Программа кружка "Компьютерная азбука"
материал на тему

Мальцева Ольга Владимировна

Данная программа направлена формирование знаний, умений и навыков детей с ограниченными возможностями пользования персональным компьютером, различными программами и периферийными устройствами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kompyuternaya_azbuka.doc597.5 КБ

Предварительный просмотр:


Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………3

Основное содержание программы………………………………………..4

Литература…………………………………………………………….…..13

Приложение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с ограниченными возможностями здоровья. Это составляет 1/10 числа жителей нашей планеты.

В нашей стране, как и во всём мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями. Физическое или умственное ограничение здоровья у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, оно способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладением в будущем профессиональными навыками.

В настоящее время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, социологи, педагоги раскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы, стадии, факторы социальной реабилитации.

Актуальность состоит в том,  что ребёнок с ограниченными возможностями  - часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всех сферах жизнедеятельности.  Одной из инновационных форм реабилитации является работа на персональном компьютере (по тексту ПК).

Таким образом, цель программы: формирование знаний, умений и навыков детей с ограниченными возможностями пользования персональным компьютером, различными программами и периферийными устройствами.

Задачи:

  1. Дать представление об основных возможностях компьютера и научить пользоваться ими в повседневной жизни.
  2. Обучить навыкам работы с наиболее распространенным программным обеспечением.
  3. Развивать логическое мышление, внимание, память.
  4. Совершенствовать координацию и мелкую моторику рук.
  5. Формировать навыки персональной сохранности при работе с ПК (соблюдение требований безопасности и гигиены).
  6.  Воспитывать чувство индивидуальной ответственности.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа ориентирована на детей с ограниченными физическими и умственными возможностями 5 – 18 лет.

Реализация кружковой работы рассчитана на реабилитационный период (октябрь - май).

Дети делятся на младшую и старшую группу в соответствии с уровнем психического развития детей (индивидуально); темы также подобраны для каждой группы.

Режим занятий: младшая группа ( по  тексту  МГ)– 15-20 мин., старшая группа (по тексту  СГ) – 25-30 мин.

Количество занятий: 29 (старшая группа), 13 (младшая группа) (Приложение № 1).

Работа по формированию знаний, умений, навыков (по тексту  ЗУН) пользования персональным компьютером делится на три направления:

  1. Обучение навыкам работы с операционной системой, основными компьютерными программами и приложениями.
  2. Знакомство с работой периферийных устройств ПК.
  3. Развивающие, обучающие, коррекционные компьютерные игры

Каждое занятие по первому направлению прямо или косвенно несет информацию, а также учит ребенка навыкам и умениям работы с ПК и оргтехникой. Наряду с этим занятия имеют и коррекционный характер. При обучении работе на компьютере, у детей происходит развитие высших психических функций (внимание, слуховая и зрительная память, мышление, воображение, речь), а также развитие мелкой моторики рук, координации движений. Эти занятия расширяют кругозор, развивают волевые качества, воспитывают стремление к самостоятельному достижению цели.

Второе направление. На занятиях дети знакомятся с основными действиями многофункционального устройства (по тексту  МФУ): печатание, ксерокопирование, сканирование. Также знакомятся с сенсорной интерактивной доской, использование которой всё чаще и чаще помогает в процессе реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями. Выполнение простых действий на интерактивной доске развивает воображение, мышление, память, мелкую моторику.

Занятия по третьему направлению удовлетворяют потребность ребёнка любого возраста в игре. Компьютерные игры, как и любое увлечение, приучают ребёнка к расширению своих знаний о предмете увлечения, к самостоятельному поиску информации. Разнообразные сюжеты игр и эстетика их оформления расширяют представление ребёнка об окружающем мире, а игровой опыт помогает систематизировать эти представления и соотнести их с собственными знаниями и жизненным опытом. Кроме того, от игры дети получают удовольствие, а значит – положительные эмоции, необходимые для более эффективной социальной реабилитации ребёнка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.

Ожидаемый результат:

Дети должны: СГ

1.Уметь применять правила техники безопасности при работе на ПК;

2.Уметь правильно организовывать своё рабочее место;

3. Знать основные устройства компьютера и понимать их назначение;

4.Соблюдать алгоритм включения и выключения ПК;

5. Знать назначение часто используемых клавиш на клавиатуре;

6. Выполнять действия с мышью:

перемещение указателя мыши; щелчок левой кнопкой мыши;

щелчок правой кнопкой мыши;

двойной щелчок;

7. Называть основные объекты Рабочего стола и понимать их назначение;

8. Выполнять действия с окнами;

9. Выполнять действия в окне Мои документы:

создавать; переименовывать; перемещать;

10.Ориентироваться в значках панели инструментов;

11.Владеть методами вставки графических объектов (фигуры, объект Word Art)

12. Уметь работать с таблицами;

13. Знать основные принципы работы периферийных устройств (наушники, колонки, МФУ, интерактивная доска);

14.Уметь задавать нужную информацию в строке поиска в сети Интернет

         МГ:

1.Уметь применять правила техники безопасности при работе на ПК;

2.Уметь правильно организовывать своё рабочее место;

3. Знать основные устройства компьютера и понимать их назначение;

4.Соблюдать алгоритм включения и выключения ПК;

5. Знать назначение часто используемых клавиш на клавиатуре;

6. Выполнять действия с мышью:

перемещение указателя мыши; щелчок левой кнопкой мыши;

щелчок правой кнопкой мыши;

двойной щелчок;

7. Соблюдать алгоритм запуска игр;

8. Знать функции и принципы работы периферийных устройств;

9. Знать основной принцип работы ксерокса (копировального устройства)

10.Знать основной принцип действия сенсорной интерактивной доски

Диагностика сформированности ЗУН пользования ПК (Приложение 2).

Для определения эффективности проводимой работы разработаны критерии (Таблица 1)

Таблица 1.

Критерии сформированности навыка

Уровень

Условные обозначения

Критерии

Низкий

(НУ)

Не знает термины, не показывает и не называет основные устройства и функции ПК (требуется помощь педагога)

Средний

(СУ)

Не называет термины, но показывает и ориентируется в основных функциях ПК и операциях (требуется дозированная помощь педагога)

Высокий

(ВУ)

Называет термины и показывает основные устройства ПК и периферийные устройства, может выполнять основные операции (помощь педагога не требуется)


Литература:

  1. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 6 класса . 6-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
  2. Дошколёнок + компьютер: перспективно – тематическое планирование. Конспекты занятий с детьми 5 – 7 лет / авт. – сост. Л.А. Коч, Ю.А. Бревнова. – Волгоград: Учитель, 2011
  3. Знакомьтесь: компьютер. А.Н. Богатырёв, Г.Н. Некрасова, ОАО «Радуга», 2009
  4. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
  5. Клуб весёлых информатиков: занимательные уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Л.Н. Горбунова, Т.П. Лунина. – Волгоград: Учитель, 2009
  6. Компьютерные игры в обучении детей 4 – 7 лет: программа, развёрнутое планирование, модели занятий / авт.-сост. Л.К. Балабанова. – Волгоград: Учитель, 2012
  7. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4 – 7 лет. Планирование занятий, ренкомендации, дидактический материал, консультации для родителей / авт. – сост. З.М. Габдуллина. – Волгоград: Учитель, 2010


Приложение 1.

Календарно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Цель занятия

Кол-во занятий

Срок

1.

Вводное. Инструктаж по технике безопасности при работе на ПК.

Цель: знакомство с правилами работы на ПК.

1

1 нед. октября

2.

«Что такое компьютер?»

Цель: знакомство с основными устройствами компьютера.

2

2-3 нед. октября

3.

«Функции основных устройств ПК»

Цель: знакомство с функциями основных устройств компьютера.

2

4-5 нед. октября

4.

Описание рабочего стола

Цель: знакомство с основными элементами рабочего стола (пиктограммы).

1

2 нед. ноября

5.

Клавиатурный тренажёр

Цель: формирование навыка владения клавиатурой.

в течение года

3 нед. ноября

6.

Компьютерные игры

Цель: знакомство с папкой «Игры» на рабочем столе и её применение.

в течение года

7.

Текстовый редактор Microsoft Word

Цель: знакомство с интерфейсом программы Microsoft Word и её назначением.

2

4-5 нед. ноября

8.

Основные значки панели инструментов

Цель: обучение принципам работы с основными значками панелей инструментов.

4

1-4 нед. декабря

9.

Вкладка строки Меню Вставка (фигуры, коллекция объектов   Word Art)

Цель: обучение методам вставки графических объектов в документ.

2

1-2 нед. февраля

10.

Создание таблицы Microsoft Word

Цель:  обучение способу создания таблицы в документе.

3

3-5 нед. февраля

11.

Периферийные устройства (МФУ, сенсорная интерактивная доска, наушники, колонки)

Цель: знакомство с основными функциями и принципами работы периферийных устройств.

2

2-3 нед. марта

12.

«Что такое МФУ?»

Цель: знакомство с основными функциями и принципами работы МФУ.

3

4-5 нед. марта, 1нед. апреля

13.

«Сенсорная интерактивная доска»

Цель: знакомство с принципом действия  интерактивной доски и её функционированием.

3

2-4 нед. апреля

14.

Интернет

Цель: знакомство с понятием «Интернет», поиск информации в сети.  (Интернет-ресурсы. Интернет энциклопедия "Википедия").

3

5 нед. апреля, 2-3 нед. мая

15.

Итоговое занятие

Цель: проверка ЗУН пользования ПК.

1

4 нед. мая

29

Тематическое планирование (СГ)

Тематическое планирование (МГ)

№ п/п

Тема занятия

Цель занятия

Кол-во занятий

Срок

1.

Вводное. Инструктаж по технике безопасности при работе на ПК

Цель: знакомство с правилами работы на ПК.

1

1 нед.

октября; 2 нед. февраля

2.

«Что такое компьютер?»

Цель: знакомство с основными устройствами компьютера, включение (выключение ПК).

2

2-3нед.

октября; 3-4 нед. февраля

3.

«Страна компьютерных игр»

Цель: знакомство с компьютерными играми.

в течение года

4.

«Готовимся к школе»

Цель: развитие интеллектуальных способностей.

2

4-5 нед. октября; 5 нед. февраля, 2 нед. марта

5.

Периферийные устройства (МФУ, сенсорная интерактивная доска, наушники, колонки)

Цель: знакомство с основными функциями и принципами работы  периферийных устройств.

2

2-3 нед. ноября; 3-4 нед. марта

6.

«Что такое МФУ?»

Цель: знакомство с принципом работы ксерокса.

2

4-5 нед. ноября; 1-2 нед. апреля

7.

«Сенсорная интерактивная доска»

Цель: знакомство с принципом действия интерактивной доски и её функционированием.

3

2-4 нед. декабря;3-5 нед. апреля

8.

Итоговое занятие

Цель: проверка ЗУН пользования ПК.

1

5 нед. декабря; 2 нед. мая

 

13


Приложение 2

Диагностика сформированности ЗУН пользования ПК.

ФИО_______________________________________________(СГ)

Перечень ЗУН

НУ (низкий уровень)

СУ

(средний уровень)

ВУ

(высокий уровень)

1.Применяет правила техники безопасности при работе на ПК

2.Умеет правильно организовывать своё рабочее место

3. Называет основные устройства компьютера и понимает их назначение

4.Соблюдает алгоритм включения и выключения ПК

5. Использование клавиатуры

(знает назначение клавиш на клавиатуре)

6. Выполняет действия с мышью:

  • перемещение указателя мыши;
  • щелчок левой кнопкой мыши;
  • щелчок правой кнопкой мыши;
  • двойной щелчок;

7. Рабочий стол

(называет основные объекты Рабочего стола и понимает их назначение)

8. Действия с окнами:

  • открывает окно;
  • перемещает окно;
  • сворачивает окно в значок на панели задач;
  • восстанавливает окно, свернутое в значок на панели задач;
  • разворачивает окно на весь Рабочий стол

9. Действия в окне Мои документы:

  • создаёт новый файл (новую папку);
  • переименовывает файл (папку);
  • перемещает файл (папку);

10.Использование панели инструментов Форматирование:

  • задаёт гарнитуру шрифта;
  • задаёт размер шрифта;
  • задаёт полужирное, курсивное, подчеркнутое начертание шрифта;
  • задаёт цвет шрифта;

11.Владение методами вставки графических объектов (фигуры, объект Word Art)

12. Работа с таблицами:

  • создаёт таблицу;
  • удаляет таблицу;
  • добавляет (удаляет) строки и столбцы в таблицу;
  • объединяет ячейки таблицы;

13. Знает основные принципы работы МФУ

14.Умеет задавать нужную информацию в строке поиска в сети Интернет

     ФИО_______________________________________________(МГ)

Перечень ЗУН

НУ (низкий уровень)

СУ

(средний уровень)

ВУ

(высокий уровень)

1.Применяет правила техники безопасности при работе на ПК

2.Умеет правильно организовывать своё рабочее место

3.Называет и показывает основные устройства компьютера и понимает их назначение

4.Соблюдает алгоритм включения и выключения ПК

5. Использование клавиатуры

(знает назначение клавиш на клавиатуре)

6. Выполняет действия с мышью:

  • перемещение указателя мыши;
  • щелчок левой кнопкой мыши;
  • щелчок правой кнопкой мыши;
  • двойной щелчок;

7. Соблюдает алгоритм запуска игр

8. Знает функции и принципы работы периферийных устройств

(наушники, колонки)

9. Знает основной принцип работы ксерокса (копировального устройства)

10.Знает основной принцип действия сенсорной интерактивной доски


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Азбука здоровья"

программа расчитана на 5-6 классы 1час в неделю...

Авторская программа "Нотная азбука"

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ  АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ  ПУРОВСКИЙ  РАЙОНДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  АДМИНИСТРАЦИИ  ПУРОВСКОГО РАЙОНАМУНИЦ...

материал к программе "Театральная азбука"

материал для родителей и специалистов по программе деятельности творческой студии Театральная азбука для детей с ограниченными возможностями...

программа "Театральная азбука"

Программа творческой студии Театральная азбука для детей с ограниченными созможностями...

Материалы для проведения тестирования на тему: "Состав ПК" по дополнительной образовательной программе "Компьютерная азбука" (для учащихся младшего школьного возраста)

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"3993219","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"113px","width":"150px"}}]] Данный материал можно использовать для контрольного ср...

Материалы для проведения тестирования на тему: "Информация вокруг нас" по дополнительной образовательной программе "Компьютерная азбука" (для учащихся младшего школьного возраста)

Данный материал можно использовать для контрольного среза знаний по теме: "Информация" как в учреждениях ДО, так и в общеобразовательных школах, где информатику начинают изучать с начального звена. Ма...

Материалы для проведения тестирования на тему: "Клавиатура" по дополнительной образовательной программе "Компьютерная азбука" (для учащихся младшего шеольного возраста)

Данный материал можно использовать для контрольного среза знаний по теме: "Клавиатура" как в учреждениях ДО, так и в общеобразовательных школах, где информатику начинают изучать с начального звена. Ма...