Выступление на педсовете, 27.05.15 год.
материал по изобразительному искусству (изо) на тему

Ильина Наталия Олеговна

27.05.15г. педсовет “Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации учебного процесса”

Выступление “Воспитание положительной мотивации на уроках ИЗО и художественного труда”

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 27.05.15.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Выступления на педсоветах

3. 27.05.15г. педсовет “Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации учебного процесса”

Обучение и воспитание: Эти понятия еще со времен Я.А. Коменского стоят в одном ряду неразлучной парой: учебно-воспитательный процесс, их связывают сотни, тысячи, а может быть, и больше зависимостей, причем достаточно сложных и неоднозначных. Чаще мы обращаемся к процессу обучения школьников, рассматривая закономерности этого процесса, принципы организации. В статье я предлагаю рассмотреть вопросы, связанные с воспитанием школьников.

Основным объектом воспитательного процесса в школе является личность школьника как носитель социально ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно проявляющее свое личностное "Я".

Поворот школы к личности ребенка вынуждает искать методические решения, особенно в воспитательной работе. Основным элементом школьного образования является урок, который зеркально отражает проблемы воспитания в школе, отношения в семье, влияние социума и несет на себе отпечаток личности учителя. И, наверное, если мы начнем больше внимания уделять воспитанию школьника, в центр своей деятельности поставим ученика и будем строить все свои усилия во имя его развития, то и процесс обучения будет более эффективным и результативным.

Хорошо организованное воспитание - это обеспечение широкого взаимодействия ребенка с многообразиями явлений жизни, в процессе которого у него формируются отношения к миру на уровне человеческой культуры, требований общества и личных индивидуальных особенностей, максимальное развитие которых является условием его счастья.

Богатую практику человеческих взаимоотношений дети черпают именно в школе, т.к. проводят здесь большую часть времени в течение года. В детях нужно воспитывать доброжелательность и отзывчивость. В воспитании основ нравственности мне помогают  этические сказки «Жадный кармашек», «Мальчик-ябеда», «О хвастливом бантике». Для того, чтобы мои ребята успешно интегрировались в общество, я должна научить их оценке и анализу своего поведения и поступков с точки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре человечества. «Что такое хорошо и что такое плохо», « Я живу среди людей», «Дружба начинается с улыбки», «Для чего человеку имя», «Ты - часть природы» - эти занятия помогают овладеть моральным поведением, сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. Самая главная моя задача – пробудить чувства каждого ребёнка, его эмоциональную реакцию, поэтому  разбирая любую сказку, игровую ситуацию, литературное произведение я адаптирую вопросы к реальным условиям жизни детей, непосредственному окружению. Я хочу, чтобы они поняли, что милосердным, добрым надо быть здесь и теперь, а не в далёком будущем. На таких занятиях мне приходится быть немножко актёром, потому что эмоции и чувства надо показать, а ведь наши дети очень верят в образ и обязательно ответят на чувства, почувствуют себя причастными к общему делу. Этому способствует и  соотнесение материала занятия с  актуальными ситуациями в группе и проблемами конкретных детей.  Вместо вопроса  «Вам понравилось?»  целесообразно задавать вопросы о чувствах и ощущениях ребёнка: « За кого ты порадовался?», «Что тебя огорчило?», «Что бы ты хотел изменить?»

 Побуждаю их думать и говорить, оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых,  понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму» и т.д. Одним из важнейших условий успешной социализации является приучение детей к труду. Только через деятельностный подход можно добиться значительных положительных результатов в воспитании. При организации труда детей хочу обратить внимание  одну особенность этого процесса - воспитание коллективизма при совместной работе.  Дети получают возможность отстаивать свою правоту или соглашаться с мнением сверстников, оценивать справедливость замечаний. Все это влияет на становление и развитие доброжелательных взаимоотношений между детьми, растет коллективистская направленность личности: ребенку становится небезразличным мнение сверстников о себе, поддержка ими его успехов, проявление внимания к его затруднениям.

Выступление “Воспитание положительной мотивации на уроках ИЗО и художественного труда”

ВВЕДЕНИЕ

Формирование мотивации учения – это решение вопросов развития и воспитания личности. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Эта проблема актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей. Изобразительное искусство, как один из учебных предметов общеобразовательной школы, занимает важное место в воспитании учащихся, а значит – может способствовать развитию учебной мотивации. А.В. Луначарский в книге «Основные принципы единой трудовой школы» писал: «Предметы эстетические: лепка, рисование, пение и музыка – отнюдь не являются чем-то второстепенным: трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы бездушным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда, и науки». Уроки изобразительного искусства дают широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей. Это объясняется тем, что, с одной стороны, занятия требуют творческой активности, с другой – для занятий изобразительным искусством характерна выраженная эстетическая направленность. Радость и наслаждение, которые испытывает ребенок при встрече с прекрасным, способствуют воспитанию в нем доброты, сопереживания и сочувствия окружающему его миру.

Актуальность данного опыта заключается в том, что повышение мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства способствует формированию мировоззрения школьников, интенсификации учебно-воспитательного процесса и, как следствие, формированию личности, соответствующей требованиям современного общества.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

Мотивация – это система побудительных причин человеческого поведения, теоретической и практической деятельности.

Уровни развития учебной мотивации:

Отрицательное отношение к учению.

Нейтральное отношение к учению.

Положительное, но аморфное отношение к учению.

Положительное отношение к учению.

Активное, творческое отношение к учению.

Личностное, ответственное отношение к учению.

Мотив учения – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

Направления деятельности:

Пополнение запаса знаний, умений и навыков по предмету.

Развитие общеучебных знаний и навыков.

Развитие познавательного интереса к предмету.

Воспитание личности в процессе обучения.

Развитие у учащихся умения осознавать свои мотивы в учебной работе.

Развитие логического и образного мышления.

Задачи педагогической деятельности:

Развивать у учащихся умение целеполагать:

Обучать постановке целей и задач, их формулированию;

Обучать умению ставить промежуточные цели.

Развивать у учащихся умение планировать достижение поставленных целей:

Обучать планированию отдельных учебных действий и их последовательности;

Обучать преодолевать затруднения и рассчитывать свои силы.

Развивать у учащихся умение контролировать себя и адекватно оценивать в процессе достижения поставленных целей:

Обучать самоконтролю по этапам работы в соответствии с объективными требованиями;

Обучать адекватно оценивать себя в соответствии со своими индивидуальными возможностями.

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

В основе педагогической деятельности по развитию учебной мотивации лежат принципы личностно-ориентированного подхода, целью которого является создание максимально благоприятных условий для развития и саморазвития ученика, выявления и активного использования его индивидуальных способностей в учебной деятельности:

Опора на субъективный опыт учащихся, который используется как один из источников обучения.

Актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков.

Индивидуализация и дифференциация обучения.

Системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов, создание целостности знаний.

Организация совместной работы учителя и учащихся.

Креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей учителя и ученика.

СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ:

Диагностика уровня учебной мотивации каждого ученика с целью выявления общего отношения к изучению предмета, определение сущности того, что побуждает ученика учиться.

Перспективное планирование развития учебной мотивации каждого ученика с учетом следующих факторов:

Опора на достижения учащегося и зону развития его учебной мотивации – что знает ученик, как умеет учиться, как может учиться (обучаемость), как умеет ставить и реализовывать цели;

Оптимистической позиции учителя, состоящей в том, что у каждого ребенка есть наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, и перспективы, резервы ее развития.

Создание психолого-педагогических и организационно- педагогических условий для развития учебной мотивации каждого ученика:

Разнообразие форм организации учебного процесса;

Создание комфортного рабочего места ученика;

Эстетическое и методическое оформление учебного кабинета;

Использование проектной деятельности;

Внеклассная работа по предмету.

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ:

Факторы, связанные с содержанием учебного материала (новизна, связь с практикой, исторический аспект, занимательность, нестандартность и т.д.).

Включенность ученика в коллективные формы работы, отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя.

Привлечение учителем учеников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.

Разнообразие форм уроков (урок-лекция, урок-игра, урок-путешествие, урок-сказка).

Разнообразные формы внеклассной работы (кружки, факультативы, КВН и т.д.).

РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Любой учитель знает, что заинтересованный ученик учится лучше. В психолого-педагогическом плане именно на развитие устойчивого познавательного интереса должны быть направлены все усилия педагога. В свете решения этой задачи планируется структура урока, используются различные формы обучения, тщательно продумываются методы и приемы подачи учебного материала. Решению этой проблемы помогает использование игровых технологий на уроке.

Как заметил замечательный педагог В.А.Сухомлинский, «игра – не просто детская забава, но и животворный источник мышления, благородных чувств и стремлений. Игра делает жизнь более радостной, счастливой, воспитывает творческое отношение к действительности, повышает работоспособность. Там, где нет игры, жизнь становится однообразной и скучной». Для успешного развития самостоятельности, инициативы и творчества в процессе обучения, необходимо применение различных методов работы, в том числе и игры.

Задачи и игры, предлагаемые учащимся на уроках, должны быть им доступны. Но что считать критерием доступности? Если какая-либо игра или головоломка предназначена, к примеру, для пятиклассников, то значит ли это, что каждый пятиклассник обязан с ней справиться? Конечно, нет. Для одних она может оказаться слишком сложной, для других – доступной. Поэтому определить точно, для какого возраста та или иная задача, очень трудно, а иногда невозможно. Однако это относится не ко всем задачам, а только к тем, которые основаны на сообразительности, наблюдательности, памяти, пространственном воображении. В играх познавательных, где на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков, все обстоит иначе. Игра должна соответствовать знаниям, которыми располагают играющие, и в этом случае легко определить, учащимся какого класса следует адресовать ту или иную задачу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование мотивации учения – это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается. Подтверждают это и результаты психодиагностики. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии, актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете " Формы работы с родителями"...

Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.

Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...

Выступление на педсовете

Использование презентаций при подготовке учащихся к ЕГЭ....

Школа и родители: социальное партнерство.Выступление на педсовете.

           Воспитание учащихся осуществляется в семье, в школе, в системе дополнительного образования, по месту жительства, там, где учащиеся ...

Презентация к новому выступлению на педсовете

ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...

Презентация к новому выступлению на педсовете

ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...

Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...