музыкальное развитие ребенка//. - М., 2000 -150с.

11. Критская Е.Д./ Восприятие музыки как педагогическая проблема // Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. Теория и методика музыкального образования детей. - М., 2000 - 245с.

 

12. Борытко Н. М. /Пространство воспитания/: образ бытия. Волгоград, 2000. 876 с.

13. Громов Е. С. /Художественное творчество/. М., 2000-435 с.

14. Зубов Ю. С. /Библиография и художественное развитие личности/. М., 1999. -762 с.

15. Ильин В. С. /Формирование личности школьника/ (Целостный процесс). М., 200. -270 с.

16. /Философский словарь/. М., 2001.-1232 с.

17. О.П. Радынова /«Настроения, чувства в музыке»/ - М.: ТЦ Сфера, 2009г-560 с.

18. О.П.Радынова/»Музыкальное развитие детей»/М.:ТЦ Сфера 2000-602 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

курсовая работа заместителя директора по учебной работе

курсовая работа заместителя директора по учебной работе...

Курсовая работа "Работа стекстом на уроках истории и обществознания"

В данном материале освещены мои способы организации работы с текстом на уроках истории и обществознания. Все они прошли апробацию на умоих уроках истории. Здесь представлены только проверенные методы ...

Самостоятельная работа на уроках русского языка. Курсовая работа.

В наш век - век бурного развития науки и техники - ни одна школа не в состоянии дать человеку всех тех знаний,которые потребует от него жизнь. Но школа может привить детям необходимые навыки: ум...

курсовая работа по теме: Проектная работа учащихся на уроках обществознания.

Подходит не только для уроков экономики, но и по профориентации школьников....

Методические указания по выполнению проекта курсовой работы по дисциплине "Технология парикмахерских работ и оборудования"

В процессе обучения дисциплины "Технология парикмахерских работ и оборудывания " студенты выполняют курсовую работу " Разработка технологии выполнения парикмахерских работ ". В процессе выполнения кур...