Активные формы преподавания литературы
статья на тему

Пьянкова Ирина Геннадьевна

Статья отражает использование активных форм преподавания литературы в колледже.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активные формы преподавания литературы

Проблема совершенствования преподавания литературы сегодня одна из важнейших в школе, ведь урок литературы должен заставить учащихся мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения. Но это невозможно сделать при сухом, догматичном подходе к преподаванию литературы. Наши ученики не читают произведение, они его «проходят», скользя равнодушным взглядом по сокровищам великой духовной ценности. А мы, учителя, им часто в этом помогаем. Стараясь уложиться в программу, спешим. Нам некогда дать своим воспитанникам подумать над строкой, душой прикоснуться к мыслям и чувствам, заложенным в ней, почувствовать её музыку, неповторимую красоту.
Одним из эффективных вариантов решения этой проблемы являются активные формы урока. Ведь содержательный, необычно построенный урок не может не запечатлеться в памяти учащихся. Разнообразие содержания и форм освоения учебного материала значительно ослабляет тормозящее влияние привычной стандартной организации учебных занятий и, соответственно, повышает эффективность учебно-воспитательного процесса, его результативность.

Активные формы преподавания литературы помогают нам, учителям, заинтересовать учеников процессом чтения, вырабатывать потребность юного человека читать умные, серьёзные книги, вводить его в удивительный мир художественной литературы, формировать эстетический вкус читателей-подростков, обогащать словарный запас и совершенствовать грамматический строй речи. Такие уроки не только не снижают стремления наших учеников-читателей попытаться проникнуть в глубины творческой лаборатории писателя, а напротив, концентрируясь (в зависимости от поставленной задачи) на сюжете, стиле произведения, его композиции, художественной детали, учат ребят вниманию и уважению к слову великих мастеров литературы, что в дальнейшем, безусловно, помогает им в осмыслении и анализе целого круга авторских проблем. Традиционный урок, предполагающий ведущую роль учителя, мало приспособлен для свободного творческого общения школьников, заинтересованного обсуждения, осмысления литературных произведений и не представляет возможностей всем без исключения учащимся для раскрытия себя, для свободного творческого развития. Активные формы урока способствуют организации диалога, установлению живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимися, создают возможность выражения своего собственного «я» каждому ученику.

Таким образом, активные формы преподавания литературы необходимы для воспитания творческой, активной личности, в которой так нуждается современное российское общество. Решение учебных и воспитательных задач, стоящих перед школой, невозможно без обновления содержания, методов и форм обучения. Кроме того, новые формы уроков – это голос учителя, живой опыт, это реакция педагога на перемены, происходящие вокруг, попытка внести разнообразие, добиться, чтобы каждое занятие носило творческий характер. К активным средствам обучения можно отнести проблемную лекцию, заочную экскурсию, школьное исследование, диспут, литературную композицию, семинар, а также соревновательные игры, ролевые игры (урок-суд, урок-театр и пр.), урок-литературное кафе и другие. Выбор очень богат и разнообразен. Но почти у всего этого разнообразия есть общая объединяющая основа. Это – игра.

Психологи Л.С. Выготский, В.М. Теплов, Л.И. Рувинский утверждают, что применение игр в обучении обеспечивает высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся, способствует подключению к процессу познания таких свойств психики, как воображение, память, эмоции, речь. Игры позволяют, кроме того, отрабатывать практические умения и навыки, что очень важно при обучении анализу художественного текста на уроке литературы.

Всё вышесказанное может служить подтверждением необходимости проведения уроков, построенных на игровой основе. Но следует помнить, что такой урок уместен лишь в том случае, если он соответствует задачам, которые перед ним стоят. Иногда его проводят в начале изучения темы (раздела), чтобы вызвать интерес к ней учащихся. Но чаще – после изучения темы, чтобы закрепить знания школьников. Впрочем, каких-то нормативных требований здесь просто нет. Всё зависит от учителя, от целей урока. Но в любом случае крайности излишни. Нельзя превращать учёбу в сплошную развлекательность. Нужно, чтобы урок-игру ребята ждали, как праздник. Тогда интерес к такому уроку будет выше. Конечно, не все активные формы уроков представляют собой игру. Сами школьники, судя по отзывам, привлекательными формами работы на уроке литературы, кроме игровых, считают те, которые ведут в область самостоятельных поисков и открытий, активизируют воображение, формируют собственный взгляд на вещи и учат отстаивать свою точку зрения, помогают найти неординарное решение проблемы. Это такие формы уроков, как исследование, семинар, диспут, заочная экскурсия, проблемная лекция и другие. В ходе таких занятий ребята открывают для себя красоту интеллектуального труда, учатся трудиться систематически и целенаправленно. Это требует волевых усилий, терпения, затрат трудовой и эмоциональной энергии, но в результате формируется думающий, квалифицированный читатель, который, накопив опыт самостоятельного анализа произведения, оказавшись наедине с новой книгой, сумеет разобраться в её идейно-художественном своеобразии, увидеть авторскую оценку изображённого и высказать аргументированное суждение о прочитанном.

Урок - заочная экскурсия. Урок - заочная экскурсия практикуется чаще всего в процессе изучения биографии художника слова, когда перед учителем стоит цель не только познакомить школьников с определёнными фактами биографии писателя, но и ввести их в особый эмоциональный мир, оживить воспоминания, создать своеобразный «эффект присутствия». Поэтому рассказ учителя обязательно должен быть дополнен созданием зрительного ряда с использованием альбомов, открыток, иллюстраций, портретов, слайдов, диафильмов и кинофрагментов. Возможно и проведение заочной экскурсии, когда мы встречаемся с определённым устоявшимся понятием, например, «Петербург Достоевского» или «С Грибоедовым по фамусовской Москве» и др. Увлекательны заочные экскурсии, построенные как путешествие вместе с писателем. Они дают возможность увидеть, как разнообразные впечатления связываются с творческими замыслами, как писатель вторгается в жизнь не только своими произведениями, но и непосредственными действиями (например, «С Пушкиным по следам Пугачёва», «С Маяковским по Союзу Советов» и др.). Заочная экскурсия только на первый взгляд кажется преимущественно монологической, лекционной формой. В действительности в процессе её развития возникает беседа, даётся простор для различного рода самостоятельности и творческих работ учащихся. Например, при изучении творчества А. Н. Островского, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого (задание подобрать материал о достопримечательностях столицы, связанных с именем писателя и с историей создания его комедии «Горе от ума»; воссоздать картину быта и нравов Москвы 10-20-х годов XIX века). Для подготовки был дан список дополнительной литературы. История создания произведения или знакомство с личностью писателя.

Заочная экскурсия по страницам произведения («Отцы и дети»).

Таким образом, заочная экскурсия вовлекает ученика в мир писателя, приобщает его исторически, эмоционально к давнему времени. И при чтении художественных произведений общение школьников с писателем будет более глубоким, волнующим и прямым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы преподавания литературы

В материале, который представляет собой описание собственного педагогического опыта по данной теме, представлены теоретические положения об игровых технологиях и использовании  их на уроках с цел...

Урок-семинар как активная форма урока литературы.

Методика проведения урока - семинара может быть различной. В этой статье вы найдёте один из вариантов с конкретными советами....

Тема самообразования. Активные формы преподавания экономики.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках экономики в системе требований ФГОС нового поколения. Выработка методики активизации познавательной деятельности учащихся,при изучении темы: ...

Актуальные формы преподавания литературы в условиях ФГОС

    «Урок – это зеркало общей и педагогическойкультуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А.Сухомл...

Формы преподавания литературы

Проблема совершенствования преподавания литературы сегодня одна из важнейших в школе, ведь урок литературы должен заставить учащихся мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения. Но это невозм...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНА ИЗ АКТИВНЫХ ФОРМ ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКИ

в статье даётся систематизация и соединение воедино знаний и собственного педагогического опыта по использованию метода проектов как одной из активных форм преподавания музыки и организации внеурочной...