ГОТОВИМ ПЕДАГОГА НОВОЙ ШКОЛЫ
методическая разработка на тему

Трофимова Елена Юрьевна

Все преподаватели Болховского педагогического колледжа решают задачу подготовки молодых учителей, способных реализовать требования, связанные с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов. В учебном процессе и на педагогической практике используются современные методы и средства обучения. Большое внимание уделяется организации самостоятельной работы и исследовательской деятельности на всех этапах обучения. Представить свои знания по педагогике, собственный практический опыт, высказать своё отношение к педагогическим проблемам студенты могут на районных, общеколледжных и курсовых форумах, конференциях, дискуссионных площадках. Их проведение рассматривается как значимое событие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovim_pedagoga_novoy_shkoly.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОТОВИМ ПЕДАГОГА НОВОЙ ШКОЛЫ

Трофимова Е.Ю., преподаватель педагогики

Болховского педагогического колледжа

Орловской области

Все преподаватели Болховского педагогического колледжа решают задачу подготовки молодых учителей, способных реализовать требования, связанные с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов. В учебном процессе и на педагогической практике используются современные методы и средства обучения. Большое внимание уделяется организации самостоятельной работы и исследовательской деятельности на всех этапах обучения. Представить свои знания по педагогике, собственный практический опыт, высказать своё отношение к педагогическим проблемам студенты могут на районных, общеколледжных и курсовых форумах, конференциях, дискуссионных площадках. Их проведение рассматривается как значимое событие.

Накануне выхода студентов выпускного курса на преддипломную педагогическую практику в колледже прошла конференция «Как научить ребёнка учиться?». Она явилась своеобразным смотром готовности студентов к работе в современной школе и ещё раз обозначила основные аспекты строительства Новой школы.

В процессе подготовки инициативная группа студентов выполняла исследовательское задание на тему «Чему учит школа? Чему должна учить школа?», основательно изучала теоретические основы проблемы и историю вопроса, анализировала учебники и методические пособия серии «Стандарты второго поколения» и серии «Работаем по новым стандартам», изучала систему работы школьных учителей, училась представлять свой первый опыт проведения уроков на практике «Пробные уроки и занятия», готовила презентации (фотографии и основные положения проблемы), выставку книг.

Эпиграфом конференции стали известные всем строки Марка Туллия Цицерона «Учиться нетрудно, если у тебя добросовестные наставники и ты сам умеешь учиться».

Прежде всего, студенты инициативной группы познакомили участников конференции с результатами исследования и показали актуальность проблемы.

Учитель знает о том, что типовые образцы быстрее приводят к решению задач, но он должен знать и другое, что типовые образцы от умения думать уводят навсегда. Ученик научится делать, но не научится думать.

Традиционно в школе учили, как быстро запомнить знания, созданные другими людьми. Но запоминание, даже очень хорошее, это вовсе не обучение.  Пока ученик учится в  школе, информация устареет. Чтобы не нужно было снова и снова обучать ученика, необходимо его научить учиться. Образованный ученик будет сам учиться всю жизнь.

Выпускник школы должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути решения проблем, быть коммуникабельным, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Как научить учиться – это очень важный вопрос. И очень непростой. Если школа не научила ученика учиться, – ученик остается необразованным. Его обучение в колледже и вузе не будет успешным. 

Участники конференции в своих выступлениях подчеркнули: Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения смещает акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца и предлагает изменить метод обучения с объяснительного на деятельностный и использовать новый подход к оценке результатов обучения (предметных ЗУН, метапредметных и личностных результатов). В современной школе меняются учебники, требования к образовательным программам и учебным планам. Меняется представление о критериях  профессионального мастерства учителя, целях и методах его работы. В профессиональную жизнь педагога входит понятие универсальных учебных действий. УУД – новая, пока совсем непривычная аббревиатура, но за ней скрывается принципиально важное педагогическое понятие.  ФГОС выдвигает требования к формированию у школьников универсальных учебных действий, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его успешной адаптации в обществе, а также профессионального роста. В Новой школе меняются функции педагога: он организатор - дирижер - участник - помощник - товарищ.

Выступающие дали определения новым понятиям и сделали необходимые пояснения.

А как формировать универсальные учебные действия?

Концепция развития универсальных учебных действий  разработана группой авторов под руководством зав. кафедрой факультета психологии МГУ, доктора психологических наук, профессора Александра Григорьевича Асмолова (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов). Студенты изучили пособие для учителей и родителей «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли» и убедили всех в том, что эти рекомендации помогут учителю сформировать у школьников умение учиться.

Помочь разобраться в этом актуальном вопросе может новый педагогический инструмент, созданный в Центре системно-деятельностной педагогики "Школа 2000..." АПК и ППРО, - дидактическая система деятельностного метода обучения. Научный коллектив Центра под руководством Людмилы Георгиевны Петерсон, доктора педагогических наук, профессора кафедры начального и дошкольного образования подготовил для учителей необходимые разъяснения. Формирование умений, в т. ч. универсальных учебных действий (УУД), включает в себя четыре основных этапа:

1) первичное выполнение действия,

2) понимание и освоение способа выполнения действия,

3) отработка и коррекция сформированности действия,

4) системное использование действия.

Студенты рассказали о том, что происходит на каждом из этапов и привели примеры с практики, напомнили структуру урока, организованного по технологии деятельностного метода обучения. Включение в самостоятельную учебную деятельность обеспечивается следующей системой дидактических принципов: деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества.

Модернизация системы образования, введение образовательных стандартов нового поколения актуализировали проблему формирования у ребёнка умения учиться.

Заканчивая рассмотрение одной из актуальных проблем педагогики – как научить ребёнка учиться, - мы сделали несколько обобщений.

1. Принцип «научить учиться» – это основа модели школы XXI века.

Необходимо учить детей учиться на уроках, во внеурочной деятельности, при подготовке и проведении внеклассных воспитательных мероприятий и КТД.

 2. Задача учителя сегодня состоит в том, чтобы овладеть педагогическими средствами формирования у ребёнка умения учиться.

 3. Всем преподавателям и студентам необходимо изучать методическую литературу по организации перехода к ФГОС.

Таким образом, активное освоение студентами в стенах колледжа новых ценностей образования позволит им успешно реализовать свои профессиональные компетенции в практической деятельности.

Использованная литература

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В. Что значит «уметь  учиться». – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2006.

3. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…». Методическое пособие / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М. АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Руководитель новой школы – педагог или менеджер»

Данная статья содержит размышления по теме "Руководитель новой школы -  педагог или менеджер", написана с учётом опыта моей административной работы в течение 16 лет....

Исследовательская деятельность педагогов в «новой школе»

Изменения в социально-экономической сфере России способствовали модернизации системы образования.[8] Современные преобразования школы и общества требуют от учителя переориентации его деятельности на н...

Творческая работа «Новая школа глазами молодого педагога»

Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного проф...

Информационная компетентность педагогов в рамках системы открытого образования. Новая роль в новой школе.

В современных условиях, когда модернизация знаний стремительна, а старые знания быстро устаревают, единственным выходом для получения высокой квалификации и поддержании ее на профессиональном уровне я...

профессиональное искусство педагога как фактор развития Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"

выступление на городском методическом объединении словесников, где освещены три направления НОИ "Наша новая школа", касающиеся профессиональизма учителя, а также рассказано об ОС "Школа-2100"....

Новая школа глазами молодого педагога

У каждого ребенка есть право на счастье. Будут ли счастливыми и успешными ребята, зависит от взрослых, в первую очередь от  нас, педагогов.Какой должна быть современная школа?...

Новая школа глазами молодого педагога

Творческая работа к конкурсу "Педагогический дебют"...