Работа в группах как одна из форм активизации познавательной деятельности учащихся
статья на тему

«…Система современного урока – это педагогика возможностей, а не только реальности. Если исходить из реальности, то нужно объяснить лишь то, что ученик может и должен понять. Если исходить из возможностей, то можно объяснять то, что ученик может не понять на данном уроке, но будут созданы условия для понимания излагаемых мыслей» ,-  так  высказался известный ученый –лингвист С.П.Баранов.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа в группах как одна из форм активизации

познавательной деятельности учащихся

Комарова Лариса Александровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ  п. Красный Текстильщик

Саратовского района Саратовской области»

«…Система современного урока – это педагогика возможностей, а не только реальности. Если исходить из реальности, то нужно объяснить лишь то, что ученик может и должен понять. Если исходить из возможностей, то можно объяснять то, что ученик может не понять на данном уроке, но будут созданы условия для понимания излагаемых мыслей» ,-  так  высказался известный ученый –лингвист С.П.Баранов.
Это высказывание  позволяет взглянуть на организацию учебного процесса с учётом выбора таких форм и методов обучения, которые дают возможность формирования у учащихся потребности в активной познавательной деятельности, реализации  их творческого потенциала.

Активизация  познавательной деятельности учащихся на уроках достигается через интерактивные формы и методы обучения.

Хочу остановиться на групповой форме работы на уроках.

Среди множества активных форм обучения  групповая,  по моему мнению,  способствует  развитию  творческих способностей  каждого ученика.

         Какие виды деятельности  можно  применять,  работая  в группе? Да  самые разные:  работа в парах, обучающие игры, «Мозговой штурм», «Снежный ком», «Своя опора», «Лови ошибку», «Эксперты», «Водоворот»… Все зависит от темы урока, цели, которая стоит перед учителем и его учениками, типа и места урока.                                                                                                                                        
Для работы в малых группах я использую разноуровневые задания. Они очень удобны на уроках грамматики при закреплении материала и для контроля знаний. У ребят  есть возможность оценить свои знания по выполненным заданиям, такие задания помогают проявлять  личностное творчество в процессе обучения. Они эффективны во всех классах.

Групповая форма работы может быть  использована на разных этапах урока.   Большой интерес учащихся вызывает  работа по схемам ( технология «Своя опора») Так при изучении нового материала  ребята составляют опорный конспект темы на большом листе.  Проводится презентация схем, лучшая схема  вывешивается  на доске и записывается в тетрадях.
При изучении темы «Причастие» перед обучающимися опорная схема

( стр.153 учебника) «Морфологические признаки причастия»  и предложенное начало текста.

Задание 1 группе. Используя данное  начало текста и опорный конспект, представить  результаты в форме монологического высказывания.

Владимир Иванович Даль в  своем «Толковом словаре» сказал о причастии: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного.

Действительно,..»

Задания 2  группе

 Какие признаки глагола «работают» при образовании причастий.

 - Назовите суффиксы, при помощи которых образуются различные

причастия.

Задания 3 группе.  Назовите основные признаки прилагательных  у причастий.

Задания 4 группе. Выписать словосочетания. Определить тип и время  причастий.

1.Поднимавшаяся луна. 2. Падающие звезды.

3. Волнуемый воспоминаниями.4. Разорванные клочья тумана.

5. Убывавший месяц.6. Строящийся дом.7. Посеребренные деревья.

8. Изучаемый предмет.9. Побитые градом цветы.10. Поредевшая листва.

          Широкую возможность  для  организации работы в группах дают интерактивные задания в учебниках  русского языка под редакцией М.М.Разумовской (издательства «Дрофа»). Это и теоретический материал, и задания повышенной трудности, и материал по развитию речи,задания для работы с электронным приложением к учебнику, упражнения ,раскрывающие  ЗНАЧЕНИЕ, СТРОЕНИЕ, ПРАВОПИСАНИЕ слов (ЗСП) , задания  под  рубрикой «Учимся говорить на лингвистическую тему».

Так,  на  уроках при изучении темы «Причастие » в 6 классе.   Ребята  активно участвуют при выполнении заданий   рубрики « Учимся читать и пересказывать лингвистический текст» (технология «Эксперт»).

Каждая группа получает дидактический материал ( текст для наблюдения, вопросы…), в результате работы над которым делают теоретические выводы. Группа становится экспертом в данном вопросе.представитель от группы знакомит с теорией все остальные группы.

 Упр.389    Вдумчиво прочитайте текст .Объясните, почему он разделен на четыре части. Составьте план текста и перескажите его (стр.151-153).

Упр.391    Учимся собирать и систематизировать информацию.

Кратко сформулируйте основные признаки   глагола и прилагательного,характерные для причастия. Для этого найдите соответствующую информацию в материале, выделенном цветом.

Упр.398     1)Прочитайте слова каждой группы и найдите причастия.Объясните, по каким признакам вы узнали причастия.При выполнении задания пользуйтесьперечнем суффиксов и типичных моделей причастий.

2)Выпишите причастия, разбирая их по составу и употребляя с определяемым словом, т.е. в составе словосочетания «причастие + существительное».

Групповая работа  дает результат и при проверке домашней работы.
Так, например, дома учащиеся должны были подумать над вопросом: Типы грамматической связи в предложении ( 8 класс). В группе каждый излагает свою версию. Выбирают  лучшую или составляют коллективный ответ. Свой вариант  излагает каждая группа, и, конечно, каждой последующей группе хочется свой ответ сделать получше,  чем у другой группы. Поэтому при подготовке домашней работы многие заглядывают не только в учебники, но и в  справочники, энциклопедии.

Школьникам  важно, что ответ их будет оценивать не учитель, а другие группы, которые  очень придирчиво слушают и сравнивают, у кого что получилось.

       На уроках  у некоторых учеников большие затруднения вызывают разные виды разборов. При групповой работе у ребят  есть возможность обсудить, сравнить, составить правильный вариант ответа.
Хочу отметить, что успех  работы учащихся в группах   зависит прежде всего от мастерства учителя, от умения его распределятьзадания  таким образом, чтобы каждая группа и каждый участник в отдельности были заинтересованы в  успехе. Всем своим поведением учитель обязан выражать заинтересованность в работе  как сильных, так и слабых учащихся, вселять уверенность им в своих действиях, проявлять уважительное отношение сильных к слабым ученикам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Предметная неделя по кубановедению как одна из форм внеурочной деятельности в системе преподования курса"

Описание опыта работы по организации внеурочной деятельности в форме предметной недели. Модель предметной недели....

Статья "Дистанционное обучение как одна из форм учебной деятельности, стимулирующих познавательную активность и самостоятельность учащихся."

Дистанционное обучение как одна из форм учебной деятельности, стимулирующих познавательную активность и самостоятельность учащихся....

Групповая форма как одна из форм учебной деятельности учащихся на уроке

Представление, обобщение о работе в группах, типология групп....

Игра как средство активизациипознавательной деятельности учащихся на уроках географии м внеклассной работе

Игра как средство активизации познавательной деятельностиучащихся на уроках географии и во внеклассной работе. Игра — особое организационное занятие, требующее напряженияэмоциональных и умственны...

Обмен опытом. Интеграция – одна из форм познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида в условиях надомного обучения.

Дети с отклонениями в умственном развитии, в отличие от нормально развитых детей, трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание, они быстро утомляемые, ...

ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Актуальность данной статьи продиктована сразу несколькими факторами. Во-первых, многие историко-культурные памятники, связанные с архитектурой, в наши дни находятся под угрозой исчезновения.  Опа...