Введение в народоведение
методическая разработка на тему

Данная программа  поможет осознать и общие человеческие ценности, и самобытность родной культуры. Приобщение детей к исторической народной памяти обеспечит жизнедеятельность человека на современном этапе и в будущем. Для этого требуется и бережное сохранение уже сформировавшихся традиций, их творческое переосмысление в современных условиях и создание новых. Сегодня, как никогда, у нашего народа, в том числе и у юных его представителей, заметно стремление познать самих себя, ответить на вечные вопросы: кто мы? откуда мы? что берем из прошлого, во имя чего живем в настоящем, что передадим потомкам?Изучение в школе отечественной истории, географии, литературы помогает ответить на некоторые из этих вопросов, но далеко не на все. И прежде всего это касается различных сторон жизни и культуры народа: его самосознания, языка, традиционно-бытовых сторон жизни.  Программа «Народоведение» поможет заполнить этот пробел.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvedenie_v_narodovedenie.doc562 КБ

Предварительный просмотр:

Введение в народоведение

Пояснительная записка

Актуальность, педагогическая целесообразность:

        Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание традиционного наследия необходимо каждому человеку. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития в будущем.

Данная программа  поможет осознать и общие человеческие ценности, и самобытность родной культуры. Приобщение детей к исторической народной памяти обеспечит жизнедеятельность человека на современном этапе и в будущем. Для этого требуется и бережное сохранение уже сформировавшихся традиций, их творческое переосмысление в современных условиях и создание новых. Сегодня, как никогда, у нашего народа, в том числе и у юных его представителей, заметно стремление познать самих себя, ответить на вечные вопросы: кто мы? откуда мы? что берем из прошлого, во имя чего живем в настоящем, что передадим потомкам?Изучение в школе отечественной истории, географии, литературы помогает ответить на некоторые из этих вопросов, но далеко не на все. И прежде всего это касается различных сторон жизни и культуры народа: его самосознания, языка, традиционно-бытовых сторон жизни.  Программа «Народоведение» поможет заполнить этот пробел.

Направленность программы – туристско – краеведческая.

Цель программы – создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей и подростков, гражданского и патриотического становления, формирования патриотического сознания и гражданского поведения, выстраивание воспитательного пространства на основе взаимодействия и партнерства школы и социальных институтов воспитания.

Задачи программы

  • сформировать у учащихся положительную установку на изучение
    предмета;
  • познакомить с ключевой идеей- идеей гуманизма;
  • показать   взаимосвязь и взаимодействие человека с природной средой;
  • дать школьнику основные практические знания по литературе, этнографии, прикладному искусству, технологии;
  • познакомить учащихся  с городом, с органами местного самоуправления с государственной символикой;
  • познакомить  с легендами, преданиями и сказаниями, связанными с историческими событиями; с национальными праздниками, костюмами народов Поволжья;
  • познакомить   с   понятиями:   исторический   памятник,   музей (музеи   г.Тольятти).

Формирование  ключевых компетентностей:

готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов; готовность к социальному взаимодействию; коммуникативная компетентность

Отличительные особенности программы:

Модульная дополнительная образовательная программа по краеведению строится на основе концепции, учебного плана, авторских программ, разработанных педагогами центра, научного сборника «Традиции, филология, образование». - М., 1997 г., методических рекомендаций «Наш край» в курсе истории СССР 9-го класса. - Куйбышев, 1988 г., экспериментальной программы и методических рекомендаций «Народные праздники и семейные традиции в России». -Нижегородский институт развития образования. - 1994 г., программы «Юные археологи». -Самара, 1998 г. Данная программа в рамках дополнительного образования решает, прежде всего, воспитательные, а затем развивающие и образовательные задачи.

Программа строится на следующих принципах:

  • духовно-нравственные и историко-культурные традиции г.Тольятти;
  • историко-национальные особенности уклада жизни населения региона;
  • реалии сегодняшнего состояния нравственной, хозяйственной и культурной жизни
    города;

         -   изучение особенностей федерального (геополитического) содержания жизни г.Тольятти как части России .

Все перечисленные выше принципы построения краеведческого компонента предполагают определение, осмысление и развитие, в первую очередь, духовно-нравственного и историко-культурного стержня жизни города, его социальной (духовно-нравственной, хозяйственной, культурной) доминанты. При этом принцип историзма обеспечивает научную достоверность определения этой доминанты.

Новизна и специфика программы в системе дополнительного образования:

  • прослеживаются и учитываются межпредметные связи;
  • уделяется значительное внимание темам патриотизма и гражданственности;
  • обращается внимание на особенности исторического опыта России, ее народа, поэтому универсальные ценности и тенденции края  рассматриваются в сочетании с особенностями государства;

Структура программы:

Программа учитывает психолого–педагогические особенности детей и осмысленно делит весь курс обучения на модули

Используемые социопсихологические методики:

- Л.В. Байбородова «Изучение мотивов участия школьников в деятельности».

Цель: изучение мотивов посещения занятий учащимися.

Срок проведения: в начале года.

- Х. Зиверт «Исследование творческих способностей».

Цель: исследование умений учащихся находить творческий подход в различных ситуациях.

Срок проведения: один раз в год.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 7-12 лет.

Набор в группы осуществляется на основе интересов и потребностей детей, желающих обучаться по данной программе. Специальной подготовки от детей не требуется.

       На основе предложенных курсов, педагог моделирует образовательный маршрут

       детского объединения, исходя из возраста, интересов детей.

Взаимодействие курсов программы: обучение по программе можно начинать с любого предложенного модуля, составлять тематическое планирование с учетом желаний и потребностей учащихся обучаться по какому либо направлению. 

Срок реализации программы:  программа реализуется не менее 3 - х  лет.

Продолжительность образовательного процесса и режим  занятий:

Программа предусматривает продолжительность образовательного процесса

34 учебных недели в течение учебного года (в том числе и в каникулярный период). Начало занятий с 1 октября. Режим занятий 1 – 2 раза в неделю.

Организационные и педагогические принципы реализации программы:

 Реализация данной программы основывается как на общедидактических принципах: научности, последовательности, системности, связи теории с практикой, доступности, так и на основных принципах дополнительного образования – добровольного участия детей в занятиях, принципах самодеятельности и партнерства, индивидуального подхода к учащимся, развивающего и воспитывающего обучения

Особое место  в данной программе отведено практике, творческим заданиям исследовательского характера, проектному методу обучения.


Учебный план.

№ п/п

Название учебных курсов

Срок реализации

Возрастная группа

Теория

Практика

Всего часов

Модуль «История родного края»

1

«Кто мы, откуда мы?  История родного края»

1год

7-9лет

16

52

68

2

« Человек и природа в народной культуре

1год

9 - 10 лет

30

54

68

3

« Человек и семья в народной культуре»Из рода в род

1год

11 - 12 лет

30

54

68

Модуль «Этнография и литература края»

1-2

«Народная словесность»

2года

10-12

49

87

68

3

«Литература края»

1год

9-10

30

54

68

4

Этнография Самарской Луки

1год

9-12

19

49

68


Условия реализации программы:

 Кадровое обеспечение:

Педагоги,   имеющие высшее гуманитарное  образование и опыт  участия в учебно-исследовательской деятельности. 

Организационно – методическое обеспечение:

Договоры о сотрудничестве с профильными учреждениями города, связь с архивом, краеведческими музеями.

Укомплектованность библиотеки учебной и художественной литературой.

Наличие методических рекомендаций по реализации курсов образовательной программы

Методические пособия для педагогов, сценарный материал, учебная и справочная литература для педагогов и учащихся по каждому курсу программы

Наличие дидактических материалов (наглядные пособия, таблицы, слайды, и т.п.)

Материалы  психолого-педагогического мониторинга (контрольные тесты, анкеты, методики). 

Материально – техническое обеспечение:

Учебный кабинет,  удовлетворяющий санитарно – гигиеническим требованиям для занятий группы 12 – 15 человек.  Видеоаппаратура,  видеокассеты, телевизор, компьютер с выделенным каналом выхода  в Интернет, канцелярские принадлежности, наличие учебных пособий, наличие дидактического материала; наличие учебных пособий.

Контроль за  реализацией  программы:

При работе над данной программой предусмотрены следующие формы контроля:

- вводный (первичный) контроль проводится на первых занятиях с целью выявления образовательного и творческого уровня развития детей,  их воспитанности. Данный контроль может проводиться в форме собеседования, тестирования, анкетирования или  использования социопсихологических  методик,  рекомендованных научно-методическим советом Центра.

  • текущий контроль проводится для определения уровня усвоения содержания программы. Формы (открытое занятие, диспуты, викторины  и т.п. по пройденным разделам каждого уровня  программы). Для определения уровня обученности  используется  подход,  разработанный  В.В. Краевским, И.Я.Лейнером, М.Н. Скаткиным;

- итоговый контроль проводится  по завершению каждого уровня программы. Данный контроль может проводиться в форме тестирования, анкетирования,  защиты проектов,  использования социопсихологических  методик,  рекомендованных научно-методическим советом Центра, а также по итогам участия детей в конкурсах, научно-практических конференциях различных уровней.

Модель выпускника:

Сформированные  основные ключевые компетентности

  • Развитие инновационных характеристик личности: ощущение нового, поиск нестандартных решений, потребность приобретать новые знания, желание и потребность глубоко разбираться в разнообразных процессах, явлениях, сущностях, умение удивляться и развитое чувство любознательности.  
  • Креативность. Творческое восприятие окружающей действительности, потребность создавать новое, получение высокого удовлетворения от творческого процесса.
  • Рефлексия и аналитические способности. Умение оценивать обстановку, осознание и видение своих достоинств и недостатков, отношение окружающих к вам и к вашей деятельности. Умение, желание, потребность и способность выстраивать траекторию и планы личного успеха на разную временную перспективу.
  • Коммуникативные умения. Понимание ценности, знание и принятие норм и правил общения, терпимость, душевность и доброта в отношениях с людьми, ответственность и обязательность. Признание и уважение права всякой личности на самостоятельность и независимость.
  • Эмоциональное развитие личности. Способность адекватно реагировать на различные внешние воздействия. Умение корректно выражать свое мнение.
  • практически применять умения и навыки, полученные при изучении художественных промыслов региона;
  • знать литературу края, уметь анализировать исторический и литературный материал;
  • быть подготовленным к дальнейшему получению знаний в области гуманитарных
    дисциплин;
  • уметь выполнять творческие работы, рефераты, путеводители;


 Формы, способы и приемы, используемые при обучении.

Методы обучения.

Исходя из характера учебно – познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом  используются методы обучения: - объяснительно – иллюстративный (рассказ, объяснение,  работа с учебником, демонстрация картин, кино – диафильмов); - репродуктивный (воспроизведение действий по применению знаний на практике)

Формы организации учебной деятельности: на данном уровне обучения используются игровые  формы занятий: ролевая игра, театрализованные уроки; практические формы: экскурсии, театрализованные постановки, конкурсы.

Приемы и средства работы: ведение тетради, словаря,  творческие папки, решение кроссвордов, конкурс сочинений и плакатов.

Контроль и оценивание знаний.

Контроль знаний осуществляется по результатам практических работ: через конкурс сочинений, выставок   плакатов, формирования творческих папок. Оценивание знаний осуществляется через систему зачетов, театральных постановок, призовых мест, поощрений (грамоты, похвальные листы).

Успешному решению задач каждого уровня программы призвана способствовать актуальность ее содержания. Программа ориентирована на приоритеты личности, края, семейного воспитания.

Программа предполагает разные уровни освоения содержания курса: уровень воспроизведения; творческий (способность к созданию эмоционально выразительного образа, умению передать определенное настроение, состояние; к творческому использованию практических навыков в области прикладного искусства, технологии).

Уровень творческой и практической активности личности, проявляющийся в самостоятельности изучения и практической деятельности в области народных обрядов, в понимании традиций, степени сформированности художественного вкуса, бережного отношения к природе, памятникам культуры, художественному слову.

Контроль и оценивание знаний

Оценивание знаний идет на проверку элементов исторической, литературной, этнографической, исследовательской и практической подготовки учащихся, таких как:

  • умение выполнять творческие задания (статьи в школьную газету, выпуск
    альманаха и т.д.);

а также на предмет практических навыков и умений:

  • умение шить национальный костюм, использовать элементы его в современном
    дизайне;
  • умение работать с материалом (глина, дерево, бумага);
    вышивка, вязание, шитье костюмов;

участие в создании школьных музеев;

-        лекционная и просветительская работа среди младших школьников.


Модуль « История родного края» Курс «Кто мы, откуда мы?  История родного края»

Учебно-тематическое планирование курса

1 год обучения

№ п/п

Название разделов и тем

Кол – во часов

Теория

Практика

1. 

Кто мы, откуда мы? Чем живем? О чем расскажет нам детская считалка? 

1

1

2. 

Чудо-дерево, или «Вслед за солнышком живем!» «Зачинается, починается, от начала начинается» 

1

1

3. 

Что сегодня за день, как по нему можно судить о предстоящей погоде? С Новым годом, с новым урожаем! 

1

1

4. 

Всякому лету - аминь! А у нас сегодня капустник! Занятие - праздник. 

1

1

5. 

Нет козы с орехами! Чудо дерево. 

1

1

6. 

«Матушка Покрова, покрой сыру землю и меня молоду!» 

2

7. 

В гостях у Василисы Премудрой. 

1

8. 

Загадка, загадка, открой свою тайну! Дим, дом, открой тайну! 

1

9. 

От чего зачался наш белый свет? 

           1

10. 

Тайны детских народных игрушек и игр. Льняные смотрины. 

1

2

11. 

О чем расскажет нам народный костюм. 12 ноября - синичкин день. 

1

1

12. 

Встречаем зиму! Кузьминки - первый зимний праздник. Играем в старинные детские игры. 

1

3

13. 

Готовимся к зимним святкам! Учимся величать семью, чтобы пожелать ей счастья и благополучия. 

3

14. 

Учимся величать наших девочек! Учимся величать наших мальчиков! 

3

. 15. 

«Побеждай люди!» продолжаем готовиться к зимним святкам. 

1

1

16. 

Наши сверстники на Западе встречают Рождество Христово. Продолжаем готовиться к зимним святкам. 

1

1

17. 

Сказка, сказка, открой свою тайну! Сказка продолжает открывать нам свои тайны.                                  

1

1

18. 

Сказка продолжает открывать нам свои тайны. Рисуем мир по сюжетам волшебных сказок. 

3

19. 

Февраль зиму замыкает 

1

2

20. 

Ждем весну! Готовимся к масленице. Душа ль моя, масленица! 

1

2

1. 

Учимся печь блины! Как потрудился, так и повеселился. 

2

22. 

Сегодня - Чистый Понедельник. Тужилка по Масленой. 

2

23. 

Учимся доброму, худое на ум не пойдет. Евдокия - Весновка. Ждем весну! 

2

24. 

«Добро творить - себя веселить». «Половина поста переломилась» 

2

25. 

«Жаворонки, прилетите к нам!» «Мальчики да девочки свечечки да вербочки понесли домой!» 

2

26. 

Сами себе готовим детский Вербный базар. Всякая душа празднику рада. 

2

27. 

В день свят суеты спят, душа радуется. 

1

1

28. 

Не бывать весне на Руси святой без Егория. Пора скот выгонять! Пора землю будить! 

1

1

29. 

«Хорошо пастух играет, выговаривает!». «Доброе семя - в добрую пору» 

2

30. 

«Летела стрела да вдоль села». Радуйся, березка, радуйся, зеленая! 

2

31. 

«Про отцов помнить от века завещано» 

1

32. 

«Здравствуй, лето красное!» 

2

Итого: 

16

52

Всего: 

68

Курс « Человек и природа в народной культуре»2год обучения

Учебно-тематический план

п/п

Название разделов и тем

Количество часов 

Теория 

Практика 

  1. I

Природа – сердечный друг. Мать природа.

  1. 1. 

Все живем на Божьей росе, под красным солнышком.

1

  1. 2. 

Чудо-дерево. День и ночь, сутки прочь.

1

1

  1. 3. 

Всему свой черед. Зачинается, починается, от начала начинается.

2

  1. 4. 

Солнце на небе, а число – в календаре.

2

  1. I

Сентябрь лето красное провожает, а осень встречает.

  1. 1

Осеннее новолетие. Новые новины.

1

  1. 2

Октябрь – зазимник.

1

  1. 3

Ноябрь – ворота зимы.

1

  1. 4

Льняные смотрины.

1

  1. 5

Синичкин праздник.

1

  1. 6. 

Кузьминки – первый зимний праздник.

1

  1. 7. 

Декабрь – шапка зимы.

1

  1. 8. 

Хвали зиму после Николина дня.

1

  1. III

Спиридон – поворот, солнцеворот.

  1. 1

Что такое зимние святки.

1

  1. 2

Месяц январь – зимы государь.

1

  1. 3

П.З. Изготовление рождественских подарков

1

  1. 4

П.З. Изучение колядок.

1

  1. IV

П.З. Знакомство с гаданиями.

  1. 1

Февраль зиму замыкает.

2

  1. 2

Сретенье – встреча зимы.

2

  1. 3

Широкая масленица.

2

  1. 4

Широкая масленица.

2

  1. 5

Март – утро года.

2

  1. V

Жавороночки, прилетите к нам.

Благовещение – третья встреча весны.

2

Апрель, на дворе звенит капель.

2

Ай, ай, месяц май.

2

Воин, земледелец и пастырь.

2

П.З. Здравствуй, лето красное!

2

П.З. Здравствуй, лето красное!

2

П.З. Здравствуй, лето красное!

2

Обобщение всего курса. Выставка творческих работ учащихся. Проведение итогового праздника (по выбору учителя)

2

30

54

Итого

68 час

Курс  « Человек и семья в народной культуре».Из рода в род. 3год обучения.

п/п

Название разделов и тем

Количество часов 

Теория 

Практика 

  1. I

Какого ты рода племени. Мое родословное дерево.

  1. 1. 

П.З. Составление родословной

1

  1. 2. 

Доброму – добрая память.

1

1

  1. 3. 

П.З. Рассказы о вещах, хранящихся в твоем доме.

2

  1. 4. 

Скоро сказка сказывается...

2

  1. I

П.З. Расскажи свою любимую сказку / или Сочиним сказку для любимой игрушки/

Загадка, загадка, открой свою тайну.

1

  1. 2

П.З. Конкурс сочиненных загадок.

1

  1. 3

Без пословицы не проживешь.

1

  1. 4

П.З. Праздник пословиц и поговорок.

1

  1. 5

Осеннее новолетие – новые новины.

1

  1. 6. 

Всякому лету – аминь.

1

  1. 7. 

Дом, открой свою тайну.

1

  1. 8. 

П.З. Знакомство со строениями для жилья. Выполнение рисунков.

1

  1. III

П.З. Знакомство со строениями для жилья. Выполнение рисунков.

1

  1. 1

Отчего у нас зачался белый вольный свет.

1

  1. 2

Тайны народных игрушек.

1

  1. 3

Пшеничная и другие куклы.

1

  1. 4

 Расскажи о своей любимой кукле / или Изготовление куклы по старинному образцу/

1

  1. IV

О чем рассказал народный костюм.

  1. 1

О чем рассказал народный костюм.

2

  1. 2

Зимние свадебные недели.

2

  1. 3

Великий пост перед великим праздником. Первая неделя Поста.

2

  1. 4

Вторая неделя Поста.

2

  1. 5

Третья неделя Поста.

2

  1. V

Четвертая неделя Поста.

Пятая неделя Поста.

2

Шестая неделя Поста.

2

Седьмая неделя Поста.

2

Светлое Христово Воскресение – всех праздников праздник.

2

Доброе семя – в добрую пору.

2

П.З. Обобщение всего курса. Выставка творческих работ учащихся. Проведение итогового праздника (по выбору учителя)

2

П.З. Обобщение всего курса. Выставка творческих работ учащихся. Проведение итогового праздника (по выбору учителя)

2

Какого ты рода племени. Мое родословное дерево.

2

30

54

Итого

68 час

Содержание

Тема 1

Кто мы, откуда мы? Чем живем? О чем расскажет нам детская считалка?         

Тема 2. 

Чудо-дерево, или «Вслед за солнышком живем!» «Зачинается, починается, от начала начинается»         

Тема 3. 

Что сегодня за день, как по нему можно судить о предстоящей погоде? С Новым годом, с новым урожаем!         

Тема 4.

 Всякому лету - аминь! А у нас сегодня капустник! Занятие - праздник.         

Тема 5. 

Нет козы с орехами! Чудо дерево.         

Тема 6. 

«Матушка Покрова, покрой сыру землю и меня молоду!»         

Тема 7.

В гостях у Василисы Премудрой.         

Тема 8. 

Загадка, загадка, открой свою тайну! Дим, дом, открой тайну!          

Тема 9. 

От чего зачался наш белый свет?         

Тема 10. 

Тайны детских народных игрушек и игр. Льняные смотрины. 

Тема 11. 

О чем расскажет нам народный костюм. 12 ноября - синичкин день. 

Тема12 

Встречаем зиму! Кузьминки - первый зимний праздник. Играем в старинные детские игры. 

Тема13. 

        Готовимся к зимним святкам! Учимся величать семью, чтобы пожелать ей счастья и благополучия. 

Тема14. 

Учимся величать наших девочек! Учимся величать наших мальчиков! 

Тема 15.         

«Побеждай люди!» продолжаем готовиться к зимним святкам. 

Тема 16. 

        Наши сверстники на Западе встречают Рождество Христово. Продолжаем готовиться к зимним святкам. 

Тема 17. 

Сказка, сказка, открой свою тайну! Сказка продолжает открывать нам свои тайны.                                  

Тема18. 

Сказка продолжает открывать нам свои тайны. Рисуем мир по сюжетам волшебных сказок. 

Тема19. 

Февраль зиму замыкает 

Тема 20.

        Ждем весну! Готовимся к масленице. Душа ль моя, масленица! 

Учимся печь блины! Как потрудился, так и повеселился. 

Тема 22. 

Сегодня - Чистый Понедельник. Тужилка по Масленой. 

Тема 23. 

Учимся доброму, худое на ум не пойдет. Евдокия - Весновка. Ждем весну! 

Тема 24. 

«Добро творить - себя веселить». «Половина поста переломилась» 

Тема 25. 

«Жаворонки, прилетите к нам!» «Мальчики да девочки свечечки да вербочки понесли домой!» 

Тема 26.         

Сами себе готовим детский Вербный базар. Всякая душа празднику рада. 

Тема 27. 

В день свят суеты спят, душа радуется. 

Тема 28. 

Не бывать весне на Руси святой без Егория. Пора скот выгонять! Пора землю будить! 

Тема 29. 

«Хорошо пастух играет, выговаривает!». «Доброе семя - в добрую пору» 

Тема 30.

 «Летела стрела да вдоль села». Радуйся, березка, радуйся, зеленая! 

Тема 31.         «Про отцов помнить от века завещано» 

Тема 32.         «Здравствуй, лето красное!» 

По окончании изучения курса ученик должен знать и уметь:

- народные праздники и традиции;

- знать народный календарь, его связь с земледелием;

- обрядовую сторону праздника;

- получить представление об обрядовой кулинарии;

- участвовать в подготовке праздников;
- принимать участие в коллективном проекте.


Модуль «Этнография и литера края».Курс «Народная словесность»

Учебно – тематический  план.

1 год обучения

п/п 

Название разделов и тем

Количество часов 

Теория 

Практика 

Раздел I. О славянских племенах.

 Происхождение славянских племен, расселение; природные условия, растительный и  животный мир, окружавший их. Внешний облик, верования, свойства характера, образ жизни.

2

2

П.З. Чтение и комментирование первоисточников о славянах

2

2

Раздел II. Славянская мифология.

. Славянская мифология, т.е. представление славян о Мире.

2

2

П.З. Знакомство и изучение основных славянских божеств, их изображений и обрядов жертвоприношений им.

2

2

 П.З. Чтение славянских мифов, выполнение иллюстраций к ним. Выставка рисунков учащихся.

2

2

Раздел III. Слово – Язык – Словесность.

Познание мира славянами. Развитие языка. Создание словесности.

2

2

 Формы устной словесности.

2

2

 П.З. Чтение всех форм устной словесности: сказки, загадки, пословицы, былины, частушки, театр.. - сочинение собственных сказок, частушек, загадок. Выполнение и презентация творческих работ.

2

2

Раздел IV. Календарные обряды и обрядовый фольклор.

 Общие сведения о календаре в России. Народная характеристика месяцев, дней года.

2

2

 П.З. Народная характеристика месяца, в котором я родилась (изготовление творческих работ)

2

2

 П.З. Зимние календарные обряды (знакомство с ними, чтение и разучивание текстов, выполнение иллюстраций/ или постановка фольклорного зимнего праздника)

2

3

П.З. Весенне-летние и осенние обряды (знакомство с ними, чтение и разучивание текстов, выполнение иллюстраций/ или постановка фольклорного праздника)

2

3

П.З. Календарные обряды области.

2

П.З. Календарные обряды, сохранившиеся в памяти жителей (работа с информаторами). Сбор и обобщение материала.

1

3

34. Обобщающее итоговое занятие.

14

                                                                                       Итого

25

43

                                                                                        Всего

68 час

По окончании изучения курса ученик должен знать и уметь:

- историю  и географию родного края,

-знать историю и культуру народных обрядов, поэтических текстов, обрядовую поэзию;

- уметь работать с фольклорными текстами, воссоздавать картины народного обряда;

- знать «язык» традиций, получить практические навыки  в работе с фольклорными текстами;

 - уметь выстраивать ассоциативные ряды, возникающие на стыке истории, религии, фольклора, поэзии;

- принимать участие в творческом проекте;

- получить навыки клубной деятельности.


Курс «Народная словесность»

Учебно – тематический  план.

2 год обучения

п/п 

Название разделов и тем

Количество часов 

Теория 

Практика 

1.Ведение. Повторение материалов первого года обучения, связанного с изучением календарно-обрядового фольклора

1

Раздел V. Семейные обряды и обрядовый фольклор.

2

2

2. Семья в народной трактовке. Домострой.

2

2

3-4. П.З. Тайна рождения человека: -античное искусство о появлении человека (чтение мифов народов разных стран); - Библия о зарождении человека; - научные точки зрения на зарождение человека.

5-6. Рождение младенца; народные обычаи и традиции, связанные с этим.

2

2

7-8. Крещение младенца, крестильные обычаи. Подарки на рождение, на крещение; их первоначальное символическое значение, примеры «дарений», «подношений» в народных традициях. /или П.З. Изготовление подарков на рождение и крещение младенца/

2

2

10-12. Имя человека. Фамилия. Появление имен, значение имени. О чем может рассказать имя (традиции семьи, интерес к истории, влияние моды). Появление фамилий, их значение. Знаменитые фамилии Владимирского края (антропонимика).

2

2

13-14. П.З. Составление картотеки «Мои имя и фамилия» (Начало работы по составлению «Семейного альбома» - 1 страница)

15-17. П.З. Разучивание колыбельных песен, пестушек, потешек, считалок, игр.

2

2

18. Свадьба как обряд в народной культуре разных исторических эпох.

2

2

19-21. Русская свадьба.

2

2

22. Свадебные подарки. приданое.

23. Русский свадебный костюм, его символика.

2

2

24-25. П.З. Знакомство со свадебным обрядовым фольклором /или Постановка учебного спектакля «Русская свадьба»/

2

2

26. Дом, строительство, отделка, планировка, значение отдельных деталей.

2

3

27-29. П.З. Знакомство с русским домом, пристройками, усадьбой. (Выполнение рисунков, чертежей, фотографий)

2

3

30. Народные традиции, связанные с новосельем.

2

31-32. П.З. Выполнение подарков на новоселье в традициях регионального народного искусства.

1

4

33-34. П.З. Обобщение по двухлетнему курсу. Защита творческих работ, выставка их.

12

                                                                                       Итого

24

44

                                                                                        Всего

68 час

По окончании изучения курса ученик должен знать и уметь:

- историю  и географию родного края,

-знать историю и культуру народных обрядов, поэтических текстов, обрядовую поэзию;

- уметь работать с фольклорными текстами, воссоздавать картины народного обряда;

- знать «язык» традиций, получить практические навыки  в работе с фольклорными текстами;

 - уметь выстраивать ассоциативные ряды, возникающие на стыке истории, религии, фольклора, поэзии;

- принимать участие в творческом проекте;

- получить навыки клубной деятельности.

Курс «Литература края»

Учебно-тематический план.

п/п 

Название разделов и тем

Количество часов 

Теория 

Практика 

I

История родного края

1. 

Российская символика (флаг, герб, гимн) 

1

2. 

Самарская Лука 

1

1

3. 

Ставропольская крепость - Ставрополь - Тольятти 

2

4. 

Народы Поволжья 

2

II

Литературное наследие «Жемчужины Жигулей»

1

Заветные места

и Девья гора

За землю родную

Волжская вольница

Легенды: "Каменный колодец»,
«Соколь и Жигуль»        

Предания: «Могила хана», «По горсти» «Убежище Разина». Легенда «На горе Лепешка». А.Коринфский «На месте царского шатра», А.Ширяевой «Клад»

Предания: «Утес Шелудяк», «Жадный
барин», «Петров камень».
Сказы: «Иван да Груня» (Шаповалов),
А.Коринфский «Русалочья заводь»,
Д. Садовников «Полонянка»,
А.Ширяевой «Месть»        

Легенды: «Утесы над Волгой», «Живой камень» (В.Телешов), А.Коринфский «Полонянкина коса», А.Веселый «Забава», Садовников «Усолка»

Предания: «Завет Борислава», Е.Шаповалов «Манчиха». Сказ: Ю.По-мозов «Ермак». Народные песни:

«Далеко, далеко степь за Волгу ушла»,
«Вниз по матушке по Волге», «Уж вы,
горы, горы Жигулевские»        

 курган

Молодецкий курган и Девья гора

За землю родную

Волжская вольница

Легенды: "Каменный колодец»,
«Соколь и Жигуль»        

Предания: «Могила хана», «По горсти» «Убежище Разина». Легенда «На горе Лепешка». А.Коринфский «На месте царского шатра», А.Ширяевой «Клад»

Предания: «Утес Шелудяк», «Жадный
барин», «Петров камень».
Сказы: «Иван да Груня» (Шаповалов),
А.Коринфский «Русалочья заводь»,
Д. Садовников «Полонянка»,
А.Ширяевой «Месть»        

Легенды: «Утесы над Волгой», «Живой камень» (В.Телешов), А.Коринфский «Полонянкина коса», А.Веселый «Забава», Садовников «Усолка»

Предания: «Завет Борислава», Е.Шаповалов «Манчиха». Сказ: Ю.По-мозов «Ермак». Народные песни:

«Далеко, далеко степь за Волгу ушла»,
«Вниз по матушке по Волге», «Уж вы,
горы, горы Жигулевские»        

1

2

Царев курган

1

3

Молодецкий курган и Девья гора

1

4

За землю родную

1

5

Волжская вольница

1

6. 

Степан Разин 

1

7. 

Емельян Пугачев 

1

8. 

Татарские народные сказки, легенды, предания 

1

III

Народные песни с элементами танца

1

. Частушки.

1

2

«Коляда-коляда», дразнилки, заклички, звукоподражание, выкрики.

1

3

Наша масленица дорогая»

1

4

Русские песни

1

IV

Народные игры

1

Русские игры: «Мартюшкино поле», «Подарины», «Капуста», «Золотые ворота», «Золото хоронить». Татарские игры: «Сафет-чубак», «Оксак-карга»

2

2

Русские игры. «Баба-Яга», «Заинька», «Вор-воробей», «Ворон», «Новые сани», «Дед Мороз» Татарские игры: «Эй, куян», «Чухур»

2

3

Русские игры. «Баба-Яга», «Заинька», «Вор-воробей», «Ворон», «Новые сани», «Дед Мороз» Татарские игры: «Эй, куян», «Чухур»

2

4

Русские игры: «Горшки», «Игра с солнцем», «Пройти в воротца», «Петух», «Ястреб и птицы». Татарские игры: «Оксак-карга», «Янгульга-таусмак»

2

5

Русские игры: «Векон», «Дед», «Пчелы», «Золотые росы», «Со вьюном я хожу», «Игры крашенками», «Горелки» (двойные горелки) Татарская игра «Аркан-тартыш»

2

V

Народное прикладное творчество

«Бабушкин сундук»

2

«Русский сарафан»

2

«Кокошник» 

2

«Украшения» «Полотенца»

2

Татарский народный костюм

2

Украшение женского головного убора (калфана)

2

Украшение тюбетейки

2

Украшение посуды

2

Обереги

2

Хоровод народных костюмов

2

VI

Народные праздники

1. 

Рождество Христово 

1

2. 

Святки 

1

3. 

Масленица 

1

4. 

Встреча Весны (22-25 марта) 

1

5. 

Навруз (мусульманский новый год) 

1

6. 

Великий пост - праздник и духовность 

1

7. 

Ураза-байрам (праздник разговения) 

1

8. 

Вербное воскресенье 

1

9. 

Пасха 

1

10. 

Курбан-байрам (праздник жертвоприношения) 

1

11. 

Сабантуй 

1

12. 

Праздник Ивана Купалы 

VII

Народные музыкальные инструменты

Народные духовые инструменты: свистулька, дудочки, свирель, курай (татарский народный инструмент)

1

«Шумовой оркестр»: трещотки, коса, пила, рубель, кушклы, деревянные ложки.

1

Балалайка

1

Домра

1

Гармоника, гармошка (татарская, саратовская)

1

Баян

1

Русская шестиструнная гитара

1

Русский народный оркестр (ансамбль русских народных инструментов)

1

                                                                                       Итого

30

54

                                                                                        Всего

68 час

Содержание

I. История родного края.

Знакомство с национальным флагом, гербом, гимном.

 Объяснение символики, значения 

Исторические, географические и экономические сведения о Самарской области 

История возникновения и развития города Тольятти 

Знакомство с национальным составом населения Среднего Поволжья 

 

Самарская Лука 

Исторические, географические и экономические сведения о Самарской области 

        Ставропольская крепость - Ставрополь – Тольятти. История возникновения и развития города Тольятти 

        Народы Поволжья 

        Знакомство с национальным составом населения Среднего Поволжья 

II. Литературное наследие «Жемчужины Жигулей»

Заветные места. Легенды:

"Каменный колодец»,«Соколь и Жигуль»

Царев курган. Предания: 

«Могила хана», «По горсти» «Убежище Разина». Легенда «На горе Лепешка». А.Коринфский «На месте царского шатра», А.Ширяевой «Клад»

Молодецкий курган и девья гора. Предания: 

«Утес Шелудяк», «Жадныйбарин», «Петров камень».

За землю родную.

Легенды: «Утесы над Волгой», «Живой камень» (В.Телешов), А.Коринфский «Полонянкина коса», А.Веселый «Забава», Садовников «Усолка»

Волжская вольница

Предания: «Завет Борислава», Е.Шаповалов «Манчиха». Сказ: Ю.По-мозов «Ермак».

Народные песни:

«Далеко, далеко степь за Волгу ушла»,
«Вниз по матушке по Волге», «Уж вы,
горы, горы Жигулевские»        

Степан Разин 

Предания: «Каменный двор», «Зимовье атамана», «Волшебный платочек», «Отрубленная голова», «Стенькина трубка», «Сокол», «Трижды повешенный», «Царская бумага» 

Емельян Пугачев 

Легенды: «Потайное подземелье», «Пещера», Булат Пугачева. 

Татарские народные сказки, легенды, предания         Народные сказки:

 «Зилян», «Саран и Юмарт», «Гульчечек», «Шамбай», «Гульназек». Г.Тукай «Шурале», «Алтынчеч» 

III Народные песни с элементами танца:

«Далеко, далеко степь за Волгу ушла»,«Вниз по матушке по Волге», «Уж вы, горы, горы Жигулевские»

Предания: «Каменный двор», «Зимовье атамана», «Волшебный платочек», «Отрубленная голова», «Стенькина трубка», «Сокол», «Трижды повешенный», «Царская бумага» 

Легенды: «Потайное подземелье», «Пещера», Булат Пугачева. 

Народные сказки: «Зилян», «Саран и Юмарт», «Гульчечек», «Шамбай», «Гульназек». Г.Тукай «Шурале», «Алтынчеч» 

Русские песни: «Стоит в поле калина», « Пойду ли, да молоденька», «Валяй, валяй, каравай», «Пошел козел по воду», «Как у бабушки козел». 3. Татарские песни: «Куянкай», «Карга», «Чебиляр», «Бэйрем жыры» 

IV. Народные игры

Русские игры: «Мартюшкино поле», «Подарины», «Капуста», «Золотые ворота», «Золото хоронить». Татарские игры: «Сафет-чубак», «Оксак-карга»

Русские игры. «Баба-Яга», «Заинька», «Вор-воробей», «Ворон», «Новые сани», «Дед Мороз» Татарские игры: «Эй, куян», «Чухур»

Русские игры. «Баба-Яга», «Заинька», «Вор-воробей», «Ворон», «Новые сани», «Дед Мороз» Татарские игры: «Эй, куян», «Чухур»

Русские игры: «Горшки», «Игра с солнцем», «Пройти в воротца», «Петух», «Ястреб и птицы». Татарские игры: «Оксак-карга», «Янгульга-таусмак»

Русские игры: «Векон», «Дед», «Пчелы», «Золотые росы», «Со вьюном я хожу», «Игры крашенками», «Горелки» (двойные горелки) Татарская игра «Аркан-тартыш»

V. Народное прикладное творчество

 «Бабушкин сундук» 

Знакомство с бытом, истоками национальной культуры 

«Русский сарафан» 

Украшение, орнаменты 

«Кокошник» 

Изготовление из бумаги, аппликация 

«Украшения» «Полотенца» 

Аппликация на ткани 

Татарский народный костюм 

Знакомство с национальными костюмами Поволжских татар 

Украшение женского головного убора (калфана) 

Украшение, татарские орнаменты (лилии, колокольчики, гвоздички, лотос, листья) 

Украшение тюбетейки         

Обучение различных приемов украшения (цветной бисер, вышивка, блестки и т.д.) 

Украшение посуды 

Аппликация на бумаге 

Обереги  Изготовление оберегов (картн), украшение их в народном стиле 

Хоровод народных костюмов 

Обобщающее занятие. Показ изготовленных самостоятельно элементы национальных костюмов 

VI.Праздники народов Поволжья

Танцы народов Поволжья. Коляда-коляда», дразнилки, заклички, звукоподражание, выкрики. «Приходила коляда», «Маленький хлопчик», татарские песни «Кыш Бабай», «Яна ел» 

«Наша масленица дорогая», «Прощай, масленица плуговая», «Весна, ты на чем подошла?», «Ой, матушка весна». «Уж вы пташечки-щебетушки», «Барыня», «Ковырялочка» - переменный шаг с притопом. 

Хороводы

«Пойдем, девки, во луга - лужок», «Русалка-царица красна-девица», «Ты, береза кудрявая», «Дождик-дождик, полно тебе лить», «Радуга-радуга, не давай дождя», «Солнышко-солнышко, выйди поскорей». Татарские песни: «Эй, быхтылым», «Элли-бэлли, былюылым», «Чечек такыя» 

VII. Народные музыкальные инструментыинструменты:

свистулька, дудочки, свирель, курай (татарский народный инструмент) 

«Шумовой оркестр»: трещотки, коса, пила, рубель, кушклы, деревянные ложки. 

Балалайка 

Домра 

Русский народный оркестр (ансамбль русских народных инструментов) 

Гармоника, гармошка (татарская, саратовская) 

Баян 

Русская шестиструнная гитара 

Русский народный оркестр (ансамбль русских народных инструментов) 

По окончании изучения курса ученик должен знать и уметь:

- историю  и географию родного края;

-знать историю и культуру народных обрядов, поэтических текстов, обрядовую поэзию;

- знать «язык» традиций, получить практические навыки  в работе с фольклорными текстами, уметь слушать, видеть и воссоздавать картины народного обряда;

- уметь сопоставлять и сравнивать, вычленяя общее и различное, частное и целое;

- уважительно относиться к «чужой культуре», уметь работать в «диалоге» с носителями «чужой» культуры;

-  принимать участие в коллективном проекте.


Курс «Этнография Самарской Луки»

Учебно – тематический  план.

№ п/п

             Название разделов и тем

Кол-во часов 

Теория 

Практика 

I

Этнография Самарской Луки 

Создание мира 

1

Уклад жизни народов Самарской Луки 

1

Жилище, дом, семья, церковный приход 

1

1

Отношение крестьян к земле, к природе. Духовные и нравственные традиции крестьянского труда 

1

1

Народная одежда 

2

Календарные обрядовые традиции 

2

Термины «язычество», «анемизм», «тотемизм» 

1

Триединство языческого мира 

1

Круг славянских, чувашских, мордовских богов 

1

Праздники и обряды. Хоровод 

2

Богомольцы и странники. Благочестие крестьянина 

1

Семейные праздники в крестьянском доме

1

II

Обрядовые традиции в литературе 

Устное народное творчество 

1

Сказания о кудесничестве 

1

Сказания о чародействе 

1

Сказания о знахарстве 

1

Сказания о ворожбе 

1

Сказания о русских народных играх 

1

Русские народные загадки 

1

2

Русские народные притчи 

1

2

Русские народные присловья 

1

2

Народные праздники и обычаи в литературной классике 

2

Гадания 

2

Народный дневник 

1

III

Клубные часы 

Святки 

3

Рождество 

3

Свадебный обряд 

3

Масленица 

3

Праздник «Раз в крещенский вечерок» 

3

Этнографические экспедиции и экскурсии 

5

Этнографические экспедиции и экскурсии 

5

Городской краеведческий музей. Народы Поволжья 

3

Национальный парк Самарская Лука. Этнографический музей Б.Рязани 

8

Обрядовая культура с посещением Музея этнографии и Детского музея творчества Автозаводского района 

3

Итого

Всего

19

49

68 часов


Содержание.

Раздел I

Этнография Самарской Луки.

Создание мира Уклад жизни народов Самарской Луки 

Жилище, дом, семья, церковный приход         Отношение крестьян к земле, к природе. Духовные и нравственные традиции крестьянского труда Народная одежда Календарные обрядовые традиции Термины «язычество», «анемизм», «тотемизм» Триединство языческого мира 

Круг славянских, чувашских, мордовских богов         Праздники и обряды. Хоровод 

Богомольцы и странники. Благочестие крестьянина Семейные праздники в крестьянской 

Раздел II

Обрядовые традиции в литературе 

Устное народное творчество Сказания о кудесничестве .

Сказания о чародействе Сказания о знахарстве Сказания о ворожбе Сказания о русских народных играх .Русские народные загадки Русские народные притчи Русские народные присловья Народные праздники и обычаи в литературной классике. Гадания. Народный дневник 

Раздел III

Клубные часы

 Святки Рождество Свадебный обряд. Масленица Праздник «Раз в крещенский вечерок» Этнографические экспедиции и экскурсии. Городской краеведческий музей. Народы Поволжья. Национальный парк Самарская Лука. Этнографический музей Б.Рязани 

Обрядовая культура с посещением Музея этнографии и Детского музея творчества Автозаводского района 

По окончании изучения курса ученик должен знать и уметь:

- историю  и географию родного края,

-знать историю и культуру народных обрядов, поэтических текстов, обрядовую поэзию;

- уметь работать с фольклорными текстами, воссоздавать картины народного обряда;

- знать «язык» традиций, получить практические навыки  в работе с фольклорными текстами;

 - уметь выстраивать ассоциативные ряды, возникающие на стыке истории, религии, фольклора, поэзии;

- принимать участие в творческом проекте;

- получить навыки клубной деятельности.

III. Список  литературы.

  1. Новицкая  М.Ю. Родная  земля. Учебник-тетрадь  № 1 – 4. М. «Дрофа» 1998
  2. Новицкая  М.Ю.  Методические  рекомендации  к  курсу  «Введение  в  народоведение». Книга  для  учителя. – М. «Дрофа» 1998
  3. Костанян  Н.Н. Русская  народная  словесность. – М. «П», 1994
  4. Афанасьев  А.Н. Древо  жизни. – М. «П». 1982
  5. Карамзин  Н.М. История  государства  Российского.
  6. Снегирев  И.М. Русские  простонародные  праздники  и  суеверные  обряды.
  7. Кузьменко  П. Наши традиции: Крещение. Венчание. Погребение. Посты. – М. 1998
  8. Славянская  мифология. Энциклопедический  словарь. – М. 1995
  9. Сахаров  И. Сказания  русского  народа. – М. 1997
  10. Паникеев  И. Тайны  русских  суеверий. – М. 1998
  11. Паникеев  И. От  крестин  до  поминок. – М. 1998
  12. Славяне. Иллюстрированная  мировая  история. – М. 1997
  13. Календарные  обряды  Владимирской  деревни. – Вл. 1997
  14. Семейно-бытовые  обряды  Владимирской  деревни. – Вл. 1997
  15. Колобанов  В.А. Русская  словесность. – Вл. 1996
  16. Забылин  М. Русский  народ, его  обычаи, обряды... – М. 1980
  17. Тельчаров  А.Д. Вязники. Историко-краеведческий  сборник. – Ярославль. 1986
  18. Сафронов  Н. Это  интересно  знать. – Верхнее – Волжское  издательство. 1980
  19. Фатьянов  А. Избранное – М. 1983
  20. Тиц  А. По  окраинам  земли  Владимирской. – М. 1969
  21. Дмитриев  Ю., Зенкович  А., Савинова  Р. Владимир. Вчера. Сегодня. Завтра. – Верхнее – Волжское  издательство. 1981
  22. Бондаренко  Э.О. Праздники  христианской  Руси. – Калининград. 1998
  23. Некрылова  А.Ф. Круглый  год. Русский  земледельческий  календарь. – М. «Правда» 1991
  24. Библия
  25. Терещенко  А. Быт  русского  народа. – М. 1848
  26. Степанов Н.П. Народные  праздники  на  святой  Руси. – С – Пб. 1899
  27. Рябцев  Ю.С. История  русской  культуры  XI – XIX вв. Учебное  пособие  и  хрестоматия. – М. «Владос» 1997
  28. Гольдштейн  А.Ф. Зодчество. Книга  для  учащихся. – М. 1979
  29. История  культуры  Древней  Руси. Т 1-2.  М–Л. 1948 – 1951
  30. Ковалев  В.М. Русская  кухня: традиции  и  обычаи. – М. 1992
  31. Костомаров  Н.И. Очерк  домашней  жизни  и  нравов  великорусского  народа  в  XVI – XVII  столетия. – М. 1992
  32. Лазарев  В.Н. Русская  иконопись  от  истоков  до  начала  XVII в. – М. 1983
  33. Островский  Г. Рассказы  о  русской  живописи. – М. 1989
  34. Милюков  П.Н. Очерки  по  истории  русской  культуры. – М. 1995
  35. Домострой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Сувенир. Основы народоведения и художественного ремесла"

Программа предназначена для работы с детьми 6-10 лет в системе дополнительного образования детей или организации и проведения внеурочной деятельности обучающихся ОО...

Диктанты по русскому народоведению для учащихся 5-11 классов

Цель: комплексное повторение ранее изученного материала, в том числе орфограмм и пунктограмм; обогащение словаря школьников; приобщение детей через использование этнографического материала к истокам р...

Авторская программа по народоведению 8 класс коррекционной школы

Программа составлена с учётом проживания в Республике Крым, т. к. содержит темы, изучающие быт и культуру народов Крыма...

Проблема народоведения на уроках крымскотатарского языка и литературы

Родной язык является не только важным средством общения, но и способом мышления, получения знаний, саморазвития и самовыражения. Чем совершеннее человек владеет родным языком, тем легче он усваивает з...

Рабочая программа элективного курса "Народоведение"

Рабочая программа элективного курса "Народоведение"...

Рабочая программа элективного курса "Народоведение"

Рабочая программа элективного курса "Народоведение"...