Авторская программа "Нотная азбука"
рабочая программа (музыка) по теме

Стеблиненко Галина Эдуардовна

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ  АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ  ПУРОВСКИЙ  РАЙОН

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  АДМИНИСТРАЦИИ  ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ  САД  «БЕРЕЗКА»

629877 Ямало-Ненецкий  автономный  округ, Пуровский район,

п. Ханымей, ул. Мира 61, тел. 41-4-62

 

 

Обсуждена и принята                                                         УТВЕРЖДАЮ:

На заседании педагогического совета                              Заведующая МДОУ д/с «Березка»

Протокол  № 1                                                                     ________________  Р. Г. Пасечная

от « 30 » сентября  2008г                                                    Приказ № 79 от «30» сентября 2008г.

 

 

 

 

 

 

                                        

АВТОРСКАЯ  ПРОГРАММА

«НОТНАЯ АЗБУКА»

 

 

Возраст детей: 5-7 лет.

Срок реализации: 2 года.

 

 

 

 

 

 

                                                                 Составил: музыкальный руководитель

                                                                 Стеблиненко Галина Эдуардовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Ханымей

2008 год

Пояснительная записка:

           

Пение – одно из наиболее эмоционально переживаемых действий. Это следствие повышения жизненных возможностей всех органов, тканей и систем.

Пение – доставляет поющему удовольствие, упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой, следовательно, он, невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой укрепляет свое здоровье.

Пение – богатейший источник познания новых чувств, мыслей, понятий, образов. Это также необходимая работа по культуре речи, ибо без хорошей дикции нет выразительности.

Пение в хоре развивает у детей привычку к длительному сосредоточенному вниманию.

Музыкальный слух – центральное ядро всей системы музыкальных способностей.

Музыкальный слух, как и любая другая способность поддается тренировке и развитию. Чем раньше началась соответствующая работа, тем большего результата можно ожидать.

Голосовой аппарат является участником формирования слуха и памяти. Исправление голосообразования ведет к быстрому развитию музыкального слуха. Владение голосом дает ребенку возможность выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.

Цель программы:  формировать координацию слуха, певческий голос и певческую интонацию детей.

                Цели и задачи первого года обучения:

  1. Развивать ладовый слух (научить ребенка слушать, как звуки «ладят» между собой, слышать и отличать устойчивые и неустойчивые ступени), Укреплять дыхательную систему.
  2. Развивать координацию голоса со слухом (учить не только слышать, но и суметь спеть любую ладовую ступень интонационно чисто). Расширять диапазон голоса.

Цели и задачи второго года обучения:

  1. Углублённое ознакомление с элементарной музыкальной грамотой.
  2. Развивать чувство ритма, голос, музыкальные способности, выразительность исполнения и движения.  Формировать общую музыкальную культуру.

                 Срок реализации программы 2 года.

Занятия проводятся по подгруппам в старшей (5-6 лет) один раз в  неделю и подготовительной (6-7 лет)  один раз в неделю. В содержание занятий входит:

- изучение нотной грамоты, для этого используется дидактический материал, фланелеграф с изображением нотного стана и нот;

- игра на металлофоне;

- разучивание вокальных и вокально-двигательных игр и песен.

К концу года дети осваивают певческую установку (положение корпуса, навыки пения сидя и стоя) и навыки певческого дыхания (дыхание перед началом пения, бесшумный вдох, медленное дыхание, быстрое дыхание, смена дыхания в процессе пения, различные его приёмы (короткое, активное дыхание открытым ртом).

Освоение упражнений дыхательной гимнастики:

- мягкая атака звука,

- чистота интонирования,

-освоение артикуляционных упражнений и правил вокальной дикции.        Результатом деятельности детей является выступления на праздниках, развлечениях, концертах в детском саду. Формой подведения итогов являются выступления в конкурсе художественной самодеятельности посёлка «Ямальские таланты» и районном фестивале «Лучик в ладошке», где воспитанники показывают свои результаты вокального исполнительства.

Проводится трёхуровневая  диагностика для выявления у детей знаний нотной азбуки,  чистой интонации, правильного дыхания,  искусства пения.

Параметры диагностирования в старшей группе:

- эмоционально исполняет песни,

- сочиняет попевки,

- проявляет желание солировать,

- узнаёт песни по любому фрагменту.

Параметры диагностирования в подготовительной группе:

- эмоционально исполняет песни,

- придумывает движения для обыгрывания песен,

- сочиняет попевки,

- проявляет желание солировать,

- любит петь в ансамбле.

В процессе работы с детьми мы оставляем за собой право менять формулировки тем, музыкальный материал, включать формы и методы работы, наглядный и дидактический материал.

Главным направлением работы является:  сделать обучение пению увлекательным и эффективным.

Реализация дополнительной образовательной программы позволит достичь необходимых  результатов т.е.– заинтересовать ребёнка эстетическим видом деятельности – пением; научить детей владеть своим голосом.

 

 

 

 

 


 

                                                                                    Тематический план:

 

Таблица 1.

Старшая группа

Месяц

Неделя

Темы занятий кружка

Содержание

Количество часов

Примечание

Сентябрь

 

      1

Тема: «Импровизации»

Учить  двигаться в своём ритме. Дидактические игры для развития речи дикции и интонации.

            1час

 

      II

Тема: «Путешествие язычка» - артикуляционная гимнастика.

Устранять напряжение и скованность мышц, развивать дикцию.

             1 час

 

III

Тема: «Тридцать три трубача трубят тревогу» - вокальная скороговорка.

Пение в разных темпах: модерато,аллегро, прэсто.

              1час

 

IV

Тема: «Учимся петь играя»

Разучивание песни. Воспитывать интерес к песне.

              1час

 

Октябрь

I

Тема: «Учимся дышать».

Закреплять знания детей о высоких, средних и высоких звуков.

Обучение ритмики с тренировкой дыхания. Научить детей имитировать движения со звуком «ш».

 

  1час

 

II

Тема: «Весёлые лягушата».

Познакомить детей с понятием – «нотный стан».

Развивать быстроту реакции двигательно-слуховую координацию

1час

 

III

«Знакомимся с песней»

 Разучить песню «Вышли дети в сад зелёный».

1час

 

IV

Тема: «Нотная азбука»

Познакомить детей с понятием «Нотный стан», с записью нот на линейках.

1час

 

Ноябрь 

I

Ознакомление с нотной грамотой «Нотная азбука»

Закрепить знания ноты «соль», её расположение  и звучание на инструменте.

1час

 

II

Вокально-двигательная разминка: «Наши ручки».

 

Знакомство детей с простейшим инструментом – ладонями.

1час

 

III

Музыкальная игра: «Звук первый – звук последний».

Тренинг музыкальной памяти (см. стр.116 сб.

М.А. Давыдовой)

1час

 

IV

Игра: «Моем руки»

Развивать внимание, сосредоточенность и активизация слуховых ощущений. Г Анисимова: «100 музыкальных игр».

1час

 

Декабрь

I

«Нотная азбука»

Закреплять знание ноты «соль», ее расположение и звучание. Упражнять в пропевании попевок на звуке «соль». Игры для расширения певческого диапазона. Песня - «Метелица».

1час

 

II

Тема: «Пильщики»

Учить сочетать речь и движение, вырабатывать темп и ритм речи. Упражнения для развития дыхания.

Пение песни «Метелица»

1час

 

III

Вокально-двигательная разминка: «Руки вперед и назад».

Закреплять понятие правой и левой руки. Игры для развития певческого дыхания

1час

 

IV

Тема: «Игротека»

Дыхательные упражнения с движением: «Воздушный шар», «Лягушки». «Храбрецы»- расширять диапазон голоса. Пение песни..

1час

 

Январь

I

«Нотная азбука»

Знакомить детей с расположением нот на нотном стане. Артикуляционные игры - формировать певческий аппарат. Певческая установка. «Зимние забавы»

1час

 

II

Тема: «Кот царапка».

Учить четко произносить звук – Р; учить четкому соответствию речи и движения. Артикуляционные и речевые зарядки.

1час

 

III

Вокально-двигательная разминка: «Ручки и головка».

Вокально-двигательная разминка: «Ручки и головка». Артикуляционные и речевые зарядки. Пение песен.

1час

 

 

IV

 Тема: «Эстафета».

Учить детей внутреннему пропеванию и слышание песни. Артикуляционные и певческие упражнения с движением.

1час

 

Февраль 

I

Тема: «Нотная азбука».

Закрепить знание и расположение нот «соль» и «ля» на нотном стане.

1час

 

II

Тема: «Учимся дышать».

Упражнение на тренировку дыхания  «Веники».

Учить детей правильно распределять дыхание на определённую фразу.

1час

 

III

Тема: «Путешествие».

Отрабатывать с детьми ритмико-имитационные движения в заданном темпе и характере.

1час

 

IV

Тема: «Знакомимся с играми».

Разучивание игр. Песня игра «Шар», «Колпак», «Венок».

1час

 

Март

I

Тема: «Нотная азбука»

Познакомить с нотой «фа». Упражнять детей в чистом пропевании нот: фа-соль-ля. Разучивание песни.

1час

 

II

Упражнение-игра: «На носках и пятках».

Учить умению различать две части произведения. Двигаться.

1час

 

III

Вокально-двигательная разминка: «С подружкой».

Учить простейшим метроритмическим действиям с помощью движений: ходьба по одному; ходьба в паре.

 

1час

 

 

IV

Музыкальный аутотренинг: «Произнеси свое имя ласково». Вокально-двигательные разминки – повторение.

Учить мимическим выражениям лица.

1час

 

Апрель  

I

 Тема: «Нотная азбука».

Познакомить детей с нотой «си» - учить пропевать и играть на металлофоне. Сочинять простейшие  ритмические сочетания.

1час

Разучивание песни: «Весенняя полька» муз Роот.

II

Упражнение на развитие слухового внимания «Я бегу, бегу, бегу».

Артикуляционная гимнастика.

Укреплять артикуляцию, работа над гласными, над чистым интонированием.

 

1час

 

III

Вокально-двигательная разминка: «Петушки, курочки и цыплята».

Учить сопоставлению относительно высоких и низких звуков, разных длительностей.

1час

 

IV

 Тема: «Знакомимся с песней»

Разучивание песни «Апрель пришёл»

1час

 

Май

I

Тема: «Нотная азбука».

Закреплять знания о нотах: соль, фа, ля, си – их расположение на нотном стане, звучании. Пение ранее изученных песен.

1час

 

II

Упражнение на плавность движений рук.

Учить различать музыкальные фразы, сочетать с плавными движениями рук. Стр.11 Боромыковой

 

1час

 

III

Вокально-двигательная разминка: «Антошка».

Показ разнообразия метроритмических движений.

1час

 

IV

Игра: «Ералаш».

Учить выстраивать исполнительские и творческие навыки.

1час

Всего 32 часа.

 

Подготовительная группа

 

 

Сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 I

 

 

 

 

 

 

 

 

«Звуки музыкальные и шумовые»

 

 

 

 

 

 

 

 

 Игры: «Что звучит», «Где живёт игрушка»»Жмурка»-  Формировать слуховое восприятие, внимание и память.

 

 

 

 

1час

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II

 

«Хоровод» - готовность работать в коллективе.

Игры: «Хоровод», «Танцующая игрушка», «Приветствие» ит.д. - способствовать развитию отзывчивости и духовной одарённости.

 

 

1час

 

 

 

III

«Козлятки» - использование упражнений и игр в работе над репертуаром

«На полянке»  -.упражнения для развитие слуха, чувства ритма, дыхания муз. ритмические движения и.д.

 

1час

 

 

 

 

IV

«Дышим под музыку».

Дыхательные упражнения для развития правильного дыхания, укрепления мышц певческого аппарата.

 

1час

 

Октябрь 

I

Нотная азбука

Закрепить знания детей о нотах первой октавы: расположение, пропевание, проигрывание на металлофоне. Разучивание слов и мелодии песни «Художница осень»

 

1час

 

II

 Тема: «Наклоны».

Научить определять начало и конец фразы и распределять движения на всю музыкальную фразу. Закрепление слов и мелодии песни «Художница осень»

1час

 

III

Вокально-двигательная разминка «Антошка».

Показ разнообразных метроритмических движений. Работать над дикцией и выразительным исполнением.

 

1час

 

IV

 Тема: «Ералаш».

Учить выстраивать исполнительские и творческие навыки. Совершенствовать исполнительские навыки.

1час

 

Ноябрь

I

Тема: «Нотная азбука».

Научить детей определять движение мелодий вверх и вниз. Ознакомление с игрой «Домик-крошечка»

1час

 

II

Тема «Часы».

Учить выполнять движения соответственно спокойному, четкому характеру музыки.

1час

 

 

III

Вокально-двигательная разминка: «Скворечник».

Повторение уже известных действий кулачками в сочетании с новыми.

1час

 

IV

«Художница – Осень».

Повторение песен и игр по желанию детей.

1час

 

Декабрь

I

Нотная азбука

Формировать устойчивый ладотональный слух. Познакомить с названием ступеней: I, III, V (устойчивые ступени). Разучивание песни «Новый год стучится в двери».

1час

 

II

Упражнение: «Сигнальщики».

 

Учить детей умению определять характер музыки: веселый, задорный, различать две части произведения:

f и p, и соответственно выполнять движения. Закреплять в чистом интонировании песенный репертуар.

1час

 

III

Вокально-двигательная разминка: «Барашеньки».

Улучшать вокальное и метроритмические способности детей в сочетании с обогащением их жизненного опыта. Улучшать исполнительские способности.

1час

 

IV

Игра: «Эстафета».

Развивать внутренний слух ребенка.

1час

 

Январь

I

«Нотная азбука». Игры на развитие певческого дыхания. Разучивание песни.

Формировать устойчивый ладотональный слух. Закрепить понятие о ступенях

1час

 

II

Тема: «Мячики» Артикуляционная гимнастика: «путешествие языка».

Координировать активные действия в соответствующем метроритмическом рисунке, заданном музыкой. Развивать артикуляционный аппарат.

 

1час

 

III

Тема: «Вот и поздоровались».

Развивать коммуникативные навыки. Игры: «Мячики бросаем», «Шарики летят». Повторение песен по желанию детей.

1час

 

IV

Тема: «Игры».

Игры на дыхание и ритмоинтонацию – развивать речь и интонацию.

1час

 

Февраль

I

«Нотная азбука».

Учить детей определять на слух, какой звук выше. Ознакомление с игрой «Венок»..

1час

 

II

Тема: «Приветственная песенка». Распевка на закрепление звуков «з» и «ч».

Развивать интонацию, доброжелательное отношение друг к другу. Вырабатывать чистоту интонирования.

1час

 

III

Вокально-двигательная  разминка: «Палочки веселые».

Совершенствовать чувство метроритма у  детей. Пение песен.

1час

 

IV

Развивающие игры с голосом.

Игра «Пробуждение» - Развивать интонационный слух, дыхание, артикуляцию.

1час

 

Март

I

«Нотная азбука».

Проверить умение детей самостоятельно определять звуки по нотной записи. Пение песен. Игра: «Угадай настроение».

1час

 

II

Тема: «Загадка».

Упражнение на закрепление звуков «ч», «ж», «р». Игра: «Вверх по ступенькам я иду».

1час

 

III

Тема: «Музыкальный калейдоскоп».

Разучивание песни. Пение любимых песен хором, соло, дуэт, трио.

1час

 

IV

Тема: «Эхо».

Учить имитировать музыкальные фразы в распевках. Музыкальные игры: «Угадай настроение», «Венок».

1час

 

Апрель

I

Тема: «Нотная азбука»

Закреплять знания детей о нотах, их звучании и расположении на нотном стане и металлофоне. Разучивание песни «Песенка о гамме».

1час

 

II

Тема: «Родной край».

 

 

            

Упражнение на закрепление звуков «р», «с», «ш». Ознакомление с игрой «Весёлое путешествие» - развивать творческое воображение.

1час

 

III

Тема: «Цынцы-брынцы – бубенцы».

Познакомить с новыми движениями рук в сочетании с лёгким поскоком в вокально-двигательной разминке. Повторение песен и игр по желанию детей.

1час

 

IV

Игра: «О чем я говорю».

Учить детей логически мыслить, изменять тембр голоса. «Эхо» - продолжать учить интонировать чисто в сочетании с динамикой звука.

1час

 

Май

I

Тема: «Нотная азбука».

Развивать умение детей петь по нотам, простейшие мелодии. Учить играть на металлофоне. Инсценирование песни: «Кот сапожник» /100 муз.игр, стр.88/

1час

 

II

Тема: «Колыбельная».

 

Учить петь напевно, ласково, тихо. Игра «Кто пришел в гости» /сб. Анисимовой стр.62/

1час

 

III

Тема: «Кошкин дом».

Воспитывать у детей выдержку исполнения продолжительного исполнения с изменением и усложнением жестикуляции /см. сб. Давыдовой/. Игра «Котята и Барбос».

1час

 

IV

Тема: «Шутка-малютка».

Учить детей проявлять творчество – сочинять мелодии. Ира «Угадай мелодию». Пение любимых песен.

1час

Всего 32 часа

       

 

 

 


Методическое обеспечение

дополнительной образовательной программы:

 

 

 

     

 

Литература:

 

  1. И. Агапова, М. Давыдова. « Лучшие музыкальные игры для детей». – Москва: «ЛАДА», 2006г. – 224с..
  2. О.С. Боромыкова. « Коррекция речи и движения». – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 65с..
  3. М.А. Давыдова.  «Музыкальное воспитание в детском саду». – Москва: «ВАКО», 2006г. – 240с..
  4. Н. Кончаловская. « Нотная азбука». – Москва: «ОЛМА-ПРЕСС», 2000г. – 65с..
  5. Т. Орлова. «Учим петь»: система упражнений для развития музыкального слуха и голоса. Журнал: Музыкальный руководитель,

2004г., №5, №6.

  1. О.В.Кацер «Игровая методика обучения пению».
  2. З.Роот «Музыкальные сценарии для детского сада» - Москва «АЙРИС ПРЕСС» 2005г. – 206с
  3. О.Е.Громова «Инновации» - методическое пособие для дошкольников образовательных учреждений. Москва «ЛИНКА ПРЕСС» 2008г.
  4. Г.И.Анисимова «100музыкальных игр для дошкольников» - Ярославль «Академия развития» 2005г
  5. А.М. Драговой  «Песни для детского сада». Москва  «АЙРИС ПРЕСС» 2007г.

 

 

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по информатике для 1 класса "Компьютерная азбука"

Курс информатики на ступени начального общего образования представляет собой пропедевтический курс, который должен сформировать у младших школьников не только элементы компьютерной грамотности, но и н...

Авторская программа по информатике для 2 класса "Компьютерная азбука"

Курс информатики на ступени начального общего образования представляет собой пропедевтический курс, который должен сформировать у младших школьников не только элементы компьютерной грамотности, но и н...

Авторская программа дополнительного образования "Азбука будущего юриста" для учащихся 8-9 классов

Данная программа дополнительного образования была сертифицирована в 2008 году. Она может быть использована не только для организации работы объединений, кружков в системе дополнительного образования, ...

Авторская программа "Азбука предпринимательства"

Программа "Азбука предпринимательства".-это программа элективного курса ,который проводится в 8-9 классах. Содержит разработку различных методов и приёмов курса, расчитан на 12 часов....

Авторская программа "Азбука вязания"

Программа рассчитана на подростков 14-18 лет. Курс рассчитан на 16 занятий.Цель - развитие творческого и эстетического потенциала в рамках искусства вязания крючком и спицами....

Авторская программа "Азбука потребителя"

"Азбука потребителя" является началом формирования  потребительской культуры школьников, которая продолжается в старших классах при изучении раздела "Права потребителя"...

Авторская программа «Азбука профессионального самоопределения». Авторы : Зимина Елена Николаевна, Самаркина Вера Павловна, учителя ГБОУ СОШ пос. Береговой , м.р. Шигонский Самарской области. 2017- 2018 уч.г

  Учителя русского языка и литературы Зимина Е.Н. и Самаркина В.П.  стали победителями (3 место)  областного конкурса  программ и методических разработок, обеспечивающи...