Воспитательное мероприятие "Строка, оборванная пулей.."
методическая разработка (6 класс) по теме

Акбердина Елена Эдуардовна

Воспитательное мероприятие раскрывает тему о поэтах -фронтовиках, не вернувшихся с войны. Вопитанники подготовили, как самостоятельные проекты, так и групповые.Основноя цель мероприятия: формирование патриотического сознания молодого поколения на основе героических событий истории своей страны средствами литературного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация к мероприятию1.11 МБ
Файл stroka.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к воспитательному мероприятию «Строка, оборванная пулей….» Выполнила воспитатель Акбердина Е.Э.

Слайд 2

Строка, оборванная пулей…

Слайд 3

Всеволод Багрицкий Погиб при выполнении боевого задания 26 февраля 1942 г. 20 лет

Слайд 4

Николай Отрада Родился в 1918 году в деревне Николаевка Воронежской губернии. 4 марта 1940 года под Суоярви попал в окружение, бросился на прорыв и был убит.

Слайд 5

Борис Андреевич Богатков ( 1922 – 1943) Погиб 11 августа 1943 года, песней поднимая в атаку свой взвод. Ему был 21 год…

Слайд 6

Михаил Валентинович Кульчицкий ( 1919 – 1943) 19 января 1943 года погиб в бою под Сталинградом в 23 года…

Слайд 7

Николай Майоров (1919 – 1942) Убит в бою под Смоленском 8 февраля 1942 года. 22 года



Предварительный просмотр:

Ведущий1:

 Здравствуйте уважаемые гости, уважаемые коллеги. Наш тематический вечер сегодня посвящен тем, кто бесстрашно шагнул в зарево войны, в грохот канонады, шагнул и не вернулся, оставив на земле яркий след - свои стихи. (слайд с названием строка, оборванная пулей)

 Это наследство - наше самое высокое и драгоценное достояние! 

Ведущий 2:  

Тихие воды времени уносят нас все дальше от грохота сражений Второй мировой войны. Она жестко и неумолимо перепахала миллионы судеб по всей Европе, огненным смерчем ворвалась в каждый российский дом.  Но под незаметное шуршание календаря боль рискует смениться забвением.

Кадет Яшманов:

Потому столь важны свидетельства очевидцев тех страшных событий- солдат, офицеров, что прошли ад передовых и госпиталей, но сохранили достоинство, не очерствели сердцем и душой и более того- сумели рассказать о своих переживаниях в стихах. Достаточно вспомнить   Александра Твардовского, Константина Симонова, Алексея Суркова и многих-многих других выдающихся литераторов, чья поэзия военных лет вдохновляла советских солдат, вела в бой и метко разила врага.

( звучит музыка священная война)

Кадет  Ф.Слипенко:

Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии.

Ведущий 1:

На фронтах Великой Отечественной войны погибло 48 поэтов.  (слайд)

Самому старшему из них - Самуилу Росину - было 49 лет, самым младшим - Всеволоду Багрицкому, Леониду Розенбергу и Борису Смоленскому - едва исполнилось 20.

Кадет  Г.Володько

(Читает стихотворение А. Екимцева "Поэты")
Где-то под лучистым обелиском,
От Москвы за тридевять земель,

 Спит гвардеец Всеволод Багрицкий,
 Завернувшись в серую шинель. (слайд)

Кадет А.Пятачук

Где-то под березою прохладной,
Что мерцает в лунном далеке,
Спит гвардеец Николай Отрада
С записною книжкою в руке  (слайд)

Кадет В. Филиппов

И под шорох ветерка морского
Что зарей июльскою согрет,
Спит без пробужденья Павел Коган (слайд)
Вот почти уж шесть десятков лет.
И в руке поэта и солдата
Так вот и осталась на века
Самая последняя граната -
Самая последняя строка.

Кадет  А.Носков

Спят поэты - вечные мальчишки!
Им бы завтра на рассвете встать,
Чтобы к запоздавшим первым книжкам
Предисловья кровью написать!

Кадет В. Маслов :

В очерке, написанном в апреле сорок четвертого года, в ту пору, когда Москва уже салютовала победоносным наступлениям Красной Армии, Константин Симонов рассказал о том, какой была тогда война на солдатском уровне, в ее самой заурядной повседневности. Очень важен вывод, к оторому приходит автор:

Переодетый в гимнастерку солдат (Симонов) читает кадет Адигезалов:

 «Как ни приходилось мокнуть, дрогнуть и чертыхаться на дорогах нашему брату — военному корреспонденту, все его жалобы на то, что ему чаще приходится тащить машину на себе, чем ехать на ней, в конце концов, просто смешны перед лицом того, что делает сейчас самый обыкновенный рядовой пехотинец, один из миллионов, идущих по этим дорогам, иногда совершая... переходы по сорок километров в сутки. На шее у него автомат, за спиной полная выкладка. Он несет на себе все, что требуется солдату в пути.

  Человек проходит там, где не проходят машины, и в дополнение к тому, что он и без того нес на себе, несет и то, что должно было ехать. Он идет в условиях, приближающихся к условиям жизни пещерного человека, порой по нескольку суток забывая о том, что такое огонь. Шинель уже месяц не высыхает на нем до конца. И он постоянно чувствует на плечах ее сырость. Во время марша ему часами негде сесть отдохнуть — кругом такая грязь, что в ней можно только тонуть по колено. Он иногда по суткам не видит горячей пищи, ибо порой вслед за ним не могут пройти не только машины, но и лошади с кухней. У него нет табаку, потому что табак тоже где-то застрял. На него каждые сутки сваливается такое количество испытаний, которое другому человеку не выпадет…. (видеоролик о войне).

Кадет  Н.Овчинников,  зажигает свечу и читает стих-е Самуила Росина с презентацией  ….

Я себе вопрос серьезный
Задаю не в первый раз:
Если час настанет грозный,
Как ты встретишь этот час?

Не колеблясь, не тоскуя,
Можешь ты отдать в бою
За страну свою родную
Жизнь и молодость свою?

Я спрошу и вновь отвечу
Стуком сердца своего,
Что врагу пойду навстречу,
Не жалея ничего,

Что любимую покину,
Не позволю провожать,
Что меня родному сыну
Не удастся удержать.

Не смутят ни мрак холодный,
Ни внезапный блеск штыка.
Облегчит мой шаг походный
Мужественная строка.

2. Кадет  Н.Серёгин, зажигает свечу и читает стих-е Всеволода Багрицкого с презентацией…

ОЖИДАНИЕ
Мы двое суток лежали в снегу.
Никто не сказал: "Замерз, не могу".
Видели мы - и вскипала кровь -
Немцы сидели у жарких костров.
Но, побеждая, надо уметь
Ждать негодуя, ждать и терпеть.
По черным деревьям всходил рассвет,
По черным деревьям спускалась мгла...
Но тихо лежи, раз приказа нет,
Минута боя еще не пришла.
Слышали (таял снег в кулаке)
Чужие слова, на чужом языке.
Я знаю, что каждый в эти часы
Вспомнил все песни, которые знал,
Вспомнил о сыне, коль дома сын,
Звезды февральские пересчитал.
Ракета всплывает и сумрак рвет.
Теперь не жди, товарищ! Вперед!
Мы окружили их блиндажи,
Мы половину взяли живьем...
А ты, ефрейтор, куда бежишь?!
Пуля догонит сердце твое.
Кончился бой. Теперь отдохнуть,
Ответить на письма... И снова в путь!

Кадет  Ф.Слипенко: В стихах поэтов слышится тревога за Отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны.

Кадет  А.Буряк, зажигает свечу и  читает  стих-е  Леонида Розенберга с презентацией…

Я вернусь. С добытой победой,

Сквозь невзгоды и смерти промчась,

Я к тебе невредимый приеду

В долгожданный заветный час.

Я возьму тебя в свои руки

Так как могут лишь обнимать

Сыновья после долгой разлуки

Наконец обретенную мать.

И счастливая и молодая,

Все печали оставя в былом,

Ты сядешь со мною родная,

За праздничным нашим столом

Так будет – я верю и, веря,

Все пройду и перетерплю

Уж скоро на горле зверя

Мы смертельную стянем петлю.

А пока пусть и темен твой вечер.

Бродит ветер, огни шатая…

До свиданья, родная, до встречи,

Единственная моя.

8 марта 1943 г.

Факты:

Кадет  Д.Пахарев:

1.   К началу Великой Отечественной войны, выросшему в учительской семье Борису Богаткову не было еще и 19 лет. С самого начала войны он находился в действующей армии, был тяжело контужен и демобилизован. Юный патриот добивается возвращения в армию, и его зачисляют в Сибирскую добровольческую дивизию. Командир взвода автоматчиков, он пишет стихи, создает гимн дивизии. Подняв в атаку солдат, он пал смертью храбрых 11 августа 1943 года в бою за Гнездиловскую высоту (в районе Смоленск-Ельня). Посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени.

( слайд).зажигает свечу.
Кадет   Д.Баев:

2. Под стенами Сталинграда в январе 1943 года погиб талантливый поэт, студент Литературного института, друг Павла Когана, Михаил Кульчицкий. Война ж совсем не фейерверк", - писал Михаил Кульчицкий, возражая тем, кто надеялся победить "малой кровью". Война, даже самая справедливая, ужасна, потому что в ней совершается противоестественное - убийство людей.

( слайд) зажигает свечу.
Кадет  А.Пятачук:

3.  Студент-историк и поэт Николай Майоров, политрук пулеметной роты, был убит в бою под Смоленском 8 февраля 1942 года. Друг студенческих лет Николая Майорова Даниил Данин вспоминал о нем: "Он не признавал стихов без летящей поэтической мысли, но был уверен, что именно для надежного полета ей нужны тяжелые крылья и сильная грудь. Так он и сам старался писать свои стихи - земные, прочные, годные для дальних перелетов". (слайд) зажигает свечу.

Кадет  А.Картавицкий :

4. Лейтенант Владимир Чугунов командовал на фронте стрелковой ротой. Он погиб на Курской дуге, поднимая бойцов в атаку. На деревянном обелиске друзья написали: "Здесь похоронен Владимир Чугунов - воин - поэт - гражданин, павший 5 июля 1943 года" (слайд) зажигает свечу.

Кадет  Д.Кальва:

5.  Участник боев по прорыву блокады Ленинграда, командир взвода противотанковых ружей, гвардии лейтенант Георгий Суворов был талантливым поэтом. Он погиб 13 февраля 1944 года при переправе через реку Нарову. За день до своей героической гибели 25-летний Георгий Суворов написал чистейшие по чувству и высоко трагичные строки. (слайд)

   Мой милый друг, а все-таки как быстро,
  Как быстро наше время протекло.
  В воспоминаньях мы тужить не будем,
  Зачем туманить грустью ясность дней, -
  Свой добрый век мы прожили как люди -
  И для людей.

Кадет  В.Маслов:

6.24-летний старший сержант Григор Акопян, командир танка, погиб в 1944 году в боях за освобождение украинского города Шполы. Он был награжден двумя орденами Славы, орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, двумя медалями "За отвагу". Ему посмертно присвоено звание "Почетный гражданин города Шполы".

(слайд)
 Зажигает свечу.

Ведущий1:

 Всемирной известностью пользуются стихи известного татарского поэта, погибшего в гитлеровском застенке, Мусы Джалиля, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.


 Кадет О. Яшманов:

7.В июне 1942 года, на Волховском фронте, тяжело раненный, Муса Джалиль, попал в руки врага. В стихотворении "Прости, Родина!" он с горечью писал:
  Прости меня, твоего рядового,
  Самую малую часть твою.
  Прости за то, что я не умер
  Смертью солдата в этом бою.
 Ни страшные пытки, ни грозящая опасность смерти не могли заставить замолчать поэта, сломить несгибаемый характер этого человека. Гневные слова бросал он в лицо врагам. Песни были единственным его оружием в этой неравной борьбе, и они звучали обвинительным приговором душителям свободы, звучали верой в победу своего народа.
 Два года провел Муса  Джалиль в застенках "каменного мешка" Моабита.  (слайд). Но поэт не сдавался. Он писал стихи, полные жгучей ненависти к врагам и горячей любви к Родине.

Кадет  Н.Рассказов:

После Победы бельгиец Андре Тиммерманс, бывший заключенный Моабита, передал на родину Мусы Джалиля маленькие, не больше ладони, тетрадки. На листочках, как маковые зернышки, буквы, которые не прочесть без увеличительного  стекла.
"Моабитские тетради" - это удивительнейший литературный памятник нашей эпохи. За них поэту Мусе Джалилю посмертно была присуждена Ленинская премия.

Ведущий 2.

 До Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось 2186 писателей и поэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны – 417.
Кадет Д. Баев : Пусть наступит минута молчания. Вечная слава погибшим поэтам!
Минута молчания. МОНОМЕТР.

 Кадет  А.Емельяненко:

  Они не вернулись с поля боя... Молодые, сильные, жизнелюбивые... Непохожие друг на друга в частностях, они были схожи друг с другом в общем. Они мечтали о творческом труде, о горячей и чистой любви, о светлой жизни на земле. Честнейшие из честнейших, они оказались смелейшими из смелейших. Они без колебаний вступили в борьбу с фашизмом.

Ведущий 1:

Много замечательных стихотворений были рождены войной. Прошли годы, но  поэты пишут. В нашем взводе тоже есть свой начинающий поэт, который обратился к теме о войне.

Кадет  И.Шатунов  читает собственное стихотворение «Беда».

Наши деды отдавали свои жизни за различные победы.

С сорок  первого по сорок пятые года  была война

И люди поняли тогда,

Что значит настоящая беда.

Танки рыли землю,

Снаряды крушили дома,

Враг сбрасывал на города, села бомбы,

Вот что такое беда.

Беда-это когда голод парализовал весь город.

Беда- это когда ты родных потерял навсегда.

Вот что такое беда.

Кадет  В.Филиппов :

Победа в Великой Отечественной войне явила всему миру не только мощь нашего оружия, но и мощь русского духа.

Кадет Р. Шпенглер :

  Память о войне, о её немыслимом ужасе и беспредельной стойкости людей, эта память жива. Она в воспоминаниях и рассказах участников событий, в исследовательских работах юных краеведов, в экспозициях школьных музеев, залов и уголков. Пожелтевшие страницы газет, зачитанные ветхие книги, выцветшие фотографии, фронтовые письма, военные реликвии, архивные документы – бесценные свидетельства нашей истории, которые необходимо сохранить.

  Во имя высшей справедливости, во имя гордого будущего России нельзя допустить, чтобы Великая Отечественная война стала для потомков «неизвестной войной».

Кадет Р. Адигезалов:

От дедов к отцам, от отцов к сыновьям- все та же горячая любовь к Родине , готовность к ее защите, патриотизм, гражданственность чувств и поступков.

Кадет Г. Володько: 

Мы новое поколение. Для нас  Великая Отечественная война – далекая история. Но совесть и долг перед погибшими и пережившими войну не позволит нам забыть эту героически-трагическую страницу летописи нашего  государства. Мы никогда не останемся равнодушными к печальным событиям прошлого. Мы всегда будем чутко относиться к исторической памяти поколений и с уважением относиться к тем, кто и сегодня носит звание защитника Отечества.

Финальная песня.

Ведущий: Уважаемые коллеги прошу обратить ваше внимание на небольшую выставку. Здесь представлена работа кадет нашего взвода. Это небольшой макет доски памяти. Называется эта доска Строка….. Ребята изготовили этот макет на дополнительных уроках технологии под руководством Перщетской Н.Р. Конечно, весь взвод, включая воспитателей приняли самое живое участие. Так же представлена выставка книг, о них нам расскажут ребята.

Ведущий:  Литература наша немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что именно от них, от каждого из них — ни от кого другого — зависит судьба страны. Каждый третий из ушедших на фронт писателей - около четырехсот человек — с войны не вернулся. Это большие потери. Может быть, они были бы меньшими, но очень часто писателям, большинство из которых стали фронтовыми журналистами, приходилось заниматься не только своими прямыми обязанностями, но и воевать в пехотных частях, в ополчении, в партизанах. А когда человек едет на фронт искать правду, он может вместо нее найти смерть. Но если едут двенадцать, а возвращаются только двое, правда, которую они привезут с собой, будет действительно правдой, а не искаженными слухами, которые мы выдаем за историю».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме " Строка, оборванная пулей"

Презентация в помощь к проведению мероприятий, литературных гостиных по теме " Поэты, погибшие на войне..."...

"Строка, оборванная пулей"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов, знакомящее с творчеством поэтов, погибших в годы Великой Отечественной войны...

Строка, оборванная пулей...

Литературно-музыкальная композиция к 9 мая...

«Строка, оборванная пулей…»

Мероприятие муниципального уровня, проведенноев рамках Года литературы и 70-летия Великой Победы«Строка, оборванная пулей…»Литературно-музыкальная композиция, посвященная поэтамВели...

Беседа: «Строка, оборванная пулей - День памяти журналистов, погибших при исполнении»

Быть в гуще жизненных событий,Не пропустить больших открытийИ мастерски владеть пером,А также русским языком, Быть только честным и правдивым,В своих оценках справедливым,Универсал-специалистом ...