«Строка, оборванная пулей…»
классный час (10, 11 класс)

Данильченко Наталья Юрьевна
Мероприятие муниципального уровня, проведенное
в рамках Года литературы и 70-летия Великой Победы
«Строка, оборванная пулей…»
Литературно-музыкальная композиция, посвященная поэтам
Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroka_oborvannaya_puley.docx737.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей имени Ивана Ивановича Федунца»

города Узловая Тульской области

Мероприятие муниципального уровня, проведенное

в рамках Года литературы и 70-летия Великой Победы

«Строка, оборванная пулей…»

Литературно-музыкальная композиция,

посвященная поэтам

Великой Отечественной войны (1941-1945гг.)

https://cs7052.vk.me/c624816/v624816177/29d65/5sLkAOrO_vI.jpg

                                                                   Подготовила и провела:

                    Данильченко  Н.Ю., учитель

русского языка и литературы

2015

Цель мероприятия:

  • Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством поэтов Великой Отечественной войны (1941-1945гг.);
  • Развивать коммуникативную и речевую компетенции;
  • Формировать мировоззренческую компетенцию.

Задачи:

  • познакомить с биографией и поэзией поэтов, погибших во время Великой Отечественной войны;
  • совершенствовать умение публичного выступления, выразительное чтение, память, поисковую компетенцию;
  • пробудить чувства сопереживания, гордости за жизнь и подвиг молодых поэтов, благодарности защитникам Родины.

Оборудование: презентация, песни военных лет и о войне, портреты поэтов, погибших в Великую Отечественную войну, выставка книг о Великой Отечественной войне, портреты писателей и поэтов, рисунки учеников о войне, фотографии и награды участников Великой Отечественной войны, видеоматериалы.

 (СЛАЙД №1) ЧТЕЦ читает стихотворение В. Высоцкого 

(СЛАЙД №2) Выходят ведущие  и останавливаются посередине сцены.

Эпизод 1

ВЕДУЩИЙ: Все дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Вот уже наш народ отмечает семидесятую  годовщину Победы над фашистской Германией.

ВЕДУЩИЙ: Значит, уже о нашем времени написал поэт Сергей Орлов:

Когда это будет, не знаю.

В тени белоствольных берез

Победу Девятого мая

Отпразднуют люди без слез...

Подымут победные марши

Армейские трубы страны,

И выедет к армии маршал,

Не видевший этой войны...

(СЛАЙД №3) ВЕДУЩИЙ: Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа.

(Ведущие подходят к поэтическому сборнику "Стихи, рожденные войной..."). Книги выступают как хранители памяти поколений. Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, и свыше четырехсот не вернулись домой. По горячим следам войны создавали они, надевшие военную форму, свои произведения.

https://pp.vk.me/c621222/v621222177/1f399/BbGGtyjuXDk.jpg

ВЕДУЩИЕ: (СЛАЙД №4) Это Константин Симонов,

(СЛАЙД №5) Александр Твардовский,

(СЛАЙД №6) Семен Гудзенко,

(СЛАЙД №7) Всеволод Багрицкий,

(СЛАЙД №8) Павел Коган,

(СЛАЙД №9) Иосиф Уткин (На экране портреты упоминаемых поэтов)

(СЛАЙД №10) ВЕДУЩИЙ: Мы были высоки, русоволосы,

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли, не долюбив,

Не докурив последней папиросы.

ВЕДУЩИЙ: Так писал о своем поколении поэт Николай Майоров.

(СЛАЙД № 11) ВЕДУЩИЙ: Прежде чем стать поэтами, они шли на фронт, они становились солдатами: пехотинцами, саперами. (СЛАЙД № 12) И, защищая Родину, отдавали свои жизни, с полным правом заявляя:

(СЛАЙД № 13) Свой добрый век мы прожили как люди –

И для людей.

(СЛАЙД № 14) ВЕДУЩИЙ: Многие ушли из жизни, когда им было чуть больше двадцати:

Прожили 20 лет, но за год войны

(СЛАЙД № 15) Мы видели кровь

и видели смерть –

(СЛАЙД №16) Просто, как видят сны.

(СЛАЙД № 17) ВЕДУЩИЙ: Непохожие внешне, имеющие разные довоенные судьбы, они были близки в главном – любви к родной земле:

(СЛАЙД № 18) Я шел в атаку, шел туда,

Где непрерывно выстрелы звучали,

(СЛАЙД № 19) Чтоб на земле фашисты никогда

(СЛАЙД № 20) С игрушками детей не разлучали.

Ученики исполняют песню Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа» (на фоне – видеоролик)

(СЛАЙД № 21) ВЕДУЩИЙ: Поэзия фронтового поколения стала одним из самых ярких и значительных литературных явлений. Она обладает силой исторического документа. Читая стихи военных лет сейчас, мы приобщаемся к подвигу нашего народа. Мир, за который было отдано столько миллионов человеческих жизней, должен помнить и чтить своих защитников.

ВЕДУЩИЙ: Сегодня мы прикоснемся к тому далекому от нас времени, когда от каждого человека зависело будущее не только нашего государства, но и всего мира.

ВЕДУЩИЙ: Мы познакомимся с короткими, трагическими биографиями молодых поэтов и их стихами, «оборванными пулей…». Совсем не случайно русская литература бережно хранит их, так как в этих строках запечатлено само время и мужество тех, кто так и не стал выдающимся поэтом, но был мужественным солдатом Великой Отечественной.

(СЛАЙД № 22) ВЕДУЩИЙ: Наш рассказ о тех, кто бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны, в грохот канонады, шагнул и не вернулся, оставив на земле яркий след — свои стихи. Перед нами поэтический сборник "Стихи, рожденные войной...".

(СЛАЙД №23) Перелистаем же с вами его героические страницы...

Звучит песня «Тишина» (группа «Ариэль»). Мелодия утихает.

ЧТЕЦ читает стихотворение А. Екимцева «Поэт»

(СЛАЙД №24) Где-то под лучистым обелиском,

От Москвы за тридевять земель,

Спит гвардеец Всеволод Багрицкий,

Завернувшись в серую шинель.

(СЛАЙД №25 ) Где-то под березою прохладной,

Что мерцает в лунном далеке,

Спит гвардеец Николай Отрада

С записною книжкою в руке.

И под шорох ветерка морского,

Что зарей июльскою согрет,

(СЛАЙД №26) Спит без пробужденья Павел Коган

Вот почти уж шесть десятков лет.

И в руке поэта и солдата

Так вот и осталась на века

Самая последняя граната —

Самая последняя строка.

(СЛАЙД №27) Спят поэты — вечные мальчишки!

Им бы завтра на рассвете встать,

(СЛАЙД №28) Чтобы к запоздавшим первым книжкам

Предисловья кровью написать!

Эпизод 2

(СЛАЙД №29) Минорная мелодия  «В лесу прифронтовом»

На сцене два пенечка, на пеньке сидит солдат, на коленях пишет:

ВЕДУЩИЙ: 16 февраля 1942 года

(СЛАЙД №30) СОЛДАТ:

«Здравствуй, дорогая мамочка! https://pp.vk.me/c621222/v621222177/1f3b3/qYQaoecTX1s.jpg

Не знаю, получили ли вы мои предыдущие письма и открытки, и поэтому решил писать тебе в любое свободное время, не дожидаясь ответа.

По длинным лесистым дорогам хожу я со своей полевой сумкой и собираю материал для газеты. Очень трудна и опасна моя работа, но и очень интересна. Я пошел работать в армейскую печать добровольно и не жалею. Я увижу и не увидел то, что никогда больше не придется пережить. Наша победа надолго освободит мир от самого страшного злодеяния  - войны…

Пишу стихи и очерки, сплю в землянках…

Мамочка! Будь тверда и неколебима. Как бы тебе ни было трудно, знай, что мы встретимся!

Целую тебя крепко!

Сева.

ВЕДУЩИЙ: Это письмо Всеволода Багрицкого.

(СЛАЙД № 31) ВЕДУЩИЙ Всеволод Эдуардович Баргицкий, сын известного советского поэта Эдуарда Багрицкого,  родился в 1922 году. В 1938-39 годах он работал в газете «Комсомольская правда». С первых дней войны добивался отправки на фронт, хотя был снят с воинского учета из-за сильной близорукости. Настойчиво просился на фронт. В январе 1942 года он, наконец, попадает в действующую армию и получает назначение на Волховский фронт в армейскую газету «Отвага», где и печатал очерки и стихи.

ЧТЕЦ (2 человека)

Мы двое суток лежали в снегу.

Никто не сказал: "Замерз, не могу".

Видели мы - и вскипала кровь -

Немцы сидели у жарких костров.

Но, побеждая, надо уметь

Ждать, негодуя, ждать и терпеть.

По черным деревьям всходил рассвет,

По черным деревьям спускалась мгла...

Но тихо лежи, раз приказа нет,

Минута боя еще не пришла.

Слышали (таял снег в кулаке)

Чужие слова, на чужом языке.

Я знаю, что каждый в эти часы

Вспомнил все песни, которые знал,

Вспомнил о сыне, коль дома сын,

Звезды февральские пересчитал.

Ракета всплывает и сумрак рвет.

Теперь не жди, товарищ! Вперед!

Мы окружили их блиндажи,

Мы половину взяли живьем...

А ты, ефрейтор, куда бежишь?!

Пуля догонит сердце твое.

Кончился бой. Теперь отдохнуть,

Ответить на письма... И снова в путь!

ВЕДУЩИЙ: Всеволод Багрицкий погиб при выполнении боевого задания 26 февраля 1942 года в деревушке Дубовик Ленинградской области.

Эпизод 3

Группа  юношей и девушек исполняют песню «Бригантина» (на фоне видеоролик с 30 секунды)

Надоело говорить и спорить,

И любить усталые глаза...

В флибустьерском дальнем синем море

Бригантина поднимает паруса... 

Капитан, обветренный, как скалы,

Вышел в море, не дождавшись дня…

На прощанье поднимай бокалы

Золотого терпкого вина.

Пьем за яростных, за непохожих,

За презревших грошевый уют.

Вьется по ветру веселый Роджер,

Люди Флинта песенку поют.

Так прощаемся мы с серебристой,

Самою заветною мечтой,

Флибустьеры и авантюристы

По крови, упругой и густой.

И в беде, и в радости, и в горе

Только чуточку прищурь глаза.

В флибустьерском дальнем море

Бригантина поднимает паруса.

Вьется по ветру веселый Роджер,

Люди Флинта песенку поют,

И, звеня бокалами, мы тоже

Запеваем песенку свою.

Надоело говорить и спорить,

И любить усталые глаза...

В флибустьерском дальнем море

Бригантина поднимает паруса...

(СЛАЙД №32) ВЕДУЩИЙ: И наше поколение любит эту песню. Но все ли знают, что слова к ней написал Павел Коган?

(СЛАЙД №33) ВЕДУЩИЙ: Павел Давыдович Коган родился в 1918 году в Киеве. Потом жил в Москве, здесь окончил школу и поступил в институт.

ВЕДУЩИЙ: Весной 1941 года Коган отправился с геологической экспедицией в Армению, там его и застала война. Он возвращается в Москву, чтобы во что бы то ни стало попасть в действующую армию. Это ему удается. Он заканчивает курсы переводчиков и едет на фронт. Он был военным переводчиком, затем помощником штаба полка по разведке, дослужился до звания лейтенанта. А в сентябре 1942 года подразделение, где служил лейтенант Коган, вело бои под Новороссийском. 23 сентября Павел получил приказ: во главе группы разведчиков пробраться на станцию и взорвать бензоцистерны противника... Коган и возглавляемая им разведгруппа попали в перестрелку Фашистская пуля попала ему в грудь. Коган был убит. Ему было 24 года.

ВЕДУЩИЙ: Поэзия Павла Когана проникнута глубокой любовью к Родине, гордостью за свое поколение и тревожными предчувствиями военной грозы.

ЧТЕЦ

Мы были всякими. Но, мучаясь,

Мы понимали: в наши дни

Нам выпала такая участь,

Что пусть завидуют они.

Они нас выдумают мудрых,https://pp.vk.me/c621222/v621222177/1f3bc/B-B6EgA8QMM.jpg

Мы будем строги и прямы,

Они прикрасят и припудрят,

И все-таки пробьемся мы!

Но, людям Родины единой,

Едва ли им дано понять,

Какая иногда рутина

Вела нас жить и умирать.

И пусть я покажусь им узким        

И их всесветность оскорблю,

Я — патриот. Я воздух русский,

Я землю русскую люблю,

Я верю, что нигде на свете

Второй такой не отыскать,

Чтоб так пахнуло на рассвете,

Чтоб дымный ветер на песках...

И где еще найдешь такие

Березы, как в моем краю!

Я б сдох как пес от ностальгии

В любом кокосовом раю.

Но мы еще дойдем до Ганга,

Но мы еще умрем в боях,

Чтоб от Японии до Англии

Сияла Родина моя.

Эпизод 4

Учащиеся исполняют под гитару  песню "Нас не нужно жалеть". (Слова С. Гудзенко, музыка В.Высоцкого).

(На фоне видеоролик).

(СЛАЙД № 34) На экране материал о С. Гудзенко.

(СЛАЙД №35) ВЕДУЩИЙ: У каждого поэта-фронтовика свое восприятие действительности. У каждого свои стихи - страстные, искренние, а потому и живучие. Семен Гудзенко знал, каково подняться из окопа, каково слышать постылый свист пуль. Он достойно, по-мужски смотрел в глаза смерти, хотя знал, что жизнь может оборваться в любую минуту.

 

ВЕДУЩИЙ: Все написанное Гудзенко в ту пору представляет собой лирический дневник молодого солдата Великой Отечественной. Поэт пишет о том, что видел, что пережил сам, о "ледяной стуже" и "пламени пожаров", об "окопном терпении" и "слепой ярости" атак.

Эпизод 5

На экране материал о М.Исаковском.

(СЛАЙД № 36) ВЕДУЩИЙ: О многом писали поэты в годы войны. Михаил Васильевич Исаковский - автор знаменитых песен "Катюша", "Огонек", "В лесу прифронтовом" – ровесник века, поэт народный, естественный. Не случайно десятки его стихотворений стали удивительными песнями, растворившимися в памяти народа. Разные наблюдения, детали, факты входили в лирику Исаковского. Но за всем этим вставал главный герой, творец победы - солдат.

(СЛАЙД № 37)

ВЕДУЩИЙ: Простой солдат пережил не только горе, но и разочарование судьбой, ощущение ее несправедливости и его собственных напрасных усилий.

Выходят учащиеся и исполняют песню "Огонек" (на фоне видеоролик)

Эпизод 6

На экране материал о Твардовском.

(СЛАЙД № 38) ВЕДУЩИЙ: Немало незабываемых строчек было создано в дни Великой Отечественной войны. В этом могучем хоре у автора поэмы "Василий Теркин" Александра Твардовского есть свой неповторимый голос. (СЛАЙД № 39)  Твардовский умел вглядываться в человека, видеть его суть, замечать самое главное. Поэтому и удалось поэту почувствовать и передать в образе Василия Теркина дух истинно народного героя, подлинные его черты. Это величайшая заслуга поэта перед отечественной литературой.

(СЛАЙД № 40) ВЕДУЩИЙ: Путь к вершинам литературы Александр Трифонович Твардовский прошел тягчайшими дорогами войны, поднимаясь к постижению эпического характера народного героя. Такой труд оказался поэту по плечу только благодаря жизненному и воинскому опыту, благодаря силе таланта. Поэтому Василий Теркин и дорог всем солдатам, кто перенес тяготы войны и не утратил неиссякаемого оптимизма и веры в Победу.

Инсценировка из поэмы «Василий Теркин»

Теркин:

- Дельный, что и говорить,

Был старик тот самый,

Что придумал суп варить

 На колесах прямо.

Суп - во-первых. Во-вторых,

Кашу в норме прочной.

Нет, старик он был старик

Чуткий - это точно.

Слышь, подкинь еще одну

Ложечку такую,

Я вторую, брат, войну

На веку воюю.

Оцени, добавь чуток.

Повар (покосившись):

"Ничего себе едок -https://cs7052.vk.me/c624816/v624816177/29d6e/l086OgiJ72o.jpg

Парень этот новый".

(Кладет лишнюю ложку, говорит не сердито):

- Вам бы, знаете, во флот

С вашим аппетитом.

Теркин:

 - Спасибо. Я как раз

Не бывал во флоте. 

Мне бы лучше, вроде вас,

Поваром в пехоте. -

(садится и ест кашу)

Солдат 1: "Свой?" - бойцы между собой, -

Солдат 2:  "Свой!" - переглянулись.

Солдат 1: (оглядывается) У кого гармонь, ребята?

Солдат 2: - Да она-то здесь, браток... (говорит виновато)

Солдат 1: - Так сыграть бы на дорожку?

Солдат 2: - Да сыграть - оно не вред.

Солдат 1: - В чем же дело? Чья гармошка?

Солдат 2: - Чья была, того, брат, нет...

- Командир наш был любитель...

Схоронили мы его.

Теркин:

- Так... (неловко, оглядываясь вокруг)

- Я считал, сыграть-то можно,

Думал, что ж ее беречь.

 Да нельзя так уж нельзя.

Я ведь сам понять умею,

Я вторую, брат, войну...

И ранение имею,

И контузию одну.

И опять же - посудите -

Может, завтра - с места в бой...

Солдат 2: - Ну, сыграй ты, шут с тобой.

Бойцы передают гармонь Теркину (фоном звучит музыка)

Бойцы:

1-ый: Только взял боец трехрядку

2-ой: Сразу видно – гармонист.

3-ий: Для началу, для порядку

1-ый: Кинул пальцы сверху вниз.

2-ый: И от той гармошки старой…

3-ой: Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой…

По окончании звучит припев песни «Эх, путь-дорожка фронтовая…»

Эпизод 7

Звучит мелодия песни «Синий платочек».  

ВЕДУЩИЙ:

Платочек в руку на прощанье

Вложила мне моя любовь,

 И вот его к открытой ране

 Прижал я, чтоб не била кровь.

 Отяжелел платок дареный,

 От крови стал горяч и ал.

 Платок, любовью озаренный,

 Ослабил боль и кровь унял.

 Я шел на смерть за счастье наше

 И не боялся ничего.

 Пусть кровью мой платок окрашен,

 Но я не запятнал его.

На экране материал о Мусе Джалиле.

ВЕДУЩИЙ

(СЛАЙД № 41) Это стихи татарского поэта Мусы Джалиля. В первый же день войны он ушел в ряды действующей армии. В 1942 года на Волховском фронте в бою был тяжело ранен в грудь и в бессознательном состоянии попал в плен. Находясь в концлагере Шпандау, он организовал группу, которая должна была готовить побег. Одновременно он выпускал листовки, распространял свои стихи, призывающие к сопротивлению и борьбе.

ВЕДУЩИЙ

(СЛАЙД № 42) По доносу провокатора он был заключен в одиночную камеру берлинской тюрьмы Моабит. Ни жестокие пытки, ни обещания свободы, жизни и благополучия не сломили его воли и преданности Родине. Тогда он был приговорен к смерти, и 25 августа 1944 года казнен на гильотине — обезглавлен. Друзья по застенку сохранили его записные книжки, и мы можем услышать строки мужественного человека, убежденного в правоте своего дела.https://cs7052.vk.me/c624816/v624816177/29d44/KZDyG2s4AaA.jpg

ВЕДУЩИЙ

За исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Звучит стихотворение «Варварство» (на фоне видеоролик)

Эпизод 8

(СЛАЙД № 43) ВЕДУЩИЙ: На сотнях памятников и обелисков не увидишь имен, лишь количество захороненных, среди которых были писатели и поэты-фронтовики. (СЛАЙД № 44) Они пали за свободу и независимость нашей Родины...

(СЛАЙД № 45) ВЕДУЩИЙ: Бессмертен подвиг Мусы Джалиля, не сложившего своего оружия - поэтического слова в гитлеровских застенках. (СЛАЙД № 46) Под Ленинградом погиб Всеволод Багрицкий, убиты в боях под Смоленском Борис Богатков, Николай Майоров.

(СЛАЙД № 47) ВЕДУЩИЙ: Под Киевом погиб Борис Лапин. В боях под Сталинградом - Михаил Кульчицкий... (СЛАЙД № 48) Признанные и начинающие поэты разных возрастов, национальностей - все они в пору тяжких испытаний были на переднем крае борьбы. (СЛАЙД № 49) Они пали, их нет, но они живут в поэтических сборниках, их чувства и мысли обрели голос...

(СЛАЙД № 50) ВЕДУЩИЙ: Они не вернулись с поля боя... Молодые, сильные, жизнелюбивые... (СЛАЙД № 51) Они мечтали о творческом труде, о горячей и чистой любви, о светлой жизни на земле. (СЛАЙД № 52) Честнейшие из честнейших, они оказались смелейшими из смелейших. (СЛАЙД № 53) Они без колебаний вступили в борьбу с фашизмом. Это о них написано:

(СЛАЙД № 54) Они уходили, твои одногодки,

Зубов не сжимая

(СЛАЙД № 55) ВЕДУЩИЙ: 

В том, что другие не пришли с войны,

(СЛАЙД № 56) В том, что они - кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но все же, все же, все же...

Учащиеся исполняют песню «Красные маки (музыка Ю. Антонова, слова Г. Поженяна).

На фоне видеоролик (с 35 секунды)

На фоне музыки слова ведущего.

(СЛАЙД № 57) ВЕДУЩИЙ: Погибшие, они остались жить; незримые, они находятся в строю. Поэты молчат, за них говорят строки, оборванные пулей... За них стихи продолжают сегодня жить, любить и бороться. «Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!» — сказал Юлиус Фучик.

ВЕДУЩИЙ: Нам  хочется, чтобы эти слова вы отнесли ко всем погибшим поэтам, стихи которых помогли вам узнать что-то новое, помогли открыть для себя прекрасное и светлое, помогли посмотреть на мир другими глазами. Погибшие поэты, как и десятки тысяч их сверстников, так мало успевшие в жизни и сделавшие так неизмеримо много, отдав свою жизнь за Родину, всегда будут совестью всех нас, живущих.

Звучит песня «Красные маки (музыка Ю. Антонова, слова Г. Поженяна).